Проблематика евгения онегина. Подготовка к ОГЭ (ГИА)

16.02.2019

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. Собы-тия 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное рус-ло. Произошла смена эпох: работа над ро-маном была начата еще при Александре I, а продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравствен-ные ориентиры резко изменились.

Прежде чем начать анализировать роман, необходимо отчетливо уяснить особеннос-ти жанра этого произведения. Жанр «Евге-ния Онегина» — лиро-эпический. Следова-тельно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой — рас-сказчик). Лирический сюжет в романе до-минирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев препод-носятся читателю сквозь призму авторско-го восприятия, авторской оценки.

Проблемы цели и смысла жизни — ключе-вые, центральные в романе, ведь в пере-ломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского вос-стания, в сознании людей происходит кар-динальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художни-ка — указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Луч-шие люди пушкинского, то есть декабрист-ского, поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых усло-виях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, то, кото-рое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой», изначально «поставле-но на колени». В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в ро-мане течет так, что мы видим героев в ди-намике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах пере-живают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в ми-ре, назначение своего существования.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэто-му проявление сути человека в выборе воз-любленного, в характере чувства — важ-нейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступ-ления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свой-ственному «ветреной младости»), и к ис-тинному глубокому преклонению перед возлюбленной.

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин...

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

...рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк «От-рывков из путешествия Онегина»:

Мой идеал теперь — хозяйка,

Мои желания — покой...

То, что в юности казалось признаком огра-ниченности, духовной и умственной скуднос-ти, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в ко-ем случае нельзя заподозрить автора в хан-жестве: речь идет о возмужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Ведь и трагедия главных героев проистека-ет из неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Любовь для автора и для его героини Та-тьяны Лариной — огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского — необхо-димый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальнос-ти Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь — «наука страсти неж-ной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом фор-мируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение све-та. Трагическая 6-я глава заканчивается ли-рическим отступлением: размышления ав-тора о возрастном рубеже, который он го-товится перешагнуть. И он призывает «младое вдохновенье» спасти душу поэта от гибели, не дать

...окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья!

Общество неоднородно. От самого чело-века зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или луч-ших представителей света.

Образ «милых друзей», окружающих че-ловека в «мертвящем» «омуте света», появ-ляется в романе не случайно. Как карикату-рой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу — светское приятельство. «От делать нечего друзья» — таков приговор ав-тора. Дружба без глубокой духовной общ-ности — лишь временный пустой союз. Не-возможна полноценная жизнь без бескоры-стной самоотдачи в дружбе — потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить — страшный признак моральной деградации современ-ного общества.

Сам автор обретает смысл жизни в ис-полнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышления-ми об искусстве. Образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не па-шет и не сеет. У него нет потребности в ра-боте. И образование Онегина, и его по-пытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Упорный труд ему был тошен».

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина — не любовная героиня, это герои-ня совести. Появившись на страницах ро-мана 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга — превыше всего. Ольга, не-веста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Тать-яны смерть Ленского — трагедия. Она про-клинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувст-во долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Та-тьяны — высший нравственный выбор, смысл жизни для нее — в соответствии высшим моральным критериям.

Кульминационный момент сюжета — 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Цен-ность жизни проверяется смертью. Траги-ческую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставле-ние его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравст-венного долга — и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им товарища.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба ре-альнее, — важно, что никакой не будет, ведь Ленский убит. Для света, не ведающе-го истинного смысла жизни, сама челове-ческая жизнь — ничто.

Работа Александра Сергеевича Пушкина над произведением «Евгений Онегин» происходила в сложный для России период. Написание романа продолжалось восемь лет. За это время один правитель государства сменился другим, общество находилось в процессе переосмысления ключевых жизненных ценностей, изменялось мировоззрение и самого автора. Отсюда и следует то, что в произведении подняты многие важные нравственные вопросы.

Во-первых, Пушкин затронул тему поиска смысла существования людей. В романе мы можем наблюдать жизнь персонажей в динамике, путь их духовного становления. Некоторым героям удалось найти истину, распознать правильные идеалы, пройдя через испытания. Другие последовали по неверной дороге, расставив приоритеты ошибочно, но так и не поняв этого.

В светском обществе тех времен бытовали свои законы. Молодые люди не стремились сделать существование осмысленным. Они были заняты бессмысленной тратой родительских денег, праздным образом жизни, балами и развлечениями, постепенно деградируя, развращаясь, становясь похожими друг на друга. Чтобы заслужить признание среди окружающих, достаточно было следовать веяниям моды, хорошо танцевать, говорить по-французски, уметь галантно общаться. И все.

Во-вторых, в произведении прослеживается тема отношения к браку. Сначала молодежь, в том числе и Оненин, тяготится серьезными отношениями, считает семейную жизнь нудной, непривлекательной, бесперспективной. Вот и Евгений пренебрег чувствами юной Татьяны , выбрав свободу, а не любовь скромной провинциалки.

Лишь по прошествии времени стабильные отношения стали для главного героя желанными. Он хотел, страстно желал покоя, уюта, тепла, тихого семейного счастья, домашней жизни. Однако возможности для этого были безвозвратно упущены по его же вине. Если бы Онегин «созрел» вовремя, то мог не только стать счастливым сам, но и осчастливить романтичную Татьяну.

В-третьих, в романе присутствует тема дружбы. Светские молодые люди абсолютно не способны на преданные и настоящие дружеские отношения. Все они просто приятели, поддерживают общение «от делать нечего». Но помощи в сложной ситуации, поддержки, понимания от них ждать бессмысленно. Вот и Ленский с Онегиным вроде бы были добрыми друзьями, однако из-за какой-то глупости один убил другого.

В-четвертых, Пушкин упоминает вопрос долга и чести. Эту тему полностью раскрывает Татьяна Ларина. Она была, как и Евгений, дворянского происхождения, получила поверхностное воспитание в домашних условиях. Однако нравы света не повлияли на ее чистую и невинную душу. Она безумно любит Онегина, однако ставит свой долг перед мужем, хоть и нелюбимым, превыше всего. Даже страстная тирада героя не склонила ее поменять принятое решение.

Общество, погрязшее во лжи, лицемерии, ошибочных ориентирах, не может найти истинного смысла жизни, поэтому и не ценит ее. Евгений поставил светскую честь выше нравственного долга, убив романтичного приятеля. Подобное смещение идеалов выглядит абсурдным, но, увы, такова суровая действительность.

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии, а я бы еще назвала его и золотым веком прозы. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей. По-моему, это прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях, он пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, - это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.
Мое любимое произведение Александра Сергеевича Пушкина - “Евгений Онегин”. Каждому свойственно найти в этом романе что-то дорогое, уникальное, иногда понятное только ему, но какие нравственные идеалы самого автора можно здесь найти?
Несмотря на то что роман назван “Евгений Онегин” - главным героем, по-моему, является сам автор. Ведь в сравнении с Евгением Онегиным духовный мир лирического героя, отношение его к жизни, к труду, к искусству, к женщине выше, чище, значительнее. Жизнь Евгения Онегина, полная светских развлечений, надоедает ему. Для него любовь является “наукой страсти нежной”; театр ему надоел, он говорит:
Всех пора на смену, Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел.
Для Пушкина театр - “волшебный край”.
В поэтическом романе Пушкин затрагивает вопрос чести. Онегин едет в деревню, где знакомится с Ленским. Стремясь (ради развлечения) подразнить друга, Онегин ухаживает за девушкой Ленского. Ленский в пылу ревности вызывает его на дуэль - возможность отстоять свою запятнанную честь. Для Онегина - условность, он бы не пошел стреляться, если бы не мнение света, который осудил бы его за отказ. Ленский погибает. Пушкин показывает, как жизнь человека становится дешевле, чем сплетни.
Онегин отправляется в путешествие, которое сильно изменило его. Происходит переоценка ценностей. Он становится чужим для того мира, где несколько лет назад был своим. Онегин полюбил женщину. Для Пушкина любовь является нравственной ценностью, сколько прекрасных строк он посвятил этому чувству. Вспомним его стихотворение “Я помню чудное мгновенье...”:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Любовь для Пушкина - святое чувство. Любовь, пробудившаяся в Евгении, является ярким свидетельством того, как изменился Евгений. Но любимая женщина остается с другим - вот суровое наказание Онегину.
А вот нравственным идеалом в романе для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:
Я так люблю
Татьяну милую мою.
Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.
Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. “Татьяна любит не шутя”, - рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Добром отвечают на добро - вот вечная истина. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее “русская душою”.
“Береги честь смолоду” - вот эпиграф повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, играть в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет. Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины - честная служба на благо Отечества.
В “Капитанской дочке” мы встречаем очень много героев, для которых принцип “Береги честь смолоду” является главным в жизни. Для Пушкина понятие “честь” ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: “Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу”.
Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.
Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.
Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип “на добро отвечают добром” является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева. Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева еще до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.
Я рассказала всего о двух произведениях А. С. Пушкина. Как и у каждого человека, у него был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина - верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта - это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

На вопрос В чем нравственно-филосовская проблематика романа "Евгений Онегин"? заданный автором Европейский лучший ответ это Анализируя роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» , В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина» .
Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много философско-нравственных проблем. Одна из них - проблема счастья и долга.
Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.
Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны. Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наруже, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал". И именно в эту особу влюбляется Онегин, надеясь, что он сможет вернуть в ней прежнюю Татьяну. Евгений пишет ей письмо с признанием в любви, но ответа не получает. Он постепенно чахнет и в конце концов решает выяснить все раз и навсегда. Вот в этот-то момент и происходит финальное объяснение.
Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями.
Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.
Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина.
"Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести.
Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем.

Ответ от Бросок [гуру]
Сложно сказать, страдал ли Пушкин таким наивным дидактизмом, какой ему приписывает Белинский. Бесполая Татьяна и демонический Онегин вполне в духе плакатного "неистового Виссариона"! "Привычка свыше нам дана, замена счастию она", "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел" - эти афоризмы иллюстрируют смену системы ценностей с течением жизни человека. То увлечение, которое могло заполнить жизнь 16-ти или 18-тилетней Татьяны, уже не кажется столь роковым замужней женщине, которая СПИТ с мужчиной и имеет представление об интимной стороне любви. С одной стороны - мимолетные встречи с Онегиным и неясные мечтания, с другой - положение в обществе и любящий муж. Так что это еще вопрос, что возобладало - ДОЛГ или простой ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, не отягощенный легковесными бреднями про "старое кладбище" и "шум ветвей над няней".

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пор оно волнует нас. В нем находим ответы на многие вопросы, которые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни, проблемы взаимоотношений главных героев романа,. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" - один из первых социальных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношений личности и общества.
Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.
Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образов романа, в сопоставлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуют себя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту светской жизни, и поэтому оба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характеров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние "света" с его бесплодной, пустой суетой.
Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либо другой, Он признается в корысти:
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
"Когда же черт возьмет тебя!"
Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя, вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин - образованный, светский человек. Ему было дико в обществе Лариных, где велись разговоры о псарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностное отношение ко всему. "Мод воспитанник примерный", он становится франтом, опасаясь "судей решительных и строгих"; привык
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре.
Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, ему необходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты. Мне нравится Онегин тем, что он "не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался". Я рад, что Пушкин тоже лестно отзывается о своем герое и показывает его недюжинность:
Мне нравились его черты.
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Онегин понимает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.
Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков: поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленского. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой.
Татьяна - "милый" и "верный" идеал нравственной чистоты - прямая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний.
Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которую очень любила и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это была мечтательная и романтическая натура. Это вовсе не значит, что среда, в которой воспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтическому восприятию мира, она создает свой особый, поэтический мир. Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, таинственно-прекрасная жизнь природы, романы - вот чем жила эта девочка.
Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значило чувствовать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенному человеку, которому она "вручает свою судьбу".
Итак, естественная потребность Татьяны любить и быть счастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильной натуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет места эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.
Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искренне признаваясь в своих чувствах. Онегин же по достоинству оценил Татьяну, выделив ее из круга светских дам, но на письмо ответил отказом. Он не хотел связывать себя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин в любой ситуации поступит обдуманно и решительно. Но при первом же испытании он пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он станет рабом светской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится "шепот, хохотня глупцов". Вызов принят.
Непоправимое должно свершиться:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Я считаю, что этот момент в романе самый трагический. С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство" из деревни, неприкаянное странствие по родной земле и растущее чувство собственной бесполезности:
...Зачем не чувствую в плече
Хоть ревматизма? - ах создатель!
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
В таком душевном состоянии наш герой вызывает сочувствие и тревогу за дальнейшую судьбу.
Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Татьяны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испытаний нравственно непобежденной.
Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Это противопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство общества, уродующего человеческую душу.
Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой. Невозможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастливыми вместе - главный укор обществу.
В чем же видел Пушкин пути прогрессивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усовершенствование. Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинное страдание, то не станет ни эгоизма, ни желания устроить свои дела за чужой счет. Они оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своего существования и займутся наконец делом, достойным человека.
И мысль эту Пушкин проводит, показывая любовь Онегина к Татьяне, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, потерял единственную духовную опору - уважение к себе. И только встретив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что такое возвышающее и очищающее душу страдание. Он увидел в ней прекрасное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это была женщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую не мог полюбить раньше, в бытность ее уездной барышней, ибо до гибели Ленского, внезапно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились в сонном оцепенении. В то время он просто не способен был любить.
Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкин показывает огромное положительное влияние Татьяны в "свете". В чистой нравственной атмосфере, окружившей ее, даже самые недалекие люди становились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценилось не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслугам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить.
Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучшения общества через естественность и красоту отношений. В этом проявился великий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал "чувства добрые" в сердцах современников и потомков.

ЗЕКУНОВ ВЛАДИМИР



Похожие статьи
 
Категории