Культурное наследие шумеров. Художественное ремесло Шумера

22.03.2019

Переход к земледелию и скотоводству начался ранее всего в регионе Ближнего Востока. Там уже в 6 тысячелетии существовали крупные поселения, жители которых владели секретами земледелия, гончарного производства и ткачества. К рубежу 3-го тыс. в этом регионе начали складываться первые цивилизации.

Как уже отмечалось, родоначальник антропологии Л. Г. Морган использовал понятие «цивилизация» для обозначения более высокой стадии развития общества, чем варварство. В современной науке понятие цивилизация используется для обозначения стадии развития общества, на которой существуют: города, классовое общество, государство и право, письменность.

Те черты, которые отличают цивилизацию от первобытной эпохи, зародились в 4 тыс., и в полной мере проявились в 3-м тыс. до н. э. в жизни людей, освоивших долины рек, текущих в Месопотамии и Египте. Позднее, в середине 3-го тыс. стали складываться цивилизации в долине реки Инд (на территории современного Пакистана) и в долине реки Хуанхэ (Китай).

Проследим процесс становления и развития первых цивилизаций на примере месопотамской цивилизации Шумера.

Ирригационное земледелие как основа цивилизации

Месопотамией (Междуречьем) греки назвали земли между реками Тигр и Евфрат, которые на территории современного Ирака текут почти параллельно друг другу. На юге Месопотамии народ, который назвали шумерами, создал первую цивилизацию в этом регионе. Она просуществовала до конца 3-го тыс. и стала базой для развития других цивилизаций региона, прежде всего для вавилонской культуры 2-го и 1-го тыс. до н. э.

Основой шумерской, как и всех других восточных цивилизаций, явилось ирригационное земледелие. Реки приносили с верховьем плодородный ил. Зерна, брошенные в ил, давали высокие урожаи. Но надо было научиться отводить избыток воды в период разлива и подавать воду в период засухи, т. е. орошать поля. Орошение полей называется ирригацией. По мере роста населения людям приходилось орошать дополнительные участки земли, создавая сложные ирригационные системы.

Ирригационное земледелие явилось основой для цивилизационного рывка. Одним из первых следствий развития ирригации стал рост численности населения, проживающего в одной местности. Теперь десятки родовых общин, т. е. несколько тысяч человек, жили вместе, образовав новое сообщество: крупную территориальную общину.

Для того чтобы поддерживать сложную систему ирригации и обеспечить мир и порядок в округе с большим количеством населения, потребовались специальные органы. Так возникло государство – институт власти и управления, который стоял над всеми родовыми общинами округи и выполнял две внутренние функции: хозяйственного управления и социально-политического управления (поддержание общественного порядка). Для управления требовались знания и опыт, поэтому из родовой знати, накопившей навыки управления в рамках рода, сформировалась категория людей, осуществлявших функции государственного управления на постоянной основе. Государственная власть распространялась на всю территорию округи, и эта территория была вполне определенной. Отсюда возникло и другое значение понятия государства – определенного территориального образования. Свою территорию надо было защищать, поэтому главной внешней функцией государства стала защита своей территории от внешней угрозы.

Появление в одном из поселений органов управления, чья власть распространялась на всю округу, превращала это поселение в центр округи. Центр стал выделяться среди других поселков размерами и архитектурой. Здесь строились наиболее крупные здания светского и религиозного характера, наиболее активно развивались ремесло и торговля. Так появились города.

В Шумере города с прилегающей сельской округой долгое время существовали самостоятельно как города-государства. В начале 3-го тыс. такие шумерские города-государства, как Ур, Урук, Лагаш, Киш, насчитывали до 10 тыс. жителей. К середине 3-го тыс. плотность населения возросла. Например, население города-государства Лагаш превышало 100 тыс. чел. Во второй половине 3-го тыс. ряд городов-государств был объединен правителем города Аккад Саргоном Древним в царство Шумера и Аккада. Однако объединение не было прочным. Более прочные крупные государства существовали в Месопотамии только во 2-м и 1-м тыс. (Старо-вавилонское царство, Ассирийская держава, Ново-вавилонское царство, Персидская держава).

Общественный строй

Как был устроен город-государство Шумера в 3-м тыс. Во главе стоял правитель (эн или энси, затем лугаль). Власть правителя была ограничена народным собранием и советом старейшин. Постепенно должность правителя из выборной становится наследственной, хотя долго сохранялись процедуры подтверждения народным собранием права сына занять пост отца. Формирование института наследственной власти было связано с тем, что правящая династия обладала монополией на опыт управления.

Важную роль в становлении наследственной власти играл процесс сакрализации личности правителя. Он стимулировался тем, что правитель совмещал светские и религиозные функции, поскольку религия у земледельцев тесно переплеталась с производственной магией. Главную роль играл культ плодородия, и правитель как главный распорядитель хозяйственных работ выполнял обряды, призванные обеспечить хороший урожай. В частности, он совершал обряд «священного брака», который проводился накануне посевных работ. Если главное божество города было женским началом, то в священный брак с ним вступал сам правитель, если мужским – то дочь или жена правителя. Это придавало семье правителя особый авторитет, ее считали более близкой и угодной богу, чем другие семьи. Обожествление живущих правителей для шумеров была нетипичным. Лишь в конце 3-м тыс. правители требовали считать себя живыми богами. Их так официально именовали, но из этого не следует, что люди верили в то, что ими правили живые боги.

Единство светской и религиозной власти закреплялось и тем обстоятельством, что вначале в общине был единый административный, хозяйственный и духовный центр – храм, дом бога. При храме существовало храмовое хозяйство. В нем создавались и хранились запасы зерна для страховки общины на случай неурожая. На храмовой земле выделялись участки для должностных лиц. Большинство из них совмещали административные и религиозные функции, поэтому их традиционно именуют жрецами.

Из храмовых запасов кормилась еще одна категория людей, выделившихся из общины – профессиональные ремесленники, которые сдавали в храм свою продукцию. Важную роль играли ткачи и гончары. Последние делали керамику на гончарном круге. Литейщики плавили медь, серебро и золото, заливая их затем в глиняные формы, умели делать бронзу, но ее было мало. Значительная часть продукции ремесленников и излишки зерна шли на продажу. Централизация торговли в руках храмовой администрации позволяла более выгодно закупать те товары, которых не было в самом Шумере, прежде всего металлы и дерево.

При храме формировалась и группа профессиональных воинов – зародыш постоянной армии, имевших на вооружении медные кинжалы и копья. Шумеры создали боевые колесницы для вождей, запрягая в них ослов.

Ирригационное земледелие, хотя и требовало проведения коллективных работ по созданию оросительной системы, в то же время позволяло сделать основной хозяйственной ячейкой общества патриархальную семью. Каждая семья работала на отведенном ей участке земли, и другие сородичи не имели права на результат труда этой семьи. Семейная собственность на произведенный продукт возникла потому, что каждая семья могла сама себя прокормить, и поэтому не было необходимости обобществлять и перераспределять этот продукт в рамках рода. Наличие частной собственности на произведенный продукт труда сочеталось с отсутствием полной частной собственности на землю. По представлениям шумеров земля принадлежала богу – покровителю общины, а люди лишь пользовались ей, принося за это жертвы. Так в религиозной форме сохранялась коллективная собственность на землю. Общинная земля могла передаваться в аренду за плату, но нет твердо установленных случаев продажи общинной земли в частную собственность.

Появление семейной собственности способствовало возникновению имущественного неравенства. В силу действия десятков житейских причин одни семьи становились более богатыми, а другие более бедными.

Однако более важным источником неравенства стала профессиональная дифференциация в обществе: богатство концентрировалось прежде всего в руках управленческой элиты. Экономической основой этого процесса явилось появление прибавочного продукта – избытка в продуктах питания. Чем больше избыток, тем больше были возможности у управленческой элиты присвоить его часть, создав себе те или иные привилегии. До определенной степени элита имела право на привилегии: управленческий труд был более квалифицированным и ответственным. Но постепенно имущество, полученное по заслугам, становилось источником дохода, несоразмерного заслугам.

Своим богатством выделялась семья правителя. Об этом свидетельствуют погребения середины 3-го тыс. в Уре. Здесь найдена гробница жрицы Пуаби, похороненной со свитой из 25 человек. В гробнице найдены прекрасные утварь и украшения из золота, серебра, изумрудов и лазурита. В том числе корона из золотых цветов и две арфы, украшенные скульптурными изображениями быка и коровы. Бородатый дикий бык – олицетворение урского бога Нанны (бога Луны), а дикая корова – олицетворение жены Нанны, богини Нингаль. Это позволяет думать, что Пуаби была жрицей, участницей обряда священного брака с богом Луны. Погребения со свитой – редкость и связаны с каким-то очень значительным событием.

Характер украшений показывает, что знать уже жила другой жизнью. Простые люди в это время довольствовались немногим. Одежда мужчин летом состояла из набедренной повязке, женщины носили юбки. Зимой к этому добавлялся шерстяной плащ. Пища была простой: ячменная лепешка, бобы, финики, рыба. Мясо ели по праздникам, связанным с принесением животных в жертву: люди не решались есть мясо, не поделившись с богами.

Социальное расслоение порождало конфликты. Наиболее серьезные проблемы возникали тогда, когда обедневшие общинники теряли свою землю и попадали в кабалу к богатым вследствие неспособности вернуть взятое в долг. В тех случаях, когда общине грозили крупные конфликты, обусловленные долговой кабалой, шумеры применяли обычай, который назывался «возвращение к матери»: правитель отменял все кабальные сделки, возвращал заложенные участки земли ее первоначальным владельцам, освобождал бедняков от долгового рабства.

Итак, в шумерском обществе были механизмы, которые защищали членов общины от потери свободы и средств к существованию. Однако в нем были и категории несвободных людей, рабов. Первым и основным источником рабства являлись межобщинные войны, т. е. рабами становились чужие для общины люди. Вначале в плен брали только женщин. Мужчин убивали, ибо их трудно было держать в повиновении (раб с мотыгой в руках мало, чем уступал войну с копьем). Женщины-рабыни работали в храмовом хозяйстве и рожали детей, становившихся работниками храмов. Это были несвободные люди, но их нельзя было продать, им доверяли оружие. От свободных они отличались тем, что не могли получить наделы общинной земли и стать полноправными членами общины. По мере роста численности населения стали брать в плен и мужчин. Они работали при храме и в семейных хозяйствах. Такие рабы продавались, но и они, как правило, не подвергались жесткой эксплуатации, поскольку она порождала опасность восстания и связанных с этим потерь. Рабство в Шумере носило преимущественно патриархальный характер, т. е. рабы рассматривались как младшие и неполноправные члены семьи.

Таковы были основные черты общественного строя шумерских городов-государств первой половины 3-го тыс.

Духовная культура

Письменность. Мы знаем о шумерах потому, что они изобрели письменность. Рост храмового хозяйства сделал важным учет земли, запасов зерна, скота и т. д. Эти потребности и стали причиной создания письменности. Шумеры начали делать записи на глиняных табличках, которые высыхали на солнце и становились очень прочными. Таблички дошли до наших дней в большом количестве. Они расшифрованы, хотя порой и весьма приблизительно.

Вначале письмо носило вид стилизованных рисунков-пиктограмм, обозначавших наиболее важные предметы и действия. Знак ноги означал «идти», «стоять», «приносить» и т. д. Такое письмо называют пиктографическим (рисунчатым) или идеографическим, поскольку знак передавал целую идею, образ. Затем появились знаки для обозначения корней слов, слогов и отдельных звуков. Поскольку знаки выдавливались на глине клиновидной палочкой из тростника, постольку шумерское письмо ученые назвали клиновидным или кунеформическим (кунеус – клин). Выдавливать знаки было легче, чем рисовать палочкой на глине. Потребовалось шесть веков, чтобы письмо из напоминательных знаков превратилось в систему передачи сложной информации. Это произошло около 2400 г. до н. э.

Религия. Шумеры перешли от анимизма к политеизму (многобожию): от одушевления и почитания явлений природы к вере в богов как высших существ, создателей мира и человека. Каждый город имел своего главного бога-покровителя. В Уруке верховным богом был Ан – бог неба. В Уре – Нанна, бог Луны. Шумеры стремились поместить своих богов на небе, полагая, что именно оттуда боги наблюдают за миром и управляют им. Небесный, или звездный (астральный), характер культа повышал авторитет божества. Постепенно сложился обшешумерский пантеон. Его основу составляли: Ан – бог неба, Энлиль – бог воздуха, Энки – бог воды, Ки – богиня земли. Они представляли четыре главных, по мнению шумеров, элемента вселенной.

Богов шумеры представляли себе как антропоморфных существ. Богам посвящались специальные храмы, где жрецы ежедневно выполняли определенные обряды. Кроме храмов каждая семья имела глиняные фигурки богов и держала их в доме в специальных нишах.

Мифология и литература

Шумеры сочинили и записали много мифов.

Вначале мифы создавались в устной форме. Но с развитием письменности появились и письменные варианты мифов. Фрагменты сохранившихся записей относятся ко второй половине 3-го тыс.

Известен космогонический миф о создании мира, согласно которому первичной стихией мира являлся водный хаос или великий океан: «Он не имел ни начала, ни конца. Никто его не создал, он существовал всегда». В недрах океана зародились бог неба Ан, изображаемый с рогатой тиарой на голове, и богиня земли Ки. От них пошли другие боги. Как видно из этого мифа, у шумеров не было представления о Боге-творце, создавшем землю и все живое на земле. Природа в форме водного хаоса существовала вечно, или по крайне мере, до возникновения богов.

Важную роль играли мифы, связанные с культом плодородия. До нас дошел миф о правителе по имени Думузи, который добился любви богини Инанны и тем обеспечил плодородие своей земли. Но затем Инанна попала в подземный мир и, чтобы выбраться из него, послала туда вместо себя Думузи. Шесть месяцев в году он сидел в подземелье. В эти месяцы земля становилась сухой от солнца и ничего не родила. А в день осеннего равноденствия наступал праздник нового года: Думузи выходил из подземелья и вступал в супружеские отношения с женой, и земля давала новый урожай. Каждый год в городах Шумера отмечали священный брак между Инанной и Думузи.

Этот миф дает представление об отношении шумеров к загробной жизни. Шумеры верили в то, что после смерти их души проваливаются в подземный мир, из которого нет выхода, и там много хуже, чем на земле. Поэтому земную жизнь они рассматривали как высшую награду, которую боги даровали людям в обмен на службу богам. Именно шумеры создали представление о подземной реке как границе подземного мира и о перевозчике, который перевозит туда души усопших. У шумеров были зачатки учения о воздаянии : чистую питьевую воду и покой в подземном мире получают войны, погибшие в бою, а также многодетные родители. Улучшить свою жизнь там можно было и правильным соблюдением похоронного обряда.

Важную роль в формировании мировоззрения шумеров играли героические или эпические мифы – сказания о героях . Наиболее известен миф о Гильгамеше, правителе Урука конца XXVII в. Сохранилось пять историй о его подвигах. Одним из них был поход в Ливан за кедровым деревом, в ходе которого Гильгамеш убивает хранителя кедров великана Хумбабу. Другие связаны с победами над чудовищным быком, исполинской птицей, волшебной змеей, общением с духом своего погибшего друга Энкиду, который рассказал о мрачной жизни в подземном мире. В следующий, вавилонский, период истории Месопотамии будет создан целый цикл мифов о Гильгамеше.

Всего в настоящее время известно более ста пятидесяти памятников шумерской литературы (многие сохранились лишь частично). В их числе помимо мифов, имеются гимны, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о социальных бедствиях, псалмы в честь царей. Широко представлены поучения, споры-диалоги, басни, анекдоты, пословицы.

Архитектура

Шумер называют цивилизацией глины, ибо в архитектуре в качестве главного материала использовали кирпичи из глины. Это имело печальные последствия. От шумерской цивилизации не дошло ни одного сохранившегося памятника архитектуры. Об архитектуре можно судить только по сохранившимся фрагментам фундаментов и нижних частей стен.

Важнейшей задачей было строительство храмов. Один из ранних храмов раскопан в шумерском городе Эреду и относится к концу 4-го тыс. Это прямоугольная постройка из кирпичей (глина с соломой), в торцах которой находились, с одной стороны, статуя божества, а с другой стороны, стол для жертвоприношений. Стены украшены выступающими лопатками (пилястрами), которые расчленяют поверхность. Храм поставлен на платформу из камня, поскольку местность была болотистой и фундамент проседал.

Шумерские храмы быстро разрушались, и тогда из кирпичей разрушенного храма делали платформу и ставили на нее новый храм. Так постепенно к середине 3-го тыс. сложился особый шумерский тип храма – ступенчатая башня (зиккурат ). Наиболее известным является зиккурат в Уре: храм высотой в 21 м стоял на трех платформах, украшенных изразцами и соединенных лестницами-пандусами (XXI в. до н. э.).

Скульптура в основном представлена небольшими фигурками из мягких пород камня, которые ставились в нишах храма. Статуй божеств сохранилось мало. Наиболее известная – голова богини Инанны. Из статуй правителей сохранилось несколько скульптурных портретов Гудеи – правителя города Лагаша. Сохранилось несколько настенных рельефов. Известен рельеф на стеле Нарам-Суэна, внука Саргона (около 2320 г. до н. э.), где царь изображен во главе войска. Фигура царя крупнее фигур воинов, над его головой сияют знаки Солнца и Луны.

Глиптика, резьба по камню – излюбленная форма прикладного искусства. Резьба делалась на печатках, сначала плоских, потом появились цилиндрические печати, которые прокатывались по глине и оставляли фризы (декоративные композиция в виде горизонтальной полосы).

На одной из печатей сохранился рельеф, изображающий царя Гильгамеша в виде могучего героя с кудрявой бородой. Герой сражается со львом, одной рукой он сдерживает вздыбившегося льва, а другой вонзает кинжал хищнику в загривок.

О высоком уровне развития ювелирного дела свидетельствуют упоминавшиеся выше украшения Пуаби – арфа, корона из золотых цветов.

Живопись представлена в основном росписью по керамике. Дошедшие изображения позволяют судить о канонах. Человек изображался так: лицо и ноги в профиль, глаз в фас, туловище развернуто на 3/4. Фигуры укорочены. Глаза и уши изображены подчеркнуто крупными.

Наука. Хозяйственные потребности шумеров положили начало развитию математических, геометрических, астрономических знаний. Для проведения учета храмовых запасов шумеры создали две системы счета: десятеричную и шестидесятеричную. И обе дошли до наших дней. Шестидесятеричная сохранилась при исчислении времени: в 1 часе 60 минут, в 1 минуте 60 секунд. Число 60 взяли потому, что оно легко делилось на многие другие числа. Было удобно делить на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, и 30. Потребности, связанные с прокладкой оросительных систем, измерениями площади полей, строительством зданий привели к созданию основ геометрии. В частности, шумеры использовали теорему Пифагора за 2-го тыс. лет до того, как ее сформулировали греки. Вероятно, именно они первыми разделили круг на 360 градусов. Вели наблюдения за небом, связывая положение светил с разливами рек. Выделяли различные планеты и созвездия. Особенно внимательно следили за теми светилами, которые были связаны с божествами. Шумеры ввели стандарты мер длины, веса, площади и объема, стоимости.

Право . Порядок мог существовать лишь в том случае, если есть известные всем законы, т. е. обязательные для исполнения нормы. Совокупность обязательных норм, охраняемых силой государства, принято назвать правом. Право возникает до появления государства и существует в виде обычаев – норм, сложившихся на основе традиции. Однако с появлением государства понятие «право» всегда связано с государственной властью, поскольку именно государство официально устанавливает и охраняет правовые нормы.

От III династии Ура до нас дошел, хотя и не полностью, самый древний из известных свод законов, составленный правителем Шульги, сыном Ур – Намму (XXI в. до н. э.). Законы защищали имущественные и личные права граждан: поля общинников от захватов, от затопления соседями по небрежности, от ленивого арендатора; предусматривали компенсацию хозяину за ущерб, причиненный его рабу; защищали право жены на денежную компенсацию в случае развода с мужем, право жениха на невесту после уплаты ее отцу брачного дара и др. Очевидно, что эти законы опирались на длительную правовую традицию, не дошедшую до нас. Правовая традиция шумеров имела религиозное обоснование: считалось, что именно боги создали набор правил, которым все должны следовать.

Наследие шумерской цивилизации

Около 2000 г. III династия Ура пала под ударами новой волны семитских племен. Семитский этнический элемент стал доминировать в Месопотамии. Шумерская цивилизация как бы исчезает, но на самом деле все основные элементы ее культуры продолжают жить в рамках Вавилонской цивилизации, получившей название по имени Вавилона – главного города Месопотамии во 2-м и 1-м тыс. до н. э.

Вавилоняне взяли у шумеров систему клинописного письма и долгое время использовали уже ставший мертвым шумерский язык как язык знаний, постепенно переводя на семитский (аккадский) язык шумерские научные, правовые, религиозные документы, а также памятники шумерской литературы. Именно шумерское наследство помогло самому известному царю Старо–вавилонского царства Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) создать самый крупный свод законов Древнего мира, состоящих из 282 статей, детально регулирующих все основные стороны жизни вавилонского общества. Знаменитая Вавилонская башня, ставшая символом Ново-вавилонского царства, существовавшего в середине 1-ом тыс. до н. э., также являлась прямой наследницей ступенчатых шумерских зиккуратов.



розлив вина

шумерская керамика

Первые школы.
Шумерийская школа возникла и развилась до появления письменности, той самой клинописи, изобретение и усовершенствование которой явилось самым значительным вкладом Шумера в историю цивилизации.

Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). Здесь нашли более тысячи маленьких глиняных табличек, покрытых пиктографическим письмом. В основном это были хозяйственные и административные записи, однако среди них оказалось несколько учебных текстов: списки слов для заучивания наизусть. Это свидетельствует о том, что по меньшей мере за 3000 лет до и. э. шумерские писцы уже занимались вопросами обучения. В течение последующих веков Эрех дело развивалось медленно, однако к середине III тысячелетия до и. с), на территории Шумера). ПО-ВИДИМОМУ, существовала сеть школ для систематического Обучения чтению и письму. В древнем Шуруппаке-па родине шумерского … во время раскопок 1902--1903 гг. было найдено значительное количество табличек со школьными текстами.

Из них же мы узнаём, что количество профессиональных писцов в тот период достигало нескольких тысяч. Писцы делились на младших и старших: были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией в какой-либо одной области и писцы высокой квалификации, которые занимали важные государственные должности. Все это дает основания предполагать, что по всему Шумеру было разбросано множество довольно крупных школ для писцов и что этим школам придавалось Немалое значение. Однако ни одна из табличек той эпохи еще не дает нам ясного представления о шумерских школах, о системе и методах обучения в них. Чтобы получить такого рода сведения, необходимо обратиться к табличкам первой половины II тысячелетия до н. э. Из археологического слоя, соответствующего этой эпохе, были извлечены сотни учебных табличек со всевозможными заданиями, выполненными самими учениками во время уроков. Здесь представлены все стадии обучения. Такие глиняные "тетрадки" позволяют сделать немало интересных выводов о системе обучения, принятой в шумерских школах, и о программе, которая там изучалась. К счастью, и сами преподаватели любили писать о школьной жизни. Многие из этих записей также сохранились, хотя и в отрывках. Эти записи и учебные таблички дают достаточно полное представление о шумерской школе, о ее задачах и целях, об учениках и учителях, о программе и методах обучения. В истории человечества это единственный случай, когда мы можем узнать так много о школах столь отдаленном эпохи.

Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто профессиональными, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, главным образом для дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего существования Шумера. По мере развития сети школ. а также по мере расширения учебных программ школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания. Формально тип универсального "ученого" - специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике редко учет. поог^шахи знания своей этике. причем не эпохи.

Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были своеобразными литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные памятники прошлого, но и создавали новые произведения.

Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная их часть посвящала свою жизнь науке и преподаванию.

Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних ученых зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью, посвящая свое свободное время исследованиям и литературному труду.

Шумерская школа, первоначально возникшая, по-видимому, как придаток храма, со временем отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер. Поэтому труд учителя вероятнее всего оплачивался за счет взносов учеников.

Разумеется, в Шумере не было ни всеобщего, ни обязательного обучения. Большинство учеников происходили из богатых или зажиточных семей - ведь беднякам было нелегко найти время и деньги для продолжительной учебы. Хотя ассириологи уже давно пришли к такому выводу, это была только гипотеза, и лишь в 1946 г. немецкий ассириолог Николаус Шнейдер сумел подкрепить ее остроумными доказательствами, основанными на документах той эпохи. На тысячах опубликованных хозяйственных и административных табличек, относящихся примерно к 2000 г. до н. э.. упоминается примерно пятьсот имен писцов. Многие из них. Во избежание ошибки, рядом со своим именем ставили имя своего отца и указывали его профессию. Тщательно рассортировав все таблички, Н. Шнейдер установил, что отцами этих писцов, -а все они, разумеется, обучались в школах,- были правители, "отцы города", посланники, управляющие храмами, военачальники, капитаны судов, высшие налоговые чиновники, жрецы различных рангов, подрядчики, надсмотрщики, писцы, хранители архивов, счетоводы.

Иными словами, отцами писцов были наиболее зажиточные горожане. Интересно. что ни в одном из фрагментов не встречается имени писца- женщины; по-видимому. и шумерских школах обучались только мальчики.

Во главе школы стоял уммиа (знающий человек. учитель), который именовался также отец школы. Ученики назывались "сыновьями школы", а помощник учителя --«старшим братом». В его обязанности, в частности, входило изготовление каллиграфических табличек-образцов, которые потом переписывали ученики. Он же проверял письменные задания и заставлял учеников рассказывать выученные ими уроки.

В числе преподавателей были также учитель рисования и учитель шумерского языка, наставник, следивший за посещаемостью, и так называемый ^владеют ни \лыстом"> (очевидно, надзиратель, отвечавший за дисциплину в школе). Трудно сказать, кто из них считался выше по рангу; мы знаем только, что "отец школы" был ее фактическим директором. Нам ничего не известно и об источниках существования школьного персонала. Вероятно, "отец школы" выплачивал каждому его долю из обшей суммы, поступавшей в уплату за обучение.

Что касается школьных программ, то здесь к нашим услугам богатейшие сведения, почерпнутые из самих школьных табличек - факт поистине уникальный в истории древности. Поэтому нам нет нужды прибегать к косвенным свидетельствам или к сочинениям древних авторов: мы располагаем первоисточниками-табличками учеников, начиная от каракулей "первоклассников" и кончая работами "выпускников", настолько совершенными, что их с трудом можно отличить от табличек, написанных преподавателями.

Эти работы позволяют установить, что курс обучения шел по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной, развивала творческие особенности.

Говоря о первой программе, необходимо подчеркнуть, что она отнюдь не была подсказана жаждой знания, стремлением разыскать истину. Эта программа постепенно сложилась в процессе преподавания, основная цель которого заключалась в обучении шумерскому письму. Исходя из этой Основной задачи шумерские учителя создали систему обучения. основанную на принципе лингвистической классификации. Лексика шумерского языка разделялась ими на группы, в опоры слова и выражения были связаны общим. Эти грунте слов заучивались и иеренисыровались до тех пор, пока ученики не привыкали воспроизводить самостоятельно. Но к III тысячелетию до н, э. школьные учебные тексты начали заметно расширяться и постепенно превратились в более или менее стабильные учебные пособия, принятые во всех школах Шумера.

В одних текстах приводятся длинные списки названий деревьев и тростников; в других -названия всевозможных пкивых существ (животных, насекомых и птиц): в третьих- названия стран, городов и селений; в четвертых -названия камней и минералов. Подобные списки свидетельствуют о значительной осведомленности шумеров в области "ботаники", "зоологии", "географии" и "минералогии" - весьма любопытный и малоизвестный факт. который лишь недавно привлек внимание ученых, занимающихся историей науки.

Шумерские педагоги также создавали всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач, сопровождая каждую соответствующим решением и ответом.

Говоря о лингвистике, следует прежде всего отметить, что особое внимание, судя по многочисленным школьным табличкам, уделялось грамматике. Большинство таких табличек представляет собой длинные списки сложных существительных, глагольных форм н т. п. Это говорит о том, что грамматика шумеров была хорошо разработана. Позднее, в последней четверти III тысячелетия до н. э., когда семиты Аккада постепенно завоевали Шумер, шумерские педагоги создали первые известные нам "словари". Дело в том, что завоеватели-семиты переняли не только шумерскую письменность: они также высоко ценили литературу древнего Шумера, сохраняли и изучали ее памятники и подражали им даже тогда, когда шумерский стал мертвым языком. Этим и была вызвана необходимость в "словарях". где давался перевод шумерских слов и выражений на язык Аккада.

Обратимся теперь ко второй учебной программе, которая имела литературный уклон. Обучение по этой программе заключалось в основном в заучивании и переписывании литературных произведений второй половши Ш тысячелетия до н. э.. когда литература была особенно богата, а также в подражании им. Таких текстов были сотни и почти все они представляли собой стихотворные произведения размером от 30 (или менее) до 1000 строк. Судя по тем из них. которые удалось составить и расшифровать. эти произведения припадали к различным канонам: мифы и эпические сказания в стихах, прославляющие песни; Шумерских богов и героев; хвалебные гимны богам;царям. плач; разрушенных, библейских городах.

Среди Литературных табличек и их ииломкоп. извлеченных из развалин Шумера, многие представляют собой школьные копии, переписанные руками учеников.

О методах и технике преподавания в школах Шумера мы пока знаем совсем немного. С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне.

Затем - старший брат, то есть помощник учителя, подготавливал НОВУЮ табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. Старший брат. а также отец школы, видимо, еле/шли за работой учеников, проверяя, правильно ли они переписывают текст. несомненно, что успехи шумерских учеников в значительной мере зависели от их памяти, учителя и их помошники должны были сопровождать подробными объяснениями слишком сухие списки слов. таблицы и литературные тексты, переписываемые учениками. Но эти лекции, которые могли бы оказать нам неоценимую помощь при изучении шумерской научной и религиозной мысли и литературы, по-видимому, никогда не записывались, а потому навсегда утрачены.

Несомненно одно: преподавание в школах Шумера не имело ничего общего с современной системой обучения, при которой усвоение знаний в значительной степени зависит от инициативы и самостоятельной работы; самого ученика.

Что касается дисциплины. то без палки дело не обходилось. Вполне возможно, что. не отказываясь от поощрения учеников за успехи, шумерские педагоги все же больше полагались на Устрашающее действие палки, мгновенно каравшей отнюдь не райской. Он ходил в школу каждый день и просто там с утра до вечера. Наверное, в течение года устраивались какие-то каникулы, то мы об этом не имеем никаких сведений. Обучение длилось годами, ребенок успевал превратиться в юношу. интересно было бы посмотреть. имели ли шумерские ученики возможность выбирать работу или ИНУЮ специализацию. и если да. то в какой мере и на каком этапе обучения. Однако об этом, как и о многих других подробностях. источники умалчивают.

Одно в Сиппаре. а другое - в Уре. Но кроме того. что в каждом из этих зданий найдено большое количество табличек, они почти ничем не отличаются от обыкновенных жилых домов, а потому наша догадка может быть и ошибочной. Только зимой 1934.35 г. французские археологи обнаружили в городе Мари на Евфрате (на северо-запад от Ниппура) две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.

Но что думали сами ученики о тогдашней школе? Что бы дать на этот вопрос хотя бы неполный ответ. Обратимся к следующей главе, в которой приводится весьма любопытный текст о школьной жизни в Шумере, написанный почти четыре тысячи лет назад, но лишь недавно собранный из многочисленных отрывков и наконец-то переведенный. Этот текст дает, в частности, ясное представление об отношениях между учениками и учителями и является уникальным первым документом в истории педагогики.

школы у шумер

реконструкция шумерской печи

Вавилрнские печати-2000-1800гг.

о

Серебряная модель лодки,шашечная игра

Древний Нимруд

Зеркало

Быт шумер,писцы

Доски для письма

Классная комната в школе

Плуг-сеялка,1тыс.до н.э.

Винный погреб

Литература шумерская

Эпос о Гильгамеше

Шумерская керамика

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

ур

Ур


Ур


Ур


Ур

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

Ур


Урук

Урук

Убейдская культура


Медный рельеф с изображением птицы Имдугуд из храма в Эль-Убейде. Шумер


Фрагменты фресковых росписей во дворце Зимрилима.

Мари. XVIII в. до н. э.

Скульптура профессионального певца Ур-Нина. Мари.

Сер. III тыс. до н. э

Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей. Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян. I тыс. до н. э.

Каменная резная чаша из Ура.

III тыс. до н. э.


Серебряные кольца для упряжи осла. Гробница царицы Пу-аби.

Ур. III тыс. до н. э.

Голова богини Нинлиль – жены бога Луны Нанна, покровителя Ура

Терракотовая фигура шумерского божества. Телло (Лагаш).

III тыс. до н. э.

Статуя Курлиля – начальника житниц Урука.Урук. Раннединастический период, III тыс. до н. э.

Сосуд с изображением животных. Сузы. Кон. IV тыс. до н. э.

Каменный сосуд с цветными инкрустациями. Урук (Варка).Кон. IV тыс. до н. э.

«Белый храм» в Уруке (Варке).


Тростниковый жилой дом убейдского периода. Современная реконструкция. Национальный парк г. Ктесифона


Реконструкция частного дома (внутренний дворик)Ур

Ур-царская могила


Быт


Быт


Шумер несет ягненка для жертвоприношения

Шумерская цивилизация – самая древняя на нашей планете. Во второй половине 4-го тысячелетия она возникла, словно из ниоткуда. По обычаям, языку народ этот был чужд семитским племенам, которые заселили Северную Месопотамию чуть позднее. Расовая же принадлежность древнего шумера не определена до сих пор. История шумеров загадочна и удивительна. Шумерская культура подарила человечеству письменность, возможность обработки металлов, колесо и гончарный круг. Непостижимым образом люди эти обладали знаниями, которые относительно недавно только стали известны науке. Они оставили после себя такое количество загадок и тайн, что по праву занимают едва ли не первое место среди всех удивительных событий в нашей жизни.

Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.

Письменность. Сначала шумерское письмо было пиктографическим, т. е. отдельные предметы изображались в виде рисунков. Древнейшие тексты, начертанные таким письмом, относятся приблизительно к 3200 г. до н. э. Однако пиктографией можно было отмечать лишь самые простейшие факты хозяйственной жизни. Однако таким письмом невозможно было фиксировать собственные имена или передавать абстрактные понятия (например, гром, наводнение) или человеческие эмоции (радость, горе и т. д.). Поэтому, строго говоря, пиктография еще не являлась настоящим письмом, поскольку она не передавала связной речи, а лишь фиксировала отрывочные сведения или помогала запомнить эти сведения.

Постепенно в процессе длительного и чрезвычайно сложного развития пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо. Один из путей перехода пиктографии в письмо был обусловлен ассоциациями рисунков со словами.

письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка для обозначения того или иного предмета стали изображать какую-нибудь его характерную деталь (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически. Поскольку писали тростниковой палочкой на мягкой глине, рисовать на ней было неудобно. Кроме того, при письме слева направо рисунки пришлось повернуть на 90 градусов, в результате чего они потеряли всякое сходство с изображаемыми предметами и постепенно приобрели форму горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так в результате многовекового развития рисуночное письмо превратилось в клинопись. Однако ни шумеры, ни другие народы, заимствовавшие их письмо, не развили его до алфавита, т. е. звукового письма, где каждый знак передает лишь один согласный или гласный звук. Шумерское письмо содержит логограммы (иди идеограммы), которые читаются как целые слова, знаки для обозначения гласных, а также согласных вместе с гласными (но не одних согласных отдельно). В XXIV в. до н. э. появляются первые известные нам пространные тексты, написанные на шумерском языке.

Аккадский язык засвидетельствован в Южной Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э, когда носители этого языка заимствовали от шумеров клинопись и стали широко пользоваться ею в своей повседневной жизни. С этого же времени начинаются интенсивные процессы взаимопроникновения шумерского и аккадского языков, в результате чего они почерпнули друг из друга много слов. Но преимущественным источником таких заимствований был шумерский язык. В последней четверти III тысячелетия до н. э. были составлены древнейшие двуязычные (шумеро-аккадские) словари.

В конце XXV в. до н. э. шумерская клинопись стала использоваться и в Эбле, древнейшем государстве на территории Сирии, где найдены библиотека и архив, состоящие из многих тысяч табличек,

Шумерская письменность была заимствована и многими другими народами (эламитами, хурритами, хеттами, позднее и урартами), которые приспособили ее к своим языкам, и постепенно к середине II тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия стала пользоваться шумеро-аккад-ским письмом.

Особое значение для месопотамской цивилизации имели природные условия. В отличие от других очагов древних культур, в Месопотамии не было камня, не говоря о папирусе, на котором можно было бы писать. Зато там было сколько угодно глины, которая давала неограниченные возможности для письма, не требуя, по существу, никаких затрат. Вместе с тем глина была долговечным материалом. Глиняные таблички не разрушались и от пожара, а, наоборот, приобретали еще большую прочность. Поэтому основным материалом для письма в Месопотамии была глина. В I тысячелетии до н. э. вавилоняне и ассирийцы стали употреблять для письма также кожу и импортный папирус. В это же время в Месопотамии стали пользоваться и узкими длинными дощечками из дерева, покрытыми тонким слоем воска, на который наносили клинописные знаки.

Библиотеки. Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.

Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669- ок. 635 гг. до н. э.), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги.

Архивы. Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти III тысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся.

Школы. Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа стала центром образования и культуры. Программа обучения была до такой степени светской, что религиозное образование вообще не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания. Те, кто собирался посвятить свою жизнь науке, продолжительное время изучали право, астрономию, медицину и математику.

Словесность. Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые когда-то составляли богатую шумерскую литературу. Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше. В наиболее полном виде этот цикл сохранился в более поздней аккадской переработке, найденной в библиотеке Ашшурбанапа-ла.

Религия. В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль аккадцы называли его также Беломили Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Энлиль, центром которого был древний священный город Ниппур, был богом судьбы, создателем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовались бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, "огиня любви и плодородия Инанна (в ва-зилонском и ассирийском пантеоне - Лштар) и бог вечно живой природы Ду-музи (вавилонский Таммуз), олицетворявший умирающую и воскресающую растительность. Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, зерховный вавилонский бог Мардук - с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и счета,- с планетой Меркурий. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.

Вначале Мардук был одним из самых незначительных богов. Но его роль начала расти вместе с политическим возвышением Вавилона, покровителем которого он считался.

Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов.

Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

Научные знания. Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных зданий. Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. В частности, астрономы отмечали положение Луны по отношению к планетам и постепенно установили периодичность движения небесных светил, видимых простым глазом. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия.

Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней.

Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. - также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии и смежным странам, предназначенные для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей. В библиотеке Ашшурбанапа-ла найдены карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Эти карты содержат также текст с необходимыми комментариями.

Искусство. В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приобрела резьба по камню, которая вскоре привела к бурному развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть до исчезновения клинописной культуры на рубеже I в. н. э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены.

В XXIV-XXII вв. до н. э„ когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада.

Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.

Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705- 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии.

В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты его изготовления относятся еще к XVIII в. до н. э.

Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно - в XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий труда и оружия началось лишь еще несколько столетий спустя.

Завершая характеристику культуры Древней Месопотамии, следует отметить, что достижения обитателей долины Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности и литературе, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.

Шумеры представляют собой одну из древнейших цивилизаций. Их развитие и экспансия опиралось на обладание богатыми землями речных долин. Шумерам повезло меньше, чем другим, в плане полезных ископаемых или стратегического положения, и они просуществовали не так долго, как древние египтяне. Тем не менее, благодаря своим многочисленным достижениям шумеры создали одну из важнейших ранних культур. В силу того, что их местоположение было уязвимым в военном плане и неудачным по природным ресурсам, им приходилось много изобретать. Поэтому они внесли не менее значительный вклад в историю, чем несравненно более богатые египтяне.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Шумер был расположен в южной Месопотамии (Междуречье), где сходились реки Тигр и Евфрат перед впадением в Персидский залив. К 5000 г. до н.э. первобытные земледельцы спустились в речную долину с гор Загроса на востоке. Земля была хорошей, но после сезона весенних наводнений, летом, сильно спекалась на солнце. Ранние поселенцы научились строить плотины, контролировать уровень воды в реках и искусственно орошать земли. Ранние поселения в Уре, Уруке и Эриду превратились в независимые города, а затем в города-государства.

СТОЛИЦА

Шумеры, жившие в городах, не имели постоянной столицы, так как центр силы перемещался из места в место. Важнейшими были города Ур, Лагаш, Эриду, Урук.

РОСТ МОГУЩЕСТВА

В период с 5000 до 3000 гг. до н.э. земледельческие общины Шумера постепенно превращались в города-государства на берегах Тигра и Евфрата. Культура городов-государств достигла своего высшего расцвета в 2900-2400 гг. до н.э. Они периодически воевали между собой и соперничали за земли и торговые пути, но никогда не создавали империй, которые бы выходили за пределы их традиционных владений.

Города-государства речной долины были относительно богаты благодаря производству продуктов питания, ремесленных изделий и торговле. Это предопределило то, что они стали привлекательной целью для воинственных соседей на севере и востоке.

ЭКОНОМИКА

Шумеры выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, лук, репу и финики. Они разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались рыболовством, охотой за дичью в речной долине. Пищи обычно было в достатке, и население росло.

В речной долине не было месторождений меди, но ее нашли в горах к востоку и северу. Шумеры научились получать медь из руды к 4000 г. до н.э. и изготавливать бронзовые изделия к 3500 г. до н.э.

Они продавали продовольствие, ткани и ремесленные изделия, а покупали сырье, включая древесину, медь и камень, из которых изготавливали предметы повседневного обихода, оружие и другие товары. Торговцы поднимались по Тигру и Евфрату до Анатолии, достигали средиземноморского побережья. Они торговали также в Персидском заливе, закупая товары из Индии и с Дальнего Востока.

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Шумеры поклонялись тысячам богов, каждый их город имел своего покровителя. Главные боги, как, например, Энлиль, бог воздуха, были слишком заняты, чтобы беспокоиться по поводу бед отдельного человека. По этой причине каждый шумер поклонялся своему божку, который, как считалось, был связан с главными богами.

Шумеры не верили в жизнь после смерти и были реалистами. Они признавали, что хотя боги выше критики, они не всегда бывают добрыми по отношению к людям.

Душой и центром каждого города-государства был храм в честь божества-покровителя. Шумеры верили, что божество-покровитель является владельцем города. Часть земли возделывалась специально для божества, зачастую рабами. Остальная земля обрабатывалась работниками храма или земледельцами, которые платили храму ренту. Рента и поднесения шли на поддержание храма и помощь бедным.

Рабы являлись важной частью общества и были главной целью военных походов. Даже местные жители могли стать рабами в случае неуплаты долга. Рабам дозволялось работать сверхурочно и покупать себе свободу на сделанные сбережения.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Каждый город в Шумере управлялся советом старейшин. В военное время избирался специальный предводитель лугал, который становился во главе армии. В конечном счете «лугалы» превращались в царей и основывали династии.

По некоторым данным, шумеры предпринимали первые шаги в направлении демократии, избирали представительное собрание. Оно состояло из двух палат: сената, членами которого были знатные граждане, и нижней палаты, в которую входили граждане, подлежавшие призыву на военную службу.

Сохранившиеся глиняные таблички свидетельствуют о том, что у шумеров были суды, где велись справедливые судебные разбирательства. На одной из табличек запечатлен один из древнейших процессов по делу об убийстве.

Большая часть производства и распределения продовольствия контролировалась храмом. Знать сформировалась на основе доходов от землевладения, торговли и ремесленного производства. Торговля и ремесла были в основном вне храмового контроля.

АРХИТЕКТУРА

Недостатком шумеров было то, что они не имели легкого доступа к строительному камню и древесине. Главным строительным материалом, которым они искусно пользовались, были глиняные кирпичи, обжигаемые на солнце. Шумеры первыми научились строить арки и купола. Их города были окружены кирпичными стенами. Самыми важными сооружениями были храмы, которые строились в виде больших башен, получивших название «зиккураты». После разрушения храм восстанавливался на том же месте, и с каждым разом становился все величественней. Однако кирпич-сырец подвержен эрозии гораздо больше, нежели камень, и поэтому мало что из шумерской архитектуры дожило до наших дней.

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Основным фактором, сказывавшемся на шумерской армии, было то, что она была вынуждена считаться с уязвимым географическим положением страны. Естественные преграды, необходимые для обороны, существовали только на западном (пустыня) и южном (Персидский залив) направлениях. С появлением более многочисленных и могущественных врагов на севере и востоке уязвимость шумеров усилилась.

Дошедшие до нас произведения искусства и археологические находки свидетельствуют о том, что шумерские солдаты были оснащены копьями и короткими бронзовыми мечами. Они носили бронзовые шлемы и защищались большими щитами. Об их армии сохранилось немного сведений.

Во время многочисленных войн между городами большое внимание уделялось осадному искусству. Стены из кирпича-сырца не могли устоять перед лицом решительно настроенных нападавших, у которых было время, чтобы выбить кирпичи либо разбить их в крошку.

Шумеры изобрели и первыми использовали ее в бою. Ранние колесницы были четырехколесными, в них впрягали диких ослов онагров, и они не были столь эффективными, как двухколесные конные колесницы более позднего периода. Шумерские колесницы использовались преимущественно как транспортное средство, но некоторые произведения искусства говорят о том, что они принимали участие и в боевых действиях.

УПАДОК И КРАХ

Группа семитских народов — аккадцы — поселились к северу от Шумера вдоль берегов Тигра и Евфрата. Аккадцы очень быстро освоили культуру, религию и письменность более развитых шумеров. В 2371 г. до н.э. Саргон I захватил царский престол в Кише и постепенно подчинил себе все города-государства Аккада. Затем он пошел на юг и захватил все города-государства Шумера, которые оказались неспособными объединиться ради самообороны. Саргон основал первую в истории империю в годы своего правления с 2371 по 2316 гг. до н.э., подчинив себе территорию от Элама и Шумера до Средиземного моря.

Империя Саргона рухнула после его смерти, но была восстановлена на короткий срок его внуком. Около 2230 г. до н.э. аккадская империя была уничтожена в результате нашествия варварского народа гутиев из гор Загроса. Новые города возникли вскоре в речной долине, но шумеры исчезли как самостоятельная культура.

НАСЛЕДИЕ

Шумеры известны прежде всего как изобретатели колеса и письменности (в районе 4000 до н.э.). Колесо имело важное значение для развития транспорта и гончарного ремесла (гончарный круг). Шумерская письменность — клинопись — состояла из пиктограмм, обозначающих слова, которые вырезались специальными клиньями на глине. Письменность возникла из необходимости вести учет и совершать торговые сделки.

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело такжескотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значениешумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Системарелигиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством былаархитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. Оба храма - прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах - горельефы лежащих бычков. У входа в храм - две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки - зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик - «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерскаялитература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.



Похожие статьи
 
Категории