Обсуждение стихотворения «Урок вежливости». Невежливый – вежливый

02.03.2019

Сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Страна Вежливости»

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
Воспитатель

Описание: Авторская сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
Назначение работы: Сказка приобщает детей к культуре общения и вызывает желание употреблять вежливые слова в повседневной жизни.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста нравственных и
морально- этических норм поведения
Задачи:
1. обогащение представлений о правилах и этике поведения;
2. формирование положительного эмоционального отношения к выполнению правил поведения;
3. использование проблемных ситуаций для закрепления усвоенных правил поведения;
4. использование реальных жизненных ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения.

В одном городе жила девочка Наташа, которая была очень не воспитана и груба. Девочке было 5 лет, и она часами напролет могла сидеть одна в своей комнате и играть в куклы.
Но однажды, когда девочка как обычно играла, она услышала тихую мелодию. Музыка была необыкновенна прекрасная и Наташа сразу же принялась искать, откуда же она звучит? Первым делом девочка заглянула под кровать, но там было темно и тихо, она заглянула в тумбочку, но там лежали колготки и носочки, потом она обратила внимание на книжную полку, на которой стояло большое количество разных книг. Наташа подошла поближе, и чудесная музыка стала звучать чуть громче. Испытывая чувство волнения и интереса, девочка поставила стульчик и встав на него заглянула на полку с разноцветными книгами. Книги были такие разные тонкие и толстые, высокие и низкие, но только одна книга привлекла внимание маленькой девочки. Это была маленькая, розовая книжечка, которая озарялась радужным свечением, именно оттуда доносилась тихая и такая сказочная мелодия. Наташа не удержалась и взяла книгу в руки, и хотя девочка знала буквы, но читать она ещё не умела. Ей захотелось посмотреть картинки, и она, не раздумывая, открыла первую страницу.
В один миг Наташа оказалась внутри сказочной страны. Перед её глазами блистал в своём великолепии сказочный замок.
- Ой, как я здесь оказалась? - подумала девочка.
- Интересно кто живёт в таком красивом замке?
Она направилась по дороге, вдоль которой цвели необыкновенно красивые цветы, над которыми порхали удивительные, разноцветные бабочки. Наташа вошла внутрь замка и увидела большой зал, который переливался всеми цветами радуги от солнечных лучей. На троне из драгоценных камней сидела красивая, молодая женщина, которая приветливо улыбалась маленькой гостье.

Здравствуй, Наташа! - сказала незнакомка.
- Кто Вы? Я Вас не знаю - с удивлением в голосе ответила девочка.
- Конечно, ты меня не знаешь. Все жители Земли знакомы со мной, а ты не желаешь, и слушать обо мне и моих детях - с грустью в голосе ответила женщина.
- Я Королева – Вежливости! И я приглашаю к себе в гости в нашу сказочную страну только тех мальчиков и девочек, которые никогда не произносят моих волшебных слов. Вот пришло твоё время Наташа, я хочу тебя познакомить с моими любимыми детьми» - произнесла женщина. Девочка повернула голову и увидела прекрасный сад, в котором играли дети, какие же, как она девочки и мальчики, но одежда у них была не обычная, а королевская. Королева протянула Наташе свою белоснежную руку, и они вместе вышли в дивный сад.
- Вот мои дети, знакомься Наташа. У каждого есть своё имя. Королева подвела Наташу так близко, что девочка смогла даже разглядеть цвет глаз у детей.
- Это мои сыновья, их у меня 6: принц Спасибо, принц Пожалуйста, принц Здравствуйте, принц Извините, принц Спокойной ночи и самый маленький принц Будьте добры.
- Это мои дочки их тоже 6: Принцесса До свидания, принцесса Позвольте, принцесса Благодарю, принцесса Простите, принцесса Доброе утро и самая юная принцесса Добрый день.
Наташа никогда раньше не думала, что с ней может произойти, что-то подобное. Дети Королевы очень понравились Наташе, и она даже хотела, с ними поиграть.
- Мои дети хоть и маленькие, но они большие труженики, они уже много лет ходят по миру, и помогают простым людям и в радостях и бедах - продолжала свой рассказ прекрасная Королева.
- Как это? - удивилась Наташа.
Королева Вежливости улыбнулась и протянула руку в сторону, где стояли её дети.
- А вот слушай. К примеру, мой сын принц Спасибо, с его помощью люди благодарят друг друга за какие-нибудь услуги, за помощь в делах.
Или вот например принц Здравствуйте, с его помочью люди приветствуют друг друга на улице, а приходя к гости первое, что произносят люди это имя моего сына. Ты Наташа успела обидеть каждого из моих детей. Ты ни разу не произнесла, ни одного вежливого слова. Посмотри как им грустно от этого.
Наташе стало стыдно.
- Понимаешь Наташа, в нашей волшебной стране время не властно над возрастом и хоть они выглядят как твои сверстники, но это далеко не так. Я и мои дети много лет служим людям верой и правдой, с нашей помощью людям проще договориться между собой, проще выйти из любого конфликта или сложной ситуации, с нашей помощью на Земле заканчивались войны и кровопролитные сражения. Умение правильно использовать вежливые слова является культурой поведения в обществе. Такими словами закончила свой рассказ Королева.
Наташа слушала Королеву очень внимательно. Но вдруг яркая бабочка взмахнула своими пестрыми крыльями, и грациозно села на огромные, старинные часы. Наташа хорошо знала цифры, но она ещё не понимала, сколько времени показывают часы?
- Это что настоящие часы? - спросила Наташа у Королевы.
Это часы - времени! Вот видишь, они стали идти совсем медленно и скоро могут совсем остановиться.
- Почему? – искренне удивилась девочка.
- А потому, что слишком много людей на Земле стали не воспитаны и грубы. Они забыли правила поведения и слова вежливости. И может так случится, что когда-нибудь часы - времени остановят свой ход, и мы навсегда исчезнем – с грустью в голосе произнесла Королева Вежливости.
Наташе стало жалко Королеву Вежливости и её очаровательных детей. И она даже хотела заплакать от обиды.
- А что нужно сделать, чтобы часы - времени стали ходить правильно, и никогда не останавливались? - с дрожащим от волнения голосом спросила девочка.
- Нужно просто быть вежливыми и воспитанными людьми. И умело пользоваться такими маленькими, но такими важными и нужными словами и Королева показала рукой на своих прекрасных детей. Как только 1 невоспитанный ребёнок на Земле исправится, и станет вежливым часы на один тик-так пойдут быстрее. Только в этом случае мы не исчезнем не из человеческой речи, не из сказочной страны.
- Ой, я всё поняла! - радостно воскликнула Наташа.
- Наверное, это я виновата, это я не говорила хороших, вежливых слов. Это из-за меня Вы чуть не погибли. Я бы хотела вернуться домой и всё исправить, но я не знаю, как мне вернуться к маме?
Наташа не успела договорить последнее слова, так теплый, лёгкий ветерок коснулся её щек, и где вдалеке заиграла такая знакомая и вместе с тем такая прекрасная мелодия. Радуга сверкнула яркими красками и исчезла без следа. Наташа протерла глаза, оглянулась. Она снова сидела на коврике в своей комнате, вокруг лежали её любимые куклы.
- Наверное, я заснула, и мне приснился удивительный сон? - подумала девочка.
Скрипнула дверь и на пороге появилась Наташина мама.
- Пойдём кушать дочка, супчик уже готов! - нежно и ласково произнесла она.
Наташа хотела, как обычно сказать: не хочу, не буду, я не голодная, отстань, я хочу играть. Но на этот раз девочка не спешила с ответом. А вдруг это была правда, а не сон и где то далеко в волшебной стране могут навсегда остановиться часы - времени? Что же тогда будет с доброй Королевой и её детками? Я же обещала всё исправить. Мама тем временем снова позвала Наташу обедать. Наташа повернулась, посмотрела на книжную полку, её щечки покрылись румянцем.
Девочка улыбнулась и сказала: «Хорошо мамочка. Спасибо. Я очень проголодалась. И с большим удовольствием съем суп».
И действительно на удивление мамы и бабушки Наташа съела весь суп и два кусочка хлеба. Когда тарелочка была уже пустой, Наташа сказала маме: «Благодарю тебя мамочка за такой вкусный обед».
Наташина мама от удивления открыла рот: «Так на здоровье милая!». Наташа поцеловала свою маму.
- Мама, а скажи, пожалуйста, что за розовая книжка хранится у меня в комнате на полочке?
- Это детская книга она называется: Уроки вежливости, а почему ты спросила Наташа? - ответила мама.
Девочка подошла к маме крепко обняла её на шею и сказала: «Мамочка эта книга волшебная. Прости, меня, пожалуйста, что я была такая не воспитанная девочка, теперь я буду каждый день всегда и всем говорить волшебные слова. Теперь-то я знаю, как они нужны и не обходимы!»
Наташе стало так легко и весело, она смотрела на книжную полку, на которой стояла маленькая, но такая важная книжечка. И хоть она знала все буквы, но ещё не умела читать, но она точно знала, как именно выглядит каждое вежливое слово.

Кто-то из великих сказал, что притча несет в себе урок, постигнув который, мы станем ближе к Богу.

Молодая семья купила себе дом за городом. Они много просмотрели вариантов, объездили почти все окрестности и вот, наконец, увидели то, о чем мечтали столько лет.

Переезд не занял много времени. Счастливые супруги наслаждались приятными заботами. А их было много. Надо было разобрать вещи, навести порядок, познакомится с соседями.

Первое утро в новом доме выдалось солнечным. Решили завтракать в саду. Пока молодая жена готовила завтрак, ее муж решил посмотреть сад. И вдруг он наткнулся на кучу мусора, высыпанную просто на клумбу. Мужчина нахмурился, у кого только ума хватило такое сделать.

— А ведь вчера этого не было, — подумал он.

И тут его взгляд привлекло какое-то движение сбоку. Он повернулся и увидел своего соседа, который с кривой ухмылкой заходил в свой дом. Догадка мелькнула в голове мужчины, но он мотнул головой:

— Да быть такого не может. Как то плохо я о людях, — он взял совок, веник и собрал мусор в ведро. Решил, что молодой супруге об этой неприятной истории знать не обязательно.

На следующее утро история повторилась. Мужчина так расстроился, что не сумел скрыть это даже от жены.

— Может, мы его чем-то обидели? Хотя чем, мы с ним еще даже не знакомы, — мужчина вяло ковырял вилкой в тарелке.

— Успокойся, — сказала жена, — вот сейчас немного разберемся и я схожу к соседям с ответным визитом. Все наладится, — женщина ласково обняла мужа. Людям иногда очень нужны уроки вежливости.

Время близилось к обеду. Молодая супруга взяла самое большое ведро, имеющееся в доме, и насобирала в саду самых больших и красивых яблок. Яблоки вымыла, сложила в ведро. Потом срезала несколько роз и с этими дарами пошла к соседу.

Сосед открыл дверь сразу же, женщина даже не успела постучать.

— Добрый день, — сказала молодая женщина, — мы ваши соседи.

У мужчины лихорадочно забегали глаза.

— Это вот вам, — женщина поставила ведро перед соседом, — и это тоже вам.

Она протянула ему розы. Сосед подозрительно уставился на букет.

— Вы понимаете, какое дело. Мы тут уже второй день, а вот познакомится руки дошли только сегодня. А у нас принято всегда с добрыми людьми делиться тем, чем сам богат. Так что это вашему дому от нашего. До свидания.

И она пошла к калитке. Сосед смотрел ей вслед. Краска стыда медленно заливала его лицо. Урок был усвоен.

Вам понравилась притча ? Если вам не нравится ответ молодой женщины, вы вправе найти собственный.

Цели и задачи

— формировать представления о нравственных качествах, культуре поведения.

Оборудование

Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа

Инсценирование отрывков из сказки «Гуси- лебеди».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель . Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей.)

Тогда мы с вами сейчас отправимся в волшебную страну Вежливость.

Но смогут отправиться в эту страну только те дети, которые знают вежливые слова.

Игра «Вежливые слова»

Учитель . Кто желает отправиться в путешествие, тот «кладет» в волшебный кузовок вежливое слово. (Дети по очереди называют вежливые слова.) Итак, все слова собраны, пора в путь.

Дети поют песню «Вместе весело шагать».

Учитель . Как вы думаете, кто живет в этой сказочной стране? В ней живут вежи. Кто такие вежи? Правильно, это существа, которые знают правила вежливости. Но на страну Вежливость очень часто нападают другие сказочные герои — это невежи. Они хотят завоевать эту страну и превратить всех в невеж.

Конкурс рисунков «Сказочный герой»

Учитель . Давайте нарисуем их портреты. Одни дети рисуют сказочного героя вежу, а другие — невежу. А вы себя считаете вежей или невежей? Почему? (Дети рассуждают.)

На стенде вывешиваются иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».

Вот мы и в городке. Давайте пройдемся по улице сказок.

Что это за сказка нас встречает? (Сказка «Гуси- лебеди».)

Инсценирование отрывков из сказки

Учитель. Давайте разыграем разговоры девочки с яблонькой, печкой и речкой.

Девочка . Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Яблонька . Съешь моего лесного яблочка, скажу.

Девочка . У моего батюшки и садовые не едятся.

Девочка . Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Печка. Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

Девочка . У моего батюшки и пшеничные пирожки не едятся.

Девочка. Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Речка . Попей моего киселька, скажу.

Девочка . У моего батюшки и сливочки-то не едятся.

Учитель . Измените разговор девочки так, чтобы сказочные герои ей помогли.

Вопросы для обсуждения:

— Почему яблонька, печка и речка помогли девочке?

— Как вы думаете, лучше быть вежей или невежей? Почему?

А вот и Вежливый сад. Давайте пройдемся по Вежливому саду.

Игровая ситуация «Вежливый сад»

Педагог рассказывает о поведении детей на различных примерах. Если поведение вежливое, то дети поднимают руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни); если поведение невежливое, то дети опускают руки вниз (дерево огорчается, ветки опущены вниз, стыдно).

Это могут быть такие ситуации:

— поздороваться при встрече;

— на прощанье буркнуть под нос «ну, пока!»;

— наступить на ногу товарищу и не извиниться;

— специально толкнуть товарища;

— уступить место в автобусе пожилому человеку;

— жаловаться на всех подряд.

Обсуждение стихотворения «Урок вежливости»

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

— В гостях, медведь,

Нельзя реветь!

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех... —

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу.

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.

С. Маршак

Вопросы для обсуждения:

— Стал ли медведь воспитанным? Почему, как вы думаете?

— Можно ли научиться вежливости?

— Какого человека можно назвать вежливым?

Чтение стихотворения «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы —

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы — то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой —

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Был вежлив этот мальчик.

И право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

«Спасибо!» — говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

С. Маршак

Подведение итогов

Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что вежливости можно и нужно учиться. Умение вести себя в обществе, контролировать свои поступки, оценивать себя и окружающих необходимо в повседневной жизни и позволяет стать полноценным членом общества.

В одном королевстве жил-был король со своей королевой, и было у них две дочки, две маленьких принцессы, Ника и Лика. Внешне принцессы были очень похожи одна на другую: розовые щёчки, светлые кудряшки, но вот по характеру они были совершенно разными.

Ника была очень вежливой, со всеми всегда здоровалась, говорила «спасибо», «пожалуйста», «извините». И всё всегда с улыбкой.

Лика же наоборот совсем не знала вежливых слов. Вместо того, чтобы говорить «пожалуйста» она топала ножкой и требовала: «Принесите да подайте!». Казалось, что про «спасибо» она вообще никогда не слышала. Да и грубила всем подряд направо и налево.

Мама-королева качала головой и говорила:

— И что же это такое произошло? Почему наши дочки такие разные? Вроде, воспитываем мы их одинаково.

Но никто из придворных мудрецов не мог дать ей ответа на этот вопрос.

Один раз отправились принцессы Ника и Лика в близлежащий лес на прогулку. Погода стояла чудесная, птички щебетали, бабочки порхали над цветами! Лика ушла вперёд, а Ника задержалась посмотреть на пчёлок, собирающих мёд. Вышла Лика на полянку и увидела, что посреди неё лежит, отдыхает огромный Дракон.

— Ну-ка отойди! Мне пройти надо! – грубым голосом сказала принцесса Дракону.

— А что, волшебного слова ты не знаешь? – спросил её Дракон.

— Какого-такого волшебного слова?! Ты что, не слышал, что я тебе сказала отойти, — ответила Лика.

— Ну и грубиянка, — ответил Дракон, но подвинулся, чтобы дать принцессе пройти.

Лика прошла поляну, а потом, повернувшись к нему, произнесла:

— Развалился здесь, и ещё каких-то волшебных слов требует! Противный дракон!

Тут Дракон не выдержал и поднялся на лапы. Его голова нависла над принцессой.

— Это что ещё за невежливая девчонка?! Вместо того, чтобы мне спасибо сказать, она ещё и обзывается! Вот я сейчас тебя съем! Терпеть не могу таких невоспитанных! – заревел он и разинул пасть.

Принцесса Лика сильно испугалась, что Дракон сейчас, и правда, съест её. Тут вдруг за спиной у Дракона раздался приятный тоненький голосок принцессы Ники:

— Здравствуйте! Не ешьте, пожалуйста, мою сестру. Извините её.

— Это твоя сестра? – удивился Дракон. – Как же так получилась, что ты такая воспитанная девочка, а она грубиянка?

— Не знаю, — пожала плечами Ника, — никто в нашем королевстве этого понять не может.

Хм…, — почесал Дракон затылок своей задней лапой. – Мне кажется, что я понял, в чём дело. Такое было с одним из моих двоюродных братьев. Когда он учился разговаривать, то случайно потерял вежливые слова и был ужасно грубым, пока ему не помогла одна Добрая Фея.

— Может быть, Вы знаете, где живёт эта Фея? – спросила Ника.

— Да, совсем недалеко! За лесом! – кивнул Дракон. – Взбирайтесь ко мне на спину. Я вас живо домчу до этой Доброй Феи.

Принцессы забрались на спину Дракона, и он, взмахнув крыльями, поднялся в небо. Принцесса Лика пыталась даже рта не открывать. Дело было не только в том, что Дракон напугал её, но и в том, что ей самой надоело быть такой грубой и невоспитанной. Даже если она и хотела сказать что-то красивое, то когда она начинала говорить, у неё получались сплошные грубости. Она очень надеялась, что Дракон оказался прав и Добрая Фея сможет ей помочь.

Добрая Фея, действительно, оказалась очень доброй. Она выслушала Дракона и Нику и с радостью согласилась помочь бедняжке Лике. Фея принесла свою толстую волшебную книгу, нашла в ней нужное заклинание и произнесла его, взмахнув волшебной палочкой.

— Спасибо, — вымолвила Лика тот час же.

— Получилось! Получилось! – обрадовались все.

— Никто не поможет понять, почему вежливые слова иногда теряются, — объяснила Добрая Фея. – Хорошо, что есть специальное заклинание, которое помогает их вернуть.

— Я так рада, я так рада! Спасибо всем, друзья! Я больше никогда не буду грубить и буду доброй и воспитанной принцессой, – пообещала Лика.

Так и произошло. Лика стала такой же воспитанной и вежливой, как и её сестра Ника. А с Драконом они с тех пор большие друзья, и он часто прилетает на чай с пирожными во дворец к принцессам.

Цель занятия: привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

  • Развитие навыков культурного поведения в общественных местах.
  • Формирование положительных моральных качеств.
  • Формирование умения давать само- и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Формировать умение прислушиваться к мнению товарищей и сообща принимать решения.

Ход занятия

Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах важных,
Дорогих, отважных.
Добрых, замечательных,
Скромных и влиятельных.

У вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.

1 группа

Слон муравью уступает дорогу;
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу.

2 группа

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
Вы орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: - Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я,-
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

3 группа

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перечислите их. Как можно назвать эти слова?

Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть.
Вы уже догадались, о чём мы будем говорить на нашем занятии?

Сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах, о вежливости, о доброте. Это культура поведения в которой заключается уважение к людям.

Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по-настоящему хорошими, культурными людьми, добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства.

Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей лучше, понятней.

2. Итак, отправляемся в страну Вежливости.

И встречает нас удивительная «Коробка ощущений». (С одной стороны в коробке - мягкий пушистый предмет, с другой – колкий)

Ребята, что лежит в этой коробке.

Как можно узнать?

Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения?

Мягкий, как что? (Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)

  • Что ты почувствовал, когда его гладил?
  • А у кого возникли другие ощущения?
  • Что же ты почувствовал?

Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Народная мудрость гласит «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». Как вы понимаете эту пословицу?

3. А теперь проверим, знаете ли вы правила культурного поведения.

Ребята представят несколько ситуаций. Будьте внимательны.

Инсценировки.

1. Представьте себе, что вы едете в автобусе! Все места заняты.

Остановка (входят девочка и “старушка” в очках с палочкой). Ребята, как следует поступить? (Дети уступают место вошедшим.)

2. Одна девочка жаловалась возмущённо маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовёт меня Танька”. – “А ты как его зовёшь?” - спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” - ответила Таня.

Права ли Таня? Как думаете, ребята? (Нет.)

Что ответила мама?

4. (Несколько школьников прогуливаются по сцене, изображая прохожих)

Выходит Коля. Он радостно и громко обращается к товарищу.

К. Мишка, здорово!

М. Привет.

К. Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил да, а Витька говорит нет.

(Прохожие пробираются мимо, остановившихся посреди дороги ребят, обходя их. Приятели явно им мешают.) (Отходят, продолжая разговор, теперь прохожие идут свободно по тротуару.)

На сцену входят четыре подружки. Они идут, взявшись под руки, весело разговаривают, громко смеются, опять тротуар занят. Снова приходится обходить ребят.

- Какие ошибки вы заметили в поведении ребят?

Вывод : Если ты идёшь с товарищами, не занимай весь тротуар. Встретил товарища и остановился поговорить с ним – отойди в сторону. Обращаться друг к другу надо вежливо. Разговаривать тихо, спокойно.

5. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)

6. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, - закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” - удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и свёрток, а теперь осталось 4 предмета”, - объяснил мальчик.

“Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил”.

Что должен был сделать мальчик?

7. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?” Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие? Ваше мнение.

(Спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?” Не “часов”, а “который час?” После ответа надо сказать: “Спасибо!” Не кричать)

8. Группа ребят во дворе (одни играют в мяч, другие прыгают через скакалку, третьи в классики).

Зоя не знает как пройти ей по необходимому адресу, обращается к играющим в мяч: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы»
Ребята в разнобой:

Налево! Сначала через мост, потом направо. Да нет же! Не надо через мост. Около трамвайной остановки.

Зоя огорченно и недоуменно пожав плечами уходит.

Каждый из вас знает по собственному опыту, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково.

А как быть, если не знаешь адреса? Или трудно объяснить .

Вывод: Всегда приходи на помощь тем, кто в этом нуждается.

9. Инсценировка стихотворения (герои: чтец и “неряха”):

Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Слез ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, неприятно –
Что он делал?
Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?

Ребята, как можно назвать такого ученика? (Ответы детей).

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения В. Лившица “Неряха”.

А теперь ваши одноклассники напомнят вам о том, какую одежду надо носить в школе и на занятия физкультурой.

4. Подготовленные дети под музыку демонстрируют школьную и спортивную одежду.

5. Но не только одежда красит человека, но и его…(поступки).

Рассмотрите картинки «Случаи из школьной жизни». Обсудите с соседом, кто из ребят поступает правильно, а кто – нет. Поставьте в кружочках галочки красного и зеленого цвета.

Опишите ситуации, в которых ребята допустили ошибки и сформулируйте правило правильного поведения.

6. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо встать и хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите и не вставайте.

Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?

У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

7. Как хорошо, что вы желаете быть вежливыми! Ведь волшебные слова выручают нас, когда мы общаемся и с друзьями, и с незнакомыми людьми. Как важно уметь подобрать правильные слова!

Закончи фразу, походящими по смыслу словами .

8. Дома вы оформляли карточки со словами, которые должен знать воспитанный человек. Давайте составим « Словарь вежливых слов»!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо ).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день ).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте ).

Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста )

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания )

(Дети на доску вывешивают вежливые слова, написанные и оформленные дома. Там же заголовок «Ежели вы вежливы…»)

Есть еще много добрых слов. Давайте дополним ими наш словарь. Не забывайте использовать их в своей речи.

9. И в заключение наши ребята прочтут стихи С.Я.МАРШАКА «ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ»

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.

Ежели вы вежливы
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой и с бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,-
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.

10. Наше занятие подходит к концу. Спасибо всем за выступление.

Скажите, пожалуйста, звучали ли сегодня для вас совершенно новые правила поведения в общественных местах? Какие?

Как вы считаете, важны ли эти правила в нашей жизни? Зачем они нужны? А что значит быть культурным человеком?

Понравилось вам наше сегодняшнее мероприятие? И чем именно?

Спасибо за внимание!!! Хорошего дня и будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах поведения в общественных местах.

Использованная литература.

  • Сценарии школьных праздников: Методическое пособие / Н.Б. Троицкая, Г. А. Королева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  • Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Оборудование.

  • магнитофон;
  • аудиозаписи песни “Доброта”,музыкальные фрагменты для показа моделей одежды;
  • таблички с вежливыми словами;
  • костюмы “неряхи”, “старушки”;


Похожие статьи
 
Категории