Кто такие гетеры. Кто такая гетера

22.04.2019

Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, т. к. гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену - для продолжения рода, рабыню - для чувственных утех и гетеру - для душевного комфорта.

Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника М. Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.

Древнегреческие гетеры

Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский , известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

В Афинах существовала специальная доска - Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.

Знаменитые гетеры Древней Греции


  • Археанасса - подруга философа Платона
  • Аспазия - на которой, несмотря на её профессию, женился глава Афин Перикл
  • Белистиха - гетера фараона Птолемея II , которой в Египте воздавались божественные почести
  • Вакхида - верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
  • Герпилида - любовница философа Аристотеля и мать его сына
  • Гликерия - сожительница комедиографа Менандра
  • Гнатена - замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
  • Клеонисса - написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
  • Лагиска - возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
  • Лаида Коринфская (Lais of Corinth) - объект страсти философа Аристиппа
  • Лаида Сицилийская (Lais of Hyccara) - предполагаемая натурщица художника Апеллеса , убитая в храме Афродиты
  • Ламия Афинская - ставшая любовницей Деметрия Полиоркета в 306 до н. э., развлекавшая его также игрой на флейте.
  • Летала - любовница Ламалиона
  • Леэна (Leaina) - откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона , за это ей была воздвигнута статуя
  • Леэна Афинская - любовница Деметрия Полиоркета
  • Мания - её называли пчёлкой за необыкновенно тонкую талию
  • Мегалострата - муза поэта Алкмана
  • Менатеира - подруга оратора Лисия
  • Мильто - которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
  • Неэра (Neaira) - против которой выступал в суде Демосфен , его речь - важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
  • Никарета - основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
  • Пигарета - была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
  • Питиониса - знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
  • Сапфо - поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
  • Таис Афинская - возлюбленная Александра Македонского и супруга фараона Птолемея I Сотера
  • Таргелия - отказалась предать свою родину персидскому царю Ксерксу I . Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте царицей Фессалии
  • Теодетта - нежно любила блестящего афинского полководца Алкивиада и благоговейно воздала ему погребальные почести
  • Фрина - натурщица скульптора Праксителя , позировавшая для статуи Афродиты . Из-за особой профессии модели скульптор был вызван в суд по вопросу предполагаемого оскорбления божества. Пракситель сдёрнул с Фрины покрывало, и суд, увидев божественную красоту её тела, снял обвинение
  • Элефантида - автор руководств эротического свойства

Гетеры Древнего Рима

  • Лесбия - у Катулла (профессиональная принадлежность предполагается)
  • Кинтия - у Проперция

Гетеры Византии

  • Императрица Феодора (предположительно, не доказано).

Отличие от проституции

От гетер отличает высокая образованность - они не столько оказывали сексуальные услуги (причём по своему выбору), сколько развлекали беседой, песней или танцем окружающих по аналогии с гейшами .

Другие культуры

Слово «гетера» также часто используют в описании храмовой проституции , например, в древней Индии.

В древней Индии гетеры, которые в силу возраста уже не могли исполнять свои функции, работали в царских прядильнях (Артхашастра ІІ.23).

Напишите отзыв о статье "Гетера"

Примечания

См. также

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Гетера

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
– Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение…
Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.

О гетерах ходит столько же легенд, сколько об античных богах и героях. Их называют то содержанками и проститутками, то самыми образованными и прогрессивными женщинами своего времени. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Какие же радости приносили мужчинам гетеры и чем они занимались на самом деле?




В переводе с древнегреческого, гетера – это «подруга». Эти женщины вели свободный образ жизни, в отличие от жен, которые становились затворницами сразу после замужества и занимались исключительно детьми и домашним хозяйством. Гетеры хорошо разбирались в музыке, литературе, философии и искусстве. Они могли поддержать диалог на любую тему, их интеллектуальное развитие не уступало мужскому.




Можно ли гетер назвать проститутками? Дело в том, что гетеры стояли на более высокой ступени социальной лестницы, чем проститутки из публичных домов, и пользовались уважением в обществе. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили.


Они становились для мужчин настоящими музами. Эпикур всю жизнь хранил верность гетере Леонтии и говорил о ней: «Она живет со мной и во мне». Афинский полководец Перикл был женат на гетере Аспасии, часто советовался с ней в решении государственных проблем, она помогала ему готовить речи для выступлений. Византийская императрица Феодора до замужества была гетерой. Гетера Таис Афинская – подруга Александра Македонского – после его смерти стала женой египетского царя Птолемея І.


Фрина, которую называли самой известной и красивой гетерой Афин, стала моделью для Праксителя, ваявшего статую Афродиты, за что ее обвинили в кощунстве. Она предстала перед судом, но ее оправдали – она обнажилась перед вынесением приговора и покорила судей. Фрина сама назначала цену за свои услуги – царю Лидии из-за выплаченного «гонорара» пришлось поднять налоги в стране, чтоб восполнить бюджет, а Диогену это не стоило денег, поскольку Фрина восхищалась его умом.




Конечно, вряд ли можно судить обо всех гетерах только по самым известным и достойным представительницам этого рода занятий. В эпоху античности к идее продажной любви относились без предрассудков. При храмах Афродиты в Греции и Венеры в Риме служили сотни гетер, оказывающих интимные услуги.


Впрочем, и в эпоху античности у гетер были противники. Киники (философская школа) часто выступали против них. Кратет говорил, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, высмеивал ее любовь к золоту и холодность. Диоген в диалоге с другим философом возмущался: «Как ты можешь быть близок со шлюхой? Или становись киником, или перестань ею пользоваться».


Их можно называть как угодно, но нельзя отрицать роль, которую сыграли гетеры в античной истории и культуре. Большую или меньшую, чем , – решать вам.

Женщины в истории: гетеры

Прежде всего следует разобраться, кто такие гетеры. Сейчас их часто приравнивают к проституткам, но это не совсем так, а иногда и совсем не так. Гетеры по своему функционалу всегда были ближе к гейшам. Они вовсе не обязаны были дарить мужчинам сексуальное наслаждение (а могли и подарить. но "покровителей" выбирали сами). Их главная задача была развлечь мужчин интеллектуально. Это вам не нынешние девочки, кадрящие олигархов ради замужества с баблом. Там был совсем другой уровень и другой подход.

Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоит путать их с проститутками, те тоже существовали в Греции и назывались «порнайи». Социальный статус гетер был достаточно высок.

"Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством" - это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени.

Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставил гетер как вульгарных блудниц, однако гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

В Афинах существовала специальная доска - Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.

Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.

Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна - эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл (он впоследствии женился на Аспазии).

Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины.

По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары.
Потом заболел и умер сам правитель… Аспазия недолго была вдовой, вскоре после смерти мужа повторно выйдя замуж за народного вождя Лизикла, торговца скотом.

Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом.



Г. Семирадский. Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами, притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии.

Бюст Аспазии Гетера и танцовщица Фрина (IV век до н.э.) была родом из греческого города Феспия. Настоящее её имя - Мнесарет («помнящая о добродетелях»).

Имя же Фрина означает в переводе с греческого «жаба». Но этим именем девушка была награждена вовсе не за какие-то провинности. Как утверждают историки, в Древней Элладе так называли женщин с оливковым - более светлым, по сравнению с привычным для смуглых греков, - оттенком кожи. Дочь состоятельного врача Эпикла, девушка получила хорошее образование.

Но основным её достоинством была необыкновенная красота. Фрина изумляла совершенством своего лица, и особенно фигуры, не только окружающих, но и собственных родителей.

Рано осознав себе цену, умная и честолюбивая красавица поняла, что благодаря внешности она сможет многого добиться. Её совершенно не привлекал удел обычной провинциальной домохозяйки, к чему сводилась судьба многих гречанок. Раннее замужество, куча детей, тяжёлая бесконечная домашняя работа пугали её и были ей отвратительны.

И, чтобы избежать серой участи своих соотечественниц, девушка отправилась в Афины, дабы приблизиться к столичной светской жизни и, в конечном счете, осуществить свою давнюю затаённую мечту - стать гетерой, ведь этим вольным светским львицам разрешалось многое из того, что для остальных женщин Эллады было под запретом.

В Афинах женщины обладали не бо́льшими политическими и гражданскими правами, чем рабы, в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной.

Особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными-поскольку их лишили образования, сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц).

Главную задачу своего законодательства о нравственности Солон видел в защите и укреплении брака, причем во всех своих действиях придерживался точки зрения так называемой «двойственной» морали, то есть мужчине разрешал добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал.

Свободная и насыщенная жизнь гетер влекла и манила. Эти женщины могли появляться на всех важных собраниях, даже на политических. Они могли, не стесняясь, демонстрировать свою исключительную красоту и подчёркивать её откровенными нарядами, могли позволить себе свободное обращение с мужчинами, даже и с незнакомыми, -разговаривать с ними, спорить, кокетничать.

В их арсенале были и косметика, и духи, и парики, и шиньоны. Они могли украшать себя, как только им вздумается, что было неприемлемо для благородных замужних дам. И Фрина не прогадала. В Афинах её прелести были оценены по достоинству: её поклонниками стали многие высокопоставленные и знаменитые мужи - как от политики, так и от искусства. В том числе Апеллес и Пракситель, оставившие нам в своих нетленных шедеврах-произведениях образ прекрасной куртизанки-гетеры.

Великий скульптор Пракситель, прославившийся ещё при жизни своим талантом, влюбился в неё с первого взгляда и робко просил её позировать ему для знаменитой впоследствии статуи - Афродиты Книдской. Апеллеса же, знаменитого художника, гетера вдохновила на изображение «Афродиты, выходящей из моря» (Афродиты Анадиомены)

По мере того, как росла слава прекрасной гетеры, росли и размеры её вознаграждений, и, соответственно, аппетиты самой красавицы. Ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние, и Фрина, ставшая уже настолько богатой и свободной, что вполне могла бы оставить свое ремесло, стала назначать цену своим клиентам только в зависимости от того, как она сама лично к ним относилась. Если поклонник ей не нравился, то не могло быть речи ни о каких отношениях.

Историки донесли до наших времён свидетельства того, что, будучи совершенно не расположенной к царю Лидии, она назвала ему абсурдную и баснословную сумму за свою любовь, надеясь, что это охладит его пыл. Но одержимый страстью влюблённый правитель, тем не менее, согласился и заплатил Фрине эту невообразимую сумму, что потом немалым образом отразилось на бюджете страны, для восстановления которого ему пришлось поднять налоги.

Противоположный пример, так же известный историкам, рассказывает, что, восхищаясь умом философа Диогена, Фрина снизошла к нему без всякой платы. Став «самой желанной женщиной Эллады», тщеславная гетера хотела как можно дольше сохранять за собой право так называться. И потому она продолжала вести бурную светскую жизнь, полную остроты и любовных приключений, не отвергая своих ставших уже постоянными высокопоставленных любовников.

К 25-ти годам у Фрины было уже изрядное состояние. Она обзавелась собственным домом, рабами и всем необходимым убранством с обстановкой, демонстрирующими её высокий статус. В богатом доме, полном роскоши, украшенном галереей из колонн, скульптурами и картинами, с садом и бассейном, знаменитая и обожаемая гетера Афин устраивала пиры, на которые приглашались исключительно только знаменитые и влиятельные личности.

«Афродита Книдская» (копия)

Несмотря на постоянное участие в пирах, на текущие потихоньку года, Фрина оставалась всегда неизменно свежей и молодой и выглядела идеально. Известно, что она была небезразлична к рецептам омолаживающих мазей и притираний, и у неё был специально обученный секретарь, который находил и записывал секреты чудодейственных и эффективных средств, выведанных разными путями то ли самой гетерой, то ли секретарём.

Прежде чем применять средства на себе, Фрина опробовала их на своих рабынях. Она также придумала собственный крем от морщин и, как гласит предание, до самого почтенного возраста отличалась гладкостью кожи и долго сохраняла привлекательность и стройность.

Конечно, жизнь такой женщины не могла обойтись без драматических событий. В гетеру влюбился оратор Евфий. За её любовь он был готов выложить все свое состояние. Чтобы помолодеть и понравиться возлюбленной, он даже сбрил бороду и домогался благосклонности изо всех сил. Но неблагодарная куртизанка высмеяла его.

И тогда Евфий подал на гетеру жалобу в афинский суд с обвинением в безбожии, что было серьёзным обвинением по тем временам и влекло к изгнанию или к смертной казни. Причиной всему стала статуя Афродиты Книдской - та, которую скульптор Пракситель изваял некогда по подобию тогда только начинавшей малоизвестной гетеры-чужестранки. Это изваяние впоследствии завоевало славу самой знаменитой статуи богини любви и, установленное в святилище города Книда, привлекало к себе толпы паломников. Тысячи паломников, молитвенно простирая руки к статуе богини, восклицали: «О, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!»

За это-то и обвинил гетеру в безбожии и кощунстве оратор Евфий, отвергнутый ею. Якобы, позволяя поклоняться себе, как богине, куртизанка тем самым оскорбляла величие богов, а также постоянно развращала самых выдающихся граждан республики, «отвращая их от службы на благо отечества».

На суде Фрину защищал оратор Гиперид, давно добивавшийся ее благосклонности. За это она пообещала ему стать его любовницей. Но, несмотря на всё красноречие адвоката и показания свидетелей, судьи были настроены крайне сурово, и дело принимало всё худший оборот.

Тогда Гиперид произнёс свои знаменитые слова:
- Благородные судьи, посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой! - и резким движением сдернул с плеч стоявшей перед судом Фрины покрывала, обнажив подсудимую.


«Гетера Фрина перед ареопагом», Картина Ж.-Л. Жерома, 1861, Кунстхалле, Гамбург 200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность.
«Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», - писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом.
Пракситель пережил Фрину. После смерти своей музы он чистым золотом заплатил ей за минуты вдохновения и блаженства, отлив ее золотую статую и поставив её в храме Дианы Эфесской. В постскриптуме хочется особо отметить, что Фрина была наиболее стыдливой из гетер. В отличие от своих товарок, она не носила прозрачные одежды, а всегда была закутана в хитон из плотной ткани, закрывая даже руки до кисти и волосы.

Самая известная гетера, пожалуй, Таис Афинская, чьим покровителем был сам Александр Македонский (вот и верь после этого слухам о его гомосексуализме!). Кстати, она одевалась противоположно Фрине - не только не прятала своё тело, но гордо выставляла его напоказ, дерзко проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов.

Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам».

Во многих исторических источниках того времени упоминается это событие. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх, рассказывая о том, как во время пиршества в царском дворце гетера по имени Таис, уроженка Аттики, возлюбленная самого Александра Македонского, вела себя не только на редкость свободно и дерзко, но и очень умно и хитро…

Она то прославляла Александра, то мило подшучивала над ним, заражая своим безудержным весельем и его, и всю честную компанию. Когда же и гости, и сама Таис изрядно захмелели, то она во власти эмоций вдруг обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец. Сказав, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, этот смелый поступок будет самым прекрасным - как месть Ксерксу, предавшему некогда губительному огню Афины.

Таис Афинская. Художник Артур Брагинский Воскликнув, что хотела бы почувствовать и себя тоже вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии, она добавила, что не прочь сама, собственноручно, на глазах у всех поджечь дворец.


Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполисе. Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г. Симони - И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! - потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий.

После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его.

Впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера, от которого у неё были сын Леонтиск и дочь Ирана (Эйрена), вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы.

Элефантида - греческая гетера, предположительно жившая в Александрии в III в. до н. э. Она была известна как автор эротических руководств самого откровенного содержания, которые во времена Римской империи уже слыли библиографической редкостью. По сообщению Светония, у Тиберия на Капри имелось полное собрание её сочинений. Упоминается в Приапее и эпиграммах Марциала. До наших дней не сохранилось, а жаль.

Говорят, что одна из византийских императриц - Феодора - в прошлом тоже была гетерой. Эта женщина была достаточно умна, она смогла силой своей женской мудрости остановить врага. Насмешливо бросив болгарскому королю только одну фразу, она предотвратила его нападение на своё государство.

Если одержишь победу, то все скажут, что ты победил женщину, а если ты потерпишь поражение, то все скажут, что тебя победила женщина! - сказала она, дав ему понять, что любой исход сражения станет для него позором.

Другие известные гетеры, о которых мало информации:

Археанасса - подруга философа Платона
Белистиха - гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
Вакхис - верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
Герпилис - любовница философа Аристотеля и мать его сына
Гликерия - сожительница комедиографа Менандра
Гнатена - замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
Клеонисса - написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
Лагиска - возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
Лаиса Коринфская (Lais of Corinth) - объект страсти философа Аристиппа
Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara) - предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
Летала - любовница Ламалиона
Леэна (Leaina) - откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
Мания - её называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию
Мегалострата - муза поэта Алкмана
Менатеира - подруга оратора Лисия
Мильто - которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
Неэра (Neaira) - против которой выступал в суде Демосфен, его речь - важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
Никарета - основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
Пигарета - была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
Питиониса - знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
Сапфо - поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала.
Таргелия - отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте королевой Фессалии
Теодетта - нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести

По афинским законам женщина была ограничена в политических правах и не могла сама выбирать себе мужа. До замужества она следовала слову родителей, после замужества подчинялась мужу. Браки по любви были редким явлением. Если развода желал супруг, это осуществлялось по первому его требованию, дети оставались у него. Если расторгнуть брак хотела женщина, государство всячески этому препятствовало.

Alcibiades with Hetaerae. Athena Parthenos.


Женщины в основном занимались домашним хозяйством и воспитанием детей, имели ограниченный духовный кругозор, не принимали участия в зрелищных мероприятиях и пиршествах, не вовлекались в общественную и интеллектуальную сферу. Добродетель их заключалась в послушании, верности, скромности и умении быть как можно менее заметными. Такие жены быстро наскучивали мужчинам, и те тянулись к гетерам — интересным, блестяще образованным собеседницам, съезжавшимся в Афины со всего мира, общение с которыми считалось роскошью и высоким удовольствием.

Греческое "ἑταίρα" переводится как подруга, спутница.
Нetaira - это предшественница куртизанки, женщина разносторонне образованная, тонко разбирающаяся в поэзии, музыке, литературе и искусстве, умеющая поддержать интересную беседу на любую тему.
Для гетер существовали специальные школы, где им преподавали не только искусство любви и флирта, но и риторику, литературу, живопись, музыку, обучали уходу за лицом и телом.
Искусство красоты требовало немалого умения, так как девушки не были приучены к этому с детства. Приличным дамам краситься не полагалось и считалось дурным тоном. Знатные матроны могли себе позволить лишь массаж, уход за волосами и притирания восточными благовониями. Гетерам же краситься не только полагалось, но и считалось обязательным. После бурных ночей это помогало маскировать следы усталости. Гетера Аспазия написала "Трактат о сохранении красоты" в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания и всевозможные способы ухода за телом, в который тайно с большим интересом заглядывали благородные афинянки.
Макияж гетеры был долгим и сложным и не обходился без помощи служанки. Чтобы выбелить кожу на лицо толстым слоем накладывались свинцовые белила, как это делали японские гейши, щёки подрумянивали соком тутовника или алканны. Ресницы тогда еще не красили, а брови соединяли в сплошную линию, что считалось красивым, и густо подводили сурьмой. Губы и соски подкрашивали кармином, а все волосы на теле удаляли специальными смолами. Специально обученная рабыня завивала локоны и с помощью золотых игл и шпилек укладывала волосы в сложную причёску. Завершала туалет полупрозрачная туника, украшенная живыми цветами. Убранная таким образом гетера в любом возрасте выглядела прекрасной.

Гетера развлекала мужчин интеллектуально и вполне могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился. Социальный статус гетер был очень высок, позволить себе такую роскошь могли не многие, а добиться ее благосклонности было непросто. Чтобы встретиться с гетерой, мужчина писал ей послание на специально установленной в Афинах городской доске - Керамик, и если та соглашалась на свидание, то посылала слугу указать внизу "визитки" время и место свидания.

В античную историю вошли такие имена подруг великих людей, как Белистиха — подруга египетского фараона Птолемея II, Археанасса - подруга Платона, Компаста и Таис - любовницы Александра Македонского, Аспазия - вторая жена афинского правителя Перикла, легендарная гетера Фрина, муза и вдохновительница многих великих.

Леэна из Афин.
Вошла в историю в связи с заговором Гармодия и Аристогитона об убийстве правителя-тирана Гиппия, в который Леэна была посвящена. Заговорщики были раскрыты и план провалился. Гармодий был сразу убит телохранителями Гиппия, Аристогитон сумел скрыться, но вскоре был схвачен, подвергнут пыткам и казнен. Леэна также предпочла смерть предательству и по легенде, перед пыткой откусила себе язык, чтобы не выдать заговорщиков. За это афиняне воздвигли на Акрополе в честь ее статую, изображающую львицу без языка, а еще позже в честь ее воздвигли храм. (Леэна переводится как Львица)

Лаис из Коринфа
Родилась на Сицилии. В возрасте семи лет попала в число пленников армии генерала Никия, была отвезена в Афины и продана в рабство художнику Апелессу. Подросшую девушку он первым посвятил в тайны любви, а через несколько лет, пресытившись, отпустил на свободу. Лаис отправилась в Коринф и окончила там специальную школу для гетер, где обучалась искусству любви, музыке, философии и риторике. Завершив обучение, по древнему обычаю, она пожертвовала доход от своей "первой ночи" коринфскому храму Венеры и осталась в этом городе навсегда.

Ганс Гольбейн Младший. Lais of Corinth. 1526. Базель. Художественный музей.

Лаис считала роскошную гетеру Фрину своей соперницей, все заработанные деньги вкладывала, чтобы также окружить себя роскошью и преуспела настолько, что народ толпами собирался смотреть на ее выезды в свет. Одетая в самые драгоценные ткани Востока, в шикарной колеснице, она блистала и поражала своей красотой и грацией. Слава о ней разлетелась по Греции, Персии и Египту, привлекая богатых поклонников, готовых платить за ее любовь баснословные суммы.
Потерявший от нее голову Демосфен не просто добивался ее любви, но и готов был жениться, а жениться на гетере считалось тогда позорным. Но вздорная и капризная Лаис не оценила жертву и потребовала за ночь 10 000 драхм, зная, что он не имел и десятой части этой суммы. Из мести Демосфен сочинил на Лаис свою знаменитую язвительную речь, которую по сей день считают эталоном ораторского искусства.
Тогда Лаис назло Демосфену предложила себя Ксенократу, ученику Платона, совершенно бесплатно, даже не предполагая как будет разочарована. Ксенократ отказался от нее. Возможно, он просто не интересовался женщинами, но это больно ударило по ее самолюбию. "Я взялась соблазнить человека, а не статую", - сказала Лаис, добавив кое-что нелестное о мужских достоинствах философа, но в веках эта фраза так и осталась в урезанном виде.

Лаис прославилась незаурядным умом, несравненной красотой, чрезмерным корыстолюбием и контрастами в любовном выборе, будучи одновременно любовницей изящного тонкого умом Аристиппа и грубого циника Диогена, которому отдавалась чуть ли не публично.
Плата за ее услуги была огромна. Она была так богата, что передавала часть денег на строительство храмов в своем родном городе. В Коринфе на ее деньги построены храмы Венеры и Афродиты.
Сохранилась биография Лаис, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть. Якобы Лаис влюбилась в Гиппострат и оставила Коринф чтобы следовать за ним в Фессалию. Но фессальские женщины не захотели принять в городе распутницу. Они объединились, и заманив ее в храм Афродиты, забили там до смерти.
Коринфяне, в благодарность за царскую щедрость и дары их городу, воздвигли в честь Лаис памятник, изображавший львицу, разрывающую на части барашка. На том месте, где она была убита, была построена гробница с эпитафией: "Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии". (340 до н.э.)


Lais_in_Hades. Print of Lais. 1902

Sappho.
Знаменитая античная поэтесса с острова Лесбос. Родилась 625-570 до н.э. (все биографические данные очень приблизительны). Ее отец Скамандроним занимался торговлей, был представителем знатного рода и "новым" аристократом. В шесть лет Сапфо осиротела, и родственники отдали ее в школу гетер, где она смогла развить врожденное природное чувство ритма, начав писать оды, гимны, элегии, стихотворные эссе, праздничные и застольные песни.

Фреска в Помпеях
После пришествия к власти тирана Мирсила (612-618 до н.э.) многие аристократы, в том числе род Сапфо, были вынуждены бежать из города. Сапфо находилась в изгнании на Сицилии и смогла вернуться на родину только после смерти Мирсила (595-579 до н.э.)
На Сицилии Сапфо вышла замуж за богатого андрийца Керкиласа, от которого родила дочь. Муж и ребенок Сапфо прожили недолго. В честь дочери Сапфо написала цикл стихов.


Густав Климт. Сапфо с дочерью. Венский исторический музей.

Сафо приписывают страстную любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, отчего она якобы бросилась в море с Левкадской скалы. Выражение "броситься с Левкадской скалы" стало поговоркой, означающей "окончить жизнь самоубийством от отчаяния".

Женщины на острове Лесбос пользовались большей свободой, чем в остальных частях Греции, не имели почти никаких социальных ограничений, даже часть семейного имущества могла передаваться по женской линии. Как и мужчины, они могли объединяться в содружества - фиасы. Сапфо возглавляла культовый фиас в честь Афродиты, который называла "своим домом муз". Одной из целей фиаса была подготовка к замужеству знатных девушек, которых там обучали музыке, танцам и стихосложению.


Рафаэль. Sappho. 1510—1511. Ватикан.

О лесбийских отношениях Сапфо ходило немало вымыслов и неоднозначных мнений, толковавшихся превратно. Именно здесь, на острове Лесбос было заложено понятие лесбийской любви. Слово лесбиянка по происхождению также связано с Сапфо и ее фиасом.
Однополая любовь между женщинами считалась такой же нормой в социально-культурной традиции того времени, как и однополая любовь мужчин, никто не осуждал спартанских эфебов или Сократа за его отношения с учениками.
В узком кругу фиаса девушки писали друг другу стихи откровенного страстного содержания, отражающие древние культы женственности, свободы чувства и действия. Это было что-то вроде литературно-поэтического соревнования. Такая поэзия в узком женском кругу естественным образом приобретала откровенное содержание.

Яркая, эмоциональная, страстная и мелодичная манера письма Сапфо оказала влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих эпох. Ее поэзия пользовалась уважением и почитанием Алкея, Солона, Платона и Горация, Катулла. Ммитиленцы помещали на своих монетах ее изображения.
Солон, услышав на пиру одно из ее стихотворений, тотчас выучил его наизусть, добавив, что "не желал бы умереть, не зная его на память". Сократ называл ее своей "наставницей в вопросах любви" (уж кого он только не наставлялся)), Страбон говорил, что "напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии".
Платон назвал Сапфо десятой музой:
"Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду. Разве мы в ней не должны музу десятую чтить?"

Alma Ser Lourens. Сапфо и Алкей.

Таис афинская
Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, вечно закутанной в плотные одежды, Таис не прятала своё тело, а гордо выставляла напоказ, проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти сведения о том, что именно Таис была зачинщицей пожара в захваченном Александром царском дворце в Персеполе. Во время празднования победы над персами, Таис обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец.
Ее речь была очень пылкой, дерзкой и воинственной. Играя на тщеславии Александра, она сумела убедить его в том, что из всех великих дел, этот смелый поступок будет самым прекрасным - как месть Ксерксу, предавшему огню Афины, месть варварам. Она взывала к тому, что хочет получить хоть небольшую награду за все те лишения, которые испытала в скитаниях по Азии, и наградой ей будет разрешенение Александра позволить ей собственноручно, на глазах у всех первой поджечь дворец.
"И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота!". Ее слова потонули в гуле одобрения и рукоплесканий захмелевших воинов. Александр первым метнул свой горящий факел, а следом за ним Таис и все остальные.
Огромное строение из кедра сразу заполыхало и дворец вскоре был полностью уничтожен.

Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполисе.
Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г.Симони

Почти нет сведений о судьбе Таис после смерти Александра. Известно, что после возвращения в Египет Таис стала второй женой царя Птолемея I и родила ему двоих детей.

Campaspe.
Легендарная гетера, чьи многие изображения историки до сих пор не могут отделить от изображений Фрины. Плиний полагает, что не Фрина, а именно Кампаспа послужила Апеллесу моделью для Aphrodite Anadyomene. В 1960 году раскопали хорошо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен похожий сюжет с Венерой и некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса, попавшей в коллекцию кого-то из римских полководцев. Другие исследователи настаивают на том, что моделью служила именно Фрина, которая вошла в историю, хорошо при этом заработав на позировании.


John William Godward. Campaspe. 1896.

Кампаспа была любовницей и первой женщиной, которой по настоящему увлекся Александр Македонский. О Кампаспе оставил свидетельство Плиний Старший: "Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнаженной. Она была самой любимой из всех его гетер. В процессе работы Апеллес страстно влюбился в свою модель.

Charles Meynier. 1822. Apelles, Alexander and Pancaspe.

Александр, решив, что великий Апеллес сможет как художник оценить красоту Кампаспы лучше него самого, преподнес Капмаспу ему в подарок. Так он доказал себе, что велик не только в отваге, но еще более велик в самообладании и щедрости." (Pliny the Elder).

Ланглуа. Александр уступает Компаспу Апеллесу. 1819.


Оттин. Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра.


Жак-Луи Давид. Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра. 1813. Рисунок на бумаге, акварель, чернила. Sotheby’s.


Jacques-Louis David. Alexander the Great Presenting Campaspe to Apelles.
Wood, (96 x 136 cm.) Musee des Beaux-Arts, France.


Giovanni Battista Tiepolo. Alexander the Great and Campaspe in the Studio of Apelles. 1740.


Apelles Painting Campaspe. 1720.

Gaetano Gandolfi.Alexander Presenting Campaspe to Aptlles. 1797.

Jodokus Winghe. Apelles paints Campaspe. 1686.
(210 x 175 cm.)Венский исторический музей.



Похожие статьи
 
Категории