Не видна та безграничная даль. Внеклассное мероприятие "Час народной мудрости"

20.03.2019

Понятие «Богатство» через призму пословично-поговорочных изречений
(на материале русского языка)

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их, тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
М. Шолохов

Пословицы (в древности они назывались «притчами») и поговорки («присловья», «присказки») являются важным элементом народной культуры по отношению к себе самой. Они дают информацию о глубинных слоях национального сознания, позволяют выявить важнейшие культурные понятия, определить этические установки. Пословицы и поговорки служат ярким проявлением отношения народа к государству; человека - к ближнему, к труду, жизни и смерти. Фактически, тематика пословиц охватывает все сферы повседневной жизни, отражает ее наиболее устойчивые проявления и закономерности.

Владимир Иванович Даль (1801 – 1872; псевдоним Казак Луганский) известен большинству людей как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». «Толковый словарь» - главное детище В.И. Даля, труд по которому его знает всякий, кто интересуется русским языком. Великая цель, исполнению которой было отдано 53 года, достигнута. Вот что написал Котляревский о словаре: „…и русская наука, словесность, все общество будут иметь памятник, достойный величия народа, будут вполне обладать произведением, которое составит предмет нашей гордости“». Вместе с тем, не меньшую ценность имеет и его сборник "Пословицы русского народа" (1862), уникальный и, пожалуй, единственный в своем роде по объему и разнообразию материала, структурированных на179 тематических разделов: пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье, о богатстве и бедности, о достатке, скупости, о бережливости и т.д. Эта тематика столь же обширна, как жизнь народа. Каждая пословица с пристальным интересом рассматривает то или иное явление. Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа – все это нашло в коротких, но мудрых изречениях. Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжелой жизни народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина (Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто живут). Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору все впору; Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма). Чиновники стояли на страже тех же крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их пользу. Где суд там и неправда. Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями.
Особое место среди выделенных тематических групп занимают пословицы и поговорки, обозначающие богатство. Исследования показали, что основными понятийными признаками богатства является выделенные первичные понятийные признаки слова «богатство» подтверждают особую роль описываемого концепта для мысли о человеческом благосостоянии. Изначально богатство соотносилось с понятием «достояние, состояние, доля».
В.И Даль в «Пословицах русского народа» выделяет несколько пунктов, посвященных теме богатство: 1) богатство – достаток; 2) богатство – убожество. Большой знаток русского языка В.И. Даль в своём словаре не приводит поговорок, упрекающих в богатстве заслуженных людей. В них входят такие пословицы, как:

1. Богатство разум рождает.
(Пословица говорит о том, что богатство прибавляет ума для того чтобы это богатство сохранить и приумножить).

2. Богатый бережет рожу, а бедный – одежду.
(Пословица говорит о том, что каждый человек бережет, то, что для него по-настоящему дорого, ценно. Например, на войне простой солдат бережнее относится к обуви и оружию, а офицеры к собственному блеску).

3. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
(Пословица говорит о том, что, безусловно, лучше иметь все и сразу, чем ничего или чуть-чуть).

4. Мошна туга – всяк ей слуга.
(Пословица говорит о том, что служат, подчиняются тому, кто богат, имеет много денег).

5. Не с богатством жить, а с человеком.
(Пословица говорит о том, что материальное благосостояние человека не главный аргумент при женитьбе или замужестве. Используется, как совет не обращать внимания материальное состояние человека).

6. С сильным не борись, с богатым не судись.
(Пословица говорит о том, что человек должен знать с кем имеет смысл связываться, а с кем лучше этого не делать из-за недостатка ресурсов и высокой вероятности поражения).

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенародные по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять - стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная, правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Список используемой литературы:
1. В. Даль. Пословицы русского народа, тт. 1 – 2. М., 1984
2. www.fplib.ru/literature/proverbs.html
3. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1 – 4. М.,
1984
4. www. wikipedia.ru (Русские пословицы и поговорки)

Известное всем изречение, с которого начинается Евангелие от Иоанна, - "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины..." (Ин. 1) наполнено очень глубоким смыслом и содержанием, при этом "Слово" пишется с заглавной буквы.

Слово - это не только наша речь, но и выражение народного самосознания, воплощённого народного духа, хранящего созданное человеком на протяжении всей истории развития человечества. Слово поднимает нас над окружающей природой как первый признак сознательной, разумной жизни. Это способ выражения наших мыслей и чувств, который даёт нам возможность понять окружающих и быть понятыми. Как правило, первым словом в жизни человека является слово "Мама", которое впоследствии ребенок впервые складывает по слогам, а потом старательно выводит в прописях. На смертном одре от человека ждут предсмертную волю, последние слова. Даже перед смертной казнью у преступника есть право последнего слова.

Во всех словарях, начиная с конца 18 века, толкование значения "слово" расширяется от филологического до богословского. "Филология" в буквальном переводе с греческого означает "Любовь к слову".

Почтение к слову проявилось ещё в древние времена. Вера в могущество слова отражена в фольклоре разных народов мира: достаточно вспомнить о существовании всевозможных заговоров и заклинаний. Наконец, молитва, которая и есть обращённое к Богу слово.

Важность и ценность слова запечатлели многочисленные пословицы и поговорки, в которых отшлифована вековая народная мудрость. Вот лишь некоторые из них: "Живым словом победишь", "За худые слова слетит и голова".

Нельзя здесь не вспомнить слова Нобелевского лауреата, писателя М.А. Шолохова: "Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч. Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: "Наступил на землю русскую, да оступился"; "С родной земли - умри, не сходи"; "За правое дело стой смело".

Да и сам народ осознавал особенное, заглавное положение пословиц и поговорок в своем языке, что и выразил устно: "Красна речь с притчею"; "Пословица ведется, как изба веником метётся"; "Пословица недаром молвится"; "На твою спесь пословица есть"; "Белый свет не околица, а пустая речь не пословица"".

"Грамота - к мудрости ступенька", - гласит старинная русская пословица. Российский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищам мировых знаний.

Евангелие является первопричиной и первотолчком нашей тысячелетней культуры и литературы. Если бы оно не было первым учением, то, возможно, мы никогда бы не узнали таких великих художественных произведений, как "Братья Карамазовы" М.Ф. Достоевского, "Анна Каренина", "Война и мир", "Воскресение" Л.Н. Толстого, "Соборяне" Н.С. Лескова, "Обрыв" А.И. Гончарова, "Двенадцать" А.А. Блока; мы не узнали бы в Пушкинском кающемся Пугачёве Евангельского разбойника. У нас не было бы ни "Явления Христа народу" А.А. Иванова, ни евангельских сюжетов В.Д. Поленова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, ни литургических музыкальных поэм А.Т. Гречанинова и С.В. Рахманинова. Если бы в начале замечательных памятников древней письменной культуры не стояло бы Евангельского Слова, то у нас не было бы ни "Слова о полку Игореве", ни "Слова о законе и благодати" митрополита Илариона.

"Слово о законе и благодати", созданное в конце 30-х годов 11 века, является выдающимся произведением древнерусской ораторской прозы. Автор стремится проникнуть в смысл и значение событий далекого прошлого славян и дать всестороннюю оценку современной ему действительности. Главными темами "Слова" являются: превосходство христианства над иудаизмом и язычеством; победа и распространение христианского учения в языческих странах, в первую очередь, - на Руси; прославление Владимира Крестителя (предлагается его канонизация), его сына Ярослава, рода киевских князей, Руси и её столицы - Киева. В "Слове" формируется доктрина национальной независимости и собственная патриотическая концепция всемирной истории. Сочинение Иллариона становится образцом для книжников 12-15 веков, которые используют отдельные приёмы и стилистические формулы "Слова".

Илларион является также автором "Молитвы", близкой "Слову" по содержанию и стилю (долгое время считалась его заключительной частью), и "Исповедания веры", которое характеризуют богословская точность и ясность изложения. Принадлежность Илариону других сочинений, подписанных его именем ("Слово к брату столпнику"), в настоящее время не доказано.

Славянская письменность, а с ней и литературный язык, были созданы, чтобы переводить библейские тексты, предназначенные для богослужения. Как известно, до изобретения книгопечатания полная Библия не могла получить широкого распространения, т.к. её читали в пересказах, извлечениях, в книгах с толкованием библейского текста, слушали во время богослужения.

Потребность в полной Библии возникла в 15 столетии. В это время в Московской Руси среди простого народа и части духовенства распространились взгляды, отличные от официально принятых Русской Православной Церковью. Спорящие стороны, доказывая правоту своего вероучения, обращались к Библии, поэтому стал необходим полный и достоверный библейский текст. Работа над ним завершилась в 1499 году. Этот перевод называют Геннадиевской Библией, по имени новгородского архиепископа Геннадия, руководившего работой.

В 1850-1581 годах выходит в свет первая печатная Библия - знаменитая Острожская Библия Ивана Фёдорова. В основу этого издания был положен текст Геннадиевской Библии, грамматика и орфография которого были несколько исправлены. Острожской Библией пользовался публицист, ученый-филолог, церковный и общественный деятель Юго-Западной Руси Мелетий Смотрицкий при составлении первой славянской грамматики. Её экземпляры хранились во многих монастырских библиотеках не только России, но и других славянских стран. Эта Библия оказала большое влияние на нормы церковно-славянского языка.

Инициатором последней переработки церковно-славянской Библии был Пётр I. Книга была издана только в 1751 году, при Елизавете Петровне, и поэтому называется Елизаветинской Библией. Она переиздаётся и в настоящее время.

Перевод Библии на русский язык был начат только в 1812 году. Вначале это вызвало немало разногласий и протестов в обществе, в том числе и церковном, т.к. привычный славянский текст в русском переводе казался упрощённым. Полная Библия на русском языке появилась только в 1870 году. Перевод был одобрен Священным Синодом и получил название синодального. До сих пор он остаётся единственным русским текстом Библии, который принят Русской Православной Церковью, несмотря на то, что в 20 веке появлялось множество других переводов. Вообще, переводы Библии сыграли важную роль в формировании многих языков Европы, в том числе и русского.

Русский язык - это богатейшая сокровищница, доставшаяся нам в наследство от наших предков. Вобрав в себя огромнейшую информацию, веками собиравшуюся по крупицам, русский язык способен передать сведения по любой отрасли знаний. Благодаря широким морфологическим и синтаксическим возможностям нашего родного языка, мы можем выразить свои даже самые сокровенные чувства и переживания, описать увиденное и услышанное. Лексическое богатство русского языка позволило ещё в древние века запечатлеть исторические события, позволяет отразить современность и предсказывать будущее.

Вот как охарактеризовал русский язык знаменитый писатель М. Горький: "Сам необыкновенный язык наш есть тайна. В нём все тона и оттенки, все переходы звуков - от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться, ежели нужно, дочёрпывая с одной стороны высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны выбирая на выбор меткие названия из бесчисленных наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность, таким образом, в одной и той же речи восходить до высоты недоступной никакому другому языку и опускаться до простоты, ощутимой осязанию непонятливейшего человека, - язык, который по себе уже поэт.

Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, былины, сборники песен, Библию, классиков. Читайте Афанасьева, Киреевского, Рыбникова, Данилова, Аксакова, Тургенева, Чехова. Кое-что покажется вам скучновато - читайте! Вникайте в прелесть простонародной речи, в строение фразы в песне, сказке, в Псалтыре, в Песне песней Соломона. Вы увидите тут поразительное богатство образов, меткость сравнений, простоту, чарующую силой, изумительную красоту определений. Вникайте в творчество народное - это здорово, как свежая вода ключей горных, подземных, сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами. Очень много новых слов в языке, но вместе с тем идет порча языка, идет газетный, суконный язык, чрезвычайно однообразный и бескрасочный".

По словам одного из величайших русских учёных М.В. Ломоносова: "Карл IV, римский император, говорил, что испанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он русскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".

Русский язык - это язык, которым написаны гениальные шедевры мировой литературы - произведения известных русских мастеров пера, таких как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, М. Горький, М.А. Шолохов. Мы не только наследуем бесценное сокровище, созданное нашими великими соотечественниками, но и несём ответственность за то, чтобы сберечь наш могучий русский язык для грядущих поколений.

Мы постепенно забываем слова известного российского историка Н.М. Карамзина о том, что "Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий. Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты. Для звуков сердца и чувствительности. Он богаче гармонически, нежели французский, способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогичных слов, то есть сообразных и с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки".

Как известно, слово не только лечит, но и калечит. Люди, не задумываясь, "бросаются" словами, а ведь "слово не воробей: вылетит, не поймаешь". Многие из нас из зависти, неполноценности, ожесточённости срываются на окружающих, пытаются кольнуть посильнее, обидеть, унизить. Растет целое поколение искалеченных душ, среди которых всё меньше и меньше становится читающей молодежи. В школах детей, стремящихся к знаниям, называют "ботаниками", над ними смеются. Книги постепенно вытесняет аудио и видеоаппаратура, из которой на нас обрушивается поток дешёвой западной пропаганды, где порой главными являются слова, противоречащие в своей основе 10 заповедям Закона Божия: убийство, кумир, интимная связь вне брака, воровство, ложь, клевета, обвинение, зависть, предательство и т.д.

Вслушиваясь в нашу современную речь, в слова, которые звучат вокруг нас на улице, в транспорте, во дворе, в учреждениях, мы порой не слышим слов из словарей русского языка В.И. Даля или С.И. Ожегова. Привычные слова "зелень", "капуста", "упакован", "лимон" стали ныне "новой лексикой", превратились в некие метафоры. Семантика этих "новообразований" составляет, похоже, отдельный разговорник для криминального или полукриминального мира. Удивительно, но даже пожилые люди зачастую стали пользоваться в обиходе подобным "сленгом", бравируя своей "современностью". Порой нелепо звучат из уст отца семейства слова, которым можно обучиться только в подворотне. По некоторым понятиям это означает идти в ногу со временем. Вопрос в том, куда, зачем и с кем идти.

Целый отдельный набор звуковых монстров, изобретённых для выражения мыслей и чувств. Какой же убогой должна быть мысль, чтобы вмещаться в подобные "упаковки"?! Можно ли воспитать добродетель, патриотизм, нравственность, целеустремлённость, духовность, когда совершенно отсутствуют в речи слова: честь, достоинство, гордость, Отечество, свет, доброта, вера, целомудрие?

Постепенно из речи уходят такие нужные во все времена слова, как "спасибо" - спаси Бог, "благодарю" - благо дарю - как ответ на добро, проявленное к тебе. От всего этого становится явно не по себе. Неужели мы постепенно регрессируем и в скором времени окажемся как в каменном веке, только на иномарках, с Интернетом и мобильными телефонами?

Невольно вспоминаются слова американского генерала Аллена Даллеса, сказанные им в уже далёком для нас 1945 году и воплотившиеся в жизнь в начале 21 века: "Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа; окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино - всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать, и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности.

Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу - всё это мы будем ловко и незаметно культивировать.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище. Найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества...".

Сами собой напрашиваются вопросы, на которые очень сложно сразу ответить: "Что оставим мы нашим потомкам? Кто сегодня в ответе за состояние русского языка, родной речи? Вправе ли мы безразлично относиться к тому, что является национальным достоянием? Можем ли мы остановить происходящую деградацию Великого и Могучего РУССКОГО ЯЗЫКА?"

Нынешний 2007 год объявлен Годом Русского Языка в России. В Одессе, например, проводится акция "Говорю по-русски", в Белгороде рассматриваются архитектурные проекты памятника русскому языку. Но повлияют ли все эти акции, мероприятия, национальные проекты на сохранение исконного русского языка, помогут ли они современному молодому поколению, пусть даже не знать на "отлично" родной русский язык, но хотя бы уважительно к нему относиться, помнить, что он является одним из основных и важных элементов нашей культуры, нашего менталитета?

На наш взгляд, существующая в обществе проблема русского языка не должна сводиться только к проблеме как лучше и грамотнее говорить, ведь это ещё и проблема нравственного облика, "нравственного содержания" каждого россиянина и общества в целом; отчасти, это и политическая проблема. Вспомните, хотя бы, то, что происходило за границей, какие дебаты устраивались по вопросу изучения и употребления в речевом обороте русского языка. Многовековая история знает десятки примеров тому, когда книги, изданные на русском языке, просто уничтожались, а творчество русских мыслителей, писателей, философов было полностью под запретом,. Поэтому в решении вышепоставленных вопросов должны принять участие все те, независимо от возраста, вероисповедания, происхождения, социального, должностного или имущественного положения, в ком ещё живёт стремление возродить наше славное Отечество.

Как учит Библия - "В начале было Слово...",
И Слово было - Бог, и в Нём вся благодать
А наша жизнь - как поле Куликово,
Где надо насмерть каждому стоять!
Александр Трутнев

Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале "Православный Христианин"

Дорогие друзья, военные моряки!

Большое спасибо за теплое письмо и за внимание к моему творчеству.

Вы спрашиваете, почему я сделал Давыдова балтийским матросом.

У Давыдова было несколько прототипов. Я встречался со многими моряками, беседовал с ними, видел, как они работают там, куда направляла их партия. И всюду они вносили в жизнь свои хорошие морские, революционные традиции.

Еще Владимир Ильич Ленин дал высокую оценку морякам после Октябрьских событий. Так же доблестно сражались они и в гражданскую войну, принимали самое деятельное участие в строительстве советской власти.

Это и зародило во мне мысль сделать Давыдова бывшим балтийским матросом. Ибо человек, приехавший на работу в деревню, должен был обладать отвагой, выдержкой, хорошим юмором, умением общаться с людьми, чувствовать коллектив. Все эти качества, беззаветную преданность партии и делу коммунизма я видел у моряков, воспитанных на нашем флоте.

Вот, пожалуй, и все, что я коротко могу сказать в ответ на ваше письмо.

Горячо приветствую вас, дорогие и доблестные моряки, со славным 40-летием наших Вооруженных Сил.

Труден и славен наш подвиг

Дорогие мои, родные воины!

Все самые лучшие чувства, всю теплоту сердца отдаю вам в день 40-летия Советских Вооруженных Сил. Труден и славен ваш подвиг на полях сражений, высока ваша святая обязанность перед народом, перед Коммунистической партией.

Народ создал Армию и Флот в тяжкое время, чтобы отбросить прочь интервентов, чтобы защитить рождение нового строя - советской власти. Наши воины мужественно выполнили заповедь народную.

Я не видел других солдат, которые сражались бы с большим упорством и отвагой и так бы любили свою землю, как советские солдаты. Преданность советскому народу звала их на подвиг в дни Великой Отечественной войны, когда мы спасали не только себя, свой родной дом, а все человечество от ненавистного фашизма.

Для советского литератора нет выше чести, чем писать о вас. Мужество, доблесть, верность знамени революции и войсковому братству - всем этим славитесь вы, верные защитники нашего отечества.

Хочется пожелать вам сердечно новых успехов на трудном воинском пути. Народ уважает и любит вас, храбрые солдаты, стоящие на страже нашего дома. Горячо, от всего сердца поздравляю вас, доблестные защитники нашей матери-родины, со славным 40-летием Советских Вооруженных Сил.

Любите родину, свой народ, крепите войсковое товарищество, и вы всегда будете непобедимы.

В годы Великой Отечественной войны я был с вами, мои родные. И если позовет родина, я - как старый солдат - буду с вами до последнего дыхания.

Обнимаю вас, родные мои.

Солдаты моей Родины

Юбилей Советской Армии не только торжественный день в нашей жизни, но и общечеловеческий праздник, который очень много значит и для населения стран народной демократии, и для народов капиталистической Европы, вдоволь наглотавшихся дыма фашистских кремационных печей, и для немецкого народа, немало испившего цикуты из горькой чаши Бухенвальда.

Создавая Советскую Армию, великий Ленин ставил перед ней благородную задачу - защищать отчизну и завоевания Октября. На протяжении всей своей истории наши Вооруженные Силы были верны этой цели - вели только справедливые войны.

Оборонительные бои гражданской войны против орд интервентов и внутренней контрреволюции, кровавая схватка на далеком озере Хасан, сражение с японскими захватчиками на монгольской реке Халхин-Гол, освободительный поход в Западную Украину и Белоруссию породили столь массовый героизм советских солдат, какого еще не знала мировая история. Советский воин показал себя как подлинный сын своего века.

Может быть, сегодня стоит вспомнить, какими темными волнами накатывались события в суровые годы Великой Отечественной войны. Полонив капитулировавшую французскую армию, Гитлер огнем и мечом прошел по цветущим полям Бельгии и Голландии и с меловых круч у Дюнкерка сбросил в холодные воды Ла-Манша остатки разгромленной английской армии генерала Александера. Как будто вернулось средневековье: в Европе зачадили костры, зажженные фашистской инквизицией.

В распоряжении фашистского фюрера оказались все арсеналы Западной Европы. Он стал полновластным хозяином промышленности и земли от Атлантики до советских границ.

Теперь известно, с какой точностью германский генеральный штаб разработал и расписал по месяцам и дням планы захвата Арабского Востока, Южной Америки, США. Над народами земного шара, все время разрастаясь, нависла коричневая тень свастики.

Мы помним ясное солнечное утро, тишина которого нарушилась грохотом танковых армий, гулом воздушных армад, топотом стрелковых дивизий, устремившихся на нашу землю, на которой начиналась косовица хлебов.

На оселке войны оттачивал наш народ свою ненависть к захватчикам.

Все лучшие люди мира, затаив дыхание, следили за кровавым сражением, разгоревшимся на Востоке, когда советские войска одни, без помощи союзников, вели напряженные оборонительные бои.

Уже тогда, в первые, самые тяжелые дни войны, ЦК Коммунистической партии поставил перед нашими Вооруженными Силами великую освободительную цель - отстоять родину и вызволить народы Европы из-под фашистского ярма.

Любопытные документы остались от той эпохи. Передо мною лежит пожелтевшая от времени американская газета "Вашингтон пост", в которой с душевным мужским волнением написано: "Дрожишь при одной мысли о том, что могло бы произойти, если бы Красная Армия рухнула под напором наступающих германских войск или если бы русский народ был менее мужественным и неустрашимым…"

Народы, главы правительств и парламенты стран мира не скрывали самого высокого мнения о мужестве советских людей. Английские газеты признавали: "Не будь Красной Армии, судьба свободных народов была бы поистине мрачной".

Победы Советской Армии прибавляли силы народу в закабаленных фашизмом странах, там все ярче разгоралось движение Сопротивления. Мы горды тем, что в рядах партизан Польши, Чехословакии, Югославии, Бельгии, Франции, Италии сражались бежавшие из фашистского плена наши соотечественники, такие, как московский слесарь Федор Поетан и ленинградец Анатолий Тарасов.

Бои с фашистами были продолжающейся по сей день борьбой советского народа за мир. И пулеметчики, крепко держа пульсирующие ручки затыльников, мечтали о том времени, когда смогут взяться за чапиги плуга. Известны случаи, когда в перерывах между боями истосковавшиеся по мирному труду танкисты, прицепив к своим "тридцатьчетверкам" плуги, пахали землю польским и югославским крестьянам.

Советский народ и его могучие Вооруженные Силы оправдали надежды миллионов людей - изгнали фашистские орды со своей земли и помогли многим народам освободиться от фашистского порабощения.

Кровно связаны советские люди со своей армией. Сколько жилищ украшено фотографиями бойцов с боевыми орденами и медалями на гимнастерках! В семейных альбомах не раз приходилось видеть снимки наших солдат с немецкими детьми на руках, доверчиво обнимающими их за шею.

И часто, когда я вижу такой по-настоящему человечный снимок, видится мне Берлин: улицы, похожие на каменоломни, и походные кухни, из которых ротные кашевары разливают суп голодным немецким женщинам.

Придя на немецкую землю как победитель, советский солдат очень хорошо понял, что есть две враждующие между собой Германии: Германия капиталистов, фашистских заправил - и Германия миллионов немецких рабочих и крестьян.

В Веймаре, милом зеленом городке, где Гете создавал своего бессмертного "Фауста", где творили Шиллер, Гейне и Лист, советский солдат увидел бухенвальдский лагерь уничтожения, построенный палачом Гиммлером для немецких коммунистов.

Преисполненный гнева, вошел советский солдат в крематорий, в котором эсэсовцы сожгли десятки тысяч непокорившихся немцев и убили вождя немецкого рабочего движения незабвенного Эрнста Тельмана.

Советские солдаты подали надежную руку дружбы подлинным героям немецкого народа - людям, которых они освободили из лагерей смерти, вернувшимся тогда из эмиграции, вышедшим из глухого подполья, где они скрывались от гестапо.

Советский народ помог этим героям засеять окровавленную, испепеленную почву Германии добрыми семенами жизни. Из этих семян выросла молодая Германская Демократическая Республика - государство восемнадцати миллионов немецких рабочих, крестьян, интеллигентов, строящих социализм.

Все передовые умы признают великую заслугу советского народа перед человечеством. Они знают, что СССР стойко выдержал все тяготы второй мировой войны, оказался сильнее противника.

Дорогой ценой досталась нам победа. Миллионы могил советских воинов разбросаны от Волги до Шпрее.

Хорошие памятники высятся в освобожденных нашей армией столицах европейских государств. И, думая сейчас об армии, я вспоминаю бронзового советского солдата в берлинском парке, придавившего сапогом разрубленную мечом свастику и держащего на руках спасенного ребенка.

Дети должны жить прекраснее и счастливее нас. Но в последние годы над колыбелями миллионов детей нависла новая мрачная тень - дьявольская тень водородной бомбы.

Эта тень убивает солнечный свет радостей бытия. Главная цель человечества в наши дни - борьба за мир!

Мы живем в такое сложное время, когда даже подготовка к войне опасна для всех жителей нашей планеты. Люди науки доказали, что испытания атомного и водородного оружия заражают смертоносной пылью не только землю, но и воздух и даже воду.

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира.

Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: «Наступил

на землю русскую, да оступился», «С родной земли - умри, не сходи», «За правое дело стой смело».

Вслед за народом-мудрецом и советский человек скажет (пословица к слову молвится!): «Белые ручки чужие труды любят», «Не сметя силы, не поднимай на вилы», «На чужой спине беремя легко», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Часом опоздано, годом не поверстаешь», «Слово не стрела, а разит».

Однако нашему современнику чуждо все, что несет на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, угнетения женщины, религиозного суеверия - все то, что не выражало истинной мудрости народа, над которым тяготел классовый, сословный и церковный гнет. Свой протест против него народ прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких пословиц: «Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил», «Густо кадишь, святых зачадишь», «Молебен пет, а пользы нет», «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу».

И немало ложной мудрости, уродливых представлений прививали народу века социальной несправедливости, преклонения перед силой, ханжеством и лицемерием. Немало сохранилось в пословицах такого, что способно сейчас оскорбить здоровое чувство. Все это вытесняется идущей вперед жизнью, на смену приходит наш новый, социалистический опыт, который рождает и новую, благородную житейскую мудрость.

Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.

Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.

За свою многовековую историю народы нашей страны создали огромное количество пословиц и поговорок. Меткие и образные, эти маленькие жемчужины народной мудрости веками передавались от одного поколения другому, сохраняя глубину мысли и художественную силу. В яркой чеканной форме в них запечатлен богатый жизненный опыт народа, его высокие моральные качества. С незапамятных времен живут они в разговорной речи, в своеобразной форме выражая думы и чаяния простых людей.

Народные пословицы охватывают огромный круг явлений и событий, говорят о социальных отношениях людей в обществе, национально-освободительной борьбе, духовных качествах народа. Они «образцово формируют весь жизненный, социально-исторический опыт трудового народа», говорил А. М. Горький. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам - иноземным захватчикам.

Поэтому целью моей работы является исследование взаимосвязи между историей и культурой российского народа (на примере пословиц, поговорок и крылатых выражений)

Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих задач:

1. изучение и анализ литературных источников, посвященных пословицам, поговоркам русского народа;

2. анализ пословиц и поговорок с точки зрения отражения в них конкретных исторических событий и отношения народа к ним;

3. составление таблицы, в которой пословицы и поговорки объединяются конкретным историческим событием, и дается краткое описание исторического факта.

4. ранжирование собранной информации по темам учебного курса История Отечества, что позволит использовать результаты работы на уроках, как учителю, так и ученикам.

Мною были изучены работы авторов, как филологов, так и историков – В. Даль, М. Горький, М. Шахнович (знатоки русской словесности) и В. Балязин, О. В. Волобуев, А. А. Данилова и многих других. Проведена систематизация поговорок и пословиц (на основе сборника В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа»), отражающих исторические события, пережитые народом, и дано краткое описание этих событий. Проведена хронологическая систематизация и привязка этих материалов к конкретным темам, изучаемым в курсе истории Отечества в школе.

Продуктом исследовательской работы должна стать таблица пословиц, поговорок и крылатых выражений русского народа (на основе сборника В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа»), проклассифицированных по историческим событиям, темам учебного курса История Отечества.

Полученные материалы помогут учителю в организации и проведении уроков, связанных с изучением культуры России, а ученикам узнать свою историю, историю своего народа с интересной и занимательной стороны, а следовательно формировать любовь к своему Отечеству.

Представленная работа не претендует на исчерпывающий характер (поскольку опирается на ограниченный круг литературных источников) и искусственно ограничена временными рамками (9-19 века). Однако несомненным достоинством данной работы является тот факт, что она может, продолжена по другим основаниям, критериям или временным границам.

Почему меня заинтересовало именно это проявление культуры народа – пословицы и поговорки? Пословицы и поговорки отличаются меткостью, лаконизмом, отточенностью. Мысль выражена в них предельно сжато, они легко запоминаются. Язык пословиц и поговорок отличается остротой, юмором, великолепными сравнениями, метафорами, эпитетами. Заключенные в пословицах необыкновенная мудрость, краткость и четкость выражения всегда привлекали внимание общественных деятелей, писателей. Еще Н. В. Гоголь подметил, что «все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многократно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный быт, строй, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому. Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знание жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, красота истин и уродство предрассудков.

Среди разнообразных произведений народной поэзии пословицы и поговорки занимают особое место: они живут в разговорной речи как ее органическая часть, концентрируя в художественном образе явления жизни человека и природы. Собранные воедино, пословицы составляют свод суждений о жизни народа, свод точных и острых характеристик, наблюдений и обобщений. В пословицах отражены и ошибочные, ложные толкования окружающего мира и истинные знания, которые постепенно накапливались и получили образное выражение. Пословицы вместе взятые раскрывают сложное и зачастую противоречивое в процессе своего развития мировоззрение народа; в пословицах совершенно ясно выражена оценка народом существующей действительности, его взгляд на жизнь – через преодоление косных, отсталых взглядов – утверждение ее не такой, какая она есть, а какую хотелось бы видеть. Лучшие сборники пословиц и поговорок можно поставить в один ряд с величайшими произведениями мировой литературы. Выдающимся собранием пословиц является сборник В. Даля «Пословицы русского народа», составленный и изданный им в середине 19 века. Сборник В. Даля – классический труд, содержащий богатейший материал (около 30000 пословиц, поговорок, метких слов, присловий и пр.), большая часть которых живо воспринимается и сейчас. Именно этот сборник стал основным источником проанализированного мной фольклорного материала в представленной работе.

Источником для сборника В. Даля послужила живая народная речь, богатая пословицами и поговорками. В. Даль писал «источниками же или запасом для сборника служили: два или три печатных сборника прошлого века, собрания Княжевича, Снегирева, рукописные листки и тетради, сообщенные с разных сторон, и – главнейшее – живой русский язык, а более – речь народа. ». Деление пословиц на древние и новые, на общие и частные, общие ж и местные, на исторические, политические и прочее применимо только к небольшому их числу. Но и тут не оберешься натяжки, все народные пословицы сложились в быту житейском и применение их крайне разнообразно – так считал В. Даль. С другой стороны историческое знание - это не только констатация конкретных исторических событий и фактов, но и отношение к этим событиям – одобрение или осуждение их народом, гордость или разочарование. Меня интересовали не столько литературные термины (филологическое толкование тех или иных понятий), сколько отражение исторических событий в них. Поэтому, несмотря на условность принципа деления пословиц и поговорок на исторические и другие я все же позволил себе выделение из общего числа пословиц и поговорок те, которые, на мой взгляд, отвечаю поставленной задаче.

Конечно, каждая из пословиц и поговорок народа в той или иной степени является результатом исторического развития общества, но в этом случае толкование истории является весьма обширным и не может быть использовано в рамках ученической работы. Значит, в своем анализе я опираюсь на конкретное название исторических фактов (войн, законов и т. д.) в пословицах и поговорках как основании их выделения как исторических.

В сборнике Владимира Ивановича Даля пословицы и поговорки проклассифицированы по двум основаниям – тематическое (190 разделов) и в алфавитном порядке по ключевым словам, встречающимся в пословицах и поговорках (434 наименования). Причем ни в первом, ни во втором случае не было предложенная мною использованного критерия классификации пословиц и поговорок. Мной проанализировано около 3000 пословиц и поговорок из словаря В. Даля, к нужной категории отнесено 74. Это около 2,5% от общего числа проанализированного материала.

Среди отобранных мною пословиц и поговорок большее число относятся к следующим событиям:

Отечественная война 1812 года;

Изречения, связанные с воинской доблестью;

Время правления Петра 1 ;

Ордынское иго на Руси.

Такой результат может быть объяснен тем фактом, что сборник В. Даля «Пословицы русского народа» был издан во второй половине 19 века и события Отечественной войны были свежи и популярны среди народа. А поскольку для русского народа эта война закончилась победой, то изречения связанные с воинской доблестью русского солдата также актуальны для России того исторического периода.

Каждой пословице или поговорке дано краткое описание исторического события, которое отразилось в нем (с точки зрения толкования пословицы или поговорки, а не исчерпывающего описания исторического события). Использование богатого, дополнительного материала по курсу истории Отечества позволило мне прочувствовать факты и события, которые до этого были абстрактными знаниями и представлениями. Это личное открытие является одним из важных результатов работы. Полученные материалы могут быть использовано учителем истории при подготовке уроков и факультативных занятий. Для того, что бы облегчить задачу учителю мною была проведена работа по распределению подготовленных материалов по темам учебного курса Истории Отечества.

Помимо учителя истории моя работа заинтересовала учителя русского языка и литературы, который считает, что моя работа интересна и использована ею.

Таким образом, проведенная мною работа свидетельствует о тесной взаимосвязи между историей русского народа и его культурой (на примере пословиц и поговорок). Мною создан «каталог» пословиц и поговорок (9-19 века) и описаны их исторические корни, что позволяет использовать подготовленные материалы в ходе преподавания и изучения курса истории Отечества.



Похожие статьи
 
Категории