Лавровый венок что символизирует. Связь со златокудрым богом

21.03.2019

Рисунок венка из лавра имеет глубокий смысл и несколько противоположных значений. В Древней Греции венками награждали победителей Олимпийских Игр, известных философов, врачей, ученых. Отсюда и пошла ассоциация с победой. Это было наивысшим уровнем признания заслуг человека перед обществом в любых сферах.

Особенности татуировки

  • Тату лавровый венок становится символом для тех, кто привык побеждать. Это также отличительный знак талантливых людей. Победа может быть разной – над обстоятельствами, в решении любых проблем, и, главное, над собой, своими негативными чертами.
  • Поскольку лавр – это вечнозеленое дерево, он символизирует вечность и постоянство . Это верность личным ценностям и идеям. Лавровый венок также символизирует обновление и надежду на бессмертие.
  • Люди, которые наносят эту тату, склонны к постоянным копаниям в своей душе с целью выявить те аспекты, какие определяют их жизнь, и толкают на завоевание новых высот. Стремление к победе отличает обладателей тату от остальных людей.

Татуировка может наноситься на любые части тела. Наиболее выгодно венок смотрится на спине, не шее, на груди, на внутренней поверхности руки.

Тату лавровый венок имеет и другое значение. В Древнем Риме лавр символизировал мученичество . Его наносили тем людям, которые подверглись гонениям незаслуженно. Такое значение и перешло в тюремные наколки. Ее делают те, кого ошибочно осудили, кто попал в тюрьму не по своей вине. Значение тюремных наколок с лавровым венком одно – сидел незаслуженно, пострадал за правду.

Выбор того, что будет символизировать тату, зависит от каждого человека, от особенностей его характера. Если не брать во внимание , венок вместе с дополнительными элементами будет символом воли к победе, стремлении становиться с каждым днем все лучше и лучше.

Фото и эскизы тату лавровый венок

Самые популярные материалы

Татуировки Елены Летучей

Греки считали лавр деревом Аполлона. Существует миф о том, что прекрасная нимфа по имени Дафна дала обет целомудрия, но бог Аполлон был настолько очарован ею, что не мог совладать с собой и начал ее преследовать. Дафна стала молить богов помощи, и они обратили ее в лавровое дерево. Покровитель искусств обнимал его, но все было тщетно, прекрасную нимфу было уже не вернуть. С тех пор лавр и стал священным древом Аполлона. Поэтому в Греции всех выдающихся деятелей искусств стали награждать венками из лавра.

В Римской империи лавровый венок получали лучшие воины, он символизировал мир, который должен был наступить вместе со свержением врагов. Императоры также носили венки из лавровых ветвей. Лавр связывали с непорочными весталками, поэтому он стал символом целомудрия и благочестия.

Ранние христиане видели в лавровом венке символ мученичества и вечной жизни. В эллинистический период он стал ассоциироваться со славой. Примечательно, что в Средние века лавровый венок исчезает из списка традиционных геральдических символов, его возрождение произошло лишь в конце XVIII века после французской революции.
Кстати, слово “лауреат” имеет непосредственное отношение к этому растению и означает “увенчанный лавром”.

Символизм

Корни символизма лавра, как уже говорилось, находятся в глубокой древности. Итак, что означает лавровый венок тату?

  • Вера в победу. Человек всей душой стремится к победе, для него нет ничего важнее в жизни, чем выходить победителем из любой ситуации. Ради победы он готов абсолютно на все.
  • Целеустремленность . Тату лаврового венка говорит о том, что человек не жалеет сил для достижения своих целей. У него есть достаточно серьезный стимул, чтобы продолжать двигаться вперед и добиваться желаемого.
  • Мужество . Так как венками из лавровых ветвей награждали воинов, которые больше других отличились на поле битвы, он также считается символом мужества, воинской чести и доблести.
  • Мудрость . Лавровые венки также носили императоры, а лишь мудрый император способен править долго и справедливо.
  • Величие . Человек, выбравший такую татуировку, мечтает не просто прожить жизнь достойно, реализоваться как личность или создать счастливую семью, его мечты гораздо глобальней. Он хочет достичь наивысшего положения в обществе.
  • Творчество . Лавровый венок служил наградой для лучших поэтов, музыкантов, танцоров. Такая татуировка может стать своеобразным амулетом, притягивающим удачу в творческих начинаниях для молодых деятелей искусства.
  • Бессмертие души . Лавр — вечнозеленое дерево, поэтому ассоциация с вечной жизнью неизбежна.

Лавровый венок встречается и среди тюремных татуировок. В данном контексте этот символ говорит о том, что заключенного несправедливо осудили, что он отбывает срок за преступление, которое не совершал. Это значение происходит как раз из христианского толкования символа.

Стилистические решения

Пожинать лавры одинаково любят и женщины, и мужчины. Лавровый венок чаще всего изображают в черном цвете, без каких-либо декоративных элементов. Но встречаются и более оригинальные идеи, например, лавровый венок с цветами и лентами, надписями, увенчанными лавром.

Такие татуировки редко имеют очень большой размер, поэтому отлично смотрятся практически всюду. Самые подходящие места — плечо, предплечье, голень, бедро, шея, между лопаток.

Для монохромной работы вполне подойдет графика. Многие ошибочно относят к этому стилю все черно-белые работы, но это в корне неправильно. Графика отличается тем, что в изображении нет полутонов, только черный цвет. Все тени выполняются с помощью штриховки. Выглядит достаточно оригинально.

Если вам все же больше по душе цветные татуировки, просмотрите работы в стиле ньюскул. Стиль возник не так давно, около 30 лет назад, и многое перенял у олдскула. Такие тату выглядят эффектно благодаря использованию ярких цветов, четких и широких контуров.

В любом случае, для начала обсудите будущую тату с мастеров. Возможно, он подскажет вам действительно уникальную идею.

Сладкий вкус победы, оглушительные овации, мировая слава и восторженные возгласы почитателей в честь завоеванных вершин и новых открытых горизонтов... Все это неразрывно связано в нашем сознании с такими устойчивыми выражениями, как «одержать пальму первенства», «быть поцелованным Фортуной» и «надеть на голову лавровый венок». Все это стало для нас настолько привычным и обыденным, что мало кто вообще задумывается о смысле перечисленных слов и уж тем более не углубляется в историю их появления. Тем не менее именно осознание простейших истин зачастую оказывается одной из самых сложных задач, а потому очень важно порой разобраться в сути таковых.

Обращение к флоре

Как и многие другие реалии нашей современной жизни, такое понятие, как «лавровый венок», берет свое начало еще в Древней Греции, в самых истоках наших культурных традиций, верований и взглядов на искусство и мир в целом. Не нужно быть специалистом в области биологии для того, чтобы понять, с чем, собственно, сопряжено данное выражение.

Название данного предмета вполне очевидно связано с одним из древнейших символов, заимствованных из мира флоры, - лавровым деревом, распространенным на территории Средиземноморья. Тем не менее история возникновения данного символа куда более сложна и романтична. Для того чтобы разобраться в сути значения, следует обратиться к греческой мифологии.

Связь со златокудрым богом

Для человека, разбирающегося в Античности, лавровый венок неразрывно связан с именем Аполлона - сына могущественного Зевса и богини Лето. Традиционно данный представитель греческого пантеона изображается в виде прекрасного юноши с луком в руке и арфой за спиной. Благодаря удивительной красоте, грации и мужественности, именно он считается своего рода идеалом мужской стати и внешности в целом. А украшает голову Аполлона знаменитый лавровый венок, появление которого связано с романтичной, но трагической историей любви.

Стрела Эроса

Согласно мифам, прекрасный сын Зевса, помимо меткого глаза и дара предвидения, обладал еще и чрезмерно большим самомнением, за которое впоследствии ему пришлось поплатиться. Эрос, решивший проучить Аполлона, пронзил его сердце волшебной стрелой любви, и юноша воспылал любовью к дочери речного бога Пенея - нимфе Дафне.

Судьба не была благосклонна к прекрасному богу, и девушка не разделила его чувств. Повинуясь терзаниям сердца, Аполлон бросился в погоню за Дафной, однако догнать ее так и не сумел - обессилев, нимфа воззвала к своему отцу, попросив у него помощи и спасения. Пеней ответил на мольбу любимой дочери весьма своеобразно - тонкий стан Дафны покрылся корой, руки обратились в ветви, простертые к небу, а волосы сменились зелеными лавровыми листьями.

Поняв, что с любимой ему быть не суждено, сын Зевса сплел на память о неразделенном чувстве к прекрасной нимфе венок, который впоследствии стал его символом и бессменным атрибутом.

Первый знак победы

Тем не менее финал у этой довольно печальной истории оказался не таким уж мрачным. Всем известно, что лавровый венок - символ победы в современном мире. Именно такое значение вкладывали в него древние греки, награждая лучших участников Пифийских игр, устраивавшихся для воздаяния чести богу красоты и солнечного света Аполлону. С тех пор мир сделал традицией увенчание головы победителя венком из этого вечнозеленого растения с печальной историей.

Лавр и другие народы

Глубоким значением и могуществом обладало данное дерево не только для греков и римлян, унаследовавших их традиции. Лавровый венок значение имел и иное. К примеру, у жителей древнего Китая он символизировал вечную жизнь и возрождение.

В христианской традиции данное дерево практически неразрывно связано с поминальной церемонией, поскольку именно лавровые венки использовались, как правило, на похоронах.

Становление символа победы

Мало кто знает, но современное понимание данного своеобразного украшения появилось во многом благодаря Великой французской буржуазной революции. Именно тогда лавровый венок - символ победы - стал таковым, войдя в геральдику. В XVIII веке ветви данного растения украсили герб Французской республики, а затем и знамена других стран.

Преобразование значения

Не секрет, что древние греки, а затем и римляне огромное внимание уделяли спорту, устраивая многочисленные игры и грандиозные состязания. Украшение головы лавровым венком в качестве награды было в те времена доступно только выдающимся борцам или, к примеру, метателям копий.

Тем не менее времена меняются, и традиции меняются вместе с ними - в современном мире не только спортсмены, но и выдающиеся деятели культуры, искусства, науки и даже журналистики то и дело удостаиваются привилегии увенчать свою голову венком из лавровых листьев.

Наибольшая же разница состоит в том, что сегодня это стало, скорее, расхожим фигуральным выражением, нежели действительным материальным воплощением одержанной победы. Тем не менее медали, кубки и грамоты, украшенные данным растительным орнаментом, сегодня совершенно нельзя назвать редкостью. Символ победы, возникший в далекие времена Античности, дошел до наших дней, преобразовавшись во времени, но не утратив своего величия.

У кельтов, германцев и италийцев дуб почитался священным деревом. От них эти древние обычаи перешли к римлянам. Свидетельством этого может служить «гражданский венок», которым награждали воина, спасшего в бою жизнь римского гражданина. Венок, сопровождаемый надписью «O.C.S» («оЬ cirem servatum» - «спасителю [римского] гражданина», лат), может считаться одним из самых древних воинских отличий. Тот же самый венок из сплетенных ветвей мы находим в уже гораздо более близкие к нам времена на ордене Дубовой Короны, учрежденном правителем Нидерландов, когда это великое герцогство еще находилось под голландским управлением.

Однако первенство в символическом представлении воинской доблести и, как правило, знатного происхождения, постепенно у дуба отвоевал лавр (по-итальянски - «аллоро»), священное дерево Аполлона. Лавр не зря называли лавром благородным (Laurus nobilis). Лавровым «триумфальным» венком увенчивались не только победоносные полководцы во время триумфа, но и императоры, а также, и более всего, поэты.

Что касается лаврового венка

Лавр символизирует «бесстрашие и доблесть», а если золотой в красном поле, то «бесстрашное сердце и воина, отвагой своей завоевавшего победу и заслужившего награду». Что касается представителей гуманитарных наук, то, хотя во Франции ранее этимологию слова «бакалавр» (что соответствует нашему диплому) выводили из лаврового венка (bacca laurea), который в период Средневековья возлагался на головы новоиспеченных ученых, то в последнее время из-за появившегося невесть откуда словечка «бакаларус», которое означает «бахвал» или «псевдоученый», эти этимологические изыскания не пользуются особым доверием.

В гербах лавр предстает в тех же самых вариантах, что и дуб , но в отличие от дубовых отдельные листья лаврового венка встречаются гораздо чаще, не говоря уже о лавровом венке. Еще более часто можно встретить изображение лавра на «говорящих» гербах (Лауренти, Лаури, Лоро, Лоредано, последняя фамилия является производной от Лорето = Lauretus).

Родовой герб фамилии Пуччини (Пистоя) «Чередование золотых и красных столбов и зеленый лавровый венок

Лавровая ветвь , ястреб и кривая турецкая сабля - вот что изображено в гербе рода Марацци, который представлен на этой странице. Он, по-видимому, провозглашает открыто агрессивные намерения: слава тебе, если ты будешь храбро сражаться с помощью оружия. Идея прямо противоположна той, что символизируется изображениями с голубкой, держащей оливковую ветвь.

Олива (Olea europea) - символ мира, но также и победы, поскольку победа предшествует и обеспечивает последующее мирное существование.

Помимо этого олива означает также целомудренность - и в наши дни объявления о бракосочетании украшаются гирляндой венков из оливковых ветвей. В Древнем Риме оливковый венок присуждался и тому, кто косвенным образом способствовал победе, как это было с Лепидом (Лепид - общее имя рода Эмилиев. - Примеч. пер.).

Тот факт, что голубка появилась перед Ноем с оливковой ветвью в клюве, мог бы считаться случайностью, если бы в греческой мифологии не нашлось для него более подробного и тонкого объяснения: Кекроп (основатель Афин. - Примеч. пер.) выбирая для города имя и символ, колебался между оливой богини Афины и конем Посейдона. В конце концов он остановился на имени и дарах богини. Конь Посейдона символизировал войну, олива же означала торговлю маслом, которая процветает лишь в мирные годы, а мир всегда предпочтительней войны.

Личный герб Дансон-Ричардсон Каррера (Йорк, Великобритания) «Рассеченный: справа четверочастный: в первом и четвертом поле горностай с тремя черными двойными поясами, синяя глава с серебряным леопардом (Каррер); во втором и третьем золотом поле красный пояс, сопровождаемый по сторонам тремя ветвями лавра естественного цвета перевязью справа, две в главе и одна в оконечности (Ронделл); слева: в серебряном поле три зеленых листа лавра (2, 1) столбом (Фолайс)»

В древнегреческой культуре лавр олицетворял победу и мир и был посвящен Аполлону и Дионису. Согласно мифу, Аполлон преследовал нимфу Дафну, давшую слово сохранить целомудрие. Дафна взмолилась о помощи, и боги превратили ее в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон. Отныне лавр стал его священным растением. Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками, в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками. Лавровые рощи росли на вершине Парнаса, обители муз, и окружали храмы Аполлона. Из лавровых листьев плели праздничные гирлянды и венки, на празднествах в честь Аполлона зрители носили лавровые венки. Лавру приписывалась не только целительная сила, но и сила очищения от душевного осквернения. Лавровые листья ритуально очищали от пролитой крови, Аполлон очистил ими себя после умерщвления Пифона. Богиня победы Нике изображалась с лавровым венком в руках, который она возлагает на головы героев-победителей.

В Древнем Риме лавровый венок становится высшим знаком воинской и императорской славы. Он символизировал мир, наступающий после победы над врагом. Послания о победе и победоносное оружие обвивались лавром и складывались перед изображением Юпитера. Лавровые венки и ветки изображались на монетах и геммах как атрибуты Юпитера и Аполлона. Первые римские императоры не носили короны, а украшали свои головы лавровым венком. В Древнем Риме к обладанию лавровым венком стремились также ораторы и поэты. Кроме того, лавр был посвящен девственницам-весталкам и олицетворял непорочность.

В раннем христианстве вечнозеленые листья лавра считались символом вечной жизни или новой жизни, которая наступит благодаря искупительным деяниям Христа, а венок из лавра символизировал мученичество. Св. Павел противопоставляет нетленный венец, которым коронован христианский подвижник, венцу тленному, который получает победивший на ристалище.

Уже в эпоху эллинизма лавр становится символом славы как таковой, а лавровый венок или лавровая ветвь — эмблемой славы. В средние века в классической геральдике лавр не употреблялся. Но после французской революции 1789 года лавр стал популярнейшей эмблемой Франции: лавровые ветви были внесены в герб Французской Республики, и в наше время они также входят в государственные гербы Алжира, Бразилии, Греции, Израиля, Кубы, Мексики и других стран

В искусстве классицизма лавр получил распространение как главная эмблема славы. Он встречается на наградах, полученных за успешное участие в конкурсах учеными, артистами, музыкантами, поэтами, писателями (которых поэтому и называют лауреатами), а также на большинстве орденов — знаков прижизненной славы

Овидий «Метаморфозы»
Дафна

Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

— На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?

Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:

— Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну — ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую — убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.

— Стой, прекрасная нимфа, — взывал Аполлон, — зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.

Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

— Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:

— Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!

А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.


Дельфы

Стеснили путь хребтов громады.
В долинах тень и дымка мглы.
Горят на солнце Федриады
И клекчут Зевсовы орлы.
Величье тайн и древней мощи
В душе родит святой испуг.
Безгласны лавровые рощи,
И эхо множит каждый звук.
По руслам рвов, на дне ущелий
Не молкнет молвь ручьев седых.
Из язв земли, из горных щелей,
Как пар, встает туманный дых.
Сюда, венчанного лозою, —
В долину Дельф, к устам земли
Благочестивою стезею
Меня молитвы привели.
Я плыл по морю за дельфином,
И в полдень белая звезда
Меня по выжженым равнинам
Вела до змиева гнезда.
Но не вольна праматерь Гея
Рожать сынов. Пифон умолк,
И сторожат пещеру змея
Священный лавр, дельфийский волк.
И там, где Гад ползою мрачной
Темнил полдневный призрак дня,
Струей холодной и прозрачной
Сочится ископыть коня.
И где колчан с угрозой звякал
И змея бог стрелой язвил,
Вещает праведный оракул,
И горек лавр во рту сивилл.
И ветвь оливы дикой место
Под сенью милостной хранит,
Где бог гонимого Ореста
Укрыл от гнева эвменид.
В стихийный хаос — строй закона.
На бездны духа — пышность риз.
И убиенный Дионис —
В гробу пред храмом Аполлона!



Похожие статьи
 
Категории