«Новые люди» в романе Н. Г

17.04.2019


“НОВЫЕ
ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО
ДЕЛАТЬ?”



Роман
Чернышевского “Что делать?” запечатлел в
своих идейно-смысловых проблемах, жанровой
сложности и разнообразии структур
многорусловое историческое движение
русской жизни и литературы в 50-е годы

XIX
столетия.

“Что
делать?” - роман о “новых людях”.
Чернышевский “знает не только то, как
думают и рассуждают новые люди, но и то, как
они чувствуют, как любят и уважают друг
друга, как устраивают свою семейную и
повседневную жизнь и как горячо стремятся к
тому времени и к тому порядку вещей, при
которых можно было бы любить всех людей и
доверчиво протягивать руку каждому”.


“Новые
люди, - по мнению Писарева, - утописты-социалисты”.
Его социализм был утопическим, но он
правильно указал на эту их особенность. В
романе Чернышевский показал образы “новых
людей” - Лопухова и Кирсанова. Жизнь на
началах коллективизма, по правилу “разумного
эгоизма” (делай так, чтобы и другим было
хорошо - одинакового счастья нет) - вот та
первая ступень к социалистическому


обществу,
на которой твердо стоят Лопухов и Кирсанов.
Отличие людей эпохи революционной ситуации
от их предшественников Чернышевский видел в активном участии в серьезной
деятельности. Ясно, почему в их
характеристике появились два новых слова:
“сильные

и “умеющие”. Они указывают на их отличие от
предшественников. То были “добрые” и “честные”,
эти стали к тому же “сильными” и “умеющими”.
Они считают, что все создается трудом. Для
них бездельники морально неприемлемы.

С
исключительным уважением они относятся к
женщине, считая ее другом в, борьбе за
счастье. Они предоставляют ей полную
свободу в жизни, в выборе друга. Любовь для
них - возвышенное чувство, свободное от
эгоизма, от себялюбия. Вере Павловне любовь
к Кирсанову помогает расти духовно, она
говорит, что любовь состоит в том, чтобы
помогать возвышению и возвышаться.


Кирсанов
верит в прочность дружбы, он говорит
Лопухову, что отдал бы в его руки свою
голову без раздумья. Лопухов, в свою очередь,
“уходит со сцены, чтобы не быть на пути у
счастья” Кирсанова, и чувствует при этом,
что поступает как благородный человек. Сам
Чернышевский считал положительным только
того, кто любил других и заботился об их
счастье. Лопухов и Кирсанов -
революционеры-демократы. Это лучшие
представители передовых людей

.
Они просвещают народные массы,
способствуют развитию и повышению
революционного сознания народа.

Мне очень
близка та “честность сердца”, “порядочность”
новых людей, на которую ориентировался
автор. Она не была придумана, она реально
существовала - это была кристальная
нравственность революционной демократии.
Для меня важно умение человека оценить свои
поступки и суметь выслушать критику со
стороны других. Такие качества присущи
новым людям, так как они знают, что это
необходимо для блага других. Герои
Чернышевского страстно защищают свое право
на самоуважение, что очень важно. Никто не
может выбрать человеку жизнь, он ее делает
сам. Это звучит как закон. Но чтобы его
понять, надо ставить перед собой цели и
задачи. Для новых людей цель жизни -
служение

людям.
Я думаю, что благороднее цели нет. Именно
поэтому так дороги и близки мне новые люди.

Такие люди
были и будут “двигателями двигателей”, “солью
соли земной”. Без таких людей невозможна
жизнь. Ведь она должна меняться,
преображаться из года в год. В наши дни тоже
есть место новым людям, которые вносят
коренные перемены в жизнь. И в этом
отношении роман Чернышевского “Что делать?”
ценен для современного читателя. Он
помогает вызвать подъем в душе человека,
стремление к борьбе на благо общества. Я
уверена, что суть романа будет всегда
современна и необходима для общества.

«Что делать?» — «из рассказов о новых людях» — такое определение этого произведения дает подзаголовок романа. Чернышевский не был новатором в изображении «новых людей», он явился продолжателем традиции, но он рисует собственный идеал устройства гармонического общества.

Роман по своему содержанию является утопическим: автор верил в победу идеального, оптимист по натуре, он был убежден, что в конце концов человечество придет к большому всеобщему счастью, к прекрасной жизни. Пока еще в мире царит торжество устоев старого мира, но вера в то, что «новые люди» повернут реку жизни в нужное русло и коренным образом изменят ее, наполняет это произведение верой в светлое будущее.

«Новых людей» отличает не насильственное изменение своих взглядов, для строительства будущей жизни от них требуется лишь стремление к счастью. Они противопоставляются старому миру тем, что для них «главный элемент реальности» — труд. Они сами устраивают свою жизнь, подчиняя себе обстоятельства. Главный жизненный принцип, которым они руководствуются, — «теория расчета выгод».

Чернышевский с иронией описывает людей старого мира, их невежество, лживость и лицемерие. Представителями старого мира в романе являются люди дворянского сословия: Сторешников, «действительная статская советница» Анна Петровна, приятели Сторешникова — Жан и Серж, Жюли, содержанка Сержа. В образе жизни этих героев показаны все пороки старого мира, давно отжившего свое. В удушающей атмосфере этого общества они не могли быть иными, все хорошее, что было в человеке, изначально загублено укладом старого мира.

Серж — «от природы человек и не глупый, и очень хороший», но среда сгубила все его лучшие качества, заставив приспособиться под себя. Ярким примером такого подчинения среде может служить и мать Веры Павловны — Марья Алексеевна, сама признающаяся в своих пороках: «стали жить хорошо, все потому, что стала я нечестная и злая». Она осознает неправильность своих поступков и образа жизни, но не в силах что-либо изменить: «где с таким народом хорошие-то порядки завести! Так станем жить по старым». И здесь же Марья Алексеевна провозглашает «золотое правило»: «старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать».

Все представители старого мира неукоснительно следуют этому правилу, руководствуясь в своих поступках лишь низменным утолением потребностей за счет окружающих. Примером такого поведения может служить неудачное сватовство Сторешникова к Вере Павловне, побуждаемого к подобному шагу не чувствами, а «раздраженным самолюбием и сладострастием».

Противоположные позиции занимают по отношению к ним представители «нового мира», строители будущей жизни. Автор изображает идеал социалистического общества и ищет пути, по которым люди могут прийти к этому идеалу. Он находит способ разрешения противоречия между общим и личным, что мешает началу новой жизни. Чернышевский «своими руками» и верой в счастье лепит образ «нового» человека.

Все люди — эгоисты, но следуя принципам «не делай другим того, что не желаешь себе» и «возлюби ближнего своего, как самого себя», можно жить, извлекая выгоду для себя и делая добро окружающим. «Личная польза новых людей совпадает с общею пользой», это и является решением противоречия, возникающего на пути к светлому будущему. «Новыми людьми» в романе руководит «теория расчета выгод». Лопухов и Вера Павловна строят свою семейную жизнь, следуя теории «разумного эгоизма», принципам равенства и взаимоуважения, они закладывают те основы, на которых будет создаваться будущая жизнь.

В семейной жизни с Верой Павловной Лопухов не изменяет этим принципам и, понимая несостоятельность своего брака, уходит со сцены. Он осознает, что их брак не может существовать, основываясь на насилии и подчинении, без равноправия и свободы он становится бессмысленным. Герою «самому жить хочется, любить хочется», и он находит решение семейной драмы во благо себе, Вере Павловне и Кирсанову.

«Новые люди» — Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов, Катя Полозова — изображены в романе как обычные люди, желающие для себя счастья. По-иному представлен «особенный человек» Рахметов, приносящий в жертву идеалу все свои желания и потребности и ведущий «самый суровый образ жизни». Рахметов, человек дворянского происхождения, идет вразрез с нормами морали и убеждений своей среды не в силу обстоятельств, а в силу убеждений. Этот альтруист отказывается от личной жизни и всевозможных благ, жертвуя свое состояние на нужды других.

В Рахметове заложен большой потенциал «новых людей», он обладает такими качествами, которые должны развиться и у остальных представителей нового мира. Он мотивирует свой образ жизни одной из своих фраз, которая характеризует человека, стремящегося ко всеобщему счастью и благосостоянию: «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, мы должны своей жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще...».

Также в романе достаточно широко развита идея женской эмансипации. Чернышевский пересматривает положение женщины в обществе: в новом мире должно быть полное равноправие. Женщина приобретает свободу в любви, браке, всячески укрепляет свои позиции в жизни. Жизнь женщины изображается совершенно противоположной тому положению, которое она занимала прежде.

Вера Павловна организует швейную мастерскую, женщины начинают трудиться, вести определенную общественную жизнь. Новая жизнь помогает молодым девушкам вырваться из замкнутого круга старого уклада: швейная мастерская Веры Павловны дает приют девушкам из публичных домов, Настя Крюкова выкупается из кабалы и поступает на работу. Мастерская — это не только способ решения нравственной проблемы, но и проблемы значимости одного человека в обществе и материального благосостояния каждого.

Идеал социальной жизни, который Чернышевский пытается отразить в своем романе, находит образное выражение в четвертом сне Веры Павловны, где воплощены утопические мечты об обществе будущего.

«Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других. Просвятимся — и обогатимся; будем счастливы — и будем братья и сестры, — это дело пойдет, — поживем, доживем...». Эта «бойкая и смелая» песенка зовет за собой всех строителей всеобщей счастливой жизни, увлекая чем-то далеким и неизведанным русский народ, вечных мучеников, желающих счастья и надеющихся на то, что когда-нибудь оно все же согреет своим теплом их грешные души. Но когда наступит это «когда-нибудь», не знает никто.

Следом за отменой крепостного права в 1861 г. в русском обществе начали зарождаться люди небывалой прежде формации. В Москву, Петербург и прочие большие города из разных уголков России, чтобы получить хорошее образование, приезжали дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников. Именно они и относились к таким людям. Именно они с удовольствием и радостью поглощали в университетских стенах не только познания, но и культуру, внося, в свой черед, в жизнь демократические обычаи своих маленьких провинциальных городков и очевидную неудовлетворенность старинным дворянским строем.

Им предназначено было дать начало новой эпохе развития русского общества. Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х годов XIX столетия, как раз в это время Тургенев и Чернышевский написали романы о "новых людях". Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной целью своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского мы читаем: "Из рассказов о новых людях".

Чернышевский "знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому".

Главные герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - являются представителями людей нового типа. Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это нормальные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое значение.

Выдвигая в качестве главных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет "особенным". Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать вполне удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

Герои романа - люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и "рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью".

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда, студенческий кружок Кирсанова - один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь формируется личность "особенного человека", революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, нужно, в первую очередь, иметь огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом. В становлении убеждений Рахметова решающее значение имел разговор с Кирсановым, во время которого "он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.". После него началось перерождение Рахметова в "особенного человека". О силе воздействия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у "новых людей" есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ "новой женщины". Вера Павловна, которую Лопухов "вывел" из "подвала мещанской жизни", - всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то время России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения. Автор осознавал, что описанные в его романе люди - это его мечта. Но мечта эта в то же время оказалась и пророчеством. "Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях".

Хорошо о "новых людях" и их значении в жизни остального человечества написал в своем собственном произведении сам писатель: "Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Без подобных людей немыслима жизнь, потому что она должна всегда изменяться, модифицируясь с течением времени. В настоящие дни также существует поле деятельности для новых людей, вносящих коренные изменения в жизнь. Роман Чернышевского "Что делать?" бесценный и злободневный в этом отношении и для теперешнего читателя, помогающий активизировать подъем в душе человека, тягу к борьбе за социальное благо. Проблема произведения будет вечно современной и нужной для формирования общества.

КЛАССИКА

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

“НОВЫЕ ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?”

Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже немало и быстро становится все больше.

Н. Г. Чернышевский

“Новые люди”, о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих люден формировался в борьбе со старым режимом, изжившим себя, но продолжавшим господствовать. Герои романа почти на каждом шагу сталкивались с трудностями и невзгодами старого порядка и преодолевали их. “Новые люди” в произведении – разночинцы. Они были решительны, имели цель в жизни, знали, что им следует делать, были объединены общими идеями и стремлениями. “Главное их стремление – чтобы народ был свободен, счастлив, жил в довольстве”. “Новые люди” верили в свой народ, видели его решительным, могучим, способным на борьбу. Но чтобы он добился своей цели, надо научить его, вдохновить и сплотить.

В разночинцах, которые являются героями романа Чернышевского, развито чувство собственного достоинства, гордость, способность постоять за себя. Автор пишет: “Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не уступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук. Это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже не приходит в голову вопрос, можно ли положиться на этого человека во всем, безусловно? Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна, смело кладите на нее свою голову…” Чернышевский смог показать их общие, типичные черты, но и особенности каждого из них.

Лопухов и Кирсанов всегда надеялись только на себя, вместе трудились во имя высокой цели – развивать и совершенствовать науку, бескорыстные, помогают тем, кому нужна помощь, кто достоин ее. Они не искали выгоды в лечении больных. Но Дмитрий Сергеевич – более спокойный, Александр Матвеевич – эмоциональная и артистическая натура.

Вере Павловне трудно жилось в собственном доме из-за постоянных притеснений и попреков матери, но она не сломилась под гнетом, не сдалась на милость старым порядкам. Эта

Героиня была сильной по натуре, с раннего возраста имела собственные взгляды на жизнь, ей всегда хотелось свободы и жизни безо лжи. Не в ее привычке было кривить душой перед людьми и, главное, перед самой собой. Она не могла строить свое счастье на несчастье других, не терпела, когда с ней обращались, как с вещью. Вера Павловна пыталась понять разумное устройство общества, поэтому создала швейную мастерскую со справедливыми порядками и условиями. Деньги ее не интересуют, ей хочется увидеть сам процесс. Делая хорошо для себя, делает хорошо и для других. Вера Павловна, создавая мастерскую, задается целью воспитать “новых людей”. Она считает, что хороших людей много, но им надо помочь, а они окажут помощь другим, “новых людей” станет больше. Вера Павловна – иной характер, чем Катерина Полозова.

Рахметов – особенный человек, из всех остальных он самый деятельный. Понимает, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть. Всевозможными средствами готовит себя к ней. Этот герой – “соль соли земли, двигатель двигателей”. Он отрекся от своих личных интересов ради одной цели.’ Обладает огромной энергией, выдержкой, ясностью мыслей и поведения. Как пишет Чернышевский: “Рахметов – натура кипучая, он был мастер вести дело, был великий психолог”.

“И Лопухов, и Кирсанов, и Вера Павловна, и Полозова, и Рахметов – люди сильных страстей, больших переживаний, богатого темперамента. Но в то же время они могут управлять своими чувствами, подчинять их поведение великим задачам общего дела”. “Новые люди” – люди высоких идеалов. Деятельность для них являлась осуществлением этих идеалов. Все “новые люди” жили по “теории разумного эгоизма”. Совершая поступки для себя и во имя себя, они также приносят пользу окружающим. По мнению Чернышевского, “новые люди” во всех ситуациях ведут себя одинаково: остаются людьми при любых обстоятельствах. “Новые люди” – не двуличны. Герои романа Чернышевского уважают любимого человека, делают все, чтобы ему жилось лучше, и относятся на равных друг к другу. Вот почему любовь у них чиста и благородна.

(No Ratings Yet)

  1. Чернышевский, заключенный в Петропавловскую крепость, ставший жертвой царского произвола, не пал духом. В крепости им был задуман и написан ряд книг, в том числе и знаменитый роман “Что делать?”, который...
  2. “Добрые и сильные” (По роману Н. Г. Чернышевского “Что делать?”) I. Значение подзаголовка романа – “Из рассказов о новых людях”. II. “Человеку можно быть добрым и счастливым…” – лейтмотив романа....
  3. Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” написан в 1863 г. Он стал настольной книгой молодых людей того времени. На нем воспитывалось не одно последующее поколение. Что делать? Как жить дальше?...
  4. Русский социалистический утопизм восходит к французскому Христианскому социализму, представителями которого были Шарль Фурье и Клод Анри Сен-Симон. Их цель состояла в том, чтобы создать всеобщее благополучие, причем реформу провести так,...
  5. Практически всех крупных русских писателей волновала судьба передового человека своего времени, Эта тема нашла свое отражение в романе Тургенева “Отцы и дети” и в романе Чернышевского “Что делать?”. Главные герои...
  6. В эпоху, когда жил и творил Чернышевский, изменился характер и тип русской интеллигенции, ибо изменился ее социальный состав. Если в 40-е годы она состояла в основном из дворян, то в...
  7. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО, НАПИСАННЫЕ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ Роман “Что делать?” замечателен правдивым воспроизведением общественного конфликта между людьми старого, отживающего мира и людьми новыми, из демократических кругов, сторонниками нового материалистического и...
  8. Богданов-Бельский выбрал интересную тему, которую раскрыл зрителю на своем полотне “Новые Хозяева”. Здесь изображена семья, которая сидит и пьет за столом чай. Обычная картина, только вот есть о чем задуматься,...
  9. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Ульрих Пленцдорф (Ulrich Plenzdorf) Новые страдания молодого В.(Die neuen Leiden des jungen W.) Повесть (1972) Начинается повесть с нескольких извещений-некрологов о смерти от разряда тока семнадцатилетнего Эдгара Вибо....
  10. КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов И. С. Смирнов Юань Мэй Новые записи Ци Се, или О чем не говорил Конфуций Новеллы (XVIII в.) ДВОРЕЦ НА КРАЮ ЗЕМЛИ Ли Чан-мин, военный чиновник,...
  11. НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) Выдающийся русский публицист, литературный критик, писатель, один из родоначальников народнического движения в России. Работал в прогрессивно-демократическом журнале “Современник”, был одним из его руководителей. В области литературной...
  12. Как вы думаете, что такое добро? А что такое зло? Вдоль всей своей истории человечество старается ответить на эти вечные вопросы. Давайте посудим вместе. Мне кажется, что добро в первую...
  13. План I. Тема добра и зла. II. Притча о добром самарянине: 1. Случай с иудеем. 2. Моральный выбор прохожих: А) убеждения священника; Б) равнодушие левита; В) помощь самарянина. 3. Равнодушие...
  14. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья...
  15. Что я люблю делать и почему? Я люблю помогать маме. Это, конечно, несовременно. Мои подружки любят танцевать и болтать по телефону. А мне нравится вместе с мамой хозяйничать на кухне...
  16. Правильно делать подарки – это настоящее искусство. В русском языке есть даже такое слово – “даритель”. Оно обозначало человека, который приносит что-то в дар, не требуя ничего взамен. Например, можем...
  17. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина...
  18. А. Я. ЯШИН СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА Мне с отчимом невесело жилось, Все ж он меня растил – И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его. Когда...
  19. Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы....
  20. Русская литература 2-й половины XIX века “Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди” (А. П. Чехов). Читая любимые строки русской поэзии. (По произведениям...
  21. Олицетворением всего русского, доброго и круглого называет в романе автор Платона Каратаева. Этот крестьянин, оторванный от своей привычной среды, – образец “естественного” человека, воплощение народной нравственности. Он живет в гармонии...
  22. Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” (1863-1869 гг.). Это ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы...
  23. Философско-историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности и...
  24. Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя...Россия в романе И. А. Гончарова “Обыкновенная история” И. А. Гончаров – писатель, который как никто другой понял и принял изменения, произошедшие с Россией, когда в ее размеренный патриархальный уклад стали просачиваться западные веяния. Он очень много путешествовал,...
  25. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени” 1. О композиции “Постепенное проникновение во внутренний мир героя. “Бэла”, заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в...
  26. Воспевание могучих Сил природы – одна из характерных черт творчества Толстого. Толстой краток изображая мир мертвых вещей, зато очень красочно и детально описывает природный мир, окружающий его героев. Глубокое проникновение...
  27. Главный персонаж романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – Один из противоречивых, но самых понравившихся читателям героев. Многие назвали его человеком современного поколения, реформатором. Так почему же...
“НОВЫЕ ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?”

"...Я хотел живописать обыкновенных

Порядочных людей нового поколения".
Чернышевский Н. Г.

После отмены крепостного права в 1861 г. в русском обществе стали появляться люди невиданной ранее формации. Это были дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников, которые приезжали в Москву и Петербург и другие крупные города из различных уголков России, чтобы получить образование. Они охотно впитывали в университетских городах не только знания, но и культуру, привнося, в свою очередь, в жизнь демократические традиции своих небольших провинциальных городков и явную неудовлетворенность старыми дворянскими порядками,

Им суждено было начать новую эпоху развития русского общества. Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х гг. XIX столетия, как раз в это пора Тургенев и Чернышевский написали романы о "новых людях". Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной поставленной задачей своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского мы читаем: "Из рассказов о новых людях".

Чернышевский "знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают товарищ друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому".

Главные герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - являются представителями людей нового типа Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это обыкновенные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое роль.

Выдвигая в качестве первостепенных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая аргументировать читателям, что они реально обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет-"особенным". Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое беда миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать совершенно удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

Герои романа - люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и "рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью".

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда Студенческий кружок Кирсанова - один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, тут формируется личность "особенного человека", революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, надобно, в первую очередь, обладать огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом.

В становлении убеждений Рахметова решающее роль имел разговор с Кирсановым, во пора которого "он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.". После него началось перерождение Рахметова в "особенного человека". О силе воздействия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у "новых людей" есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ "новой женщины". Вера Павловна, которую Лопухов "вывел" из "подвала мещанской жизни", - всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: решает стать врачом, чтобы приносить ещё большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся дело Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя ещё узок круг их единомышленников. Но как раз такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то пора России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения. Автор осознавал, что описанные в его романе люди - это его мечта. Но мечта эта в то же пора оказалась и пророчеством. "Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях".

Лучше всего о "новых людях" и о их роли в жизни других людей написал в своем романе сам Чернышевский: "Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Без таких людей невозможна жизнь, ведь она должна постоянно меняться, преображаться из года в год. В наши дни тоже есть место новым людям, которые вносят коренные перемены в жизнь. И в этом отношении роман Чернышевского "Что делать?" ценен и актуален для современного читателя. Он помогает начать подъем в душе человека, стремление к борьбе за общественное благо. Тема романа будет постоянно современна и необходима для развития общества.



Похожие статьи
 
Категории