Отношение граждан российской федерации к институту власти. Равнодушие и отзывчивость к искусству

09.02.2019

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Как раскрыть тему «Равнодушие и отзывчивость» Итоговое сочинение по литературе Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества. Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других. Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения. В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. Отношение к людям М. Горький «Старуха Изергиль» Данко и Ларра два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

2 А.И. Солженицын «Матренин двор» В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом. М. Горький «На дне» В драме писатель показывает как абсолютно черствых, бездушных, бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа, Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура странника и его философия весьма спорны (вечный спор о горькой правде и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления сострадания к людям он бесспорно положительный герой (вспомнить, например, диалог Луки и умирающей Анны). В. Железников «Чучело» В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению к тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться,

3 а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других. Отношение к своему профессиональному долгу. В. Г. Распутин «Уроки французского» Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня рассказа Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом не столько с целью обучить его произношению, сколько желая накормить. Но мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна

4 находит удачный выход игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не играет на деньги с ними. Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта история может закончиться для неё «сеятеля доброго и вечного» увольнением с работы. Зато она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой «некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства, чем соблюсти все правила, принятые в обществе, и равнодушно пройти мимо. А.И. Куприн «Чудесный доктор» В центре повествования писателя бедная семья Мерцаловых, которая голодает, у которой даже нет дров, чтобы согреть свою комнату. Одна девочка в этой семье уже умерла, вторая сильно болеет. Однажды, когда все уже перестали надеяться на лучшее, Мерцалов встречает в парке пожилого человека, которому рассказывает свою историю, и старик тут же отправляется к ним домой. Оказывается, он врач, долг которого отозваться на зов больного о помощи. Доктор назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь спас великий хирург Пирогов. А.П. Чехов «В аптеке» Другое отношение к своему долгу мы видим в рассказе Чехова «В аптеке». Безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и равнодушный к просьбе больного провизор, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки, отказывает больному в лекарстве, так как тому не хватает шести копеек. Обратившийся за помощью учитель Свойкин пытается завести разговор с провизором и найти понимание, обещает вернуть долг, но его не слышат, не хотят слышать. Строгий человек за прилавком равнодушно наблюдает за тем, как остро нуждающийся в помощи уходит ни с чем. Отзывчивость вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям мы становимся ничем. Автор оставляет повествование о судьбе учителя незавершенным. Такой открытый финал дает читателю возможность самому предположить, что в итоге случилось с больным. Умер он или утром сходил в аптеку? Этот вопрос

5 автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и равнодушия. Отношение к близким людям. Л. Н. Толстой «Война и мир» На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и Ростовых это два полюса, два абсолютно разных мировоззрения. Если для Ростовых главное эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок, раз и навсегда заведенный ими. Но есть и общие черты, одна из которых любовь к друг другу. Графиня Ростова искренне предана своим детям, она не может равнодушно принять новость о гибели сына, и это боль понятна и младшей дочери, которая никогда не позволит себе оставить мать в горе одну. Наташа отзывчива и добра. Эти качества в ней воспитали родители. Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь, на первый взгляд, кажется равнодушным и жестоким по отношению к детям, но все его слова и поступки продиктованы любовью к ним. Так, он хочет Марье только добра, а она, в свою очередь, слепо ему подчиняется, боясь огорчить старика. К.Г. Паустовский «Телеграмма» Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе, работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого. Мудрее оказывается героиня рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори». Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой момент. Дочь осознает, что, равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей обиду. Отношение власти к простому человеку.

6 Безусловно, равнодушное и бессердечное отношение власти к простому человеку целесообразно раскрывать в первую очередь через анализ образов маленьких людей. Галерея этих героев представлено достаточно широко в русской литературе: «Станционный смотритель», «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Бедные люди», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, ранние рассказы А.П. Чехова и др. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» Основной темой творчества Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Писатель уделяет внимание равнодушному отношению властьимущих к судьбам простых людей, являющихся лишь винтиком в огромной машине. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» в центре повествования Шухов, попавший в лагерь по обвинению в предательстве, хотя вся его вина состояла в том, что он несколько дней был в плену. Однако власть это расценила как предательство, и такие факты в истории нашего государства далеко не единичны. Глухо и слепо оказалось государство к судьбе простого человека. И отбывает свой срок Иван Денисович в лагере, стараясь сохранить в себе человека. Эта же тема затрагивается и в «Матренином дворе», где изображается нелегкая судьба Матрены Васильевны женщины-праведницы. Несправедливое отношение власти к героине проявляется в вопросе попыток получения ею заслуженной пенсии. Немало было отдано поклонов чиновничьей власти (сама героиня жалуется герою-рассказчику: «Притесняют меня, Игнитич, жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. Иззаботилась я»), при том что труд Матрены в конечном итоге так и не был оценен по достоинству. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» В повести автор говорит о затоплении острова Матера и о переселении стариков в комфортабельные городские квартиры. В центре внимания писателя старики, обращающиеся к «административным людям», не понимающим чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать». Так и поднимается в

7 повести вопрос равнодушного отношения власти к народу. Распутин показывает, как несвойственна отзывчивость чиновникам, оправдывающим свое действие благом всего народа. Отношение к миру, к жизни в целом. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Главный герой, по имени которого и назван роман, Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. В начале романа мы встречаемся с молодым, но уже все пережившим, уставшим от жизни человеком. Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете. «Томясь душевной пустотой», молодой человек пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. В деревне, куда он сбегает, Онегин знакомится с дочерью местного помещика. Татьяна влюбляется в соседа, но он не принимает любви, объясняя это тем, что он не создан для блаженства, то есть для семьи. Безразличие к жизни, пассивность, желание покоя, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» О герое, равнодушно относящемся к собственной жизни, говорит в своем романе и М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин обладает особыми способностями: неординарный ум, склонность к глубокому анализу, обаяние, решительность. Но он не находит своего предназначения в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно, ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того, чтобы быть признанным в обществе. Невольно Печорин задумывается о смерти. Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер, Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность, власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин очень противоречив, и можно подумать, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой.


Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

{jcomments on} «Мама, я беременна!» Почему женщины так часто боятся впервые произнести эту фразу? Если речь о незамужней молодой девушке это еще как-то можно понять. Но почему подобный страх испытывают

Для сценариев, посвящённых Международному дню прав ребёнка Главное право каждого человека право на жизнь. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная

Направления итогового сочинения 2015 2016 учебный год 1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного

Сотникова Елена Николаевна Покотило Галина Анатольевна Андреева Татьяна Алексеевна Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа 133» РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

АННА КАРЕНИНА й ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ русский писатель, публицист, философ Пошти вся его жизнь связана С Ясной Поляной. Здесь он родился 28 августа 1828, прожил более 50 лет, здесь тоже похоронен. Толстой

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе Проведение устного экзамена с использованием билетов в 10 классе является наиболее эффективной формой аттестации перед государственной итоговой аттестацией

БАНК ЗАДАНИЙ Литература 7.2 группа Задания 1 В каком городе родился А.П.Чехов? А) Петербург Б) Москва В) Таганрог Г) Орёл 2 А.П.Чехов окончил Московский университет. Какой факультет? А) химический; Б)

Утренник «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть» - Ведущий. - Сегодня мы проводим урок доброты, урок вежливости. Ведь доброта это стремление человека дать полное счастье людям, всему человечеству.

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова Ростовского государственного экономического

Содержание 1. Индивидуальное задание с выбором ответа... 3 Учащиеся получают листы с заданием, выполняют в тетрадях... 3 2. А. Маркуша. «Тихая Зоя»... 6 Рассказ... 6 3. «Старый дед и внучек»... 8 Басня...

Программа рассчитана на четыре года обучения. I Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1 класс: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие

Как подготовить ребенка к посещению стоматолога? Как подготовить ребенка к посещению стоматолога? Психологическая подготовка, безусловно, необходима. Как ее осуществить? Два основных совета: 1. Если у

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro 5. ()Был поздний вечер. ()Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку. ()а

Вопросы к зачету по литературе. 2 семестр 1. Историко-литературный процесс первой половины XIX века. 2. Романтизм ведущее направление русской литературы первой половины XIX века. Самобытность русского

Содержание Предисловие...11 Как работать над сочинением...13 Древнерусская литература...15 Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»...15 Литература первой половины XIX века...18 Жанр баллады в творчестве

/ Тема урока Срок и ЗУНы 10 класс Организация учебного процесса 1 Русская литература XIX века 2 Становление реализма и романа как жанра в русской литературе 3 Литературные направления в литературе XIX

Тематическое планирование. Предмет «Литература» Класс: 0 Количество часов в неделю: 4 Всего часов: 44 I триместр. Всего недель 0,6, всего часов 42. п/п Раздел, тема урока Введение. Россия в первой половине

Программа вступительных испытаний по литературе Вступительное испытание по литературе проводится в форме теста. Тестирование по литературе нацелено на проверку знаний поступающими: 1) литературоведческих

БЕЛГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТВОРИ ДОБРО» Детская общественная организация «Земляне» МБОУ «Верхососенская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской

Разработка урока литературы в 11 классе по теме «Правда в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Саяпина Оксана Валерьевна Дата проведения: декабрь 2012 года Цель: выявить позиции героев пьесы и авторскую

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

Внеклассное мероприятие во 2 классе по теме «Делать людям добро - хорошеть самому». Цели: формировать нравственные знания; развивать чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать внимательность, доброту

Проверочная работа по литературе за курс среднего общего образования. Часть А Инструкция по выполнению заданий части А. При выполнении заданий А1 А20 укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПОЛОЖЕНИЕ о проведении

МКОУ «Узнимахинская ООШ» УРОК: «Итак, она звалась Татьяной» (А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Выполнила: Учитель русского яз.и литературы Ибрагимова Байгинат Я. 2013-2014уч.год. Итак, она звалась Татьяной.

Школьный проект к празднованию Дня Победы «Читаем вместе»: Цикл семинаров по книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем Семинар 1 (по первой части книги) Знакомимся с книгой. человеке» (система вопросов

Экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году по литературе в устной форме Пояснительная

Олимпиада школьников «Ломоносов» по литературе 2014-2015 г. Отборочный этап 10-11 классы Тур 1 Регистрационный тест 1. «Война и мир» Л.Н. Толстого это а) роман б) поэма в) историческая хроника г) то, что

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЕШОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАЗРАБОТКА (урока литературы в 6 классе) Тема «В.Г.Распутин. «Уроки французского». Уроки доброты

Итак, начиная писать сочинение, надо помнить, что при оценивании работы учитывается следующее: 1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта; 2) есть ли в сочинении анализ

Исследовательская работа: Образ Петербурга в литературе XIX XIX века. Выполнил: Ученик 10 10 «А» «А» класса МОУ СОШ 1 Хромов Дмитрий г. Биробиджан 2011 год год Целью работы является раскрытие темы: «Образ

Гусева Татьяна Владимировна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» г. Перми УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ «Г.Н. ТРОЕПОЛЬСКИЙ «БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО» Тема: Человек

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Совместная партнёрская образовательная деятельность по образовательной области

Литература. 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю) п/п Тема Кол-во часов ЗУН учащихся 1 Введение. Русская литература XIX. Основные 1 Знать значение русской литературы XIX века в развитии темы и проблемы

Потерянный близнец Знаешь ли ты, что уже некоторое время, я задаюсь вопросом, наблюдая за тобой как ты растешь. Иногда я себе говорю, что ты был не один во время внутриутробной жизни. Возможно существовал

В самом начале нашего разговора о мужчинах уже упомянули, что жизнь взрослого мужчины в России полна безответственности и вины. Это констатация, но не обвинение. Как раз обвинений в практике семейных отношений

Будьте вежливы всегда Вежливость это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой Подготовила семья Ильи Федотова 2012 год Доброте и вежливости нужно учиться с детства. Вежливость и доброта

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе, 2016 2017 учебный год. Методические рекомендации. Общие комментарии тематических направлений. Материалы подготовила учитель русского

«Утверждено» Решением Методического объединения 30.08.2011 Этап обучения Предмет Название 7 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА О природе литературного творчества (по повести К.Г. Паустовского «Золотая роза») 1. ФИО Баскакова Лариса Викторовна 2. Место работы МБОУ «СОШ 3», город Сасово 3. Должность учитель русского

Живое слово Выходит с 1 сентября 2013 года 1 2014 года Информационно-развлекательная газета МБОУ «Купинская СОШ» С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ НАШИ УЧИТЕЛЯ!!! ПУСТЬ НЕ СЛОМЯТ ВАС НЕУДАЧИ, БОЛЬШЕ БУДЕТ ПОДАРКОВ

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

«Утверждено» Решением Методического объединения 31.08.2011 Этап обучения Предмет Название 9 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ О ГЛАВНОМ! БОЦМАН ЧАЙКА 3 ДЕКАРЯ 20:50 16+ В свой родной город Приморск из очередного рейса возвращается боцман Чайка бабник и холостяк, не мыслящий жизни без моря. Но, на его беду, пароходство

УДК 1/14 ББК 86.42 С 81 С 81 100 самых правдивых гаданий для девочек. Москва: АСТ, 2014. 192 с. (Для девочек). Эта книга станет лучшей подружкой девочек от 9 до 15 лет. Веселые гадалки, предсказания, сонник,

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Идейно-национальные традиции в татарской народной сказке три дочери» Составитель: Начаркина Наталья Юрьевна Учитель начальных классов МОУ Марфинская

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Друзья Зиппи «Партнерство в интересах детей» Хорошее здоровье Мы уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей заботимся о том, чтобы они хорошо кушали, тепло одеваем

Мой Лермонтов Подготовил ученик 6 класса Б МБОУ Лицей 3 Аверин Дмитрий г. Саров 2014 г. Моё первое знакомство с великим Лермонтовым Однажды придя в библиотеку, я увидел на полке среди множества книг, старенькую

Содержание Предисловие...3 Тематическое планирование...5 Методические рекомендации к урокам... 20 314 Часть 1 Введение... 20 Урок 1. Герои и героическое... 20 Тема 1. Героизм и патриотизм (15 часов)...

Официальный комментарий: «Опыт и ошибки» В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания

РОЛЬ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С.А. Вильданова («Назарбаев интеллектуальная школа», г. Усть-Каменогорск, Казахстан) Педагогами часто цитируется высказывание

ПРОЕКТ ГРАБОВСКОГО К. НА ТЕМУ: Ю. ЯКОВЛЕВ. СЛОВА О МАТЕРИ г. Тюмень 2013г. Школа 40 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Вступление (краткая биография Яковлева) 4. Цель и задачи проекта 5. Актуальность

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

Экзаменационные билеты по литературе для 9 класса Пояснительная записка Экзаменационный материал отражает новые подходы, зафиксированные в Государственном образовательном стандарте среднего общего образования

Отдел обслуживания инвалидов по зрению Электронная книжная выставка «Стойкость, мужество, преодоление» Гальего, Р. Д. «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Черным по белому / Рубен Давид

Литературная по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» видео ДУЭЛЬ 1 «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут,

Исследовательская работа по литературе «Образ собаки в творчестве писателей XIX XX века» Выполнила: Латышева Елена Фѐдоровна, ученица 7 класса «А» Руководитель: Крюкова Елена Валентиновна, учитель русского

Пояснительная записка Тематическое планирование по литературе для 7 класса составлено на основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов в соответствии с федеральным компонентом государственного

Антон Павлович ЧЕХОВ «Хамелеон» II. Проверка домашнего задания. 1. Учащиеся зачитывают свои сочинения на тему: «Над чем мы смеѐмся, читая рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». 2. Что такое комическое

МБОУ «СОШ» п.теплая Гора Горнозаводского района Классный час Защита проекта «Моя семья моя радость» (для 6-7 классов) Составила: учитель ИЗО и черчения Романченко А.С. Цель: Воспитание бережного отношения

Илья Члаки Цикл «Закон природы» СИРОТКИ 2 Действующие лица: Муж Жена 3 На сцену выходят нарядные молодые супруги. Муж в костюме, Жена в подвенечном платье. Свершилось! Вот оно, счастье! Сказать честно,

1 Russian Language Podcast N 216 Русский Рэп 2 Баста «Выпускной» Tatiana Klimova www.russianpodcast.eu Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Татьяна Климова, и вы слушаете Русский Подкаст N 216. Добро

Пожилая Россия: чем живут 0 миллионов россиян? По результатам репрезентативных опросов общественного мнения населения России: ВЦИОМ - Россия, сентябрь 00 г.; выборка: 00 человек в 0 населенных пунктах

Итоговое сочинение 2017

Словарная работа:

Равнодушие – безразличие, безучастность, пассивность, отсутствие
интереса ко всему окружающему, холодное спокойствие.
Отзывчивость –
положительное духовно-нравственное качество
личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся,
видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение
прощать, терпимость.

Синонимы:

Бесстрастие, безразличность, безучастие, холод, бесстрастность,
хладнокровие, безразличие, бесчувственность, жестокость.
Душевность, сердечность, чуткость, участливость, внимательность,
доброта, человечность, сострадательность, добродушие.

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у
человека учится» Ч. Айтматов
«По-моему, человек живет, пока любит, а если он людей не любит, так зачем
он нужен!» М. Горький
«Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь
тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного
человека» В. А. Сухомлинский
«Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру» Н. С.
Лесков

Афоризмы и высказывания известных людей:

«Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот
истинно вершина бесчеловечности» Джордж Шоу
«Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим
братьям» Мать Тереза
«Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека»
М. Горький
«Большой порок – это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой
в сердце – будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого
человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом
или потворствует злу»
В. А. Сухомлинский

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой
литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или
иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали
внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто
находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели
рассуждали о причинах возникновения такого качества.
Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных,
честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.
Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей,
непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или
способен быть отзывчивым и сострадательным.

Отношение к людям

М. Горький «Старуха Изергиль»
Данко и Ларра - два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое
страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на
страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания.
В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое
отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой
часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет
своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает
следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О
существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко
люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

А.И. Солженицын «Матренин двор»
В повести писатель создает уникальный образ простой русской
женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться,
не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе
бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким
сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего
взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху
и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать
Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать
собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление
сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно
отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от
старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей
потребовалась помощь, никого не оказалось рядом.

М. Горький «На дне»
В драме писатель показывает как абсолютно черствых, бездушных,
бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил
Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа,
Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку
ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она
бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье
которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы
сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его
душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает
им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура
странника и его философия – весьма спорны (вечный спор о горькой правде
и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления
сострадания к людям – он бесспорно положительный герой (вспомнить,
например, диалог Луки и умирающей Анны).

10.

В. Железников «Чучело»
В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то,
как беспощадны порой бывают дети по отношению к тем, кто чем-то отличается. Главная
героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она,
добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за
чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится.
Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние:
сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в
действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог
найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно
узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены
Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости
Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она
приносит Лене невыразимые страдания: девочка – изгой в классе, её презирают, ненавидят,
всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого
человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение
взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести
ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в
некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки,
способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия.

11.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ
человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна
сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет
человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать
своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание.
А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка
разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем
спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что
практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством
сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может
равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье
умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его
сердце отзывается болью на муки других.

12. Отношение к своему профессиональному долгу.

В. Г. Распутин «Уроки французского»
Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня
рассказа Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не
может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном
герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого
ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила
его в свой дом не столько с целью обучить его произношению, сколько желая накормить. Но
мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна находит
удачный выход – игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может
покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не
играет на деньги с ними. Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта
история может закончиться для неё – «сеятеля доброго и вечного» – увольнением с работы. Зато
она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий
педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой
«некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не
потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства, чем соблюсти все правила, принятые
в обществе, и равнодушно пройти мимо.

13.

А.И. Куприн «Чудесный доктор»
В центре повествования писателя – бедная семья Мерцаловых, которая
голодает, у которой даже нет дров, чтобы согреть свою комнату. Одна
девочка в этой семье уже умерла, вторая сильно болеет. Однажды, когда все
уже перестали надеяться на лучшее, Мерцалов встречает в парке пожилого
человека, которому рассказывает свою историю, и старик тут же
отправляется к ним домой. Оказывается, он врач, долг которого отозваться
на зов больного о помощи.
Доктор назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство,
дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как
зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро
всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь
спас великий хирург Пирогов.

14. Отношение к близким людям.

Л. Н. Толстой «Война и мир»
На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и
Ростовых – это два полюса, два абсолютно разных мировоззрения.
Если для Ростовых главное – эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок,
раз и навсегда заведенный ими. Но есть и общие черты, одна из которых – любовь к
друг другу. Графиня Ростова искренне предана своим детям, она не может
равнодушно принять новость о гибели сына, и это боль понятна и младшей дочери,
которая никогда не позволит себе оставить мать в горе одну. Наташа отзывчива и
добра. Эти качества в ней воспитали родители.
Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь, на
первый взгляд, кажется равнодушным и жестоким по отношению к детям, но все
его слова и поступки продиктованы любовью к ним. Так, он хочет Марье только
добра, а она, в свою очередь, слепо ему подчиняется, боясь огорчить старика.

15.

К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой
женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе,
работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во
всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня
помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него
важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о
скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что
дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди
нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя
поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого.
Мудрее оказывается героиня рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори…».
Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за
телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой
момент. Дочь осознает, что, равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей
обиду.

16. Отношение власти к простому человеку.

Безусловно, равнодушное и бессердечное отношение власти к
простому человеку целесообразно раскрывать в первую очередь
через анализ образов маленьких людей. Галерея этих героев
представлено достаточно широко в русской литературе:
«Станционный смотритель», «Медный всадник» А.С. Пушкина,
«Шинель» Н.В. Гоголя, «Бедные люди», «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевского, ранние рассказы А.П. Чехова и др.

17. Отношение к миру, к жизни в целом.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Главный герой, по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой
столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. В начале романа
мы встречаемся с молодым, но уже все пережившим, уставшим от жизни человеком.
Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете.
«Томясь душевной пустотой», молодой человек пробует искать смысл жизни в какойлибо деятельности.
В деревне, куда он сбегает, Онегин знакомится с дочерью местного помещика.
Татьяна влюбляется в соседа, но он не принимает любви, объясняя это тем, что он
“не создан для блаженства”, то есть для семьи. Безразличие к жизни, пассивность,
“желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства.
Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.

18.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
О герое, равнодушно относящемся к собственной жизни, говорит в своем
романе и М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин обладает
особыми способностями: неординарный ум, склонность к глубокому
анализу, обаяние, решительность. Но он не находит своего предназначения
в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил?
Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно,
ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может
случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того,
чтобы быть признанным в обществе. Невольно Печорин задумывается о
смерти. Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что
на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер,
Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность,
власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин очень противоречив, и
можно подумать, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается
скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой.

Соблюдение прав человека – главный фактор взаимоотношений народа и власти.

Духовное здоровье народа как социокультурный фактор взаимосвязей народа и власти.

Чтобы разобраться во взаимоотношениях власти и народа, надо прежде всего уточнить, что понимается под властью, какими средствами воздействия на народ она обладает, почему в одних случаях народ поддерживает власть, не останавливаясь перед угрозой погибнуть во имя ее интересов, а в других случаях тот же народ стремится освободиться от диктата власти, заменить действующую на новую власть. Понятие «власть» имеет несколько значений: 1) способность, право и возможность распоряжаться чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью закона, права, авторитета, суда, принуждения; 2) господство над людьми, их общностями, организациями, над странами и их группировками; 3) система государственных органов; 4) лица, органы, облеченные соответствующими полномочиями или обладающие разного рода влиянием по обычаю или присвоивших их себе.

Власть политическая связана, как правило, с деятельностью государства и различных политических организаций – партий, объединений, союзов и т.п. основными средствами, которыми обычно пользуется власть для достижения своих целей, являются убеждение и принуждение. Государство с одинаковой активностью пользуется и тем и другим средством: доклады, речи, выступления, трансляции заседаний Правительства по телевидению и др. – это методы убеждения. Но очень часто власть обращается и к средствам насилия. Арест, допросы, пытки, дезинформация, клевета, ложь направлены на то, чтобы запугать человека и подчинить его своей воли.

Власть при этом рассчитывает на психические и волевые свойства человека и социальных групп. Инициаторы «перестройки» использовали накопившееся за многие годы недовольство больших масс народа правлением Коммунистической партии Советского Союза и сумели склонить большую часть народа на свою сторону, организовали их и добились своей цели. Слом власти КПСС народ вначале встретил с ликованием. Но спустя несколько лет, когда «победители» открыли свои истинные цели и повели страну к возврату «дикого капитализма», опомнился, но было уже поздно: все рычаги воздействия оказались в руках «реформаторов». Теперь в народе нарастает возмущение, выливающееся в ряде случаев в массовые, многотысячные протесты. Таким образом, можно сделать заключение, что отношения народа и власти складываются в зависимости от того, как и чьи интересы удовлетворяет власть.

При этом для власти небезразлично, как к ней относится народ, она всячески стремится, чтобы народ был на ее стороне, поддерживал ее политику. Это можно проследить на протяжении всей истории человечества. С древних времен и по нынешний день власть везде и всюду борется за расположение народа к его политике и его конкретным акциям. Методы везде и всюду одни те же. Древний китайский политик и ученый Хань Фэй (один из крупнейших теоретиков «легизма», учения, отстаивавшего, что народом надо управлять с помощью жестких и даже жестоких законов) говорил, что на народ следует воздействовать с помощью поощрения и наказания.

Почему так ревностно политические власти всех времен борются за мнение и настроение народа? Потому что народ – это земля, которая питает все общество. Народ – главный производитель материальных и духовных богатств. Его доверие – сила государства, недоверие – признак приближающегося краха. Древние греки сложили прекрасный миф о значении народа в жизни государства. Знаменитый герой Геракл сразился с другим героем Антеем. Победил Геракл, оторвав его от земли, которая и придавала ему непобедимую силу. Центральная идея этого мифа – мощь любого государства заключена в народе. Один из глубоких и наблюдательных мыслителей Н. Макиавелли в своих политических сочинениях неустанно разъяснял правителям государств, что каким бы способом они не приходили к власти (честно или бесчестно), первая их забота – склонить на свою сторону симпатии народа: «…если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем нетрудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать наперекор народу, то первый его долг – заручиться дружбой народа, что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту… государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут… Поэтому мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, - только тогда он сможет положиться на их верность».

Макиавелли отстаивает интересы народа и, прежде всего, имущественные: надо, чтобы народ не угнетали, т.е. чтобы не покушались на его имущество, не заставляли работать на феодалов, церковь, короля, оставляя ничтожное время для работы на себя.

Истины вроде бы простые, не требующие великого ума для их усвоения, но на протяжении всей истории человечества власть имущие всегда стремились поработить народ, унизить его достоинство, поставить себя выше его, сделать его своим подданным, рабом, крепостным, не позволить ему жить сытно и вольготно, обобрать его, довести его до положения хуже скотского. В этом и заключается главная причина социальных обострений, конфликтов, нередко заканчивающихся свержением власти угнетателей.

Имущественные отношения теснейшим образом переплетаются с естественными и социальными правами человека. Если человека сгоняют с клочка земли, который кормил его и его семью, под выпас овец, то это грубейшее нарушение естественных прав человека. Если по прихоти обольстительной танцовщицы отрубают Иоанну Крестителю голову и преподносят ее на дорогом блюде, то это глумление над естественным правом человека на жизнь. Если суд на основе клеветнического доноса, не разобравшись в сути дела, руководствуясь лишь одними эмоциями, приговаривает великого философа к смерти, то это явное проявление несовершенства важнейшего института власти.

С древних веков философы отстаивали естественные права человека – на жизнь, на добывание пищи, на строительство жилья, рождения и воспитания детей, оказания помощи пострадавшему и т.п. Эти права получили освящение в священных книгах различных религий, в первых законодательных актах («Законах Ману», законах древнегреческих царей Солона, Клисфена, древнееврейского царя Давида, в древнеегипетской книге «Поучение Птахотепа» (ХХУШ в. до н.э.), в древнешумерских законах Бога Шамаша (в так называемой «стезе Шамаша»), законах древневавилонского царя Хаммурапи (ХУШ в. до н.э.). Законы Моисея, сообщенные ему самим Богом в заповедях: «Почитай отца твоего и мать твою…», «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего» и др. – и отражали естественные права человека, которые были осознаны человечеством первыми, как непосредственные права человека.

Впоследствии появились социальные права человека, связанные с социальными функциями людей: право на свободу, на труд, на имущество, право на обладание собственностью, на орудия труда, право на участие в политической жизни государства, право и обязанность защиты отечества, право защиты своих интересов в суде, участия в церемониях поклонения богам и т.п. В дальнейшем социальные права значительно расширились. Характерно, что естественные и социальные права с самого начало тесно переплетались друг с другом. К примеру, право на добывание пищи непосредственно было связано с правом на труд; запрет на прелюбодеяние был вызван правом собственности. Эти права вначале носили характер обычаев, традиций, позже они приобрели статус официального закона, а в древнем Риме уже были кодифицированы и стали письменными законами.

Соблюдение естественных и социальных прав, зафиксированных в законах, приобрели качество характеристики государства в мнении народа. Их соблюдение стало связываться с представлением о социальной справедливости. Сама справедливость также обрела статус нравственной и юридической нормы. Отношение народа к государству формировалось главным образом на основе его справедливости. Если государство строго соблюдало естественные и социальные права человека, такое государство в народном мнении, естественно, получало оценку справедливого. И наоборот – нарушение этих прав вызывало отрицательное отношение к государству. Таким образом, отношение государства к естественным и социальным правам есть первое основание взаимоотношений народа и государства. Фундамент этих взаимоотношений образуют отношения собственности, которая всегда была предметом судебных разбирательств, отечественных и гражданских войн. Войны из-за территорий, женщин, торговых путей, нападений на торговые караваны были постоянными поводами для установления международных отношений, заключения союзов одних государств против других, обороны своих территорий, нападения на чужие и т.д. Собственность всегда была предметом споров, столкновений и кровавых битв.

Помимо названных прав существуют еще и духовно-культурные права, истоком которых является уважение (или неуважение) к историческим, духовным, национально-этническим, культурным традициям народа. Выдающийся русский философ первой половины Х1Х века А.С. Хомяков так оценивал значение преданий, поверий народа для познания его духовной жизни: «Важнее всяких материальных признаков, всякого политического устройства, всяких отношений граждан между собой, предания и поверья самого народа». Именно в них в первую очередь выявляется духовный склад народа, его культурные и нравственные идеалы. Духовность народа, по убеждению Н.А. Бердяева, включает в себя не только сегодняшнюю, но и прошлую и будущую жизнь народа, как он представляет свое историческое призвание или божье предназначенье: “В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы”.

Объект духовной жизни в чистом виде вычленить из общественного бытия почти невозможно (никогда нельзя сказать, что вот эта область человеческой жизни духовна, а все остальные - не духовны), тем не менее есть составляющие, определяющие уровень духовности, по которым можно с достаточной долей уверенности судить о духовной сфере обществ, его духовном здоровье.. Это нравственность и культура, прежде всего в отношениях людей друг с другом. А в них главный критерий - степень гуманности, человечности. Таким образом, объект духовной жизни - это вся сфера общества, в которой производятся, развиваются, совершенствуются, преобразуются те виды потребностей и интересов, те виды деятельности, которые направлены на достижение духовных целей человека и общества, их духовного здоровья. Объект, как видно, чрезвычайно сложный, текучий, изменчивый, содержащий в себе множество граней, оттенков, тонов и полутонов. Усиление или ослабление гуманного начала во взаимоотношениях между людьми - признак крепости (слабости) духовного здоровья народа. В современной российской жизни наблюдается упадок духовности и нравственности, потому что гуманистические ценности, ценность человека резко снизились. Россию хотят переделать на западный манер, привить ее жителям духовно-нравственные ценности Запада, не считаясь с мнением русских людей.

Россия воспитывалась веками на принципах коллективизма. Коллективизм рождает иную, более высокую мораль, включающую в себя ответственность перед Родиной - патриотизм, возвышение общественного над личным. Истоки такого патриотизма уходят в седую древность. Уже Нестор, первый русский летописец, записал слова знаменитого князя Святослава перед неравной битвой с печенегами: “Мертвый бо срама не имам”. Эта фраза стала крылатой и навеки вошла в духовные заветы русского народа, служит чистым истоком его духовного здоровья. Она в разных вариантах повторялась русскими воинами перед решающей или неравной битвой, боем. Стоит вспомнить лишь слова политруков времен Великой Отечественной войны: “Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва”, “За Волгой для нас земли нет”. Принимали неравный бой и спасали Родину. Выдерживали натиск неимоверной силы на краю обрыва, а потом гнали врага до его смрадного логова. Советский народ тех времен обладал несокрушимым духовным здоровьем.

Патриотизм в русском сознании связывается не только с воинской доблестью, но и с самоуважением, с гордостью за свою землю, за свой народ, с нежеланием унижаться перед иностранщиной. Эта мысль также проходит сквозь всю историю России. Юрий Крижанич страстно предупреждал: “Ничто не может быть более гибельным для страны и народа, чем пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами и языком, и присвоение чужих порядков и чужого языка и желание стать другим народом”. “Чужебесие” - это бешеная любовь к чужим вещам и народам и чрезмерное доверие к чужеземцам”. Л.А. Тихомиров преклонение перед Западом презрительно называл “обезьянничанием”

С той же страстью восставали против слепого подражания всему чужеземному, особенно западноевропейскому, славянофилы: К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский и др. Они критически воспринимали “юридизм”, “логическую рациональность” Запада, индивидуализм протестантства. Как и Ю. Крижанич, они полагали, что у Запада есть чему учиться (особенно наукам), но при этом не надо самоунижаться, надо с уважением относиться к своей истории, культуре, обычаям и традициям.

«Западники» В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Ф.И. Тютчев, позже Н.Г. Чернышевский также придут к мысли, что не стоит противопоставлять Россию Западу, а Запад - России. А.С. Пушкин и П.Я Чаадаев первыми выразили суть этой мысли: Россия - не хуже и не лучше Запада, она - другая. Ф.И. Тютчев сформулирует мысль, которая станет одновременно художественной и философской характеристикой России:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить: У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.»

Надо отметить, что в России патриотизм понимался многими учеными, политическими деятелями, да и самим народом как подчинение своей личности интересам народа, государства, как самопожертвование во имя общего блага. Выдающийся российский философ С.Л. Франк, один из “пассажиров” знаменитого “философского парохода”, говорил о патриотизме русского народа: “Эта общественная жизнь - сверхличная, свехвременная и сверхпространственная - объемлет все поколения, прошлые и будущие, которые занимают в потоке жизни равноценные места. Так присущее нам по природе общественное самосознание, преодолевая национальной памятью разорванность поколений во времени, творит национальную культуру и связывает индивидуумов в народ - единством судьбы, помнящей прошлое, наших предков, и устремленной в будущее, к нашим потомкам. То есть имеет значение большее, чем сумма составляющих его индивидуумов: оно есть духовный сверхличностный организм... Наряду с тем, что человек сам хочет и может... на человека действует идеальная сила должного - голос нашей совести - призыв, который он воспринимает как исходящий из высшей, превосходящей его эмпирическую природу и ее преобразующей инстанции; ... человек, испытывая чувство должного, сознавая абсолютный идеал своей жизни, возвышается над своей эмпирической природой; и это возвышение и есть самое подлинное существо человека”.

Сила совести, ответственности перед Родиной за ее судьбу сильнее смерти. Известная русская поэтесса, фронтовичка, Юлия Друнина в знак протеста против разрушения России покончила жизнь самоубийством, объяснив свой поступок в предсмертном стихотворении “Судный час”:

“Ухожу, нету сил.

Лишь издали

(Все ж крещенная!)

Помолюсь

За таких вот, как вы, -

За избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

Не могу, не хочу смотреть!”

Вот это чувство ответственности за Родину, способность поставить интересы Родины выше личных, умереть за Родину - эта возвышенная нравственная черта отличает русского человека от бездушной расчетливости западного обывателя.

Другая характерная черта русского самосознания - стремление к воле. Это духовное качество также проходит сквозь творчество большинства выдающихся русских мыслителей, поэтов, народных певцов и сказителей на протяжении всей истории России.

На Западе представления о воле довольно часто истолковывались как проявление или полного индивидуализма, или абсолютного контроля государства за личностью. Русские философы увидели лживость так называемой западной демократии. И.С. Аксаков зорко заметил, что “демократия на Западе имеет законное историческое значение как выражение вражды и борьбы между угнетенным завоеванным народом и аристократами-завоевателями”. И.С. Аксаков одним из первых использовал термин, который позже будет широко применяться в политических дискуссиях, - “казарменное равенство”. Этот термин одинаково применяли и славянофилы и западники. Вспомним, что социализм Бабефа Гракха А.И. Герцен называл “казарменным социализмом”.

Одна из коренных идей, составляющих стержень духовно-нравственного состояния народа, является идея существования за счет собственного труда. Трудно назвать философа, религиозного деятеля, который бы выступал с противоположным мнением. Апостол Павел утверждал: “Не делай да не яст”. Это выражение впоследствии превратится в пословицу и в один из принципов коммунизма: “Кто не трудится - тот не ест”. Труд воспевается в народных сказаниях, песнях с древнейших времен. Древние египтяне поклонялись богу Ра, потому что он, по представлениям людей, нес тепло, вливавшее жизнь во все плоды, которыми питались люди и кормили ими скот. Он позволял выращивать деревья, из которых делали корабли. Он давал жар плавильным печам, где варились медь, бронза, железо. Люди поклонялись и поклоняются богам, видя в них для себя пользу, защиту и утешение. Если бы боги были не способны на все это, то вряд ли бы они и появились. Религия – это прежде всего уважение, почитание богов за их труд, за пользу, получаемую людьми от них. Религия, таким образом, тоже связана с трудом. Перефразируя известное высказывание Ф. Энгельса, можно с уверенностью сказать, что труд создал религию и богов.

В советское время идея труда была одной из центральных во всех видах теоретического и художественного творчества. Главным героем советской литературы, драматургии, оперы, кино, скульптуры, живописи был человек труда. И с теоретической, и с практической точки зрения это вполне оправданно, т.к. именно труд является источником богатства и процветания народа, могущества государства. К сожалению, сегодняшнее российское искусство в качестве героев выдвинуло людей противоположного сорта: проституток, “крутых” бизнесменов, наживающихся за счет безудержной эксплуатации людей труда. Это направление поддерживается большинством политических и государственных деятелей. Оно получило закрепление в действующем законодательстве, где человек труда, по выражению А.Н. Радищева, мертв.

В укреплении духовного здоровья общества всегда большую роль играли религия и церковь. Религия есть одна из вековых форм нравственности.

Но не следует ни самой церкви, ни верующим, ни индифферентным к вере людям преувеличивать роль церкви в нравственном воспитании. Нравственность воспитывается и укрепляется (или разрушается) всей жизнью. Вряд ли найдется человек, который в детстве не слушал сказок. Но сказка сказке – рознь. Широко известная сказка итальянского писателя Лонга о Дафнисе и Хлое, двух влюбленных, которые никак не могли «научиться» любви: и старик советовал скинуть с себя одежды и плотно прижаться друг к другу – тогда и появится любовь. И Хлою насильно увозили моряки и, надо понимать, «обучили» ее искусству любви. И Дафниса опытная в любовных делах женщина «обучила» любви. Сплошной натурализм.

А в русской сказке о Царевне-лебеде? Юноша влюблен в птицу, видит, как она прилетает на озеро, превращается в прекрасную девушку, а потом одевается в свои лебяжьи одежды и улетает. Как овладеть девицей-лебедью? Как сделать своею? Наконец, догадывается: похищает ее одежды и не отдает, и царевна-лебедь становится возлюбленной юноши. Сколько здесь поэзии, красоты, чувства, недосказанности, намеков, но ни разу не нарушается целомудренность влюбленных. Русские девочки и мальчики слушают эти сказки с двух-трехлетнего возраста, и с этого времени впитывают в себя целомудренное отношение к любви, красоте, бережное отношение к этому самому светлому и прекрасному чувству. Не стоит отнимать у церкви ее роль в нравственном воспитании, пусть она делает свое дело. Но не надо забывать и о русской сказке, русской поэзии, в которых воспеваются самые возвышенные чувства и представления. Нравственное здоровье человека зреет под благотворным влиянием семьи, школы, искусства, науки, многих других факторов, к сожалению, не только положительных. В результате разрушительных «перестроечных» процессов духовно-нравственная жизнь России за прошедшее десятилетие опустилась в какое-то зловонное болото, образованное из нечистот ее ниспровергателей. То, что представляет научную, художественную, нравственную ценность, за редким исключением, сжалось, как шагреневая кожа. Сократилось абсолютно все. И материальная база духовности и сама духовность. Для нынешней России вполне правомерен заголовок книги “Россия во мгле” английского фантаста Г. Уэллса, написанной им в 1918 г.

Отношение народа к власти проявляется в том, как относится к экономическому, политическому, правовому, культурному положению государствообразующего народа, в России – к русскому народу. За 15 лет «перестройки» Россия потеряла около 10 миллионов русских, умерших естественной и (в немалой степени) неестественной смертью. Свыше 25 миллионов русских находятся в бесправном положении в странах ближнего зарубежья, где их лишают языка, веры, обзывают оккупантами, в первую очередь лишают работы и в последнюю очередь предоставляют ее. А русские правители «не замечают» этого. Они хотят, чтобы русский народ уважал своих правителей. Есть меткая русская пословица: «Как аукнется – так и откликнется».

Другая сторона отношения народа к государству – его отношение к малочисленным народам. Советская Россия не только сохранила народы, насчитывающие буквально десятки – сотни тысяч человек, но и дала им язык, сохранила их обычаи, традиции, образ жизни, подняла на новый уровень культуру. Сделано это было благодаря в основном усилиям великорусского народа. Между народами царила действительно братская дружба, а во многих отношениях – родственные отношения. Что наблюдается сейчас? Русские повсеместно вытесняются. Между народами враждебные отношения, переходящие в кровавые войны Народы бегут в Россию, ища защиту под ее покровом. Россия им отказывает в этом. Будут ли эти народы уважать правящие круги России? Как говорит известный сатирик: «Не дождетесь». Россия сознательно окружает себя кольцом недоверия, подозрительности, отчуждения. Она таким образом хочет приобрести международный авторитет и силу? По меньшей мере – странный способ.

Отношение народа к властям во многом зависит от того, какой стиль руководства берет верх, демократический или авторитарно-бюрократический. Советскую власть справедливо критиковали за бюрократизма и авторитаризм, за всевластие чиновничества. Но что сейчас? В России нынче чиновников больше, чем во времена Советского Союза. Соответственно больше и бюрократизма. Чиновничество поражено проказой взяточничества, коррупции. Известный «демократ» Г.Х Попов в одной из телепередач предложил назвать эти неблаговидные действия «платой за услуги». Народ на это отвечает: «Хрен редьки не слаще». Уже нынешний Президент множество раз заявлял, что пора кончать с этими позорными явлениями. Взяточники и коррупционеры только довольно потирают руки: «Ну, раз Президент берется нас искоренить, бояться нам нечего». Президент знает всех коррупционеров и многих взяточников в лицо. В его распоряжении специальная служба безопасности. Что мешает укоротить загребущие руки? Нежелание и безволие высшего должностного лица в государстве.

Аристотель говорил: «Когда народ допущен к власти, он спокоен». В России народ на протяжении всей «перестройки» отторгнут от власти. Не потому ли вспыхивают то одна, то другая забастовка. Уже немощные пенсионеры десятками тысяч выходят на демонстрации в знак протеста против бестолковой (иначе пенсионную реформу не назовешь) политики государства. Народ фактически лишили права слова. В советские времена тиражи районных газет достигали нескольких десятков тысяч экземпляров. Теперь тиражи федеральных изданий исчисляются одной-двумя, от силы 3-5 тысячами экземпляров. Со страниц газет, с экранов телевизоров, из передач радио исчезли выступления рабочих, крестьян, главных производителей материальных и моральных ценностей. А ведь им есть что сказать и предложить правителям. Но правителям правда глаза колет, уши режет. Народ фактически лишен всех своих суверенных прав, провозглашенных в Конституции. Он замерзает на морозе, умирает от голода и болезней, от невозможности заработать на честную жизнь. Многие специально воруют, чтобы попасть в тюрьму, потому что там тепло, кормят, одевают, раз в неделю обязательная баня, регулярно подстригают, дают какую-то работенку. В тюрьме себя чувствуешь человеком.

Нынешняя власть относится к народу с презрением и высокомерием. Но хочется напомнить власть имущим сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина о том, «Как один мужик двух генералов прокормил». Без мужика-то генералы одичали, а мужик снова сделал их людьми. Нынешняя власть, выгнав рабочего человека за все пороги власти, уже деградирует: ворует, берет взятки, жульничает, обманывает, лжет, занимается в рабочие часы всем чем угодно, но только не своими государственными функциями, имея квартиры в своих городах, получает их еще в Москве, и никакой силой их оттуда не выгонишь, устраивает в своих учреждениях распродажи дешевых и качественных товаров, кулинарные цеха обеспечивают чиновников пирожками, тортами, пирожными, мясными изделиями, копченой рыбой, свежими овощами и фруктами, отборными винами и прочими яствами. А тысячи «бомжей» в это время роются в помойках, чтобы найти хоть какой-то провонявший и полусгнивший кусок хлеба, недопитый пакет молока.

Это демократия? Нет, это - плутократия.

Контрольные вопросы

Что является главным источником уважительного (неуважительного) отношения народа к власти?

Может ли государство рассчитывать на доверие и поддержку народа, если оно пренебрегает естественными и социальными правами народа?

Способствует ли укреплению связей народа с властями, если они причиняют вред его духовным, национально-этническим, историческим традициям?

Отношение властей к государствообразующему народу.

Демократические или насильственные методы управления государством содействуют прочности отношений властей и народа?

Что содействует спокойствию народа: участие во власти или, наоборот, отторжение от нее?

Какие формы суверенности народа в решении политических вопросов укрепляют отношения народа к властям, а какие ослабляют?

Литература

Арон Р. Демократия и тоталитаризм (пер. с фр.). М., 1993.

Голенкова З.Т. Классы//Политическая энциклопедия в 2-х томах. Т. 1. М., 1999.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М., 1997.

Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции//Полн. собр. соч. Т. 11.

Ленин В.И. Великий почин//Полн. собр. соч. Т. 39.

Плеханов Г.В. О монистическом взгляде на историю//Избр. философ. произв. в 5-ти томах. Т. 1. М., 1956.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

Трансформация социальной структуры и стратификации российского общества. М., 1986.

Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1996.

Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988.

Шафаревич И.Р. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег на перегонки со смертью. М., 2000.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

Темы рефератов

Материальное расслоение общества – главный источник напряжений в отношениях народа и власти.

Естественные и социальные права народа: степень их удовлетворения в современной России.

Дух народа – источник силы или слабости власти.

Государствообразующий народ в многоэтническом государстве: его сила и слабость.

Сила власти: в демократии или насилии?

Народовластие: формы, уровни, методы.

Пути реального утверждения суверенитета народа.

Каждый человек, живя в какой-либо стране, имеет свою точку зрения на правительство. Всегда найдутся те, кто согласен с ним, и, наоборот, - не согласен. В данном тексте В.Ф. Ходасевич поднимает проблему отношения к власти.

Автор рассказывает о Гаврииле Романовиче Державине, государственном деятеле. Его отправили в отставку, и он перебрался в Званку. Здесь Державин «сносил пребывание не у дел государственных», на дне души отстаивался горький осадок. «Своё раздражение он порою готов был переносить на правителей и вельмож всех времён и народов». Гавриил Романович работал не покладая рук, старался для простого народа, занимался благотворительностью, но почему-то не оказался достойным помощником в глазах властителей, которым он служил.

Он считал неблагодарным царя, уволившего его со службы, несмотря на заслуги перед Отечеством.

Я полностью согласен с В.Ф. Ходасевичем и считаю, что Державин не заслужил такого отношения к себе. О нём был очень хорошего мнения народ, ведь он часто помогал нищим, дворовым, слугам, давал взаймы и даже завёл больницу для крестьян.

Проблема отношения к власти часто поднималась в произведениях писателей. С ней столкнулся главный герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мастер писал свой роман о Понтии Пилате не по заказу, а по зову сердца, и его отказались печатать, так как редакторы журнала побоялись гнева властей.

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» тоже прослеживается данная проблема. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • до отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то... В.Ф.Ходасевич

Здесь необычайно остро возникает противоречие между личностью и государством. Евгений – мелкий чиновник, потерявший свою невесту, винит Петра I, создателя Петербурга, который, с одной стороны, - великий реформатор, но в то же время жестокий тиран. В сюжете поэмы нет окончательного разрешения конфликта.

1) Равнодушие власти к народу и к простому человеку:

Сказ "Левша" Лескова о чудо мастере Левша-собирательном образ е всего народа,рукодельного,изобретательного,терпеливого и бесправного.Главная тема-это неумение ценить мастерство народа,попустительское,равнодушное отношение власти к уникальным мастерам,да и к народу в целом.

"Железная дорога" Н.Некрасова -это не только путь,по которому перемещаются люди.Дорога-это сама человеческая жизнь,она и поворачивает,и идёт под горку и в тяжело в гору,бывают и остановки,бывает,что сбиваются с пути.Некрасов вложил в образ железной дороги сравнение с человеческой жизнью,жизнью общества,которое развивается и идёт вперёд,но не всегда правильным путём.Жертвы,приносимые для достижения целей,не всегда сопоставимы с ценой-жизни людей,искалеченные судьбы,а стоил ли прогресс такого горя людского.Основная мысль стихотворения-вопрос о судьбе простого народа,тяжёлой доле и бездушного отношения властей к рабочим людям.

2) Равнодушие и отзывчивость в любви:

"Война и мир" Л.Толстой. Пьер Безухов был ослеплён любовью к Элен,все вокруг видели правду,кроме Пьера,который доверял Элен.Она обманула доверчивого мужа,а что ещё хуже,не подумала скрывать это от общества.Измена жены принесла глубокое разочарование благородному человеку,он разочаровался в женщинах вообще,и в обществе,которое его окружало.Брак Элен Курагиной-это брак по расчёту,она не способна любить и для неё главное деньги,состояние мужа,к которому она равнодушна.

А.Куприн "Гранатовый браслет". Тема повести -это любовь, всепоглощающее чувство,которое не смотрит на ранги и сословные различия,не важно,приносит она счастье или страдания,человек не может жить без чувства любви.жизнь пуста без любви,человек не живёт,а лишь существует.Жизнь теряет смысл,если человек никого не любит или его никто не любит.Вера Шеина отвергает чувства Желткова,смеётся над ними,а в итоге она остаётся одинокой,жизнь теряет смысл,никто не может её полюбить так,как Желтков,который уходит из жизни.Положение и благополучие в обществе не может заменить настоящего,преданного чувства,любовь выше материальных ценностей,сильнее смерти,так как остаётся в памяти Веры,как самое высокое чувство в её жизни,которое она потеряла.

3) Отзывчивость к самому себе и к своей жизни в целом:

Н. Гоголь "Тарас Бульба". Тарас горд свой жизнью-он боролся за свою Родину.Тарас умирает счастливым,он спокоен за свою Родину,его последователи продолжат борьбу.Казнь Тараса,он умирает как мученик,поляки сами не понимая,сделали его святым.Тарас-символ свободы своего народа,символ борьбы за независимом,символ героизма и любви к своей Родины.Тарас не боится смерти,ему важнее знать,что его товарищи сумели спастись и продолжат его дело.Огонь убивает лишь тело Тараса,его образ навсегда остаётся в душе народа,его враги тоже сломлены величием казнённого.

Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке". Алексей Мересьев не смирился с физической потерей,он слышит себя-без неба ему не жить.Герой проходит испытания и доказывает всем,на что способен человек ради мечты.Алексей снова в небе,он не заглушил в себе то,что дано ему свыше и жизнь не потеряла для лётчика смысл.

4) Равнодушие и отзывчивость к искусству:

А.Пушкин "Евгений Онегин" .Онегин ежедневно посещает театр,это входит в его распорядок жизни,автор называет его "почетным гражданином кулис".Опаздывая в оперу,так как он едет не слушать её,а едет засвидетельствовать своё почтение знакомым или завести новые.Театр его не волнует,как и искусство, и красота в целом,его прельщают закулисные интриги.Онегин не ценитель искусства,его волнуют лишь знакомства,глядя на сцену, он зевает.Искусство не рождает никаких эмоций у Евгения,он равнодушно созерцает красоту,шедевры его не волнуют.Ленский умеет любить,восхищается красотой,пишет стихи.увлечён искусством.Пылкий романтик,очарован поэзией и произведениями искусства.

Рэй Брэдбери "Улыбка". В далёком будущем люди уничтожили картину "Джоконда" Леонардо да Винчи.Том,маленький мальчик,спас кусок полотна,очарованный красотой улыбки Джоконды.Люди смеялись и плевали на Мону Лизу.Красота спасает мир,Том верит в духовное возрождение человечества,а улыбка Джоконды ему в этом помогает.



Похожие статьи
 
Категории