Недвижимое культурное наследие как явление материальной культуры. Понятие и значение культурного наследия

25.02.2019

Законодательство об охране историко-культурного наследия регулирует общественные отношения по установлению организационно-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, сохранению и передаче культурных традиций, охране исторических и культурных ценностей в целях возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур национальных сообществ Беларуси как составной части общечеловеческой культуры.

В Республике Беларусь также проводятся научные исследования проблем охраны культурного наследия, прежде всего исторических и архитектурных, касающихся проблем сохранения и восстановления отдельных видов памятников. Однако специализированного научно-исследовательского учреждения, занимающегося проблемами охраны памятников культуры, в нашей стране нет. В основном исследования проводятся на базе вузов и академических институтов.

Однако, результаты исследований не привели к окончательному формированию устойчивого понятийного аппарата: законодательные определения допускают много разночтений, содержат внутренние противоречия, точно не отражают содержания понятий.

В науке давно дискутируются основные правовые понятия данной сферы. Наибольшие проблемы возникают с определением и разграничением понятий «культурные ценности», «историко-культурные ценности», «памятники истории и культуры», «историко-культурное наследие». С принятием каждого нового нормативного акта происходит смешение понятий, вызывающее в конечном итоге проблемы с практической реализацией правовых норм. Причем подобная ситуация отмечается и в международно-правовых актах, а также в иностранном законодательстве.

Как представляется, следует исходить из того, что понятия «культурная ценность» и «памятники культуры» (историко-культурная ценность) не совпадают.

Культурные ценности выступают в качестве опредмеченных результатов человеческого творчества, которые, будучи результатом всеобщего труда, служат связующим звеном между различными поколениями людей и всегда носят конкретно-исторический характер, являясь фактором формирования необходимого обществу типа личности.3

Определение культурных ценностей можно также найти в таможенном законодательстве. В соответствии с п. 7 ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь культурные ценности - это предметы и ценности, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (т. е. ценности определяются через их ценность). Такой специальный перечень сформирован только для целей регулирования перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь.

Во всех остальных случаях необходимо исходить из соотношения культурных ценностей и памятников культуры (историко-культурных ценностей) как целого и части.

Таким образом, культурные ценности - это произведенные человеком или тесно связанные с его деятельностью материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, имеющие художественное, историческое, научное или иное культурное значение. Памятниками же являются культурные ценности, которые взяты под охрану государства посредством включения их в Государственные списки и установления особого режима охраны и использования. Что касается историко-культурного наследия, то оно представляет собой собирательное понятие, включающее наиболее отличительные результаты и свидетельства исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенные в культурных ценностях.

Очевидно, что не любая культурная ценность может считаться памятником. Отнесение того или иного объекта к числу памятников влечёт за собой правовые последствия: он берется под охрану государства. И именно из этого необходимо исходить при определении правового режима объекта историко-культурного наследия.

Таким образом, памятниками признаются объекты, обладающие совокупностью двух признаков: культурной значимостью и юридическим признанием в таковом качестве.

С принятием 1992 г. Закона «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» в научный и практический оборот введено понятие «историко-культурная ценность», которым стали именоваться все принятые на государственный учет памятники.

В указанном законе даются следующие определения историко-культурного наследия и историко-культурных ценностей.

Историко-культурное наследие - совокупность наиболее отличительных итогов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях.

Историко-культурные ценности - материальные объекты (материальные историко-культурные ценности) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности), которые имеют выдающиеся духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым присвоен статус историко-культурной ценности.

Теперь посредством применения различных критериев классификации объектов культурного наследия попытаемся раскрыть содержание основных понятий.

Культурные ценности делятся на:

1)Материальные ценности, материальное воплощение которых составляет их сущность;

В свою очередь материальные делятся на:

Движимые (материальные ценности, перемещение которых в пространстве не связано с изменениями их сущности и технического состояния);

Недвижимые (материальные ценности, перемещение которых связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной утрате ими своих особенностей).

2)Нематериальные ценности (духовные ценности), возможное материальное воплощение которых не оказывает существенного влияния на их сущность;

В свою очередь нематериальные делятся на:

Фиксированные духовные ценности, сущность которых может быть полностью зафиксирована и не зависит от дальнейшей судьбы их создателей;

Воплощенные духовные ценности, сущность или отличительные достоинства которых полностью или частично утрачиваются с исчезновением их создателей, носителей или изменением социальных условий их существования.

Согласно закона «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» (ст.13), к материальным историко-культурным ценностям относятся следующие памятники:

1. документальные памятники - акты государственных органов, иные письменные и графические документы, кино-фотодокументы и звукозаписи, древние и иные рукописи и архивы, редкие печатные издания.

2. заповедные территории - топографически обозначенные зоны или ландшафты, созданные человеком или природой.

3. памятники археологии - это укрепленные поселения (древние города, городища, замки), неукрепленные поселения (стоянки, селища, отдельные жилища), курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи, фортификационные сооружения, культовые сооружения (храмы, монастыри, святилища, места совершения обрядов, каменные кресты, культовые камни, каменные изваяния, обелиски), древние производственные и хозяйственные объекты и сооружения, инфраструктура сухопутных и водных путей, монетные и вещевые клады, культурный слой, включая все движимые и недвижимые объекты, содержащиеся в нем, а также на дне естественных и искусственных водоемов.

4. памятники градостроительства - застройка, планировочная структура или фрагменты населенных пунктов (вместе с окружающей средой, в т.ч. культурным пластом). Памятники градостроительства, как правило, являются комплексными историко-культурными ценностями.

5. памятники архитектуры - здания, сооружения и другие объекты хозяйственного, производственного, военного или культового назначения, отдельные или объединенные в комплексы и ансамбли (вместе с окружающей средой), объекты народного зодчества, а так же связанные с указанными объектами произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, примером памятника архитектуры является Каменецкая башня («Белая вежа») в Брестской области.

6. памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства.

7. памятники искусства могут быть как движимыми (иконостас в церкви или картина), так и недвижимыми (например, памятник воинам-интернационалистам в Троицком предместье в Минске или бюст Элизы Ожешко в Гродно).

Кроме того, памятниками искусства украшаются памятники культуры (церкви, костелы) либо старинные здания, особняки в составе дворцово-парковых ансамблей. К данной категории памятников относится декоративная отделка Николаевской церкви в Могилеве. Как правило, памятниками искусства признаются бюсты и надгробия, установленные в честь видных деятелей государства, а также внутренний интерьер культовых сооружений.

8. памятники истории - здания, сооружения, а также мемориальные квартиры и иные объекты, связанные с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, международными отношениями, с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, деятелей науки, литературы и искусства.

К числу памятников истории относятся также имеющиеся фактически в каждом населенном пункте братские могилы, курганы Славы, бюсты выдающихся деятелей и могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины.

Исторический некрополь - это отдельные кладбища, могилы и захоронения, комплексы могил и захоронений выдающихся государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, братские могилы и захоронения воинов и граждан, погибших за свободу и независимость Родины.

Исторический город - это городское поселение, в пределах территории которого расположены недвижимые объекты историко-культурного наследия. Это памятники, ансамбли, достопримечательные места, участки археологического культурного слоя, элементы исторической застройки и планировки, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом и представляющие эстетическую, социально-культурную, историческую, археологическую, архитектурную, градостроительную или иную ценность, приобретенную в процессе исторического развития города. Исторический город представляет целостную территорию.

В настоящее время историческая застройка 9 городов Беларуси включена в Государственный список как историко-культурная ценность, т. е. представляет собой охраняемый законом целостный градостроительный ансамбль. К городам с высоким историко-культурным потенциалом относятся областные центры, а также Новогрудок, Полоцк, Слуцк, Бобруйск, Лида. В средних и малых городах Беларуси, а их порядка 130 (например, Заславль, Туров и др.), исторические зоны занимают от трети до половины общей площади городской территории.

В октябре 2003 г. принята Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия», к которой Беларусь присоединилась на основании Указа Президента Республики Беларусь № 627 от 29 декабря 2004 г.41Анализ национального законодательства и международно-правовых актов позволяет утверждать, что сформулированное в белорусском законе и описанное выше определение духовных ценностей не имеет точного соответствия международным правовым актам. Для того чтобы убедиться в этом, обратимся к международно-правовым актам.

Нематериальное культурное наследие («non-material», «intangible» heritage) - это обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.

На национальном уровне в качестве нематериального культурного наследия на государственном учете с включением в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь входит 71 объект духовных историко-культурных ценностей (гербы, фольклорные традиции и др.).

Классификация памятников культуры по степени значимости:

1. памятники мирового значения;

2. памятники местного значения;

3. памятники республиканского значения.

Такая градация памятников нашла непосредственное закрепление в белорусском законодательстве (Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь) посредством присвоения каждому объекту определенной категории ценности.

В зависимости от свойств, принятые на государственный учет объекты (ценности) делятся на категории:

В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь в 2010 году было включено 5257 недвижимых объектов наследия, из которых памятники архитектуры 1649; памятники истории 1187; памятники искусства 60; памятники археологии 2346. В 2011 году - 5278 недвижимых объектов наследия, из которых памятники архитектуры 1661; памятники истории 1192; памятники искусства 61; памятники археологии 2349. Среди регионов республики больше всего недвижимых объектов наследия, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей, расположено в Могилевской области.

Высшая категория «0» присваивается уникальному памятнику, представляющему собой универсальную ценность с точки зрения истории, искусства, науки, эстетики, этнологии и антропологии. Высшая категория «0» присвоена Мирскому замку, который в 2000 году был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Высшую категорию ценности также имеют: Коложская (Борисоглебская) церковь ХІІ в. в г. Гродно; комплекс костела иезуитов в г. Несвиже; дворцово-парковый ансамбль в г. Несвиже; Каменецкая башня ХІІІ в. в Брестской области; Спасо-Преображенская церковь ХІІ в. в Полоцке; церковь оборонного типа в д. Сынковичи; дуга меридиана Струве в Брестской области.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Республике Беларусь внесены 4 наименования - Беловежская пуща (в 1992 году), Мирский замок (в 2000 году), Геодезическая дуга Струве (в 2005 году), Дворцово-парковый комплекс Радзивиллов в Несвеже (в 2005 году).

Следует сказать, что Закон «Об охране историко-культурного наследия» не прописывает процедуру внесения историко-культурных ценностей Беларуси в Список всемирного наследия. Включение в него национального объекта - предмет гордости и престижа государства.

Беларусь - многонациональное государство. Издавна на территории нашей страны проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. В соответствии со ст. 10 Закона «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», памятники истории и культуры национальных меньшинств на территории Республики Беларусь являются частью белорусской культуры и охраняются государством в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Культурные меньшинства (национальные, этнические, религиозные и другие сообщества, организации и группы) как коллективные носители культуры, равноправные субъекты культурной деятельности сами по себе также являются культурными ценностями и подлежат международной и национальной правовой защите. Законом определен одинаковый режим охраны как памятников безусловного белорусского происхождения, так и находящихся в нашей стране культурных ценностей других народов.

Исследование генезиса культурного наследия позволяет подразделить памятники на четыре группы. В первую входят объекты, специально созданные для целей увековечения какого-либо события или личности (например, мемориальный комплекс Хатынь). Ко второй группе можно отнести памятники, признанные обладающими культурной или исторической значимостью в контексте со связанными с ними событиями (например, здание I съезда РСДРП в Минске). Третью группу составляют объекты, наделенные выдающимися отличительными достоинствами (например, памятники искусства, градостроительные ансамбли, архитектурные творения). И, наконец, в четвертую группу входят ценности, обусловленные временным историческим фактором (археологические предметы, антиквариат, архивные документы).

Понимая важность сохранения культурного наследия других народов, государства заключили ряд международных договоров. Одной из основных задач, решаемых в рамках таких межгосударственных соглашений, является обеспечение равных прав национальных меньшинств на пользование достижениями культуры - мировой, страны проживания и своей национальной принадлежности. Потенциал памятников других народов и национальных меньшинств следует вовлекать в культурный оборот Беларуси.

Подлинные культурные символы России не нуждаются в лишнем представлении. Представленные на этой странице объекты всемирного культурного наследия входят в особо значимые объекты, созданные когда-либо человеком. Их исключительная рукотворная красота и непревзойденная эстетическая важность поразят воображение даже самого искушенного ценителя прекрасного.

Первыми в Список культурного наследия всего человечества в 1990 году включили Московский Кремль, вместе с прилегающей к нему Красной площадью, исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников и Кижский погост. Все эти объекты, которыми особенно гордится Россия, были признаны «шедевром человеческого созидательного гения». Кстати, столь высокий критерий заслужили и несколько других российских архитектурных творений: Новодевичий монастырь в Москве, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Ферапонтов монастырь в Вологодской области.

Подлинный символ России – Московский Кремль – не нуждается в лишнем представлении. Каждый, кто хоть раз бывал в Москве, обязательно посещал Красную площадь и сам Кремль. Стоит напомнить, что это самая древняя часть города. Именно здесь, на Боровицком холме, князь Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость.

Все гости северной столицы, и в первую очередь, иностранные, отмечают, что Санкт-Петербург – наиболее красивый и цельный в художественном отношении город мира. Логичная планировка, включающая строгие прямые улицы и многочисленные каналы (их свыше 400), мосты, набережные, парки. И, конечно же, выдающиеся памятники дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры. Во Всемирное наследие включен не только исторический центр, но и дворцово-парковые ансамбли его пригородов – заложенный Петром I роскошнейший Петергоф, Пушкин (Царское село), Стрельна, Гатчина, а также историческая часть Кронштадта с его крепостью и фортами и крепость Шлиссельбург.

Погост Кижи, или Спасо-Преображенский погост, расположенный в Карелии, является уникальным шедевром северного деревянного зодчества. «Гвоздь» ансамбля – Преображенская церковь – была построена в 1714 году… без единого гвоздя. Как гласит легенда, ее построили одним топором, который потом мастер выбросил в озеро, и изначально без гвоздей. Сегодня Кижский погост – небольшое пространство, огороженное деревянной стеной, внутри которого расположены уникальные постройки, различные по высоте и очертаниям. Они составляют единый и крайне живописный ансамбль, который прекрасно вписан в суровый северный пейзаж.

Но не только центр России богат на Всемирное наследие. «Третья столица России», Казань, тоже подарила цивилизации уникальный Кремль. В своем историческом развитии он прошел несколько этапов длительностью в тысячелетие. Деревянная крепость возникла на рубеже X и XI веков, в XII веке ее перестроили в каменную. Со второй половины XIII века до середины XVI кремль служил центром Казанского княжества в составе Золотой Орды, а затем Казанского ханства. А потом Казань, после длительной осады, захватили войска Ивана Грозного и кремль снова реконструировали. Сегодня же Казанский Кремль является выдающимся примером синтеза разных художественных стилей и демонстрирует взаимопроникновение различных культур (булгарской, золотоордынской, татарской, русской, возможно — итальянской), и отражает своеобразие различных – сменявших одна другую – исторических эпох.

Редакция Russia-Open представляет Вам Российские «шедевры человеческого созидательного гения».

Сохранение культуры

Образуют жизненную среду обитания человека, они являются главными и непременными условиями его существования. Природа составляет фундамент, а культура — само здание бытия человека. Природа обеспечивает существование человека как физического существа., будучи «второй природой», делает это существование собственно человеческим. Она позволяет человеку становиться интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью. Поэтому сохранение культуры столь же естественно и необходимо, как сохранение природы.

Экология природы неотделима от экологии культуры. Если природа накапливает, сохраняет и передает генетическую память человека, то культура делает то же самое с его социальной памятью. Нарушение экологии природы несет угрозу генетическому коду человека, ведет к его вырождению. Нарушение экологии культуры разрушающе воздействует наличность человека, ведет к его деградации.

Культурное наследие

Культурное наследие представляет собой фактически главный способ существования культуры. То, что не входит в культурное наследие, перестает быть культурой и в конечном счете прекращает свое существование. За свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадаете сохранением культуры вообще.

Как проблема охрана культурного наследия существует для всех обществ. Однако более остро она встает перед западным обществом. Восток в этом смысле существенно отличается от Запада.

История восточного мира была эволюционной, без радикальных, революционных разрывов постепенности. Она покоилась на преемственности, веками освященных традициях и обычаях. Восточное общество достаточно спокойно перешло от Древности к Средневековью, от язычества к монотеизму, сделав это еще в Древности.

Всю последующую его историю можно определить как «вечное Средневековье». Положение религии, как фундамента культуры, оставалось незыблемым. Восток продвигался вперед, обратив свой взгляд назад, в прошлое. Ценность культурного наследия не ставилась под сомнение. Его сохранение выступало как нечто естественное, само собой разумеющееся. Возникавшие при этом проблемы имели главным образом технический или экономический характер.

История западного общества , напротив, была отмечена глубокими, радикальными разрывами. Она нередко забывала о преемственности. Переход Запада от Античности к Средневековью был бурным. Он сопровождался значительными масштабными разрушениями, утратами многих достижений Античности. Западный «христианский мир» утверждался на руинах античного, языческого, зачастую буквально: многие архитектурные памятники христианской культуры возводились из обломков разрушенных античных храмов. Средневековье в свою очередь было отвергнуто эпохой Возрождения. Новое время приобретало все более футуристский характер. Высшей ценностью для него выступало будущее, тогда как прошлое решительно отвергалось. Гегель заявлял, что современность отдает все свои долги прошлому и становится ничем ему не обязанной.

Французский философ М. Фуко предлагает западную культуру Нового времени рассматривать с точки зрения радикальных сдвигов, вне принципов историзма и преемственности. Он выделяет в ней несколько эпох, считая, что у них нет какой-либо обшей истории. Каждая эпоха имеет свою историю, которая сразу и неожиданно «открывается» в ее начале и так же сразу, неожиданно «закрывается» в ее конце. Новая культурная эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передает последующей. Историю характеризует «радикальная прерывность».

Начиная с Возрождения, религия в западной культуре теряет свою роль и значение, она все больше оттесняется на обочину жизни. Ее место занимает наука, власть которой становится все более полной и абсолютной. Науку интересует прежде всего новое, неизведанное, она обращена к будущему. К прошлому она часто равнодушна.

История русской культуры больше похожа на западную, нежели на восточную. Возможно, в меньшей степени, но она также сопровождалась крутыми поворотами и нарушениями преемственности. Ее эволюция осложнялась геополитическим положением России: оказавшись между Западом и Востоком, она металась, разрывалась между западным и восточным путем развития, не без труда отыскивая и утверждая свою самобытность. Поэтому проблема отношения и сохранения культурного наследия всегда существовала, порой становясь достаточно острой.

Одним из таких моментов стало время Петра 1. Своими реформами он круто повернул Россию на Запад, резко обострив проблему отношения к ее прошлому. Однако, при всем радикализме своих преобразований, Петр вовсе не стремился к полному отказу от прошлого России, от ее культурного наследия. Напротив, именно при нем проблема охраны культурного наследия впервые предстает как вполне осознанная и крайне важная. При нем также принимаются конкретные практические меры по сохранению культурного наследия.

Так, в конце XVII в. по указу Петра производятся обмеры и снимаются чертежи древних буддийских храмов в Сибири. Весьма примечательным является тот факт, что в годы, когда в России запрещалось — помимо Петербурга — каменное строительство, Петр издает специальное разрешение о таком строительстве в Тобольске. В своем указе он по этому поводу отмечает, что возведение Тобольского кремля имеет целью не оборону и военные действия, а показ величия и красоты русского строительного дела, что создание дороги, ведущей через Тобольск в Китай, означает дорогу к народу, который есть и должен быть навеки другом России.

Начатое Петром I находит продолжение ипри Екатерине II. Она издает указы об обмерах, исследованиях и учете зданий, имеющих историко-художественную ценность, а также о составлении планов и описаний древних городов и о сохранении памятников археологии.

Активные попытки учета и охраны памятников старины и природы предпринимаются передовыми деятелями России уже в XVIII в. Некоторые из них достигают успеха.

В частности, архивные данные свидетельствуют о том, что в 1754 г. жители Москвы и ближайших сел и деревень обратились в Петербург в Берг-коллегию с жалобой и требованиями принять меры к защите их от бедствий, которые приносят железоделательные заводы, построенные и строящиеся в Москве и вокруг нее. По словам многочисленных авторов обращения, эти заводы приводят к уничтожению лесов. распугивают зверей, загрязняют реки и изводят рыбу. В ответ на это прошение был издан приказ о выводе и прекращении нового строительства железоделательных заводов на 100 верст в окружности от Москвы. Срок для вывода был установлен в один год, а в случае невыполнения приказа заводское имущество подлежало конфискации в пользу государства.

Внимание к охране природного и культурного наследия значительно усиливается в XIX в. Наряду с частными решениями, которых было большинство, принимались и общие государственные постановления, регламентирующие строительную и иные виды деятельности. В качестве примера можно указать на обязательный для исполнения Строительный устав, принятый в XIX в.. который запрещал снос или ремонт, ведущие к искажению зданий, возведенных в XVIII в., а также на указ о награждении орденом Владимира I степени лиц, насадивших и вырастивших не менее 100 десятин леса.

Важную роль в деле охраны природного и культурного наследия играли общественные, научные организации : Московское археологическое общество (1864), Русское историческое общество (1866), Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909) и др. На своих съездах эти организации обсуждали проблемы охраны историко-культурного наследия. Они занимались разработкой законодательства по охране памятников, ставили вопрос о создании государственных органов для охраны культурно- исторических ценностей. Среди этих организаций особого выделения заслуживает деятельность Московского археологического общества.

В это Общество входили не только археологи, но и архитекторы, художники, писатели, историки, искусствоведы. Главными задачами Общества стали изучение древних памятников русской старины и «охранение их не только от уничтожения и разрушения, но и от искажения починками, пристройками и перестройками».

Решая поставленные задачи. Общество создало 200 томов ученых трудов, которые способствовали глубокому осознанию исключительной ценности отечественного историко-культурного наследия и необходимости его сохранения.

Не менее впечатляющими были практические результаты деятельности Общества. Благодаря его усилиям удалось сохранить ансамбль Усадьбы на Берсеневской набережной и постройки Китай- города в Москве, крепостные сооружения в Коломне, Успенский собор в Звенигороде, храм Покрова на Перли, церковь Лазаря Муромского в Кижах и многие другие.

Наряду с изучением и сохранением памятников Общество внесло значительный вклад вдело пропаганды достижений русской культуры. В частности, по его инициативе был сооружен памятник выдающемуся русскому просветителю, первопечатнику Ивану Федорову (автор — скульптор С. Волнухин), который и поныне украшает центр Москвы. Авторитет Московского археологического общества был настолько высоким, что без его ведома и согласия практически ничего не делалось. Если же что-то затевалось и угрожало какому-либо памятнику, то Общество решительно вмешивалось и наводило должный порядок.

В начале XX в. в России уже были разработаны основные законы об охране памятников искусства и старины, об охране природы и об организации природных и исторических заповедников. Были опубликованы «Проект закона об охране памятников старины в России» (1911) и пакт Н. Рериха о необходимости международного решения вопроса об охране культурных ценностей. Следует подчеркнуть, что пакт Рериха явился первым в мировой практике документом, поднявшим данный вопрос до глобальной проблемы. Этот пакт был принят Лигой Наций только в 1934 г., получив не совсем справедливое наименование — «Вашингтонский пакт».

Принятию закона «Об охране памятников в России» помешала Первая мировая война. Правда, его принятие могло оказаться проблематичным, поскольку в первоначальной редакции он затрагивал права частной собственности, включая статью о «принудительном отчуждении недвижимых памятников старины, находящихся в частном владении».

После Октябрьской революции ситуация с сохранением культурного наследия резко обострилась. Последовавшая за революцией Гражданская война имела следствием разрушение и разграбление огромного числа памятников внутри страны, а также бесконтрольный вывоз культурных ценностей за границу. Рабочие и крестьяне делали это из мести и ненависти к своим бывшим угнетателям. Другие социальные слои участвовали в этом из чисто корыстных целей. Спасение национального культурного достояния требовало от властей энергичных и решительных мер.

Уже в 1918 г. издаются имеющие законодательную силу декреты советской власти о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения, а также о регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины. Особое внимание уделяется охране памятников садово- паркового искусства и историко-художественного пейзажа. Заметим, что такого рода законодательные положения о памятниках садово- паркового и ландшафтного искусства в мировой практике были первыми. Одновременно создается специальный государственный орган по делам музеев и охране памятников.

Принятые меры дали положительные результаты. За четыре года только по Москве и Подмосковью зарегистрирована 431 частная коллекция, обследованы 64 антикварных магазина, 501 церковь и монастырь, 82 усадьбы.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. нанесла Советскому Союзу огромный ущерб. Немецко-фашистские захватчики сознательно и целенаправленно разрушали наиболее ценные памятники архитектуры, расхищали произведения искусства. Особенно сильно пострадали древние русские города Псков, Новгород, Чернигов, Киев, а также дворцово-парковые ансамбли пригородов Ленинграда.

Их восстановление началось еще до окончания войны. Несмотря на тяжелые лишения и огромные трудности, общество находило в себе силы на возрождение историко-культурного достояния. Этому способствовало принятое в 1948 г. правительственное постановление, в соответствии с которым меры, направленные на улучшение охраны памятников культуры, значительно расширялись и углублялись. В частности, теперь к памятникам культуры относились не только отдельно стоящие здания и сооружения, но и города, населенные пункты или части их, имеющие историко-градостроительную ценность.

С 60 гг. охрана памятников культуры осуществляется в тесном взаимодействии и сотрудничестве с международными организациями и мировым сообществом. Заметим, что наш опыт нашел широкое отражение в таком международном документе, как принятая в 1964 г. «Венецианская хартия», посвященная вопросам сохранения памятников культуры и искусства.

К началу 70-хгг. охрана культурного и природного наследия уже в полной мере осознается мировым сообществом как одна из глобальных проблем современности. По инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества (1972) и Рекомендация по сохранению исторических ансамблей (1976). Результатом стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил упомянутый Комитет. В его обязанности входит составление списка выдающихся памятников мировой культуры и оказания государствам-участникам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов.

В этот список внесены : Московский и Новгородский кремли; Троице-Сергиева лавра: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире; церковь Покрова на Нерли и Лестничная башня палат Андрея Боголюбского в поселке Богомолове; Спасо- Ефимиев и Покровский монастыри; Рождественский собор; Архиерейские палаты в Суздале; церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша; а также историко-архитектурный ансамбль на острове Кижи, центр Санкт-Петербурга и др.

Помимо помощи по сохранению и защите памятников Комитет оказывает также помощь в их изучении, предоставляя сложное оборудование и экспертов.

Помимо названных, в тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает также Международный совет по вопросам сохранения исторических мест и исторических памятников — ИКОМОС. основанный в 1965 г. и объединяющий специалистов из 88 стран. В его задачи входят охрана, реставрация и консервация памятников. По его инициативе в последнее время принят ряд важных документов, направленных на совершенствование охранного дела во всем мире. В их числе Флорентийская международная хартия по охране исторических садов (1981); Международная хартия по охране исторических мест (1987): Международная хартия по охране и использованию археологического наследия (1990).

Среди негосударственных организаций следует выделить Международный центр исследований в области консервации и реставрации культурных ценностей, известный под именем Римского центра — ИККРОМ, членами которого являются 80 стран, включая Россию.

Основные проблемы и задачи в деле сохранения культурного наследия России

В нашей стране в настоящее время ведущую роль в деле сохранения историко-культурного наследия играют две организации. Первая — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК; основана в 1966 г., является добровольной и общественной организацией, осуществляет программы «Русская усадьба», «Храмы и монастыри», «Русский некрополь». «Русское зарубежье». Общество издаете 1980 г. журнал «Памятники Отечества».

Вторая — Российский фонд культуры, созданный в 1991 г., финансирующий ряд программ и проектов, в том числе программу «Малые города России». Для усиления научной стороны охранных дел в 1992 г. создан Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. В его задачи входят выявление, изучение, сохранение, использование и популяризация культурного и природного наследия.

В 1992 г. образована Комиссия по реституции культурных ценностей в целях урегулирования взаимных претензий России и иностранных государств.

К числу важнейших задач и деле сохранения культурного достояния относится возрождение религиозных корней, религиозного начала русской культуры, восстановление важной роли Православной церкви.

В настоящее время взгляд на религию как на нечто совсем отжившее и устаревшее повсеместно пересматривается. Религия и Церковь вновь занимают достойное место в жизни и культуре нашего общества. Человеку свойственно непреодолимое стремление к возвышенному и абсолютному, к тому, что превосходит его самого и пределы существования. Эту потребность лучше всего удовлетворяет религия. Отсюда ее удивительная живучесть и быстрое восстановление своего места и роли в жизни человека. Речь при этом идет не о том, что культура вновь становится в полном смысле религиозной. Это невозможно. Современная культура в целом по-прежнему остается светской и покоится в основном на науке и разуме. Однако религия вновь становится важной и неотъемлемой частью культуры, а культура восстанавливает свои исторические связи с религиозными истоками.

На Западе идея возрождения религиозных корней культуры становится актуальной в 70-е гг. — вместе с появлением неоконсерватизма и постмодернизма. Позднее она все больше набирает силу. У России имеется гораздо больше оснований надеяться на возрождение религиозного начала в своей культуре.

Многие русские философы и мыслители не без основания говорят о «русской религиозности». По мнению Н. Данилевского, ее врожденность и глубина проявились в самом принятии и достаточно быстром распространении христианства по Руси. Все это произошло без всяких миссионеров и без всякого навязывания со стороны других государств, путем военных угроз или военных побед, как это имело место у других народов.

Принятие христианства произошло после долгой внутренней борьбы, от неудовлетворенности язычеством, от свободного искания истины и как потребность духа. Русский характер наиболее полно соответствует идеалам христианства: для него характерна чуждость насилию, мягкость, покорность, почтительность и т.д.

Религия составляла самое существенное, господствующее содержание древнерусской жизни, образуя и позднее преобладающий духовный интерес простых русских людей. Н. Данилевский говорит даже о богоизбранности русского народа, сближая его в этом отношении с народами Израиля и Византии.

Сходные мысли развивает Вл. Соловьев. К уже названным чертам русского характера он добавляет миролюбие, отказ от жестоких казней, заботу о бедных. Проявление русской религиозности Вл. Соловьев видит в особой форме выражения русским человеком чувств к своей родине. Француз в подобном случае говорит о «прекрасной Франции», о «французской славе». Англичанин с любовью произносит: «старая Англия». Немец рассуждает о «немецкой верности». Русский человек, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит только о «святой Руси».

Высшим идеалом для него выступает не политический и не эстетический, но нравственно-религиозный. Однако это не означает полный аскетизм, полное отрешение от мира, напротив: «Святая Русь требует свято го дела». Поэтому принятие христианства означаю не простое заучивание новых молитв, но осуществление практической задачи: преобразование жизни на началах истиной религии.

Л. Карсавин указывает еще на одно свойство русского человека: «Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем». По мнению Л. Карсавина, русскому человеку присуще «ощущение святости и божественности всего сущего», как никому другому ему «нужно абсолютное».

Исторически русская религиозность находила самые разные проявления и подтверждения. Хан Батый, поставив Русь в вассальную зависимость, не решился поднять руку на веру русского народа, на Православие. Он, видимо, инстинктивно почувствовал пределы своей власти и ограничился взиманием материальной дани. Духовно

Русь не покорилась монголо-татарскому нашествию, выстояла и благодаря этому вернула себе полную свободу.

В Отечественной войне 1812 г. русский дух сыграл решающую роль в достижении победы. В еще большей степени он проявил себя в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. Только невиданная стойкость духа позволила русскому народу выдержать поистине смертельные испытания.

Русский народ принял идеалы коммунизма во многом благодаря тому, что воспринял их через призму идеалов христианства, христианского гуманизма. Об этом убедительно размышляет Н. Бердяев.

Конечно, Россия в своей истории не всегда строго следовала христианскому пути, допускала она и серьезные отклонения. Иногда в ней святость и злодейство оказывались рядом. Как отмечает Вл. Соловьев, были в ней и благочестивый изверг Иван IV, и истинный святой Сергий. Не всегда на высоте была Русская православная церковь. Ее часто упрекают в том. что она позволила подчинить себя светской власти, начиная с Петра I — царской, а затем коммунистической. Русское богословие упрекают в том, что оно в теоретическом плане уступает католической теологии.

Действительно, Русская православная церковь в течение столетий была лишена свободы, находилась под строгим контролем властей. Однако в этом не вина ее, а беда. Ради объединения Руси она сама всячески способствовала усилению ее государственности. Но получилось так, что государственная власть, став абсолютной, подчинила себе и власть абсолютного.

Русское богословие действительно не слишком преуспевало в теории, оно не предложило новых доказательств бытия Бога. Однако главная заслуга Русской православной церкви состоит в том, что она смогла сохранить православное христианство. Одно только это искупает все остальные ее грехи. Сохранение Православия как истинною христианства дало основание Москве претендовать на звание «Третьего Рима». И именно сохранение христианства позволяет надеяться на возрождение религиозного начала в русской культуре, на духовное выздоровление русского народа.

Этому способствует широкое восстановление и обновление храмов и монастырей в последние годы. Уже сегодня в большинстве населенных пунктов России имеются храм или церковь. Особое значение имеет восстановление храма Христа Спасителя. Еше большее значение имеет принятие закона о свободе совести. Все это создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек нашел свою дорогу к храму.

Весьма благоприятно складывается обстановка и для монастырей. Несмотря на имевшие место в прошлом разрушения и злоключения, более 1200 монастырей сохранились, из которых около 200 ныне действуют.

Начало монашеской жизни положили иноки Киево-Печерской лавры — преподобные Антоний и Феодосий. С XIV в. центром православного монашества становится Троице-Сергиева лавра, основанная великим Сергием Радонежским. Среди всех монастырей и храмов она является главной Святыней Православия. Уже более пяти столетий Лавра выступает местом паломничества для русских христиан. Особого упоминания заслуживает также Свято-Даиилов монастырь — первый монастырь в Москве, основанный князем Даниилом, сыном Александра Невского, являющийся сегодня официальной резиденцией патриарха.

Русские монастыри всегда были важными центрами духовной жизни. Они обладали особой притягательной силой. В качестве примера достаточно указать на монастырь Оптина Пустынь, который посещали Н. Гоголь, Ф. Достоевский. J1. Толстой. Они приходили туда, чтобы испить из самого чистого духовного источника. Само существование монастырей и монахов помогает людям легче переносить тяготы жизни, ибо знают, что есть место, где они всегда найдут понимание и утешение.

Исключительно важное место в культурном наследии занимают русские усадьбы. Они складывались во второй половине XVI11 в. — XIX в. Это были «родовые», «дворянские гнезда». Их были тысячи, остались же десятки. Часть их была разрушена в годы революции и Гражданской войны. Другая часть исчезла от времени и запустения. Многие из сохранившихся — Архангельское, Кусково, Марфино, Остафьево, Останкино, Шахматово — превращены в музеи, заповедники и санатории. Другим повезло меньше, и они нуждаются в экстренной помощи и заботе.

Роль русских усадеб в развитии русской культуры была огромной. В XVIII в. они составляли основу русского Просвещения. Во многом благодаря им XIX в. стал золотым веком русской культуры.

Уклад усадебной жизни был тесно связан с природой, земледелием, вековыми традициями и обычаями, жизнью крестьян и простого народа. Элементы высокой культуры — богатые библиотеки. прекрасные коллекции картин, домашние театры — органически переплетались с элементами народной культуры. Благодаря этому в значительной мере снимался раскол, разрыв между европеизированной культурой высшего слоя и традиционной культурой русского народа, возникший в результате Петровских реформ и характерный для столиц и крупных городов. Русская культура вновь обретала свою целостность и единство.

Русские усадьбы были живыми родниками высокой и глубокой духовности. Они бережно хранили русские традиции и обычаи, национальную атмосферу, русскую самобытность и дух России. О каждой из них можно сказать словами поэта: «Там русский дух. Там Русью пахнет». Русские усадьбы сыграли важную роль в судьбе многих великих людей России. Русская усадьба оказала благотворное влияние на творчество А.С. Пушкина. В усадьбе Хмелите Смоленской области прошли юные годы А.С. Грибоедова, а позднее родился замысел «Горя от ума». Усадьба Введенское в Звенигороде имела большое значение для жизни и творчества П.И. Чайковского, А.П. Чехова.

Русские усадьбы открыли путь к вершинам искусства многим талантливым самородкам из глубин русского народа.

Оставшиеся русские усадьбы представляют собой зримое и ощутимое прошлое России. Они являются живыми островками подлинной русской духовности. Их восстановление и сохранение составляет важнейшую задачу в деле сохранения культурного достояния. Успешному ее решению будет способствовать воссоздаваемое «Общество изучения русской усадьбы», которое существовало в 20-е гг. (1923-1928).

К задаче сохранения русских усадеб тесно примыкает другая не менее важная задача - возрождение и развитие малых городов России.

В настоящее время их насчитывается более 3 тыс. с населением около 40 млн человек. Как и усадьбы, они воплощали истинно русский уклад жизни, выражали душу и красоту России. Каждый из них имел неповторимый, уникальный облик, свой стиль жизни. При всей своей скромности и непритязательности малые города были щедрыми на таланты. Из них вышли многие великие писатели, художники и композиторы России.

Вместе с тем в течение долгого времени малые города находились в забвении и запустении. В них угасла активная, созидательная и творческая жизнь, они все больше превращались в глухую провинцию и захолустье. Теперь ситуация постепенно меняется, и малые города вновь оживают.

Разработаны комплексные программы возрождения историко- культурной среды таких древних русских городов, как Зарайск, Подольск, Рыбинск и Старая Русса. Из них наиболее благоприятные перспективы у Старой Руссы. В этом городе жил Ф.М. Достоевский и сохранился его собственный дом. В этом городе имеются также грязевый курорт и исторические памятники. Все это позволяет Старой Руссе стать притягательным туристическим, культурным и оздоровительным центром. Близость к Новгороду усилит ее культурную значимость.

Примерно то же самое ожидает и остальные упомянутые города. Накопленный на их возрождении опыт послужит основной для разработки проектов обновления других малых городов России.

Особое место в охране культурного наследии занимают народные художественные промыслы и ремесла. Вместе с фольклором они составляют народную культуру, которая, будучи важнейшей частью всей национальной культуры, с наибольшей силой выражает ее самобытность и неповторимость. Россия издревле славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремесел.

К числу древнейших из них относится русская деревянная игрушка, центром которой является Сергиев Посад. Именно здесь родилась известная во всем мире матрешка. Такой же древней является холмогорская резьба по кости. Используя технику низкого рельефа, холмогорские косторезы создают уникальные произведения декоративного искусства — гребни, кубки, ларцы, вазы. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях (посуда, мебель) красными и черными тонами и золотом.

Широкое распространение в России получила миниатюра. Один из известных ее центров находится в с. Федоскино Московской области. Федоскинская миниатюра — живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше. Рисунок выполняется в реалистической манере на черном лаковом фоне. С федоскинской перекликается палехская миниатюра, представляющая собой живопись темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары, украшения). Для нее характерны яркие краски, плавный рисунок, обилие золота.

Заслуженную известность в России и за рубежом получила гжельская керамика — изделия из фарфора и фаянса, покрытые синей росписью.

Упомянутые, а также другие художественные промыслы и ремесла в целом продолжают свою жизнь и деятельность, хотя и с разной степенью успеха и уверенности в будущем.

Вместе с тем все они нуждаются в серьезной помощи. Многие из них требуют существенной реконструкции, результатом которой должно стать создание современных условий труда для народных умельцев и творцов. Некоторые из них нуждаются в возрождении и восстановлении. Дело в том, что с течением времени эти промыслы и ремесла претерпели существенные изменения: они были слишком осовременены. Изменена была тематика и сюжеты, нарушена технология, искажена стилистика.

В целом охрана культурного достояния в современном мире становится все более сложной и острой. Эта проблема требует постоянного внимания. Вез преувеличения можно сказать, что об уровне развития культуры того или иного народа следует судить по тому, как он относится к своему культурному наследию. Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее.

Введение

В современном мире одним из важнейших направлений научного исследования становится обращение к проблемам культурного наследия. Культурное наследие - это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся различной давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования. Город, в котором мы живем, внесен в список исторических городов России. А это значит, что памятники природы, истории и культуры Астраханского края составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе астраханской практики охраны наследия - сохранение уникальных территорий с комплексной реставрацией памятников истории и культуры. Астраханское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния, и в стране будет создано действенное охранное законодательство.

Кроме того, в последнее время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные. Нашу страну из затяжного политического, экономического кризиса поднимает не политика, а культура, духовный настрой нашего народа.

Объектом исследования в данном случае являются памятники истории, культура Астраханской области.

Предметом исследования является анализ культурного наследия Астрахани и современного состояния памятников культуры.

Цель данной работы заключается в изучении культурного наследия и комплекса мер по его сохранению с точки зрения законодательства.

Представленная цель определила следующие задачи:

Изучить культурное наследие и его значение;

Исследовать историю развития Астраханского края;

Изучение культурных традиций края;

Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия Астрахани;

Изучение культурного наследия Астраханского края в современных условиях.

Понятие и значение культурного наследия

Культурное наследие - это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.

Такое наследие обладает для общества вневременной ценностью, так как к нему относятся результаты давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи. Культурное наследие более широкое понятие, чем традиция. В нем сохраняется не то, что на том или ином этапе было создано в культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может вновь найти свое место в обществе. Во всякой культуре существует некое динамическое соотношение традиционности; благодаря которой поддерживается стабильность и инноваций или заимствований, через которое общество изменяется. И то, и другое сосуществуют как разные стороны культурного организма, имеющего свою самобытность.

Диалектика культурного процесса состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему. Накопленному опыту противостоит повседневная практика, которая требует постоянной расшифровки прежнего опыта, его приспосабливания, отбора, интерпретаций и обогащения. В этом поле между прошлым и будущим, настоящем могут присутствовать как привязанность к привычным ритуалам, постоянно возрождающим прошлое, так и погружение в повседневность с ее практическими заботами или же ориентация на будущие достижения.

В многочисленных дискуссиях по проблемам культурного наследия, которые происходили в развивающихся странах, а в период «перестройки» широко развернулись и в нашей стране, выявилось несколько идейно-теоретических направлений. Так среди специалистов в гуманитарных науках нередко сказывается «классикасистое» отношение к наследию, которое ориентированно на тщательное поддержание и освоение «неумирающих сокровищ, имеющих непреходящее значение». В процессе профессионального изучения культуры прошлого возникает представление, что именно в компетентном и основательном изыскании, в обстоятельном описании прошлых достижений культуры и можно обрести смысл достигнутого. И то признание, которые получают такие изыскания в научном мире и на международной арене, то есть премии и награды, которые получают исследователи культурного наследия, служат зримым подтверждением обретенности прошлого.

Охрана и освоение культурного наследия, организация и поддержание музеев, библиотек, архивов и т.д. является важной частью деятельности общественных организаций и обязательной задачей государства.

В этом плане огромные усилия предпринимаются по линии ЮНЕСКО.

Ценности и смыслы, воплощенные в памятники прошлого, несомненно, становятся важным фактором новой культуры. При этом они не только должны сохраняться, но и воспроизводиться вновь и вновь раскрывая свой смысл для новых поколений. Заботиться приходится не только о сохранении, но и о восстановлении возрождений тех форм традиционного творчества, которые утрачены или полузабытья.

Нередко в ходе революционной логики прежних социальных структур возникают идейно-теоретические и политические течения, утверждающие безопасность прежнего культурологического достояния для нового общества. Происходит ниспровержение культурного наследия. Известные примеры такого подхода и культурного достояния можно найти в раннебольшевитской идеологии в период гражданской войны в России. Поздние такого рода идеи получили распространение в национализации леворадикального толка в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Итак, обращение к культурному достоянию предстает как постоянная дилемма для общественного сознания в силу глубокой противоречивости самого прошлого. Другой источник этой противоречивости - наличие альтернатив в развитии общества, выбор которых требует согласования в сложившихся устоями. Каждая функция культурного наследия - поддержание стабильности и постоянства общественной регуляции. Те элементы культурного и социального наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени выделяются в состав самобытности.

Благодаря культурному наследию осуществляется передача социального опыта как от единого поколения к другому, входящие в жизнь, так и внутри общества между странами и народами. В этом смысле культурное наследие предстает как память общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт.

Таким образом, культурное наследие предстает как главный способ существования культуры. Человек за свою жизнь успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии его сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия столь естественно и необходимо, как сохранение природы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

по дисциплине «Мировые культурные ценности»

на тему: «Основные типы и виды культурно-исторического наследия»

Выполнила студентка 2 курса

заочной формы обучения, группы №21/33 (сокращенная форма)

Ф.И.О.: Бурундукова Екатерина Юрьевна

Проверила

Именнова. Л.С.

Введение

1.Понятие культурного наследия

2. Признаки культурного наследия

3. Структура

Введение

В этом реферате мы рассмотрим и изучим культурное наследие, узнаем что это такое, какие типы и виды наследия существуют, и что относится к объектам культурного наследия.

1. Понятие культурного наследия

Культурное наследие -- часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Объект культурного наследия -- место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность;

Достопримечательность -- объект культурного наследия национального или местного значения, который занесен к Государственному реестру неподвижных достопримечательностей России;

Историческое населенное место -- населенное место, которое сохранило полностью или частично исторический ареал и занесено к Списку исторических населенных мест России. В 2010 году Министерство культуры РФ опубликовало приказ, в котором утверждён список поселений, получивших статус «исторические». По сравнению со списком 2002 года количество поселений в нём сокращено более чем в 10 раз -- теперь в списке всего 41 населённый пункт: Азов, Арзамас,Астрахань, Белозерск, Великий Устюг, Верхотурье, Владимир, Вольск, Выборг, Галич, Гороховец, Дербент, Елабуга, Елец, Енисейск, Зарайск, Иркутск, Касимов,Каргополь, Кинешма, Коломна, Кострома, Крапивна, Кяхта, Осташков, Плёс, Ростов, Санкт-Петербург, Смоленск, Сольвычегодск, Старочеркасская, Суздаль,Таганрог, Томск, Торжок, Торопец, Тотьма, Тутаев, Чистополь, Шуя, Ярославль.

2. Признаки культурного наследия

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты, обладающие определенными признаками (характеристиками), а именно:

1. Недвижимое имущество. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона №73-ФЗ, объект культурного наследия является особым видом недвижимого имущества (здания, сооружения, постройки) вместе с их исторически сложившимися территориями (земля). Соответственно, помимо специального законодательства в области сохранения, популяризации и использования памятников истории и культуры, на объекты культурного наследия распространяется действие общих норм гражданского и земельного права, регулирующие оборот недвижимости в России (Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Закон №122-ФЗ 21.076.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Законом №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» и др.) Так, в соответствии с пунктом 2 Инструкции, недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране и использованию как единое целое вместе с территорией памятника. При этом территорией памятника является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально;

2. Историко-культурная ценность объекта. К объектам культурного наследия может быть отнесен не любой объект недвижимости, а только представляющий собой значительную ценность для общества и государства с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры. Ценность того или иного объекта определяется на основании результатов государственной историко-культурной экспертизы, проводимой по решению специально уполномоченных государственных органов;

3. Возраст объекта. В единый государственный реестр объектов культурного наследия могут быть включены объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с которыми, прошло не менее 40 лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей);

4. Особый статус. Наличие у объекта культурного наследия особого статуса, приобретенного в установленном законодательством порядке (включение в государственный список либо государственный реестр объектов культурного наследия на основании решений соответствующих государственных органов исполнительной власти).

Только при наличии в совокупности всех 4 перечисленных признаков можно говорить о том, что тот или иной объект недвижимости является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры).

3. Виды и типы культурного наследия

Согласно статье 3 Закона №73-ФЗ, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), в соответствии с их наиболее существенными типологическими и функциональными признаками, подразделяются на: памятники, ансамбли и достопримечательные места.

Памятники. К памятникам относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Действующим законодательством выделяются следующие разновидности (виды) недвижимых памятников:

* отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений);

* мемориальные квартиры;

* мавзолеи, отдельные захоронения;

* произведения монументального искусства;

* объекты науки и техники, включая военные;

* частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).

Указанные недвижимые памятники, согласно нормам Инструкции и Положения подразделяются на:

* памятники истории - здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, их могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины;

* памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты;

* памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 3.3. Инструкции, принадлежность недвижимого памятника истории и культуры к одному из указанных видов определяется при составлении документов государственного учета памятников и устанавливается при утверждении соответствующего списка о принятии объекта на государственную охрану.

Ансамбли. Ансамблем недвижимых памятников истории и культуры признается группа объектов одного или нескольких видов, возникших одновременно или дополнивших друг друга в течении времени, объединенных общностью территории и исторического развития, образующих единство градостроительной, либо архитектурно-художественной композиции. Так, в соответствии с действующим законодательством к ансамблям относятся:

* четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений различного назначения (в том числе: фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного);

* четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья);

* фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;

* произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары),

* некрополи;

Достопримечательные места. В соответствии со статьей 3 Закона № 73-ФЗ под достопримечательными местами понимаются:

* творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; культурный наследие мавзолей

* центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;

* памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;

* культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;

* места совершения религиозных обрядов;

* историко-культурные заповедники.

Типы объектов культурного наследия

*Сооружения (творения) -- произведения архитектуры и инженерного искусства вместе с естественными или созданными человеком элементами, произведения монументальной скульптуры и монументального занятия живописью, археологические объекты, пещеры, с имеющимися свидетельствами жизнедеятельности человека, здания или помещения, в них, что сохранили аутентичные свидетельства о примечательных исторических событиях, жизнях и деятельности известных лиц;

*Комплексы (ансамбли) -- топографически определенная совокупность отдельных или соединенных между собой сооружений разного назначения, которые отмечаются своей архитектурой и органической связью с ландшафтом;

*Выдающиеся места -- топографическое определенные зоны или ландшафты, естественные, естественно антропогенные творения, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, художественной, научной или художественной точки зрения.

В соответствии со своей исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

* объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

* объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

* объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Законодательная и управленческая практика сохранения недвижимых объектов культурного и природного наследия за рубежом. Деятельность международных организаций в сохранении культурного наследия. Охрана памятников истории и культуры в Италии и Франции.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2013

    Классификация объектов культурного наследия и оценка их современного состояния. Комплекс мер по сохранению памятников культурного наследия, роль законодательных, экономических и экологических факторов. Основные современные методы сохранения памятников.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2011

    Культура воспоминания и история памяти. Осмысление исторического наследия как сложный социокультурный феномен. Изучение православной культуры России. Проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия. Мнение студентов об историческом наследии.

    творческая работа , добавлен 19.12.2012

    Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия. Международные организации в системе всемирного культурного наследия. Миссия и цели санкт-петербургского международного центра сохранения культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2006

    Понятие и роль культурного наследия. Концепция культурного консерватизма в Великобритании. Развитие концепции культурного наследия в России и в США. Финансирование культурных объектов. Венецианская конвенция об охране культурного и природного наследия.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Виды объектов культурного наследия в РФ, их историческое значение, категории. Политика государства в области охраны памятников истории и культуры, правовое обеспечение. Исследование и оценка ценности объектов, реставрация, консервация, присвоение статуса.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2013

    Классификация объектов культурного наследия РФ. Оценка современного состояния объектов культурного наследия. Роль законодательных и экономических аспектов, экологических факторов. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2006

    Роль законодательных и экономических аспектов. Роль экологических факторов. Государственная политика в сфере охраны культурного наследия. Всероссийская общественная организация "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры".

    курсовая работа , добавлен 20.10.2005

    Категории, признаки и атрибуты наследия. Особая ценность памятников природы, истории и культуры, их ограниченность и риск утраты. Наследие как феномен этничности и государственности. Формы организации и управления историческим наследием в России.

    презентация , добавлен 28.09.2013

    Характеристика современного российского общества. Процесс освоения художественного наследия и его отличительные особенности. Исследование основных организационных принципов охраны национального культурного наследия, правовые основы данного процесса.



Похожие статьи
 
Категории