Рисуем с детьми дерево в инее поэтапно. Зимнее дерево

01.02.2019

Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы; совершенствование умение передавать в рисунке образы объектов зимней природы.

Задачи:

Образовательные:

Учить отмечать характерные признаки зимы в природе; расширять словарный запас;

Учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах;

Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы, упражнять в рисовании гуашью.

Развивающие:

Развивать наблюдательность и эстетическое восприятие, вызвать желание любоваться красотой зимнего пейзажа;

Развивать эмоциональное отношение к литературным произведениям;

Формировать умение создавать в рисунке образ природы, передавая строение разнообразных деревьев (большие, маленькие,высокие, низкие, стройные и т.д), находить красивое композиционное решение.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к деревьям;

Воспитывать устойчивый интерес к произведениям литературы и искусства.

Предварительная работа: наблюдение за природой в зимний период; чтение художественной литературы; рассматривание репродукций картин художников с изображением картин зимней природы.

Материалы и оборудование:

Репродукции картин И.И Шишкина «Зима», К.Ф. Юон «Русская зима», И.Э. Грабарь «Иней»;

Гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки для удаления с кисточек остатков воды и краски, тонированные альбомные листы бумаги.

Организационный момент:

Воспитатель загадывает загадку:

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу,

Тёплые весной придут ветра,

И меня прогонят со двора. (зима)

Воспитатель приглашает детей подойти к окну и посмотреть на улицу:

Дети, посмотрите, как красиво за окном! Как вы думаете, почему стало так красиво? (ответы детей). Да, сейчас в природе хозяйничает зима. Дни морозные, снежные. Снег окутал белым пушистым одеялом поля, леса, дома- стало светло, нарядно, сказочно, красиво! Мы с вами видели, как сверкает снег на солнце, какой он бывает разный: утром - розоватый, днём - голубоватый, жёлтый от солнечных лучей, переливается блестящими огоньками. Послушайте, как описывает поэт Ф.Тютчев зимнюю природу:

Чародейкою зимою околдован лес стоит,

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

А вот как зиму описывает поэт А.С.Пушкин:

Под голубыми небесами, великолепными коврами,

Блстя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Какими красивыми словами поэты описывают зиму.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Ребята, послушайте загадки, про что они?

Не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт? (иней)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан... (иней).

Когда появляется иней? (дети высказывают свои предположения). Деревья бывают в инее, когда накануне этого дня было тепло, а ночью ударил мороз.

Ребята, посмотрите, как по-разному художники изображают зиму и иней на деревьях. (выставляются репродукции картин). У Ивана Ивановича Шишкина на картине «Зима» изображён дремучий зимний лес после снегопадов, художник использовал только белый и серый цвета.

Посмотрите, как изобразил Константин Фёдорович Юон зиму на своей картине «Русская зима». Вопросы: Что изображено на картине? Какие деревья? Какие цвета использовал для этого художник?

Как изобразил деревья в инее И.Э.Грабарь на своей картине «Иней»? (детям даётся возможность рассмотреть картину). Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на деревья? Какие стоят деревья, что можно сказать о них? Видели ли вы такую зиму, как на картинах Юона и Грабаря?

Глядя на эти картины, мы представляем молчаливо стоящие деревья, покрытые тончайшим покровом инея. Лес сказочно преобразился, он стал словно хрустальным и невесомым. Деревья в инее прекрасны на фоне светлого неба. Покрытая нежным серебристым инеем, каждая веточка приобретает особенную хрупкость и очарование. Кажется, что весь мир окрашен белым, и это ощущение подчёркивает зимнее настроение.

Смотря на веточку, покрытую крошечными иголочками инея, можно представить, как осыпается и тает эта мимолётная прелесть. Прекрасные и завораживающие деревья в инее напоминают нам о том, как великолепна природа во всех своих проявлениях.

А теперь, вставайте, я вам предлагаю немного подвигаться.

Динамическая пауза:

Снег сегодня шёл с утра (дети совершают плавные движения руками сверху

Рада снегу детвора (хлопаем в ладоши)

Снег на ветках, (поднимаемся на носочки, поднимаем руки вверх)

На дорожках, (присесть, опустить руки вниз)

На носу (дотрагиваются пальчиками до кончика носа),

И на ладошках (вытягивают руки вперёд, показывают ладошки).

Практическая часть:

А теперь давайте превратимся в художников и нарисуем свои деревья в инее. Начнём картину с изображения снежного покрова, затем нарисуем разные деревья. Из каких частей состоит дерево? (ствол, крупные ветви, тоненькие веточки). Ствол начинаем рисовать сверху вниз (сверху кончиком кисти, а ближе к земле прижимаем кисть к листу всем ворсом). Ветви рисуем кончиком кисти (если ветви толстые, рисуем их коричневой гуашью, а после высыхания наносим кончиком кисти белой гуашью иней; если же ветви тоненькие (например, у берёзки), рисуем их сраху кончиком кисти белой гуашью). (воспитатель сопровождает рассказ частичным показом способов рисования). Постарайтесь нарисовать разные деревья: молодые и стройные, старые и развесистые.

Дети выполняют рисование на тему «Иней покрыл деревья». По ходу работы воспитатель советует, оказывает детям необходимую помощь.

По окончании работы, рассмотреть с детьми все рисунки, отметить какие разные получились деревья, предложить выбрать наиболее удачные решения.

Ребята, а я, глядя на ваши рисунки, представляю себя в зимнем лесу.

На деревьях иней серебрится,

Всё одела вбелое зима.

Сон чудесный будто бы мне снится,

Фея в этот сон пришла сама.

И махнула палочкой волшебной,

Всё вокруг сменило свой наряд,

В инее деревья серебрятся,

Подарила сказку нам зима.

Мне б хотелось в сказке той остаться,

Поселилась фея там сама.

Цель : учить создавать выразительные образы зимних узоров на окне, и дерева в снегу за окном.

Обучающие задачи: познакомить с графическими вариантами изображения дерева; закреплять навыки его изображения при помощи художественной кисти; совершенствовать умение добиваться необходимого оттенка смешиванием красок, делать подмалёвок ритмичными, плавными мазками в одном направлении, использовать дополнительные приспособления по выбору (колпачки от фломастера, ватные палочки, свёрнутые трубочкой листы бумаги, штампы).

Развивающие задачи: развивать чувство цвета, формы, ритма; внимание, мышление, воображение, творческие способности; эмоциональный отклик на красоту зимней природы.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность при выполнении рисунка; поощрять самостоятельность в принятии решений; умение радоваться успехам товарищей.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, 2 мольберта.

Демонстрационный материал: слайды с изображением морозных узоров на стекле, графических вариантов изображения дерева.

Раздаточный материал : на каждого ребёнка гуашь десяти цветов, листы бумаги А3, палитра, колпачки от фломастеров , тряпочки, ватные палочки, листы белой бумаги А6, кисти №12 и №5.

Ход занятия

(Звучит музыка А. Вивальди «Зима». Воспитатель подбрасывает вверх горстку пушистого снега и ловит снежинки, дети собираются около него.)

Воспитатель: Отгадайте загадку: Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

села и растаяла на моей ладошке. Что это? (Дети отгадывают.)

Зимний мастер Мороз писал свою картину. Бродил он между домов, садов, лесов, парков и украшал их. Как вы думаете, чем украшал?

Дети: Сосульками, сугробами, снегом, льдом, инеем, изморозью, снежинками.

Воспитатель: Дошёл Мороз и до нашего детского сада. Что же он разукрасить успел? Давайте подойдём к окну и полюбуемся. (Воспитатель выключает свет в группе и подходит с детьми к окну.)

Дети: Окна разукрасил, забор. Дорожки засыпал, деревья, нашу рябинку под окном, кусты.

Воспитатель: Посмотрите, какой великолепный узор на окнах. Одинаков ли он? На что похож? Давайте рассмотрим.

Дети: Узор совсем разный. Он похож на завитки. Тут одинаковые штрихи. Смотрите, я рассмотрел сани!

Воспитатель: Мороз сам сочинял, не боялся ошибиться, хотел всех порадовать. Красив на фоне тёмного неба белоснежный узор на стекле, чётко виден силуэт нашей рябины, ярко очерчена форма ветвей.

Сегодня мы попробуем себя в роли таких же волшебников. Изобразим вид из нашего окна только двумя цветами. Один цвет будет белый, а вот холодный оттенок второго «зимнего» цвета вы подберёте сами. Как это можно сделать? Давайте подойдём к мольбертам. Нам помогут ребята, у которых уже получались красивые «зимние» оттенки. (Двое детей рассказывают и демонстрируют, как они смешивали краски и добились интересного результата. Воспитатель и остальные дошкольники наблюдают.)

Дети: Я смешал синюю и белую краску. Получился светло-голубой. А у меня получился красивый цвет при смешивании синего и немного красного цвета, ещё я добавила белого. А я взял синюю краску и добавил побольше воды, как облака получилось.

Воспитатель: Мастер Мороз сочинял свой узор и так удивительно писал, и так чудесно рисовал, посмотрите. (Педагог демонстрирует рисование завитка и снежинки кистью в воздухе и сырой кистью на доске, отрывистых линий на мольберте. Показывает приёмы рисования на бумаге колпачком от фломастера, сухой кистью, скрученной в цилиндр бумагой, ватной палочкой.) Давайте возьмём в руки воображаемую волшебную кисточку и повторим всё, что делал Мороз. (Дети повторяют в воздухе все движения за воспитателем).

Воспитатель: Располагайтесь на ковре. Сейчас вы увидите мастерство Мороза на окнах других домов. (Педагог выключает свет и демонстрирует слайд-шоу морозных узоров на стекле). Сейчас мы попробуем себя в роли помощников Мороза и сочиним свой оригинальный узор. Проходите за столы. (Дети садятся на свои места. )


Воспитатель:
Узоры на стекле становятся стихами.

Узоры на стекле – фантазии зимы.

Узоры на стекле живут в оконной раме,

Историю зимы расскажут нам они. (И. Гильченко)

Вспомните, как расположен узор на стекле. Вы можете оставить часть листа белой, а на остальную часть нанести цвет. Или нанести цвет на весь лист. (Воспитатель тонирует часть листа, оставляя один уголок белым. Демонстрирует заранее подготовленный лист, где несколько уголков белые. Тонирует весь лист лёгкими мазками. Затем убирает образцы.). Возьмите широкую кисть и попробуйте сами сделать подмалёвок. (Звучит музыка «Зима» А. Вивальди. Дети выполняют задание. ) Теперь вашим подмалёвкам нужно подсохнуть.

А сегодня у Мороза представление,

С вами мы приглашены по велению

Весело шагать, как снежинки летать,

На снегу танцевать и узоры рисовать! (Тычкина С.М.)

(Звучит музыка Г. Свиридова «Метель». Дети встают, поднимают и опускают руки, жмут их друг другу, шагают на месте, кружатся вокруг себя, изображая полёт и танец снежинок, рисуют в воздухе.)

Воспитатель: А теперь самая интересная часть нашей работы. Занимайте свои места. (Дети садятся ). Сейчас мы рассмотрим, как можно изобразить дерево.

(Воспитатель демонстрирует слайды с разными вариантами изображения дерева, включая графические, сырой кистью на доске, краской на листе.)

Ваши работы подсохли, попробуйте изобразить дерево за окном. Наша рябинка будет настоящим украшением рисунка! Изображать её будем широкой кистью, а веточки – кончиком тонкой кисти. Рябина может быть сказочной или настоящей. Мы с вами рисовали в воздухе завиток, снежинку, штрих. Давайте перенесём их на бумагу, а потом можно украсить рисунок мелкими деталями.

(Звучит музыка Г. Свиридова «Метель». Дети изображают дерево и узор, украшают работу мелкими деталями. Воспитатель помогает «волшебникам» в поиске средств выразительности. Ребятам, которые закончили работу раньше других, педагог предлагает сочинить зимнюю историю.)

Воспитатель: Давайте, рассмотрим рисунки, которые вы сделали. (Дети рассматривают рисунки друг друга, рассказывают о своей работе, делятся впечатлениями.)

Светлана Тычкина, воспитатель

ГБОУ Школа №1905, Д/о №1, г. Москва

Галина Северина

Программное содержание :

Учить детей изображать картину природы, передавая строение разнообразных деревьев (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные) .

Развивать эстетическое восприятие, вызвать желание любоваться красотой зимнего пейзажа.

Учить рисовать угольным карандашом , гуашью-белилами (изображая иней , снег на ветвях) .

Воспитывать любовь к природе.

Материал : Угольный карандаш,гуашь белая, кисти, бумага голубого тона.

Ход занятия

Воспитатель :

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(зима) :

Воспитатель : Ребята, давайте подойдем к окну и посмотрим на улицу. Наконец- то к нам в Москву пришла настоящая зима. Выпало много снега. Он окутал белым одеялом все вокруг. Стало красиво и сказочно. Мы с вами видели, как сверкает снег на солнце, переливается блестящими огоньками. А теперь послушайте стихотворения о зиме русских поэтов и обратите внимание на то, какими словами поэты называют приход зимы в природе, как называют саму зиму :

Ф. И. Тютчев

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

С. А. Есенин

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна…

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна…

Воспитатель :Послушайте загадки, про что они :

Не снег, не лед,

А серебром уберет.

(Иней )

В белом бархате деревня -

И заборы и деревья .

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет.

(Иней )

Воспитатель : Когда появляется иней ? Деревья бывают в инее , когда на кануне этого дня было тепло, а ночью ударил мороз.

Давайте вспомним, какие красивые стояли деревья на участке детского сада в инее. (ответы детей)

А теперь давайте рассмотрим иллюстрации с изображением деревьев покрытых инеем . Деревья в инее прекрасны на фоне светлого неба. Покрытая нежным серебристым инеем, каждая веточка приобретает особенную хрупкость и очарование.

Физминутка «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики» )

Воспитатель : Сегодня, ребята, мы будем рисовать угольным карандашом и гуашью-белилами Возьмите в руки уголек Обратите внимание на то, что уголь очень хрупкий, его нельзя сильно сжимать в пальцах и нажимать на бумагу. Деревья надо нарисовать разные :молодые, стройные и старые развесистые. Начнем рисовать картину с изображения снежного покрова , затем нарисовать деревья угольным карандашом , а потом иней на ветках .

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,

Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,

«Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,

Чертим руками круг

Очень гладкий,

Одной рукой гладим другую

И совсем, совсем не сладкий.

Грозим пальчиком

Дети выполняют работу на тему «Иней на деревьях » . По ходу работы воспитатель оказывает детям необходимую помощь.

Воспитатель : Ребята давайте положим все ваши рисунки вместе и рассмотрим их. Чьи рисунки вам понравились больше и почему? Ребята, а я, глядя на ваши рисунки представляю себя в зимнем лесу.

На деревьях иней серебрится ,

Всё одела в белое зима

Сон чудесный будто - бы мне снится,

Фея в этот сон пришла сама.

И махнула палочкой волшебной,

Всё вокруг сменило свой наряд

В инее деревья серебрятся ,

Подарила сказку нам зима.

Мне б хотелось в сказке той остаться,

Поселилась Фея там сама.




Публикации по теме:

Инструменты и материалы необходимые для работы: картон клей ПВА ножницы пряжа коричневого и белого цветов. Вопросы безопасности труда.

МБДОУ Детский сад №5 «Калинка» п Энем Республика Адыгея Конспект ОД по рисованию во 2 младшей группе «Деревья в снегу» Воспитатель высшей.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Рисование на тему «Иней» Программное содержание:.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Осенние деревья» Тема: «Осенние деревья» Программное содержание: учить детей располагать предметы на широкой полосе земли; передавать в рисунке строение.

Конспект занятия по рисованию «Деревья зимой в лесу» в средней группе Тема: «Деревья зимой в лесу». Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Цель: Использование на занятиях по ИЗО эмоционального опыта детей. Приёмы нетрадиционных методик в рисовании. Задачи: Формировать у детей.

Конспект НОД «Деревья в инее».
Цель: развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую теме.
. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности
. Познакомить с приемом светлотной растяжки, кляксографией и печатанием поролоном.
. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Данная НОД проводилась в течение тематической недели «Зима» с детьми подготовительной группы.
Ребята, давайте вспомним, какими цветами мы можем нарисовать зиму? Холодными, верно. Перечислите.
Сегодня я вам предлагаю нарисовать зимнюю картину, используя только один холодный цвет, какой вам больше нравится. Расчерчиваем прямыми линиями лист бумаги. Закрашиваем нижнюю полосу прямо из баночки, для следующей полосы готовим оттенок светлее, добавляя на палитру белую краску.
Таким образом закрашиваем весь лист.

Присмотритесь к своим работам, может быть кто- то увидит огромный сугроб, а дальше холодное небо, лед или тучи.
Что еще можно изобразить на зимнем пейзаже? (предложения детей).
На таком необычном фоне лучше всего и рисовать необычными материалами.
Можно нарисовать деревья с помощью трубочки и губки. Ставим кляксу и раздуваем ее через трубочку. Получаются деревья, наклоненные от холодного ветра. Добавляем деревья вдалеке. Теперь вокруг кроны печатаем поролоном иней.


Давайте полюбуемся вашими работами.

Конспект НОД

в подготовительной к школе группе

по художественному творчеству

«Иней на деревьях»

Тема недели: «Зима»

Тема: «Иней на деревьях» (рисование манной крупой).

Интеграция образовательных областей : «Художественно-"эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности : художественная, познавательно-исследовтельская, коммуникативная.

Задачи : Продолжать давать детям знания о явлениях природы временах года, через рассматривание иллюстраций - уточнить представление о зиме, через знакомство с инеем. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы. Развивать умение договариваться и работать в коллективе. Развивать внимание и наблюдательность. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству и желание узнавать новое. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению полученных представлений в творчестве.

Возраст: подготовительная к школе группа.

Материалы : репродукции картин с изображением зимнего леса (иней на деревьях, снег на деревьях для сравнения), альбомные листы с заранее нарисованными деревьями, клей, манная крупа, гуашь, кисти мягкие и жесткие, мелки восковые, акварель, цветные карандаши, непроливайки, салфетки.

Педагог включает звук «Снег хрустит под ногами»

В .: Как вы думаете, кто к нам идет?

Д.: ответы детей (если не отгадают, можно загадать загадку про зиму, можно включить композицию«Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди, и наводящими вопросами подвести детей к правильному ответу).

В.: Вы конечно же правы! К нам идет зима и уже через несколько дней начнется первый месяц зимы декабрь. Что же она нам принесет?

Д.: ответы детей (много снега, мороз, новый год, деда мороза, мы будем кататься на лыжах, санках, кидаться снежками).

В.: Ребята послушайте загадку про явление, которое мы часто видим зимой:

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весной на весу

Превращается в росу (Иней)

Д.: ответы детей (если дети не могут отгадать, педагогу необходимо наводящими вопросами подвести к правильному ответу).

В.: Как вы думаете, в какое время года можно увидеть иней?

Д.: ответы детей (зимой, осенью, весной).

В.: Всё правильно! И зимой, и весной, и осенью и даже летом у нас на Севере можно увидеть иней. А где можно увидеть иней?

Д.: Ответы детей (на земле, на домах, на деревьях и т.д.).

В.: Совершенно верно, а также можно увидеть на стекле в окне и даже в холодильнике. А откуда берется иней?

Д.: Ответы детей.

В.: На самом деле иней образуется тогда, когда на улице мороз. Капельки воды, которые находятся в воздухе, превращаются в кристаллы льда и покрывают все поверхности на улице - деревья, дома, траву и т.д. сегодня мы с вами отправимся в мастерскую волшебника Мороза и будем учиться изображать иней на рисунке (входят в зал, где репродукции картин с изображением зимних пейзажей, фотографии лесных пейзажей (деревья, ветки в инее и одна картина деревья в снегу).

В.: Посмотрите ребята на картины и найдите ошибку

Д.: ответы детей (воспитатель вместе с детьми приходят к выводу о том, что на одной из картин деревья в снегу).

В.: Иней на деревьях похож на кружевное платье, легкое и воздушное, а снег похож на меховую шубу. А как вы думаете, каким материалом лучше изображать иней на рисунке?

Д.: ответы детей.

В.: воспитатель предлагает разделиться на подгруппы и попробовать нарисовать разными материалами. Дети делятся на подгруппы и пробуют нарисовать иней - каждая группа разным материалом - восковыми мелками, цветными карандашами, гуашью, акварелью и т.д. Потом сравнивают и приходят к выводу, что этими материалами сложно изображать иней. Необходимо приложить много усилий, чтобы добиться лучшего результата.

В.: Я вам открою секрет о том, что иней лучше всего рисовать манной крупой. Для этого нам понадобится клей, манная крупа, кисточка. Сначала мы тонкой линией обводим ветки дерева, а потом посыпаем всё манной крупой, пока клей не засох. Всю лишнюю крупу стряхиваем. Теперь мы возвращаемся на свои места и начинаем работать. (По ходу работы воспитатель побуждает детей дополнить свои рисунки деталями -солнце, птицы, животные и т.д.).

В конце деятельности или в свободное время дети вместе с воспитателем оценивают работы, обсуждают, что получилось, что было сложно, что еще можно изображать таким способом и т.д.



Похожие статьи
 
Категории