Почему у эвенков главными являются женщины. Есть такой народ — эвенки

04.02.2019

В конце мая мне посчастливилось вырваться из Красноярска и слетать на север нашего края в Эвенкию. Там я пробыл почти неделю - снимал, общался с людьми. На два дня мы ездили на моторной лодке вверх по Подкаменной Тунгуске. В ходе этой поездки мне довелось посмотреть на то, как живут люди совсем вдали от цивилизации, как они зарабатывают на жизнь и с какими проблемами им приходится сталкиваться. Но обо всем по порядку, пока расскажу вам про село Байкит.

1. Для начала несколько фотографий с полета. Река Подкаменная Тунгуска.

2. Конец мая, а в Тайге местами все еще лежит снег.

3. Так Байкит выглядит с самолета. Из за мутности стекла пришлось сделать такой эффект.

4. Речка Байкитик.

5. Сейчас в селе проживает около 4000 человек.

6. Аэропорт. Самолет в Красноярск летает трижды в неделю.

8. Расстояние до Красноярска по воздуху 670 км, до Туры - административного центра ЭМР 350 км.

9. Так выглядит гостиница в которой мы жили.

10. Гостиница далеко не шикарная. Двухместный номер обошелся 800 руб/сутки с человека.

11. Основано село в 1927 году. До активного освоения территории здесь проживали немногочисленные коренные народы эвенки и кеты. Сейчас в Байките проживает чуть больше 400 эвенков.

12. Среднеобразовательная школа. Единственная в радиусе нескольких сотен километров.

13. Вдоль многих улиц проложены деревянные настилы для пешеходов. Благодаря им жители могут позволить себе ходить на работу в чем то кроме резиновых сапог.

14. Село растянулось почти на 5 километров от так называемой "Колхозки" что рядом с аэропортом до "Мамаевки" (микрорайон Строитель). Холмистый рельеф весьма затрудняет перемешение по селу, поэтому в большинстве семей есть автомобиль.

15. Большинство автомобилей внедорожники, но это отнюдь не роскошь, а необходимость - хороших дорог нет ни в самом Байките, ни тем более на территории района. Если в холодное время года спасают зимники, то летом много куда нельзя проехать даже на внедорожнике.

16. Поэтому у большинства есть лодки - Подкаменная Тунгуска более надежная транспортная магистраль чем дороги через тайгу. Но без машины опять же никуда, ведь лодку нужно по крайней мере на чем-то доставить до берега.

17. Дороги в Байките только гравийные. Асфальт обещают положить давно, но когда это наконец-то случится никто не знает. Местные жители завидуют Туре - не так давно на нескольких улицах появился асфальт. Летом от дорог стоит пыль, поэтому иногда проходит машина, поливает дороги водой.

19. В селе есть водопровод. Но вода в дома жителей поступает летом только холодная, зимой только горячая.

20. А вот собственно она.

21. Мемориал ВОВ.

22. В Байките есть общественный транспорт, представленный одним маршрутом от "Колхозки" до "Мамаевки" через центр. Ходит автобус примерно один раз в час и стоит 12 рублей.

23. Большинство местных жителей занимается охотой и рыбалкой, хотя многие работают в больнице, школе и других учреждениях.

26. Строительство храма. Открытие планируется уже в этом году.

27. Климат здесь суровый, зимой нередко стоят морозы за сорок градусов. Местные к морозам привыкли и не жалуются, говорят хороший мороз бодрит. Вообще жители жаловаться не привыкли.

28. Байкитцы редко держат собак на цепи. Очень много их бегает по улицам. Но это дворняжки. Настоящие охотничьи лайки очень ценятся, говорят что сейчас хорошую собаку найти очень трудно. Поэтому бродить по улицам их не пускают.

29. С интернетом в Байките все плохо. Сейчас на все село выделен канал 1 Мбит/с. Интернет поставляется через спутниковый канал. Ни о каких "безлимитках" мечтать не приходится - как правило всем офисным работникам выделяется по 100 Мбайт в месяц. Недавно стали подключать частных лиц - для них интернет стоит от 2,3 руб/мегабайт.

30. Несмотря на суровый климат почти у всех есть свой огород. Правда почти все растет только в парниках и теплицах.

31. Кроме частных в селе немало многоквартирных домов. В таких домах везде есть вода, однако все удобства на улице.

32. Импровизированная игровая площадка.

33. Общественный туалет.

36. Эвенки, как и большинство коренных народов Сибири быстро привыкают к алкоголю. Эта женщина не смогла произнести своего имени, однако смогла предложить мне купить ей водки. "Я покажу тебе Эвенкию!" повторяла она.

39. Электроэнергия очень дорогая, так как топливо для дизельной станции заводится по реке. Часто случаются перебои с электроэнергией. Была попытка создать в Байките нефтеперерабатывающий завод для обеспечения более дешевым электричеством жителей поселка. Администрация купила американскую установку, установка была протестирована, получена пробная продукция. Однако оказалось, что американская нефть отличается от эвенкийской - наличие в ней серы и солей не позволили продолжить эксплуатацию.

40. Немало в селе брошенных разваливающихся домов. В них нередко играют дети.

41. Хотя для детей есть несколько благоустроенных игровых площадок.

42. Один из двух детских садов.

43. Второй детский сад. С одной стороны выглядит все неплохо. Деньги на ремонт выделяются ежегодно.

44. С другой стороны идут они в никуда. Ремонт приходится делать постоянно, так как здание само по себе ветхое.

45. Места в садике маловато.

46. Заведующая Елена Юрьевна показывает отошедшую на 10 сантиметров веранду. Сюда детей не пускают - боятся что в любой момент все может обрушиться.

47. В больнице ситуация похожая - главная проблема это ветхость построек. Конечно же есть и множество других проблем, например привлечение молодых специалистов. Например сейчас в больнице нет врача офтальмолога. Ехать работать на север желающих немного, даже с учетом повышенной зарплаты. Еще одна причина это трудность получения жилья для приезжих. Ведь новых муниципальных домов в Байките не строится.

48. Врач терапевт принимает пациента.

49. Главврач Марина Альгисовна.

50. КГБУ НПО Профессиональный Лицей № 91. Это единственное место, где молодежь может получить хоть какое-то профессиональное образование не уезжая на "материк". Здесь выпускники школы могут стать монтерами ЛЭП, поварами, помощниками бурильшиков.

51. Завуч Жанна Викторовна говорит, что для многих детей это единственная возможность выучиться какой-либо профессии. Сюда приезжают учиться и из соседних деревень, для них есть общежитие. Но зарплата у преподавателей небольшая - около 15 тыс.руб.

52. Центр занятости. Расположен он в частном доме, который сдается в аренду. До этого несколько месяцев работники вынуждены были работать на дому. Молодежи без образования в Байките работать негде. Можно получить профессию в местном ПТУ, однако большинство предпочитает ехать учиться в Красноярск. Некоторые люди устраиваются работать вахтовым методом на нефтяные скважины. Однако берут туда местных неохотно. Парадоксально, но доставка их до места стоит дороже, ведь проще собрать людей с юга и посадить на один самолет, чем перевозить на вертолете по несколько жителей из каждой деревни, расстояния между которыми весьма значительные. Плюс к тому жителям ЭМР положено выплачивать северную надбавку к зарплате.

53. Анна Олеговна - работает в Байкитском филиале Эвенкийского краеведческого музея, подрабатывает учителем в школе.

54. Цены в магазинах несколько выше чем в Красноярске. Конечно же это связано с плохой транспортной доступностью села. Продукты, которые могут храниться достаточно долго ненамного дороже, однако цены например на молоко, пряники и все что быстро портится значительно выше.

55. Большая часть продуктов в магазины завозится два раза в год - в конце весны, пока на Тунгуске "большая вода" и зимником.

56. Остальное, то что приходится завозить самолетом обходится значительно дороже.

57. Бутылка пива от 50 рублей.

59. Фрукты на прилавках появляются редко. Хоть их и завозят регулярно, жители быстро все раскупают.

60. Ученики старших классов все как один говорят что хотят поступить в университет и уехать из Байкита. Здесь не видят для себя никаких перспектив.

Такое вот вполне цивилизованное северное вполне село Байкит. В следующих постах я расскажу о том как живут в более глухих деревнях и как ходят на промысел охотники.

На следующий день после прилета в Байкит мы отправились вверх по Подкаменной Тунгуске и реке Камо, чтобы узнать о том, как живут в отдаленных от цивилизации эвенкийских поселениях.

1. Рано утром мы выдвигаемся на набережную Подкаменной Тунгуски.

2. Загружаем вещи в моторную лодку и отплываем.

3. Сопровождает нас местный охотник и рыбак Виталий Анатольевич.

4. Весь путь в одну сторону занял у нас целый день. По пути встретилась всего одна деревня - Куюмба и несколько небольших поселений. Однако периодически по берегу попадаются охотничьи избушки. Охотники бывает уходят на промысел на несколько недель, а то и месяцев. Территория их участков огромна, поэтому приходится строить несколько избушек. Всегда есть главная, в которой охотник проводит большую часть времени. Такие избушки называют "базами".

5. По пути нам попадаются в основном судна груженые нефтью. Пока не построили нефтепровод вывозят "черное золото" только по реке. Вообще Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождение являются одними из самых перспективных для разработки в ближайшие 10 лет.

6. Так называемый "порт" "Славнефти". Сама скважина находится в нескольких километрах от берега.

7. Через пару часов доплываем до Куюмбы.

8. Один из брошенных домов возле реки.

9. Есть несколько новых домов, построенных при государственной поддержке.

10. Население Куюмбы примерно 150 человек. Здесь есть школа, детский сад, магазин. Сотовой связи нет. Почти все жители занимаются только охотой и рыбалкой, работать в Куюмбе почти негде. Некоторые устраиваются работать вахтовым методом на нефтяные скважины, которые находятся неподалеку.

11. Ну и почти у каждого есть свое хозяйство. Кто-то держит коров.

12. По местным дорогам можно ездить только на таком транспорте.

13. Кроме как на лодке, попасть в Куюмбу можно еще на вертолете, который делает рейс раз в 1-2 недели.

16. Администрация села.

18. Первая буровая скважина Куюмбинского месторождения. Пробурена еще в 1973 году.

19. Дизельная.

22. Николай (слева)- коренной житель Куюмбы. Занимается изготовлением деревянных лодок. Наобещал сделать лодки многим, мешают этому постоянные запои.

23. На берегу мы встретились с местными охотниками.

24. Охотники говорят, что бензин стал слишком дорогой, а для моторных лодок его надо немало - двигатель лодки потребляет горадзо больше чем у любого автомобиля.

25. Ругают законы за то, что для георазведки не запрещена вырубка просек шириной до 4 метров. После вырубки охотник не получает никаких компенсаций, хотя зверь боится людей и уходит.

26. Несмотря на это, места для заготовки дров для них находятся очень далеко от деревни. Приходится порой ездить больше чем за 100 километров и тратить немало топлива для доставки.

29. Километрах в 50 от Куюмбы находится лагерь лесозаготовщиков. Здесь работает 20 человек. Живут в вагончиках и избушках.

30. Выполняют заказы как муниципальные, так и частные. За смену заготавливают до 20 кубов древесины.

31. Работники в основном из Ошарово, села в примерно 150 километрах отсюда.

32. Виталий Анатольевич говорит что нередко пьют. Из-за этого нет никакой дисциплины, а контроллировать их некому, работа встает.

34. Встречают лесопильщики нас довольно добродушно предлагают перекусить и попить чай - гостеприимство здесь у людей принято, иначе без помощи порой приходится трудно, ведь расстояния между поселениями немаленькие.

35. Сын Виталия Анатольевича.

36. Алексей следит за порядком в избушке, готовит еду.

38. И снова несколько часов по Тунгуске и мы сворачиваем направо - реку Камо.

39. Природа вокгуг порой завораживает.

40. Хотя бывает и такое. Пожары случаются и тушить их на такой огромной территории как Эвенкия бывает нелегко.

41. Делаем остановку еще в одной избушке.

42. Здесь мы встречаем Николая. Рыбаки его называют Налим. Как говорит Виталий Анатольевич - Николай хороший охотник, но большой любитель выпить. Вообще среди охотников много пить не принято, ведь это мешает промыслу.

44. Ильяз. Родился в Казахстане. В детстве с родителями переехал в Куюмбу. Работает на дизельной станции, и конечно как и все в Куюмбе занимается охотой и рыбалкой - одной зарплаты мало чтобы прокормить семью. Бывал в разных городах, видел как живут там люди, но уезжать никуда не собирается. Виталий Анатольевич попросил его быть нашим проводником по реке Камо. Река не такая полноводная как Тунгуска, чтобы в это время проехать на моторке, надо знать как объезжать пороги и отмели.

45. Под вечер наконец добираемся до места ночлега - одной из охотничьих избушек на реке Камо.

46. Природа вокруг.

49. Здесь растет ягель - так называемый олений мох. Но оленей среди тайги не разводят, они есть только на севере района в Суринде. Хотя дикие олени встречаются.

50. На ужин быстренько приготовили суп из макарон и тушенки. Виталий Анатольевич достал взятое в дорогу - копченого тайменя и вяленое оленье мясо.

51. На следующий день на привале увидели лося, подошедшего к реке с другого берега. Попытки его подстрелить оказались безуспешными, слишком далеко был.

54. На следующий день в вода в реке сильно упала. Эвенкийская традиция - кидать монеты в реку перед порогом. Считается что так можно задобрить дух реки. Так мы и сделали вместе с нашими проводниками.

55. Приплываем к устью Камо. Здесь с здесь в 1952 года стоит метеостанция.

56. Клавдия. Рассказывает, что последнее время часто приходят медведи. Оружия у них нет, не положено. Гоняют медведей собаки. Так как не разрешено оружие, охотой не занимаются, только рыбачат.

57. Работает 3 человека. 2 раза в год им завозят продукты - консервы, крупы и прочее самое необходимое. Выращивают в теплицах помидоры, огурцы.

58. Тунгуска в окрестностях Куюмбы.

59. Здесь недалеко находится небольшое поселение, где живет Александр с семьей.

60. Кроме них здесь живет еще четверо человек. Александр говорит, что бензин стал совсем дорогой, а соболь - единственное что приносит доход его семье стоит совсем мало. Мясо и рыбу продавать почти невыгодно, ведь стоимость транспортировки весьма высока.

63. Вот так живут люди вдали от асфальтированных дорог и базовых станций сотовой связи. Нельзя сказать, что живут плохо, каждый, кто не ленится может обеспечить себе нормальную жизнь. Большинству местных жителей без разницы кто сидит в Кремле. Лишь бы государство не вмешивалось в их жизнь новыми законами ограничивающими их промыслы.

64. Ну и напоследок хотелось бы показать несколько фотографий бескрайних просторов Эвенкии с высоты.

Эвенкия - сердце севера. Это суровые и долгие зимы, закаленные и трудолюбивые жители, жаркие летние дни с неповторимой, живописной природой вокруг. Представляю фотопроект литовского фотографа Жильвинаса Василяускаса.

Плотность населения в этих землях - один человек на 50 км², одна из самых низких в мире

В Эвенкии зима - самый продолжительный и холодный сезон

Дикие олени мигрируют из страны, но потом возвращаются - каждый раз в одно и то же место.

Один из главных промыслов здесь - охота на оленей

Один олень - это 50–70 кг мяса. А олений язык - местный деликатес.

Популяция диких оленей составляет примерно 1 млн особей

Вес волка может доходить до 80 кг

Плато Путорана охватывает большую часть территории Эвенкии. На местном языке Путорана означает «плоская, как стол»

Работа на холоде требует большой подготовки. Каждый шаг должен быть просчитан

Каждая прорубленная дыра во льду - это час интенсивной работы

Экологически чистый ужин. Этот таймень, представитель самого крупного рода в семействе лососевых, мог бы дорасти до 2 м в длину и стать чьим-то желанным уловом

Большинство охотников имеют отдельные домики в той области, где они охотятся

Каждый домик площадью около 30 м² оснащен печкой

Лабас - так называется хижина, построенная на сваях. Сделано это для того, чтобы в дом не могли забраться дикие животные

Наиболее ценная часть оленьей шкуры - мех с его ног, он называется камус и продается по $10 за штуку

Вертолет Ми-8 совершает полеты раз в две недели - это единственный способ выбраться из поселения

Олег Тимофеевич - последний, живущий на озере Дипкун. Когда их дети были маленькими, Олег жил со своей женой Катериной. Однако, когда они достигли школьного возраста, Катерина переехала в столицу Эвенкии - Туру, чтобы они могли посещать школу

Деревня Чиринда. Ближайшая большая дорога проходит в 1000 км отсюда

Спиридон и его младшая сестра Алина. 12-летний мальчик глухонемой, он не ходит в школу и играет, как правило, один или с собакой

Александр, бывший художник, сейчас - смотритель АЗС. Александр получил сильное обморожение рук и потерял все пальцы, но ему приходится работать, так как дома его ждут шестеро детей

Вода, которой тушили пожар, сковала дом в Туре. Это обычное явление в условиях суровой зимы

В полярную ночь северное сияние становится дополнительным источником света

Охотникам часто приходится ездить на дальние расстояния, порой более чем за 100 км от дома

В самые холодные месяцы года - с ноября по май - в районе действует система зимников. Общая протяженность ледовых дорог и переправ в Эвенкии составляет около 4000 км

Трактор К-700, он же «Кировец», который давно снят с производства, до сих пор служит и выполняет функции грейдера благодаря импровизированному отвалу из старой гусеницы

Опубликовал “Фотозарисовки из жизни жизни эвенков в Иркутской губернии в 1900-1930 годах” , однако большая часть этих фото запечатлела бурят и даже русских, уже плотно проживавших на территории, в те годы населенной в основном бурят-монголами. Тем не менее изображения обладают исторической ценностью и рассказывают, какими в действительности были люди разных народов, когда-то составивших одно большое государство.

1. Эвенкийские женщины

Две женщины эвенкийки в национальных костюмах.

Эвенки - один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, рассказывает “Культурология”. По одной из версий их прародина находилась в районе южного Байкала, где из культура развивалась с палеолитической эпохи и распространялась на восток и на запад. Огромное значение у эвенков имеют родовые и промысловые культы. Так, культ медведя, хозяина тайги, обязывал каждого охотника убивать лишь строго ограниченное число медведей - за превышение этого числа жадный мог поплатиться жизнью.

Сегодня эвенки живут в основном в Иркутской и Амурской областях, Якутии и Красноярском крае, где их насчитывается 36 тысяч человек. Кроме России достаточно много эвенков живет в Монголии и Китае. В нашем обзоре фотографии, иллюстрирующие деревенскую жизнь в Иркутской губернии в 1900-1930 годах.

2. Буряты в национальной одежде

Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур.

3. Бурят

Национальная одежда бурят изготавливается из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.

4. Бурятская семья

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле.

5. Мужчины зимой

Зимой буряты носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих и собачьих шкур.

6. Бурятка в национальной зимней одежде

Основным материалом для зимней женской одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями.

7. Женщина в зимней одежде

Женская зимняя одежда встречалась в виде ватного простроченного халата с маленьким воротником и запахом направо.

8. Крестьянская семья

Многодетная семья русского крестьянина.

9. Охотник с добычей

Бурят с добычей из ямы на волков. Наряду с капканами многие охотники-волчатники для добычи волков применяют различные ловушки-самоловы: ямы, петли.

10. Бурят, собравшийся на охоту

Охотник перед походом в лес на охоту.

11. Семья эвенков

Эвенки относятся к малым народам Сибири и Дальнего Востока.

12. Дети-эвенки

Дети тайги и тундры.

13. Гордость деревни

Школьники-пионеры.

14. Эвенки в своём жилище

Основным жилищем оленных эвенков был конический чум. Почетное место в чуме для гостя или для хозяина было прямо перед входом.

15. Мужчина и женщина в зимних национальных костюмах

У забайкальских эвенков была очень популярна парка - верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Носили ее и мужчины и женщины.

Кроме традиционных обязанностей хранительницы домашнего очага - воспитания детей, приготовления пищи, поддержания чистоты и создания уюта в жилище, эвенкийка с легкостью справлялась и со множеством совершенно не женских, в понимании современного человека, занятий.

Она занималась выделкой шкур и пошивом из них верхней одежды, унтов и шапок, сбором и обработкой бересты, из которой она же изготавливала посуду и тиски (покрытие для лодок и чумов из проваренной в пресной воде бересты). У потомков пеших эвенков женщины ухаживали за оленями, а у амурских конных охотников - за лошадьми.

Также женщина вьючила караван и вела его по определенному маршруту на место стойбища. Для подобного путешествия ей было необходимо обладать хорошими навыками ориентирования на местности. Зимой ей приходилось самостоятельно расчищать площадку от снега, рубить жерди для чума и дрова для очага.

Женщины-охотницы

В малодетных семьях, кроме домашних дел, женщины и девушки промышляли пушного зверя. В своей монографии исследователь Василевич описывает случаи, когда женщины охотились на медведей, лосей и оленей. Также она рассказывает и о том, что среди эвенков бассейна Енисея и Манчжурии наблюдала женщин, занимавшихся столь нелегким промыслом до преклонного семидесяти-восьмидесятилетнего возраста, как пушной охотой до 100 лет.

К концу XIХ века женщины стали приносить в дом и денежный доход. Высокое скорняжное мастерство эвенкиек позволяло получать заказы на изготовление меховых изделий. Кедровые шишки и ягоды также были популярным товаром у русских соседей.

Эвенки-охотники, как правило, заключали браки со взрослыми девицами. Жена, имеющая опыт ведения домашнего хозяйства с «хорошим пальцем», всегда пользовалась заслуженным уважением. Влияние матриархальных устоев материнско-родового строя, при котором авторитет женщины в общине был непререкаем, со временем нивелировалось. Ведь мужчина был не только главным добытчиков в семье, но и защитником.

Мужчина - защитник

До XX века периодически возникали вооруженные столкновения с враждующими племенами по территориальным и имущественным разногласиям. Было множество и других причин, из-за которых мог разгореться конфликт. Например, кровная месть, обвинение шамана из чужого рода в смерти сородича или неудачное сватовство. Женщина не участвовала ни в военных конфликтах, ни в судебных спорах. Она не могла быть ни судьей, ни подсудимой.

У таежных эвенков нередко встречались полигамные браки, в которых несомненное преимущество принадлежало первой жене. Вторая и последующие жены были, как правило, дополнительными помощницами для ведения хозяйства. Исследователь Третьяков писал: "Тунгусы - язычники, смотря по состоянию, имеют иногда 2 и 3 жены, которые из ревности постоянно враждуют друг против друга, и через это вынуждают иногда тунгуса колотить их немилосердно". А Степанов в своих наблюдениях отмечал, что тунгусы "имеют по многу жен и живут как с друзьями, - часто предлагают жену другому охотнику на промысел".

Множество разнообразных обязанностей, лежавших на женских плечах, делало эвенкийку более независимой. Отношения между супругами обычно строились на дружбе, взаимной поддержке и уважении.

Независимая эвенкийка

Если они жили в семье мужа, то женщина могла называть по имени его младших родственников и шутить с ними, но при общении со старшими существовали ограничения. Она не должна была прямо смотреть на них, называть по имени, прикасаться к их вещам. Женщине приходилось прятать свои волосы и открытые участки тела.

Несмотря на множество запретов, эвенкийка всегда была полноправной участницей в обсуждении семейных дел. Как правило, главами семей были пожилые женщины, которые пользовались особым уважением и авторитетом. Необходимо подчеркнуть, что ограничения, в том числе связанные и с женской физиологией, были направлены на сохранение здоровья эвенкийки и ее потомства, а также на предупреждение неприятностей на охоте.

Например, во время «критических дней» женщине запрещалось переступать через место, на котором свежевали зверя, а также самой разделывать добычу. У эвенков, занимавшихся рыболовством, в этот период женщина не могла ни принимать участие в рыбалке, ни переправляться по реке поблизости. Мужу приходилось передавать жене рыбу из рук в руки, ведь ей было запрещено прикасаться к общему улову.

Василевич отмечала: «Беременной запрещалось трогать подвесной крюк для котла, чтобы ребенок не был дураком…После родов запрещалось есть…рыбу, чтобы ребенок не был слюнявым, голову тетерева, чтобы ребенок не качал головой, мясо с головы медведя, чтобы ребенок не кусался, мясо гагары, чтобы нос его не походил на гагарий клюв, мясо зайца, чтобы у ребенка не было «заячьих» выпуклых глаз. Ребенку, пока он не говорил, не давали сосать подколенное сухожилие оленя (индыкэн), чтобы колени не болели, и мясо медведя, чтобы не онемел».

Главное божество тоже женщина

Сильное влияние матриархата отразилось на роли женщины в религиозной обрядности. Ведь главное божество, весь видимый мир – Буга (Бува, Боа) представлялось эвенкам добродушной пожилой сгорбленной женщиной. Существовали и другие устойчивые зрительные воплощения женского образа в религиозном культе. Например, считалось, что хозяйками жизни и смерти были две женщины - солнце и луна.

У илимпийских эвенков солнце считалось хозяйкой неба, а луна - ее младшим братом. Наравне с мужчинами, женщина могла становиться служителем культа, посредником между миром людей и духов – шаманом. Испокон веков женщина считалась хранительницей очага, поэтому именно она совершала обряд кормления огня – имты. Обожествлённый дух огня представлялся эвенкам доброжелательным существом в образе старушки -«бабушки» (Эникэ).

Он был связующим звеном в общении с духом - хозяином тайги, который влиял на домашних и диких животных и определял человеческую судьбу. Перед каждой трапезой первый лучший кусок бросали в огонь со словами: «Такого же пошли». После чего каждый охотник «делился» с огнем едой из своей тарелки. Нельзя было оставлять нож, иглу острием к огню, чтобы не поранить ноги «бабушке», и бросать в огонь острые предметы, чтобы «бабушка не подавилась».

Обряд дарения-улганни, сакральный подтекст которого состоит в укреплении души и судьбы человека через мир природы. Его совершают преимущественно женщины, привязывая на ветки деревьев тряпичные ленточки. Женщина всегда ассоциировалось с началом новой жизни. Именно поэтому она являлась ключевой фигурой ритуала встречи и проводов перелетных птиц. Он был связан с бесконечной сменой жизни и смерти - круговоротом в природе.

Эвенки, чья история исчисляется не одним тысячелетием, и сегодня стараются придерживаться правил, установленных предками.



Похожие статьи
 
Категории