Нации и межнациональные отношения билет. §15

28.03.2019

МОУ «СОШ №16»

План - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

В 11А КЛАССЕ

КУРС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема урока:

Нации и межнациональные отношения

Учитель истории и обществознания

Прыткова Светлана Вячеславна

Г. НОВОЧЕБОКСАРСК


Урок по теме «Нации и межнациональные отношения» проводится в рамках школьного курса «Обществознание» в 11-м классе в ходе изучения главы «Социальное развитие», на проведение урока отводится 2 часа учебного времени.

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

5. Показать учащимся, что Чувашия - полиэтнический и многоконфессиональный регион.

Тип урока - комбинированный - элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».

Литература:

«Человек и общество». Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение. 2004.

Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение. 2006.

Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. - Чебоксары. 2005.

Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».

Ход урока:

1. - Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План урока:

Этнические общности.

Национальное самосознание.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Национальная политика.

Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся:

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема урока: Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.

Вопрос 1. Этнические общности

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.

Остановимся на вопросе «Этнос - его основные черты и особенности».

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Племя Народность Нация

Черты этноса

Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение

поведение

Специфическая материальная

и духовная культура

Нация - определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Признаки нации.

· Единая раса

· Религия

· Привычки

· Ценности

· Солидарность

Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.

Вопрос 2. Национальное самосознание

Национальное самосознание - совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Национальный интерес - совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация -

это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.

Межнациональная интеграция -

Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации

Самоизоляция в целом

Протекционизм в экономике

Религиозный фанатизм

Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции

Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины межнациональной интеграции

1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226.

Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%, другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - 6%, чуваши - 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

Рост сепаратистских тенденций на территории России.

Демографические и миграционные процессы.

Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?

Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Национализм - идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.

Колониальное население.

Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Виды межнациональных конфликтов:

По поводу спорных территорий.

Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

Из-за произвольного изменения административных границ.

Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).

По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Вопрос 5. Национальная политика

Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений Основные принципы национальной политики Условия гармонизации национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

Задание: Изучив раздел «Национальная политика» в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник «Человек и общество», § 19).

Закрепление изученной темы.

Тестирование:

Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:

А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация.

2. Современную нацию можно определить по признакам:

А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство.

3. К исторически сложившимся группам людей относятся:

А). народности; Б). классы; В). государства.

Варианты правильных ответов (для самопроверки):

Б, В, Г, А, Д.

Домашнее задание: § 19. Термины - выучить. Задания на стр.231-232 №3, 5,6.

Просмотр мультимедийной презентации «Межэтнические связи Чувашии», подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т.

Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе

учитель истории - Прыткова С.В.

На уроке присутствовали: зам. директора по УВР - Шевелева И.В., зам. директора по ВР - Лысикова З.М.

Время проведения урока.

Урок обществознания проводился в рамках изучения раздела «Социальное развитие современного общества». Актуальность темы урока вызвана современным состоянием общества, в котором еще существуют национализм, экстремизм, вооруженные столкновения на национальной и религиозной почве. В условиях развития идей и принципов толерантнос-ти и предупреждения экстремизма, урок был призван показать на примере Чувашии, что народы России могут жить мирно, с учетом своих национальных, религиозных, культурных традиций и интересов.

На уроке, имевшим комбинированный характер деятельности, применялись различные методы обучения - лекция, беседа, использовалась работа с учебником, демонстрировалась мультимедийная презентация учащихся по теме «Межэтнические связи Чувашии».

Учитель четко выстроил структуру урока, в начале урока была проведена активизация знаний учащихся с опорой имеющихся знаний по истории; затем четко прозвучала главная проблема урока и были определены задачи урока. Учитель методически грамотно сочетал лекционную подачу материала с беседой и работой по тесту параграфа (самостоятельная форма работы учеников).

Участники учебного процесса - ученики 11А, активно участвовали в обсуждении проблемных вопросов, касающихся национализма, движения скинхедов в России, высказывали свое негативное отношение к шовинизму, расизму и фашизму в любых его проявлениях.

Группа учеников 11А продемонстрировала результат своей работы по проекту «Межэтнические связи Чувашии», подготовленного в рамках городского конкурса «Мир, в котором я живу». Мультимедийная презентация отразила, что Чувашия - это полиэтнический регион, как религиозном и культурном отношении. Работа учеников была оценена положительно.

В конце урока для закрепления полученных знаний учащимся был предложен тест, учащиеся могла сами проверить свои знания с помощью «ключа с ответами».

Психологический настрой урока был положительный, активность учащихся на уроке высокая. Учитель сумел с учетом психологических и возрастных особенностей старшеклассников построить урок и добиться положительного хода занятия.

Домашнее задание было дано с учетом дифференцированного подхода к учащимся.

Урок заслуживает положительной оценки.

Зам. директора по УВР Шевелева И.В.

Зам. директора по ВР Лысикова З.М.

Этносы - это исторически сложившиеся большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.

Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка и культуры.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью. Нации формируются в период развития товарно-денежных отношений. Им предшествуют племя и народность.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью.

Основные признаки нации:

Национальный культурный язык

Национальная культура (музыка, театр, кино и т.д.)

Единство социальной и экономической жизни

Традиции и обычаи

Общность территории

Национальная культура - включает в себя все достояние народа, способ его существования, приспособления к природно-географической и общественно-исторической среде, в которой он живет.

Национальная культура включает в себя:

Язык, литературу, музыку

Формы одежды

Все виды пищи

Конструкцию и внутреннее убранство жилища

Праздники

Традиции, обычаи

Формы этикета

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавлива-ет экономические, политические, идеологичес-кие, культурные, правовые, дипломатические и другие связи.

Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периоди-ческими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравно-правными.

Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процесс6е развития, скажем, торговых отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и т.д. объективной основой межнациональных экономических отношений являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяйственно-экономические связи между ними.

Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются, прежде всего, участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. В данном случае встает вопрос о государственном устройстве: является ли данное государство унитарным, в котором отсутствуют механизмы представительства и реализации на государственном уровне интересов отдельных наций, или же оно представляет собой федерацию, в которой такие механизмы имеются. Политические межнациональные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций.

Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры и т.п. Национальная духовная культура, будучи, как правило, весьма сложным, богатым и многоплановым явлением, развивается в контексте имеющихся в данном обществе экономических, политических, нравственных, религиозных и других общественных отношений, испытывает на себе их влияние и в немалой степени зависит от них. Вместе с тем она развивается в тесном взаимодействии национальных культур многих народов, в процессе которого складывается мировая духовная культура.

Можно указать на межнациональные экологические отношения, возникающие, в частности, в связи с охраной природы на территориях, где издавна живут те или иные народы. И не только охраны, но и воспроизводства природных ресурсов, в том числе земельных, лесных, водных и др..

Ход развития межнациональных отношений зависит от множества объективных и субъективных факторов.

Межнациональные конфликты - это крайнее обострение противоречий между нациями (народами), возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем.

Причины межнациональных конфликтов:

Неудовлетворенность нации, не имеющей собственной государственности

Произвольно установленные национально-территориальные границы

Опасность размывания этноса в результате притока иноязычного населения

Ограничения в использовании национального языка

Ущемление прав и свобод по национальному признаку

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области нац. отношений:

Отказа от насилия и принуждения;

Поиска согласия на основе единодушия всех участников;

Признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Способность многонационального общества вовремя предвидеть и разрешать цивилизованными способами межнациональные конфликты - важный показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует и правовое регулирование межнациональных отношений, составляющее важнейшую сферу деятельности правового государства. Всестороннее развитие гражданского общества, демократизация политической системы и создание правового государства - важнейшие социальные предпосылки цивилизованного решения национального вопроса в современных условиях.

Семья. Правовые основы брака

Семья признается учеными основным носите-лем культурных образцов, наследуемых из поко-ления в поколение, а также необходимым усло-вием социализации личности.

Семья -- группа, состоящая из двух или более человек, связанных друг с другом браком, кровной связью или усы-новлением (удочерением), ведущих совместное хозяйство, вступающих во взаимодействие в семейных ролях и хранящих унаследованную культуру, добавляя к ней выработанные совме-стно новые общие черты.

Семья и общество -- маленькая и большая ча-сти одной и той же системы. Семья регулирует отношения полов, препятствует беспорядочным сексуальным связям. Ее основными задачами являются: рождение детей; формирование и вос-питание подрастающего поколения; эмоциональ-ная разрядка; физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи; установ-ление тесных экономических отношений.

Различают две основные формы организации семьи -- супружескую и родственную.

В супружеской семье участниками отношений являются муж, жена и их дети. Они живут от-дельно, имеют собственное хозяйство, достаточ-но самостоятельны материально. Отношения с другими родственниками могут быть более или менее тесными, но в любом случае не существу-ет сильной зависимости от них.

При родственной организации семьи супруги и их дети живут вместе с другими родственни-ками и ведут общее хозяйство. Такая традиция характерна для многих восточных народов.

Брак -- это социально признанный союз двух взрослых людей разного пола, они становятся родственниками. Существует «открытый брак» (гражданский) -- форма совместного прожива-ния, союз двух людей без официальной регист-рации. Основными формами брака являются:

моногамия (единобрачие) -- одновременно у человека может быть одна жена или один муж;

полигамия (многобрачие, групповой брак, по-лигиния или полиандрия) -- муж или жена
имеют больше, чем одного супруга.

Межнациональные отношения. Нации - это развитые этнические образования. Которые возникли на основе культурной, экономической, языковой, территориальной и социально-психологической общности. Основными факторами, определяющими нацию являются: общая территория, язык, экономическая жизнь, тождественные черты психического склада (менталитет) и национальное самосознание. Нередки случаи, когда национальное самосознание трансформируется в радикальную форму национализм.

Понятие нации и национализма

Такие понятия следует строго разграничивать. Если национальное самосознание является движущим фактором сохранения национальных ценностей, традиций и обычаев, то суть национализма заключается в мировоззрении, основой которого выступает идеология в исключительное совершенство своего народа по сравнению с представителями других наций.

Национализм не только проповедует национальные ценности, но и пропагандирует их насильственное насаждение другим народам. Национализм в свою очередь также имеет свою радикальную форму - шовинизм. Суть шовинистических идей заключается в открытом противопоставлении интересов своего этноса как доминирующих с помощью методов разжигания национальной вражды вплоть до попыток физического уничтожения представителей «чужой» национальности.

Национализм зачастую не возникает беспричинно. Субъективными предпосылками национализма являются утеснения интересов определенной нации в прошлом. Яркий пример - фашистская Германия, самолюбие народа которой было задето в послевоенное время (Первая Мировая война), что стало благодатной почвой для возникновения радикальных национал-социалистических сил в государстве.

На возникновение межнациональных конфликтов влияют следующие факторы: 1. Территориальные споры 2. Историческая напряженность между отдельными народами 3. Дискриминация меньшинств со стороны доминантной в государстве нации 4. Стремление наров создать собственную государственность.

Отношение к историческому прошлому и традициям народа

При решении межнациональных конфликтов, следует руководствоваться современными демократичными принципами, в частности: исключение принуждения и насилия, поиски взаимовыгодного консенсуса, осознание ценности прав человека, готовность к диалогу.

Отторжение от исторического прошлого своего народа, его вековых традиций и обычаев ведет к постепенной гибели нации, ее культурному разложению. В современном мире национальная культурная преемственность переживает глубокий кризис. Новые тенденции общественной и культурной жизни не предусматривают продолжение новым поколением традиционных ценностей и норм в наше время.

Однако именно от них зависит уровень национального сознания человечества и ощущение своей причастности к историческому прошлому своего народа, не зависимо от того, каким оно было. Основной задачей воспитания каждого поколения должно быть его приобщение к историческим культурным и духовным ценностям и идеалам.

Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Признаки нации:

  • общности территории;
  • общность языка;
  • общность экономической жизни;
  • общие черты психического склада;
  • национальное самосознание.

Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.

Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.

Россия - многонациональное государство. Нерусское население составляет около 18% и включает, по оценкам авторов программы микропереписи 1994 г, представителей более 170 этносов. Специалисты-этнографы иногда насчитывают в России в 1,5 - 2 раза больше этнических общностей. По своему национально-государственному устройству Российская Федерация не имеет аналогов в мире. Среди субъектов Российской Федерации 32 имеют статус национально-территориальных, для которых "коренными" являются более 40 этносов. Около 7% населения, включающего около 130 этносов и этнических групп, не имеют национально-территориальных образований в России.

Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами. Межнациональные отношения - материя особо тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

Национализм — идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть.

Национализм возникает как реакция этноса на деструктивный действия внешней среды. Как политический принцип национализм формировался в процессах образования государств, распада империй. На современном этапе национализм многих этнических общностей — своего рода ответная реакция на усиливающийся общемировой процесс интернационализации.

Причины межнациональных конфликтов:

  1. территориальные споры;
  2. исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;
  3. политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;
  4. попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
  5. стремление народов к созданию собственной государственности.

При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:

  1. отказ от насилия и принуждения;
  2. поиск согласия на основе консенсуса всех участников;
  3. признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
  4. готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.

Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:

  1. территориальными спорами;
  2. исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
  3. политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;
  4. попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
  5. стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.

Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

  1. отказа от насилия и принуждения;
  2. поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
  3. признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
  4. готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Что такое межнациональные отношения? Это определенные отношения, возникающие между этносами, которые охватывают все без исключения сферы общественной жизни.

В современном мире отношения между народами играют большую роль, так как процесс глобализации обуславливает постоянные контакты и культурный обмен между этносами. Происходит межэтнические интеграции. Примером такой интеграции может служить ЕС, где народы объединяются культурно, экономически и политически.

Помимо стратегии политической интеграции (ЕС), существуют и иные виды интеграционного процесса. Пример – США, концепция «плавильный котел». Под этим выражением подразумевается, что в Америке люди, принадлежащие к различным этносам, смешиваются, происходит объединение народов, составляющих США, в общий этнос «американцы». США – страна, основанная эмигрантами со всех земли.

Возможен еще один процесс, именуемый этнической миксацией (перемешиванием). Он происходит тогда, когда в смешении нескольких этносов образуется один новый. Например, затундренные крестьяне в Якутии – это народ, вобравший в себя как русские, так и якутские национальные особенности. Затундренные крестьяне сохранили православную веру, но заключали браки с коренными народами Сибири. Происходил обоюдный обмен бытом, что привело к образованию нового этноса.

Существует явление ассимиляции, когда культура одного народа «поглощается» другим. Один из народов лишается собственного языка, национального самосознания, обычаев, традиций, культуры. Этот процесс может происходить как и мирным путем (ассимиляция русскими переселенцами финно-угорских народов северо-восточной Руси: чудь, меря, весь), так и насильственным (арабские завоеватели ассимилировали христианское население, долго проживавшее на ближнем Востоке).

Учеными выделяется процесс аккультурации, при котором две отличные друг от друга культуры уподобляются друг другу, смешиваются. Нации могут как и интегрироваться, так и дифференцироваться.

По национальному признаку государства принято разделять на многонациональные и мононациональные. РФ является ярким примером многонационального государства, ведь в России живет практически 200 различных народов. Мононациональным государством можно назвать, например, Португалию, где этнос португальцев составляет подавляющее большинство. Национальные проблемы могут возникнуть практически в любой стране, поэтому власть должна знать об основных видах национальной политики:

  1. Политика мультикультурализма. Ее цель – сохранить в государстве индивидуальные различия в культуре между народами и обеспечить мирное сосуществование с сохранением самобытности этносов. Американский «плавильный котел» является прямой противоположностью этого способа, ведь в нем происходит не сохранение уникальности народов в государстве, а единение наций в один большой этнос.
  2. Национализм. Эта политика превозносит нацию, народ в качестве высшей ценности. Всплески национализма не раз приводили к негативным последствиям, популисты, демагоги многократно апеллировали к чувству национального величия, гордости, чтобы склонить народ на жестокие меры к другим народам. Национализм не пользуется популярностью, когда в государстве дружественные отношения между нациями, он активизируется, если настали трудные времена. У популистов получается взывать к примитивному чувству национальной гордости, когда ситуация в стране нестабильна и зреют межэтнические конфликты.
  3. Шовинизм. Данная политика названа «в честь» Шовена. Он был солдатом наполеоновской армии и яростно одобрял завоевания французского императора. Под термином «шовинизм» подразумевается избыточная, чрезмерная националистическая политика.
  4. Дискриминация. Подобная политика лишает людей какой-либо национальности определенных прав, ставит их в униженное положение по отношение к «привилегированному» народу. Евреи в Российской империи подвергались серьезной дискриминации. Существовала «черта оседлости» — ограниченная территория, на которой евреи имели право проживать.
  5. Апартеид. К определенному этносу применяются крайне суровые дискриминационные меры. Апартеид получил особое распространение в ЮАР, где потомки буров-колонистов не воспринимали коренное население Африки как равных себе людей. Африканцам выделяли определенные территории, за пределами которых им запрещено было жить. Места их проживания назывались «бантустаны».
  6. Сегрегация. Если проводится такая политика, то определенный этнос лишается части своих прав по причине национальной принадлежности.
  7. Геноцид. Поголовное истребление неугодного народа. Уничтожение мирного населения по этническому, религиозному, иному признаку. Создание концентрационных лагерей и других мер, направленных на полное, тотальное уничтожение народа. Геноцидом занимались турки в годы Первой Мировой войны. Турки убивали армян, понтийских греков и ассирийцев. Стоит отметить, что Турция до сих пор отказывается признавать факт геноцида.
  8. Холокост. Политика нацисткой Германии, направленная на полное уничтожение еврейского народа и всего, что с ним связано. Более половины евреев, проживающих на земле, погибло в ходе нацистского холокоста.
  9. Сепаратизм. Сепаратистами называют людей, стремящихся к обособлению собственного народа от государства. Сепаратистами современной жизни можно назвать испанских басков, которые уже много лет добиваются независимости.

Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты. Пути их разрешения

Межнациональный конфликт есть столкновение интересов народов. Он может возникать по различным причинам, которые изложены ниже:

  • Религиозные причины. Крестовые походы, Реконкиста, арабские завоевания.
  • Экономические причины. Спор за какой-либо ресурс, собственность, выгодную территорию. Франция и Германия долгие годы вступали в борьбу за Эльзас и Лотарингию, где находятся ценные залежи угля.
  • Культурные. Народы, проживающие в одном государстве и имеющие разный быт и традиции, могут вступить в конфликт на культурной почве.
  • «Столкновение цивилизаций». Когда два крупных народа, отстаивающих две разные модели ценностей сталкиваются, происходит столкновение цивилизаций. Войны торгового Карфагена и аграрного Рима – яркий пример такого конфликта.
  • Исторические причины. Армения и Азербайджан на протяжении многих лет конфликтуют за Нагорный Карабах.

Виды межэтнических конфликтов:

  • Конфликт стереотипа. У народа создается негативное восприятие в отношении соседа, обусловленное историческим прошлым. Это приводит к конфликту, например, между палестинцами и евреями.
  • Идейный конфликт. Нация выдвигает территориальные притязания на земли, которые она считает исторически своими. Такие притязания были у Византии на территорию бывшей Римской империи.

Межнациональные конфликты должны решаться, чтобы народы нормально взаимодействовали. Есть следующие стратегии для разрешения конфликтных ситуаций:

  • Установить, какие требования имеют враждующие стороны, и постараться найти компромиссное решение.
  • Использовать санкции. Экономические ограничения и военная интервенция. Последний метод очень спорен. С одной стороны, можно уничтожить радикалов, а с другой стороны, это может повлечь к дальнейшей эскалации конфликта.
  • Достичь временного перерыва. Стороны успокоятся и будут готовы к сотрудничеству.
  • Принимать профилактические меры для предупреждения конфликта.

Нации и межнациональные отношения – важная тема в современном обществе.



Похожие статьи
 
Категории