Проблема соотношения красоты внешней и внутренней. По структуре своей моя работа состоит из введения, двух глав, попарно разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы

04.03.2019

По сей день является одной из самых интересных тем в литературоведении. Ведь творчество Михаила Юрьевича дает обширную почву для раздумий, оно поражает своей глубиной, а также диапазоном чувств и эмоций, в них вложенных. Во многом тематика творчества Лермонтова связана с его биографией, кроме того, она продиктована писателю самим временем. В этом отношении следует отдельно рассматривать поэзию, лиро-эпические произведения и прозу автора.

Лирика

М. Ю. Лермонтов оставил огромное наследие в виде своих бессмертных стихов. Он начал писать очень рано, и уже даже самые первые опыты были проникнуты огромными переживаниями. Проблематика позволяет разделить все его лирическое творчество на несколько категорий:

1. Стихи об одиночестве, в которых основной мотив - непонимание, разрыв с людьми.

2. Поэт и поэзия.

3. Стихи о любви.

4. Стихи о природе, о Родине.

5. Стихи о войне.

Рассмотрим каждую из категорий.

Стихи Лермонтова об одиночестве

Михаил Лермонтов воспитывался бабушкой. Он не узнал ни отцовской, ни Возможно, именно это и повлияло на все творчество поэта. В частности, это оказало влияние на формирование данной темы творчества. Лермонтова волновало то, как к нему относились люди. Его также удручали нравы, царящие в его время. В пример можно привести стихотворение "Как часто пестрою толпою окружен", в котором слышится жестокий упрек лицемерному обществу. Герои Лермонтова часто уносятся в мир мечты, в данном тексте это мир детства, беззаботного и чистого. В позднем творчестве мотив одиночества перестает сопрягаться с обвинениями, но он еще больше усиливается. Как сильно звучат строки стихотворения "Утес"! В восьми строках поэту удалось выразить всю боль и тоску одинокого сердца. Данная проблематика произведений Лермонтова тесно связана с такими образами, как парус, листок, утес.

Стихи о природе

Лермонтов питал самые теплые чувства к российским пейзажам. Именно на природе его лирический герой чувствует себя более спокойно, уравновешенно и гармонично. Наиболее яркое произведение, посвященное красоте русской природы - "Когда волнуется желтеющая нива". Произведение очень гармоничное и мелодичное. Первые три строфы - описание природы. Лермонтов оживляет то, что его окружает. Нива волнуется, малиновая слива "прячется в саду", ландыш "приветливо кивает головой". Любуясь происходящим, герой начинает чувствовать смирение и покой, все его тревоги угасают, а в небесах он начинает видеть облик Божий.

Любовная лирика

Проблематика произведений Лермонтова о человеческих чувствах не ограничивается лишь одиночеством. Поэт также уделяет внимание любви. Правда, любовь в его лирике всегда показана как трагедия. С самых первых стихотворений Лермонтов рисует нам трагические отношения между лирическим героем и его возлюбленной. Герой страдает из-за насмешек, непонимания. Наиболее яркий пример - стихотворение "Нищий". Оно построено по принципу Первая часть - история нищего, которому вместо милостыни в руку положили камень. Вторая часть - обманутые чувства лирического героя. После знакомства Лермонтова с настроение меняется. Теперь чувства взаимны, но возлюбленным не дают быть вместе. Таково стихотворение "Мы случайно сведены судьбою".

Военная поэзия

Темы творчества Лермонтова не ограничиваются чувствами. Он также обращался к теме войны. Своеобразие поэзии данной тематики в том, что Лермонтов уделяет большое внимание противоестественности насилия. Так, в стихотворении "Валерик" поэт рисует красивую природу Кавказа, ей не интересны кровавые события, устроенные людьми. В стихотворении обращается к теме исторического прошлого родной страны, он восхищен былым могуществом нации. Это глубоко патриотическое произведение.

Проза Лермонтова

самым ярким стал роман "Герой нашего времени". В центре изображения - Печорин. Это герой, которые совершает поступки необдуманно. Он губит людей, сам того не понимая. При этом Печорин глубоко убежден в том, что люди его не понимают, что многие его недостойны. В действительности он талантлив и умен, им можно восхищаться. Но есть черты, которые нельзя назвать положительными: неумение дружить и любить, гордыня и эгоизм. Проблемы, которые поднимает Лермонтов (краткое содержание произведения наглядно это показывает) - это поиски героя времени и развенчание современной эгоцентричной молодежи, а также проблемы нравственности.

Лиро-эпические произведения

Одна из самых ярких поэм Михаила Лермонтова - "Мцыри". Одинокий романтический герой заброшен по воле судьбы в монастырь. Он воспитывается в нем, но не чувствует себя как дома. Мцыри ощущает свою неприкаянность, он словно в заточении, мечтает попасть на свободу. Проблематика произведений Лермонтова пересекается в данной поэме. Здесь поднята и тема одиночества, и тема свободы, и наглядно видно, насколько трепетно Лермонтов относится к природе.

Кроме того, поэма является ярким примером романтического произведения. Мцыри стремится в мир мечты. Пробыв один день на воле, он понимает, что такое настоящая жизнь. Пребывание в монастыре теперь становится невозможным. Получив смертельные ранения в схватке с барсом (олицетворение неистовых сил природы), Мцыри погибает. Таков трагический пафос всего творчества писателя. Герои Лермонтова в столкновении с реальностью чаще всего проигрывают. Их мечтам не суждено сбыться, но и в этом мире жизнь невыносима.

Многие из нас хотят быть творческими личностями. И многие в душе считают себя именно такими, но не знают, как реализовать свое желание. Часто мы вынашиваем интересные идеи, но осуществить их не способны. У нас есть стремления, которым хочется следовать, – научиться играть на фортепьяно, рисовать, брать уроки актерского мастерства или писать. Иногда желания более расплывчаты. Мы тянемся к чему-то, что можно назвать творческой жизнью.

«Меланхолия» – резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера. «Меланхолия» – одна из наиболее таинственных работ Дюрера, насыщенная множеством символов и аллегорий .

Таланты и творческие способности есть у каждого из нас. Творчество – естественная жизненная сила, которую в той или иной форме может чувствовать в себе каждый. Как кровь всего лишь часть нашего тела, которую нам не нужно изобретать, творчество – часть нас самих, и каждый из нас может “подключиться” к этому неиссякаемому мощному духовному источнику, чтобы реализовать себя.

Нам суждено творить. Мы обновляем интерьер квартиры, наряжаем елку в праздник, экспериментируем, чтобы сварить вкусный суп. Какими бы солидными людьми мы ни стремились стать, наши мечты продолжают жить, шурша в охладевших душах, как листья осенью. Они не уходят, а лишь прячутся. Мы рисуем чертиков на скучном совещании, оставляем забавную записку на доске объявлений в офисе, придумываем строгому начальнику подходящее прозвище, сажаем вдвое больше цветов, чем нужно.

Испытывая творческое нетерпение, мы жаждем большего, мы чего-то желаем, нервничаем. Хотим сделать что-то, но думаем, что это должно быть нечто правильное, а значит, нечто важное. Однако самое важное – это мы сами. И не так уж сложно устроить для себя праздник творчества, пусть и совсем маленький.

Хотя средств для мгновенного и безболезненного превращения в творческую личность не существует, творческое развитие – процесс, которому можно учиться. Каждый из нас – сложная и не похожая на других индивидуальность, и все же в этом процессе есть общий подход.

Думайте о волшебстве, удовольствии, радости . Не относитесь к творчеству как к обязанности. Не делайте того, что вам якобы следовало бы делать: откажитесь от жестов вежливости вроде чтения скучной статьи, пусть её и рекомендовали. Делайте то, что манит вас самих, изучайте то, что именно вам интересно. Думайте о загадке, а не о результате, мастерстве, престиже. Загадка притягивает нас, влечет за собой, соблазняет. Обязанность, наоборот, лишает всякого интереса к делу, заставляет скучать.

Одна из самых важных творческих потребностей – потребность в поддержке и одобрении . К сожалению, получить её не так просто. В идеале нас должна поддерживать прежде всего семья, а затем постепенно расширяющийся круг друзей, учителей и доброжелателей. Тех, кто начинает пробовать себя в искусстве, нужно поощрять не только за успехи, но и за пробы и усилия. Большинство художников, увы, не получили этой ранней поддержки. Из-за этого они подчас и не догадываются, что способны творить.

Творческие люди любят себе подобных. Нерешительные тянутся к своему племени, но не осмеливаются действовать, заявить о своих прирожденных правах. Очень часто именно смелость, а не талант заставляет людей заняться творчеством.

Пожалуй, главный барьер на пути к творческой жизни – наш собственный скептицизм . Его можно назвать также тайным сомнением. Сомнения относительно Творца и творчества живут в каждом из нас. Если сомнения не изгнать из сознания, они так и будут нам вредить.

Мы приступили к процессу собственного творческого возрождения, пришла пора изменить подход. Для этого нужно отложить в сторону наш скептицизм (на время, он сам вернётся, когда понадобится) и осторожно приоткрывать дверь восприятия чуть пошире.

Будьте внимательны, оберегайте в себе новорожденного художника. Часто мы оказываемся в тупике, потому что следуем чужим планам. Желая выделить время на творчество, мы чувствуем, что должны заняться чем-то ещё. Мы много внимания уделяем обязанностям перед другими, и склонны думать, что такое поведение делает нас “хорошим человеком”. Как бы не так. Плохо быть обычным и скучным.

Пребывая в творческом тупике, мы часто усаживаемся на трибуну и критикуем тех, кто играет на поле. «Не такой уж он и талантливый», – говорим мы о популярном артисте. И, возможно, оказываемся правы. Часто именно смелость, а не талант проталкивает человека на середину сцены. А мы неприязненно смотрим на этого везунчика и возмущаемся: «Можно было бы смириться с истинным гением, но он(а) же гений саморекламы!». И это не просто зависть. Это сложная техника увиливания, которая держит нас в тупике. Мы мысленно произносим целые речи для самих себя и всех желающих: «У меня всё получилось бы намного лучше, если бы…».

У вас всё получилось бы при одном важном условии – если вы решитесь попробовать !

По мотивам книги
Дж. Кэмереон «Путь художника»

Copyright сайт, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна

2.Структура и уровни творческого процесса.

3. Специфика научно-технического творчества.

Рассматривать первый вопрос "Творчество как философская категории", студенту следует, начав с определения понятия «творчество».

Творчество - это всевозрастающий по своей социальной значимости вид человеческой деятельности, производящий новые, ранее не существовавшие ценности. Оно находит свое воплощение в преобразовании и классификации информации в соответствии с целями, замыслом, психологической установкой субъекта, в формировании понятий, проектов и иного рода теоретических объектов, используемых для объяснения и преобразования мира.

Играя ключевую роль в системе современного философского знания, категория творчества характеризует активно-деятельную позицию субъекта в его отношении к природе и обществу. Будучи включенной в структуру философского знания, она существенно влияет на современный стиль философского мышления, позволяет теоретически обосновать практически-преобразующий вклад субъекта в формируемую им картину мира.

Творческая активность сознания выступает в качестве определяющего направления исторического процесса, его ценностного содержания. Все социально значимые духовные ценности, наполняющие смыслом историю, являются результатом творческой активности разума выдающихся личностей.

Особую значимость эта активность приобретает в специфической области бытия - техносфере. Под ней понимаются те области на Земле и за ее пределами, куда проникают технические средства, а также изменения в биосфере, вносимые производственной деятельностью людей. Применительно к техносфере исходным, организующим началом творчества является новаторская инженерная мысль, опредмеченной формой которой выступает мир техники. Как отмечал Питирим Сорокин (США), машины, прежде чем принять «материальное» бытие, должны уже иметь «логически-психическое» существование в мысли изобретателя.

Вместе с тем студенту следует знать, что до недавнего времени категория творчества специально не рассматривалась ни в одном из вузовских учебников по философии, а сама идея творческой активности сознания подменялась теорией отражения, сводящей роль сознания к «отражению», «копированию», «фотографированию» объективного мира.

При изучении второго вопроса "Структура и уровни творческого процесса" студенту надо понять, что творчество имеет как объективные, так и субъективные основания.

Объективная основа творчества содержится в социальных потребностях, культурном, научном и техническом прогрессе. Ими же предопределяются и методы решения социально значимых проблем. Однако все объективные факторы, прежде чем реализоваться в уникальности творческого акта, должны пройти через сознание субъекта творчества.

Субъект творчества - это понятие характеризует автора новаций. В зависимости от уровня протекания творческих процессов им может выступать: личность, творческий коллектив, общество.

В свою очередь, объект творчества не может быть определен на основе только природных характеристик. Включенный в систему преобразуемой природы, объект в значительной степени определяется активностью субъекта, преследуемыми им целями и способом деятельности. Иными словами то, что называется объектом творчества, интегрирует в своем содержании как первично природные, так и технологически преобразованные элементы.

Творческий процесс не может протекать в отрыве от поступающей извне информации - без понимания и оценки ситуации, объективно обусловленных целей и методов решения задачи. Однако этой информации недостаточно для проявлений творчества. Необходимы также познавательные и решающие программы. Они, включая в себя творческое воображение, интуицию, эвристику (методы способствующие развитию активности, находчивости), должны обладать большим набором внутренних свобод, способностью воспроизводить собственное разнообразие, оригинальные решения, проекты преобразования действительности.

В структурном отношении творчество содержит две противоположные и вместе с тем взаимосвязанные стороны: отображение объектов и их изменение в соответствие с некоторый идеалом. Так, научно-техническое творчество очерчено рамками техносферы, которая объединяет часть природы (материалы, энергоисточники), включенную в область технологической деятельности. В то же время техносфера получает свою качественную определенность благодаря субъективному фактору, который определяет направленность, ценность и гуманизацию преобразования природы.

В связи с деятельностью человека-творца возникает проблема оригинальности и полезности новаций. Далеко не все социальные проекты и технические решения являются оптимально правильными, полезными для человечества. В современных условиях часто идет беспощадная эксплуатация природы. Отсюда - материало- и энергозатратные технологии, нещадная эксплуатация земли, ее недр, водных ресурсов и воздушной среды, всего живого на планете, включая самого человека. И все это на основе творчески разработанных, хотя и односторонних, проектов.

В результате техносфера, как область глобальной творческой деятельности человека, предстает внутренне противоречивой, охватывающей как исправленную, улучшенную первобытную природу, так и природу деградирующую, с нарастающим беспорядком и истощением ресурсов.

Учет того факта, что творчество может быть направлено как на благо, так и во вред человеку, привело в последнее время к возникновению нового раздела знания - техноэтики. Последняя видит приоритетную ценность технического творчества в его нрав­ственно-гуманистическом начале - безвредности и полезности для людей, экологической чистоте, положительных социальных последствиях от внедрения в практику его результатов.

Творчество как особая область познавательно-конструктивной деятельности человека включает в себя такие элементы, как: распознавание проблемы; ее формулировку; выбор оптимального метода ее решения; методологию поиска; стиль мышления; нравственно-ценностные ориентации и организационные, волевые качества, влияющие на результативность новаторской деятельности.

Способность видеть проблему далеко не всегда предполагает умение корректно сформулировать ее, а тем более найти кратчайший и экономичный путь к се решению. Именно поэтому здесь особое значение приобретает принцип диалога, что наиболее полно реализуется в условиях коллективного творчества.

Решение задач в процессе творчества предполагает использование как алгоритмов (системы вычислений производимой по строго определенным правилам), так и неформализованных эвристических методов. Последние проявляются на каждом из основных этапов творческого процесса: распознавание элементом задачи - постановка проблемы - выбор оптимального метода решения.

При изучении процесса творчества студенту необходимо знать, что в этом процессе важную роль играет инновационная, «предтворческая» активность субъекта: пространственное воображение, чувство гармонии, красоты.

Для того чтобы определить новизну объекта творчества, необходимо учесть степень изменения программы (методов, алгоритмов), на основе которых проходило решение задачи. Творческая новизна может быть сведена или к изменению структуры решающей программы или к введению нового объекта, которого не было в прежних условиях задачи. Первое будет означать открытие принципиально новой технологии или нового метода решения данного класса задач, второе - изобретение нового, скажем, технического приспособления, механизма или же существенное улучшение прежнего.

Высокий уровень творчества может характеризоваться одновременным изменением решающей программы и вводом новых элементов в предлагаемую задачу.

Студенту следует иметь в виду, что такое разграничение творческого процесса по критерию новизны и оригинальности решения задачи является важным с точки зрения оценки производственной целесообразности и приоритетности полученного результата. Оно может быть положено в основу классификационной характеристики деятельности как отдельного творческого работника, так исследовательского коллектива.

При рассмотрении третьего вопроса «Специфика научно- технического творчества» следует помнить, что творчество проявляется в различных областях общественного бытия: культуры, искусства, политики, техники.

Особым видом творчества является научно-техническое творчество, которое можно разделить в зависимости от характера преобразования исходной информации на следующие подвиды: I) установление научных фактов, открытие новых объектов, существовавших до того, как они были открыты; 2) приведение фактов науки в логическую систему: обобщение и абстрагирование, истолкование, выдвижение гипотез, разработка теорий, формулировка принципов, законов и т.д.; 3) технико-конструктивные решения, изобретения, новации в технологии или организации производства.

В свою очередь, научно-техническое творчество предполагает:

а) объективные условия зарождения и развития творческой мысли;

б) субъективные условия творчества (наличие психологической установки, собственно новаторского мышления)

в) экспериментальную или производственную реализацию творческого замысла.

Под объективными основаниями научно-технического творчества следует понимать совокупность внешних обстоятельств и средств, предоставляющих ту или иную степень свободы созидания нового. Они разделяются на: задачи (проблемы), очерченные законами природы, свойствами материалов, технологией, потребностями развития общественного производства и методы решения, согласованные со свойствами объекта творчества (технические нормативы, научные принципы, данные экспериментальных исследований).

Постановка задачи (проблемы) и совокупность методов ее решения, составляют исходную репродуктивную, т.е. воспроизводящую, часть всякого научного открытия или разработки новой технологии.

Важнейшей особенностью технического творчества, является поиск оптимальной эффективности, с учетом заданных критериев. К последним относятся, в частности, надежность и качество продукции, снижение ресурсо-затрат, безотходность технологии, экологическая чистота и безопасность производства. На этом этапе существует неопределенно большое множество псевдопроблем, которые или вообще не поддаются решению или же могут быть решены с неоправданно большими экономическими затратами.

Практическая реализация является заключительным этапом научно-технического творчества. Материализация творческого замысла представляет собой последовательный ряд его воплощения в продуктах инженерно-конструкторского труда: решение задачи в приближенном виде - рабочая схема - экспериментальная модель - пробный экземпляр - внедрение в производство.

Студенту необходимо знать, что научно-техническое творчество на этапе своей реализации тесно срастается с производством.

Связь технического творчества с производством обусловливает ряд его особенностей, отличающих его от других видов творчества. Это, во-первых, необходимость постоянного учета производственных условий, которые накладывают реальные ограничения на творческую мысль инженера-конструктора.

Во-вторых, изобретатель часто выступает здесь в роли организатора производства, что предъявляет повышенные требования к его личным качествам: гражданской позиции, организаторским способностям, владению навыками экономического мышления и экологической культуры, пониманию социальных последствий технического нововведения, знанию инженерной психологии.

В-третьих, поскольку внедрение того или иного технического новшества невозможно без некоторых компромиссов с экономическими показателями производства, в программу внедрения должна включаться оценка степени риска по основным показателям производства: возможное снижение объема производимой продукции, степень надежности предполагаемой технологии, изменения в нормах техники безопасности иные нежелательные последствия.

Проблема – аспект содержания произведения, на котором акцентирует внимание автор. Круг проблем, охваченных авторским интересом, вопросов составляет проблематику произведения. Разрешение поставленной задачи – часть творческого процесса писателя.

Проблематика напрямую связана с авторским замыслом. Она может быть отражена «напрямую», когда проблемы явлены в тексте вне зависимости от образной системы. Автор подчёркивает наиболее существенные, с его точки зрения, стороны предмета изображения.

Проблема может реализовываться на разных уровнях произведения, чаще всего – в изображении характеров, в художественном конфликте (Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Наряду с этим проблематики может органически выткать из тематики произведения. Так происходит в историческом и художественно-историческом произведении (Пушкин «Арапе Петра Великого»)

Проблематика зависит от многих факторов: исторических событий, социальных проблем, «идей времени», «литературной моды». Но в первую очередь – миросозерцание автора, его точка зрения. Она отражается в тех авторских акцентах, которые составляют проблематику художественного произведения. (Тургенев «Отцы и дети» и Чернышевский «Что делать?»)

Проблемность как качество появилась достаточно поздно, не было: в архаике, древнем эпосе, или ограничивалась рамками разнообразных правил (к примеру, позиция персонажа в классицизме неизменна и выбор предрешён заранее).

Чем разносторонне изображаемое, тем важнее и интереснее проблематика. Она многообразна (философское, социальное, моральное и т.д.). В русской литературе видное место занимает социальное и социально-психологическое (Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).

Проблематика реализуется или напрямую, или опосредованно (через образы, систему).

Тема – предмет художественного изображения (о чём говорится) и художественного познания (что стало основой авторского интереса, оценки). Как фундамент подчиняет себе отдельные элементы произведения. Темы подразделяются на несколько групп:

    Предметом познания становятся «вечные темы». Это комплекс значимых для человечества во все эпохи и во всех литературных явлениях – темя жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т.д. они осознаются писателями по-своему, но всегда оставляют неотъемлемую часть тематики. Некоторые ученые выделяют подгруппы:

    Онтологические – бытийные, вселенские, хаос и космос, мифология

    Антропологические – глубинные основы человеческого бытия, телесного и духовного) (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

    Реалии жизни народов, стран и времен в их исторической конкретности (Блок «Двенадцать»). Они характерны в былинах, сказаниях, исторических романах.

    Будущее, научная фантастика, фэнтези (Данте «Божественная комедия»)

    Современность, проблемы, волнующие современное писателю общество (Гоголь, Тургенев и т.д.)

    Наиболее существенная – тема человека и его существования в мире, внутренний мир. Несколько условных тематических групп:

    Одиночество (Лермонтов)

    Творчество и искусство (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

    Изображение и познание действительности

Произведения эпоса и драма чаще всего содержат в себе много тем. Выделяют главную тему или темы, которая формирует содержательный план произведения, и темы побочные, возникающие по ходу. Глубинные темы обогащают произведения и дают возможность неоднозначных толкований (Набоков).

Текст из ЕГЭ

(1)Я скажу просто: вдохновение есть награда за взыскующую честность художника. (2)Верующий уточнил бы - награда Бога. (3)Атеист сказал бы: награда нашей нравственной природы. (4)На что верующий мог бы спросить: а откуда взялась ваша нравственная природа? (5)Но этот спор вечен. (6)Когда перед нами истинно талантливое произведение, это всегда субъективно честно, но охват истины зависит и от силы таланта, и знания предмета, и того идеала честности, который выработан данным писателем. (7)Вдохновение вбрасывает писателя на вершину его идеала. (8)Но вершины идеала Льва Толстого или просто хорошего писателя Писемского находятся на разном уровне, и тут наша собственная честность в измерении их достижений должна учитывать это. (9)Толстой со своей высоты видит всех и потому виден всем. (10)Просто одарённый писатель со своей высоты то же видит кое-что и виден каким то людям. (11)Более того, какие то части открывающегося ландшафта одарённый писатель может видеть лучше гения. (12)Только боюсь, что это моё утешение не остановило бы Сальери. (13)Вдохновение может заблуждаться, но оно не может лгать. (14)Скажу точнее, всё истинно вдохновенное всегда истинно правдиво, но адресат может быть ложным. (15)Представим себе поэта, написавшего гениальное стихотворение о животворной разумности движения светила с востока на запад. (16)Можем ли мы наслаждаться таким стихотворением, зная, что оно не соответствует законам астрономии? (17)Без условно, можем! (18)Мы наслаждаемся пластикой описания летнего дня, мы даже наслаждаемся очарованием доверчивости поэта: как видит, так и поёт! (19)Такие ошибки бывают, но они сравнительно редки, потому что вдохновение вообще есть одержимость истиной, и в момент вдохновения художник видит истину со всей доступной ему полнотой. (20)Но одержимость истиной чаще всего приходит к тому, кто больше всего о ней думает. (21)Я скажу такую вещь: существует жалкий предрассудок, что, садясь писать, надо писать честно. (22)Если мы садимся писать с мыслью писать честно, мы поздно задумались о честности: поезд уже ушёл. (23)Я думаю, что для писателя, как, видимо, для всякого художника, первым главнейшим актом творчества является сама его жизнь. (24)Таким образом, писатель, садясь писать, только дописывает уже написанное его жизнью. (25)Написанное его личной жизнью уже определило сюжет и героя в первом акте его творчества. (26)Дальше можно только дописывать. (27)Писатель не только, как и всякий человек, создаёт в своей голове образ своего миропонимания, но неизменно воспроизводит его на бумаге. (28)Ничего другого он воспроизвести не может. (29)Все другое - ходули или чужая чернильница. (30)Это сразу видно, и мы говорим - это не художник. (31)Поэтому настоящий художник интуитивно, а потом и сознательно строит своё миропонимание, как волю к добру, как бесконечный процесс самоочищения и очищения окружающей среды. (32)И это есть наращивание этического пафоса, заработанное собственной жизнью. (33)И другого источника энергии у писателя просто нет.

(Ф.А. Искандер)

Вступление

Писательское вдохновение – сила, благодаря которой мы становимся свидетелями удивительных миров, родившихся в сознании художников и поэтов.

Порой мы с головой погружаемся в выдуманный мир, переживаем вместе с героями, любуемся красотами природы, не подозревая, что это ни что иное как истинное мироощущение автора, вылившееся на бумагу благодаря снизошедшему на него вдохновению.

Проблема

Что же такое вдохновение? На чем оно основывается и можно ли намеренно вызвать его? Об этом размышляет Ф.А. Искандер в своем тексте.

Комментарий

По его мнению, вдохновение – это заслуженная награда за честность писателя. В зависимости от силы таланта писатель может охватить лишь какую-то часть истины или же всю ее целиком. В последнем случае речь идет о гениальности.

Авторская позиция

Для писателя важно помнить, что, садясь за работу, невозможно делать установку на честность. Такой труд будет обречен на провал. Ведь истинному мастеру сюжет и развитие действия диктует его собственная жизнь, а дальнейшее творчество призвано лишь дописывать возможный исход событий.

Для Ф. Искандера вдохновение – миропонимание художника, процесс его самоочищения и очищения окружающей среды. Другого источника энергии у писателя просто нет.

Своя позиция

Ф. Искандер – замечательный художник слова и с ним нельзя не согласиться. Вдохновение – истина, знание, управляющее художником на подсознательном уровне.

Аргумент №1

В русской и мировой литературе немало примеров, когда рукой писателя или художника водит некая небесная сила. Например, А.С. Пушкин, создавая роман «Евгений Онегин», лишь набросал образы героев, наделил их определенными чертами характера и психологическими особенностями, а далее они начали действовать самостоятельно.

В начале романа Татьяна предстает скромной девушкой, суеверной и наивной, которая легко и навсегда влюбляется в непохожего на окружающих Евгения. Пренебрегая приличиями, она пишет молодому человеку письмо с признанием в любви и покорно принимает его увещевательную исповедь, когда он признается в неумении ответить ей взаимностью.

Спустя годы, когда Татьяна Ларина выходит замуж и превращается в знатную и почитаемую даму, она вновь встречается с Евгением. Теперь он горячо влюбляется в нее, но она непреклонна. В конце романа, когда Онегин признается Татьяне в любви, стоя перед ней на коленях, девушка отказывает ему, говоря: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

В письме к другу Раевскому А.С. Пушкин признается, что не ожидал от своей любимой героини такого поведения, что она действовала самостоятельно, не взирая на волю своего создателя.

Аргумент №2

Для поэзии начала 20 века, именуемой поэзией «Серебряного века», поэт предстает демиургом, творцом, создателем. На его плечи ложится ответственность за изображение окружающей действительности с позиции собственного видения. Все мы восхищаемся стихотворениями А. Блока, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Цветаевой и др., хотя не подозреваем, под влиянием каких сил создавались их произведения.

Об этом говорит М. Цветаева: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора. Как лопухи и лебеда».

Заключение

Истинное вдохновение не зависит от настроения или мыслей художника. Оно может прорасти на совершенно неподходящей почве. Но результатом этого рождения станет великолепное произведение, прочтение которого откроет для нас нечто неизведанное, поможет понять непостижимое или напомнит о давно прошедшем.



Похожие статьи
 
Категории