Положительные и отрицательные качества максим максимыча. Несколько интересных сочинений

01.04.2019

«Максим Максимыч» – вторая из пяти частей романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (см. его краткое содержание , краткий анализ и полный текст).

Содержание её продолжает первую часть («Бэла »). Безымянный повествователь и пожилой штабс-капитан Максим Максимыч, познакомившись в поездке по Кавказу, ненадолго расстаются в пути, но вскоре вновь встречаются на одной станции. Отобедав вместе, они вдруг видят из окна, как во двор въезжает щёгольская дорожная коляска, которая, видимо, принадлежит богатому человеку. У прибывшего с коляской лакея они узнают, что владелец её – тот самый Григорий Александрович Печорин , о котором Максим Максимыч рассказывал в повести «Бэла».

В предвкушении встречи с давнишним товарищем Максим Максимыч сильно радуется. Лакей рассказывает, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н. Дав лакею восьмигривенный на водку, Максим Максимыч велит ему идти и сказать хозяину, что здесь находится его друг и сослуживец. Старый штабс-капитан так жаждет быстрее увидеть Печорина, что садится ждать его у ворот, полагая: он «сейчас прибежит».

Герой нашего времени. Максим Максимыч. Аудиокнига.

Но до позднего вечера Печорин так и не приходит. Раздосадованный Максим Максимыч ложится спать в одной комнате с повествователем, и тот слышит, как старик всю ночь ворочается, не в силах заснуть.

Утром Максим Максимыч уходит по служебному делу к коменданту, попросив знакомого: «Если появится Печорин, пришлите за мной» Вскоре показывается Печорин. Повествователь посылает за ушедшим штабс-капитаном, а сам с интересом разглядывает Печорина, который, видимо, и не вспоминая про Максим Максимыча, собирается уезжать. Среднего роста, здорового сложения, Печорин хорошо и чисто одет, имеет небрежные, аристократические манеры. Однако в позе его заметна какая-то нервическая слабость. В улыбке проскальзывает что-то детское, но на лице уже запечатлены следы ранних морщин. Глаза его не смеются, когда смеётся он сам, и лишь сияют странным фосфорическим блеском.

Повествователь подходит к Печорину и напоминает: его хотел повидать Максим Максимыч. Печорин только сейчас вспоминает о старике, который как раз в этот момент показывается на другом краю площади и бежит что есть мочи, весь в поту. Максим Максимыч порывается обнять Печорина, однако тот лишь подаёт ему руку – приветливо, но довольно холодно. Коротко сказав, что едет в Персию, собирается садиться в коляску.

Максим Максимыч удивлён: неужели расстанемся, даже не поговорив? Он напоминает Печорину про их прежнюю общую жизнь в крепости, про похищенную горянку Бэлу. Услышав о ней, Печорин чуть бледнеет – и торопится ещё сильнее. Максим Максимыч упрашивает его остаться хоть на пару часов, но Печорин, слегка обняв его, садится в коляску. Старик вспоминает: «Да у меня ваши бумаги. Что с ними делать?». Со словами: «Да что хотите» – Печорин уезжает.

Максим Максимыч обижен и раздосадован. Он нервно ходит, в глазах его появляются слёзы. Высказывает: «Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!» Повествователь спрашивает, что за бумаги оставил ему Печорин. Штабс-капитан отвечает: «Какие-то записки!» В ответ на просьбу собеседника отдать их, он достаёт из чемодана тетрадки, произнося с презрением: «Можете делать с ними, что вам угодно».

Все в романе подчинено главной задаче - как можно глубже и подробнее показать состояние души главного героя, в образе которого дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей тридцатых годов 19 века. Вся система образов в романе также подчинена главной задаче - раскрытие личности Печорина.

Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного. Так считал и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что "героем наших дней" будет непритязательный, честный служака Максим Максимыч.

В.Г. Белинский признал в Максим Максимыче "тип чисто русский". Он писал: "…Вы, любезный читатель, верно, не сухо расстались с этим старым младенцем, столь добрым, столь милым, столь человечным и столь неопытным во всем, что выходило за тесный кругозор его понятий и опытности. И даст Бог вам встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей!".

Максим Максимыч - это, по мнению Белинского, "добрый простак, который и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он". Образ Максим Максимыча важен для понимания демократической устремленности творчества Лермонтова. Подобный образ встречался и ранее в творениях поэта: это был образ смертельно раненного армейца, человека долга в стихотворении "Завещание", храбрых и благородных солдат и командиров в "Бородино", "Валерике", и, наконец, в очерке "Кавказец", где дан обобщенный образ офицера, представителя демократической среды, который годами подвергал себя военной опасности, а в будущем его поджидала одинокая неустроенная старость.

Максим Максимыч беден, не имеет высокий чин и не слишком образован. Жизнь его складывалась трудно, а воинская служба наложила определенный отпечаток на его характер. Он рядовой армейский офицер, который многое повидал и имеет большой жизненный опыт. Служебный долг для него превыше всего, при этом Максима Максимыча характеризует жизнелюбие и способность тонко воспринимать красоту окружающего мира. Штабс-капитан наделен чувством прекрасного, гуманен и самоотвержен, умеет заботиться о людях.

В отношении к Печорину Максим Максимыч добр и радушен. Старый офицер искренне привязывается к Григорию Александровичу и дарит ему нежность и внимание.

Доброта души Максима Максимыча раскрывается и в отношении к Бэле. Он полюбил дикую черкешенку как родную дочь, глубоко переживал за ее судьбу, когда Печорин охладел к ней. Максим Максимыч заботился о Бэле, стараясь сгладить ее переживания. Он даже пытался поговорить с Печориным о судьбе девушки, не одобрял его равнодушного отношения к Бэле. Несмотря на доброту и искренность, Максим Максимыч очень одинок. Он не смог создать семьи и все время проводил в затерянной крепости, исправно исполняя свои обязанности. "Для него жить - значит служить, и служить на Кавказе", - писал Белинский. Максим Максимыч прекрасно знает жизнь горцев и местные нравы: "Ужасные бестии эти азиаты! Уж я их знаю, меня не проведут".

Максим Максимыч совершенно иной персонаж, чем главный герой романа. Штабс-капитан выгодно отличается от Печорина своей простотой и безыскусственностью, ему не свойственна рефлексия, он воспринимает жизнь такой, какова она есть, не философствуя и не анализируя. Максим Максимыч близок к окружающей действительности. Ему понятны горцы с их простым и примитивным бытом, с их чувствами, находящими выражения не в длинных речах, а в действиях. В жизни горцев Максим Максимыч не видит ничего непонятного, необъяснимого. Напротив того, характер и поведение Печорина ему совершенно непостижимы. Печорин в глазах Максим Максимыча "странен": "…с большими был странностями". Характеристики, которые дает Максим Максимыч Печорину, говорят не только о простоте и наивности его души, но и о довольно ограниченных способностях его ума, о неспособности понять сложный и ищущий внутренний мир главного героя: "Видно, в детстве был маменькой избалован". Существенно, что именно Максиму Максимычу автор доверяет рассказать повесть "Бэла", так как герой слишком прост, чтобы понять Печорина - в основном Максим Максимыч излагает внешние события. Привязанность Максим Максимыча к Печорину сохраняется с годами. Это можно наблюдать во время встречи героев, спустя пять лет. Максим Максимыч настолько рад встрече, что бросает " в первый раз от роду…дела службы", позабыв о своих годах, бежит к Печорину, хочет "на шею кинуться" от переизбытка чувств. Однако Печорин встречает приятеля лишь сухим вежливым приветствием. Максим Максимыч обвиняет его в сословном высокомерии: "Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…" Максим Максимыч принял желаемое за действительное, поэтому отношение Печорина при последней встрече оказалось тяжелым ударом судьбы для штабс-капитана.

Для речевой манеры Максима Максимыча характерно употребление выражений и оборотов из военно-профессиональной терминологии: "пришел транспорт с провиантом"; "девки и молодые ребята становятся в две шеренги". Вместе с тем в речи Максима Максимыча без всякой особой аффектации, без нажима, как совершенно привычные, вошедшие в ежедневный обиход, встречаются наиболее распространенные местные, "кавказские", слова и выражения: мирной князь, кунак, джигитовка, сакля, духанщица, бешмет, гяур, калым и т.п. Иногда в речи самого Максима Максимыча, а чаще в передаваемой им прямой речи Казбича и Азамата, звучат отдельные слова и фразы татарского языка: "Эй, Азамат, не сносить тебе головы, - говорил я ему: - яман будет твоя башка!" Но бывает и так, что Максим Максимыч в своем рассказе как бы затрудняется припомнить какое-либо местное кавказское выражение и заменяет его соответствующими русскими словами: "Бедный старичишка бренчит на трехструнной…забыл как по ихнему… ну, да вроде нашей балалайки". Это своеобразие речевой манеры Максима Максимыча является прямым выражением его отношения к людям, к окружающему быту.

В наиболее напряженные драматические моменты язык Максима Максимыча становится особенно выразительным и приближается к стилю автора: "Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу…".

Высокую художественность речи Максима Максимыча отметил еще Белинский: "Максим Максимыч рассказал историю Белы по-своему, своим языком; но от этого она не только ничего не потеряла, но бесконечно много выиграла. Добрый Максим Максимыч, сам того не зная, сделался поэтом, так что в каждом его слове, в каждом выражении заключается бесконечный мир поэзии. Не знаем, чему здесь более удивляться: тому ли, что поэт, заставив Максима Максимыча быть только свидетелем рассказываемого им события, так тесно слил его личность с этим событием, как будто бы сам Максим Максимыч был его героем, или тому, что он сумел так поэтически, так глубоко взглянуть на событие глазами Максима Максимыча и рассказать это событие языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим даже в самом комизме своем?...".

Показательно то, как с помощью слова оттеняется "непохожесть" героев. Внутренний мир Максима Максимыча раскрывается через устное слово - сказ, внутренний мир Печорина - через "журнал"-дневник, который он писал для себя. Таким образом, такой персонаж, как Максим Максимыч, весьма важен для раскрытия основной идеи произведения и характера Печорина. Этих героев сближает удаль, любовь к природе, понимание ее величия и красоты, смелость и благородство, непосредственность и искренность в общении, интерес к окружающему миру, действенное отношение к нему.

Однако добрый и простой штабс-капитан неспособен понять характер и поступки Печорина, хотя искренне к нему привязывается. Максим Максимыч воспринимает жизнь такой, какой она есть. Он довольно ограниченный и примитивный служака, верный присяге и исправно выполняющий свои обязанности. Однако по словам Белинского, у него "чудесная душа, золотое сердце". Конечно же, Печорин и Максим Максимыч не могли стать настоящими друзьями, эти люди стоят на разных полюсах жизни.

Каждый эпизод, каждая деталь в романе "Герой нашего времени" неслучайны. Все они служат одной цели - как можно полнее показать и раскрыть перед читателем образ главного героя.

Известно, что поначалу критика осудила Печорина и противопоставила ему соответствующий ее идеалам образ Максима Максимыча. Этот герой своей покорностью очень понравился Николаю I - Максим Максимыч спокойно тянет лямку военной службы на Кавказе, не протестует против крепостничества, что еще надо? Но для Лермонтова истинным героем был Печорин - вольный в своих поступках и мыслях.

Тем не менее, от этого образ Максима Максимыча не становится менее важным и интересным в романе.

В произведении мы застаем Максима Максимыча уже старым служакой, которому лет пятьдесят. Ничего не рассказано о его прошлом, историю его жизни остается только угадывать по отдельным деталям и намекам.

Максим Максимыч - рядовой офицер на Кавказе. Он беден и практически не образован. Но главное - он умеет любить и заботиться о людях. Он повидал много за свою жизнь, но кругозор его узок, так как общался он лишь со своими сослуживцами да горцами, обычаи которых и язык он изучил, несмотря на то, что они были врагами.

Он - необычайно добрый и чуткий человек - стоит только вспомнить, как он встретил Печорина. Максим Максимыч безумно рад встрече, бросает "в первый раз от роду…дела службы", позабыв о своем возрасте, бежит к Печорину, хочет "на шею кинуться", а Печорин же встречает его лишь сухим вежливым приветствием. Максим Максимыч обвиняет его в сословном высокомерии: "Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…". Как видим, Максим Максимыч выбрал самое простое объяснение поведению Печорина, и с ним согласился, не желая "капнуть" глубже, серьезнее разобраться в причинах холодности Александра Григорьевича. Тем не менее, несмотря на разочарование Максима Максимыча во встрече, он до конца остался верен этой странной дружбе.

Военная жизнь, естественно, наложила свой отпечаток на лексикон и манеру речи штабс-капитана. Его разговор изобилует военными профессионализмами. Например: "пришел транспорт с провиантом"; "девки и молодые ребята становятся в две шеренги". Но такие обороты звучат из его уст как совершенно повседневные, обычные. Встречаются в его речи и диалектизмы, "кавказские" слова и выражения: "мирной князь", "кунак", "джигитовка", "сакля", "духанщица", "бешмет", "гяур", "калым" и т.п.

Иногда в речи самого Максима Максимыча, а чаще в передаваемой им прямой речи Казбича и Азамата звучат отдельные слова и фразы татарского языка: "Эй, Азамат, не сносить тебе головы, - говорил я ему: - яман будет твоя башка!" Но бывает и так, что Максим Максимыч в своем рассказе как бы затрудняется припомнить какое-либо местное кавказское выражение и заменяет его соответствующими русскими словами: "Бедный старичишка бренчит на трехструнной…забыл как по ихнему… ну, да вроде нашей балалайки".

Отрицательное отношение Максима Максимыча к горцам выражается в его оценке их обычаев и обрядов. С чувством брезгливого презрения он говорит Печорину: "…у этих азиатов все так: натянулись бузы, и пошла резня". Описывая кавказскую свадьбу, герой осуждает обычай всех "встречных и поперечных приглашать на свадьбу". Хотя, если задуматься, в таком обычае можно видеть элементы демократичности горского общества, когда даже к князю может прийти в гости человек простого звания, что было недопустимо на свадьбе светского вельможи в России.

Но мы замечаем, что для рассказа Максима Максимыча вообще характерно стремление принизить быт и обычаи горцев. Также уничижительно отзывается он и о самом свадебном обряде, в котором не видит ни красоты, ни проявления народного духа. Максим Максимыч не видит красоты и в джигитовке. Для него горец, который берет на себя роль забавника для зрителей, представляется как "оборыш, засаленный, на скверной, хромой лошаденке, ломается, паясничает, смешит честную компанию".

Но натура героя не так проста и приземлена, как может показаться. В наиболее напряженные драматические моменты язык Максима Максимыча становится особенно выразительным и приближается к стилю автора: "Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу…" Это, на мой взгляд, говорит о благородстве героя, его умении видеть главное в жизни.

Как уже говорилось в начале, все в романе неслучайно, и речь героя, безусловно, тоже. Если Печорин раскрывает свой внутренний мир через письменное слово, то есть - посредством своего дневника, то Максим Максимыч - через устное слово. По его речи мы можем судить о его внутреннем мире.

Итак, Максим Максимыч очень добр, тепло и радостно реагирует на любое проявление к нему внимания. Но, несмотря на это, он не видел любви и не создал семьи. Наверное, поэтому Максим Максимыч по-отцовски полюбил черкешенку Бэлу. Кстати, именно ему автор доверяет рассказать историю про Бэлу, как самому близкому ей человеку из русских.

Этот герой не склонен к рефлексии, он совершенно прост, чист в проявлениях своих чувств, не анализирует и не философствует над жизненными ситуациями. Но ведь даже врагов своих, горцев, он прекрасно понимает. Проведя всю жизнь в этих краях, Максим Максимыч прекрасно научился понимать и принимать горцев, а вот импульсивность, да и вообще характер Печорина так и остались для него непонятыми и даже "странными": "…с большими был странностями".

Можно сказать, что штабс-капитан судит всех людей со своей колокольни. Если Печорин ему непонятен, то "видно, в детстве был маменькой избалован".

В исследовательской литературе образ Максима Максимыча называется национальным типом простого русского человека. По общему мнению критиков, он воплощает в себе лучшие черты народного характера - доброту, человечность, преданность, искренность. Традиционно считается, что образ Максима Максимыча противостоит Печорину и является представителем народа на страницах романа. Несмотря на то, что сразу после выхода романа "Герой нашего времени" вокруг него развернулись ожесточенные споры, образ штабс-капитана вызвал восторженные оценки. Самое удивительное, и даже парадоксальное, заключалось в том, что свою симпатию к старому вояке с кабардинской трубочкой высказали критики разных идеологических направлений. Реакционные критики так называемого лагеря "официальной народности" ругали роман, Печорина, Лермонтова, но хвалили Максима Максимыча. Им противостояли критики демократической направленности, которые также хвалили штабс-капитана. Сложилось невероятное единство мнений - образ Максима Максимыча стал примиряющим началом для идейных противников. "Из побочных лиц первое место мы, конечно, должны отдать Максиму Максимовичу, - писал С. Шевырев, - Какой цельный характер коренного русского добряка, в которого не проникла тонкая зараза западного образования; который, при мнимой наружной холодности воина, наглядевшегося на опасности, сохранил весь пыл, всю жизнь души; который любит природу внутренне, ею не восхищаясь, любит музыку пули, потому что сердце его бьется при этом сильнее...".

Еще в более восторженном духе высказывается по поводу штабс-капитан Белинский: "…и вы увидите, какое теплое, благородное даже нежное сердце бьется в железной груди этого, по-видимому, очерствевшего человека; вы увидите, как он каким-то инстинктом понимает все человеческое и принимает в нем горячее участие; как, вопреки собственному сознанию, душа его жаждет любви и сочувствия, - и вы от души полюбите простого, доброго, грубого в своих манерах, лаконичного в словах Максима Максимыча…" Образ Максим Максимыча играет большую роль в романе. Он не только вспомогательной фигурой - помогает раскрыть образ Печорина, но и вполне самостоятельным образом, достаточно подробно прорисованным и раскрытым.

Максим Максимыч – положительный герой

Характеристика Максима Максимыча в «Герое нашего времени» Лермонтова даёт ответ на вопрос: можно ли было быть другим, не таким, как Печорин, в эпоху, которая выпала на долю и того, и другого. Если отношение к главному герою романа и у читателей, и у критиков, как правило, отрицательное, то Максим Максимыч вызывает у всех однозначную симпатию. Для кого-то, возможно, именно он является настоящим «героем нашего времени», давшим название роману.

Черты характера Максим Максимыча

Отзывчивость и доброта

Максим Максимыч обладает многими положительными качествами, о чём мы начинаем узнавать буквально с первых строк романа. Он помогает автору, выступающему в роли путешественника, разобраться с осетинами, которые нечестно выполнили свою работу по перевозке груза, да ещё и на водку стали с него требовать. Максим Максимыч, знаток характера горцев, прослуживший на Кавказе не один год («Уж я их знаю, меня не проведут!») грозно прикрикнул на них – и те разбежались. Он знаком с человеком всего несколько минут – и уже готов прийти ему на помощь. Точнее, для него это настолько естественно, что вопрос выбора – помогать или не помогать – даже не стоит.

Отзывчивость и доброта Максима Максимыча в «Герое нашего времени» проявятся и в других эпизодах. Так, всем сердцем, как дочь родную, полюбил он «кавказскую пленницу» Печорина Бэлу. Он делает всё возможное для облегчения её участи: утешает её, выводит на прогулку, ни на шаг не отходит от неё перед смертью, достойно провожает в последний путь, хотя она, по сути, была ему никем. Не сравнить с потребительским отношением к бедной девушке Печорина, по чьей вине она стала сиротой и лишилась жизни.

Дружелюбие

Ещё одним положительным качеством Максима Максимыча является его умение дружить. Хотя Печорин разительно отличался от него самого, был молодой, «тоненький, беленький», в новом мундире, толком ещё не видавший службы, Максим Максимыч, бывший комендантом крепости, сразу принял его как равного, без демонстрации своего служебного и возрастного превосходства: «Я взял его за руку и сказал: «Очень рад, очень рад. Вам будет немножко скучно… ну да мы с вами будем жить по-приятельски… Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке». Совсем не так поведёт себя Печорин спустя несколько лет при случайной встрече, вызвав у старика горькие слова: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…»

Узнав о том, что давний приятель будет проездом в том городке, где он и сам остановился, Максим Максимыч всю ночь ждёт, когда Печорин вернётся из гостей, чтобы свидеться с ним. Ради встречи с другом он впервые в жизни бросает важные дела.

Верность служебному долгу

Образ Максим Максимыча в «Герое нашего времени» характеризует также его верность служебному долгу. Он честно исполняет свои обязанности, отказался от употребления спиртного, чтобы всегда быть начеку, не раз бывал под пулями. Из-за службы ему не удалось создать семью. В отличие от Печорина, скука его не сломила. Хотя вытерпеть однообразия ему довелось гораздо больше. В Чечне он «лет десять стоял … в крепости с ротою, у Каменного Брода».

Однако чувство долга, необходимость защищать рубежи Отечества – то, что держит его на этом свете.

Простота

Максим Максимыч подходит к жизни со своими простыми мерками. Он знает то, чего не знает образованный Печорин. Умеет определять предстоящую погоду, хорошо знаком с обычаями местных жителей, выучил татарский язык. Но «метафизических прений» не любит. На вопрос Печорина, что он думает о предопределении, Максим Максимыч отвечает: «Это штука довольно мудрёная» и дальше начинает рассуждать о конкретных вещах – свойствах азиатского оружия. Точно так же ему непонятны душевные метания Печорина. Для него он «странен».

Значение образа Максима Максимыча

Максим Максимыч в романе «Герой нашего времени» определенным образом противопоставлен Печорину. Но, очевидно, что автор сделал это не для того, чтобы разделить их на «белое» и «чёрное», а для того, чтобы показать, что они разные. И если Максим Максимыч с его простым взглядом на жизнь спокойно принимает условия, в которые попадает, то Печорин с его тонкой душевной организацией и высоким интеллектом не может удовлетвориться подобными обстоятельствами. Он мечется и в обстановке «николаевской реакции», когда всякое свободное действие пресекается на корню, не может найти себе достойного занятия. Так что говорить, что Максим Максимыч лучше Печорина, было бы неправильно. Хотя находить возможность совершать добрые дела и помогать людям, как он, можно в любые времена.

Тест по произведению

Максим Максимыч в романе Лермонтова «Герой нашего времени» имеет добрый и отзывчивый характер. Это впечатлительная натура, способная всю жизнь хранить привязанность к людям. Эта его черта характера проявляется уже в том, что он очень обиделся холодному и натянутому поведению Печорина при их случайной встрече. Ведь его он любил как родного сына.

И все же Максим Максимович остался верен ему до конца. Да и Белу он любил всем сердцем и очень жалел о том, что девушка умерла. Но в то же время Максим Максимыч хорошо понимал, что Печорин всё равно бросил бы ее, а это было бы для свободной горянки гораздо хуже смерти. Максим Максимыча был человек широкой и открытой души. Кроме того, Максим Максимыч хорошо понимал совсем чуждые русскому человеку обычаи и традиции горцев, и он считал, что если живешь среди людей другой нации, ты должен знать и уважать их мнение, их обычаи и менталитет. Поэтому он и говорил об убийстве отца Беллы Казбичем: «Конечно, по-ихнему — он был абсолютно прав». Так что Максим Максимович был человеком, способным горячо любить и прощать. Редкие качества в любые времена!

Необычно, но человек много лет разлуки пронес теплое душевное отношение к почти случайного товарища, и после этого она была способна на все ради дружбы. Именно такие люди и сейчас освещают жизнь окружающих хорошим, мягким сердечным светом, помогают разобраться, что хорошо, а что плохо, вовремя осознать и исправить свои ошибки. Таких людей во все времена было довольно мало, они зачастую были обычными людьми, не имели ни богатства, ни всенародной славы, редко занимали высокие посты и отмечались выдающимися подвигами. Это вполне понятно, потому что все что они имели, всю свою жизненную энергию они отдавали друзьям только ради того, чтобы им было хотя бы немного легче.

К сожалению, такие люди, как Максим Максимыч живут с раскрытой душой, поэтому постоянно переживают за своих друзей, но не менее переживают, когда их отталкивают бывшие друзья. К сожалению, таких людей достаточно легко смертельно обидеть, причем обидеть неосознанно, а для них это выльется в большую душевную боль и обиженный будет более переживать, чем тот, кто его обидел.

С другой стороны, как это ни прискорбно звучит, такие люди, как Максим Максимыч, очень слабые. Они слабы в отношениях с людьми и я считаю, что в наше жестокое время Максим Максимович постоянно страдал от обид окружающих и от их непонимание. Да и во времена Печорина ему буле ненамного легче.

Максим Максимыч мог говорить своим друзьям неприятную правду прямо в лицо, и за глаза он говорил о них только хорошее. Он мог ругать своего друга, глядя в глаза, и при этом переживал больше, чем этот друг. Максим Максимович никогда не рассказывал о себе, но и так было ясно, что, прежде всего, — это искренняя и добрый человек. Он из тех «первых встречных», которые посылает нам судьба, которым обычно так легко развеивают наши тревоги простой притчей, рассказом или просто словом и тем очень нам помогают!

Он беден, не высок статусом, да и не слишком образован. Но зато будучи всего лишь рядовым армейским офицером, многое поведал на своем веку и имеет большой жизненный опыт. Максим Максимыч очень предан служебному долгу. Гуманность и самоотверженность — вот главные черты, которые утвердились в нем как в офицере. Многие годы основным его кругом общения были солдаты и черкесы. Это и объясняет его достаточно узкий кругозор. Но это не значит, что он далек от прекрасного, наоборот, он довольно чутко воспринимает все окружающее. К тому же он очень привязчив, умеет позаботиться о другом человеке. Несмотря на его богатый внутренний мир, Максим Максимыч так и не смог создать семью, был очень одинок. И поэтому всю свою доброту он излил на Бэлу, которую полюбил, как родную дочь. Он всегда пытался поддержать, утешить ее в трудные минуты. Даже будучи очень преданным Печорину, он не смог простить ему гибель девушки.

В образе Максима Максимыча Лермонтов выразил человека простого, близкого народу, очень преданного службе, обязанностям.

Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - Григорий Александрович Печорин. Именно его судьба, судьба «лишнего человека», находится в центре повествования. Впервой части произведения мы знакомимся с Печориным благодаря рассказу Максима Максимыча, включенному в записки странствующего офицера. Максим Максимыч является одновременно и героем произведения, и рассказчиком. Сам Лермонтов придавал большое значение разработке этого образа, о чем свидетельствует примыкающий к роману набросок, озаглавленный «Кавказец»:

Роль Максима Максимыча в различных частях романа разная. Так, в повести «Бэла» он представлен не столько действующим лицом, сколько внимательным свидетелем и талантливым рассказчиком. В этом удивительная находка Лермонтова: Максим Максимыч не только свидетель рассказываемого им события, но его личность объединена с этим событием, как будто Максим Максимыч сам является его героем. Писателю удалось взглянуть на событие глазами «старого кавказца» и рассказать это событие языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим.

Следует обратить внимание на особенности речи Максима Максимыча, рассказчика простого и скромного, в чем заметна традиция сказовой манеры, характерной для «Повестей Белкина» А. С. Пушкина («Станционный смотритель»). В своей речи Максим Максимыч активно использует выражения и обороты из военно-профессиональной терминологии: «пришел транспорт с провиантом», «девки и молодые ребята становятся в две шеренги ». Эту же особенность подчеркивают и совершенно привычные, вошедшие в обиход местные, «кав-каз-ские», слова и выражения: мирной князь, кунак, джигитовка, сакля, духанщина, бешмет, гяур, калым и др.

Иногда в своем рассказе Максим Максимыч как бы затрудняется припомнить какое-либо местное кавказское выражение и заменяет его соответствующими русскими словами: «Бедный старичишка бренчит на трехструнной… забыл как по-ихнему… ну да вроде нашей балалайки». Это своеобразие речевой манеры Максима Максимыча является прямым выражением его отношения к людям, к окружающей действительности. Намеченный в повести «Бэла» образ Максима Максимыча раскрывается автором в одноименной повести. Здесь уже он сам является действующим лицом, а рассказывает нам о нем автор.

В рассказе и поведении Максима Максимыча мы видим, насколько отличается его восприятие действительности от взглядов и отношения к жизни Печорина. Центральное событие повести - пленение юной черкешенки. Обращает на себя внимание тот факт, что Максим Максимыч сначала отрицательно относится к поступку Печорина, однако постепенно его отношение меняется. В наброске « Кавказец» Лермонтов отмечал, что под воздействием суровой кавказской действительности старые офицеры приобретали трезвый, прозаический взгляд на жизнь: «Казачки его не прельщают, но одно время мечтал о плененной черкешенке, но теперь забыл и эту почти несбыточную мечту». В истории похищения Бэлы, рассказанной Максимом Максимычем, Печорин, оказывается, осуществляет «почти несбыточную мечту» всякого «кавказца», в том числе, быть может, и самого Максима Максимыча. Об этом говорит и то, что он сочувственно относится к Печорину, которому долгое время не удается «приручить» непокорную пленницу,

Максим Максимыч отмечает, что привык к ней, как к собственной дочери. Полны сочувствия и грусти его воспоминания о том, что Печорин постепенно разочаровался в своей любви и начал отдаляться от возлюбленной. Более того, зная характер Печорина, Максим Максимыч пытается отвлечь девушку от печальных мыслей:

Холодный блеск его глаз отражал холодный блеск его души. В этом мы еще раз убеждаемся в эпизоде встречи Максима Максимыча с Печориным после пятилетней разлуки. Максим Максимыч убежден, что печальные события прошлого, воспоминания о трагических происшествиях должны сближать людей, даже если они надолго расстаются, но Печорин - иного мнения. Возможно поэтому он не проявляет особой радости, увидев своего давнего товарища. Более того, стремится избежать неприятных воспоминаний и неприятных разговоров, а ведь бедный старик так спешил увидеть его, что даже «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным, - и как же он был награжден!» Заключительный аккорд повести, размышления автора окончательно расставляют акценты в характерах героев.



Похожие статьи
 
Категории