Осоргин пенсне каким представляется рассказчик. Михаил Андреевич Осоргин «Пенсне

20.03.2019

" Пенсне "

Отрицать, что чайник, этот добродушный комик,- живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живет жизнью менее индивидуальной и заметной.

Но особенно меня всегда занимала одна любопытная черточка в жизни вещей - не всех, а некоторых. Это - страсть к путешествиям. Таковы: коробка спичек, карандаш, мундштук, гребенка, шейная запонка, еще некоторые. Много лет внимательно и любовно изучая их жизнь, я сначала предположил, а впоследствии убедился, это эти вещи время от времени уходят гулять - на минуту, на час, иногда на очень долгий срок. Есть случаи исторические (семисвечник, голубой бриллиант, исторический труд Тита Ливия и пр.), но в таких исчезновениях отчасти замешана человеческая воля, случай, злой умысел; на примере мелких вещиц легче установить полнейшую самостоятельность поступков.

Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и сам так думал, и, не приди мне в голову понаблюдать жизнь вещей без предвзятого представления об их пассивности и "неодушевленности",- я бы и посейчас думал так элементарно.

Все читающие в постели знают, с какой настойчивостью "теряется" в складках одеяла карандаш, разрезной ножик, коробка спичек. Привычным жестом вы кладете на одеяло карандаш. Через минуту - карандаша нет. Вы шарите, ищите, злитесь: нет и нет. Откидываете простыни, смотрите под подушкой, на коврике, на столике: нет нигде. Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под постель, находите там спички, запонку, открытое письмо - но карандаша нет. Ежась от холода, вы плететесь к столу, берете другой карандаш (обычно он оказывается неочиненным), чините его, возвращаетесь. Подоткнув под себя одеяло, чтобы согреться, вы наконец берете книжку, отложенную потому, что нечем было отчеркнуть нужное место. Раскрываете книжку - карандаш в ней.

Ответ: 1) рассказ
Вы сегодня научитесь анализировать юмористический и фантастический рассказ («Пенсне»), который был написан удивительным писателем М.А. Осоргиным, также познакомитесь с его биографией.
В рассказе «Пенсне» Вам необходимо будет найти примеры изобразительных средств: метафор, эпитетов, олицетворений и другие – все то, что поможет вообразить ситуацию, о которой узнаете из предложенного текста.
Научитесь понимать иносказание и метафоры в юмористических произведениях, выносить нравственные уроки из текста
Основное содержание урока
Михаил Осоргин (7 (19) октября 1878 - 27 ноября 1942) - русский писатель, журналист, эссеист, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, основатель нескольких русских масонских лож во Франции.
Он родился в Перми в необычной семье потомственных столбовых дворян. Учился в Пермской классической гимназии. В 1897 году поступает на юридический факультет Московского университета, обучение в котором закончил в 1902 году, получив звание помощника присяжного поверенного.
Осоргин – это псевдоним.
Ильин –настоящая фамилия.
Мировую известность принес Осоргину роман «Сивцев Вражек».
Осоргин был приговорён к 3 годам ссылки в Томскую область, но чудом оказался на свободе, скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, в приюте русских эмигрантов.
«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно,» - пояснял Лев Троцкий.
М. Осоргин жил и умер за рубежом, долгие годы оставаясь неизвестным нашему читателю.
В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак.
Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли:
страстная любовь к природе и привязанность к необычному и фантастическому миру незаметных вещей.
Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”.
Главное достоинство осоргинской прозы - блестящий слог тонкого стилиста.
В рассказе «Пенсне» у героев-вещей своя «необычная» и удивительная «жизнь».
Сам Михаила Осоргина в начале своего рассказа задает вопрос: “Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?”.
Вещам присущи человеческие качества, они же также наделены своеобразным чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”.
…у некоторых вещей “страсть к путешествиям”. Мало того, вещи имеют свой социальный статус и даже политические убеждения: “демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка”.
«Часы шагают, хворают, кашляют»
реализация метафоры «часы идут»; (Часы тогда были только механические, в большом механизме – особенно если настенные - могла громко щёлкать секундная стрелка («шагают»)
«Печка мыслит»
Печка топилась дровами и была большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров).
«Запечатанное письмо подмигивает и рисуется»
Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»);
открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.
«Раздвинутые ножницы кричат»
Если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать».
«Кресло сидит»
Рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем.
Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди.
«Книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»,
когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома.
Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:
«шляпа передразнивает своего владельца»,
«лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»
Образ чайника
«Чайник – «добродушный комик»,
- «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость».
Выразительные эпитеты, которые служат одушевлению предметов помогают создать образы.
Какая история произошла с пенсне? Оно потерялось (отправилось в путешествие).
Эпитеты служат одушевлению пенсне.: “кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”.
В рассказе многие вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.
Создается впечатление, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от автора, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем.
Автор использует синтаксические конструкции: многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю.
Грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени
В заключении хочется отметить, что все предметы, описанные Осоргиным, реальны. Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
Весь рассказ «Пенсне» наполнен безудержной фантазией автора и пронизан чувством юмора.
Ключевые слова: рассказ, фантастика, художественная деталь, олицетворение, метафора, эпитет.
Основные понятия:
Рассказ - художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
Фантастика - это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором.
Реальность - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.
Деталь - значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
Олицетворение является перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой, вид метафоры, где неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета.
Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет - в поэтике: определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности..
Разбор типового тренировочного задания
Как называется значимая подробность в тексте литературного произведения: «Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под постель, находите там спички, запонку, открытое письмо – но карандаша нет»?
1) Метафора
2) эпитет
3) деталь
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте задание, вспомните, что такое метафора, эпитет, деталь;
2) найдите в данном примере выразительное средство, которое может подойти, как пример, к тому или иному понятию;
3) напишите верный ответ.
Вспомните понятия:
1.Метафора- оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.
2.Эпитет – это определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
3. Деталь - значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
В толковании, которое дается в задании, подходит такое изобразительное средство, как деталь.

Разбор типового контрольного задания
Укажите название художественного приёма: «Я слеп, слепы знакомые, слепа прислуга».
1. сравнение
2. перифраз
3. повтор

Алгоритм выполнения задания:

1. прочитайте задание, вспомните определение понятий, которые даются в вариантах ответов;
2. какое изобразительное средство встречается в выражении: «Я слеп, слепы знакомые, слепа прислуга»;
3. напишите правильный ответ.

В выражении: «Я слеп, слепы знакомые, слепа прислуга» встречается
1.сравнение (слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому)- это неверный ответ.
2.перифраз (непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей) - это неверный ответ.
3.повтор (стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции).- это верный ответ.

25.01.2013 27940 1464

Урок 58 внеклассное чтение. М. А. Осоргин «пенсне». и. с. шмелев «как я стал писателем». писатели улыбаются

Цели урока: подчеркнуть общую проблематику рассказов; учить выступать перед одноклассниками, делать выводы по своей теме; закрепить понятия «метафора», «олицетворение».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни – в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. «Наше поколение, – говорил Осоргин, – находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои – прототипов. Ведет же повествование почти всегда рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления.

Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя – Ильин. Один из самых древних русских дворянских родов.

Он родился и вырос в Перми, «в глубокой провинции, в деревянном доме, окруженном несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права», где «голубая кровь отцов окислилась... независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов». Уральские просторы, берега Камы, пермские леса... Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведенные здесь, – лучшими университетами. «Все, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг, – все это было раньше вышито зеленой гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие («его выдвинуло утро и очаровало... ниоткудностью»): «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».

2. Творческая «защита» I группы .

«Осоргин – «служитель правды и справедливости».

(Устный журнал: каждый ученик, перелистывая свою страницу, рассказывает.)

1-й ученик .«На пороге».

В 1897 г. Михаил Ильин поступил на юридический факультет Московского университета. Из дома он захватил только «узел», в который «завернул» свои детские впечатления – все, что он вычитал в великой книге Природы. Но студенческие годы его выпали на то время, когда по всей России не было такой обители, где не жили бы «люди, желающие пересоздать мир и во имя этого готовые на всякую жертву». «Молодые женщины, которым как раз время весело жить и молодо любить, надевали посконное платье и шли по деревням изучать народ». Да и «все недурные люди» были прежде всего служителями «правды и справедливости». Как тут остаться в стороне? В 1899 г. за участие в студенческих волнениях Михаила Ильина высылают в Пермь под негласный надзор полиции. Опала оказалась недолгой. Через год он восстанавливается в университете, в 1902 г. оканчивает его и начинает заниматься адвокатской практикой. Он не берет денег с бедных. И вообще рассматривает свою деятельность как защиту «прав трудового народа».

2-й ученик . «Служитель правды и справедливости».

Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» – литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Он говорит своим, ни на кого не похожим голосом: о самых серьезных вещах он рассуждает с иронией, никогда не выступает бесстрастным летописцем, не скрывает своей позиции.

Очень скоро в адвокатской конторе «стали спать по ночам подозрительные люди, бежавшие с политической каторги, на машинке отстукиваться тексты пылких и буйных прокламаций».

В 1904 г. Михаил Андреевич вступает в партию социал-революционеров. Однако революционером он был недолго, и никогда – особенно активным (по его собственным словам, «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом... по полной неспособности к руководящим ролям»).

Но полиция, очевидно, не считала его «пешкой». Во всяком случае, в декабре 1905 г. Михаил Андреевич был арестован. Приговор – три года ссылки в Нарымский край Томской губернии. По счастью, удалось обмануть правосудие: Осоргина выпустили на время из тюрьмы – под залог, и назад он не вернулся.

Поначалу он скрывается в деревне под Москвой, где занимается в основном рыбной ловлей, в город старается не ездить, и не только потому, что это может плохо кончиться. «Не столько плохи дела, как плохи люди... Дошло до того, что трудно отличить революционера от хулигана».

Оставаться близ Москвы становится опасно, и Михаил Андреевич перебирается в Финляндию. Из писем оттуда видно, что уезжать еще дальше ему очень не хочется: «За границу поеду лишь в крайности». И все же такая «крайность» наступила, и довольно скоро. Поздней осенью 1906 г. недавний узник Таганской тюрьмы оказывается в Италии, на вилле «Мария» – в приюте многих русских политических эмигрантов.

3-й ученик . «В Италии».

«Узелок», с которым пермский гимназист Михаил Ильин шагнул из родного дома в большую жизнь, «не нашли и не отняли даже при обысках». Здесь, в Италии, он вышел из партии, так как партийные дела волновали его все меньше и меньше. Все больше и больше он погружается в литературные занятия. С 1908 г. Осоргин – постоянный автор, а вскоре и корреспондент «Русских ведомостей» в Италии: за 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина. В 1913 г. вышла его книга «Очерки современной Италии», страны, которую автор впоследствии называл «Романом своей молодости». В эти же годы в журнале «Русский вестник» печатаются рассказы Осоргина, герои которых – эмигранты, о них Михаил Андреевич будет писать всю жизнь:

«Эмигранты, это – такие оригиналы, которые живут не там, где им душой хочется, а там, где их сердцу тяжело. Я им симпатизирую, – вы можете считать их врагами... Сентиментальных гражданских слез «о пасынках России» я лить также не стану; им это будет обидно...

Настоящий эмигрант отличается от всех прочих сородичей тем, что он в своих исканиях заранее лишен надежды найти, так как ищет вне земли обетованной».

4-й ученик .«Дым Отечества».

В 1916 г., так и не добившись официального разрешения, М. А. Осоргин на свой страх и риск возвратился на родину.

– Вас же сошлют в Нарым.

– Чем Нарым чуже Рима? А может быть, и не сошлют.

Не сослали – подоспела Февральская революция 1917 г. Поначалу он принял ее восторженно, активно включаясь в борьбу «не во имя будущего, а лишь по невозможности мириться с настоящим».

С первых же дней Октябрьского переворота 1917 г. Осоргин призывает не подчиняться самозванному правительству, неустанно разъясняет массам «бандитский характер власти», разоблачает лживые лозунги. Призывая ко всеобщей политической забастовке, понимает: поражение неизбежно. Он очень любит Россию, но хорошо знает ее: она вечно «позволяет кататься на своей вые каждому любителю верховой езды. Иногда, встав на дыбы, она опрокидывает всадника – и сейчас же позволяет взнуздать себя другому».

1921 г. Голод в Поволжье. Осоргин – главный редактор газеты «Помощь», органа Комитета помощи голодающим. В голодающие губернии пошли составы с продовольствием. Престиж вождей оказался под угрозой. От иностранной помощи пришлось отказаться... В результате в Поволжье погибли 5 млн человек, но политическое положение было спасено. Осоргин вместе с другими членами Комитета оказался на Лубянке. Был намечен к «ликвидации», но благодаря вмешательству верховного комиссара Лиги Наций Ф. Нансена смертную казнь заменили ссылкой. Формально на три года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда».

5-й ученик . Защитник «незначительного».

В чем смысл и цель бытия, тайна Природы, назначение человека? Осоргина ответы религии на эти вопросы не устраивали. Он не хотел быть рабом – ни царским, ни Божьим.

Еще в 1914 г., в Италии, он вступил в масонскую ложу, полагая, что целью масонства является свободное познание тайны Природы.

Во время второй парижской эмиграции Осоргин – один из самых активных и влиятельных русских масонов. Однако с началом Второй мировой войны писатель вынужден покинуть Париж – фашисты преследовали масонов. Он поселился в местечке Шабри, в неоккупированной зоне. Отсюда, подвергая себя большой опасности, посылал корреспонденции в Америку, в газету «Русское слово».

Мечта о возвращении на родину так и осталась с ним до конца его дней. Философ Джордж Гурвич писал в некрологе: «Осоргин был не только крупнейшим писателем. Он был замечательным человеком... последним рыцарем духовного ордена русской интеллигенции».

3. Беседа по вопросам к рассказу Осоргина «Пенсне».

– Какова тема и идея рассказа Осоргина «Пенсне»? Кто становится в произведении главным героем?

– Какие замечания писателя о жизни вещей, нас окружающих, вам показались правдивыми?

– В рассказе Осоргина пенсне имеет физиономию, кристальную душу . Как называется используемый автором данный прием художественной выразительности? Дайте определение. (Олицетворение – это... (учебник, с. 114) ; метафора – это... .)

– Как показана в рассказе Осоргина «Пенсне» ироничность описания пропавшего предмета?

– Обратимся к отрывку из рассказа Осоргина: от слов «Часы шагают, хворают, кашляют...» до «... суетливая сплетница – почтовая марка» (с. 109–110, учебник).

4. Чтение мини-этюдов (1–2) о вещах, которые находятся в комнате, с использованием олицетворения, метафор (индивидуальное домашнее задание I творческой группы).

5. Творческая «защита» II группы учащихся.

Слово учителя об И. С. Шмелеве.

Даром воображения Иван Сергеевич Шмелев был наделен в полной мере. В детстве, когда читал басню про лису и виноград, видел: яркий солнечный день, лисьи глаза горят, язык вывалился, по нему бежит слюна... И самые обыденные предметы тоже оживали в его глазах.

«Живая была метла – бегала по двору за пылью, мерзла в снегу и даже плакала. И половая щетка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу – «наказана». Я утешал ее, гладил ее волосики...» Он говорил и с людьми, и с игрушками, и с тою же метлой или половой щеткой.

1-й ученик .

Шмелев рано испытал счастье писательского труда. Незадолго до окончания гимназии, мартовским вечером 1894 г., он вспомнил почему-то прошедшее лето, рыбную ловлю на речушке, глухой омут у старой мельницы, и вдруг все ожило в его воображении. Единым махом, сам пораженный произошедшим, Шмелев написал рассказ.

Свое сочинение осмелился отдать в журнал «Русское обозрение». О судьбе рукописи долго ничего не знал. Но через год автору, теперь уже студенту Московского университета, почтальон вручил толстую книжку журнала. Студент открыл ее с дрожью – и прочитал столь знакомое название: «У мельницы».

2-й ученик .

Чтение эпизода, посвященного переживаниям героя, которые были вызваны публикацией его произведения (учебник).

Беседа по вопросам :

1) Как вы думаете, почему герой не испытывал радости?

2) Какое определение дает искусству редактор «Русского обозрения»? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

3) Как изменилось мировосприятие героя после публикации его произведения? Почему он говорит о необходимости «многое узнать, читать, вглядываться и думать... – готовиться»? Чем отличается, на ваш взгляд, писатель от обычного человека?

3-й ученик представляет составленную схему системы персонажей рассказа Шмелева «Как я стал писателем», указав в ней всех главных и второстепенных персонажей, род их деятельности и то, как они связаны друг с другом.

4-й ученик читает рассказ на одну из тем: «Как я готовился к сочинению», «Как я написал свое первое сочинение», «Отзыв на рассказ «Как я стал писателем» Шмелева».

6. Беседа по «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"».

1) Что вы знаете о журнале «Сатирикон»? Откуда взялось такое название? Кто публиковал на страницах журнала свои произведения?

2) Назовите настоящее имя Тэффи.

3) Прочитайте приведенные отрывки из «Всеобщей истории...» и объясните, как создается сатирический эффект?

(Проецируется на экран.)

«В одежде спартанцы были также очень скромны и просты. Только перед битвой наряжались они в более сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное же время отказывали себе в этом».

«Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими».

«Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке-илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: «С ним или на нем». А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь – вздую».

4) Какую функцию выполняют в тексте «Всеобщей истории...» следующие выражения: цари грызлись; терпение лопнуло; вместе тошно, а врозь скучно; с него взятки гладки и т. д. Уместно ли использование подобной лексики при создании исторического труда? Какой стиль намеренно искажают авторы данного произведения?

7. Работа по карточкам (индивидуальная творческая работа).

Прочитайте первую главку «Славяне» из главы «Начало Руси» «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"». На основе какой языковой игры строится данный отрывок? Выпишите слова, значение которых обыгрывается автором, а также те языковые единицы, сочетаемость которых нарушается, что и приводит к сатирическому эффекту. Придумайте свои примеры языковой игры. Дайте определение выделенным словам.

«Люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славянами. Все же остальные назывались славянофилами и неославянами.

Славяне любили быть высокого роста и энергично тянулись головами к небу. С малорослых они отбирали подписку, в которой малорослый обязывался в известный срок вырасти и достигнуть известной нормы.

Когда же по истечении срока давшие подписку не вырастали, их ссылали на берега Днепра, где малорослые вскоре и основали свое собственное государство под названием Малороссия. <...>

Жили славяне на берегах рек, но им не запрещалось отлучаться от берегов и совершать прогулки вне черты славянской оседлости.

3анимались они ловлей невест, рыб и зверей. Первых, вторых и третьих было такое множество, что часто ловили их голыми руками и даже голыми ногами, ибо в летнее время славяне ходили почти голыми, каковое платье в те времена считалось весьма модным и щеголеватым.

Рыбу славяне жарили и варили. С зверей снимали шкуру и отпускали их на волю. Невесты же в свою очередь сдирали шкуру с славян и отсылали своим родителям. <...>

Сражались они врассыпную, но, потеряв сражение, бежали дружною толпой и сомкнутыми рядами.

Иногда они прибегали к хитрости. Притворным бегством заманивали неприятеля в лес и оттуда больше не выходили, оставив, таким образом, неприятеля с носом и в дураках. <...>

Религия у славян была простая и общедоступная. Они поклонялись всему, что бог послал.

Увидят пень и станут перед ним на колени. Поймают зверя и давай перед ним молиться, прежде чем снимут с него шкуру.

Один пень сделал большую карьеру. Для него построили храм и наняли жрецов. Пню дали имя Перун и подчинили ему солнце, гром и все остальные божества».

Прочитайте отрывок из главы «Рюрик, Синеус и Трувор» «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и попытайтесь «переработать» его в духе писателей «Сатирикона».

«Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде Меч сильных или храбрость честолюбивых вводили самовластье (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан; повествует наш летописец – и рассеянные племена славянские основали государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

Желая некоторым образом изъяснить сие важное происшествие, мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость.

Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с югом и западом Европы, где на развалинах колосса римского основались новые государства и где кровавые следы варварства, обузданного человеколюбивым духом христианства, уже отчасти изгладились счастливыми трудами жизни гражданской, – варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера; могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властью завоевателей, которая уничтожила их собственную, возмутительную, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне, убежденные – так говорит предание – советом новогородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике; но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей истории».

8. Творческое задание III группы учащихся (по творчеству Тэффи).

1) Пересказ статьи учебника о Тэффи (с. 125–126).

2) Анализ составленной схемы системы персонажей рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» с указанием всех главных и второстепенных персонажей, рода их деятельности и того, как они связаны друг с другом.

3) Пересказ истории, рассказанной Тэффи в произведении «Жизнь и воротник» «от лица» воротника.

Подведение итогов.

– Какой человеческий порок высмеивает писатель-сатирик в рассказе «Жизнь и воротник»?

9. Творческое задание IV группы учащихся (по творчеству М. М. Зощенко).

а) Небольшое сообщение о жизни и творчестве М. М. Зощенко.

б) Беседа по вопросам.

– Какую цель преследовал М. М. Зощенко, занимаясь литературной деятельностью?

– В каком жанре работал Зощенко?

– Какова тема и идея рассказа «История болезни»?

– Кто ведет повествование? Что вы можете рассказать об этом человеке? Откуда вы почерпнули эту информацию?

– В начале ХХ века преобразования в жизни общества влекли за собой изменения в языке, например, было создано много сложносокращенных слов. Рассказ Зощенко написан в это знаковое время. Найдите в тексте произведения слово, которое отражает тенденции новой эпохи. Что оно означает?

– Какую функцию в рассказе Зощенко «История болезни» выполняют следующие слова и выражения: чуть у него пар изо рту не идет от жара; набуровим вам воды; распатроню; поднимаете тарарам и т. д.?

в) Викторина по произведениям Зощенко.

– Из какого это произведения?

«А денег у меня – кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос.

Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах».

«Скажи, – говорит, спасибо, что в трамвае потерял. В другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять – святое дело. Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело».

«Иду, на крымскую природу не гляжу. Только бы, думаю, живьем до Алупки дойти.

Оборачиваюсь. Гляжу – он рукой мне машет. Я ему тоже махнул рукой. Дескать, отстань, сделай милость».

IV. Подведение итогов урока.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Программа В. Я. Коровиной. Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом? Какой приём используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей? олицетворения. Вещи живут своей. Самостоятельной, не зависящей от человека жизнью: - «часы шагают, хворают, кашляют», - «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров), - «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз., - «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать», - «кресло сидит» (рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди...

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу М. Осоргина "Пенсне" в 8 классе»

М. А. Осоргин «Пенсне»

Цели урока : кратко ознакомить с биографией и творчеством Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Метод. приёмы : рассказ учителя, беседа по вв., выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование : презентация

Ход урока

      Беседа по статье на с. 131 -132.

      Осоргин облегчил работу биографов: сам рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге «Времена», В ДЕСЯТКАХ ОЧЕРКОВ.

      Осоргин – это псевдоним. Ильин принадлежал к одному из древних дворянских родов.

      В 1897 г. поступил на юр. Фак. Москов. Универ – та. Адвокат. Практика.

      Но юрид. поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» - л – ра. С гимназических лет он печатается в газетах.

      В очерке «905 год» (1930) вспоминает, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира: здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальн. л –ра, оружие.

      Осоргин был приговорён к 3 годам ссылки в Томскую обл. В мае 1906 чудом оказ – ся на свободе. Поначалу скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле «Мария» - в приюте многих русских политэмигрантов.

      За 10 лет в газете «Русских ведомостях» в Италии. За 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина: репортажей. Статей, очерков о самых разных сторонах жизни Италии-страны, которую он впоследствии назвал «романом своей молодости »

      В эти же гг. печатаются в ж. «Русский вестник» рассказы «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла». В их героях нетрудно угадать самого автора. Это – эмигрант, горько сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.

      В 1916 возвращается на родину. Февральскую револ. Принял восторженно. Главная задача Осоргина-публициста в то время – не потерять завоеваний революции. Не дать совершитьсмя кровопролитию.

      Михаил Андреевич вместе с другими авторами участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не просто букинистическим магазином, но местом общения писателей и читателей. Здесь писатели могли продать и рукописные книги – печататься ведь было негде.

Осенью 1922 года вместе с другими писателями и учёными Осоргин на «философском пароходе» был выдворен из страны. Формально на 3 года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда». («Филосо́фский парохо́д» - кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов России за границу в сентябре и ноябре 1922 года . Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно ».

«Философский пароход» в узком смысле - собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов «Oberbürgermeister Haken» (29-30 сентября) и «Prussia» (16-17 ноября), доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Также высылки осуществлялись на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Среди высланных летом-осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наиболее высокий процент составили преподаватели вузов и в целом лица гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи - 45, профессора, педагоги - 41, экономисты, агрономы, кооператоры - 30, литераторы - 22, юристы - 16, инженеры - 12, политические деятели - 9, религиозные деятели - 2, студенты - 34.

В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак. Надпись на гранитном параллелепипеде: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки / Памятный знак установлен попечением Санкт-Петербургского философского общества / 15.11.2003

      Он жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина раскрылся именно на Западе – «в России писать было некогда. Но почти все написанные им книги о России. Темы, идеи, образы – все оттуда.

      Большую часть года Осоргин проводил на своём участке под Парижем – поближе к земле, страстную тягу к которой он пронёс через всю жизнь. Его «огородные» записи составили книгу «Происшествия зелёного мира» (1938) – настоящий гимн земле и её бессловесным обитателям.

      В Париже Осоргин вырос не только в крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя. Он много думал о судьбах России и и Европы, фашизма и коммунизма, видел противоречия современной ему жизни. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединились с любовью к человеку ».

      С началом Второй Мировой войны Осргин с женой вынуждены были покинуть Париж.. Он поселился в местечке Шабри. А вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.

      Множество раз просил он Горького напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым… на родине». И ещё: «Моё счастье не в том, чтобы таково было её будущее» .

      Сейчас книги Осоргина возвращаются к читателю. Сегодня нам предстоит знакомство с его рассказом «Пенсне»

Беседа по рассказу «Пенсне»

    Стр. 137 Вопросы учебника.

    Дополнительные вв.:

    Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом?

    олицетворения . Вещи живут своей. Самостоятельной, не зависящей от человека жизнью:

- «часы шагают, хворают, кашляют»,

- «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров),

- «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.,

- «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать »,

- «кресло сидит» (рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди,

- «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках » (когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга

    Вещам присущи человеческие качества , они наделены чувством юмора:

- «шляпа передразнивает своего владельца »,

- «лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»

- «чайник – «добродушный комик»,

- «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,

- у некоторых вещей «страсть к путешествиям».

    Мало того, вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения :

    « демократический стакан»,
    «реакционная стеариновая свечка»,

    «интеллигент-термометр»,

    «неудачник из мещан – носовой платок »

    «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».

    Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания .

    Например, «раздвинутые ножницы кричат » потому, что напоминают раскрытый в кр ике рот;

    «часы шагают » - реализация метафоры «часы идут»; (Часы тогда были только механические, в большом механизме – особенно если настенные - могла громко щёлкать секундная стрелка («шагают» )

    «кресло сидит », потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.

Весь рассказ пронизан чувством юмора , наполнен безудержной фантазией автора.

    Найдите в рассказе другие худ приёмы, определите их роль

    Синтаксические приёмы:

    Риторический вопрос: «что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается ?»;

    Многочисленные длинные ряды однородных членов

    Обращения к читателю

    Грамматические – употребление глаголов 2 лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь… смотрите, встаёте, лезете, заглядываете и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии;

    Интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо » шляпы «забулдыжно-актёрское », «душонка », «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз! и падает карандаш » и т. д.

    В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа » пенсне, «жалкое, виноватое » пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости …»: «загулявшие стёклышки » и т. д.)

Пересказ текста.

Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищёт?

Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?

Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

Итог урока . Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

    Все предметы , описанные Осоргиным, реальны

    Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах .

    Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью , обладают душой , характером , настроением , тягой к путешествиям . Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Кто из писателей ΧІΧ века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина?

    Любил пользоваться этим приёмом Чехов. Состояние героя в рассказе «Три года» передаёт чрезвычайно выразительно внешняя деталь: « Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой. белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его нал собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем »

    Очень интересно этим приёмом пользуется Гоголь («Мёртвые души»

Д. з. Придумать историю о каком-нибудь предмете

Использованная литература:

      О. А. Ерёмина «Поурочное планирование по литературе», 8 класс, «Экзамен», Москва, 2004 г. стр. 259 -260

      Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. Универсалное пособие», 8 класс, стр. 240 – 244.

"Пенсне"

Отрицать, что чайник, этот добродушный комик,- живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живет жизнью менее индивидуальной и заметной.

Но особенно меня всегда занимала одна любопытная черточка в жизни вещей - не всех, а некоторых. Это - страсть к путешествиям. Таковы: коробка спичек, карандаш, мундштук, гребенка, шейная запонка, еще некоторые. Много лет внимательно и любовно изучая их жизнь, я сначала предположил, а впоследствии убедился, это эти вещи время от времени уходят гулять - на минуту, на час, иногда на очень долгий срок. Есть случаи исторические (семисвечник, голубой бриллиант, исторический труд Тита Ливия и пр.), но в таких исчезновениях отчасти замешана человеческая воля, случай, злой умысел; на примере мелких вещиц легче установить полнейшую самостоятельность поступков.

Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и сам так думал, и, не приди мне в голову понаблюдать жизнь вещей без предвзятого представления об их пассивности и "неодушевленности",- я бы и посейчас думал так элементарно.

Все читающие в постели знают, с какой настойчивостью "теряется" в складках одеяла карандаш, разрезной ножик, коробка спичек. Привычным жестом вы кладете на одеяло карандаш. Через минуту - карандаша нет. Вы шарите, ищите, злитесь: нет и нет. Откидываете простыни, смотрите под подушкой, на коврике, на столике: нет нигде. Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под постель, находите там спички, запонку, открытое письмо - но карандаша нет. Ежась от холода, вы плететесь к столу, берете другой карандаш (обычно он оказывается неочиненным), чините его, возвращаетесь. Подоткнув под себя одеяло, чтобы согреться, вы наконец берете книжку, отложенную потому, что нечем было отчеркнуть нужное место. Раскрываете книжку - карандаш в ней.

Ясно, что сам попасть он в нее не мог,- но не менее ясно, что вы его туда не положили, не могли положить.

Обычно мимо таких фактов проходят, не придавая им значения. Напрасно! Вглядывайтесь внимательнее, и вам откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно той жизни, которую мы для них выдумали.

Я помню поразительный случай с моим пенсне: простое пенсне, без оправы - два стекла и легкая дужка.

Сидя в кресле у стены, я читал; на новой главе хотел протереть стекла, вынул платок, и вдруг - пенсне исчезло. Опытный в этих делах, я обыскал не только все карманы, складки одежды, щели в кресле, маленький столик рядом, листы книжки - все решительно. Пенсне не было нигде; не быть и раньше не могло, так как я очень дальнозорок и мелкой печати без стекол не разбираю.

Не подумайте, что пенсне мое оказалось на носу; в таких случаях я прежде всего ощупываю переносицу; на ней были две свежие ямки - и ничего больше. Я отодвинул кресло, осмотрел на нем все кисточки и пуговки, о которых Козьма Прутков сказал, что они выдуманы самым глупым на свете человеком,- и все бесплодно.

Это было настолько чудовищно и нелепо, что я разделся, встряхнул одежду, сам подмел паркет от стены до самой середины комнаты. Усомнившись в себе, я обыскал письменный стол в соседней комнате, заглянул на вешалку, стыдливо пробежал глазом по ванной - все было напрасно.

Тогда я вспомнил, что ясно слышал звук падения пенсне; я еще порадовался, что - судя по звуку - оно не разбилось. И вот я снова ползаю по полу, смотрю сбоку, смотрю снизу, смотрю сверху, топаю ногами - чтобы хоть раздавить его, проклятое, и наконец успокаиваюсь. Ни-ка-ких!

Так и исчезло - как провалилось. Но в паркете не было ни единой щелочки.

Прошла неделя или больше. Про этот случай я не забыл и много раз о нем рассказывал, показывая и место происшествия. Как обычно, скептики смеялись, практики перещупывали кресло и осматривали пол, прислуга перетерла тряпочкой все предметы, вымела все пылинки и даже вымыла черную лестницу (до следующего этажа). Вся квартира обновилась, посвежела - но пенсне не было.

Один мой знакомый, заинтересовавшись случаем, хотел дойти до разгадки индуктивным способом. Он записал номер пенсне, начертил план комнаты, отметив расставленную мебель, спросил, нет ли у меня в квартире обезьяны, кошки или сороки, где я провел вечер накануне,- и целый день мыслил, пользуясь главным образом, методом исключения. К вечеру, недоверчиво и недружелюбно подав мне руку, он ушел. Жена его рассказывала потом, что он стонал всю ночь. Раньше это был спокойный человек, умеренных политических убеждений, знаток испанской литературы.

И вот сидел я однажды в том же кресле у той же стены, лишь с другой книжкой, по обыкновению отчеркивая карандашом наиболее умные и наиболее глупые места. На носу у меня было уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее. И вдруг - раз! - и падает карандаш. Перепуганный (не шутя! тут любопытнейшее психическое переживание!), я бросаюсь вдогонку. Мне почему-то представилось, что и карандаш должен бесследно исчезнуть. Но он лежал спокойно у стены, и... рядом с ним, смирненько, плотно прижавшись стоймя к стене, блеснули два стекла с тоненькой дужкой.

Вы можете, конечно, смеяться и утверждать, что я слеп (это неправда! я дальнозорок, но вижу отлично), что слепы все мои знакомые, слепа прислуга, ежедневно подметавшая каждый вершок пола, что это просто курьезный случай и прочее. Реалистически мыслящий человек имеет на все готовый ответ. Но нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки, чтобы понять, что это - не случай и не недоглядка.

Еще поблескивая мутными, запыленными стеклами, жалкое, виноватое, словно вдавленное в стенку, оно являло картину такого рабского смирения, такой трусости, точно не оно - наездник моего носа, точно не я без него, а оно без меня не может существовать.

Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)? И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность?

На все эти вопросы ответить трудно. Но что пенсне мое гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости,- в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу.

Я сильно наказал гуляку. Я заставил его простоять у стены еще несколько часов, показал его прислуге, знакомым, от которых, впрочем, не услыхал ничего, кроме плоских рационалистических рассуждений о том, как оно "странно упало". Действительно, странно! Почему-то с людьми этого никогда не случается!

Мой знакомый, знаток испанской литературы, несколько позже довел до моего сведения, что в цепи его логических рассуждений была допущена ошибка: он искал пенсне, как предмет плоский (?!), лишь в двух измерениях, между тем как оказалось оно именно в третьем. По-моему, это - чепуха.

Между прочим, кончило это пенсне трагически. В тот же вечер, сняв с верхней полки пыльную папку рукописей, я чихнул; пенсне упало плашмя на пол и разбилось в мельчайшие осколки.

Пусть это будет случайностью - мне так легче думать. Я был глубоко огорчен, если бы были объективные данные считать этот "случай" самоубийством. И что могло побудить эту в сущности своей кристальную душу на роковой шаг? Прогулка по свету? Преувеличенный на одну диоптрию взгляд на мир? Или тот публичный позор, которым я обставил возвращение моих загулявших стеклышек?

Мне жаль бедняжку! Мы долго жили дружно и вместе прочли много добрых и глупых книг, в которых людям приписываются и страсти, и разум, и сознательность поступков, а вещам отказывается в праве на малейшее волеизъявление, на мельчайшее проявление индивидуальности.

Михаил Андреевич Осоргин - Пенсне , читать текст

См. также Осоргин Михаил Андреевич - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

ПЕШКА
Гражданина Убывалова выслушали, выстукали, просветили два врача и один...

Пирог с адамовой головою
14 сентября 1842 года пламя пожирало город Пермь на Каме. По молодости...



Похожие статьи
 
Категории