О чём заставляет задуматься повесть "Собачье сердце" М.Булгакова. Сочинение

30.03.2019

О чем заставляет задуматься повесть "Собачье сердце"?

    Повесть Булгакова Собачье сердце о том, к чему приводят неразумные опыты над человеком.

    А ещ сколько раз читаю, столько раз и удивляюсь, как Михаила Булгакова не расстреляли за его высказывания в этом произведении. Взять хотя бы высказывание о разрухе.

    Что такое эта ваша разруха?..Это вот

    что: если я, вместо того, чтобы

    оперировать, каждый вечер начну у себя

    в квартире петь хором, у меня настанет

    разруха. Если я, ходя в уборную,

    начну, извините меня за выражение,

    мочиться мимо унитаза и то же самое

    будут делать Зина и Дарья Петровна, в

    уборной получится разруха.

    Следовательно, разруха не в клозетах,

    а в головах.

    Или о калошах, которые революционеры и стащили.

    У всех по-разному. Лично я, благодаря знакомству с Собачьим сердцем Булгакова, постоянно думаю о том, насколько велик процент милого пса Шарика в моем серрдце, и есть ли в нем что-то человеческое. Да и было ли оно, человеческое-то? Было ли от кого ему в моем сердце взяться?

    Произведение Собачье сердце Булгакова наполнено огромным смыслом. Через него автор передал свое отношение к тому, что происходит в стране, свое отношение к революции 1917 года.

    Новый политический режим пришел к власти через революцию. Она резко ворвалась в жизнь простого народа.

    Создание нового человека, которое произошло в произведении, перекликается с созданием нового слоя населения - пролетариата.

    Булгаков предупреждает, что наделение огромной властью необразованно народа - ни к чему хорошему не приведет. Подобно Шарикову, такие люди будет вести себя нагло, дерзко. Только эволюционной, постепенный процесс может сделать из необразованного народа достойных членов общества, но никак не революция, не операция - как в книге.

    Прежде всего в глобальном плане, эта повесть заставляет нас задуматься о том, что каким бы могучим не стал человек с помощью науки, он не может исправить то, что было сделано природой. А попытки насильственного исправления, влияния на природу приводят как правило к весьма плачевным результатам. Так и в этой повести профессор смог превратить собаку в человека, но сделать из собачьего сердца человеческое не сумел. Это конечно более чем абстракция, и возможно Булгаков не задумывал свою повесть так глубоко, чтобы показать конфликт человека и природы, каким мы его видим сейчас, но тем не менее эта тема ясно прозвучала в его произведении. С другой стороны эта повесть заставляет нас подумать о том, что же на самом деле такое человек. Ведь Булгаков ясно дал понять, что человек - это не просто тело с головой и умением выражать свои мысли. Человек это нечто большее, это существо которое способно не только совершать, но и отвечать за свои поступки. Существо, которое должно научиться жить в обществе и соблюдать этические законы принятые в этом обществе. То есть важно быть человеком не только снаружи, но и внутри. И еще эта повесть заставляет подумать о том, что такое душа и что душа дается нам богом, и никакие ухищрения науки не могут ее заменить.

1. Фантастические мотивы в повести Булгакова «Собачье сердце».
2. Реальная действительность в произведении.
3. Русская интеллигенция и пролетариат.
4. Мрачный юмор Булгакова.

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» заставляет нас задуматься о грандиозном событии в России начала XX века - Великой Октябрьской революции. То, как автор описывает современную ему действительность, заслуживает пристального внимания. Повесть Булгакова - это неприкрытая сатира. Однако юмор в произведении не самоцель. Писатель не ставит перед собой задачу только лишь развлечь читателя, его авторский замысел намного глубже. Сам сюжет повести можно с полным правом назвать фантастическим. Талантливый ученый Ф. Ф. Преображенский сделал уникальную операцию, которая превратила собаку в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова. За этим событием последовали очень сложные проблемы. Человек, который появился в результате эксперимента, оказался обладателем целого ряда весьма непривлекательных черт. Шариков туп, агрессивен, жесток. Его подлость и низость очевидны, ни к кому он не испытывает теплых чувств, он так же игнорирует любые правила и нормы.

Все события в повести разворачиваются на фоне глобальной социальной катаклизмы - революции. Происходит столкновение старого уклада жизни с новым. Жизнь самого ученого заставляет задуматься о том, как общество жило до революции. Сам образ жизни профессора, его привычки олицетворяют мирную и спокойную дореволюционную жизнь.

Немудрено, что профессор Преображенский не понимает и не принимает революции, ведь она ставит под угрозу весь уклад жизни, который был дорог и важен ему и многим другим людям. Образ профессора Преображенского близок самому автору. Можно с уверенностью сказать, что самому Булгакову близок его герой.

Профессор Преображенский весьма резко высказывается о пролетариате, не любит его. Русская интеллигенция, к которой принадлежит профессор, видит пролетариат опасностью, причем агрессивной и неуправляемой. Профессор Преображенский не скрывает своих убеждений, хотя это может повлечь для него серьезные проблемы. Правда, у ученого есть высокопоставленные защитники, ведь он светило с мировым именем, значит, может надеяться на сохранение своего статуса и неприкосновенности.

В повести показаны детали новой жизни. Мы видим отношение профессора ко всему, что творится вокруг. Ученый не скрывает своей неприязни: «Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении, не говорю. Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Так я говорю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить черед черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»

Детали быта, о которых мы узнаем благодаря метким суждениям русского интеллигента, говорят о многом. Революция лишила людей минимального комфорта. На самом деле революционеры ставили перед собой высокие цели, ради чего преобразовывали мир. Но чего стоят эти цели на самом деле, если в домах стало холодно, грязно, неуютно. Разве к этому нужно было стремиться? Разве голодный человек, живущий в неотапливаемом доме, может считать себя счастливым? Над Россией проводился глобальный и страшный по своей сути эксперимент. Его можно сравнить с операцией, которую профессор провел над бездомной собакой. Булгаков не случайно так много внимания уделяет бытовым деталям. Быт начинает восприниматься более глобально, философски. Символы дореволюционной жизни противопоставляются голоду и разрухе, которая стала неизбежным спутником перемен. Разрушение, страх, смерть, голод - вот то, что стало уделом России. Революция не принесла с собой ничего другого. В прошлое ушли натопленные дома, чистые и уютные квартиры, накрытые столы, безмятежность и спокойствие. Забывается русская культура, и во многом в этом виноваты большевики. Булгаков устами своего героя высказывает отношение ко всему, что творится в России. Он воспринимал перемены в обществе как величайшую трагедию, изменившую жизнь родной страны. Блестящая сатира писателя позволяет наиболее точно и метко подметить все, что творится вокруг: «Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом?», «...Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха», «... разруха не в клозетах, а в головах».

Юмор автора нам, современным читателям, кажется очень точным и метким определением всего, что творилось в те годы. Новые хозяева жизни не принесли стране ничего хорошего, напротив, смогли быстро разрушить все, что было ценного. Россия, которой «сделали операцию», предстает в повести страшной. В самом начале произведения мы смотрим на окружающий мир глазами бездомного пса. А он абсолютно честен, ведь ему нет смысла притворяться. И жестокая вьюга как нельзя лучше соответствует окружающей обстановке. Это настоящий апокалипсис, конец света. Ведь закончена мирная, нормальная жизнь. Страна стала другой и теперь уже она полностью утратила черты прежней России. Воровство стало нормой, законы направлены на соблюдение интересов Шариковых. У власти преступники.

Шариков и ему подобные стремятся «все отнять и поделить». На самом деле Булгаков ничего не преувеличивал. Он показал реальную жизнь советской России в первые годы после революции. Великое деяние - революция - по сути своей оказалось чудовищной «операцией», навсегда изменившей страну.

Сам профессор своей операцией над бездомной собакой создал ужасное чудовище, монстра, который стал опасен для общества и его творца. Большевики сделали то же самое над страной. И она стала опасной для всех, в том числе для тех, кто был сторонником революции.

На вопрос О чем заставляет задуматься повесть Булгакова "Собачье сердце"? заданный автором Ётёпа Кропинов лучший ответ это насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в России в 1917 г.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: О чем заставляет задуматься повесть Булгакова "Собачье сердце"?

Ответ от Sedlex [гуру]
О том, что краснопузые хуже псов.


Ответ от Просватать [гуру]
О том, что любое неестественное вмешательство в развитие человека, ход истории, жизнь природных ресурсов и т. д. - есть разрушение. О том, что иная собака умнее и добрее иного человека.


Ответ от Невроз [гуру]
Булгаков в своей книге показывает, что может произойти, когда происходит насильственное вмешательство в жизнь природы и общества. Из доброй ласковой собаки вдруг появилось агрессивное, злое, наглое существо, угрожая жизни окружающих. У Шарикова проявляются все отрицательные черты Клима Чугункина жулика, ьольшого любителя спиртного, бандита и драчуна. Хотя все отрицательные черты Шарикова налицо, он находит поддержку в лице Швондера, руководителя домкома, который берет опеку и шефство над Полиграфом Полиграфовичем. Швондер хоть и маленький начальник, но чувствует себя «большой шишкой» и ходит по дому в кожаной куртке, что было в то время признаком большого человека.
Книга «Собачье сердце» написана в сатирическом ключе, показывая пороки всего общества и отдельного человека, критикуя установленные порядки и нравы складывающегося строя. И власти понимали истинный смысл книги Булгакова, поэтому и отношения было соответствующими, мягко говоря, не совсем доброжелательными.
В книге «Собачье сердце» показан еще один важный нюанс, к чему привели революционные преобразования, насильственное свержение существующего строя и в результате гражданская война, когда отец на сына, брат на брата, гибель тысяч и тысяч русских людей. Мы воочию увидели, что происходит с государством, когда «кто был ничем, тот станет всем» и «государством может руководить даже кухарка» , мы увидели руководителей типа Швондера. К нашему несчастью такие «комиссары» в кожаных куртках встречаются и сейчас, им ничего не стоит обхамить человека, забюрократить любые хорошие начинания, засадить человека в тюрьму. И встречаются такие люди в любых отраслях: в экономике, в науке, в культуре и других областях деятельности человека.


Ответ от Косоглазие [гуру]
она несет народу мысль о том,
что благие побуждения ни к чему
хорошему не приводят. и лучше все
оставить как есть, пусть жизнь идет
своим чередом, как ей положено))


Ответ от Дмитрий Дикопольцев [активный]
она заставляет задуматься о том, что если человек - собака, то это навсегда.


Ответ от ЁЕРОЕ ИНКОГНИТО [гуру]
что собаки хороши лишь для шавермы и шашлыка


Ответ от [активный]
Из собаки никогда не получится человека а человек это прекрасно


на страницы 2

Творчество М. А. Булгакова - крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России первой половины нашего века.И наиболее откровенные взгляды М. А. Булгакова на судьбу своей страны выражены, по-моему, в повести “Собачье сердце”. В основе повести лежит великий эксперимент. Главный герой повести - профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. Больше того, действие повести происходит в канун Рождества, а профессор носит фамилию Преображенский. И эксперимент становится пародией на Рождество, антитворением. Но, увы, ученый осознает всю безнравственность насилия над естественным ходом жизни слишком поздно. Для создания нового человека ученый берет гипофиз “пролетария” - алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчетливое слово - “буржуи”. А потом - уличные выражения: “не толкайся!”, “подлец”, “слезай с подножки” и прочее. Возникает омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности.Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий, чувствует себя хозяином жизни; он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным существом абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему, примитивно и глупо: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что “в настоящее время каждый имеет свое право”. Конечно, не этот научный эксперимент сам по себе стремится изобразить в своей повести Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть основана прежде всего на аллегории. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности увидеть последствия своих действий, о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране. Все, что происходило вокруг, тоже воспринималось М. А. Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. Он видел, что в России тоже стремятся создать новый тип человека. Человека, который гордится своим невежеством, низким происхождением, но который получил от государства огромные права. Именно такой человек удобен для новой власти, потому что он положит в грязь тех, кто независим, умен, высок духом. М. А. Булгаков считает переустройство российской жизни вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными. Но отдают ли себе отчет те, кто задумал свой эксперимент, что он может ударить и по “экспериментаторам”, понимают ли они, что свершившаяся в России революция не явилась результатом естественного развития общества, а потому может привести к последствиям, которыми никто не сможет управлять? Именно эти вопросы, на мой взгляд, ставит в своем произведении М. А. Булгаков. В повести профессору Преображенскому удается вернуть все на свои места: Шариков снова становится обычной собакой. Удастся ли нам когда-нибудь исправить все те ошибки, результаты которых мы до сих пор испытываем на себе?

Булгаков в литературу пришел уже в годы советской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х гг. ХХ в.

Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести «Собачье сердце».

Вечная проблема лучших умов в России – взаимоотношения интеллигенции и народа. Какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа – над этим и заставил задуматься читателя автор рассказа в далекие 20-ые гг. ХХ века.

В рассказе элементы фантастики сочетаются с бытовым фоном. Профессор Преображенский – демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято хранит традиции студентов Московского университета: служить науке, помогать человеку и не навредить ему, дорожить жизнью любого человека – хорошего и плохого. Его помощник доктор Борменталь благовейно относится к своему учителю, восхищается его талантом, мастерством, человеческими качествами. Но в нем нет той выдержки, того святого служения идеям гуманизма, какие мы видим у Преображенского.

Борменталь способен разгневаться, возмутиться, даже применить силу, если это нужно для пользы дела. И вот эти два человека совершают невиданный в мировой науке эксперимент – пересаживают бродячему псу гипофиз человека.

Результат получился с научной точки зрения неожиданный и феноменальный, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным результатам.

Сформированное таким образом существо имеет облик своего человеческого донора – Клима Чугункина. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером – переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского – все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных – Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для него же стать начальником – значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки-секретарши.

Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю?

Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.

Так благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917-ом году.



Похожие статьи
 
Категории