Н. в

21.03.2019

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова - чиновника, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку По словам Гоголя, перед нами следуют герои, «один пошлее другого». С каждым из помещиков мы знакомимся только в течение того времени (как правило, не более одного дня), которое проводит с ним Чичиков. Но Гоголь избирает такой способ изображения, основанный на сочетании типичных черт с индивидуальными особенностями, который позволяет составить представление не только об одном из персонажей, но и о целом слое российских помещиков, воплощенном в данном герое. Лицо помещичьей России представлено в пяти главах, каждая из которых посвящена одному помещику. В каждой главе Гоголь следует приблизительно одному и тому же плану: сначала идет описание усадьбы, затем - портрет, далее сведения о семье и знакомых, речевая характеристика, обед. Центральное место занимает сцена купли-продажи мертвых душ. Я воспользуюсь этим авторским планом, чтобы рассказать о визите Чичикова к Манилову - первому из помещиков, которого он посещает.

В соответствии с общим принципом характеристики, который использует Гоголь, глава о Манилове начинается с описания его усадьбы. Пейзаж выдержан в сероголубых тонах: «серенькие бревенчатые избы», сосновый лес «скучно-синеватого цвета», беседка с деревянными голубыми колоннами, даже день и то серый. Как пишет Гоголь, обыгрывая фамилию владельца имения, «деревня Манилова немногих могла заманить». Все настраивает нас на встречу с очень скучным - «серым» - человеком.

Практически сразу же вслед за описанием имения следует авторская характеристика помещика: ведь мы вместе с Чичиковым так мало времени проводим с каждым из помещиков, что составить полное представление о его индивидуальных особенностях, а тем более о том типе, который он представляет, очень трудно. В авторской характеристике Манилова он отнесен к особому типу людей, который определяется Гоголем с помощью фразеологизмов и поговорок: «Он был человек так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Здесь использован целый ряд фразеологизмов, как бы нанизанных друг на друга, которые все вместе позволяют нам сделать вывод о том, насколько в действительности пуст внутренний мир Манилова, лишенного, как говорит автор, какого-то внутреннего «задора». Гоголь - великолепный мастер слова, для него важен каждый смысловой оттенок, подбираемый для создания образа. Так, слово «задор», характеризующее Манилова, появилось не сразу В черновых рукописях есть другие варианты: «страсть», «конек» и т.д. Но именно слово «задор» оказалось наиболее точным, поскольку в данном ряду оно выражает не возвышенное стремление, а просто «задирающий предмет».

Очень важна для понимания образа помещика также и портретная характеристика. «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами» - такое описание внешности Манилова может вызвать у читателя определенный круг ассоциаций, на что явно рассчитывает автор. Вспомним: «Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные...» Это портрет пушкинской Ольги из «Евгения Онегина», девушки милой, но совершенно заурядной, человека-пустышки. Именно таковым и является Манилов.

Манилов поначалу кажется приятнейшим человеком: любезным, гостеприимным и в меру бескорыстным. Но автор не зря замечает, что в «приятность» Манилова «чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства». Такая слащавость проскальзывает и в его семейных отношениях. После восьми лет супружества они с женой все еще приносили друг другу «кусочек яблочка, или конфетку, или орешек» и говорили: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек».

Вообще еда в гоголевской характеристике помещиков - одно из важнейших средств, недаром Чичикова угощают у каждого из них. Стол Манилова не блещет разнообразием и изобилием блюд, но подается угощенье как что-то особенное: «Щи, но от чистого сердца».

Точно так же «подаются» и собственные дети: их у Манилова двое и оба они вполне заурядны. Но их отец постоянно восхищается их довольно скудными талантами, а имена «отчасти греческие» - Фемистоклюс и Алкид - явно выдают претензию отца и его постоянное стремление «работать на зрителя».

Это же проявляется и во всем остальном. Фактически, приятное обхождение Манилова с людьми - единственное занятие этого помещика, как в «материальном», так и в «духовном» смысле, вот почему впечатление, которое он производит на читателя, постепенно меняется.

Он очень обходителен и вежлив, но оказывается, что это качество, которое должно облегчать и делать приятным общение людей, у Манилова перерастает в свою противоположность. Чего только стоит сцена, когда Чичиков несколько минут вынужден стоять перед дверями в гостиную, поскольку хозяин стремится перещеголять его в вежливом обхождении, пропуская вперед, а в результате они оба «вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга». Так в частном случае реализуется авторское замечание о том, что в первую минуту о Манилове можно только сказать: «Какой приятный и добрый человек!», затем уже «ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Зато сам Манилов считает себя человеком культурным и образованным - именно так говорили о нем в полку, где он служил. И в деревне он старательно пытается поддержать такое впечатление о себе и своем доме. Но среди галереи гоголевских ге-роев-обывателей, людей заурядных и посредственных, всякие культурные интересы и запросы превращаются в пародию. Часто писатель показывает это с помощью приема «многозначительной детали». Так, претензия Манилова на изящность и просвещенность и полная ее несостоятельность показаны через детали интерьера его комнаты. Здесь стоит прекрасная мебель - и тут же два недоделанных кресла, обтянутых рогожей; щегольской подсвечник - а рядом «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале». Всем читателям «Мертвых душ», конечно же, памятна и книжка в кабинете Манилова, «заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал уже два года».

Чем же занят этот помещик? Детали интерьера опять помогают составить об этом представление: на окнах в кабинете «помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени». Ведь главное, и, по сути, единственное его занятие - пустые, праздные мечты. После отъезда Чичикова он предается своему любимому делу: размышлению о «благополучии дружеской жизни», о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост», и все далее и далее уносясь мечтами, он уже представляет, что будто бы государь, узнав об их дружбе с Чичиковым, «пожаловал их генералами, и далее, наконец, бог знает, что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать».

Манилов представляет отношения между людьми в духе идиллических пасторалей, так как, по его мнению, единственной формой человеческой связи является чуткая, нежна дружба и сердечная привязанность. Коснувшись в разговоре с Чичиковым городских чиновников, он называет их всех прекрасными, «милыми», «прелюбезны-ми» людьми, нисколько не заботясь о том, соответствует ли это истине. Ведь жизнь в его восприятии - полная, совершенная гармония. Манилов живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему истинное удовольствие. Отсюда и его любовь к красивой фразе и вообще к любому роду позирования. Он является сентиментальным фантазером, совершенно не способным при этом к действию. Недаром его фамилия стала нарицательным словом, выражающим соответствующее понятие -«маниловщина». Праздность и безделье вошли в плоть и кровь этого героя и стали неотъемлемой частью его натуры. Он лишен живой мысли, живого стремления, а та культура, которой он так гордится, - лишь фарс, за которым открывается пустота и бессодержательность. Поэтому Манилов, как и все остальные помещики, может быть отнесен по гоголевской системе к «мертвым душам».

Хотя сентиментально-идиллические представления о мире, мечты, в которые он погружен большую часть своего времени, с одной стороны, делают Манилова несколько привлекательнее других помещиков, которым вообще не свойственна мечта- тельность, с другой - приводят к тому, что хозяйство его идет «как-то само собой», без особого с его стороны участия, и постепенно разваливается. Кроме того, мечтательность и сентиментальность Манилова определяют его склонность к отвлеченным беседам и абсолютную неспособность говорить о практических вещах, с чем также связано его полное неумение и нежелание вести хозяйство. Подтверждением тому служит разговор с Чичиковым о мертвых душах: «Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос -черт его знает». В конце концов, он остается «в своем репертуаре»: «Не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» - спрашивает он, проявляя показной интерес к государственным делам.

Впрочем, надо сказать, что он вообще единственный из помещиков, который в разговоре с Чичиковым о «мертвых душах» вспоминает о законе и интересах страны. Правда в его устах эти рассуждения принимают нелепый характер, тем более, что, услышав ответ Чичикова: «О! помилуйте, ничуть», - Манилов совершенно успокаивается и даже готов подарить Чичикову интересующий его «предмет».

Но одно сравнение в этой явно комической сцене вызывает отнюдь не веселые размышления. Гоголь сравнивает Манилов со слишком умным министром. И здесь авторская ирония вторгается в запретную сферу - высшие эшелоны власти. Это могло означать лишь то, что иной министр - олицетворение высшей государственной власти - не так уж и отличается от Манилова и что «маниловщина» - типичное свойство этого мира.

Таким образом, в лице Манилова мы видим пародию на просвещенного русского помещика, в сознании которого опошляются явления культуры и общечеловеческие ценности. Некоторая внешняя привлекательность его по сравнению с другими помещиками- лишь видимость, мираж. В душе он так же мертв, как и они. Недаром Гоголь, человек глубоко и искренне верующий, вкладывает в уста Манилова кощунственную фразу о том, что «умершие души в некотором роде совершенная дрянь». «Очень не дрянь», - живо парирует Чичиков, нисколько не смущающийся тем, что собирается нажиться на смерти людей, человеческих бедах и страданиях.

Но что значит эта аморальная сделка в том мире, где существуют такие помещики, как Манилов, которые рады услужить любому негодяю с хорошими манерами, лишь бы не утерять свой внешний лоск, свой статус просвещенного и образованного человека! И если бы только в те далекие от нас времена были такие люди! К сожалению, они не редки и поныне, а слово «маниловщина» не выходит из оборота речи современного человека. Вот почему не стареет до сих пор книга, в которой писатель «сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы» решился «крепкою силою неумолимого резца» выставить «выпукло и ярко на всенародные очи» «пошлость пошлого человека».

Знаки препинания в сложном предложении

1.

Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С самого раннего возраста (1) впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В «Мертвых душах» (1) Гоголь следовал принципам того критического направления (2) характеристику (3) которого он дал в одной из глав поэмы.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Леви­тана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный инте­рес зрителей (4) представляли различные направления в еди­ных рамках русского реалистического пейзажа.

1)1,3 2)1,3,4 3)2,3,4 4)1,4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) ло­гическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в ре­альной жизни.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Школа (1) на первом этаже (2) которой (3) разместилась выставка конкурсных работ (4) находилась на окраине города.

1)1,4 2)2,4 3)3,4 4)1,3

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы давно забыли (1) что слова «секунда» и «минута» (2) западноевропейского происхождения (3) и считаем их русскими.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Следовало установить (1) сколько типов у того или иного сорта пшеницы (2) и выяснить (3) меняется ли их количест­во (4) если изменяются климатические условия

1)1,3 2)2,3 3)1,2,3,4 4)2,3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый ту­ман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

1)1,3,4 2)1,4 3)2,3 4)1,2,3

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отре­дактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополни­тельная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

3 3)1,3,4 4)1,2,3,4

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Чтобы избежать неприятностей в дороге (1) проверьте электрооборудование автомобиля (2) и (3) если обнаружится неисправность (4) немедленно устраните её.

1)1,4 2)2,4 3)3,4 4)1,3,4

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Там (1) где воздух сухой (2) и нет ветра (3) морозы пере­носятся легче.

1)1,3 2)1,2,3 ,3

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,3 4)2,3

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе и казалось домашнее пространство как будто сузив­шимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1)1,2,3,4 2)1,3 3)1,3,4 4)2,3,4

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с по­пом (1) но (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) и в природе ещё везде парил зелёный цвет.

1)1,2,3 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)1,4

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

1)1,4 2)1,2,3 3)1,2,3,4 4)2,3,4

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Серое небо низко повисло над головой (1) и (2) оттого что облака почти касались верхушек берёз (3) на земле было тихо и темно.

Условный план или опредмечивает сравниваемое явление, или переводит его в ряд животных, насекомых и т. д.- то есть в обоих случаях осуществляет функцию гротескного стиля.

Первый случай - описание лиц чиновников: «У иных были лица точно дурно выпеченный хлеб: щеку раздуло в одну сторону, подбородок покосило в другую, верхнюю дубу взнесло пузырем, которая в прибавку к тому же, еще и треснула...» Второй случай - описание черных фраков: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая клюпшица рубит и делит его на сверкающие обломки...» и т. д. С другой стороны, если человеческое передвигается в более низкий, «животный» ряд, то последний «возвышается» до человеческого: напомним сравнения заливающихся псов с хором певцов.

Во всех случаях сближение человеческого с неживым или животным происходит по-гоголевски тонко и многозначно.

Но, конечно, не Чичиков воплощает «ту удалую, полную силы национальность», о которой писал Герцен и которая должна противостоять «мертвым душам». Изображение этой силы, проходящее «вторым планом», тем не менее очень важно именно своим стилистическим контрастом гротескной неподвижности и омертвлению.

Считается, что первый том «Мертвых душ» строится по одному принципу. Этот принцип А. Белый формулировал так: каждый последующий помещик, с которым судьба сталкивала Чичикова, «более мертв, чем предыдущий». Действительно ли Коробочка «более мертва», чем Манилов, Ноздрев «более мертв», чем Ма- Еилов и Коробочка, Собакевич мертвее Манилова, Коробочки и Ноздрева?..

Напомним, что говорит Гоголь о Манилове: «От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор: у одного задор обратился на борзых собак; другому кажется, что он сильный любитель музыки... словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было». Если же под «мертвенностью» подразумевать общественный вред, приносимый тем или другим помещиком, то и тут еще можно поспорить, кто вреднее: хозяйственный Собакевич, у которого «избы мужиков... срублены были на диво», или же Манилов, у которого «хозяйство шло как-то само собою» и мужики были отданы во власть хитрого приказчика. А ведь Собакевич следует после Манилова.

Словом, существующая точка зрения на композицию.«Мертвых душ» довольно уязвима.

Говоря о великолепии сада Плюшкина, Гоголь, между прочим, замечает: «...Все было как-то пустынно-хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубую правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности».

В произведениях гениальных один, «единый принцип» искать бесполезно.

Почему, например, Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым?

Во-первых, понятно, что Чичиков решил начать объезд помещиков с Манилова, который еще в городе очаровал его своей обходительностью и любезностью и у которого (как мог подумать Чичиков) мертвые души будут приобретены без труда. Особенности характеров, обстоятельства дела-все это мотивирует развертывание композиции, сообщая ей такое качество, как естественность, легкость.

Однако на это качество тут же наслаиваются многие другие. Важен, например, способ раскрытия самого дела, «негоции» Чичикова. В первой главе мы еще ничего не знаем о ней. «Странное свойство гостя и предприятие» открывается впервые в общении Чичикова с Маниловым. Необычайное предприятие Чичикова выступает на фоне мечтательной, «голубой» идеальности Манилова, зияя своей ослепительной контрастностью.

Но и этим не исчерпывается композиционное значение главы о Манилове. Гоголь первым делом представляет нам человека, который еще не вызывает слишком сильных отрицательных или драматических эмоций. Не вызывает как раз благодаря своей безжизненности, отсутствию «задора». Гоголь нарочно начинает с человека, не имеющего резких свойств, то есть с «ничего». Общий эмоциональный тон вокруг образа Манилова еще безмятежен, и тот световой спектр, о котором уже упоминалось, приходится к нему как нельзя кстати. В дальнейшем световой спектр изменяется; в нем начинают преобладать темные, мрачные тона - как и в развитии всей поэмы. Происходит это не потому, что каждый последующий герой мертвее, чем предыдущий, а потому, что каждый привносит в общую картину свою долю «пошлости», и общая мера пошлости, «пошлость всего вместе» становится нестерпимой. Но первая глава нарочно инструктирована так, чтобы не предвосхищать мрачно-гнетущего впечатления, сделать возможным его постепенное возрастание.

Вначале расположение глав как бы совпадает с планом визитов Чичикова. Чичиков решает начать с Манилова - и вот следует глава о Манилове. Но после посещения Манилова возникают неожиданные осложнения. Чичиков намеревался посетить Собакевича, но сбился с дороги, бричка опрокинулась и т. д.

Итак, вместо ожидаемой встречи с Собакевичем последовала встреча с Коробочкой. О Коробочке ни Чичикову, ни читателям до сих пор ничего не было известно. Мотив такой неожиданности, новизны усиливается вопросом. Чичикова: слыхала ли хоть старуха о Собакевиче и Манилове? Нет, не слыхала. Какие же живут кругом помещики? - «Бобров, Свиньин, Канапатьев, Харпакин, Трепакин, Плешаков» - то есть следует подбор нарочито незнакомых имен. План Чичикова начинает расстраиваться. Он расстраивается еще более оттого, что в приглуповатой старухе, с которой Чичиков не очень-то стеснялся и церемонился, он вдруг встретил неожиданное сопротивление...

В следующей главе, в беседе Чичикова со старухой в трактире, вновь всплывает имя Собакевича («старуха знает не только Собакевича, но и Манилова...»), и действие, казалось, входит в намеченную колею. И снова осложнение: Чичиков встречается с Ноздревым, с которым познакомился еще в городе, но которого навещать не собирался.

Чичиков все же попадает к Собакевичу. Кроме того, не каждая неожиданная встреча сулит Чичикову неприятности: визит к Плюшкину (о котором Чичиков узнал лишь от Собакевича) приносит ему «приобретение» двухсот с лишним душ и как будто бы счастливо венчает весь вояж. Чичиков и не предполагал, какие осложнения ожидают его в городе...

Хотя все необычное в «Мертвых душах» (например, появление в городе Коробочки, которое имело для Чичикова самые горестные последствия) так же строго мотивировано обстоятельствами и характерами персонажей, как и обычное, но сама игра и взаимодействие «правильного» и «неправильного», логичного и нелогичного, бросает на действие поэмы тревожный, мерцающий свет. Он усиливает впечатление той, говоря словами писателя, «кутерьмы, сутолоки, сбивчивости» жизни, которая отразилась и в главных структурных принципах поэмы.

Когда мы в галерее образов поэмы подходим к Плюш кину, то явственно слышим в его обрисовке новые, «доселе не бранные струны». В шестой главе тон повествования резко меняется - возрастают мотивы грусти, печали. От того ли это, что Плюшкин «мертвее» всех предшествующих персонажей? Посмотрим. Пока же отметим общее свойство всех гоголевских образов.

УРОК 37. «Хочется… показать хотя с одного боку всю Русь…» Слово о Гоголе. Замысел «Мертвых душ»

На первом уроке необходимо дать общее представление о личности писателя, его творческом пути, особо остановившись на выборе Гоголем своей жизненной дороги, своей будущей деятельности. При этом необходима опора на ранее изученное и повторение со школьниками сведений о сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», о комедии «Ревизор».

Уже с самых ранних лет в переписке Гоголя мелькают замечания о его будущем поприще: «Я сделаюсь человеком известным» — пытается поступить в театр; «Меня ожидает просторный круг действий» — служба в государственном Департаменте уделов; «Я сделаю даже что-то для общего добра» — чтение лекций по всеобщей истории в Петербургском университете; «Назначение человека — служить, и вся жизнь есть служба» — «но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу служить также службу государственную, я бросил все: и прежние должности, и Петербург, и общество близких мне людей, и самую Россию, затем чтобы вдали и в уединенье от всех обсудить, как это сделать, как произвести таким образом свое творение, чтобы показало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел служить ей».

На втором этапе урока должен быть рассказ об истории создания «Мертвых душ». Хронология работы над поэмой ясно прослеживается в переписке Гоголя:

1835 год, октябрь — «Начал писать „Мертвые души“… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

1836 год, ноябрь — «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно как летопись… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»

1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин… и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».

1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».

1842 год, май — «„Мертвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».

Определите, как менялся замысел писателя. Как он относился к своему труду?

Таким образом, свой великий труд Гоголь посвящает России, Родине, а отсюда тот утверждающий пафос, горячее лирическое чувство, которым проникнуто все повествование: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. И, косясь, в постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Обратим внимание на шутливое замечание Гоголя в 11-й главе «Мертвых душ», где он не хочет ссориться со своим героем, ибо «еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука об руку; две большие части впереди — это не безделица».

«Две большие части впереди» — о чем это? Дело в том, что Гоголь задумал произведение, состоящее из трех томов. Над второй частью романа писатель бился до изнеможения, до отчаяния, но в 1845 году уже написанный второй том был сожжен. В 1848 году снова началась работа над вторым томом «Мертвых душ», и вновь он был сожжен. Что же случилось? Почему? Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы — отказался и от жизни. Он отвергал лекарства и пищу и умер 4 марта 1852 года. «Второй том „Мертвых душ“ стал для Гоголя „подвижнической кельей“, где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее», — говорил один из ближайших друзей Гоголя П. В. Анненков.

Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Именно этой дорогой (1-й том — ад, 2-й том — чистилище, 3-й том — рай) Гоголь решил провести своего героя, потому что верил в духовное возрождение каждого, — этот путь открыт всем, и даже Плюшкиным, «если они захотят». Учителю придется хотя бы кратко рассказать учащимся о композиции и идейном содержании «Божественной комедии» Данте и включить в урок информацию об обитателях разных кругов ада. Это могут быть краткие сообщения специально подготовленных учеников.

УРОКИ 38—39 . «Эти ничтожные люди». Образы помещиков в «Мертвых душах»

Традиционно «Мертвые души» Гоголя рассматриваются в школе с позиций В. Г. Белинского как сатирическое и социально-обличительное произведение. На уроках составляются характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина по плану: описание дома, деревни, хозяина, обеда, сделки, так как 2—6 -я главы отличаются общностью композиции. Общие выводы сводятся к тому, что в образах помещиков Гоголь показал историю обнищания человеческой души. Вырисовываются помещики-уроды: «голова сахара, а не человек» Манилов; «дубинноголовая» Коробочка; «исторический человек» и расточитель Ноздрев; пародия на богатыря, «весь из дерева вырублен» Собакевич; «прореха на человечестве» Плюшкин.

Такой путь изучения при определенных условиях может быть уместен и целесообразен. Но, посмотрев на поэму с позиций современного литературоведения, постараемся постигать со школьниками ее сокровенный смысл иным путем, добавив к традиционному пути новые для школы трактовки. Следуя замыслу Гоголя — а его герои идут дорогой «ад — чистилище — рай», — попробуем посмотреть на тот мир, который был перед ним.

Считая себя пророком. Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них.

Так какие же грехи опутали наших героев? Какое зло проповедуют они? Чтобы ответить на эти вопросы, можно провести урок «Эти ничтожные люди», используя групповую форму работы.

Класс делится на пять групп (по количеству глав, посвященных описанию помещиков) и в рамках учебного исследования ищет параллели между героями Гоголя и «Божественной комедии» Данте. Выполнить эти задания поможет книга Е. А. Смирновой «Поэма Гоголя „Мертвые души“». — Л., 1987.

1-я группа. Манилов (глава 2)

По мнению Е. А. Смирновой, пейзаж маниловской усадьбы вполне соответствует описанию первого круга ада — Лимба. У Данте: зеленый холм с замком — и дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба — и у Гоголя «день… не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета»; обитающие в Лимбе язычники — и причудливые греко-римские имена детей Манилова.

Учащиеся могут заметить, что в доме Манилова много дыма, так как хозяин непрерывно курит трубку, а в описании его кабинета — горки золы. А дым и зола связаны с бесовщиной. Значит, в душу героя уже вселился дьявол и она требует очищения.

При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от выполнения задуманного им путешествия. Но ведь и по мере погружения в преисподнюю мгла нарастает! Однако уже в сцене купли-продажи в словах Чичикова звучит надежда автора на воскресение даже самой заблудшей и «дрянной» души. Манилов утверждает, что умершие души — ничтожный товар, а Чичиков возражает и защищает умерших, отзываясь о них: «Очень не дрянь!»

2-я группа. Коробочка (глава 3)

Есть предположение, что посещение Чичиковым дома Коробочки — это посещение второго круга ада. У Данте это описывается так: «Стеная, несся круг Теней, гонимый вьюгой необорной». У Гоголя — «темнота была такая, хоть глаз выколи». И Коробочка подтверждает: «Сумятица и вьюга такая».

Откуда же вьюга во время грозы? В преисподней возможно все, а третий круг ада у Данте вообще был кругом дождя. Жилище Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Предметы эти трудно рассмотреть, так как в помещении полумрак, а глаза у Чичикова слипаются. В сцене купли-продажи Коробочка не бранит своих усопших крестьян, как Манилов, а выражает надежду, что мертвые «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Таким образом, сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки — Анастасия — «воскресшая».

3-я группа. Ноздрев (глава 4)

Третий круг ада — обжорство (чревоугодие). Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. В данном случае уместен анализ эпизода «В трактире». «Толстая старуха» продолжает тему Коробочки.

Вся история с Ноздревым соответствует четвертому кругу ада, где мучаются скупые и расточительные души. А Ноздрев, бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, и есть расточитель. Его увлечение игрой в шашки подчеркивает его азартность, он и гостю предлагает сыграть. Лай собак — важная деталь эпизодов главы о Ноздреве. Собаки Ноздрева ассоциируются с адским псом Цербером, выполняющим свою миссию.

Сцена сделки может быть интерпретирована таким образом. Если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ — нечестная сделка, надувательство, обман, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки.

4-я группа. Собакевич (глава 5)

Антибогатырь Собакевич тоже готов к воскресению. В сцене купли-продажи он как бы воскрешает своих умерших крестьян восхвалением. «Способ оживления» здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. Анализ эпизода позволит сделать вывод, что спасение души достается дорого — покупается жизнью, полной труда и самоотвержения. Поэтому хозяин и «выписывает» всех «с означением похвальных качеств».

Далее идет параллель «богатырская». Подвиги богатырей русских и «подвиги» Собакевича. Собакевич — богатырь за столом. При анализе эпизода «Обед у Собакевича» можно обратить внимание на обличение такого человеческого порока, как чревоугодие. Вновь этот грех встает в поэме крупным планом: Гоголь считал его особенно тяжким.

5-я группа. Плюшкин (глава 6)

Плюшкин — последний, пятый в галерее образов помещиков. Мы знаем, что Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома, привести его к нравственному перерождению. Вот почему автор подробно рассказывает нам о прошлом Степана Плюшкина, рисуя историю обнищания человеческой души.

Какой же способ спасения души «предлагается» Плюшкину? Он его нашел сразу, но не понял. Степан Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея «Мертвых душ» — идея духовного возрождения падшего человека, «воскресение», оживление его души. Плюшкин и на прощание говорит Чичикову: «Да благословит вас бог!» Плюшкин готов к возрождению, ему надо только вспомнить, что поднимать надо не вещи, а душу.

После выступлений групп возможно обсуждение следующих вопросов:

  1. Все помещики, как мы убедились, не похожи друг на друга, каждый из них — индивидуальность. Что же их сближает?
  2. Почему Чичиков начинает путешествие с приезда к Манилову, а заканчивает его посещением Плюшкина?
  3. В главе 4 помещены раздумья Гоголя о Ноздреве. С какой целью они введены писателем? Что беспокоит его?
  4. Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления?
  5. Плюшкин — не мертвее, а живее других, так ли это?

Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима. Почему так? Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Случайно ли это?

Каждый помещик живет как бы в своем собственном замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решетки», границы поместья, шлагбаум — все замыкает жизнь героев, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, свое небо, солнце, царят покой, уют, здесь какая-то сонливость, неподвижность. Здесь все мертво. Все остановилось. У каждого и свое время года. Значит, нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, т. е. мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.

УРОК 40. «Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души»

На уроке, посвященном изображению чиновничьего мира в поэме, можно провести «заочную экскурсию» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10) . Внимательно рассмотрим улицы города, вывески на домах, присутственные места. «Посетив» губернаторский дом, трактир, в котором останавливался Чичиков, придем к выводу, что город N — символ «городского безделья», пустоты и пошлости.

Для чего Гоголь стремился в первом томе воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека»?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним мудрую сказку Евгения Шварца «Дракон». Перечитаем диалог Дракона и странствующего рыцаря Ланцелота, вызвавшего чудовище на бой:

«Дракон. Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил.
Ланцелот. И все-таки они люди.
Дракон. Это снаружи.
Ланцелот. Нет.
Дракон. Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы.
Ланцелот. Нет.
Дракон. Убежал бы даже, не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам — человек околеет. А душу разрубишь — станет послушной, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, легавые души, цепные души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы.
Ланцелот. Это ваше счастье.
Дракон. Как так?
Ланцелот. Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом».

У Шварца речь идет о «невидимых» душах. Гоголь создавал их видимыми. Чтобы люди испугались, чтобы пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души. В этом и состоит сверхзадача первого тома поэмы.

Далее необходимо подробно остановиться на эпизоде посещения Чичиковым гражданской палаты, «храма Фемиды». Перед нами «храм» взяточничества, лжи и казнокрадства. Если в описании общей атмосферы города все окостенело, устоялось, омертвело до такой степени, что даже трудно представить себе возможность какого-нибудь движения, то в палате жизнь кипит.

В описании «храма Фемиды» важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме, в этой цитадели разврата, возрождается образ Ада — хоть и опошленного, комического, — но истинно русского Ада. Самое страшное и самое трагическое заключается в том, что «мелкий бес» — палатный чиновник — почитает председателя Солнцем, его кабинет — Раем, а гостей — святыми Ангелами.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Что взбаламутило город? Сплетни о Чичикове! Городские чиновники и их жены приняли все так близко к сердцу, что ни о чем другом и говорить не смели, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть. На уроке необходимо проанализировать эпизод «Смерть прокурора». Именно здесь Гоголь подчеркивает, что окружающие догадались о том, что «у покойника была, точно, душа», лишь когда он умер и стал «одно только бездыханное тело».

Вопросы и задания для обсуждения на уроке

  1. Каким вам видится город N с первых страниц поэмы?
    Почему Гоголь подробно описывает краски и «архитектуру» города?
  2. Каким город видится глазами Чичикова и каким — глазами автора?
  3. С какой целью Гоголь приводит читателя на бал к губернатору?
  4. Почему при слухах о покупках Чичикова оживление и паника охватили город?
  5. Почему путешествие Чичикова заканчивается «Повестью о капитане Копейкине»?
  6. Сопоставьте провинциальную и столичную жизнь в поэме.

Таким образом, контраст внешней суеты и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как и вся жизнь этого безумного современного мира. В сильном классе можно сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре». Эти города очень похожи. Но в «Мертвых душах» укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городка, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», показан город губернский, центральный, «невдалеке от обеих столиц». Вместо «мелкой сошки» — городничего — губернатор. А жизнь та же — пустая, бессмысленная, «мертвая жизнь».

Бездеятельность и пустота жизни, по Гоголю, — это не только особенность героев «Мертвых душ». Это универсальное состояние, в котором находится «все человечество в массе». Из-за этого люди не могут найти правильной дороги.

УРОК 41. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах». Чичиков — центральный герой поэмы

В разговоре о Чичикове уместно вспомнить рассказ В. М. Шукшина «Забуксовал». Учитель сообщит классу, что герой рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом:

«А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!.. вот так троечка!

— Валерк, — позвал он. — А кто на тройке-то едет?

— Селифан.

— Селифан-то, Селифан! То же — кучер. А кого он везет-то, Селифан-то?

— Чичикова.

— Так… Ну? А тут — Русь-тройка … А?

— Ну. И что?

— Как что? Как что? Русь-тройка, все гремит, все заливается, а в тройке — прохиндей, шулер…»

Чтобы ответить на вопрос рассказа Шукшина, кто же такой Чичиков и почему его везет Русь-тройка, проследим его путь от первой до последней главы. Для этого класс разбивается на группы, каждая заранее получает карточку-задание, о выполнении которого сообщает на уроке.

Карточка 1

Расскажите историю жизни Чичикова. Почему описание истории его души автор дает лишь в последней главе и само повествование строится как жизнеописание? Почему только Чичикова и Плюшкина Гоголь наделяет «биографией»? Как сокровенная мысль автора соотносится с образом главного героя?

Карточка 2

Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает? Какова цель жизни Чичикова? Чем он страшен? Какое новое явление русской жизни олицетворяет? «Итак, припряжем подлеца», — говорит о своем герое автор. Какой смысл заключен в этих словах? Можно ли утверждать, что Чичиков — «герой своего времени»?

Карточка 3

Почему Павел Иванович Чичиков становится «душой общества»? Приведите примеры из поэмы, доказывающие умение Чичикова «во всем как-то найтиться». Как меняется речь Чичикова в зависимости от того, с кем он говорит? Шкатулка Чичикова. Каков смысловой и композиционный смысл этой детали в поэме? Чичиков — живая душа или мертвая?

Карточка 4

Почему за путешествием Чичикова следует в поэме «Повесть о капитане Копейкине»? Как она устанавливает связи между губернским и столичным чиновничеством? В чем смысл этой повести? Почему она была запрещена цензурой? Почему она была дорога писателю?

Карточка 5

Вспомните, когда и где в тексте поэмы говорится о дороге, как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? В каких главах образ дороги имеет такие черты:

«Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама эта дорога!»

«Наша земная, подчас и скучная дорога».

«Забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»

«Но при всем том трудна была его дорога».

«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».

«Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»

«И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в каждой цитате? Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы? Каково значение этого образа?

Общие выводы. Таким образом, говоря о дороге Чичикова, важно обратить внимание не только на то, что герой «оставил на дороге», но и на то, что сумел сохранить, — проявление живого человеческого чувства. Ведь по замыслу Гоголя, его герой переходит в последующие тома, т. е. возрождается. И если брать во внимание то, что апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру, то и его тезка, Павел Иванович Чичиков, переродится, а задатки для этого у него есть. В этом же нас убеждает и образ дороги в поэме. Дорога — путешествие во времени — житейский путь Чичикова — творческий путь автора — духовное возрождение героев — всего человечества — самого автора, т. е. это дорога Вверх, дорога-спасение, дорога-надежда, дорога — будущее России.

УРОК 42. «Мертвой души не может быть…» Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя

В начале урока можно рассмотреть со школьниками титульный лист поэмы, изображенный самим Гоголем. Слово «поэма» начертано более крупным шрифтом, который значительно превышает по размеру основное название. Думается, что автор хотел подчеркнуть значительность колоссального произведения, задуманного в духе древнего эпоса. Черепа и скелеты вокруг букв говорят о теме поэмы — путешествии в царство мертвых. Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде — черты быта губернского города и помещичьих усадеб, т. е. России.

Само название «Мертвые души» соединило в себе несовместимые понятия. Эту особенность заметил председатель московского цензурного комитета и был возмущен столь необыкновенным названием: «Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья». Так ли это?

Исследователь «Божественной комедии» А. А. Асоян, опираясь на слова Данте о четырех смыслах этой поэмы, пишет: «Один из смыслов, самый первый, — это буквальный, второй — аллегорический, третий — моральный, четвертый — аналогический (сверхсмысл)». Складывается мнение, что Гоголь, идя за Данте, знал о таком толковании «комедии» и в свою поэму также вложил четыре смысла.

Подумайте, как мысль Данте трансформируется в поэме Гоголя.

Мертвые души — это товар, который покупает Чичиков, — души умерших крестьян. Это буквальный смысл поэмы, связанный с сюжетом. Мертвые души — это помещики, и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков: у них нет души, она мертва. Это аллегорический, метафорический смысл поэмы. Моральный — не может быть человека без души, не должно такое произойти. Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и разбойник». Мертвые души — это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека. Если в душе человека таится жизнь — образ Божий, значит, у человека есть надежда на возрождение. Духовное возрождение — одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем и даже Плюшкиным, «если захотят».

На уроке должен состояться и разговор о живой душе:

Есть ли в поэме живые души?

В чем заключается жизнь народной души?

Что Гоголь ценит и чего не принимает в русском народе?

Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь?

Кто выводит заблудившегося Чичикова на правильную дорогу к поместью Коробочки? Какой смысл при этом выявляется?

Какие характеристики дает Собакевич своим умершим крестьянам? Докажите, что в них звучит гордость за русский народ.

Какие качества русского человека присущи капитану Копейкину? Какие чувства вызывает его история?

Почему так часто в поэме Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу песне»? Что в ней, в этой песне?

После обсуждения этих вопросов легко сделать главный вывод о том, что в поэме Гоголя, по выражению А. И. Герцена, проступают «позади мертвых душ — души живые». Души талантливые, не страдающие «заблуждением» ума, свободолюбивые, щедрые и «задушевные» души, т. е. живые. Доказательствами к этим утверждениям и иллюстративным материалом к уроку станут 5, 7 и 11-я главы поэмы.

В итоге в тетрадях можно изобразить опорную схему:

УРОК 43. «Русь! чего же ты хочешь от меня?» Особенности поэтики «Мертвых душ». Образ автора в поэме

Урок можно провести с использованием групповой формы работы. Работу с карточками-заданиями учащиеся начнут дома, а на уроке сообщат о своих наблюдениях.

Проблемный вопрос урока. Почему же свое прозаическое произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Гоголь все же называет поэмой?

Задания для самостоятельных учебных исследований:

Карточка 1

«Комизм кроется везде, — говорил Н. В. Гоголь. — Живя среди него, мы его не видим; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Над чем смеется Гоголь и какими художественными средствами создаются комические эффекты?

В чем сущность принципа художественной условности в литературе?

Покажите роль портрета, пейзажа, детали, интерьера, диалога в раскрытии авторского замысла.

Карточка 2

Существенный элемент поэтики «Мертвых душ» связан с традициями народной культуры, с фольклором.

Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме, определите их смысловую и композиционную роль.

Раскройте смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые души».

Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича? Случайна ли она в произведении?

Карточка 3

Важную роль в поэтике «Мертвых душ» играет лирический элемент, эмоциональное авторское начало.

Какова композиционная роль лирических отступлений в поэме Гоголя? На какие темы рассуждает Гоголь в лирических отступлениях? Как они связаны с содержанием поэмы?

Сопоставьте язык лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя…» и язык автора в описании города (гл. 1). Что характерно для языка лирического отступления?

Сопоставьте лирическое отступление в 10-й главе поэмы с «Думой» М. Ю. Лермонтова. Что дает Гоголю основание верить в будущее России, в ее духовное возрождение?

Итоговый вопрос урока. Как достигается в поэме единство сатирического и лирического начал?

Выводы. В «Мертвых душах» голос автора проявляется в лирическом начале, пронизывающем всю поэму. Автор постоянно присутствует рядом со своими героями, постоянно обращается к читателям со своими размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет разговор с ним, в первую очередь о судьбе России. Он говорит о мире безумном, забывшем о душе, говорит для того, чтобы читатель увидел и понял, что бездуховность и есть истинная и единственная причина распада душ и гибельна для страны. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возрождение утраченных идеалов, духовности, воскресение души.

Мир идеальный — это мир духовности, духовный мир человека. Мир идеальный — это мир бессмертных человеческих душ. Он идеален во всех значениях этого слова. И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лироэпический, назвав «Мертвые души» поэмой. Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.

Урок, как и все изучение поэмы, можно закончить выразительным чтением лирического отступления, завершающего первый том поэмы.

УРОК 44. «Дело, взятое из души». Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их значение в творческом пути Н. В. Гоголя

Урок можно организовать в форме лекции с элементами беседы.

Вступительные вопросы. (Ответы на них учащиеся найдут в учебнике.)

Что побудило Гоголя взяться за работу над «Выбранными местами…»?

Каков был замысел писателя?

«Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами?» Как понять эти слова Гоголя?

Замысел писателя проясняют его собственные высказывания: «душа заняла меня всего», «поэт имеет право на просвещение», «всего насквозь высветлить человека во всех его силах», «пронести всю природу его сквозь очистительный огонь».

Что необычного вы заметили в названиях глав?

Каких проблем касался писатель в своей книге?

«Не было такой клетки русской жизни, которой бы он не коснулся. Все — от управления государством до управления отношениями между мужем и женой — стало объектом его пересмотра, его неравнодушного интереса, его неприкрытого вмешательства» (И. Золотусский).

Таким образом, главная тема книги — тема России, и основное внимание писателя направлено на духовные начала национального характера.

Как была встречена книга в России? — «На меня рассердились все до единого в России… восточные, западные… все огорчились».

Что в реакции на это произведение было неожиданным для писателя? — «Для меня упрек Белинского был тяжелее всех упреков».

Учащиеся заранее получают карточки с откликами современников Гоголя на «Выбранные места…» — С. Т. Аксакова, П. А. Плетнева, Н. Ф. Павлова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др.

Почему же Гоголь так болезненно реагировал на критику Белинского и вступил в спор-переписку?

Почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными фигурами в литературе 40-х годов, а их спор — историческим?

В чем суть их разногласий?

В тетрадях под руководством учителя может быть составлена сопоставительная таблица, в которой сравниваются основные положения «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» В. Г. Белинского.

Итоговые вопросы. На чьей стороне в споре стоите вы и почему? Что вы можете сказать о жанре «Выбранных мест из переписки с друзьями» — сочетании публицистической страстности с высокой художественностью?

Вывод. «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна» (Н. В. Гоголь).

УРОКИ 45—46 . Классное сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»



Похожие статьи
 
Категории