Проект литературные произведения как исторический источник. Роль художественной литературы на уроках истории

30.03.2019

Украинская народная вышивка является одним из наиболее распространённых и доступных видов народного художественного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нас дошла в виде замечательных разнообразных орнаментов, швов, которыми они выполнены, интересных цветосочетаний нитей.

Образцы старинной народной вышивки поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством и служат неисчерпаемым источником для развития советского декоративно-прикладного искусства.

С глубокой древности ручной вышивкой оформляли разнообразные изделия, необходимые людям в быту. Популярна вышивка и сегодня. Красивы и оригинальны современные изделия, оформленные украинской народной вышивкой: салфетки, скатерти, рушники, панно, блузы, мужские сорочки и другие виды одежды.

В современной украинской вышивке постепенно изменяются колорит и швы, которыми выполнены узоры. Традиционные орнаменты обогащаются новыми элементами и интересными композиционными решениями. Оформляя изделия по народным мотивам, современные мастера сохраняют многовековые традиции народной вышивки, используют цветовые решения, орнаменты, технику исполнения, характерные для отдельных областей Украины.

Процесс выполнения вышивок увлекателен. Занятие вышиванием развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду, формирует у школьников определённые навыки и умения, которые им пригодятся в практической деятельности.

Виды орнаментов

Создавая орнаменты для вышивки, художники во все времена обращались к природе, но не просто копировали её, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное. В украинской народной вышивке встречаются растительные, геометрические, растительно-геометризованные орнаменты, орнаменты с изображениями животных, орнаменты с эмблемами. В вышивке рушников, панно, посвящённых знаменательным датам, употребляются эмблемы государства. Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощённых) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звёзд и др.В вышивке рушников, салфеток, скатертей, панно в орнаментах встречаются стилизованные животные, птицы, насекомые.Растительно-геометризованные орнаменты состоят из геометризованных, упрощённых цветков, листьев, бутонов, стебельков.

Виды швов украинских народных вышивок

Швы украинских вышивок делятся на основные и дополнительные. Основные швы в свою очередь делятся на счётные и декоративные. Счётными называются такие швы, для выполнения каждого стежка которых необходимо считать нити тканей. Счётными швами выполняют геометрические или растительно-геометризованные орнаменты. К счётным швам относятся: прямая гладь, косая гладь, занизывание, набор, низь, крестик, зерновой вывод, выкалывание, вырезывание, верхошов, различные виды мережек. Разнообразие орнаментов достигается сочетанием нескольких видов швов в одном узоре. Так, узор может быть выполнен: прямой гладью, вырезыванием, выколками, зерновым выводом, ретязем, двусторонней штаповкой. В декоративных швах (их ещё называют свободными) стежки вышивки выполняют по рисованному контуру орнамента. Следовательно, к декоративным относятся швы, которыми вышивают растительные орнаменты. Это – двусторонняя гладь, полтавская гладь, художественная гладь, рушниковые швы. Простые декоративные швы: строчка, стебельчатый шов, цепочка или тамбурный шов, а такжегладьевой шов качалочки, которыми выполняют геометрические и растительно-геометризованные орнаменты. К дополнительным швам относятся: краевые швы, которыми оформляют края салфеток, рушников; соединительные швы (смереживание), которыми можно соединять отдельные детали таких изделий, как блузы, платья, юбки и др.; зубцевание – швы, которыми оформляют края манжет, рукавов, воротников в изделиях, а также сборка на нитку – пухлики. Чтобы работа над вышивкой образцов украинских народных швов приносила творческое удовлетворение, надо с самого начала стараться выполнять всё чётко и аккуратно. Красота украинских народных счётных швов зависит от точности счёта нитей ткани. Растительные орнаменты надо вышивать точно по контуру рисунка.

Тема урока: «Вышивка как один из видов декоративно – прикладного искусства. Вышивание крестом». Технология 2класс.

Ахметдинова Гульнара Гранитовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Цель: ознакомить детей с технологией выполнения вышивания крестом; расширять знания об истории вышивания разных народов; повторить правила безопасности труда при работе с иглами.

Задачи:

Расширить знания учащихся о шве крест, выполняемый по горизонтали, во вертикали, по диагонали;

    отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;

    закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;

    развивать сноровку, координацию движений;

    прививать аккуратность и терпение в работе;

    развивать мышление;

    способствовать развитию компетенций;

Соблюдать правила техники безопасности;

    воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.

Планируемые результаты :

Предметные результаты:

Расширить знания учащихся о шве крест;

Закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий.

Метапредметные результаты : (развивающие)

Регулятивные УУД:

Научить развивать образность, внимание, речь;

Познавательные УУД:

Уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

Коммуникативные УУД:

Развить навык работы в группах при выполнении практических работ;

Находить способы созидательного труда внутри группового общения;

Уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:
-умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

Воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.

Тип урока : урок-исследование.

Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, нитки для вышивки – мулине, пяльцы, канва, плотная ткань, схема рисунков, плакаты.

Учебник: Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова «Технология» 2 класс.

Ход урока:

I .Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вопросы на повторение предыдущей темы:

Какую ткань используют для вышивки?

    Зачем ткань натягивают в пяльцах?

    Назовите основные стежки и швы на их основе.

    Почему ткань нужно вынимать из пялец после каждого сеанса выши­вания?

Проверка и оценка домашней работы учащихся. Показ лучших работ.

II.Изучение нового материла:

Рассказать учащимся об истории вышитого орнамента, о композиции, раппорте, видах орнамента. Показать, как выполняется шов «крест» и гобеленовый.

Объяснение учителя.

Творчество помогает нам обнаружить скрытые способности, отрешиться на время от будничных проблем, а самое главное –создавать удивительные вещи, которые разнообразят нашу жизнь и делают ее ярче и богаче.

Вышивка - это техника, с помощью которой можно украсить самые разнообразные изделия из различных материалов, придав им совершенно новый вид. Вышивка обильно украшала нижние края постельников, которые свешивались с кроватей, полотенца, скатерти и занавеси, холщовые сарафаны, головные уборы и платки, свадебные и праздничные рубахи.

Множество крестиков разных цветов и оттенков как отдельные элементы мозаики способны сотворить чудо и составить пейзаж, натюрморт или портрет. Существует множество различных видов и техник вышивания.

Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространены вышивка шелком, шерстью, золотом, бисером.

Вышивка Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шиться из войлока, сукна, кожи. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных, реже – изображение растений.

У народов Крайнего Севера распространена вышивка оленьим мехом по замше, сукну и аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Вышивка народов Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличается геометризированными узорами из сочетания растений, животных и птиц.

Для вышивки Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

Традиционный крест выполняйте следующим: вы заканчиваете предыдущий крестик и начинаете следующий.

Датский крест выполняется так: сначала вы вышиваете половину крестика и заканчиваете крестики по мере того, возвращаетесь. (Показ рисунков)

Вышивкакрестом Выполняется на плотной ткани или канве. Канва – Это специальная т кань для вышивки.

Техника вышивания крестом или полукрестом – одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эта техника известна издавна, но широко распространилась во второй половине прошлого столетия.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. (Показать учащимся выполнение стежков «крест», идущих горизонтально и вертикально и по диагонали)

Главным узором народных вышивок крестом является геометрический, растительный и зооморфный (изображения животных, птиц) орнамент.

Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные и т.д.

Во время выполнения практической работы выполняется физминутка.

" Бабочка" . Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте

Какие же материалы и инструменты нам необходимы для вышивки счетными швами:

Материалы:

    Канва - специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом;

    Нитки мулине

    Инструменты:

    Наперсток

Безопасные приемы работы.

ИГЛЫ. Для вышивки крестом используют гобеленовые иглы с тупым концом. Не держите иголку в зубах. Нечаянный вдох - и вы можете ее проглотить. Не вкалывайте иголки в одежду, кресла, диваны, не оставляйте на обеденном столе. Это опасно!

НОЖНИЦЫ. Должны иметь острые и плотно сомкнутые концы.

Практическая работа "Выполнение простого шва крестиком".

III .Закрепление изученного материала

Ответить на вопрос:

1. Приспособление для натягивания ткани? (пяльцы)

2. Специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом? (канва)

3. Нитки, используемые для вышивки? (мулине)

I V .Подведение итогов

Что нового узнали на уроке?

Где в жизни вам это может пригодиться?

Какую оценку, вы бы себе поставили за практическую работу?

V . Домашнее задание

Отработать навыки вышивки простым крестиком. Подготовиться к практической работе. Принести канву, нитки, пяльцы.

Описание работы:

План - конспект урока разработан в рамках раздела «Рукоделие», образовательной области «Технология» и рассчитан для обучающихся 5 класса. Данный материал будет полезен для учителей, которые перешли на ФГОС нового поколения в 5-ых классах.

Класс: 5 Раздел: Рукоделие

Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Цель : ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

Развивающая : развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный.

Методы: диалогический, алгоритмический.

Длительность урока : 90 минут.

Ход урока:

1. Организационно-подготовительный этап.

Приветствие;

Назначение дежурных;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой учащихся на работу.

2. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу - подсказке. (Определение темы занятия).

1. Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).

2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.

О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

Ознакомиться с историей вышивки;

Рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка - это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи - восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс - храбрость мудрость, оберег защита).

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров.

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица - мать-сыра Земля».

Конь - оберег домашнего очага, символ доброты

Птица - спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо - символ жизни, единства рода.

Огонь - очистительная сила.

Спираль - символ пожелания блага

Украшение костюма - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.

Орнамент - это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы.

Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?

(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)

А какие материалы можно использовать для вышивки?

(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки - ирис, мулине, гарус, шерсть).

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

Какие виды вам известны?

(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

1. Самый простой шов - «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

3. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

4. Стебельчатый шов- сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

5. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

6. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

3. Практическая работа.

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

Хранить ножницы в футляре;

На столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

Не оставлять их на рабочем месте;

Ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

Не вкалывать их в одежду;

Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту

4. Выдача домашнего задания.

Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.

5. Подведение итогов урока.

Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

Что относится в вышивании к материалам?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились на данном занятии?

Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и - урока.

Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Тема данного комбинированного урока: «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» - первая тема в разделе «Рукоделие»

Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходило плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия и здоровьесберегающие технологии - физкультминутка



Похожие статьи
 
Категории