Мысль «семейная.

02.04.2019

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и Мир» основными дворянскими семьями являются Ростовы, Болконские и Курагины, которые были взяты за основу сюжета и играют ключевую роль.
Наиболее яркий и важный род, которому отдает предпочтение сам писатель – род Ростовых, состоящий из Графа Ильи Андреевича и его жены Натальи, воспитавшие и вырастившие в достатке и благополучии четырех детей: Веру, Наташу, Николая и Петю. Также частью семьи Ростовых наравне с остальными детьми стала Соня, племянница Графа, которая воспитывалась у Ростовых с самого детства. В каждом из них есть наивность и душевная простота. Одна лишь Вера отличалась и отделялась от остальных своей холодностью и никак не раскрылась в романе. Графиня-мать не скрывает, что воспитывала Веру не так, как других детей, а в строгости и ограничениях. В отличие от старшей сестры, остальные выросли очень дружными и искренними друг с другом. Совместное воспитание Графа Ильи и Графини Натальи заметны во всем. Лев Николаевич создал свой идеал семьи в Ростовых, где он видит четкое распределение – мать отвечает за духовные качества, а отец за мужество. К примеру, Граф Илья сумел привить детям чувство долга, отважности и чести, а Графиня – мать – доброту, отзывчивость и честность.
Самая интересная и любимая самим автором героиня – Наташа. Она проходит путь от молодой девушки, совершающей ошибки (что, безусловно, простительно для нее) до женщины, которая, наконец, счастлива с любимым человеком. Мы видели её и в радости, и в горе, и в тех безрассудных ситуациях, когда она решила сбежать с Анатолем Курагиным. Как бы порой не поворачивался язык назвать Наташу недалекой и глуповатой, нельзя не вспомнить, что она была юна и как у всех молодых, чувства преобладали над разумом.

Семья Ростовых тесно связана с семьей Болконских – влюбленные Андрей и Наташа, а после Николай с Марьей Болконской. Положение в этой семье обстоит несколько иначе, нежели у Ростовых. Глава семьи – Николай Андреевич, человек, с гордостью несущий устоявшийся семейный уклад, дух и характер своего рода и передающий его своим детям – Марье и Андрею. Николай Андреевич чувствует огромную ответственность за свою честь и долг, вспомним также, что Граф хорошо дружил с Генералом Кутузовым и, по сути, род Болконских - это потомственные военные, а военное дело подразумевает подчинение, строгость, точность и жесткость.
«Если с тобой что-то случится – мне будет больно, если же ты поступишь не как сын Болконского – мне будет стыдно» – говорит Граф своему сыну. А дочь Марью Николай Андреевич всячески старается сделать смекалистой и образованной девушкой, раз уж с внешностью ей повезло меньше.
Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, а Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова). Семья Курагиных – это сплошные балы и рауты, ложь и притворство, расчетливость и низость. Глава рода – Василий Курагин, эгоист и карьерист. Нетрудно догадаться, что его дети – Элен и Анатоль, тоже не отличались достойными поступками. Они оба считают, что всё должно доставлять лишь удовольствие, но это не то благое удовольствие, а скорее пошлость и разврат. Его дети одни из тех людей, которые имеют красивую внешность, но не соответствующий внутренний мир. Но мы все же не вправе осуждать их, поскольку нам не узнать, что сделало их такими помимо воспитания.

Анализ этих семей можно сделать, лишь дав краткую характеристику и лишний раз убедиться в том, что семья – это основа всего. Писатель еще раз дал нам знать, что семья есть почва для образования человеческой души и что каждый род – это отдельный мир. Мир Ростовых – яркий, шумный, веселый. Мир Болконских – серьезный, упорядоченный, консервативный, роскошный. Мир Курагиных – вольный, наигранный, расчетливый и безнравственный. Автор даже показывает нам исход всех пороков семьи – Наталья и Николай остаются со своими любимыми, а Элен и Анатоль погибли в своей хитрости и лживости.

«Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественная война 1812 г.

В романе «Война и мир» описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей. Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания. Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз – «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

Семья - одна из наивысших ценностей для многих людей. Она закладывает нравственные и духовные основы личности и является определяющим фактором того, каким станет человек.

Хитросплетения родословного древа являются излюбленной темой многих писателей, в том числе и гения русской литературы Льва Николаевича Толстого. Его произведение «Война и мир» наполнено идеей значимости домашнего очага, который, по мнению автора, формирует душу человека и оказывает влияние на его дальнейшую судьбу. Семья - это целый мир, в котором царят собственные традиции, привычки, характеры, манеры поведения и даже взгляды на жизнь. Он играет ключевую роль в развитии не только отдельно взятой личности, но и всего общества.

На страницах романа Лев Николаевич выделяет три семейства - Ростовых, Болконских и Курагиных.

Семейство Ростовых - это пример национальной русской семьи с богатыми традициями, которая чтит и хранит их, как высшую реликвию. Они живут искренними чувствами и намерениями, это благородные люди с незапятнанной репутацией, отличающиеся особым добродушием, чистосердечностью, строгими взглядами на долг и честь. Они невероятно гостеприимны, обладают уникальной русской чертой - хлебосольством. В словах самого писателя слышатся неподдельная теплота и симпатия в адрес этого дворянского рода. Это пример для подражания, ведь в основе их отношений лежат взаимопонимание и поддержка.

Высокие моральные принципы и чистота семейных взаимоотношений единят семьи Болконских и Ростовых, тем не менее, в отличие от Ростовых, Болконским присуще излишнее чувство превосходства. Они гордятся своей богатой родословной, материальной обеспеченностью и могут показаться слегка надменными. Но за всей этой видимой спесивостью скрывается действительно чистая и трепетная любовь близких друг другу людей.

Полной противоположностью честолюбивым Болконским и Ростовым в романе является семейство Курагиных. Они не прочь поступится собственными моральными принципами, Толстой изображает их постоянными участниками интриг и сплетен. Они привыкли считать себя главными «сливками» общества, не пропускают ни одного великосветского мероприятия и отличаются двуличностью, наигранностью, духовной черствостью, алчностью и расчетливостью. Курагиным чужды искренность, честь, ответственность, это циничные, безнравственные и эгоистичные люди, которые ради своего блага и высокого положения готовы на все.

Таким образом, на примере жизни трех разных семейств Толстому удалось донести до нас главную идею, которая заключается в том, что семья - это основа гармоничной личности. Дети, как губки, впитывают особенности семейного уклада, они тонко чувствуют атмосферу внутри родового круга, которая накладывает отпечаток на их сознание, мироощущение, поведение, а самое главное, на их судьбу в целом.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

“Война и мир” - одно из лучших произведений русской и мировой литературы. В нем автор исторически верно воссоздал жизнь русских людей в начале XIX века. Писатель подробно описывает события 1805- 1807 годов и 1812 года. Несмотря на то, что “мысль семейная” является главной в романе “Анна Каренина”, в романе-эпопее “Война и мир” она также занимает весьма важное место. Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет хорошим или плохим, а таковым его делает семья и та атмосфера, которая господствует внутри нее. Автор блестяще обрисовал многие характеры в романе, показал их становление и развитие, что называют “диалектикой души”. Толстой, уделяя большое внимание истокам формирования личности человека, имеет сходство с Гончаровым. Герой романа “Обломов” не родился апатичным и ленивым, а таковым его сделала жизнь в его Обломовке, где 300 Захаров готовы были выполнить любое его желание.
Следуя традициям реализма, автор хотел показать, а также сопоставить между собой различные семьи, которые являются типичными для своей эпохи. В этом сравнении автор нередко использует прием антитезы: одни семьи показаны в развитии, тогда как другие являются застывшими. К последним относится семья Курагиных. Толстой, показывая всех ее членов, будь то Элен или князь Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Это не случайно: внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Так, подлость и лицемерие князя Василия обнаруживаются в его отношении к неопытному Пьеру, которого он презирает как незаконнорожденного. Как только Пьер получает наследство от умершего графа Безухова, мнение о нем полностью меняется, и князь Василий начинает видеть в Пьере отличную пару для своей дочери Элен. Такой поворот событий объясняется низкими и корыстолюбивыми интересами князя Василия и его дочери. Элен, согласившись на брак по расчету, обнаруживает свою нравственную низость. Ее отношения с Пьером трудно назвать семейными, супруги все время в разлуке. К тому же Элен высмеивает желание Пьера иметь детей: она не хочет обременять себя лишними заботами. Дети, в ее понимании, - обуза, мешающая жить. Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что главное предназначение женщины - стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен. Не выполнив своего предназначения в этом мире, она умирает. Никто из семьи Курагиных не оставляет после себя наследников.
Полная противоположность Курагиным - семья Болконских. Здесь чувствуется авторское желание показать людей чести и долга, высоконравственные и сложные характеры.
Отец семейства - князь Николай Андреевич Болконский, человек екатерининской закалки, ставящий честь и долг выше других ценностей человека. Наиболее ярко это проявляется в сцене прощания с сыном - князем Андреем Болконским, уезжающим на войну. Сын не подводит своего отца, не роняет чести. В отличие от многих адъютантов, он не отсиживается в штабе, а находится на передовой, в самом центре военных действий. Автор подчеркивает его ум и благородство. После смерти жены у князя Андрея остался Николенька. Мы можем не сомневаться, что он станет достойным человеком и, подобно своему отцу и деду, не запятнает чести старинного рода Болконских.
Дочь старого князя Болконского - Марья, человек чистой души, набожный, терпеливый, добрый. Отец не показывал своих чувств к ней, так как это было не в его правилах. Марья понимает все капризы князя, относится к ним безропотно, так как знает, что отеческая любовь к ней запрятана в глубине его души. Автор подчеркивает в характере княжны Марьи жертвенность собой во имя другого, глубокое понимание дочернего долга. Старый князь, не имея возможности излить свою любовь, замыкается в себе, поступая подчас жестоко. Княжна Марья не перечит ему: уменье понять другого человека, войти в его положение - вот одна из главных черт ее характера. Эта черта часто помогает сохранить семью, не дает ей распасться.
Еще одна антитеза клану Курагиных - семья Ростовых, показывая которых, Толстой делает акцент на таких качествах людей, как доброта, душевная открытость внутри семьи, хлебосольство, нравственная чистота, неиспорченность, приближенность к народной жизни. К Ростовым тянется много людей, многие им симпатизируют. В отличие от Болконских, внутри семьи Ростовых часто царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Может быть, так не всегда бывает в действительности, но Толстой хотел идеализировать открытость, показать ее необходимость между всеми членами семьи. Каждый член семьи Ростовых - индивидуальность.
Николай, старший сын Ростовых, - человек храбрый, бескорыстный, он горячо любит своих родителей, сестер. Толстой отмечает, что Николай не скрывает от семьи своих чувств и желаний, которые его переполняют. Вера, старшая дочь Ростовых, заметно отличается от других членов семьи. Она выросла чужой в своей семье, замкнутой и злобной. Старый граф говорит, что графиня “что-то с ней намудрила”. Показывая графиню, Толстой делает акцент на такой ее черте, как эгоизм. Графиня думает исключительно о своей семье и желает видеть своих детей счастливыми во что бы то яи стало, даже если их счастье будет построено на несчастии других людей. Толстой показал в ней идеал матери-самки, которая беспокоится только за своих детенышей. Это наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из Москвы во время пожара. Наташа, имея добрую душу и сердце, помогает раненым выехать из Москвы, отдавая им подводы, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки, так как это дело наживное. Она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей. Графиня же не без колебаний соглашается на такую жертву. Здесь проглядывает слепой материнский инстинкт.
В конце романа автор показывает нам становление двух семей: Николая Ростова и княжны Марьи Болконской, Пьера Безухова и Наташи Ростовой. И княжна, и Наташа, каждая по-своему, нравственно высоки и благородны. Они обе много страдали и, наконец, обрели свое счастье в семейной жизни, стали хранительницами семейного очага. Как писал Достоевский: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”. Этих двух героинь объединяет одно: они смогут стать прекрасными матерями, смогут воспитать достойное поколение, что, по мнению автора, является главным в жизни женщины, и Толстой во имя этого прощает им некоторые недостатки, свойственные обыкновенным людям.
В итоге мы видим, что “мысль семейная” является одной из основополагающих в романе. Толстой показывает не только отдельных людей, но и семьи, показывает сложность взаимоотношений как внутри одной семьи, так и между семьями.


Сочинение

Литература и жизнь. Как связаны эти понятия? Литературу невозможно воспринимать в отрыве от действительности. Литература является как бы второй параллельной реальностью. Многие аспекты жизни пересмотрены в ней по-иному. Литература вытекает из жизни. Ведь потребность писать возникает в результате каких-то переживаний, накопления определенного жизненного опыта, который может быть полезен людям.

Толстой не выдумывал свои романы и рассказы. Они являются следствием его жизненного опыта, его логическим продолжением. Его жизнь отражается в его произведениях, но многое пересматривается под другим углом. Свое детство он описывает в автобиографической повести «Детство», впечатления от войны - в «Севастопольских рассказах». Вернувшись с войны, он наверстывает упущенное в литературных салонах Петербурга, а потом, остыв, уезжает в Ясную Поляну, где женится и живет, почти не выезжая. Из всего его жизненного опыта он понял, что истина жизни - в максимальной естественности, приближенности к народу, одной из его главных жизненных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос и без которой мы не знали бы Толстого-писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья - это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья - это передача опыта поколений, своеобразие нации. Свою дань семье Толстой отдает не только в жизни, но и в литературе.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями, и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». Но мне его прочтение еще предстоит.

А подробно я остановлюсь на самом известном романе писателя «Война и мир». Несмотря на то что сам Толстой говорил, что в романе главная мысль - «мысль народная», нельзя принижать значение «мысли семейной». Ведь по жанровому своеобразию «Война и мир» - это семейная хроника. Если взять голый сюжет, то это будет история нескольких дворянских семей в эпоху Отечественной войны 1812 года. Война рассматривается через призму «семейной мысли».

Как же раскрывается эта мысль в романе? Семей в романе много, но мировоззрение Толстого можно проследить на трех: Ростовы, Болконские и Курагины. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светская жизнь, любовь, война. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».

Болконские и Ростовы - это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа Ростова - любимые герои писателя. Однако, несмотря на это, отношения между этими семьями не всегда остаются безоблачными. Андрей Болконский не любит Николая Ростова. Марья Болконская первоначально пренебрежительно относится к Наташе Ростовой.

Такие противоречия возникают из-за различной нравственной основы семей. В семье Ростовых было принято не бояться выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей они воспитывали Соню и Бориса. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Все это отражалось на материальной стороне жизни Ростовых - они почти полностью обеднели. Только из такой семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но: не несущие никаких духовных ценностей. Именно поэтому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна: Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, является наградой за страдания. Князь Андрей - это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный. Его призванием становится социально-политическая сфера.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай - княжна Марья. То же самое должно было. произойти между князем Андреем и Наташей, но этому мешает смерть Болконского.

Тема семьи у Толстого тесно переплетается с женскими o6разами в романе. Если роль мужчины, по Толстому, проявляется в социальной сфере, то призвание женщины - семья. Некоторые женщины не могут создать своего дома. Это Элен и Анна Шерер. Для писателя это люди, утерявшие свое женское начало, пример нравственного уродства. Другое дело - княжна Марья и Наташа Ростова. Несмотря на то что природа их различна (Наташа - чувство, Марья - ум и религиозность), именно они становятся настоящими матерями и женщинами. В такой чести будет отказано Элен, и она, как пустоцвет, будет отсеяна природой. Толстой убежден, что назначение женщины - быть женой и матерью. Таким образом, писатель, употребляя свой излюбленный прием - антитезу, Ростовым и Болконским противопоставляет семью Курагиных.

Курагины у Толстого - это символ деградировавшей семьи. Семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. В отношениях Элен и Анатоля Толстой видит нечто противоестественное природе. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибли во время войны. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз - «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка вырастут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа - Пьер. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Семья для Толстого - это средство самореализации, это один из критериев, по которым нужно судить человека. Ведь жизнь человека коротка и то, как он передает свой жизненный опыт детям, то, как он их воспитает, будет влиять на нравственный облик последующих поколений. Семья - это одно из самых важных приобретений человечества, и только в ней можно воспитать полноценного человека.



Похожие статьи
 
Категории