Примеры музыкальных произведений имеющих программность. Открытый урок на тему "Программно-изобразительная музыка" по музыкальной литературе (первый год обучения)

12.02.2019

Программная музыка , род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение («Макбет» Р. Штрауса - симфоническая поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова по одноименной сказке Сенковского), реже - вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор. В П. м. широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

Простейший вид П. м. - картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).

В П. м. используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип монотематизма , выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив ), который одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы.

Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.

П. м. известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. - клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном - «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др. Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм ), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков - «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К “Божественной комедии” Данте», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа. Крупный вклад в П. м. внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов - Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.

Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч.(сочинение), т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271-349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik, «Beiträge zur Misik-wissenschaft», 1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969.

Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии "Франческа да Римини"? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе.

Может быть, вы уже знаете, что концерт - произведение многочастное, как говорят музыканты циклическое, а в фантазии всего одна часть. Но сейчас нас интересует не это. Вы слушаете фортепианный или скрипичный концерт, симфонию Моцарта или сонату Бетховена. Наслаждаясь прекрасной музыкой, вы можете следить за ее развитием, за тем, как сменяют одна другую разные музыкальные темы , как они изменяются, разрабатываются . А можете и воспроизводить в своем воображении какие-то картины, образы, которые вызывает звучащая музыка. При этом ваши фантазии наверняка будут отличаться от того, что представляет себе другой человек, слушающий музыку вместе с вами.

Конечно, не бывает так, чтобы вам в звуках музыки почудился шум битвы, а кому-то другому - ласковая колыбельная. Но бурная, грозная музыка может вызвать ассоциации и с разгулом стихии, и с бурей чувств в душе человека, и с грозным гулом сражения...

А во "Франческе да Римини" Чайковский самим названием указал точно, что именно рисует его музыка: один из эпизодов "Божественной комедии" Данте. В этом эпизоде рассказывается, как среди адских вихрей, в преисподней, мечутся души грешников. Данте, который спустился в ад, сопровождаемый тенью древнеримского поэта Вергилия, встречает среди этих несомых вихрем душ прекрасную Франческу, которая рассказывает ему печальную историю своей несчастной любви. Музыка крайних разделов фантазии Чайковского рисует адские вихри, средний раздел произведения - горестный рассказ Франчески.

Существует много музыкальных произведений, в которых композитор в той или иной форме разъясняет слушателям их содержание. Так, свою первую симфонию Чайковский назвал "Зимние грезы". Первой ее части он предпослал заголовок "Грезы зимней дорогой", а второй - "Угрюмый край, туманный край".

П. И. Чайковский. Симфония №1 соль минор, соч. 13. "Зимние грезы".
Часть 1. "Грезы зимней дорогой"
П. И. Чайковский. Симфония №1 G-mol, соч.13. "Зимние грезы".
Часть 2. "Угрюмый край, туманный край"

Берлиоз, кроме подзаголовка "Эпизод из жизни артиста", который он дал своей Фантастической симфонии, еще очень подробно изложил содержание каждой из ее пяти частей. Это изложение по характеру напоминает романтическую новеллу.

И "Франческа да Римини", и симфония "Зимние грезы" Чайковского, и Фантастическая симфония Берлиоза - примеры так называемой программной музыки.

Вы, наверное, уже поняли, что программной музыкой называется такая инструментальная музыка, в основе которой лежит "программа", то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ. Программы бывают различными по своему типу. Иногда композитор подробно пересказывает содержание каждого эпизода своего произведения. Так, например, сделал Римский-Корсаков в своей симфонической картине "Садко" или Лядов в "Кикиморе".

Бывает, что, обращаясь к широко известным литературным произведениям, композитор считает достаточным лишь указать этот литературный

МБУ ДО «Симферопольская районная ДШИ»

филиал Кольчугино

Доклад

на тему: « Программность и музыкальная форма в современной музыке»

Выполнила: концертмейстер

Фирсова Наталья Александровна

2016г

Программность и музыкальная форма в современной музыке

Программность в творчестве композиторов классиков

Сущность программного замысла, принципиально отличающая его от замысла непрограммного инструментального произведения, заключается в стремлении композитора воплотить какие-либо вне музыки лежащие явления, дать о них представление как о внемузыкальных объективных данностях. Наряду с образами природы, историческими событиями, литературными сюжетами сюда относится понятийная сфера. В сознании композитора все подобные объекты приобретают достаточную определенность и могут быть словесно обозначены. Отсюда роль словесно зафиксированных планов, всевозможных «программных» пометок, сообщений в письмах о том, что будет «изображено» в музыке, - вплоть до разработки развернутого сценария.

Как замысел композитора, так и пути его воплощения – явления подвижные, изменчивые, трудно предсказуемые, а то и вовсе не поддающиеся строгому научному анализу.

В остальном же программный замысел подчиняется закономерностям музыкального замысла вообще. Тот, в свою очередь, связан с закономерностями художественного замысла, отличающегося от научного, технического и т.д. .

Трудности при изучении творческого процесса композитора очевидны. Если для писателя ясное по своему смыслу слово является материалом творчества, то смысл з в у к о в, то есть соответствующих нотных знаков, возникающих в набросках и эскизах композитора, нужно расшифровывать, что не всегда сулит успех. Тем важнее становятся все словесные пометки и ремарки, которые все же встречаются иногда в музыкальных подготовительных материалах, тем большее значение приобретают высказывания композитора о своем творчестве (в письмах, беседах, воспоминаниях и т.д.).

В свое время Р.Грубер настоятельно подчеркивал значение таких "самовысказываний" для изучения творчества композиторов, в особенности для проникновения в психологию творчества . Разумеется, различные типы музыкальных произведений предполагают далеко не одинаковый подход к организации подготовительных материалов со стороны композитора: на одном полюсе находятся сценические, прежде всего, оперные произведения, которые в силу своей близости как к театру, так и к литературе, дают в руки исследователя богатые свидетельства о намерениях композитора (сценарий, либретто, характер ситуаций, требования к артистам-исполнителям, декорационному оформлению и т.д.); на другом полюсе - произведения чистого инструментализма, создание которых редко сопровождается словесными обозначениями намерений. Программная музыка занимает в этом отношении промежуточное положение, так как внемузыкальные моменты содержания обычно требуют их предварительной формулировки в период сочинения музыки.

Более того, история программного симфонизма знает интереснейшие случаи, когда музыка возникала на основе программы, которая создавалась современниками композитора, выступающими как бы либреттистами симфонической музыки (программа А.Доде для «Эльзасских сцен»Жюля Массне). Такую роль в программно-симфоническом творчестве П.Чайковского выполнили В.Стасов(« Буря») и М. Балакирев («Ромео и Джульетта», «Манфред»). Напомним при этом, что сценарий «Манфреда» первоначально предназначался для Г.Берлиоза и учитывал особенности программного творчества последнего. Однако в творческом процессе большинства композиторов программной музыки чаще возникают лишь общие контуры программного содержания, зафиксированные как предварительный план (перечисление основных моментов, их последование). В других случаях план как таковой отсутствует, но важнейшие музыкальные образы сопровождаются программно-конкретизирующими ремарками.

Слово может оказаться не в тексте, но и в подтексте. Вписанное или не вписанное в партитуру, оно может образовать параллельный ряд, связанный или не связанный с музыкой – во всяком случае, никак не влияющей на её интонационную или ритмическую структуру .

Следует признать, что литературоведение действительно накопило и теоретически осмыслило богатый материал, касающийся творческого процесса художника. Но литературоведам помогали не только само существо литературы как искусства слова, но и отдельные писатели, охотно занимающиеся в данной области самонаблюдениями (особо выделяется здесь «Философия творчества» Эдгара По. Композиторы в этом отношении были гораздо скупее на разъяснения.

В общем плане творческий процесс композитора характеризует композитор д"Энди в своей книге о Сезаре Франке, причем выводы автора базируются не столько на самонаблюдении, сколько на наблюдениях за творчеством учителя в течение около 20 лет. В работе над произведением д Энди различает три стадии: концепцию, диспозицию и выполнение. В концепции различается сторона синтетическая и аналитическая. Первая в творчестве симфониста предполагает, по д’Энди, общий план сочинения и распределение основных линий развития, вторая связана с разработкой конкретных музыкальных идей, являющихся художественной реализацией важнейших пунктов общего плана. Автор подчеркивает взаимозависимость обеих сторон концепции (конкретные музыкальные идеи могут корректировать план, последний, в свою очередь, может диктовать выбор новых музыкальных образов взамен первоначально возникших). Этап диспозиции связан с разработкой - на основе всех предшествующих важнейших элементов полного строения музыкальной пьесы, вплоть до деталей. Выполнение, включая инструментовку (и, очевидно, все исполнительские указания), завершается созданием нотного текста законченного музыкального произведения

Новизна содержания музыки XIX века и многогранность проблематики побудили композиторов XIX века к обновлению всех средств музыкального языка и выразительности вообще. Романтическая окрыленность и реалистические тенденции музыкального искусства, усиление связей с поэзией, философией и изобразительными искусствами, новое отношение к природе, обращение к национальному и историческому колориту, повышенная эмоциональность и красочность, влечение к характерному и преодолению старых традиций путём поиска новых - всё это привело к обогащению в XIX веке музыкальной речи, жанров, форм, приёмов драматургии.

В эпоху романтизма, сменившую баховское барокко и моцартовский классицизм, исчезают конструктивная суть и благородный дух старых мастеров. Формы отброшены, и в звуках ликует и трепещет душа художника жаждущая быть услышанной – эта музыка стала самовыражением. Для каждой эпохи, направления, стиля, творчества различных композиторов, характерны определённые особенности музыкальной речи .

Программная музыка и оперный жанр требовали особого выражения психологического начала, нового типа творческого мышления. Лирика миниатюр, философская обобщённость симфонизма, звукоизобразительность, исповедь души в "вокальных дневниках" рождали новую образность. Художественное мировоззрение композиторов XIX века породило силуэты новых структур музыкальных форм. В течение всего столетия шло их непрерывное обновление. В жанре романса зарождалось сквозное развитие, благодаря цикличности повторения куплетов. В инструментальную музыку проникала песенность вокальной лирики. На первый план выходило мастерство вариации образа, мотива или ритмо-гармонической формулы, с ним связанной. Самыми яркими примерами в зарубежной музыке останутся«тристанаккорд» из опер Р. Вагнера «Тристан и Изольда» и «мотив вопроса» из шумановского романса «Отчего», мотив «Славься» из "Жизни за царя" Глинки в отечественной музыке и т.д. Эти и подобные им элементы стали самостоятельными, знаковыми или "нарицательными" в романтической музыке XIX века, да и в современности.

Композиторы удачно использовали формотворческую роль программы в инструментальной музыке - она исключала расплывчатость показа идеи и концентрировала действие. Симфония стала приближаться к опере, т.к. в неё вводились вокальные и хоровые сцены, как в "Ромео и Джульетте" Г.Берлиоза. Количество частей в симфонии либо резко увеличивалось, либо она превращалась, благодаря программе в одночастную симфоническую поэму. Сквозное развитие музыкального материала предполагал изменение облика темы, а часто и её смысла, трансформацию жанра темы. Нередко, в целях наибольшей концентрации содержания в музыкальной форме в качестве главной мелодии избиралась определённая тема, на протяжении всей поэмы претерпевающая некоторые изменения. Это явление именуется монотематизмом. В арсенале средств музыкально-художественной выразительности оно знаменовало новый этап в истории музыки Х1Х века. Создание различных по характеру образов на основе одной темы, внутренне скрепляющей все разделы формы, способствовало гибкому развитию сюжета, музыкальной идеи. Так возник жанр симфонической поэмы, одночастная соната и одночастный концерт.

Важнейшим приёмом композиционной техники романтиков была вариационность. Вариации на правах самостоятельной части стали включаться в более крупные композиции ещё с Й. Гайдна и его современников (моцартовская соната с «турецким рондо» или часть сонаты Л.ван Бетховена с «траурным маршем на смерть героя»). Вариационность вторгается в сонату и квартет, симфонию и увертюру как принцип развития и как жанр, проникая во все жанры и формы музыки, вплоть до рапсодий и транскрипций. Варьирование усиливало интенсивность развития или вносило элемент статичности, ослабляло драматическое напряжение как Р.Шуман говорил о "божественных длиннотах" в симфониях Ф.Шуберта. Логическую определённость и наглядность в любой жанр со сквозной драматургией вносила программность, сближающая музыку с литературой и изобразительным искусством, увеличивая конкретную изобразительность и психологическую выразительность.

Программность призвана конкретизировать авторский замысел - так определил её задачу Ф. Лист в 1837 году. Он предсказал ей большое будущее в области симфонического творчества в статье начала 1850-х годов "Г.Берлиоз и его «Гарольд-симфония». Ф.Лист опасался, чтобы пояснение не заходило слишком далеко, развенчивая тайны содержания искусства.

Принцип программности проявляется весьма многолико - по типам, видам, формам. Типов программности несколько - картинная, последовательно-сюжетная и обобщённая. Картинная представляет собой комплекс образов действительности, не меняющийся на протяжении всего процесса восприятия, она статична и предназначена для определённых типов музыкального портрета, для картин природы. Обобщённая прогpаммность характеризует основные образы и общее направление развития сюжета, исход и итог соотношения действующих сил конфликта. Она лишь связывает через программу литературное и музыкальное произведения. Последовательная же программность более детализирована, ибо вплотную пересказывает сюжет шаг за шагом, обрисовывая события в прямой последовательности. Это более сложный тип по своей виртуозности и умению прокомментировать события/учитывая советы Ференца Листа/.

На смену Ф.Листу пришёл немецкий "программист" –Р.Шуман. Ф.Лист писал о нём, что тот "достиг величайшего чуда, он способен вызывать в нас своей музыкой те самые впечатления, который породил бы самый предмет, чей образ освежается в нашей памяти благодаря названию пьесы". Серии его фортепианных миниатюр - это своего рода "музыкальные блокноты", куда Шуман заносил всё то, что наблюдал в натуре или о чём переживал и размышлял, читая поэзию и прозу, наслаждаясь памятниками искусства. Так возникла "Рейнская" симфония с видами Кёльнского собора и фортепианный цикл "Карнавал" по материалам собственных статей, воспоминаний и роману Жан Поля "Озорные годы", "Крейслериана" - фантазии по Гофману...

«Музыке доступно всё богатство и разнообразие реальных жизненных впечатлений», - утверждал Р.Шуман и на свет появлялись пьесы, составляющие «Листки из альбома», «Новелетты», «Бальные сцены», «Восточные картины», «Альбом для юношества» Р. Шумана, когда он заносил наброски в свой музыкальный "блокнот", волновала конкретная идея, выражаемая в заголовке. Но иногда он скрывал свой замысел под общим названием жанра, под таинственным полунамёком-эпиграфом, шифром «Сфинксы» в «Карнавале», дающие расшифровку переведением латинскими буквами нот имени «Шуман» и города «Аш», где жила возлюбленная молодого композитора. Будучи убеждённым приверженцем программности, Р.Шуман порой отказывался от декларирования программы, по которой произведение было написано. Он опасался сузить содержание и круг ассоциаций. Поиски в области программности в музыке вслед за Р.Шуманом продолжили Ж. Бизе, Б.Сметана и А. Дворжак, Э. Григ и др.

С развитием программных принципов произошли определённые изменения в области музыкальных форм. Г. Берлиоз соединил оперу, балет и симфонию (синтетический жанр получил название «драматическая легенда» и лучший тому пример – его «Осуждение Фауста»), привнёс в симфонию элементы оперного спектакля и родилась синтетическая вещь "Ромео и Джульетта". М. Глинка написал первую в России оперу без традиционных вставных разговорных диалогов «Жизнь за царя, или Иван Сусанин» и первую национальную эпическую оперу «Руслан и Людмила», применив в обоих случаях новые для русского музыкального театра приёмы оперной драматургии, нацеленные на тесную связь характеров, идей и ситуаций. Эта связь осуществлялась на уровне музыкального тематизма. Десятилетием позже реформу оперной драматургии, композиции и роли оркестра осуществил на Западе P. Baгнep. Он, как и М.Глинка, привнёс методы развития из симфонии - симфонизм в жанр оперы - как Берлиоз. Но Р.Вагнеру, в отличие от Г.Берлиоза удалось решить сразу несколько задач. Программность присуща исключительно «абсолютной» или «чистой» музыке - инструментальной. У французских клавесинистов XYIII века - Ф. Куперена или Л.- Ф. Рамо - пьесы носили программные заголовки "Вязальщицы", «Маленькие ветряные мельницы» Ф.Куперена «Перекличка птиц» Л. Рамо, «Кукушка» Луи Дакена, «Дудочки» Ж.Дандриё и т. д.

В 1700 г. Иоганн Кунау издал шесть клавирных сонат под общим заголовком «Музыкальное изображение нескольких библейских историй». В оркестровую музыку программность привнёс Антонио Вивальди, сочинив четыре струнных концерта «Времена года». И.-С. Бах написал «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» для клавира. Йозеф Гайдн также оставил немало симфоний под краткими заголовками «Утро», «Полдень», « Вечер», «Часы», «Прощальная», а его современник В.А.Моцарт, в отличие от него, избегал давать инструментальным произведениям названия. Этапным в развитии программности было творчество Л. ван Бетховена. Он почти не расшифровывал содержание своих произведений под редкими заголовками и лишь благодаря дневникам, биографам и музыковедам мы знаем, что симфония N 3 прежде была посвящена консулу Бонапарту, а затем, после коронации названа «Героической», фортепианная соната N 24 называется«Аппасионата», N 8 – «Патетическая», N 21 «Аврора», N 26 – «Прощание, разлука и возвращение» и т.д. Более конкретно определено содержание симфонии N 6 «Пасторальной» - каждая её часть имеет свой заголовок: «Пробуждение радостных чувств по прибытию в деревню», «Сцена у ручья», « Весёлое сборище поселян», «Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарственные чувства после грозы». Так Л. ван Бетховен подготавливал программный симфонизм XIX века. К опере «Фиделио» он сочинил увертюру, дав ей имя главной героини оперы «Леонора». Вскоре появилось ещё два варианта увертюры – «Леонора N 2» и «Леонора N 3». Они были предназначены и для концертного исполнения. Так увертюра становилась самостоятельным жанром, что в творчестве романтиков станет обычным явлением. Д.Россини сочинил подобного типа увертюру к опере "Вильгельм Телль " - он не дал ей названия, но сюжет в ней проглядывает чрезвычайно рельефно. Таков же и "Скиталец"Ф. Шуберта - фортепианная фантазия.

В творчестве Ф. Шопена роль программных замыслов была достаточно велика, но как бы ни была сложна программа отдельных инструментальных пьес,Ф. Шопен оставлял её в тайне, не давая ни названий, ни стихотворных эпиграфов. Он ограничивался лишь обозначением жанра - баллада, полонез, этюд и предпочитал скрытый вид программности. Хотя одновременно он и указывал, что «удачно выбранное название усиливает воздействие музыки» и слушатель тогда без боязни погружается в море ассоциаций, не искажая характера вещи. В своих статьях и письмахФ. Шопен неоднократно выступал против чрезмерной детализации - "музыка не должна быть переводчицей или служанкой". В своём неоконченном труде Ф. Шопен написал о выражении мысли посредством звуков, не сформировавшееся определённо и окончательно слово есть звук... мысль, выраженная звуками... Эмоция выражена звуком, потом словом - это понимали Ф.Шопен и Г.Флобер судя по сцене мученичества Мато и оргии толпы в "Саламбо".

Ф.Шопен приблизил литературную балладу к инструментальной музыке, находясь под сильным впечатлением поэтического таланта своего соотечественника Адама Мицкевича. Романтический тип баллады с ярко выраженным патриотическим началом был Ф.Шопену-эмигранту особенно близок и созвучен. Известно, что Ф.Шопен создавал свои баллады для фортепиано по следам встречи с А.Мицкевичем и знакомством с его поэзией. Но почти невозможно четко и однозначно идентифицировать какую-то из 4-х баллад композитора с той или иной балладойА. Мицкевича. Существует ряд версий по поводу соотношения сюжетов Баллады № 1 соль минор опус 23 с «Конрадом Валленродом», Баллады N 2 Фа мажор опус 38 со «Свитезянкой», Баллады N 3 Ля-бемоль мажор опус 47 с то ли «Свитезянкой» А.Мицкевича, то ли с «Лорелеей»Г.Гейне. Вся эта гипотетичность уже говорит о том, насколько свободна музыка шопеновских баллад от конкретных программно-литературных ассоциаций. Из разговора Ф. Шопена с А.Мицкевичем известно, что первые две баллады точно возникли под впечатлением произведенийА. Мицкевича. Не лишено интереса и то обстоятельство, что выдающийся пианист, писатель и ещё более талантливый график Обри Бёрдслей на своём рисунке «Третья баллада Шопена» изобразил девушку, скачущую на коне по лесу и сопроводил этот рисунок нотной строчкой, изложив мотив второй темы баллады. А это образ из «Свитезянки».

В отличие от Ф.Шопена, предпочитавшего скрытую программность, Ф.Мендельсон, во всяком случае, в симфоническом жанре, тяготел явно к картинному типу, о чём говорят его увертюры «Сон в летнюю ночь», «Фингалова пещера, или Гебриды», «Морская тишь и счастливое плавание» и две симфонии - Итальянская и Шотландская. Он же явился создателем первой романтической концертной программной увертюры в истории музыки (1825г.).

С именем же Г.Берлиоза связано появление первой романтической программной симфонии в 1830 году «Фантастическая». Его произведения подняли французскую музыку до уровня передовой литературы своего времени, причём именно новейшей, современной литературы. Д.Байрон, Альфред Мюссе, Ф.Шатобриан,В. Гюго, Жорж Санд и заново открытый романтиками В.Шекспир... Но у Г.Берлиоза нередко законы музыкальной формы брали верх над литературными элементами. Программы его отличались определённостью, а часто и словесной детализацией, как в «Фантастической». Он тяготел к натуралистическому пониманию программности, не ограничиваясь заголовками целого и частей, но и предпослав каждой части подробнейшую аннотацию, изложив, таким образом, содержание собственноручно выдуманного сюжета. Но музыка почти никогда не следовала рабски за подробностями выдуманного сюжета. Вторая основная черта его творчества - театрализация со всеми её приёмами.

Сюжет «Фантастической» многосложен - к нему сопричастны демонические сцены из гётевского «Фауста», образ Октава из «Исповеди сына века» А. де Мюссе, стихотворение В. Гюго «Шабаш ведьм» и сюжетика "Грёз курильщика опиума" Де Квинси, образы шатобриановских и жорж-сандовских романов и в первую очередь - автобиографичные черты...

Подзаголовок "Фантастической" гласил: «Эпизод из жизни артиста». Музыка эстетически возвысила сумасбродства «экзальтированного музыканта», погрузившегося в опиумное сновидение и повествование последовательно развивается от томления вступления через грёзы и страсти вальса и пасторали к фантастическому, мрачно-оглушительному маршу и к дикой дьявольской свистопляске. Музыкальным стержнем этой драматургической цепи является т.н. «навязчивая идея», развивающаяся и трансформирующаяся во всех 6-и частях.

Сюжетный повествовательно-драматический симфонизм представляют в творчестве Г.Берлиоза три других симфонии – «Ромео и Джульетта» симфония-драма, «Гарольд в Италии» и отчасти - Траурно-триумфальная симфония. Всё развитие подчинено сюжетной фабуле.

Знамя программности от Ф. Шопена и Г.Берлиоза перешло к Ф.Листу. Он предпочитал иной тип симфонизма - проблемно-психологический, предполагающий максимальную обобщённость идей. Композитор писал, что гораздо важнее показать, как герой думает, нежели каковы его действия. Поэтому во многих его симфонических поэмах на первый план выдвигается философская абстракция, концентрат идей и эмоций как в «Фауст-симфонии». Главной задачей Ф.Листа в плане программности было обновление музыки через её внутреннюю связь с поэзией. Из-за декларирования философской идей Ф. Лист вводил объявленную программу желая избежать произвольное толкование идеи. Ф.Лист считал, что поэзия и музыка произошли из одного корня и их вновь необходимо соединить. Специальные программы к поэмам Ф.Лист называл «духовными эскизами» стихотворение В.Гюго - к поэме "Что слышно на горе", из трагедии И.Гёте - к «Topквaтo Тассо", стихотворение А.Ламартина – к «Прелюдам», фрагменты из сцен И.Гердера - к «Прометею», а стихотворение Ф.Шиллера «Поклонение искусствам» - к поэме "Праздничные звучания". Более конкретно представлен авторский замысел в поэме «Идеалы», где каждый раздел сопровождает цитата из Ф. Шиллера. Порой программа составлялась не самим композитором, а его друзьями и близкими Каролина фон Витгенштейн - к "Плачу о героях», но некоторые программы вообще появлялись после сочинения музыки: так текст А.Ламартина заменил у Ф.Листа первоначальное стихотворение Отрана "Четыре стихии в «Прелюдах».Програмная музыка является особым культурным феноменом. В нем происходит своеобразный синтез форм духовной культуры и различных видов искусств - музыки с одной стороны литературы, архитектуры, живописи с другой.

Цели урока:

  1. Методическая: привлечение интерактивных методов обучения (использование литературных и художественных произведений, сочинений учащихся по изученным музыкальным произведениям) как фактора повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.
  2. Образовательная: обобщение знаний, полученных при изучении темы «Инструменты симфонического оркестра», объяснение нового материала.
  3. Воспитательная: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Задачи урока:

  1. Продолжить работу по развитию навыков анализа музыкальных произведений.
  2. Обогатить слуховой багаж учащихся произведениями, не изучающимися в курсе музыкальной литературы.
  3. Развивать умение «активно» слушать музыку.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Методические материалы: раздаточный материал (лото), репродукции картин зарубежных и русских художников, CD компакт-диски, музыкальный центр.

Предполагаемый результат:

  1. Осознание учащимися понятий «программная музыка», «обобщённая и конкретная программность».
  2. Запоминание детьми новых музыкальных произведений.
  3. Запоминание учащимися выразительных средств, которые необходимы композиторам для создания приёмов звукоизобразительности.

Ход урока

I. Повторение.

Наш урок посвящён теме «Программно – изобразительная музыка», и поскольку мы только что закончили изучать тему «Тембры инструментов симфонического оркестра», давайте повторим всё, что вы запомнили.

Поиграем в лото (детям раздаются карточки с вопросами, называются понятия, учащиеся должны правильно разложить их на карточках) :

  1. Приём игры на струнно-щипковых инструментах путём защипывания струны – (пиццикато).
  2. «Окраска» звука – (тембр).
  3. Высокий детский голос – (дискант).
  4. Ансамбль из пяти исполнителей – (квинтет).
  5. Раздвижной медный духовой инструмент – (тромбон).
  6. Произведение о природе, сельской жизни – (пастораль).
  7. Ансамбль из четырёх исполнителей – (квартет).
  8. Низкий женский голос – (альт).
  9. Запись всех партий оркестровых инструментов – (партитура).
  10. Струнный инструмент, не входящий в состав квартета – (контрабас).
  11. Переложение оркестровой музыки для фортепиано – (клавир).
  12. Одноголосное исполнение – (соло).
  13. Руководитель оркестра – (дирижёр).
  14. Высокий мужской голос – (тенор).
  15. Ансамбль из двух исполнителей – (дуэт).
  16. Высокий женский голос – (сопрано).

А теперь посмотрите на доску и определите, какие инструменты не входят в состав симфонического оркестра. (На доске – репродукции картин Э.Моне «Флейтист», В.Тропинина «Гитарист», Ф.Хальса «Рыбак, играющий на скрипке», Д.Левицкого «Арфистка».) (Приложение 2)

Послушайте стихотворение Якова Халецкого, и перечислите все инструменты, которые в нём встретите, а также группы, к которым они относятся:

О, если б вы знали,
Как нежен фагот,
Какая душа у рояля!
И флейта, влюблено вздыхая,
Поёт –
Быть может, вы тоже слыхали?
Как арфа,
Прислушавшись к звукам рожка,
Ему отвечает охотно,
А скрипки
Гармонией красок дыша,
Собрали волшебные ноты.
Где столько красот,
Необычных подчас,
Ведут свои партии хором.
И снова басит
Ветеран-конрабас
В согласьи с самим дирижёром.
А ноты,
Слетая с натянутых струн,
Вокруг рассыпают улыбки.
И вторят им
Полные радостных дум
Гитары, и трубы, и скрипки!

II. Объяснение нового материала.

Теперь давайте подумаем, что такое программная музыка.

Какое произведение можно назвать программным? (Ответы детей суммируются, делается вывод о том, что все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развёрнутую литературную программу, называются программными.)

В вокальных, а также музыкально-театральных произведениях программа всегда ясна – в них есть текст. А как же понять, что происходит в инструментальной музыке?

Об этом позаботились композиторы, давая названия своим инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что-то или кого-то изображает.

Умение превратить видимое в слышимое подвластно не каждому композитору. Однако некоторые композиторы обладали уникальным даром. Например, Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову лучше других удавалось изобразить море – людей, изображающих море в искусстве, называют «маринистами». Другой русский композитор – Модест Петрович Мусоргский был мастером изображения в музыке колокольных звонов.

Изумительные картины природы нарисовал в своих произведениях Пётр Ильич Чайковский – например, в фортепианном цикле «Времена года» он изобразил все 12 месяцев, и, кроме того, сопроводил их не только названиями, но и эпиграфами из произведений русских поэтов. Это пример конкретной программности – в которой кроме названия произведения есть ещё уточнение – эпиграф, развёрнутая программа. Обобщённая программность выражена в конкретном ёмком названии произведения.

Сегодня мы будем говорить об изобразительности в симфонической музыке, так как именно в ней особенно ярко проявляется тембровая изобретательность композиторов.

Что легче всего изобразить в музыке? Конечно же, звуки природы.

Мы уже говорили о том, что Н. Римский-Корсаков в своей музыке рисовал удивительные картины морской стихии. На одном из первых уроков, посвящённом теме «Легенды о музыке», мы слушали его произведение, в котором показано море. (Дети называют симфоническую картину «Садко».) Какое море в нём изображалось? (Ответы учащихся суммируются, делается вывод о величавом, суровом и несколько сумрачном настроении этого произведения; делается сравнение с настроением картины И.Айвазовского «Среди волн» (1898 г.).) (Показ картины.)

Еще одна картина моря нарисована Н.Римским-Корсаковым в опере «Сказка царе Салтане» – во втором «чуде о 33-х богатырях». Вспомним, как их описывает Пушкин (стихотворение зачитывает один из учащихся) :

Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

А теперь послушаем это произведение. Что слышно в музыке? Рокот волн, завывание и свист ветра – пассажи струнных и деревянных духовых инструментов. Не правда ли, картина И. Айвазовского «Черное море» (1881 г.) (Приложение 3) подходит по настроению к этой музыкальной картине? Кажется, что сейчас выйдут из бушующих волн могучие витязи. Не случайно это произведение можно назвать «картинкой» – дело в том, что позднее Римский-Кросаков на основе музыке к опере создал симфоническую картину «Три чуда» о трех чудесах Царевны Лебеди. (Показ картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь».) (Приложение 4)

А теперь давайте вспомним, как называется произведение о природе спокойного, идиллического характера? (Пастораль.) Изумительные картины природы нарисованы австрийским композитором Людвигом Ван Бетховеном (показ портрета В. Думаняна) в шестой симфонии, которая так и называется – «Пасторальная».

Во 2-й части – «Сцене у ручья» можно услышать остроумное трио кукушки, соловья и перепела. (После прослушивания дети называют инструменты, которые изображают этих птиц – флейта, флейта-пикколо и кларнет.)

Вспомните пьесу «Утро» Эдварда Грига. Частью какого произведения она является? Сходна ли она по настроению со второй частью симфонии Л.Бетховена? Какие приёмы звукоизобразительности использовал Э.Григ? (Голоса птиц изображают деревянные духовые инструменты.)

А можно ли в музыке изобразить шум леса? Немецкий композитор второй половины XIX века Рихард Вагнер в своей опере «Зигфрид» изобразил легкий ветерок, гуляющий в кронах деревьев. Послушайте стихотворение американского поэта Генри Лонгфелло «Солнечный день»:

О. безупречно ясный день!
Меня охватывает лень,
И безраздельно полон я
Одним блаженством бытия!
И вздохи ветра мне слышны,
Чудесной музыки полны.
В ветвях, склонённых до земли,
Деревья струны обрели.

А теперь послушайте музыку Р.Вагнера. Не правда ли, она очень сходна по настроению со стихотворением Лонгфелло? Также можно провести параллель с картиной В.Васнецова «Дубовая Роща в Абрамцево» (Приложение 5), написанной в 1883 году, в тоже время, когда была создана опера Вагнера. Как передано движение листвы? (Пассажами деревянных духовых инструментов.)

А как в музыке изобразить пространство? Впечатление простора, объёмности звучания помогают создать интервалы, звучащие прозрачно, пусто (квинты и октавы). В первой части одиннадцатой симфонии Д. Шостаковича – крупнейшего симфониста XX. (Показ изображения скульптуры В. Думаняна.) Изображено огромное пространство Дворцовой площади. Эта часть так и называется – «Дворцовая площадь». В каких регистрах звучит музыка? (Крайние регистры, тембры засурдиненных струнных и арфы.)

Итак, в этих произведениях основным выразительным средством являлся тембр инструментов. Другие приёмы существуют для изображения движений людей, зверей, птиц. Если изображается движение, какие выразительные средства должны выйти на первый план? (Ответы детей суммируются, делается вывод: ритм и темп.)

Мы уже знакомы с одним симфоническим произведением, где изображено много персонажей – это «Петя и волк» С. Прокофьева. Вспомните, чьи характерные движения изобразил С. Прокофьев? (Птички, Кошки, Утки. Волка. Дедушки и самого Пети.) В каждом герое С. Прокофьев подчеркнул его характерную черту – лёгкость походки Пети (пунктирный ритм), ворчливость дедушки и т. д.

Мы также писали сочинение по произведению М. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов». В какую сюиту входит это произведение? («Картинки с выставки».)

Существует много музыкальных пьес, подражающих жужжанию насекомых. Самая знаменитая среди них – «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Как царевич Гвидон тайком попадал в «царство славного Салтана»)? (С помощью Лебеди он превращался то в комара, то в муху, то в шмеля):

Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь обратился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.

После прослушивания ответьте, пожалуйста, на вопрос: как передается жужжание шмеля? (Хроматическим опеванием устойчивых ступеней в лёгких пассажах, использованием тембров флейты соло и струнных инструментов пиццикато.) В музыке изображает, как он набирает высоту и уносится ввысь

Французский композитор Камиль Сен-Санс написал целую зоологическую фантазию – «Карнавал животных». Послушайте биографическую справку об этом композиторе (зачитывает один из учащихся) для небольшого ансамбля инструментов: 2-х роялей, струнного квинтета, флейты и флейты пикколо, фисгармонии, ксилофона и челесты, По форме – это сюита из 14-ти миниатюр.

В этих пьесах можно узнать кенгуру, кур и петуха слона, танцующего вальс. Мы слушали один номер из этой сюиты («Лебедь»), когда говорили о кантиленной мелодии и писали сочинение. (Зачитывается лучшее сочинение.)

А сейчас мы послушаем вступление – «Королевский марш льва» – царь зверей и поэтому К.Сен-Санс избрал здесь жанр марша. (Исполняют пьесу фортепиано и струнный квинтет.) В произведении использован особый лад – дорийский (минор, в котором повышена VI ступень). Мелодия звучит сначала у струнного квинта (в это время в партии фортепиано звучат пассажи, усиливающие торжественное впечатление), затем у фортепиано.

Особое место занимают в музыке сказочные образы. Какие произведения Эдварда Грига, посвящённые гномам и троллям мы слушали? («В пещере горного короля» и «Шествие гномов».)

А сейчас мы обратимся к симфоническому скерцо французского композитора Поля Дюка «Ученик чародея». (Биографическую справку о композиторе зачитывает один из учеников.) Что такое скерцо? (Это произведение в быстром темпе, с причудливыми образами.)

Симфоническое скерцо «Ученик чародея» написано по балладе Гёте (отрывок из баллады зачитывает один их учащихся) :

Наконец ушёл из дому
Чернокнижник седовласый!
Так за дело! Мне знакомы
Все его слова и пассы.
На него похоже
Буду говорить,
Смело стану тоже чудеса творить!
Ну-ка старая метёлка,
Наготу прикрой ветошкой;
Хлопотунья, балаболка,
Раздвоись – и шаркни ножкой!
С головой – кастрюля, что ты вьёшь круги?
Перестань – и пулей из воды беги!..

Что ж! Метелка покорилась
И, подобно человеку,
Живо сбегала на речку
И в обратный путь пустилась
Глянул: а вода – наполняет враз...
Три больших ушата, чан, ведро, и таз...

Я забыл слова пароля, чтоб водица не текла,
Чтоб вернулась к прежней роли
Обнаглевшая метла!
Перестань! Иль будет худо,
Иль дождешься ты беды! –
А метла все носит с пруда
Ведра, полные воды...

О, спасенье! Мастер входит!
- Половинки. Слейтесь вместе
И, метлою, в угол влезьте!
Это мастера приказ!
Только мастер в старой славе
Для трудов волшебных в праве
Вновь из пекла вызывать вас!»

Каким инструментам можно поручить причудливо-фантастическую тему? (Ёе исполняют три фагота в унисон.) Комически-неуклюжую главную тему произведения сопровождает пиццикато струнных инструментов. (Прослушивание скерцо «Ученик чародея».)

III. Закрепление нового материала.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что такое программная музыка?
  2. Какие два типа программности вы знаете?
  3. Какие произведения мы сегодня слушали?
  4. Какое произведение вам больше всего запомнилось?
  5. Какие выразительные средства наиболее важны для композиторов, использующих приемы звукоизобразительности?

IV. Домашнее задание.

  1. Найти в произведениях по специальности приемы звукоизобразительности.
  2. Записать по памяти произведения, о которых велась речь на уроке, и их авторов.

Программная музыка

род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение («Макбет» Р. Штрауса - симфоническая поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова по одноименной сказке Сенковского), реже - вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор. В П. м. широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

Простейший вид П. м. - картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).

В П. м. используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип Монотематизм а, выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), который одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы.

Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.

П. м. известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. - клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном - «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др. Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков - «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К “Божественной комедии” Данте», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа. Крупный вклад в П. м. внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов - Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.

Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271-349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik, «Beiträge zur Misik-wissenschaft», 1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969.

Ю. Н. Хохлов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Программная музыка" в других словарях:

    Академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое либо явление… … Википедия

    Новейшая «описательная» или «изобразительная» музыка (Вагнер и его последователи), стремящаяся в звуках передавать движение, различные действия и т. д., нуждается в программе для того, чтобы она была вполне понятна слушателям; отсюда программная… … Словарь иностранных слов русского языка

    Музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений … Большой Энциклопедический словарь

    - (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) муз. произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. Явление муз.… … Музыкальная энциклопедия

    Музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей содержание. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. * * * ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА,… … Энциклопедический словарь

    Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт… … Музыкальный словарь

    ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - (от нем. Programmusik), музыка, задача которой – изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте (программе). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… … Музыкальный словарь Римана

    программная музыка - инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

    Программная музыка - род инстр. произв. с объявленной (в виде заглавия или в более развернутой вербальной форме) программой как источником муз. драматургии. Программой не являются жанровые рубрики (вальс, полька) или тексты вок. музыки. Хотя примеры программных… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Этюды о зарубежной музыке , Валентина Конен. Сборник предназначен, главным образом, для педагогов. Однако он может быть использован и студентами для семинарских занятий или докладов в научных кружках. Некоторые статьи рассчитаны…
  • Программная разработка образовательных областей "Познание", "Коммуникация" и др. в ясельной группе , Карпухина Наталия Александровна. Программная разработка образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Физическая культура", "Музыка" в ясельной группе (1, 5-2 года)…


Похожие статьи
 
Категории