Корзина с еловыми шишками наиболее важные мысли. группа «В доме композитора»

13.04.2019

Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Цели: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения.

2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

Задачи: 1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре.

2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса.

3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения.

4. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, изобразительную деятельность; обосновывать свою точку зрения.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Оборудование: 1. Мультимедийная презентация.

2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг.

Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.

Ход урока .

    Оргмомент.

    1. Слайд 1.

Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания рассказа на основе заглавия и иллюстраций.

Что вы представили, читая название, рассматривая иллюстрацию?

2. Слайды 2, 3, 4. Сведения о жизни К. Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством

Что вы видите у могилы писателя? Случайно ли это?

- Как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?

Мы постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.

3. В своих произведениях К. Паустовский раскрывается нам. Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли. Однако этот рассказ о другом. Дело в том, что Паустовский писал не только о природе, но ещё о композиторах, художниках, писателях – то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего мира и старавшихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста Эдварда Хагерупа Грига.

4. Слайды 5, 6, 7, 8, 9. Сведения о жизни Э.Грига.1843 – 1907 (64г.)

«В Бергене все было по-старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван.На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль».

III . Слайд10 Корзина с еловыми шишками.

1. Слайд 11 Словарная работа. * - поиск по толковому словарю

Берген - город в Норвегии.

Ничтожная часть - маленькая часть.

Кованые - обитые железом.

Портьеры * - плотные тяжелые занавески для окон или дверей.

Ботфорты * - высокие сапоги.

Благоухание - аромат, приятный запах.

Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.

Шпоры * - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

Шпага * - колющее оружие с прямым длинным клинком.

2. Чтение 1 части . Выявление первичного восприятия текста

– Чтение учителем начала рассказа.

Инсценирование подготовленными учащимися с. 47 – 50. Слайды12, 13, 14, 15.

- Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?

Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.

3. Слайд 16 Чтение 2 части учителем и учащимися.

Как вы поняли, о чём писал музыку Григ? Почему?

Каких слушателей он ценил больше всего? Почему

- Почему же Григ писал музыку именно для девочки7

4. Слайд 17 - Какие слова 2-ой части самые важные?

Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?

5. Чтение 3 и 4 части. Слайды 18, 19, 20, 21.

Попробуйте прожить это время с Дагни. Прислушайтесь к своим чувствам.

Что же почувствовала, пережила Дагни? А вы?

Какие картины представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?

Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку.

А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.

Что заметили? (Сходство: они подумали об одном и том же.)

Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии.

    Слайд 22. 1. Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?

Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?

Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

2. Слайд 23. Почему Паустовский называет Грига волшебником?

Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

3. Слайд 24. Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. К.Паустовский считал, что дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

    Слайд 25. Итог урока.

Рефлексия: Что особенно вам запомнилось в произведении? На уроке?

VII . Домашнее задание с.47-54 выразительное чтение, рисунок Дагни.

- У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома прочитайте и п одготовьте ответ на вопрос: Почему дядя Нильс знал, что ее жизнь не пройдет даром?

Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.

Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.

VIII. Слайд 26. Фрагмент слайд – фильма на музыку Э. Грига «Песня Сольвейг».

Цели урока.

Образовательная цель:

научить выделять главную мысль произведения через разные виды работы; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; формировать умение выражать свои мысли в устной форме.

Воспитательная цель:

воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки; способствовать формированию познавательного интереса к чтению произведений К.Г. Паустовского; воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать.

Развивающая цель:

развивать навыки чтения учащихся; творческое воображение через умение представлять картины по музыкальному произведению; развивать умение анализировать прочитанное; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся.

Педагогические технологии:

  • объяснительно-иллюстративного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой деятельности;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
  • здоровьесберегающая технология;
  • информационно-коммуникативная технология.

1. Организационный момент.

Учитель чтения:

Добрый день, дети! Добрый день, уважаемые взрослые! Нам приятно вас видеть.

Учитель музыки: Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

2. Постановка цели урока.

На доске: Волшебник и великий музыкант!

Чтение хором слов на доске.

Учитель музыки:

Эти слова будут темой сегодняшнего урока. К кому они относятся, вы ответите позже.

3. Сообщение о писателе.

Учитель чтения:

Ребята, посмотрите на выставку книг и скажите произведения какого писателя, здесь представлены?

Показ портрета К.Г. Паустовского.

Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: “Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным”. Он стал таким.

Ребята приготовили небольшие сообщения о жизни писателя.

К.Г. Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях.

Вы уже читали произведения этого писателя? Предлагаю провести викторину и вспомнить, откуда взяты строки.

4. Викторина: “ Откуда взяты эти строки?”. (Учащиеся зачитывают отрывки из произведений)

1. “…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…”.(“Стальное колечко”)

2. “Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”. (“Заячьи лапы”)

3. “Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”. (Кот-ворюга)

4. “Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”. (“Барсучий нос”)

5. “Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”. (“Корзина с еловыми шишками”)

О каком известном человеке повествует К.Паустовский в своем рассказе? (О композиторе Э. Григе).

Учитель музыки: Эдвард Хагеруп Григ - норвежский композитор, пианист и дирижёр. Родился 15 июня 1843 года в Бергене. Мать композитора была пианисткой, поэтому Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 1862 году он окончил консерваторию в Лейпциге с отличными оценками. Его судьбой отныне и навсегда стала музыка.

Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.

Самые известные его произведения: Музыка к пьесе Ибсена “Пер Гюнт”, Норвежские танцы, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор и другие.

6. Краткое сообщение о Норвегии, об Э. Григе.

Учитель музыки:

В какой стране жил композитор? (В Норвегии)

Слайды 5–9

Э. Григ очень любил природу родной Норвегии. Об этом нам расскажут ребята. (Звучит музыка Э. Грига - “Норвежский танец №2”)

Учащийся: Величественная суровая Норвегия - страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Осенью природа Норвегии блистает всеми оттенками красок. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата она и музыкой. Это без преувеличений фантастическая страна, где хочется остаться навсегда.

Учитель музыки:

Ребята, а в каком городе родился Э. Григ?

Cлайды 10–16

Учащийся: Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Этот город по праву считается культурной столицей Норвегии, славится национальными творческими традициями, особенно в области театра. Именно здесь, среди сказочной красоты, родился, провёл молодость, и прожил по сути всю свою жизнь Эдвард Григ.

Постановка цели урока.

Учитель чтения: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о героях рассказа “Корзина с еловыми шишками. Мне хочется, чтобы на уроке вы смогли продемонстрировать свои творческие способности. На уроке будет звучать классическая музыка Эдварда Грига.

Показ корзины с шишками.

А вот корзина с еловыми шишками поможет узнать чудесную историю неожиданной встречи.

2. Работа с текстом.

I часть рассказа. Учитель чтения:

1. - С чего начинается рассказ? Прочитаем первое предложение.

2. - Найдите отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Прочитаем его.

Какими красками нарисован лес? (Зеленые пряди мха, золото и медь листьев)

Какие звуки наполняли его? (Раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя) А запахи? (Грибной воздух)

Какое настроение создает это описание? (Слайд 17) Словарик настроений: возвышенное, грустное, сказочное, таинственное, беспокойное. (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

Как вы считаете, случайно ли писатель включил в рассказ описание природы?

Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?

3. Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни. А как произошла эта встреча мы с вами сейчас и услышим.

Слайд 18

Инсценировка.

(Звучит музыка)

Что в разговоре самое главное? (Григ решил сделать подарок.)

Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

Выслушиваются предположения детей.

Что надеялась получить Дагни в подарок?

Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Зачитайте цитату из текста. (Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.)

Какие черты характера Грига раскрываются? (Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки, ребенок не испугался – глаза у Грига смеялись… помог (предложил сам) донести корзину. Общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой. Дагни - дочь лесника, Э.Григ - знаменитый композитор, не высокомерен, внимательный, щедрый).

II часть рассказа. Учитель музыки:

В каком городе Григ писал музыку для Дагни?

Перенесёмся в дом композитора (Прочитайте, как он выглядел? О чем рассказывает описание дома композитора? (Не окружал себя роскошью).

Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает? (С голосом человека:“Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому и о любви”.)

Кого представлял Григ, когда писал музыку? Зачитайте.

Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку (1. Жизнь удивительна и прекрасна. 2. Счастлив, потому что отдал все. Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

Слайд 19 (пословицы)

На доске: Не тот живёт больше, кто живёт дольше.

Учитель чтения:

Прочитайте пословицу.

Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига? Почему?

III-IV часть рассказа.

Вернемся же к нашей героине. Маленькая девочка выросла.

Какой же она стала?

Попробуйте составить портрет Дагни.

Куда, после окончания школы отправилась Дагни?

Куда настояла пойти однажды тётушка Магда?

В какой необычной обстановке проходил концерт?

Что такое “белые ночи”?

На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт.

А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:

…И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Учитель музыки:

Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)

Что такое симфония. Значение этого слова прочитаем в толковом словаре.

А сейчас вы услышите отрывок из музыкальной пьесы, которая называется “Утро”. Но сначала, давайте поговорим, что такое утро? Что такое восход? Солнце? (Запись на доске).Ответы детей. (Заря, большой пылающий шар)

Учитель музыки:

Вы можете закрыть глаза. (Дети слушают с закрытыми глазами)

Прозвучала музыка. Какая это музыка по характеру? (Она то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, взволнованная, музыка звучит то громко, то тихо).

Какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы? (Грубые они или нежные?). Вы же постепенно открываете глаза после сна.

Тихие или громкие? (Где громче – появляется солнце, а где тихо?)

Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

Грустные или радостные? Новый день – всегда радость, (событие яркое, доброе, интересное, хорошее) и мы ждём только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.

Какими ещё звуками модно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? (Запись на доске: мелодичные, ласковые, волшебные, чудесные, волнующие, приветливые, спокойные, прозрачные, весёлые, чарующие, величавые).

Учитель начальных классов:

А теперь прочитаем о том, что услышала Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. (Чтение со слов “ Сначала она ничего не слышала” до слов “Музыка стихла.” Учащиеся следят.)

Какие картины возникают перед мысленным взором Дагни?

Почему она смогла услышать и увидеть все это? (Музыка, как живопись и поэзия, способна вызывать пространственные картины в сознании человека, наделенного, как Дагни, богатым воображением, умением чувствовать, мечтать)

Почему же Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Люди плачут не только от горя, но и от больших, хороших чувств. Это Были слёзы благодарности, Кроме того, Дагни было жаль, что Григ умер и она не скажет ему спасибо за подарок.)

Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте. (За вашу щедрость, за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.)

Чем же должен жить человек? (Человек должен видеть красоту окружающего мира, совершать благородные поступки)

Эдварда Грига с нами нет, но нельзя считать его безвозвратно ушедшим от нас. Грига сделали вечным, живым и после смерти его музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как сделал это Паустовский.

7. Итог урока.

Я предлагаю вернуться к нашей теме.

О ком эти слова? (Мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Э.Григе - об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждает в нас чистые и добрые чувства.)

Как вы думаете, был ли композитор счастливым человеком?

Наверное, и вы ребята, в своей жизни встречали людей, которые охотно давали, дарили не обязательно вещи, но и хорошие настроение, улыбку.

А сейчас каждый из вас напишет своё слово о доброте на лепестках наших цветов. Напишите на нём кратко какое доброе дело вы совершили, от которого и вам и окружающим стало радостно.

(Дети работают под спокойную музыку)

Зачитывать их не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит.

Слайд 19

“Кто добр поистине, добро творит в молчании” - английская пословица.

Посмотрите, доброта - это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого.

В заключение нашей встречи я хочу благодарить вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надёжными людьми.

Ученик наизусть:

Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей...
Торопитесь все отдать при жизни
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.

Учитель чтения: Знайте, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящен этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.

Рефлексия.

Слайд 21-22

На прошлом уроке вы составляли синквейны о Паустовском и Григе. Мы выбрали самые удачные ваши фразы и вот что у нас получилось: (учащиеся зачитывают со слайда)

Учитель музыки: А сейчас вам предстоит творческая работа (сочинение-впечатление под музыку). Итак, как можно начать сочинение? (Разбор).

А вот такое сочинение может получиться и у вас:

“Представьте себе, что всё спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеёк тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зелёным листочкам снятся маленькие зелёненькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мам белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит. А небо синее-синее. А звёзды большие, я звёзды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от неё лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где кажется небо сходится с землёй, показалась светлая полоска. Она растёт, ширится, а звёзды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина. И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землёй. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет и улыбается. Начинается новый день”.

Как можно закончить сочинение? (Разбор). Прослушивание музыки ещё раз. Показ слайдов до конца . Творческая работа. Чтение сочинений.

Учитель музыки: Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями искусства Паустовского и Грига?

Учитель чтения: Ребята, я хочу поблагодарить вас за хорошее чтение, за откровенность ваших ответов, за работу души. Урок закончен.

Приложение

“…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…”.

“Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”.

“Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”.

“Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”.

“Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”.

С детских лет Паустовскому хотелось увидеть и испытать всё, что может увидеть и испытать человек.

Родился писатель в 1892 году. Семья была большая и склонная к занятиям искусствами. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. И сам писатель всю жизнь ходил в театр как на праздник. Учился он в Киеве в классической гимназии, знал и любил литературу и много времени тратил на чтение книг. В последнем классе гимназии написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском журнале “Огни”. С тех пор решение стать писателем завладело им так крепко, что он начал подчинять свою жизнь этой единственной цели.

Паустовский много ездил по стране. Он хотел “всё узнать, всё почувствовать, всё понять”. Поэтому встречался с разными людьми. Сменил много занятий: был водителем трамвая, кондуктором, санитаром в военном поезде, развозившем раненых по городам. Тогда он узнал и всем сердцем полюбил среднюю полосу России (Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск, Самару, Тамбов). Слушал множество замечательных рассказов разных людей. Позже работал на металлургическом заводе, в рыбачьей артели, репортёром в московских газетах. Писатель говорил: “Каждая моя поездка – это книга”.

  • Обучающая , частично поисковая: обучать умению подчинять свою работу названию темы, умению делать выводы, строить умозаключение, показать воздействие музыки на слушателя, наблюдать за стилем К.Г. Паустовского, работать над развитием речи, учить слушать, выражать свои мысли, чувства.
  • Развивающая : развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать произведение, самостоятельность, эмоциональный мир, воображение, творческие способности, память, мышление.
  • Воспитательная : прививать чувство любви к литературе, учить любоваться красотами природы, расти добрыми, чуткими, жизнелюбивыми.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Музыка в нашей жизни всегда. Это ТВ, это радио, кто-то учится в музыкальной школе, кто-то сам сочиняет и напевает нехитрые мелодии. Музыка играет в душе, когда нам: радостно, печально, тревожно, спокойно. Музыка для каждого из нас разная. Послушаем одно из музыкальных произведений, которому уже много десятков лет, но которое до сих пор вызывает бурю эмоций.

(Звучит музыка Э. Грига из оперы «ПерГюнт»“Утро”. Приложение 1 . (Слайды с 1 по 11)

У:- Какая красивая музыка!
- Кто написал эту чудесную музыку.? (Э.Григ.) (Слайд 12)

2.Рефлексия

Какие чувства, впечатления и настроения вызвало у вас это произведение?

Что вы представили, слушая музыку?

А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки Паустовским?

Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное?

Как вы думаете, почему так происходит? Что нужно для того, чтобы понять музыку?

(её надо услышать)

У:- Как связаны литература и музыка?

Д: Это произведения искусства, которые заставляют читателя или слушателя мыслить, чувствовать, переживать.

Верно, Паустовский тоже это понимает. Найдите и прочитайте фразу,

в которой он объясняет, что трудно описывать музыку словами?

(невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык)
- Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?- спросили как - то Э.Грига.
- В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди.

У: -Ребята, а кто знает, что обозначает слово фьорды?

У: Эта страна расположена на Скандинавском полуострове, за полярным кругом, в зоне сурового арктического климата. Что это за страна? Расшифруйте слово.

Назовите Родину композитора. (Слайды с 13 по 16)

Норвегия- родина Грига, композитора и музыканта.

  • Проблемный вопрос

У: Почему на уроке литературного чтения мы встретились с композитором и его замечательной музыкой? (Слайд 17)

Д: Э. Григ и его волшебная музыка лежит в основе произведения К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”. (Слайд 18)

У: К. Паустовский любил писать истории из жизни знаменитых людей. Так появился рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

Тема : К.Г.Паустовский
“Корзина с еловыми шишками”

Тема высказывания :
“Чем должен жить человек?”

Что необычного заметили в записи темы урока?

Д: Мы видим вопросительное предложение, а значит, нам предстоит дать на него ответ.

(Слайд 19)

У: Я хочу видеть на уроке внимательных, серьёзных, вдумчивых читателей, способных размышлять, анализировать, чувствовать сердцем и душой.

2. Осмысление

(Слайд 20 Встреча Грига и Дагни)

У: Ну, конечно, вы узнали этих героев? А что у девочки в корзине? Она так тяжела!

Д: В корзине у Дагни еловые шишки!

  • Проблемный вопрос

У: А зачем девочке понадобились шишки? (Варианты ответов детей.)

Д: Шишками можно топить печь, делать различные игрушки, утеплять дом.

У: А знаете ли вы, как появляются еловые леса? (Слайд 21)

У: Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек.(Слайд 22 для люб.)

Дагни - дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.

У: Могла ли Дагни жить в этой избушке?

(Слайд 23 Избушка лесника)

  • Анализ текста

У: Ребята, давайте и мы соберем свои “шишки”, получим свои “семена” знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни. (Слайд 24)

  • Проверим домашнее задание
  1. Распредели слова по группам (ассоциативный ряд) (Слайд 25)

б) По опорному конспекту составь рассказ (описание) (Слайд 26)

Осенний лес
Грибной воздух
Шум прибоя
Пряди мха
Весёлое эхо

Зимний город
Туман
Пароходы
Пристань
Снег

У: Как вы думаете, зачем К. Паустовский включил описание осеннего леса и зимнего города? (Варианты ответов детей.)

Д: Композитор черпает вдохновение не только в природе, но и в обычной обстановке, привычном окружении. (Контраст: медь и золото листьев и заржавленный пароход.)

У: Произведение Константина Паустовского читают уже 150 лет!

Давайте и мы вслушаемся в красоту художественного слова, анализируя текст.

(Учитель раздаёт задания - “шишки” из корзины. Класс работает по группам разного уровня сложности.)

Дети вспоминают правила работы в группе. (Слайд 27 «Учись учиться»)

(Чтение вслух по цепочке, выбор старшего группы, название главы вслух, вопросы не читаем, дополнительные ответы поощряются, включаем музыку.

«Единственный путь, ведущий у знанию- деятельность.» Б. Шоу.

У: Я желаю вам плодотворной работы. (Слайд 28)

- Но сначала немного отдохнем.

Физкультминутка . (Слайд 29)

(Ребята выполняют задание, используя памятки: “Компоненты интонации”, “Идеальному читателю”, “Учись работать по алгоритму”.)

  • Работа в группе по главам произведения.

1-я группа “Встреча в лесу”. (Слайд 30)

У: Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить.

Григ же задумал очень сложный - духовный подарок - музыку.

Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить подарок позже.

2 группа “В доме композитора”. (Слайд 31)

У: “…У тебя на сердце зацвел белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны”.

Как ярко и точно пользуется художественным словом К. Паустовский. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу.)

3 группа “В гостях”. (Слайд 32)

У: Дагни чуткая, милая, впечатлительная, как в детстве. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу.)

4 группа “Долгожданный подарок”. (Слайд 33)

(Слайд 34 Фортепьяно)

(Стихотворение собственного сочинения. Синквейн.)

У: Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги .

Он может расцвести в душе каждого из вас.
Давайте вернёмся к теме нашего урока. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. Звучит музыка.)

У: Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Э. Грига?

Какова главная мысль произведения? (Слайд 35)

(Д: “…Вы открыли передо мной, то прекрасное, чем должен жить человек”.)

Тема : К.Г.Паустовский
“Корзина с еловыми шишками”

Тема высказывания :
“Чем должен жить человек?” (Слайд 36)

У: Ответим на главный вопрос урока.

(Слайд 37-38)

Д: Мечтой, Родиной, искусством, музыкой…

У. Да, музыка - это чудо. В переливах струн, в звучании черно-белых клавиш таятся такие чувства, которые могут изменить нашу жизнь. Откройте и вы для себя классическую музыку, слушайте ее чаще. И однажды вы тоже попадете в свою сказку.

У. Сегодня на уроке мы о многом поговорили, на много вопросов ответили. А один забыли. Причем же тут шишки?

Вспомните, как Григ помог малышке?

-Он донес ее тяжелую корзину.

А как он помог ей во взрослой жизни?

-Он помог ей жить.

А жизнь гораздо тяжелее даже самой тяжелой корзины с шишками. (Слайд 39)

У: Произведение, которое мы с вами изучили современно и актуально. Все чувства и поступки для нас важны. Есть талантливые люди (Э. Григ и К. Паустовский), которые помогли раскрыть и понять книгу душевных отношений.

Я тоже хочу подарить вам душевный подарок. (Учитель читает стихотворение.)

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию, во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.

(Слайд 40)
То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящён наш урок. Это К.Г. Паустовский и Эдвард Григ.

  • Домашнее задание. (Слайд 41)

Приготовить духовный подарок своим одноклассникам. Прочитать полное сочинение К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

  • Душевные слова благодарности детям за работу на уроке. (Слайд 42)

(Слайд 43 Ключ к тесту)

Просмотр содержимого документа
«К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" »












Эдвард

Григ

Композитор

музыкант

1843-1907гг



Расшифруй слово


МОЛОДЦЫ!

НОРВЕГИЯ


Норвегия – Родина Грига, композитора и музыканта.


Проблемный вопрос

Почему на уроке литературного чтения мы встретились с композитором Э.Григом и его музыкой?


Э. Григ и его волшебная музыка лежит в основе произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».


Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Тема высказывания: «Чем должен жить человек?»




Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек.

Для любознательных детей



Приглашение

Ребята, давайте и мы соберем свои «шишки», получим свои «семена» знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни.


Д.з. Распредели слова по группам (ассоциативный ряд)

Осенний лес, зимний город, воздух, шум прибоя, пряди мха, Берген, пристань, туман, золото и медь, кованые листья, пароходы, снег, весёлое эхо.


Опорный конспект

Осенний лес

Грибной воздух

Зимний город

Туман

Шум прибоя

Пряди мха

Пароходы

Пристань

Весёлое эхо

Снег


«Учись учиться»

Памятка

«Как работать на уроке в паре, группе»

  • Внимательно прочитайте задание.
  • Старайтесь разделить всю работу поровну. Тактично помогайте друг другу в случае затруднения.
  • Не стесняйтесь обратиться за помощью, но не злоупотребляй этим.
  • Если твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему так, чтобы он работал с полным напряжением сил.
  • В любом коллективном деле должна быть согласованность.

Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность». Б. Шоу



Заслушаем мнение каждого

1 группа «Встреча в лесу»

1. Где и как познакомились главные герои произведения К. Паустовского?

2. «По ролям» прочитайте диалог Дагни и Грига (при необходимости используйте памятку «Компоненты интонации»).

3. Найдите в тексте скрытые вопросы. (проблемные вопросы)


2 группа «В доме композитора»

1. Какие литературные приёмы использовал автор в рассказе? Ответ запиши в таблицу.

2. Каких слушателей больше всего ценил Григ? За что они были дороги ему?

3. Что «расцвело на сердце» у Дагни? (Попробуйте создать и защитить свой проект, используя цитаты из текста.)

Олицетворение

Сравнение

Эпитет


3 группа «В гостях»

1. Перескажите главу от имени Дагни.

Используя «театральные вещи» в тексте попробуйте изобразить театральных или сказочных персонажей. 2. Ответ аргументируйте фразой из знакомых произведений.

3. Объясните значение слова «ботфорты» (используя разные виды словарей).


4 группа «Долгожданный подарок»

1. Найдите в тексте слова при помощи которых автор передаёт всю гамму чувств Дагни на концерте. Какой частью речи являются эти слова?

2. Что услышала девушка в музыке?

Передайте состояние девушки, её душевные качества при помощи цвета. 3. Составьте синквейн.



Основная мысль произведения:

«… открыл то прекрасное,

чем должен жить человек»


Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Тема высказывания: «Чем должен жить человек?»



Чем должен жить человек

Красота природы

Человеческие отношения


«Что бы тебе ни говорили

о жизни, верь всегда,

что она удивительна

и прекрасна…»


Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию, во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.


Домашнее задание.

Полное сочинение произведения К.Г. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»



Ключ к тесту

  • Первый уровень
  • норвежский
  • Дагни
  • лесника
  • музыку
  • Второй уровень

5. в еловых шишках много смолы

6. Хагеруп

7. рояль мог петь обо всём

8. загулявшие матросы, прачка, сверчок, синицы, снег, Золушка

9. портнихой

  • Третий уровень

11. симфоническую

12. восхищение, уважение, гордость

Один из известнейших русских авторов — Константин Паустовский. Рассказы его многие помнят еще с детских лет. Они всегда ассоциируются с хрустом первого снега, красочной осенней листвой на деревьях или под ногами, звенящим морозным воздухом и манящей глубиной лесных озер. Легкая светлая грусть наблюдается во всех его произведениях, без нее счастье невозможно, как считал Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» полностью соответствует такому сюжету.

Творческий путь писателя

Свои первые произведения Георгиевич написал еще в школьные годы в гимназии, и они были изданы в 1912 году. Через четыре года, работая в котельной, берется за свой первый роман, который будет писать в течение семи лет, Константин Паустовский. Рассказы его в виде сборника выйдут гораздо раньше - в 1928 году, под названием «Встречные корабли».

Повесть «Кара-Бугаз» (1932) принесла известность писателю. По словам критиков того времени, это произведение сразу выдвинуло его в первые ряды советских писателей. Паустовский - один из тех русских писателей, которые известны не только в России, но и во всем мире. Так, когда первая его книга, изданная на английском («Повесть о жизни»), появилась 40 лет назад в США, известный на то время критик О. Прескотт писал, что это лучшая книга из прочитанных им в этом году.

Писательская зрелость Паустовского пришлась на эпоху жесткого сталинского тоталитаризма (1930-1950-е), — не самое лучшее время для писательской карьеры. Тем не менее, автор ни в одном из своих произведений не написал ни единого хвалебного слова, посвященного Сталину, как и не поступало от него никаких кляузных писем. Писатель смог найти свое место: он обращает взгляд на родной язык и природу страны. Постепенно природа становится постоянным источником для творчества Паустовского. Он описывает множество прекрасных мест из различных частей России: Юга и Причерноморья, средней полосы Окского края, Мещеры… Но видение природы у Паустовского совершенно особое. Именно через красоту природы он пытается показать красоту человеческой души, языка и национальной культуры.

Главной целью жизни Паустовского было написать две большие книги. Одна из них должна была быть посвящена различным неординарным людям, как прославленным, так и малоизвестным, а также незаслуженно забытым - тем, кем восхищался К. Г. Паустовский. Рассказы, посвященные некоторым из них, будут опубликованы. Это, например, живописные А. Грина, А. Чехова, и т. д. Все они отличались особым видением мира, особо ценимым Паустовским. Но, к сожалению, он не успел закончить этот труд.

Другая главная идея, на которую Паустовский потратил около двадцати лет - написание автобиографической повести, состоящей из шести книг: «Далекие годы» (1945), «Беспокойная юность» (1955), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960), «Книга скитаний» (1963). Паустовский умер в Москве в 1968 году и похоронен на кладбище Тарусы, на высоком холме, окруженном деревьями, на берегу небольшой речушки. Это место выбрал сам писатель.

Почему Норвегия?

Как уже упоминалось ранее, в 30-е годы двадцатого века Паустовский Константин Георгиевич обращается к теме природы. Появление известной миниатюры о кленовом листе становится своеобразным прологом к началу этого нового творческого этапа. Центральная идея произведений писателя — мысль о красоте и поэзии человеческой души. Паустовский старается пробудить в своих читателях самые прекрасные и нежные чувства.

Рассказ «Корзина с еловыми шишками» - вымысел. Однако в то же время это правдивая история о человеке, тонко чувствующем природу. Сказка «Корзина с еловыми шишками» - об известном норвежском композиторе Эдварде Григе.

Норвегия — страна удивительной природы: неприступных скал, густых лесов, извилистых морских заливов, омываемая холодным Северным Ледовитым океаном. Жители этой страны гордые и отважные: они привыкли подчинять стихию и управлять ею. Народное искусство этих людей так же своеобразно и прекрасно, как жизнь и природа, окружающая их. Норвегия богата песнями, преданиями, легендами и сказками о викингах и таинственных злобных духах, с которыми человеку приходится вступать в противодействие и которых он обязан побеждать. Богата Норвегия и музыкой. Местные жители верят, что самые красивые напевы были украдены смельчаками у злых духов. Такие напевы способны заставить плясать не только человека, но даже лес и горы. Самобытное искусство этой страны стало известно миру благодаря творчеству наиболее талантливых ее жителей, например, Генриха Юхана Ибсена (известного норвежского драматурга) или композитора Эдварда Грига. Этот композитор отразил в своем творчестве быт, нравы, обряды, предания своей родной страны и поведал о них всему миру.

Возможно, Григ и на самом деле был любимым композитором Паустовского, а возможно, ему просто были близки мотивы его творчества или он восхищался им как личностью... Так или иначе, но это о нем «Корзина с еловыми шишками». Автор, сделав норвежского композитора главным героем своего произведения, не мог обойти вниманием необыкновенную природу Норвегии. Это и понятно.

Сюжет

Итак, рассказ «Корзина с еловыми шишками» - это произведение об известном композиторе Эдварде Григе. Во время прогулки по осеннему лесу он встречает маленькую девочку Дагни с прекрасными зелеными глазами — дочь лесника. Эта маленькая девочка, чудесная природа и ясная погода действуют на него волшебным образом, и он обещает преподнести ей подарок, когда она повзрослеет. Григ выполнил своё обещание. Когда девушка достигла восемнадцати лет, она впервые посетила симфонический концерт. В какой-то момент Дагни вдруг услышала свое имя со сцены. Это и был подарок композитора — произведение, написанное к её восемнадцатилетию. Самого композитора к тому моменту уже не было в живых. Радость, слегка омраченная светлой грустью, - такова «Корзина с еловыми шишками».

Анализ произведения (кратко)

Как уже упоминалось, существует целый цикл произведений, посвященный знаменитым людям, который написал Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», очевидно, из того самого цикла. Это небольшое трогательное сочинение, написанное для детей. Научить своих маленьких читателей видеть красоту окружающей их природы и любить ее - вот чего хотел К. Г. Паустовский. Писатель показывает людям красоту, которую нельзя не заметить и которую особо следует ценить.

Неповторимое очарование лесов, рек, озер, полей, морей и океанов, естественности, молодости - главный мотив произведения. И чтобы увидеть, почувствовать эту красоту, автор показывает сразу два способа: с помощью слов и музыки. Музыке в этом рассказе вообще отводится центральная роль. Несмотря на то что автор описывает можно предположить, что это мог бы быть любой другой лес в любой точке мира. И даже композитором мог быть не Григ. Эти образы очень важны, но еще важнее чувства и эмоции персонажей, которые у них вызывает природа. Лейтмотивом этого рассказа, пожалуй, можно назвать любовь к жизни, которая неизменно пробуждается у главных героев. Автор пытается показать, как прекрасна жизнь. А понять это можно, наблюдая за натурой, общаясь с нею. И как символ взаимодействия природы и человека выступает корзина с еловыми шишками.

План рассказа

Чтобы разобраться во всех тонкостях чудесного повествования, попробуем выделить в нем отдельные части. Произведение «Корзина с еловыми шишками» можно разделить следующим образом:

  1. Леса около Бергена.
  2. Встреча композитора и девочки.
  3. Обещание Грига.
  4. Создание произведения.
  5. Первые слушатели.
  6. Первый поход молодой девушки на концерт.
  7. Неожиданное объявление.
  8. Восторг и благодарность.

Музыка в рассказе

По словам автора, музыка - это зеркало гения. Музыка в рассказе вторгается в жизнь героев и становится участницей событий. Читатель может слышать её с первых предложений произведения - это звуки осеннего леса. Встреча композитора с девочкой также наполнена своей музыкой, она словно бы раздается из корзины с еловыми шишками. Возможно, композитор в этот момент захотел, чтобы она была слышна не только ему, но и всему миру, а особенно маленькой девочке, которая и сама является частью мелодии. Может быть, это желание и подтолкнуло его подарить девочке с искрящимися зелеными глазами такой подарок. Григ больше месяца писал композицию, которую он собирался посвятить Дагни. Композитор верил, что через десять лет, услышав звуки мелодии, девушка узнает в них свой лес и родную природу, знакомую с детства. Он хотел осветить своей музыкой всю прелесть и радость девичества. Григ пытался передать через льющиеся звуки красоту юной девушки, которая может быть похожа и на белую ночь с загадочным светом, и на блеск зари. Той, которая станет чьим-то счастьем и от звука голоса которой вздрогнет чье-то сердце. В конце концов, он хотел показать своей музыкой всю красоту жизни. И у него получилось.

Это был по-настоящему ценный подарок. Ветер в осенних кронах, шуршащая золотая листва под ногами и большая корзина с еловыми шишками положили ему начало. у которого на момент встречи не оказалось в кармане ни кукол, с шевелящимися глазами, ни атласных лент, ни бархатных зайцев - ничего, что можно было бы подарить маленькой девочке, презентовал ей нечто большее. Когда Дагни услышала его музыку, она открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще неизведанную красоту. Эта музыка показала Дагни не только величие окружающего мира, но и ценность человеческой жизни. Особенную значимость этим мгновениям придает то, что автора подарка к тому моменту уже не было в живых.

Другим важным символом в этом рассказе является старый рояль - единственное украшение квартиры композитора. Он и белые стены квартиры позволяли увидеть человеку с воображением гораздо больше, чем мог бы показать изысканный интерьер: огромные волны Северного океана, катящиеся к берегам и бьющиеся о неприступные скалы, или, наоборот, маленькую девочку, поющую своей колыбельную, которую она услышала от матери. Старый рояль восхищается возвышенными человеческими стремлениями, горюет над его потерями, радуется его победам, смеется и плачет вместе с ним. Он может быть громким, воинственным, обвиняющим и негодующим или, наоборот, внезапно замолчать. Этот рояль является живым олицетворением музыки в рассказе.

Образ Эдварда Грига

Берген… Один из самых прекрасных и самых древних городов Западной Норвегии, омытый волнами Норвежского моря. Суровое величие горной природы сочетается с тихим покоем долин. Скалистые вершины гор, дополненные глубокими озерами и чистыми фьордами... Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Как и любой другой человек, он не мог остаться равнодушным к этим удивительным пейзажам. Если бы он родился художником, он писал бы прекрасные картины, отображавшие необыкновенную природу этого края, если бы он стал поэтом, он сочинял бы стихи, посвященные своей стране. Григ показал природу любимой родины при помощи музыки.

Автор изображает Грига человеком с глубокой душевной организацией, тонко чувствующим окружающих его природу и людей. Таким, возможно, и должен быть композитор. Григ воспринимает каждое мгновение своей жизни с восхищением, он везде находит красоту и радуется ей. Композитор открывает источники для своего вдохновения в звуках природы. Он пишет о простых человеческих чувствах: красоте, любви и доброте, поэтому она понятна каждому, даже самому простому человеку.

Представление автора о театре

В этом рассказе автор высказывает свое мнение о театре голосом Нильса, дяди Дагни, при помощи одной фразы: «В театре нужно верить всему, иначе людям не будут нужны никакие театры». Эта единственная емкая фраза говорит о многом. Театр способен многому научить человека и многое ему показать, но без веры зрителя это будет лишь пустой тратой времени.

Образ Нильса в рассказе

Нильс — это дядя девушки, немного мечтательный и чудаковатый мужчина, работающий в театре парикмахером. Он видит жизнь в необычном свете и учит Дагни смотреть на мир таким же образом. Его видение мира действительно довольно необычно. Этот мужчина любит говорить возвышенно и с легкой недосказанностью. Он сравнивает свою племянницу с первым аккордом увертюры, а тетю Магду наделяет колдовской властью над людьми, поскольку именно она шьет людям новые костюмы, а со сменой костюма, по его убеждению, меняется и сам человек. Он также советует девушке одеваться так, чтобы выделяться из окружающей среды: в черное, когда все вокруг белое, и наоборот. И дядя оказывается прав, в конечном счете. Возможно, он в какой-то степени показывает и мнение самого автора о театре, музыке и красоте. А внутренний мир Нильса и есть полная сюрпризов корзина с еловыми шишками.

Краткий пересказ произведения

Проводил осень в Бергене. Он особенно любил приморские леса за их туманность, принесенную с моря и изобилие мха, свисающего длинными прядями с деревьев. Во время одной из прогулок по такому лесу он встретил там Дагни Педерсен, дочь лесника. Она собирала еловые шишки в корзину. Маленькая девочка с двумя косичками очаровала его, и он решил подарить ей что-нибудь. Но у него не оказалось с собой ничего, способного очаровать зеленоглазого ребенка. Тогда он пообещал подарить ей нечто особенное, но не сейчас, а лет через десять. И в ответ на мольбы девочки подарить ей сейчас эту вещь он посоветовал ей набраться терпения. Затем композитор помог ей донести корзину, узнал имя её отца и они попрощались. К огорчению девочки, он не стал заходить к ним в дом на чай.

Григ решил написать музыку для нее, а на заглавном листе напечатать: «Дагни Педерсен - дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

Далее автор переносит читателей в дом композитора. В нем нет ничего из мебели, кроме старого дивана, и, по словам друзей Грига, его жилище было похоже на хижину дровосека. Единственное украшение этой квартиры, но, возможно, и самое лучшее из всех возможных, - старый черный рояль. Из-под его клавиш вылетают самые разные звуки: от очень радостных до весьма печальных. А когда он вдруг внезапно замолкает, в тишине еще долго звенит одна струна, словно плачущая золушка, обиженная сестрами.

Композитор создавал своё произведение больше месяца. Он писал его, представляя, как эта девушка бежит ему навстречу, задыхаясь от счастья. Как он говорит Дагни, что она похожа на солнце, и благодаря ей в его сердце расцвел нежный белый цветок. Композитор называет её счастьем и отблеском зари. В первый раз его произведение слушали самые лучшие зрители: синицы на деревьях, сверчок, снег, слетающий с ветвей, прачка из соседнего дома, невидимая золушка и загулявшие матросы.

Дагни окончила школу в 18 лет, она превратилась в стройную девушку с густыми русыми косами. Сразу после этого она поехала погостить к своим родственникам. Дядя Нильс работал парикмахером в театре, а тетя Магда - театральной портнихой. Их дом был заполнен разными предметами профессиональной атрибутики: париками, цыганскими шалями, шляпами, шпагами, веерами, ботфортами, серебряными туфлями и т. д. Благодаря их работе, Дагни смогла часто бывать в театре: спектакли глубоко волновали и трогали её.

Однажды тётушка настояла на том, что ради разнообразия необходимо пойти на концерт в городском парке, проходящий под открытым небом. Дагни надела черное платье по настоянию дядюшки и была так хороша, словно собралась на первое свидание.

Услышанная ею в первый раз, произвела странное впечатление. Перед её глазами мелькали странные картины, похожие на сон. Потом ей вдруг почудилось, что на сцене произнесли её имя. Потом объявление повторили, и оказалось, что сейчас будут играть произведение, посвящённое ей.

Музыка унесла Дагни в знакомый лес, на ее родину, где играли и шумело море. Девушка слышала, как плывут стеклянные корабли, свист птиц, летающих над ними, аукающих в лесу детей, песню девушки, посвященную любимому. Она слушала зов музыки, и слезы благодарности катились из её глаз. А в воздухе гремело: «Ты мое счастье, ты моя радость, ты блеск зари».

Когда последние звуки композиции стихли, Дагни не оглядываясь ушла из парка. Она сожалела, что автор музыки умер, и представляла, как побежала бы ему навстречу, чтобы поблагодарить.

Девушка долго гуляла по пустым улицам города, не замечая никого, даже Нильса, который брел за нею следом. Со временем она вышла к морю, и ее охватило новое, ранее неведомое чувство. Здесь Дагни поняла, как сильно она любит жизнь. А ее дядя проникся уверенностью, что девушка проживет свою жизнь не зря.

"Корзина с еловыми шишками": главные герои, главная мысль, что написать?

    Небольшой рассказ Корзина с еловыми шишками был написан Константином Паустовским.

    Главные герои:

    Дагни Педерсен, дочь лесника

    Эдвард Григ, композитор

    Магда, тетя Дагни

    Нильс, дядя Дагни.

    Главная мысль этого рассказа в том, что всегда надо верить в чудо и оно обязательно случится и тогда в твой жизни появится смысл, как он появился в жизни девушки Дагни, когда она услышала музыку Грига, посвященную самой себе.

    Краткое содержание:

    В лесу старый композитор Григ встретил дочь лесника Дагни, которой было 8 лет и помог ей поднести корзину с еловыми шишками. Девочка настолько понравилась Григу, что оно пообещал сделать ей подарок, только не сейчас, а через 10 лет, когда Дагни исполнится 18 лет.

    Григ уехал и несколько месяцев писал обещанную музыку.

    Прошло 10 лет, Дагни окончила школу и уехала в Христианию, к дяде и тете. Тетя постоянно водила Дагни в театры, и Дагни сильно переживала уведенное. Однажды тетя Магда решила отвести Дагни на концерт и там девочка вдруг услышала свое имя. Задние ряды попросили повторить и она убедилась, что это как раз тот подарок, который обещал ей старый человек десять лет назад.

    Волшебная музыка напомнила Дагни родной лес и ее саму, маленькую девочку. Она поняла, что жить стоит ради прекрасного и что она любит эту жизнь.

    Неожиданная встреча в лесу композитора Грига и норвежской девочки Дагни, собиравшей еловые шишки, завершилась уговором - Григ подарит девочке на 18-летие необычный подарок. На вопрос девочки зачем так долго ждать, композитор ответил, что подарок будет необычным и такие подарки не дарят детям. Он решил написать для нее музыкальную композицию.

    Берген. Дом композитора Грига. Вспоминания о встрече с Дагни - источник вдохновения для композитора. Девочка становится для него музой, проводником в мир грез, в тот мир навсегда ушедшей юности, когда он был молод и счастлив:

    Прошло много лет. Дагни превратилась в стройную красивую девушку, отец отправил ее к своей сестре, театральной портнихе. У Дагни появилась возможность посещать театральные постановки. Однажды она попала на первый в своей жизни концерт симфонической музыки. Во время концерта конферансье вдруг объявил:

    Во время исполнения музыки, чувства переполняли Дагни: она вспомнила свой дом, лес, горы, море... Долго потом бродила она по пустынным улицам, пока не вышла совершенно опустошенная к морскому берегу и не прошептала:

    Наблюдавший за девочкой родной дядя Нильс произнес фразу, которая, на мой взгляд, и является главной мыслью этого рассказа:

    Рассказа под названием Корзина с еловыми шишками написал Константин Паустовский. Главными героями рассказа являются: Дагни Педерсен (главная героиня, дочь лесника Хагерупа Педерсена), Эдвард Григ (композитор), Магда (ття Дагни), Нильс (дядя Дагни, муж Магды). Сказочная обстановка, маленькая девочка Дагни гуляет по необычно красивому лесу и встречает композитора Эдварда. У них разгорается добродушный разговор, в конечном итоге у композитора Эдварда остается только хорошие впечатления от общения с незнакомой девочкой. Далее в порыве эмоции, композитор Эдвард посвящает Дагни красивое музыкальное произведение. Разумеется маленькая девочка этого не оценивает в должной степени, на что Эдвард Григ отвечает, что это подарок, и она это оценит только через десять лет, то есть когда ей исполниться восемнадцать лет. Проходят года, девочка подрастает, заканчивает школу. В честь окончания школы в один день Дагни отправляется к своим тете Магде и дяде Нильсу, а те в свою очередь отправляются вместе с ней на концерт. На концерте звучит как раз то самое музыкальное произведение посвященное ей. Дагни сильно удивляется и вспоминает те прекрасные моменты и понимает что это самый лучший подарок. Главной мыслью данного рассказа, по моему мнению является то, что классическая музыка передает чувства, эмоции и мысли в целом одного человека другому, она заставляет задуматься над самыми мельчайшими ценностями в жизни.



Похожие статьи
 
Категории