Босх картины с названиями. Картины иеронима босха

10.02.2019

Иероним Босх – средневековый художник модный и в наши дни, в частности, из-за своих апокалиптических идей. Фрагменты его работы под названием «Сад земных наслаждений» сейчас можно увидеть даже на легинсах и в детской раскраске, в его честь также была названа современная музыкальная группа. Почему?

Несколько фанатичные, если это можно так назвать, картины художника позднего средневековья были популярны своими кошмарными деталями: человек, играющий на флейте, торчащей у него из заднего прохода, при помощи выпускания газов или птица-монстр, пожирающая грешников и испражняющаяся ими в яму для нечистот и прочее… Король Испании Филипп II - покровитель инквизиции, повесил одну из картин Босха («Семь смертных грехов») в своей спальне. Возможно, она помогала ему лучше настроиться на борьбу с еретиками.

Самая известная картина Босха – триптих «Сад земных наслаждений». На левой части триптиха изображены Бог, Адам и Ева в раю, на центральной: непосредственно сад наслаждений, на правой части: деградация, грешники, ад.

Несмотря на то, что сюжет этой картины на первый взгляд кажется далеко не детским, из ее фрагментов была создана раскраска для детей возрастом от 6-ти лет. «Coloring Book Hieronymus Bosch» знакомит детей с удивительными пейзажами, фантастическими фруктами и цветами, и сказочными животными, которых рисовал Босх. По словам автора, раскраска издана с целью помочь детям развиваться творчески и вдохновить их на создание собственных произведений искусства в будущем.

Также в 1991 году была издана художественная книга «Pish Posh, Said Hieronymus Bosch» ("Тьфу, тьфу, сказал Иероним Босх"). Сюжет книги это рассказ недовольной домработницы Босха, которая уже сыта по горло беспорядком, который его дикие монстры (крылатая рыба и тому подобные существа) делают вокруг дома.

Эти два продукта говорят о том, что, несмотря на то, что Иероним Босх умер 500 лет назад, образы из его работ и его видение, кажется, являются более популярными чем когда-либо. О всех его картинах вышла новая книга от всемирно известного издательства TASCHEN. В 2007 году в родном городе Босха Хертогенбосе был открыт арт-центр посвященный его творчеству. Принты его картин украшают обувь от Doc Martens, майки и толстовки, доски для серфинга и скейтборды. Почему это происходит?

Босх пользовался большой популярностью при жизни. Он вдохновил так много подражателей, что иногда сложно определить его первоначальные каноны. Но ведь с тех пор прошло так много времени: дни контрреформации, стиль барокко…


"Католическая церковь восстанавливает свои позиции, и она хотела бы подчеркнуть церковь, спасение и святых, что было не совсем то, на чем сосредотачивался Босх", сказал Ларри Сильвер, профессор истории искусств в Университете штата Пенсильвания, по телефону. "Взять Рубенса. Тогда, просто не могло быть так, что и Босх и Рубенс могли быть одновременно востребованными. Это одно из обстоятельств, которые положили конец его популярности на тот момент, это, как бы, был поворот от пессимизма к светлой стороне."

Такое положение дел сохранялось вплоть до начала 20 века. Историки искусства, такие как Карл Юсти не проявляли особого интереса к живописи Босха, в отличие от основоположников и теоретиков сюрреализма, таких как, например, Андре Бретон, которые начали новую волну интереса к картинам Иеронима Босха. Сюрреалисты и любители сюрреализма оценили его воображение и "бессознательную живопись". Они были в восторге от его идей против организованной религии и буржуазной морали.

Богемный восторг такого рода стал постоянно присутствовать в историях об Иерониме. Существует тезис, впервые выдвинутый Вильгельмом Франгером в 1947 году, о том, что Босх был членом культа под названием «Братья свободного духа». В такой интерпретации, центральная часть сада показывает не мир, который скатывается к греховности, а наслаждение сексуальными тантрическими изысками свободной любви, гармонией с природой. Есть еще интересное упоминание сада земных наслаждений в книге Код да Винчи, в главе 37.

Также есть версия не менее популярная, чем о секс - культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. По словам автора Walter Bosing, для Босха это “работало как чудодейственное лекарство, помогающее компенсировать отсутствие образования и стипендии в высших учебных заведениях и способствующее созданию полотен удовлетворяющих сенсационные аппетиты зрителей”. Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений.

Такие интерпретации соответствуют современным стереотипам о психоделических картинах художника с расстроенной психикой, но для современных экспертов они не представляют из себя ничего большего, чем шутки, академики только посмеиваются над ними. Bosing называет их “научной ерундой”. Вероятнее предположить, что Босх просто был художником полностью вне своего времени, а не сумасшедшим наркоманом, посещающим сектантские оргии и рисующим их после употребления ЛСД.

В любом случае, теперь Босх - муза для некоторых из самых важных создателей. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик…) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.

Его популярность, в настоящее время, исходит из того, что современным людям близки и интересны его идеи. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Картины Иеронима Босха одинаково привлекают как наших соотечественников, так и зарубежных зрителей. Босх – был личностью весьма интересной. Его картины очень многогранны и неоднозначны, их можно понимать по-разному. Поэтому, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас.



Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Корабль дураков» выполнена маслом на доске, примерно в 1495 – 1500 году. Ее размер: 33 см. 58 см. Картина находится в Лувре, в Париже.



Картина «Несение креста» (Гент) выполнена маслом на доске, примерно в 1490 – 1500 году. Ее размер: 83,5 см. 77 см. Картина находится в Музее изящных искусств, в Генте.


Картина «Несение креста» (Вена) выполнена маслом на доске, примерно в 1515 – 1516 году. Ее размер: 32 см. 57 см. Картина находится в Музее истории искусств, в Вене.


«Несение креста» (Мадрид) - боковая панель от триптиха, который не сохранился, выполнена маслом на доске, примерно в 1505 году. Ее размер: 94 см. 150 см. Картина находится в Королевском дворце, в Мадриде.


Триптих «Искушение святого Антония» выполнен маслом на дереве, примерно в 1505 – 1506 году. Его размер: 225 см. 131,5 см. Картина находится в Национальном музее старинного искусства, в Лиссабоне.


Панно «Искушение святого Антония» выполнено маслом на дереве, не ранее 1490 года. Его размер: 52,5 см. 73 см. Находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Блудный сын» выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее диаметр: 70 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Картина «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 150 см. х 120 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Святой Христофор» выполнена маслом на доске, примерно в 1504 - 1505 году. Ее размер: 71,5 см. х 113 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Триптих «Страшный суд» выполнен маслом на дереве, примерно в 1504 году. Его размер: 247 см. 164 см. Картина находится в Академии изобразительных искусств, в Вене.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Лондон) выполнена маслом на доске, примерно в 1508 - 1509 году. Ее размер: 59 см. х 73 см. Картина находится в Национальной галерее, в Лондоне.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Эскориал) выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее размер: 195 см. х 165 см. Картина находится в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Триптих «Воз сена» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 - 1502 году. Его размер: 190 см. 135 см. Картина существует в двух экземплярах. Один находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде. Второй в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Картина «Извлечение камня глупости» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 35 см. х 48 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.



Триптих «Поклонение волхвов» выполнен маслом на дереве, примерно в 1510 году. Его размер: 138 см. 138 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

(около 1460- 1516)

Иероним Босх (настоящее имя - Иерон ван Акен) - один из наиболее талантливых художников 15 века. Биография Иеронима Босха не слишком сложна и запутана. Почти всю свою жизнь он провел на родине - в городе Хертогенбос в Северном Брабанте. Обучать искусству Иеронима Босха начали его дед и отец, профессиональные живописцы. Затем он посетил нидерландские города Гарлему и Делфту, где совершенствовался в своем искусстве.

Став мастером-живописцем, в 1480 г. он вернулся на родину, и благодаря своей популярности уже в 1481 г. женился на одной из самых богатых невест в городе. С этого времени художник получил возможность работать для себя самого, но ему доводилось выполнять и традиционные заказы. Постепенно творчество Иеронима Босха распространилась далеко за пределы его родного города: к художнику обращались с заказами отовсюду, в том числе короли Франции и Испании. У каждого гения есть своя тайна, исключением не являеться и Босх. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.

Картины Иеронима Босха

Картины Иеронима Босха, как правило,не имеют датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества.

Семь смертных грехов

Одна из его известных ранних работ - картина «Семь смертных грехов». В центре рисунка видна фигура Христа, под которой написано: «Берегись, берегись, Бог видит». Вокруг находятся изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов - обжорства, тщеславия, сладострастия, гнева, лени, корыстолюбия и зависти. Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется сценой пьяной драки: зависть предстает в виде лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа; корыстолюбие воплощает в себе судья, берущий взятку. Именно эта картина показывает погибель самых обыкновенных людей;

Однако по краям композиции находятся изображения Страшного суда, Ада, Рая и Смерти, как будто бы еще раз предупреждая людей не совершать смертные грехи, ведь за ними всегда следует воздаяние.

Воз сена

Создание этой картины началось в 1500 и длилось около 2-х лет. В это время Иероним Босх считался уже «зрелым» художником. В центре композиции находится стог сена, люди вокруг которого стараются ухватить от него хоть что-то; вероятнее всего, художник взял за основу старую нидерландскую пословицу «Мир - стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

Картина написана на трехстворчатом алтаре, внешние боковые поверхности которого описывают символ земной жизни - бредущего оборванного странника, замечающего на своем пути всевозможные (как мелкие, так и более крупные) неприятности и проявления зла.

На него рычит злая собака, прохожего грабят, на холме свершается казнь, а над падалью кружат черные вороны, но, не смотря на все это, пара крестьян танцует под волынку.

В более развернутом виде образ грешного мира демонстрирует раскрытый алтарь - здесь Иероним Босх изображает не малую часть, а весь путь земной истории, начиная с бунта сатаны против Бога (сцена битвы на небесах и свержение восставших), заканчивая концом земного мира.

В центре триптиха - земной мир, который олицетворяет собой огромный воз сена, которое означает недолговечные соблазны мира: власть, богатство, наслаждения и подобное.

В картине «Семь смертных грехов» Иероним Босх расширил пословицу, изобразив гармоничный покой природы на заднем плане, в небесах над которой проглядывает одинокая фигура Христа.

Сад наслаждений

В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» - наиболее известную и загадочную картину. За основу картины были взяты весьма традиционные сюжеты сотворения мира, Ад и Рай, однако в целом композиция превратилась в нечто очень оригинальное. Она находится на трехстворчатом алтаре, на внешней поверхности створок которого в виде прозрачной сферы изображена Земля на 3-й день ее творения. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). В правой части створок изображен Ад, в центре которого - «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Сад проражает своей красотой - обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).

Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся.

Потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё голландских пословиц. И даже астрологии.

Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые так пленяют своей загадочностью.

1. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia.commons.org

“Сад земных наслаждений” – самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды. Причудливые фонтаны. Диковинные монстры.

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но Босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия. Символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, найдёте ее крупным планом в статье .

А знали ли вы, что в хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создан на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная.

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. , Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты в Ад попали?



2. Корабль дураков. 1495-1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. . Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” – это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя часть хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них и подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

3. Искушение святого Антония. 1505-1506 гг.


. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ – четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Не давало ему покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его обессиленного ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются собразнить его элексиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.


Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку совратить святого с его праведного пути. Прийдя к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И монстры с головой овцы с телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.


Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье .

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но фантазии хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

4. Блудный сын. 1500 г.


Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей – один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом. Который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.


Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

“Блудный сын” похож на другого путника. Который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.


Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Здесь смысл похожий. Мы – путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

5. Несение креста 1515-1516 гг.


Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Неожиданная работа для Босха. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей – очень близкое приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.

Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на их лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

Обратите внимания, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаившийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем углу.

Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org

Они закрыли глаза. Отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника налево, в сторону жизни.

На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми? Освободившись от агрессии и осуждения.

Босх был художником . Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Поэтому его главный герой – человек. Которого он рассмотрел со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.

Его вердикт не утешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное вовремя посмотреть на себя со стороны.

Проверьте свои знания, пройдя

Искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха всего лишь 25 картин и 8 рисунков. Существует много подделок и копий.

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи . До нашего времени сохранились также части триптихов.

После Босха многие художники в живописи создавали полотна на сюжеты его картин(например,“Искушение святого Антония”).

Иероним Босх родился в Нидерландах в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году.

Его настоящее имя - Ерун Антонисон ван Акен. Художниками были дед Босха - Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

Иероним взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Там он вступил в религиозное общество Братство Богоматери.

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойарт ван дер Меервене. Она происходила из знатной Хертогенсбосской семьи. Благодаря её денежным средствам Босх становится в один ряд с богатейшими людьми своего родного города. После смерти всё состояние Алейт Гойартс перешло мужу. Детей у них не было.

Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена . В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся люди хватались за призраки — появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством , за которые церковь преследовала и казнила еще больше. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».

Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ . Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.

В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая - Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами , предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.

Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века , извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию .

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.

Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ;

сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

Манеру живописи Босха много копировали, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ,

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония». Национальный музей древнего искусства , Лиссабон

В центральной части триптиха пространство буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.

Центральная сцена — совершение чёрной мессы . Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.

Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка , другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Еще одна из наиболее известных картин Босха - это часть триптиха под названием «Корабль дураков». Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом , вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Произведений Босха нет в Эрмитаже , но имеется небольшая картина «Ад» * начала XVI века — работа неизвестного последователя великого художника.

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха , началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр , сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

Питер Брейгель Старший.Семь смертных грехов.

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии . Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста» ). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент

Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры.

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха

Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений". Прадо. Мадрид

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах , в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки , представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. На картине » изображены странные птицы : весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Оно усиливается видом огромной красной ягоды , принесенной в клюве одной из птиц.

Или так называемое меланхолическое чудовище: «ноги» состоят из древесных стволов, а «тело» представляет собой надколотое яйцо. В зияющем отверстии, как в темной пропасти, виден кабак, заполненный пьющими и жующими людьми. Можно часами рассматривать, чем занимается каждая из праздно веселящихся внутри фигур. А отойдя подальше, замечаешь, что яйцеобразное существо имеет свое «лицо» - застывшую в терпеливом ожидании маску, которая, кажется, в любой миг готова поглотить этот заключенный внутри нее мирок.

Первым расшифровать это произведение попытался один испанский монах в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.

Извлечение камня глупости. 1475-1480. Прадо. Мадрид

Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости») . Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас ». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны , а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость . Вашингтон

Могила художника , находящаяся в его родном городе в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор, из которых изготавливались надгробия. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.

Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450-1516. А над могилой - фреска его руки: распятие, освещенное странным зеленоватым светом.

И все же лучше судить о Босхе по его работам. Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах . Туман, покрывающий жизнь великого живописца, спровоцировал в наше время немалое количество литературных и исторических спекуляций. Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня, и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной , который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте.

Особенное место в его творчестве занимает Конец света : сюжет, в который его современники не просто верили - его ждали. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. Многие современные исследователи, в том числе голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе, считают фреску свидетельством того, что Босх, возможно, воочию наблюдал приближение к нашей планете иноземной техники с представителями других миров на борту.

Другие идут еще дальше. Они полагают,что сам художник был пришельцем из галактических глубин и просто описывал на холсте то, что видел, путешествуя по необъятной Вселенной (нечто подобное, кстати, говорят и про Леонардо да Винчи). По каким-то причинам он задержался на Земле и оставил нам живописное свидетельство, не уступающее современным кинематографическим шедеврам типа «Звездных войн»…

Иероним ван Акен, называвший себя Босхом, считается одним из наиболее таинственных мастеров живописи. Исследователи картин хцдожника, давая ему самые противоположные характеристики, считали его то религиозным фанатиком, то во всем сомневающимся еретиком, то суровым аскетом, то жизнелюбом, то одержимым фантастом, то трезвым исследователем реальности. И немудрено: определить истинный характер художника весьма затруднительно ввиду крайней ограниченности биографических сведений о нем. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.

Босх происходил из семьи потомственных нидерландских ремесленников и художников.

Несколько поколений ван Акенов строили и украшали собор своего родного города Хертогенбоса. Процветающий торговый городок оказался расположенным на пересечении различных культурных веяний. К югу от Хертогенбоса царило светлое искусство родоначальников нидерландского Возрождения Мастера из Флемаля и Яна ван Эйка, несущее новые представления о природе и человеке, тогда как к северу более провинциальное, близкое средневековью. Предполагают, что Иероним ван Акен учился живописи на севере в Харлеме или Делфте, однако был хорошо знаком и с открытиями великих новаторов Фландрии и Брабанта.

Женившись на девушке из местной знати, Босх вместе с материальной обеспеченностью, получил определенную свободу творчества.

Кроме того, Босх обрел возможность беспрепятственно утолять свой постоянный интерес к различным областям знаний. Проявления этого можно видеть во всех его произведениях, где, как и в тогдашней науке, пытливость серьезного исследования соседствует с мистикой астрологии и алхимии. Именно промежуточное положение между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным, но исполненным вековой мудрости народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов. И наиболее сложным. Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти.

Поскольку Босх не оставил ни одной датированной работы, начало его творчества относят приблизительно к середине семидесятых годов XV века.

Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. В назидательном сюжете Семи смертных грехов автор не столько изобличает, сколько любуется живой непосредственностью осужденных грешников. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.

Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Пассажиры фантастического корабля, плывущие в страну Глупляндию, олицетворяют человеческие пороки. Центром картины не случайно являются монах и монашка, внимание которых занято отнюдь не молитвами. Скептическая и дерзкая насмешка над ханжеством духовенства заметна во многих картинах Босха. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален и символичен. Сам по себе мир, созданный на картинах художника прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

В зрелые годы Босх выполнил фрески для городского собора Св.Иоанна.

Художник был членом религиозного Братства Богородицы одной из полулегальных еретических сект, широко распространившихся по Европе. Вопреки репрессиям духовенства и проклятиям папы римского, сектанты-еретики подвергали сомнению многие положения средневекового мировоззрения, выступая за их моральное и идейное обновление. Впоследствии, это движение привело к церковной реформации в Европе, сопровождавшейся длительными войнами. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.

Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена, и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу, из которой никто не выходит живым. Во главе безумной толпы преследующих, давящих, убивающих друг друга людей изображены император и римский папа. Действие, однако, происходит на фоне прекрасного, величественного пейзажа, чье вечное спокойствие противопоставлено преходящим мирским страстям.

В изображении рая и, особенно, преисподней на боковых створках алтарных триптихов проявилось богатство воображения Босха, а также — познания в сфере разнообразия природных форм. Его ад в Возе сена наделен приметами окружающей повседневности. Он напоминает гигантскую строительную площадку. В другом алтарном триптихе Страшный суд ад, изображенный на правой створке, скорее похож на колоссальную кухню. Фантастически безобразные черти деловито орудуют обыденными предметами вертелами, поварешками, сковородками, котелками и прочей хозяйственной утварью. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. В облике адских строителей, кухарок или музыкантов смешалось, казалось бы, все самое несоединимое. Средневековые мастера и прежде представляли в своих произведениях сочетания разнородных частей, животных и птиц для создания устрашающих чудищ-химер. Но подобного смешения человеческой плоти, рыбьей чешуи, птичьих перьев, когтей и шерсти животных, сопряжения органического с неорганическим, неодушевленного с живым до живописи Босха еще не представлял никто.

Достоверность фантастики рождалась у Босха не только из внимательного изучения многообразных природных явлений, но из глубокого знания жизни.

Художник был чуток к историческим потрясениям окружающей действительности, полной конфликтов и противоречий, что и обусловило трагический характер его произведений. В адском зареве босховских «Страшных судов» явственно, вплоть до архитектурных и ландшафтных подробностей местности узнаются облики горящих во время войн нидерландских городов и деревень.

На рубеже двух веков, в период религиозных конфликтов, Босх создает цикл из жизни святых отшельников.

В нем, художник воплощает силу, способную противостоять жестокости и суевериям, и находит ее не столько на небесах, сколько в душе человека. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. В картинах святой жизни, возрастает мрачная фантастичность видений художника, но при этом проявляется тончайшее мастерство пейзажиста. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. У Босха в еще большей степени, чем у его великого предшественника Яна ван Эйка, природа становится реальным окружением его героев.

В последнем живописном цикле Босха «Страсти Христовы» пейзаж исчезает совсем, уступая место человеку. Точнее было бы сказать, что на передний план картин выходят человеческие лица, приближенные к зрителю и представленные крупным планом. В трагических сценах страданий Христа Босх обращается к истокам морали, измены и героизма. Одним из первых он пытается приоткрыть тайну, полной противоречий, внутренней жизни человека. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Даже в наиболее фантастических образах он исполнен серьезных, и актуальных не только для его века проблем.

В конце жизни, Босх был настолько прославлен, что начал получать заказы от знати и правящего бургундского двора.

Гравюры с его работ были широко известны и популярны далеко за пределами Нидерландов. После смерти художника в 1516 году, одним из авторов гравюр на его сюжеты стал молодой Питер Брейгель. Ему было суждено продолжить открытия Босха в живописном познании мира. Понимание художником жизни как непрерывного космического движения, как круговорота человека и природы в своем творчестве развивали и Питер Брейгель Старший (Мужицкий), Альбрехт Дюрер, и Лукас Кранах.

Многомерность содержания произведений Босха, отражающая заблуждения и прозрения его переломной эпохи, даже спустя столетия позволяет различным мастерам черпать из наследия картин художника то, что каждому близко: видение почетного профессора кошмаров или остроту реалиста и тонкость поэта. Своей популярностью в XX веке Иероним Босх в значительной степени обязан присущими ему беспокойству совести и осознанию связи настоящего с будущим.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Загадочный мир Босха» О. Петрочука, М. 1985 г.



Похожие статьи
 
Категории