Лексика рок-общения. Рок - это музыкальный стиль, в основе которого - вызов традиционной культуре

01.03.2019
Года 3 назад наша студия решила собирать все интересные выражения (слэнг) музыкантов, связанные с творчеством, музыкой, студией, записью и т.д.

На сегодня - получилось вот такая коллекция выражений (см. ниже) Интересно бы пополнить словарь знаниями подобного фольклора пользователей форума. Желаю хорошего настроения. Присоединяйтесь плиз!!!

С Л А В А Р Ь
СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ
КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА «СОЛДАТЫ РОССИИ» (г. Екатеринбург)

ВНЕСИ СВОЙ ПОСИЛЬНЫЙ ВКЛАД
В МУЗЫКАЛЬНОЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВО!

КАЧуМ – пауза, т.е. место в муз.произведении, где музыканту можно и даже нужно качума´ть; (музыканты группы «Арсенал», г. Ноябрьск).
ШМУРДяК – 1. Очень грустная песня, 2. Плохо, непрофессионально сделанная песня; (Группа «Арсенал»).
ЛОСКуТНИЧАТЬ – составлять в компьютере фонограмму из кусочков; (музыканты квартета «Феникс», г. Екатеринбург).
ЗАНИМАТЬСЯ ГИТАРиЗМОМ – играть на гитаре; (гитарист Александр Кулаев, г. Екатеринбург).
РАСЧЁСКА – 1. Несовпадение голосов на параллельных звуковых дорожках в секвенсоре; (певица Лиля Саетгалеева, г. Екатеринбург). 2. Подвесной (на ремне) клавишный инструмент; (А.Кулаев).
БАРДЬё – то же, что и барды, авторы-исполнители под гитару; (автор-исполнитель Евгений Бунтов, г. Екатеринбург).
БаРДОВЕЦ – северный вариант барда, обычно выходец из тимуровца, гайдаровца, будёновца и прочих «ца»); (бард Маргарита Ткач, п.Пангоды).
ОСЕНиЗМ – момент озарения у некоторых музыкантов, поэтов и отдельных бардов (не связан с осенью и другими временами года); (М.Ткач).
ШУШЛаЙКА – простенький синтезатор с автоаккомпанементом; (Засл. артист Татарстана Хайдар Гильфанов, г. Екатеринбург).
ГРОМКОТиХ – пианино-фортепиано; ((автор-исполнитель Александр Дамаскин, г.Екатеринбург)
ХОХОТаЛЬНИК – место, откуда у некоторых людей должен изливаться голос; (А. Газалиев).
БЕРЛяТЬ – принимать пищу у музыкантов; (Группа «Арсенал»).
СУРЛяТЬ –ходить «по-малому» у музыкантов; (Александр Дамаскин).
ВИРЗаТЬ –ходить «по-большому» у музыкантов; (Александр Дамаскин).
ДРУШЛяТЬ – спать; (Александр Дамаскин).
ЛОПаТА – электрогитара фирмы «Урал» и ей подобные; (А.Газалиев).
ЗАБЕКаРИТЬ (производная от «бека´р» - отмена) – плохое действие, заключающееся в отказе музыкантам в выступлении; (гитарист Володя Ковалёв, г. Омск).
БОБЗиЛА – долго не получающаяся песня; (автор-исполнитель Александр Захаренко, г. Екатеринбург).
ДРАМАТИЗиРОВАТЬ (производная от англ. «drum» - барабан) – «забивать» в аранжировке партию ударных инструментов (не путать с забиванием козла); (звукорежиссёр КЦ Александр Кулаев).
САНДУГаЧИТЬ (производная от тат. «сандугач» - соловей) – петь песню на татарском языке; (продюсер студии КЦ Евгений Бунтов).
ЗАСАНДУГаЧИТЬ – то же, что и забубенить, зафигачить (по-русски);
БаРДСТВОВАТЬ (не путать с «ба´рствовать») – пытаться выжить бардовским ремеслом, выступать в качестве барда; (Е. Бунтов).

ПЕТЬ МЕЖДУ СТУЛЬЕВ – неправильно формировать звук (ошибка начинающего вокалиста); (Засл. артистка России Ирина Наумова, г. Екатеринбург).
ХЛЕБОРеЗКА – рот у вокалиста. «Не открывай хлеборезку!» - доброе пожелание экспрессивному старательному певцу; (И. Наумова).
ПРОБАНуТЬСЯ – попробовать записать дубль в студии (а заодно и распеться, разыграться и т.д.); (солистка Ольга Наумова, дуэт «Камертон», г. Екатеринбург).
БОРМОТоГРАФ – переносной кассетный магнитофончик; (меломан Михаил Юрин).
ПИНаЛКА – бочка барабана ударной установки; (музыкант, аранжировщик, композитор Рафил Минеев, г. Нижняя Салда).
САПоГ – баян (музыкальный инструмент); (Рафил Минеев).
ПЫЛЕСоС – тот же баян, только с другого бока; (гитарист Леонид Мараков, г.Москва).
ШТыРКА – работа музыканта на улице, соотв. штырять – зарабатывать уличной игрой; (муз.работник Светлана Минеева, г. Нижняя Салда - Мурлындия).
КАТаТЬ ВаТУ – играть не по делу, без мысли, без души, не понимая музыкального произведения (то же относится к любому другому делу); (гитарист Александр Чинёнов, г. Екатеринбург).
ПеРХОТЬ – неприятное, несвоевременное чувство першения в горле, когда нужно петь (шампунь от перхоти бесполезен); (солист фолк.анс. «Сылышки» Юра Жбанков, г. Екатеринбург).
ХАРЧеВНЯ – приспособление для защиты студийного микрофона от плевков (харчков) и порывов голоса (ветрозащита, обычно в виде круглого экрана с натянутым женским чулком чёрного цвета); (автор-исполнитель Сергей Долгополов, г. В.Пышма).
СДЕЛАТЬ МОДУЛяЦИЮ – сменить место нахождения своего тела в пространстве тон-ателье; (Рафил Минеев).
МАНГаЛ (он же вибромангал) – виброфон, (педаль - для поддува);
ШПаЛЫ ДАВИТЬ – играть на клавишных инструментах (звукорежиссёр А.Кулаев).
ШПАЛОУКЛаДЧИК – пианист-аранжировщик.
ПОДОКоННИК – клавишный инструмент (музыкант С.Бурундуков).
ИНВАЛИД ПО ИМПРОВИЗАЦИИ (не путать «по зрению») – музыкант, не способный играть ничего, кроме нот (А.Кулаев).

ИЗ ТЕРМИНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ПО КЛАССУ ГИТАРЫ И МУЗ. МАСТЕРОВ

ЧеРЕН – гриф гитары; (мастер народных инструментов Эдуард Соколов, г. Екатеринбург).
ХАЙЛо – голосник (звуковое окно) у струнных инструментов; (Э. Соколов).
ЗАПРИДуХ – каподастр; (Э.Соколов).
ЩЕКОТуН – медиатор (плектр); (Э.Соколов).

ПОЧТИ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

«Если ты играть не мастер – покупаешь каподастер.
Если всё ещё не мастер – покупаешь Стратокастер!»

«Когда хорошему человеку плохо – это блюз.
Когда плохому хорошо – это попса!»

P.S. Во вложении полноцветная версия форматированного вордовского
набора словаря. То же самое, только более красочно!

Указанные в скобках словаря фамилии не обязательно означают, что эти люди являются авторами выражений. Иногда - это просто фамилия человека, вспомнившего ту или иную фразу, слово. Но есть, разумеется, и создатели-первопроходцы.

Андеграунд (англ.) - буквально, подпольная музыка. До 1980 андеграундом фактически был весь наш рок. До 1985 - весь "нефилармонический" рок. С тех пор как все группы получили право на легальные выступления, подпольного рока, в строгом смысле этого слова, у нас не существует. Теперь андеграундом называют наиболее радикальные панковые и авангардные группы - что, в целом, соответствует и международному пониманию этого термина.

Болванка - предварительный, базисный вариант многоканальной звукозаписи. Как правило, на болванке записаны ударные инструменты, бас- и ритм-гитара. Затем осуществляется наложение вокальных партий и инструментальных соло, а под конец - финальное сведение (или "микс") всех записанных звуковых дорожек.

Бутлёг (англ.) - кассеты или пластинки, тиражируемые без ведома и согласия на то музыкантов. Как правило, в бутлег входят несанкционированные записи с концертов.

Вязать (винтить), вязалово - нередкий финал мероприятий андеграунда: запрет или насильное прекращение концерта, сопровождающееся задержанием музыкантов, организаторов и части публики.

Джэм (англ.) - совместное неформальное музицирование исполнителей из разных групп. Происходит иногда после больших концертов и фестивалей. Звучат почти исключительно традиционные рок-н-роллы и блюзы.

Драйв (англ.) - интенсивность, степень энергоотдачи в игре.

Драмс (драмсы), драмсист (англ.) - ударные инструменты, ударник.

Завод - примерно то же, что драйв, но в несколько более широком смысле: способность музыкантов растормошить, завести слушателей.

Имидж (англ.) - сценический образ солиста или всей группы. Создается с помощью одежды, грима, прически, особой манеры держаться на сцене, мимики.

Кабак - в узкомузыкальном смысле - дешевая, ресторанная стилистика, манера выступления.

Канцик, - а, м. (музыка) концерт.

Квартирник, - -а, м. (неформалы) значение:домашний концерт, выступление рок-группы у кого-то на флэту, сопровождающееся употребление спиртных напитков.

Ковёр - -ра, м. (музыка) обложка для диска CD или DVD.

Киборд (англ.) - клавишный инструмент, обычно электронный.

Лабух - пренебрежительная кличка ресторанных музыкантов или музыкантов, играющих в кабацкой манере.

Лажа, лажать - в широком смысле: ошибка, неприятность; делать что-то не то. В музыкальной практике, соответственно, - фальшивая нота, неритмичная игра, неверный текст и т. п.

Мастер (сокр. от англ. "мастер-тэйп") - оригинал, "нулевая копия" пленки со студийной звукозаписью.

Менеджер (англ.) - в практике андеграунда устроители концертов. Сейчас все чаще употребляется в своем настоящем значении - "управляющий делами" того или иного артиста, ансамбля.

Музон - музыка. Слово имеет грубовато-ремесленнический оттенок и употребляется в основном профессиональными музыкантами.

Мейнстрим (англ.) - буквально, "основное русло" какого-либо музыкального направления (рока, джаза, поп-эстрады), совокупность его наиболее популярных на данный момент характеристик.

Отвязка, отвязаться - вести себя на сцене в максимально раскрепощенной манере, давать жару, невзирая ни на что. Особо отвязные концерты зачастую заканчиваются скандалами.

Примочки - обобщенное название всевозможных звуковых эффектов и процессоров - "фузз", "кроссовер", "хорус" и т. д.

Раскручивать, раскрутка - активная пропагандистская кампания по внедрению в сознание аудитории новой песни, альбома или группы. Как правило, для этого используются "свои" каналы на ТВ, радио и в прессе.

Рифф (англ.) - короткая повторяющаяся музыкальная фраза, исполняемая в унисон гитарой и бас-гитарой. Очень часто - особенно в харде и хэви - на одном риффе строятся целые песни.

Рокер (от слова "рок") - то же, что рок-музыкант. Правда, в последнее время их стали путать с "неформальными" мотоциклистами.

Рэп (англ.) - буквально, "трёп". Ставшая популярной с середины 80-х манера быстро ритмически проговаривать текст песни, вместо того чтобы его петь. Практикуется не только рок-певцами, но и некоторыми диск-жокеями.

Сайгон - легендарный кафетерий при ресторане «Москва», место обитания героев советского андеграунда.

Самопал - самодельный музыкальный инструмент, предмет звуковой аппаратуры.

Саунд (англ.) - звук, звучание группы как на концерте, так и на записи. Складывается из нескольких компонентов: аранжировки, звукового баланса, стиля игры, манеры звукоизвлечения, качества аппаратуры (или записи). Наряду с композицией, текстом и мастерством исполнителей является важнейшей характеристикой любого рок-произведения.

Сингл (англ.) - маленькая пластинка (45 об/мин), содержит, как правило, две песни.

Сейшен (англ.) - "старо-хипповое", бытующее и поныне название рок-концерта.

Снимать - копировать, воспроизводить знаменитые (обычно западные) образцы. Снимать "в ноль" или "один в один" - значит достаточно близко к оригиналу. Раньше снимали целые песни, включая вокальную партию на языке оригинала. Теперь снимают отдельные полюбившиеся фрагменты (инструментальное соло, прием аранжировки, кусочек мелодии) и органично используют их.

Совок, совковый - нечто недалекое, невысокого качества и отдающее официозом. Скажем, характеристика "совковый фестиваль" будет, по-видимому, означать, что рок-фестиваль был плохо организован или проходил в формальной обстановке. Титулом "совок" могут награждаться и люди.

Стёб, стебать (ленингр.) - дурачить, иронизировать, глумиться, сохраняя при этом невинный вид. В годы застоя (они же - годы расцвета эзопова языка) стеб был для рок-авторов наиболее безопасным способом выражения отношения к действительности. Теперь постепенно выходит из моды.

Стрём, стрёмный - рискованный, находящийся на грани дозволенного. Как правило, самым стрёмным считаются тексты песен, сомнительные в идейно-художественном отношении. Однако бывает и стрёмный имидж, стрёмная музыка. Собственно говоря, весь советский рок до некоторых пор был сплошным стрёмом.

Сэмплинг (англ.) - занесение звуков путем цифровой записи в тембровую память музыкального компьютера. Инструмент, позволяющий это сделать, называется сэмплер.

Топ (англ.) - верхушка, элита. Попасть в топ, быть в топе - иметь успех, пользоваться популярностью.

Фенька (реже - фишка) - изюминка, удачная находка в музыке, имидже.

Фирма, фирменный - заграничный. Самопал под фирму - инструмент местного изготовления, но при всех иностранных ярлыках. Ударение в слове "фирма" может ставиться на любом слоге.

Халява (на халяву, халявный) - задаром. В переносном смысле - халтурный, дешевый, мелкий. К примеру, выражение "халявный концерт" можно понять двояко: концерт, за который музыкантам ничего не заплатили, или, напротив, - легкая халтура, которая им самим "далась задаром". Очень часто, впрочем, эти два смысла совпадают.

Хит, хитовый (англ.) - особо популярная песня. Таких в текущем репертуаре ансамбля может быть одна - две. Как правило, имеются еще и старые, любимые публикой хиты, исполняемые "на бис". Иногда хитовой называют и всю группу, имея в виду, что большой успех ей обеспечен.

Хэппенинг (англ.) - эксцентричное театрализованное представление. Чаще всего разворачивается спонтанно и охватывает часть зрителей.

Чёс - халтурные гастрольные поездки (обычно по провинции), когда за день дается до трех концертов. Когда-то это слово бытовало только среди музыкантов филармоний.

рок

м. южн. зап. год, лето.

Стар. срок, урочное, уреченое время, пора, доба. Приити.... на уреченый рок. А жидове на тот рок не стали.

Ныне, судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое. Мусульмане веруют в рок, христиане в провиденье. Рока не минуешь. Против рока не пойдешь. Он убит, угнетен роком. Никто от своего рока не уйдет. Рок головы ищет. Рок виноватого (рок обреченного) найдет. Скорая женитьба видимый рок. Бойся, не бойся, а без року нет смерти. Роковой день, годовщина рокового дела; срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьба решает, решила участь, либо важное событие. Счастливый к обеду, роковой под обух.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

рок

рока, мн. нет, м. (книжн.). Судьба (устар. поэт.). Рок завистливой бедою угрожает снова мне. Пушкин. И то, что в жизни взято раз, не в силах рок отнять у нас. Некрасов. И на челе оставил рок средь юных дней печать страстей. Лермонтов.

В греч. мифологии и в мистических представлениях - потусторонняя сила или воля божества, предрешающая события человеческой и вообще земной жизни.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

рок

А, м, (высок.). Несчастливая судьба (в 1 знач.). По воле рока. Злой р. тяготеет над квм-н.

рок

    А, м. Обычно эксцентрическая эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов). Электронный р. Тяжелый р. (с усиленным звуком, особо энергичный, жесткий и динамичный, вызывающий агрессивное возбуждение слушателей).

    А, м. То же, что рок-н-ролл (разг.).

    неизм. Относящийся к рок-музыке. Танец в стиле р. Джаз-р.

    прил. также рбковый, -ая, -ое. Роковая музыка.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Рок (Кальвадос)

Рок - коммуна во Франции, находится в регионе Нижняя Нормандия. Департамент коммуны - Кальвадос. Входит в состав кантона Лизьё 1-й кантон. Округ коммуны - Лизьё .

Код INSEE коммуны 14540.

Рок (альбом)

«Рок» - шестой по счету альбом группы « Наив ». Также эта пластинка является первым концертным CD, записанным на 12-летии коллектива в СДК МАИ 2 декабря 2000 года. В 2004 году альбом был переиздан, в новой версии альбома вместо концертной записи песни «Рок» появилась студийная.

Рок (озеро)

Озеро Рок - озеро в юго-восточном Висконсине, США. Озеро лежит в 20 милях к востоку от города Мадисон штата Висконсин.

Рок (округ, Миннесота)

Рок - округ в штате Миннесота, США. Столица и крупнейший город - Луверн. По оценочной переписи 2009 года в округе проживают 9483 человек. Площадь - 1251 км², из которых 1250,4 км² - суша, а 0,63 км² - вода. Плотность населения составляет 8 чел/км².

Рок (округ, Небраска)

Округ Рок - округ, расположенный в штате Небраска, США с населением в 1526 человек по данным переписи населения 2010 года. В округе расположены два населённых пункта - город Бассет, который является окружным центром округа и деревня Ньюпорт.

Рок (округ)

В Соединённых Штатах Америки насчитывается три округа с названием Рок :

  • Рок - округ в штате Винсконсин.
  • Рок - округ в штате Миннесота.
  • Рок - округ в штате Небраска.

Рок (фильм)

«Рок » - документальный фильм Алексея Учителя, посвящённый советскому року 1980-х годов. По оценке критиков, это был первый фильм, освещающий тему русского рока, снятый отечественными специалистами. Съёмки картины проходили в местах работы рок-музыкантов, в том числе в « Камчатке », которая сейчас является местом памяти Виктора Цоя, и на ул. Рубинштейна, 13, в Ленинградском рок-клубе (V рок-фестиваль). Бонусом к DVD, выпущенному в конце 1990-х годов, стал репортаж о похоронах поэта А. Башлачёва - одного из самых выдающихся деятелей рок-культуры тех лет.

Рок (студия)

Творческо-производственное объединение «Рок» - российская кинокомпания, занимающаяся производством художественных и документальных фильмов. Генеральный директор - Алексей Учитель. Продюсер - Кира Саксаганская.

Рок (приток Биг-Су)

Рок - река в США, на юго-западе Миннесоты и на северо-западе Айовы.

Берёт начало на территории округа Пайпстоун, штат Миннесота, в 21 км к северо-востоку от города Пайпстоун. Течёт преимущественно в южном направлении, протекая через территорию округа Рок и округа Лайон. Далее поворачивает на юго-запад и течёт через территорию округа Су. Впадает в реку Биг-Су примерно в 10 км к северу от города Хауарден. Длина реки составляет около 232 км.

В нижнем течении принимает крупный приток Литл-Рок (около 120 км). На берегах реки расположены следующие населённые пункты: Холланд, Эджертон, Луверн, Рок-Рапидс, Дун и Рок-Вэлли.

Рок (округ, Висконсин)

Округ Рок располагается в штате Висконсин, США. Официально образован в 1836 году. По состоянию на 2010 год, численность населения составляла 160 331 человека.

Рок (Верхняя Гаронна)

Рок (, также Рок-сюр-Гарон ) - коммуна во Франции, находится в регионе Юг - Пиренеи. Департамент - Верхняя Гаронна. Входит в состав кантона Порте-сюр-Гарон. Округ коммуны - Мюре.

Код INSEE коммуны - 31458.

Примеры употребления слова рок в литературе.

Именно этим утром прибыла в Петербург ее подруга детства, Элен де Рок , аббатиса Монглана.

Как это ни парадоксально, рок охотнее воспринял идеи ладово-модального и авангардного джаза, игнорируя более ранние гармонические традиции.

В нее входили заместитель Председателя Совета Министров, министр экономики и планирования, один из авторов кубинских реформ Хосе Луис Родригес, заместитель министра иностранных дел Исабель Альенде и члены Госсовета Фелипе Перес Роке и Хосе Р.

Наиболее широк о в середине 80-х отечественный рок был представлен на уровне андеграунда, где сформировалось много интересных и высокопрофессиональных коллективов, не ставивших своей задачей выход на официальную сцену.

Это просто твой рок привел отца в Голландию, где он встретил женщину, Аннеке ван Дрост, которая стала его женой, и он увидел испанских католиков, священников и инквизицию в первый раз.

Никто не повлиял на историю рока всего за один год так, как это сделали Битлз в 1963.

Герой борется с роком , герой борется с судьбой, герой борется со случайностью: вот три параллельных оформления борьбы со смертью в трех жанрах, вариирующих одно и то же в зависимости от характера создающего их осмысления.

Для пущего эффекта он мог спокойно выстоять против любого удара шестом, но с булавой шутки плохи: удар по голове, от души влепленный Роком , мог запросто лишить его чувств.

Минивэн с работающим двигателем стоит на обочине, водительская дверца открыта, сизый дымок вылетает из выхлопной трубы, рок доносится из кабины.

Таким образом, я смог бы оказаться в Кастл Роке , убить Хомера Гамаша и отпечатать свои пальцы повсюду в его машине.

Ты красива, словно диво, ты - судьба, предвечный рок

За твой дивный взор все люди - все подряд - готовы пасть, Даже все степные лани за твой взгляд готовы пасть, Все за локон твой единый, говорят, готовы пасть, За наряд, тобой надетый, Рум, Багдад готовы пасть, И смятеньем пред тобою я объят, готовый пасть, - Ты красива, словно диво, ты - судьба, предвечный рок : Как ни мучишь ты гневливо - мне ни горя, ни тревог.

Перетерпите гневность рока , И будем перемены ждать: Судьба, жестокая богиня, Вчера цветок, сегодня труп, Меняясь, наш удел изменит Усмешкою капризных губ.

Ей показалось, что она далеко от мистера Гонта, от Нужных Вещей, от Касл Рок , даже от.

Под роковой музыкой подразумевается синтез негритянского ритм-энд-блюза и кантри. От первого направления позаимствован своеобразный ритмический рисунок (обратный бит: акцент на вторую и четвёртую доли такта), от второго - завершённость композиций и упрощённая по сравнению с блюзом импровизация. Рок - это протест против политической ситуации в стране, ценностей старшего поколения, способ самовыражения и заявления собственных взглядов на жизнь. Противостояние происходит за счёт текста песен и агрессивной манеры исполнения.

История

Впервые музыка подобного стиля появилась в 1954 году. В фильме «Джунгли классных досок» прозвучала песня Rock round the clock в исполнении Билла Хейли. В это же время вышли пластинки Элвиса Пресли. Несколько позже на музыкальной арене появляются «Битлз», «Роллинг Стоунз» и Боб Дилан.

Постепенно музыка рокового направления начинает исполняться как протест против войны во Вьетнаме, создаются организации, члены которых не приветствуют вооружённые конфликты и расизм.

С появлением в США развивается андеграунд (The Doors, Steppenwolf, Blood, Sweet & Tears), а в Великобритании музыканты стараются сохранить черты традиционной культуры (Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd). В это же время появляется новая форма представления композиций - музыкальный альбом: несколько мелодий, объединённые одной идеей.

Постепенно рок-стиль завоёвывает популярность в других странах, развивается и распадается на различные направления.

Джаз, хард, фолк…

В основе стиля лежит классический рок. Музыканты (Элтон Джон, Стинг, The Who) играют на электрогитаре, бас-гитаре, барабанах и не используют стилистические особенности других направлений.

Психоделический рок - это музыка, которую сочиняют под влиянием а прогрессивный отличается иными формами музыкального построения, сложностью и глубиной подаваемого материала. К прогрессивным рокерам относятся Blood, Sweat & Tears, Gong и другие. Творчество музыкантов, желающих выйти за рамки стиля, называют экспериментальным роком. Наиболее известные экспериментаторы - The Fugs, The Godz, Red Crayola и др.

Ещё одно направление объединяет в себе черты рока и джаза. Оно появилось не только из-за того, что джазменам стало тесно в своём стиле, но и как результат слияния «белой» и «чёрной» музыки в рамках борьбы с расизмом. Известные музыканты синтетического стиля - Georgie Fame, The Soft Machine, The Mahavishnu Orchestra и т. д. Фолк-рок представляет собой синтез рока и народной музыки (Боб Дилан, Джоан Боез, Fairport Convention), а хард-року присущи специфические гитарные ритмы, тяжёлая ритм-секция и чрезмерная громкость звучания. Известные представители направления - Джимми Хендрикс, Iron Butterfly, Vanilla Fudge.

Также музыкальные критики выделяют глэм, готик и т. д. Определение стилевых разновидностей несколько условно, так как группы постоянно экспериментируют, меняют манеру игры или изобретают новые способы исполнения.

Рок-опера

Характерно для всех видов искусства, в том числе музыкального. Пример тому - синтез рока и драмы, называемый рок-оперой. Сюда относится состоящее из эпизодов, в которых раскрывается сюжет. Арии исполняются в стиле рока. В отличие от классической оперы, на сцене могут присутствовать клавишник, гитарист, другие музыканты. Чаще всего спектакль сопровождается и звучанием классического оркестра.

Манера пения напориста и агрессивна, что характерно для рок-музыки. Иногда партии содержат элементы других музыкальных направлений (джаз, фолк, барокко и т. д.). Помимо арий, музыканты исполняют речитативы и пластические номера.

Примеры произведений подобного жанра - «Волосы» Г. Макдермота, «Годспел» С. Шуорца, «Юнона и Авось» А. Л. Рыбникова и т. д.

Рок-культура

С течением времени музыка рокеров стала настолько популярной, что элементы стиля проникли в другие пласты культуры, возник своеобразный рок-стиль. Так появился особый язык (сленг), на котором изъясняются приверженцы стиля и фанаты. Сленг используется для написания текстов песен, однако на концертах (сейшенах) становится важнее невербальное общение. Единство музыки, слов, сценических движений и образов воздействует на подсознание человека, вызывая определённые ощущения и эмоциональные реакции.

Рокеры увлекаются буддизмом, другими религиозными учениями, противоречащими психологии Запада. В свободное от концертов время музыканты и поклонники посещают так называемые хэппенинги (встречи), на которых общаются, музицируют, высказывают своё мнение по поводу всего, что происходит в их жизни.

Тенденции рок-культуры проявляются в одежде (несмываемые пятна грязи у хиппи), манере держать себя (рок - это отрицание всего и вся, поэтому приверженцам стиля свойственна агрессия), отвержение традиционных ценностей, нравственных и эстетических установок.

Рок и христианство

Христианская религия не признаёт право на существование рока, считая приверженность рок-культуре невозможной для верующих в Бога. Усиленные ритмы, повышенные частоты, проникновенные тексты влияют на подсознание людей, будят глубинные инстинкты.

Рок - это серьёзное воздействие на психику. После прослушивания подобной музыки человек теряет способность к самоконтролю. Содержание многих песен посвящено теме смерти, депрессивным состояниям человека, саморазрушению. Во многих случаях увлечение роком тесно связано с употреблением наркотиков, проявлениями насилия, что также не соответствует образу жизни христианина.

Искусствоведами и культурологами рок-музыка и всё, что связано с ней, рассматривается как противостояние традиционной культуре.

Введение

Глава 1. Теоретические основы описания жаргона северодвинских рок-музыкантов

§ 2. О типах членения языка и формах его существования

§ 3. Жаргон, арго, сленг: о терминологической избыточности и омонимии в метаязыке социолингвистики

§ 4. О жаргоне как второстепенной коммуникативной системе национального языка и функциях жаргона

Выводы по первой главе

Глава 2. Лингвистическое описание жаргона северодвинских рок-музыкантов

§ 1. Рок-культура и язык

§ 2. Экстралингвистическая основа понятия «жаргон северодвинских рок-музыкантов»

§ 3. Лексико-семантические особенности жаргона северодвинских рок-музыкантов

§ 4. Заимствования в жаргоне северодвинских рок-музыкантов

§ 5. Фразеологизмы в жаргоне северодвинских рок-музыкантов

§ 6. Лексико-семантические группы в составе жаргона северодвинских рок-музыкантов

§ 7. Особенности морфемной структуры жаргонного словаи способы образования жаргонных единиц

§ 8. Семантический перенос как способ образования жаргонасеверодвинских рок-музыкантов

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Список лексикографических источников

Приложение 1. Материалы к словарю жаргона северодвинских рок-музыкантов

Приложение 2. Список респондентов


Введение

Русский национальный язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также социальные жаргоны. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык. До недавнего времени филологическая наука, изучая динамику русской речи, преимущественное внимание уделяла положительному – словесному творчеству в высоком его понимании: книжному литературному языку, художественным текстам, поэтической речи, достойным проявлениям национального фольклора – и существенно меньше занималась стихией массовой городской речи, органической частью которой являются профессиональные подъязыки, социальные жаргоны, арго. Между тем городская речь как живой организм, существующий относительно самостоятельно, является частью общего русского языкового и культурного пространства, с которой посредством многих факторов связан и собственно литературный язык.

В силу географической отдаленности от других российских городов, а также ряда объективных социальных причин (род занятий жителей, влияние местных диалектов, условия жизни, природно-климатические условия, отдаленность от крупных центров), городская речь Северодвинска имеет свои индивидуальные черты. В рамках этой речи свое место занимают жаргоны, в числе которых и жаргон музыкантов – сравнительно небольшой социальной группы, для которых, по нашим наблюдениям, не характерны тесные контакты с себе подобными из других городов.

Изучение социальных диалектов связано с определенными трудностями. Подсистемы очень подвижны, они имеют некодифицированный характер и подчиняются законам, прежде всего социолингвистической нормы, которая значительно менее устойчива, чем языковая. Основная форма реализации социальных диалектов – устная. В письменных текстах элементы нелитературного языка встречаются эпизодически, выполняя разного рода стилистические функции. Сбор же образцов устной речи – задача всегда более трудоемкая и кропотливая, чем анализ письменных текстов, поскольку на этом материале очень наглядно прослеживаются корреляции между языковыми и социальными явлениями. Тем не менее, сам по себе предмет исследования еще не предопределяет непременно социолингвистический характер его описания. В принципе, каждый социальный диалект может быть изучен с чисто структурных позиций – описан его словарь, выявлены источники его пополнения (безусловно, что этим фактам может быть дана и социолингвистическая интерпретация, но они могут быть освещены и исключительно лексикологически), выявлены наиболее частотные морфологические модели, особенности фонетики и синтаксиса (если таковые существуют). Таким образом, обращение к такому динамически развивающемуся и меняющемуся идиому русской речи, как жаргон музыкантов, причем в территориально отмеченной форме (г. Северодвинск), надо полагать, является актуальным и научно перспективным. Тот факт, что жаргонная лексика Северодвинска никем не изучалась, определяет научную новизну исследования.

Материалом исследования послужили лексические единицы, репрезентирующие жаргон северодвинских рок-музыкантов, собранные автором.

Цель дипломного исследования – описать лингвистические особенности жаргона северодвинских рок-музыкантов.

В связи с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:

– изучить научную литературу по теме исследования;

– охарактеризовать место жаргонной лексики в системе современного русского национального языка;

– определить и охарактеризовать источники жаргонной лексики;

– раскрыть понятие «жаргон музыкантов» и его место в русском языковом пространстве (в системе форм существования современного русского языка);

– собрать и систематизировать примеры жаргонной речи северодвинских рок-музыкантов;

– выявить признаки системной организации жаргонизмов;

– описать основные способы (приемы) образования жаргонных единиц, выявить среди них доминирующие в образовании жаргонизмов, входящих в состав жаргона северодвинских музыкантов;

– представить описание лексико-семантических групп жаргонной (собственно жаргонной и профессионально-жаргонной) лексики северодвинских рок-музыкантов.

На разных этапах работы нами использовались различные методы и приемы анализа. В качестве основного был избран метод лингвистического описания со всеми его приемами; а также частные методы: метод включенного наблюдения, сопоставительный метод. Метод включенного наблюдения позволяет делать определенные выводы о речевом поведении изучаемой референтной группы , откорректировать результаты конкретного языкового материала, полученные путем интервьюирования и анкетирования. В ряде случаев записи жаргонной речи осуществлялись без ведома информантов. Использовался также и прием самонаблюдения. В записях речи информантов, а также собственной речи зафиксировано использование лексических единиц в естественных условиях. При квалификации семантики жаргонных единиц продуктивными оказались приемы компонентного анализа; при характеристике словообразовательных особенностей изучаемой лексики, формальных связей внутри цепочек применялся перспективный словообразовательный анализ, в тех случаях, когда внимание обращалось на некоторые сочетаемостные свойства ЛСВ, использовались приемы дистрибутивного анализа.


Глава 1. Теоретические основы описания жаргона северодвинских музыкантов

§ 1. Понятие о русском языковом пространстве и пространстве русской культуры

Современная языковая ситуация в России характеризуется большой динамикой, особенно в сфере некодифицированной речи. Осмысление и анализ сложившейся ситуации – одна из насущных проблем, стоящих перед современной лингвистикой.

Изучению социальных диалектов с различных позиций посвящены труды многих ученых [Швейцер, Никольский 1976; Крысин 1989; Лисовский 1996; Грачев 1997; Химик 2000 и др.]. В настоящее время вышел целый ряд словарей различных жаргонов и арго [Быков 1994; Елистратов 2000; Большой словарь русского жаргона 2000; Квеселевич 2003; Словарь современного русского города 2003 и др.].

По утверждению многих лингвистов, русская речь – это использование русского языка в основных его функциях: общения, сообщения, воздействия и т.д. Однако из этого утверждения можно сделать вывод, что говорение, или русский язык в действии, – это разноплановый, разноаспектный процесс, зависящий, по утверждению В.В. Химика, от того, кто говорит, что сообщает, с кем общается, с какой целью и в каких условиях [Химик 2000: 3]. Русская речь – многообразна. И это «многообразие речевой стихии в целом и является русским языковым пространством» Лотман 1993: 15].

Языковое пространство составляет условие порождения и развития культурного пространства и средство его формирования и существования. Иными словами, «язык – зеркало культуры, главный источник истории народа и его духа» [Химик 2000: 8].

Свой взгляд на понятия русское языковое и культурное пространство в статье «Лингвистическое пространство как компонент парадигмы социокультурного пространства» отстаивает Н.К. Фролов: «понятие «пространство», ставшее в последние десятилетия модным, суперупотребительным в сфере науки, культуры, образования, выступает синонимом понятия «поле», «среда обитания», «сфера деятельности». Для примера можно привести слова и выражения типа духовное, национальное, языковое, политическое, юридическое, географическое пространство и даже моральное пространство <…>. Верования, нравы, убеждения, определенные знания, способы добывания средств существования, социально-политическая организация и др. закрепляется в устных фольклорных традициях, фиксируется языковыми средствами. Совокупность всех этих чувственно-познавательных, побудительно-коммуникативных факторов как раз и составляет форму пространственного бытия – духовную культуру <…>. Культурно-лингвистическая среда включает в себя ряд языковой и неязыковой компоненты: а) ортнический язык как готовую систему знаков и значений, известных писателям, творцам языка (вербально-сигнификативный компонент; б) материальные объекты (денотативный компонент); в) когнитивный этнокомпонент, т.е. комплекс знаний, убеждений, представлений и познавательных стереотипов; г) психологический компонент, представляющий собой фактор этнического сознания его лингвистических ориентаций. Языковое пространство объективируется в речевой деятельности» .



Похожие статьи
 
Категории