Молчалины блаженствуют на свете? Почему Чацкий с горечью замечает, что "Молчалины блаженствуют на свете"? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

27.03.2019

Александр Сергеевич Грибоедов - русский драматург, поэт и дипломат, который известен как писатель одной книги. Его комедия "Горе от ума", написанная в начале 19 века, начала новую ступень в развитии русской литературы и до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России. Эта пьеса буквально "разошлась по цитатам". Произведение Грибоедова - это сатира на московское общество первой половины 19 века. Даже Крылов говорил, что в то время "государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила". Созданные автором характеры героев по-настоящему реальны и несут общечеловеческое значение.
Одной из находок Грибоедова можно считать главного героя - Молчалина. Автор создал тип героя, который стал крупным приобретением общественной мысли. Молчалин - это мастер в искусстве смолчать, когда его бранят, он за это уже получил целых три награждения, чин асессора, и находится в дружеских отношениях со многими влиятельными людьми.
Нам он показан как мелкий чиновник, который стремится построить свою карьеру, старается угодить людям, иногда бывая робким и покорным с начальником и его дочерью, а порой дерзким с горничной. Чацкий же говорит про него так: "Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!" Но заслуга Грибоедова в том, что он сделал из маленького чиновника символ социально-политической группы, связав между собой два понятия: “молчалинство” и “фамусовщина”.
Ценности у Молчалина схожи с идеалами общества Фамусова. Чиновник больше всего желает быть богатым и знатным человеком, хочет, чтобы его приняли в обществе, мечтает о жизни безо всяких забот. Он считает, что каждый человек мечтает о такой жизни, поэтому и предлагает Чацкому "и награждения брать, и весело пожить". Говоря о службе, Молчалин упоминает признанных в обществе людей, боготворя и ставя их в пример: "Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные". Каково было его удивление, когда Чацкий ответил отказом на его предложение, утверждая, что ни о какой Татьяне Юрьевне он никогда не слышал. Для Молчалина это нонсенс, ведь весь его мир держится именно на этих людях. Хотя, нельзя сказать, что он их и вправду уважает. В первую очередь его интересует ни ум, ни душа, ни хорошие качества человека, а его статус в обществе, который будет ему полезен, возможно поможет продвинуться на ступень выше. Чацкий же признает "служенье делу, а не лицам". Своими достоинствами и талантами Молчалин считает "умеренность и аккуратность", хотя на самом деле, данные черты талантами и не являются.
За личными качествами Молчалина, за его маской скрывается «прошедшего житья подлейшие черты». Свою так называемую маску он снимает лишь перед Лизой - служанкой, внимания и любви которой так настойчиво добивался, пытаясь заманить её подарками: "...Игольничек и ножинки, как милы! Жемчужинки, растертые в белилы!" Но есть у Молчалина и ещё одна "любовь" - это Софья. Их роман он называет лишь служебным, никаких чувств к Софье чиновник на самом деле не испытывает, а встречается с ней лишь потому, что считает это выгодным для него самого, ведь Софья - "дочь такого человека!". Поэтому он и так беспокоиться об их тайном романе, говоря: «Не повредила бы нам откровенность эта». Хотя, Чацкий считает, что такой человек, как Молчалин, не способен любить. И правда, в Лизу он влюбился со скуки, а в Софью - по должности.
Можно отметить и значение фамилии Молчалина, которая говорит сама за себя. Молчалин - человек, пытающийся скрыть что-то от других, держать всё в тайне, строить какие-то планы, выгодные для него.
Так можно ли считать, что Молчалин счастлив? Такие, как Молчалин хотят лишь одного - известности в обществе. Они не покушаются на идеалы мира Чацкого, им это просто не нужно. С точки зрения самого Чацкого они несчастны, ведь он бы не смог жить так, как живут они. Но всё же они счастливы, хоть и по-своему. Их требования мелочны, но молчалины другого и не просят.
Если говорить о реальной жизни, то люди не должны видеть счастье в том, в чем отражает его "молчалинство". Но Грибоедов создал по-настоящему правдивый тип героя, который можно встретить и в наше время. Так блаженствуют ли молчалины на свете? Если встретить в жизни такого молчалина, то можно с уверенностью сказать, что этот человек и вправду по-своему блаженствует.


Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А. С Грибоедова “Горе от ума”)

I. Имя, ставшее нарицательным.

II. Радости и трудности молчалиных.

1. Молчалин – персонаж пьесы А. С. Грибоедова.

2. Современные молчалины.

III. Счастье невозможно без внутренней свободы.

Вот он, на цыпочках и не богат словами…

А. С. Грибоедов

Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума”, стало нарицательным. Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: “Ведь надобно ж зависеть от других”, “Частенько там мы покровительство находим, где не метим”, “Ваш шпиц – прелестный шпиц”… Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: “Молчалины блаженствуют на свете!” Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?

В пьесе судьба Молчалина, действительно, складывается удачно. В точности следуя заветам отца, учившего сына угождать “всем людям без изъятья”, Алексей Степанович проживает и служит секретарем в доме Фамусова, “дружбу всех он в доме приобрел”. И, как предрекает Чацкий, “он дойдет до степеней известных: ведь нынче любят бессловесных!” Софья Фамусова, неглупая, интересная девушка полюбила Молчалина, наделив его достоинствами, которых у него никогда не было, и готова выйти за него замуж против воли отца. И он талантливо разыгрывает роль влюбленного, “в угоду дочери такого человека”. Молчалин умеет все просчитать и предусмотреть: отправляясь на ночное свидание с Софьей, он берет с собой бумаги для доклада на случай, если неожиданно появится Фамусов. Алексей Степанович усвоил негласные правила служебного успеха; несомненно, он добьется всего, о чем мечтает: чинов, богатства, связей. И пусть такие, как Чацкий, его презирают, и ничего, что всю жизнь придется носить маску, не смея сказать ни слова своим настоящим голосом – Молчалин готов забыть, каков он, его настоящий голос. Главное – он умеет всех обойти, перехитрить, добиться успеха.

В наши дни волшебное слово “успех” заставляет порой забыть о том, какими путями следует к нему идти. Общество, в котором преобладают потребительские интересы, ставит успех на первое место в шкале жизненных ценностей, квалифицируя его как умение всех обойти, любой ценой достичь достатка, а лучше богатства, славы, власти. Легко ли в наш век молчалиным? Легко, если они сумели приспособиться к новым условиям, если могут не только угодливо молчать, но и возвысить голос, когда это необходимо. Современные молчалины стремятся понравиться не всем, а лишь тем, кто полезен, и не размениваются на поглаживание мосек и карточные партии “на всякий случай”. Смолчать, когда при тебе совершается злое дело, не заступиться за обиженного, произнести пламенную речь, где и когда это необходимо – и добиться вожделенного успеха по службе, и служить не делу, а лицам, и, в конечном счете, устроить свою жизнь – вот в чем их удобная, хотя и убогая философия. Современные молчалины страшнее грибоедовского персонажа: они научились скрывать свою сущность, умеют держаться надменно и даже делают вид, что имеют чувство собственного достоинства, совесть, честь. Они профанируют высокие идеи, прикрываясь ими для достижения собственных мелочных целей, притворяясь порой Чацкими. Они успешны. Но счастливы ли?

Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться “блаженства”? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных…

(No Ratings Yet)

  1. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – выдающееся произведение русской литературы XIX века. К сожалению, нам не известно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и...
  2. Русская литература 1-й половины XIX века Ум подлинный и ум мнимый в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” – одно из бессмертных...
  3. Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” I. Тема трагического безумия благородной личности в литературе. II. Неизбежность столкновения ума как нового, передового миропонимания с поколением “отцов”. 1. “Отцы”...
  4. Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” План I. Софья Фамусова – один из главных персонажей пьесы “Горе от ума”. II. Изображение Софьи в пьесе “Горе от...
  5. Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе...
  6. Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Они жили в самом начале XIX века… Рылеев,...
  7. Русская литература 1-й половины XIX века Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия великого русского драматурга А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана еще в...
  8. Чацкий – первый в русской литературе образ положительного героя своего времени, воплотивший типичные черты поколения передовой дворянской молодежи. Образы свободолюбивых героев, борцов за всеобщее благо и личную независимость создавали ранее...
  9. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ РОЛЬ ЭПИЗОДИЧЕСКИХ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Комедия “Горе от ума” была написана Грибоедовым в канун решающего выступления революционеров-декабристов и...
  10. ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Образ Софьи оценен критиками неоднозначно. Существует, по крайней мере, два противоположных толкования поведения главной героини грибоедовской пьесы,...
  11. “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений в русской литературе. Это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль...
  12. Русская литература 1-й половины XIX века Образ Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” важную роль играют второстепенные персонажи. С...
  13. В комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов показывает жизнь московского общества, рисует целый ряд образов, весьма характерных для того времени. Исключением из этого ряда является Александр Андреевич Чацкий, который...
  14. А. С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших...
  15. Выявите специфику интерьера дома Фамусова в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Приступая к выполнению задания, вспомните, что дом принадлежит к числу самых древних, базовых для человеческого сообщества пространственных...
  16. Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала...
  17. Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие...
  18. “ГОРЕ ОТ УМА”, КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ, В СТИХАХ. СОЧИНЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА С 1823 года начала ходить по рукам публики рукописная комедия Грибоедова “Горе от ума”. Она наделала ужасного...
  19. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ПРОБЛЕМА “УМА” В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА А. С. Грибоедов родился в 1794 году, знаменитая комедия написана в 1824 году, в начале XIX века. Автору было...
  20. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее...
  21. КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? “Молчалины блаженствуют на свете”, – восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий... “Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой” (по творчеству А. Т. Твардовского) I. Народность творчества А. Твардовского. 1. Поэмы Твардовского – поэтическая история страны (“Страна...
  22. Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм 2.3. Социально-политические комедии – комедии “плаща и шпаги” Социально-политическими пьесами называются те произведения драматурга, в которых Лопе де Вега отображает наиболее типичные...
Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А. С Грибоедова “Горе от ума”)

План

I. Имя, ставшее нарицательным.

II. Радости и трудности молчалиных.

1. Молчалин – персонаж пьесы А. С. Грибоедова.

2. Современные молчалины.

III. Счастье невозможно без внутренней свободы.

Вот он, на цыпочках и не богат словами…

А. С. Грибоедов

Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», стало нарицательным. Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: «Ведь надобно ж зависеть от других», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «Ваш шпиц – прелестный шпиц»… Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: «Молчалины блаженствуют на свете!» Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?

В пьесе судьба Молчалина, действительно, складывается удачно. В точности следуя заветам отца, учившего сына угождать «всем людям без изъятья», Алексей Степанович проживает и служит секретарем в доме Фамусова, «дружбу всех он в доме приобрел». И, как предрекает Чацкий, «он дойдет до степеней известных: ведь нынче любят бессловесных!» Софья Фамусова, неглупая, интересная девушка полюбила Молчалина, наделив его достоинствами, которых у него никогда не было, и готова выйти за него замуж против воли отца. И он талантливо разыгрывает роль влюбленного, «в угоду дочери такого человека». Молчалин умеет все просчитать и предусмотреть: отправляясь на ночное свидание с Софьей, он берет с собой бумаги для доклада на случай, если неожиданно появится Фамусов. Алексей Степанович усвоил негласные правила служебного успеха; несомненно, он добьется всего, о чем мечтает: чинов, богатства, связей. И пусть такие, как Чацкий, его презирают, и ничего, что всю жизнь придется носить маску, не смея сказать ни слова своим настоящим голосом – Молчалин готов забыть, каков он, его настоящий голос. Главное – он умеет всех обойти, перехитрить, добиться успеха.

В наши дни волшебное слово «успех» заставляет порой забыть о том, какими путями следует к нему идти. Общество, в котором преобладают потребительские интересы, ставит успех на первое место в шкале жизненных ценностей, квалифицируя его как умение всех обойти, любой ценой достичь достатка, а лучше богатства, славы, власти. Легко ли в наш век молчалиным? Легко, если они сумели приспособиться к новым условиям, если могут не только угодливо молчать, но и возвысить голос, когда это необходимо. Современные молчалины стремятся понравиться не всем, а лишь тем, кто полезен, и не размениваются на поглаживание мосек и карточные партии «на всякий случай». Смолчать, когда при тебе совершается злое дело, не заступиться за обиженного, произнести пламенную речь, где и когда это необходимо – и добиться вожделенного успеха по службе, и служить не делу, а лицам, и, в конечном счете, устроить свою жизнь – вот в чем их удобная, хотя и убогая философия. Современные молчалины страшнее грибоедовского персонажа: они научились скрывать свою сущность, умеют держаться надменно и даже делают вид, что имеют чувство собственного достоинства, совесть, честь. Они профанируют высокие идеи, прикрываясь ими для достижения собственных мелочных целей, притворяясь порой Чацкими. Они успешны. Но счастливы ли?

Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться «блаженства»? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных…

Умнейший человек своего времени А.С. Грибоедов к 1824 году заканчивает написание самого известного своего произведения "Горе от ума", в котором, как на ладони показал картину устройства современного ему общества со всеми его пороками.

Он не церемонился с описанием, персонажи комедии рельефны и характерны. Как сатирик Грибоедов неотразим! Современники были шокированы, увидев себя в комедии, как в зеркале.

Один из героев пьесы, который к избранному обществу не принадлежит, но очень хочет там обосноваться - Алексей Степаныч Молчалин. Он человек не богатый и не знатный. Особых талантов не имеет, поэтому вынужден приспосабливаться, не брезгуя никакими способами. С детства его учили угождать всем, кто выше его по положению, он науку эту усвоил крепко: "Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья - хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была."

Иного способа подняться по карьерной лестнице Молчалин для себя не видит. Он готов постоянно унижаться, только бы достичь положения в обществе. Умом не блещет. "Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье!",-- говорит о нём Чацкий. Но, на счастье Молчалина, особых талантов в том обществе, куда он так стремится, вовсе не требуется! Там ценят того, кто может: "У покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать, подставить стул, поднять платок." Со всем этим молодой человек справляется так хорошо, что даже сумел очаровать дочь своего покровителя Софью. Она не видит в нём никаких недостатков: "Чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит,- вот я за что его люблю."

Всем своим существом старается пробиться Молчалин в высший свет. Подхалимство, угодничество, унижение, всё идёт в ход для достижения вожделенной цели, ничем мелкий чиновник не брезгует. И высшее общество принимает его и ценит именно за те его качества, которые кажутся неприемлемыми для таких честных людей, как Чацкий. Что же не блаженствовать таким Молчалиным, ведь они во всём похожи на своих покровителей, разве что рангом пониже. Им не откажешь в практичности, они хорошо знают, что нужно делать для достижения успеха в этой жизни. Нужно только повторять то, что делают герои высшего света, и ты будешь у них своим.

Пройдёт не так много времени, Молчалины добьются желаемого. Как писал позже Салтыков-Щедрин, они станут причиной того, что “настоящий заправский человек не может сделать и шага, не раскроив себе лба”

В конце комедии Молчалин терпит фиаско, но можно быть уверенными, что этот герой не пропадёт, потому, что он необходим тому окружению, в котором вращается, ему простят всё за его молчаливость и покорность. Таков он есть, и он неистребим.

Несколько интересных сочинений

    Мій улюблений вид спорту - це волейбол. Саме в цьому спорті я надзвичайно гарний і спритний. Волейбол для мене - це не просто захоплення чи хоббі, це - моє життя, без якого мені було б не просто нудно, було б просто нецікаво жити і я б зростав ледачим

  • Сочинение по рассказу Кладовая солнца Пришвина 6 класс

    Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне

  • Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение

    В романе Толстого «Война и мир» описывается много различных женщин: красивых и не очень, умных и пустых. Это красавица Элен и кроткая самоотверженная Соня. Добрая княжна Марья, образованная Жюли Карагина, Мадемуазель Бурьен, Вера и другие

  • Говорят, мечтать не вредно, и это действительно так и есть. Все люди на земле любят мечтать. В минуты вдохновения, они рисуют в своём воображении прекрасные картины своих желаний

  • Образ и характеристика Метелицы в повести Разгром Фадеева сочинение

    Одним из ключевых героев произведения является Метелица, представленный писателем в образе мужественного борца за свободу, бывшего пастуха.

В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”; “целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”... Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин - бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную - от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, - несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их - в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.



Похожие статьи
 
Категории