«простота есть необходимое условие прекрасного» (л. н

10.03.2019
  1. Сказочные мотивы повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».
  2. Характеры главных героев.
  3. Жизнеутверждающее начало повести Гоголя.

Человеческая жизнь сложна и многогранна. В ней есть место всему: подвигу и при-ключениям, политике и любви, развлечениям и труду. Если отказаться хотя бы от чего-то, жизнь обязательно обеднеет. Интерес к волшебной сказке никогда не угаснет в человеке. Именно удивительная красота сказочных историй делает их столь прекрасным и притягательными для читателей. Свое сочинение мне хотелось бы посвятить повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Это произведение как нельзя лучше соответствует формуле Толстого: «Простота есть необходимое условие прекрасного». В повести Гоголя так много истинно сказочного. Реальный мир тесно переплетается с фольклорными, сказочными мотивами.

Мы легко и незаметно попадаем под влияние волшебной истории, созданной писателем. Это произведение ни к чему никого не призывает, оно далеко от политики и общественной ситуации. Но ведь «не хлебом единым жив человек». Как бы не интересовали нас общественные противоречия и нравственные искания русских классиков, волшебные истории из сборника «Вечера на хуторе близ Дикань-ки», рассказанные Гоголем, нам нравятся ничуть не меньше.

Повесть «Ночь перед рождеством» не может оставить равнодушным даже скептика. Каждый найдет в этом произведении то, что по душе именно ему. Кому-то нравятся именно фантастические мотивы, кому-то - теплый и живой юмор писателя, а кому-то кажутся особенно интересными человеческие отношения на фоне мистических событий. Неведомое, мистическое всегда привлекало человека. Но страх перед непознанным делал такой интерес опасным и жутковатым. Однако Гоголь делает свою волшебную историю настолько увлекательной, что у читателя после прочтения остается самое радужное настроение.
Гоголь умело соединяет народные верования, легенды, сказки. Они сочетаются так гармонично и естественно, что мы поневоле начинаем верить в художественный вымысел автора. Все персонажи повести напоминают настоящие «народные» характеры. Смелый и отчаянный кузнец Вакула, красавица Оксана, которая так волнует его сердце, напоминают нам о «законах» волшебных сказок. Именно в сказках очень распространен сюжет, в котором юноша, стремясь добиться любви красавицы, совершает в ее честь небывалые по своей смелости поступки.

В повести Гоголя действуют точно такие же законы. Красавица хочет получить царские черевички. Условие, безусловно, не из легких. Но отважный юноша-кузнец не может не выполнить желание любимой. Для того, чтобы красавица получила свои черевички, кузнецу пришлось оседлать черта и полететь на нем. Кузнец Вакула принес красавице Оксане царские черевички, причем ему удалось обмануть черта и спасти свою душу. Замечательный сказочный сюжет, удивительный язык Гоголя, достоверные, яркие человеческие характеры - все это делает произведение незабываемым. Повесть Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» можно читать не один раз.

Произведение дает читателю позитивный настрой. Черт - олицетворение злых сил - посрамлен. Простой человек оказывается намного умнее, хитрее, сообразительнее. «В благодарность» за путешествие от кузнеца черт получает хорошую взбучку. Злые силы в образе черта показаны в гоголевской повести такими убогими и жалкими, что над ними невозможно не посмеяться. Благородный герой оказался на высоте, никто не смог победить его.

Каждая волшебная история показывает нам не только невероятные приключения, но и реальные отношения между людьми. И эти отношения подчас оказывается не менее интересными. Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» раскрывает перед нами удивительно яркие характеры героев. Мы с удовольствием смеемся над комедийными эпизодами, с интересом наблюдаем бытовые подробности, которые так натуральны и правдоподобны.

Повесть Гоголя радует нас хорошим финалом, что также полностью соответствует сказочным традициям. Добро торжествует над злом. В повести ясно чувствуется жизнеутверждающее начало. Повесть очень проста, легка и понятна для восприятия. Она нравится и детям, и взрослым. В минуты грустных размышлений она способна порадовать, заставить задуматься о том, как прекрасна жизнь. Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» - это удивительно простое и именно поэтому такое прекрасное произведение.

Это стихотворение Пастернака продолжает крутится в голове:

Есть в творчестве больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.

В родстве со всем, что есть, уверясь,
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Но мы пощажены не будем,
Когда её не утаим.
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.

В блоге о Пушкине я привел лишь вторую строфу. Но вот посмотрите, что там дальше:

Но мы пощажены не будем,
Когда её не утаим.

Как это понять? Мы будем наказаны за простоту? Кто нас не пощадит? Люди, которым она нужней всего? Но почему? Не потому ли, что простота правдива? А, сказано, что ничто так не оскорбляет людей как правда. Итак, за простоту, то есть за правду, не жди пощады...

Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.

Что "всего нужнее" - это так. Простота, то бишь правда (истина) конструктивна, ее вектор - развитие, движение в будущее.
Но почему же «сложное понятней» людям? Так ли это? Скорее, сложное им привычней, приятней. Так гуру говорит с учениками намеками, аллюзиями, притчами, не сталкивая с истиной (правдой) в лоб, ибо для некорепшего ума такое столкновение может оказаться смертельным.
То есть в сложном, как в мягкой обертке, как пузырчатой упаковке, купается наше человеческое дилетантство.

Вот некоторые афоризмы о простоте.

Не корчите из себя ничего; простота есть отпечаток гения.
К. Берне
Простота есть сознание своего человеческого достоинства.
П. Буаст
Простота есть ближайшая родственница ума и дарований.
Ф. Глинка
Простота всегда бывает следствием возвышенности чувств.
Ж. Д’Аламбер
Показная простота - это утонченное лицемерие.
Ф. Ларошфуко
Простота делает жизнь не только более приятной, но… и более чистой и прекрасной.
М. Монтень
Простота есть главное условие красоты моральной. Чтобы читатели сочувствовали герою, нужно, чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько и добродетели, добродетели - возможные, слабости - необходимые…
Л. Толстой
Простота есть необходимое условие прекрасного.
Л. Толстой
Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.
Л. Толстой
Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.
Л. Толстой
Язык правды прост.
Сенека Ауций Анней (Младший)
Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Новый Завет. Евангелие от Матфея
Простота - это не только самое лучшее, но и самое благородное.
Теодор Фонтане
Чем проще человек выражается, тем легче его понимают.
Джеймс Фенимор Купер
В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное - это простота.
Генри Уодсуорт Лонгфелло
Нет ничего проще, чем величие; воистину, быть простым - значит быть великим.
Ралф Уолдо Эмерсон
Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.
Жорж Санд
Стремление к простоте жизни является у сложнейших душ, а все простое стремится к сложности.
Михаил Михайлович Пришвин

И напоследок - отрывок из романа «Доктор Живаго»
Юрий Живаго: «Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала».

Мысль Л. Н. Толстого о том, что «простота есть необходимое условие прекрасного», становится особенно близкой и понятной, когда любуешься красотой природы. Окружающий нас мир настолько гармоничен и прекрасен, что не перестаешь удивляться: кто он, творец всего живого, неведомый зодчий и неутомимый экспериментатор? Ночное звездное небо, солнечное великолепие дня, изысканная простота шумящей под дуновением легкого ветерка зелени, безумная бушующая стихия Мирового океана - человек замирает в немом восхищении, становясь свидетелем чудесной жизни. Недаром, раскрывая поэтические стороны действительности, писатели, художники, музыканты обращаются к эмоциональным описаниям природы. А. П. Чехов в письме к Д. В. Григоровичу проникновенно заметил: «Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя».

В частности, Л. Н.Толстой всегда создает чарующие, проникнутые глубоким чувством описания природы, обстоятельные и точные, передающие картину во всех подробностях, с исчерпывающей полнотой. Так, в «Отрывке дневника 1857 года (Путевые записки по Швейцарии)» писатель отмечал: «Я люблю природу, когда она со всех сторон окружает меня и потом развивается бесконечно вдаль, но когда я нахожусь в ней. Я люблю, когда со всех сторон окружает меня жаркий воздух...; когда вы не одни ликуете и радуетесь природой, когда около вас жужжат и вьются мириады насекомых, сцепившись ползут коровки, везде, кругом заливаются птицы». Эти слова выражают отношение Толстого к природе, бесконечную любовь к ней, огромный интерес к мельчайшим подробностям ее жизни, желание приблизиться к ней.

Человек - неотъемлемая часть природного равновесия и гармонии. Человек красив, в искусстве нередко подчеркивается это. Например, в рассказе «После бала» Л. Н. Толстой дает такое описание девушки, в которую был влюблен главный герой: она «была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо... и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид».

Человек может абстрактно мыслить, сознательно ставить перед собой цели, строить планы, чтобы достичь их, затем приступает к работе, чтобы реализовать их, и находить удовлетворение в их осуществлении.

Чувство нравственности позволяет различать добро и зло, совесть укоряет человека, когда он заблуждается. Он находит счастье, когда окажется полезным кому-то, радость - когда он любит и любим. Человек может созерцать растения и животных, великолепие гор и океанов или простор звездного неба и ощущать свою незначительность. У него есть чувство времени и вечности, его интересует, куда он идет, он хочет понять, что стоит за всем этим. Как видим, красота человека заключается не только во внешних данных, но и во внутренней гармоничной и плодотворной жизни.

Подражая прекрасному окружающему миру, стремясь выразить свой восторг красотой, человек создает гениальные произведения искусства. Однако не все так просто. Человеческая природа двойственна: там, где присутствует добро, обязательно появляется зло; в океан гармонии вливается ручеек дисгармонии. Причем чаша весов добра и зла не находится в равновесии. Все наши поступки измеряются этими весами, вся наша жизнь. Если мы забудем об этом, то мы недостойны даже случайного упоминания о нас потомков.

Человек стремится «переиграть» природу, внести в существующую действительность свое понимание истоков прекрасного.

Научно-техническое развитие идет по восходящей. Вздымаются в небо гигантские небоскребы, небесную лазурь прорезают металлические тела самолетов, космических кораблей, недра земли уродуются в погоне за черным золотом. Ускоряется темп жизни - человек стремится достичь большего, лучшего.

Результат: «разрушительное существо» человек, «для поддержания своей жизни», уничтожает разнообразные живые существа, растения, разрушает красоту природы, нарушает тонкое равновесие гармонии.

В интродукции к повести Л. Н. Толстого «Хаджи Мурат», где описаны луга и летние полевые цветы, читаем: «Куст “татарина” состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку... Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его». Этот изуродованный кустик «татарина» можно символично соотнести с результатами хозяйственной деятельности человека.

Природа, «перееханная колесом» цивилизации, не сдает своих позиций. Какую цену имеет самый благоустроенный город, в высшей степени приспособленный к жизни человека, по, сравнению с бескрайними полями, зелеными лесами?

Конечно, я прекрасно осознаю, что человек ни под каким предлогом не откажется от всех достижений цивилизации. Однако путь к прекрасному и, в равной степени, простому можно начать в любое время. Стоит только проанализировать свои мысли и поступки: если в твоей душе отсутствуют злые помыслы, порочные желания, недобрые устремления, можно считать, что ты на пути к первоистокам прекрасного.

Сложна и многогранна. В ней есть место всему: подвигу и при-ключениям, политике и любви, развлечениям и труду. Если отказаться хотя бы от чего-то, жизнь обязательно обеднеет. Интерес к волшебной сказке никогда не угаснет в человеке. Именно удивительная сказочных историй делает их столь прекрасным и притягательными для читателей. Свое сочинение мне хотелось бы посвятить повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Это как нельзя лучше соответствует формуле Толстого: «Простота есть необходимое условие прекрасного». В повести Гоголя так много истинно сказочного. Реальный мир тесно переплетается с фольклорными, сказочными мотивами.

Мы легко и незаметно попадаем под влияние волшебной истории, созданной писателем. Это произведение ни к чему никого не призывает, оно далеко от политики и общественной ситуации. Но ведь «не хлебом единым жив ». Как бы не интересовали нас общественные противоречия и нравственные искания русских классиков, волшебные истории из сборника «Вечера на хуторе близ Дикань-ки», рассказанные Гоголем, нам нравятся ничуть не меньше.

Повесть «Ночь перед рождеством» не может оставить равнодушным даже скептика. Каждый найдет в этом произведении то, что по душе именно ему. Кому-то нравятся именно фантастические мотивы, кому-то - теплый и живой юмор писателя, а кому-то кажутся особенно интересными человеческие отношения на фоне мистических событий. Неведомое, мистическое всегда привлекало человека. Но страх перед непознанным делал такой интерес опасным и жутковатым. Однако Гоголь делает свою волшебную историю настолько увлекательной, что у читателя после прочтения остается самое радужное настроение.
Гоголь умело соединяет народные верования, . Они сочетаются так гармонично и естественно, что мы поневоле начинаем верить в художественный вымысел автора. Все персонажи повести напоминают настоящие «народные» характеры. Смелый и отчаянный кузнец Вакула, красавица Оксана, которая так волнует его сердце, напоминают нам о «законах» волшебных сказок. Именно в сказках очень распространен сюжет, в котором юноша, стремясь добиться любви красавицы, совершает в ее честь небывалые по своей смелости поступки.

В повести Гоголя действуют точно такие же законы. Красавица хочет получить царские черевички. Условие, безусловно, не из легких. Но отважный юноша-кузнец не может не выполнить желание любимой. Для того, чтобы красавица получила свои черевички, кузнецу пришлось оседлать черта и полететь на нем. Кузнец Вакула принес красавице Оксане царские черевички, причем ему удалось обмануть черта и спасти свою душу. Замечательный сказочный сюжет, удивительный Гоголя, достоверные, яркие человеческие характеры - все это делает произведение незабываемым. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» можно читать не один раз.

Произведение дает читателю позитивный настрой. Черт - олицетворение злых сил - посрамлен. Простой человек оказывается намного умнее, хитрее, сообразительнее. «В благодарность» за путешествие от кузнеца черт получает хорошую взбучку. Злые силы в образе черта показаны в гоголевской повести такими убогими и жалкими, что над ними невозможно не посмеяться. Благородный герой оказался на высоте, никто не смог победить его.

Каждая волшебная показывает нам не только невероятные приключения, но и реальные отношения между людьми. И эти отношения подчас оказывается не менее интересными. Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» раскрывает перед нами удивительно яркие характеры героев. Мы с удовольствием смеемся над комедийными эпизодами, с интересом наблюдаем бытовые подробности, которые так натуральны и правдоподобны.

Повесть Гоголя радует нас хорошим финалом, что также полностью соответствует сказочным традициям. Добро торжествует над злом. В повести ясно чувствуется жизнеутверждающее начало. Повесть очень проста, легка и понятна для восприятия. Она нравится и детям, и взрослым. В минуты грустных размышлений она способна порадовать, заставить задуматься о том, как прекрасна жизнь. Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» - это удивительно простое и именно поэтому такое прекрасное произведение.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Простота есть необходимое условие прекрасного . Литературные сочинения!

Высказывания великих о значимости такого качества характера человека как «простота»...

«В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны.
Жизнь - простая штука, и в ней что проще, тем правильнее. »
Оскар Уайльд

«Со счастьем дело обстоит, как с часами:
чем проще механизм, тем реже он портится.»
Никола Шамфор

«Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так,
что все простое - правда, а все сложное - неправда.»
Григорий Сковорода

«Истинное слишком просто;
идти к нему, бывает, очень трудно.»
Жорж Санд

«Сильные люди всегда просты.» - Лев Николаевич Толстой.
«... нет величия там, где нет простоты, добра и правды.» - Лев Николаевич Толстой.

«Нет ничего проще, чем величие;
воистину, быть простым - значит быть великим.»
Ралф Эмерсон

«Простых людей поражают невероятные явления;
образованных же, напротив, пугает и озадачивает все самое простое, обыденное.» - Эдмунд Бёрк.

«В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное - это простота.» - Генри Лонгфелло.
«Простота есть ближайшая родственница ума и дарований.» - Федор Глинка.
«У истины простая речь.» - Григорий Сковорода.

Сила простоты в жизни человека

«Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.» - Антон Чехов.
«Если мысль нельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и надо её отбросить.» - Люк Вовенарг.

«Никогда не предпринимай никаких сложных ходов, если того же можно достичь гораздо более простыми способами. Это - одно из самых мудрых правил жизни. Применять его на деле очень трудно. Особенно интеллигентам и романтикам.» - Эрих Ремарк.

«О вещах серьезных следует говорить просто: напыщенность тут неуместна;
говоря о вещах незначительных, надо помнить, что только благородство тона, манеры и выражений могут придать им смысл.» - Жан Лабрюйер.

«Оригинальность не исключает простоты.»
Дени Дидро

«Ничто так, как простота, не содействует сближению людей.» - Лев Николаевич Толстой.
«Простота есть необходимое условие прекрасного.» - Лев Николаевич Толстой.
«Простота всегда бывает следствием возвышенности чувств.» - Жан дАламбер.

«В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное - это простота.» - Генри Лонгфелло
«Чтобы любить в простоте, надо знать, как проявить любовь.» - Фёдор Достоевский

Проще говоря, простота во всём - делает жизнь легкой и радостной. Об этом мы поговорим в следующей статье «Простота человека », которая будет размещена в разделе «Качества характера »...

«Всё в этом мире просто... до тех пор пока мы сами всё не запутаем...»
Чёрный Доктор



Похожие статьи
 
Категории