Ритуалы «на удачу» от Сальвадора Дали, Пикассо, Коко Шанель и других неординарных людей.

26.02.2019

Она придумала застёжку-молнию, превратила привычное дефиле в яркое шоу, предложила носить вечерние платья с бижутерией, открыла первый в мире бутик, создала первую коллекцию вязанных свитеров для женщин и подарила дамам раздельный купальник. «Эльза умеет заходить слишком далеко», - говорили современники о Эльзе Скиапарелли, а Сальвадор Дали просто боготворил её. У них не было любовного романа. У них было нечто большее. Эта пара сумасшедших превратила свои мечты, кошмары, желания и чувства в цвета, формы и ткани, которые покорили весь мир.

Творчество Эльзы Скиапарелли не только сделало ее образцом моды и стиля, но и привело к появлению у нее злейшего врага - Коко Шанель. До сих пор ходит слух, что Коко как-то на вечеринке в кафе специально столкнула со столика на Эльзу свечу, чтобы поджечь ее платье. После этого Скиапарелли, модельер из Италии и выходец из аристократической семьи, объявила негласную войну создательнице аромата Chanel Nº5.

Вскоре она стала знаменитостью, с которой все хотели встретиться, модельером и дизайнером, с которой многие хотели сотрудничать. А кто-то и вовсе влюбился в безумие Эльзы, и это был знаменитый Сальвадор Дали.

Когда мечты и желания претворяются в реальность.

История вражды Эльзы и Коко, законодательниц женской моды в 20-х и 30-х годах, стала одним из самых интересных конфликтов в истории. В этой войне талантов люди не только узнали, на что женщины готовы из-за ненависти. Впрочем, они были похожи. Эти женщины испытали множество горя, но не сдались во имя своей страсти к моде.

Их различные стили (одна предпочитала розовое и сюрреализм, а другая - черное и классику) также привели к тому, что к ним потянулись, как мотыльки на огонь, различные художники и дизайнеры. Не стал исключением и Дали, который просто не пройти мимо «шокирующего розового цвета», используемого Скиапарелли почти во всех своих проектах, и тем более не мог игнорировать ее символическое безумие.

Шляпки от Скиапарелли.

Сальвадор Дали - человек, который сделал сюрреализм утопией, буквально влюбился в воображение Скиапарелли и стал одержим ее амбициями. До этого жизнь дизайнера особо не ладилась. Аристократическая семья чуралась Эльзы из-за ее причудливого внешнего вида и одиночества, которое всегда сопровождало ее. Эльза рано вышла замуж в поисках хоть кого-то близкого, но вскоре она почувствовала, что совершила худшую ошибку в своей жизни.

Брак распался, и девушка осталась в Париже с маленькой дочерью на руках и без копейки в кармане. Учитывая все эти несчастья, Дали и Эльза (когда они начали сотрудничать) почувствовали что-то общее: во-первых, они были против всего мира. Также оба воображали, создавали и материализовали произведения искусства, о которых до них никто не мог даже подумать. Эта пара сумасшедших людей превратила свои мечты, кошмары, желания и чувства в цвета, формы и текстуры, которые покорили весь мир.

Черпая вдохновение в творчестве друг друга.

Хотя у Скиапарелли и Дали никогда не связывало ничего больше, чем дружба, каталонский художник считал модельера одним из источников своего вдохновения. Гала, возлюбленная и муза Сальвадора, носила шляпу в форме туфли, которую создала Эльза, потому что сюрреалист однажды сказал ей, что предпочитает спать с ботинком на голове. Дали вдохновил Скиапарелли на создание духов «Shocking», а если быть точнее, то посоветовал ей сделать флакон в форме манекена. Эльза, в свою очередь, вдохновила гения-сюрреалиста создать картину «Женщина с головой из роз» (1935).

Ювелирные изделия Эльзы Скиапарелли, вдохновленные насекомыми.

Об этом видении женщины с цветущей головой художнику рассказала как раз Эльза, которой как-то приснилось, что из ушей и ноздрей начал расти букет цветов, и мать перестала «считать ее уродливой». Эксцентричные истории были основой дружбы между Дали и Скиапарелли. Вместе они стали центром внимания художественного мира, а также высшего общества, стремящегося найти новое развлечение, которым можно восхищаться.

В то время модные показы, вдохновленные энтомофобским (фобия насекомых) сюрреализмом, и картины, основанные на жизни инновационного художника, почти полностью выжили из мира моды таких личностей, как «Шляпка» (это прозвище Эльза дала Коко Шанель).

Ох, уж этот Дали.

Платье, вдохновленное картиной с омаром Сальвадора Дали, на котором модельер изобразила натюрморт из омара и петрушки, стало вершиной успеха этой пары. Когда герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон, которая была уважаемым клиентом Шанель, заказала себе такой наряд, зависть и конкуренция между двумя дизайнерами обострилась до предела.

Что интересно, примерно тогда вызывающий, остроумный и эротический характер картин Дали подвергся критике. Однако именно успех «Женщины с головой из роз», написанной со слов Эльзы, восстановил репутацию художника. В это время журнал Time опубликовал на обложке фото Скиапарелли как лучшего дизайнера.

Тот самый омар.

Однако война и трудные времена для европейцев привели к тому, что эпатажная мода Скиапарелли стала не актуальной, и это позволило снова взобраться на «трон» Коко Шанель, с ее любовью к черному цвету, элегантности и строгости, которые сильно отличались от сюрреализма и буйства красок Скиапарелли. С сюрреализмом Дали этого не произошло, и он по сей день он является человеком, которого все узнают и помнят.

К сожалению, многие проекты Эльзы, вдохновленные картинами Сальвадора, были забыты. В мире моды начала доминировать Коко Шанель, с ее «маленьким черным платьем» и исключительными духами Chanel Nº5. Духи-скульптуры и духи-манекены, созданные Скиапарелли, были забыты, а творческий процесс и смелые эксперименты уступили место классике.

Великая парочка.

Женщина, которая и вдохновляла Дали своим безумием и амбициями, на самом деле не была ни его любовницей, ни художником-сюрреалистом. Она была модельером, которая решила, что розовые одежды, расшитые блестками и украшения, вдохновленные насекомыми, являются окончательным выражением стиля.

Многие люди стучат по дереву, стараются не ходить под лестницами или носят какой-нибудь талисман «на удачу» (вроде кроличьей лапки). Подобные ритуалы, конечно же, плоды суеверия: утешительного убеждения, что ритуал или предмет имеет силу принести удачу или защитить от зла.

«Это свойственно человеческой природе: желание контролировать то, что, возможно, не в нашей власти. В той или иной степени оно затрагивает почти всех », – говорит Эллен Вайнштейн, иллюстратор, писатель и искусствовед из Нью-Йорка.

Будучи глубоко суеверным человеком, она всегда интересовалась ритуалами, к которым люди прибегают в надежде обеспечить себе успех, продуктивность или креатив. Но свои личные практики Эллен не разглашает. «Если я о них расскажу, они потеряют силу », – смеётся Вайнштейн. Зато охотно делится суевериями замечательных личностей.

В апреле 2018 года Эллен выпустила книгу «Рецепты на удачу: суеверия, ритуалы и практики неординарных людей ». Текст и её задорные иллюстрации раскрывают суеверные привычки 65 известных художников, дизайнеров, музыкантов, учёных, спортсменов, писателей.

Иллюстрация к сритуалу Мэри Шелли.

Их распорядок варьируется от неожиданного до крайне эксцентричного. Например, писательница Мэри Шелли работала с удавом на шее и истолковывала движения змеи как указания продолжать писать или закругляться. А Фриде Кало лучше работалось после ухода за садом.

Ритуалы крайне разнообразны, но людей, их практикующих, объединяет глубокая страсть к своему занятию и желание добиться успеха в своём деле, считает Вайнштейн.

Ниже приводим отрывки с иллюстрациями из книги Эллен, в которых она рассказала о причудливых ритуалах «на удачу» творческих людей – от Йоко Оно до Сальвадора Дали.

Коко Шанель и счастливая цифра 5


Иллюстрация к суеверию Коко Шанель.

Французский модельер Коко Шанель (1883-1971) была из числа глубоко суеверных людей. Когда-то гадалка сказала её, что 5 – её счастливое число. Поэтому свой знаменитый аромат Коко назвала «Шанель Nº 5». Также в её квартире висела хрустальная люстра, скрученная в цифру 5, а свои коллекции она предпочитала представлять в пятый день мая (пятого месяца года).

Пабло Пикассо держался за свою «сущность»


Иллюстрация к суевериям Пабло Пикассо.

Испанский художник Пабло Пикассо (1881-1973) не выбрасывал свою старую одежду, обрезанные волосы и ногти из страха потерять часть своей «сущности». Он коллекционировал собственные произведения, и на момент смерти художнику принадлежало около пятидесяти тысяч собственных работ: от гравюр и рисунков до керамики и театральных декораций. Пикассо – один из самых плодовитых и влиятельных живописцев прошлого века.

Чарльз Диккенс и сон лицом на север


Иллюстрация к суевериям Чарльза Диккенса.

Чарльз Диккенс (1812-1870) носил с собой компас, чтобы определять стороны света, и во сне всегда смотреть на север. По его мнению, эта практика улучшала его писательские труды и помогала в творчестве. Диккенс, создавший «Большие надежды» и «Рождественские повести», был ещё и социальным критиком. Он руководствовался сильным моральным компасом, что проявилось в его резких изображениях социально-экономических реалий.

Йоко Оно и зажигание спички


Иллюстрация к суевериям Йоко Оно.

Известная авангардная художница, певица и деятель искусства Йоко Оно в молодости отличалась большой чувствительностью к звуку и свету. Она обнаружила, что зажигая спичку и наблюдая, как пламя гаснет в тёмной комнате, чувствовала себя лучше. Оно повторяла этот ритуал постоянно, пока не успокаивалась. Позже эта личная привычка стала частью перформанса под названием Lighting Piece.

Диана фон Фюрстенберг и счастливая золотая монета


Иллюстрация к ритуалу Дианы фон Фюрстенберг.

Модельер Диана фон Фюрстенберг всегда хранила золотую двадцатифранковую монету, которую её отец спрятал в своём ботинке во время Второй мировой войны и отдал дочери ещё в детстве. Перед каждым модным показом она клала монету в свою обувь. На удачу. Фон Фюрстенберг – создательница легендарного платья с запахом, известная своими проектами в более пятидесяти пяти странах мира.

Фрида Кало и садоводство


Иллюстрация к Фриде Кало.

Картины мексиканской художницы Фриды Кало (1907-1954) большей частью автобиографичны и наполнены растениями и цветами, выращенными ею в саду дома, который она делила с художником Диего Риверой. Ухоженный сад Кало был для неё местом комфорта и вдохновения, где она часами ухаживала за растениями, фруктовыми деревьями и цветами. Рабочий стол Фриды стоял у окна, откуда открывался вид на сад. И даже когда она вернулась домой из больницы перед смертью, то просила передвинуть кровать к окну, чтобы видеть сад.

Доктор Сьюз и шляпы от творческого кризиса


Иллюстрация к ритуалу Доктора Сьюза.

Писатель и мультипликатор Теодор Зойс Гайзель (1904-1991), более известный как Доктор Сьюз, собрал огромную коллекцию из почти 300 шляп. Столкнувшись с писательским блоком, он обращался к своему секретному шкафу, выбирал шляпу и носил, пока вдохновение не возвращалось. Эта причуда помогла ему создать «Кота в шляпе», «Гринча – похитителя Рождества» и другие популярнейшие книги, с которыми Доктор Сьюз превратился в самого продаваемого автора на английском языке для маленьких детей.

Сальвадор Дали и испанская коряга


Иллюстрация к ритуалу Сальвадора Дали.

Художник, график и скульптор Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя суеверным и носил с собой маленький кусочек испанской коряги, которая должна была отгонять злых духов. Он был одним из самых известных представителей сюрреализма. Известный своей тягой к эксцентричности, Дали однажды едва не задохнулся, читая лекцию в водолазном костюме и шлеме.

Агата Кристи и яблоки в ванной


Иллюстрация к ритуалу Агаты Кристи.

Агата Кристи (1890-1976) входит в число самых известных авторов детективной прозы. Знаменитая английская писательница, создательница «Убийства в „Восточном экспрессе“», грызла яблоки в ванной, придумывая таинственные убийства. Эта практика, определённо, принесла ей успех. За свою карьеру Кристи написала более шестидесяти детективных романов, 19 сборников рассказов и ряд пьес, среди которых «Мышеловка», до сих пор демонстрирующаяся на театральных подмостках. Романы Агаты Кристи разошлись миллиардными тиражами по всему миру.


Коко Шанель (фр. Coco Chanel).
Коко Шанель – её настоящее имя – Габриэ?ль Бонёр Шане?ль (фр. Gabrielle Bonheur Chanel).
Шанель родилась 19 августа 1883года. Кажется нет необходимости говорить о том, что Шанель была французским модельером, вдохновение и модернизм которой сделали её одной из самой известной в истории моды XX столетия – об этом знают все.














А началось всё в маленьком городке Сомюре, где оказались родители Шанель – Альбер Шанель и Жанна Деволь. Отец Коко был бродячим торговцем и не сидел на одном месте. Какое-то время родители не состояли в законном браке – ему нужна была подруга, но не жена. Не такого мнения была Жанна, она любила Альбера, и на столько сильна была её любовь, что, скорее всего, это уже была не просто любовь, а болезнь. Она не могла расстаться с Альбером, чего бы это ей не стоило. Жанне приходилось зарабатывать на содержание всё прибывающих членов семейства тяжёлым трудом: работа на кухне, груды белья. Ей приходилось бороться, чтобы получить место на кухне, место гладильщицы или служанки. Здоровье её таяло, но она готова была всё снести, лишь бы быть рядом с мужем. Жанна умерла, когда Габриэль было всего шесть лет. А потом её с братьями и сёстрами оставил и отец. С этого момента Габриэль была на попечении, то родственников, то в приюте, в который её отдали, когда ей было 12 лет. В 18 лет Коко с помощью благотворительной организации оказалась в интернате для детей из знатных семейств. А затем устроилась продавцом в магазин тканей в городе Мулен. Она мечтала стать певицей и в свободное время в кафе «Ротонда» исполняла песенки «Тот, кто видел Коко» и «Ко-Ко-Ри-Ко». Вот тогда и прозвали её Коко.



Вскоре Шанель познакомилась с богатым наследником Этьеном Бальзаном. У него было поместье недалеко от Парижа, где он разводил лошадей. На его предложение стать любовницей она ответила согласием – ей давно хотелось переехать в Париж и, к тому же, Габриэль знала, что за всё в жизни надо платить. Именно здесь она стала превосходной наездницей и начала делать свои восхитительные шляпки, которые всех покоряли своей новизной и шармом. И именно здесь она поняла, как женщины преклоняются перед мужчинами, стараясь понравиться, и проигрывают сражение.


Для себя Коко решила, что из любого сражения, она выйдет победителем. В детстве ей не хватало любви, её окружало равнодушие – всё это наложило отпечаток. И Габриэль научилась бороться и побеждать, а самое главное, она научилась шить. И что бы она ни делала – шляпку или одежду, которая сидела на ней так хорошо, что об этом можно было не думать – всё привлекало внимание окружающих. И тогда Шанель поняла, что в ней есть то, которым следует воспользоваться, то есть дар творческой мысли, а главное, умение выживать.


Бальзана сменил Артур Кейпел, богатый наследник угольных шахт, превосходный бизнесмен, который погиб в 1919 году в автомобильной катастрофе. Он помог стать ей деловой женщиной. В 1910 году она открыла свой первый магазин в Париже, продавая женские шляпки, через год открылся её дом моды на улице Рю- Камбон, где находится и сейчас.
Простота и роскошь были в творениях Шанель. Она сумела изъять корсет из сознания женщин, воспользовалась мужской элегантностью, чтобы создать в гардеробе женщин такие свободные и необходимые вещи, как рубашки мужского покроя, галстуки, брюки для верховой езды, пиджаки, в которых были суровость и в то же время шарм, превосходство и покорность. В 1918 году Шанель расширила свое предприятие. Она вызвала восторг вечерним платьем из черного кружева и тюля, расшитого бисером, ансамблем платье-пальто из бежевого джерси. Всё это казалось простым, но в то же время роскошным – настоящим чудом портновского искусства.



«Мода - это нечто, что существует не только в одежде. Мода витает в воздухе. Она связана с нашими мыслями и нашим образом жизни, с тем, что происходит вокруг нас».


Ее лучшие творения: маленькое черное платье, которое, в 1926 году американский журнал Vogue приравнял к популярности автомобиля «Ford» и назвал его «фордом» моды, каскады жемчуга на простой бечевке, двухцветные туфли, туфли-лодочки, приталенный жакет, камелия из белого шелка, которые стали символами её марки. Её украшения имели потрясающий эффект, в которых сочеталась роскошь изумрудов или жемчуга с превосходной собственной бижутерией. Сочетание драгоценных камней с искусственными являлось смелой находкой, которую она использовала как роскошные украшения.



Её броши из разноцветного стекла и через плечо произвели потрясающий эффект, их в дальнейшем стали производить различные модные фирмы по всему свету. Они и сейчас считаются классикой, а модницы готовы за них отдавать приличные суммы.
Её маленькое чёрное платье можно было носить и днём и вечером, добавив нить жемчуга или другие аксессуары.


Идеи, которые она создала в начале ХХ – го века, остались вечными потому, что элегантность не поддаётся влиянию времени. Девизом облика её моделей были простота и подвижность. Многие свои открытия Шанель сделала, подглядев тот или иной образ или какой-то элемент, среди народной одежды. Например, русский стиль с вышивкой и меховой отделкой, геометрические узоры, прорезиненные плащи, модель которых она увидела, разглядев её в одежде своего шофёра. Она первая использовала в женском гардеробе трикотаж.



Шанель была в дружеских отношениях со многими людьми искусства: Пикассо, Дягилевым, Стравинским, Сальвадором Дали, Жаном Кокто и не оставалась в стороне от авангардного направления. Но она никогда не меняла своих принципов. Для неё шляпка в форме телефона или юбка, в которой можно было не идти, а только семенить, были неприемлемыми. Поэтому то, что впоследствии было названо «обликом Шанель», означало бескомпромиссный взгляд на моду, где присутствует во всём мера и удобство и никаких крайностей. «Нужно всегда убирать, удалять всё лишнее. Не надо ничего прибавлять…Нет иной красоты, кроме свободы тела…». Став модельером, она испытывала удовлетворение и считала, что одержала победу тогда, когда её идеи подхватывала улица, и её модели были на простом народе. Её принципы были создавать простые, строгие модели с четкими линиями, модели, которые подчеркивают достоинства и скрывают недостатки.



Шанель оказывала материальную поддержку многим деятелям искусства. Например, она финансировала некоторые постановки Русского балета, много лет поддерживала композитора Игоря Стравинского, помогала оплатить расходы за лечение Жана Кокто.
В той ловкости, с которой она умела придать шик любому изделию, чувствовался не только вкус, но прежде всего умение «сделать нечто из ничего».


Её клиентки учились нравиться, идя наперекор существующей моде. У Габриэль не было недостатка в идеях, да и продавать она умела, как в своё время и отец и дед. Габриэль унаследовала семейные качества – она была вынослива в работе. Работать и добиваться успеха… Шанель не рисовала свои модели, она создавала их с помощью ножниц и булавок, прямо на манекенщицах. Ей было достаточно нескольких движений рук, чтобы из бесформенной материи возникла роскошь. Иногда идеи приходили ей во сне, она просыпалась и начинала работать.
Она трудилась по 12-14 часов в сутки и того же требовала от своих коллег. Не всем было дано вынести такой труд. Шанель обладала сочетанием аристократизма и, в то же время, жёсткой деловой хваткой. Когда она ставила перед собой цель, то всегда добивалась её. По приблизительным оценкам в 20 – 30- е годы её модельный бизнес давал $200-300 тыс. в год.



Шанель была великим художником. Она хотела создавать не только новые силуэты, но и внести новые ощущения жизни. Многие годы спустя это назовут «стилем жизни».
Коко Шанель одну из представителей высокой моды журнал «Тайм» внёс в список ста самых влиятельных людей XX века.
Своё сороколетие она ознаменовало выпуском совершенно новых духов, в которых не присутствует запах одного какого- то цветка. Содействие в этом ей оказали Великий Князь Дмитрий и русский парфюмер–эмигрант Эрнест Бо.



Началась Вторая мировая война. В 1940 году ей пришлось обратиться к немецкому дипломату, чтобы выручить своего племянника, попавшего в плен. С дипломатом она была давно уже знакома. И когда он ей помог, её привязанность к нему ещё более возросла. В конце войны обстоятельства складываются так, что Шанель приходится покинуть Францию почти на долгие восемь лет. Её обвинили не только в любовной связи с немецким бароном, но и в контактах с начальником управления внешней разведки Германии Шелленбергом, помощником командующего "СС" Генриха Гиммлера.


Ей грозил арест. За Шанель вступился сам Уинстон Черчилль, который как-то о ней записал в своём дневнике: «Приехала знаменитая Коко, и я восхищался ею. Это одна из самых умных и очаровательных, самая сильная женщина, с которой мне когда-либо приходилось иметь дело».
Шанель закрыла все свои бутики и уехала в Швейцарию.


Оттуда она следила за изменениями, происходившими в модном мире. Появились новые кутюрье, такие как , Юбер де Живанши и другие. Шанель было 71 год, когда она снова вернулась в Париж и предложила свою коллекцию. Но показ её моделей происходил в полном молчании публики. Шанель хотела всем доказать, что мода изменяется, а стиль остаётся, но пресса говорила о том, что она не предложила ничего нового. Но не всем дано понять, что элегантность вечна. Шанель усовершенствовала свои модели, и через год почти все модницы сочли за честь одеваться у Шанель. Знаменитый костюм Шанель стал бессмертным, в нём чувствуешь себя уютно и свободно, и это ещё благодаря правильно подобранной ткани– лёгкому твиду. Костюм гарантирует надёжность во всех ситуациях.



Сумочки Шанель, обувь и бижутерия стали классическими. В 60-е годы она сотрудничала с голливудскими студиями. Мода Шанель не устареет, потому что в ней заложена философская концепция Шанель: «Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой».
Шанель покинула наш мир 10 января 1971 года, в воскресенье, в возрасте 88 лет, в номере отеля «Ритц» в Париже. «Тime Magazinе» оценила ее ежегодный доход в 160 миллионов долларов.
При этом она никогда не превозносила богатство и не восхваляла деньги. Шанель нашла среди видных деятелей искусства тех друзей, которыми гордилась. Хотя её жизнь была полностью подчинена работе – созданию одежды, самым главным для неё оставалась любовь. Поражает в ней не только успех, которого она достигла, не только её популярность, но и то, что она сумела остаться загадочной. Непостижимая Шанель…


Как и Шанель, бессмертен ее знак: две перекрещивающиеся буквы С – Coco Chanel и белая камелия на черном сатиновом банте.


с 1983 года руководит домом моды Шанель и является его главным дизайнером Карл Лагерфельд.



Коко Шанель биография





Узнать о причудах великих и сравнить со своими в ближайшее время можно будет только на английском. Но мы перевели несколько выдержек из книги и делимся «рецептами удачи» от Шанель, Пикассо, Дали и других гениев.

Скорее всего, многие из нас стучали по дереву, избегали ходить под лестницами, пугались, когда просыпали соль, и опасались сделать шаг вперед, если дорогу перешла черная кошка. Эти действия и реакции являются продуктами суеверий — веры в то, что тот или иной объект имеет силу принести удачу или, наоборот, привлечь зло.

Писательница и иллюстратор Эллен Вайнштейн пишет: «Это свойство человеческой натуры: желание контролировать то, что не в нашей власти».

Будучи глубоко суеверным человеком, Вайнштейн всегда была очарована ритуалами, которые люди придумывают и культивируют в надежде добиться успеха, благополучия или других побед.

В этом месяце выходит ее новая книга «Рецепты наудачу: суеверия, ритуалы и практики выдающихся творческих людей». В книге рассказывается о суеверных привычках 65 известных людей: художников, дизайнеров, музыкантов, ученых, спортсменов и других знаменитостей. Их «рецепты» варьируются от необычных, но понятных, до очень эксцентричных и возмутительных. Модель и телеведущая Хайди Клум, например, куда бы ни отправилась, берет с собой свои детские зубы. Писательница Мэри Шелли писала с удавом на шее и интерпретировала направление движения змеи как знак: продолжать текст или отложить его на потом. А Фрида Кало однажды заметила, что она лучше пишет картины после работы в саду.

«Героев книги объединяет то, что у всех есть глубокая страсть к тому, что они делают, — комментирует Вайнштейн. — Если вы равнодушны к своей работе, вам незачем придумывать ритуал или суеверие, чтобы привлечь удачу».

Ниже мы приводим выдержки из книги Вайнштейн, рассказывающие о суевериях легендарных личностей, в которых те черпали вдохновение и творческую энергию.

Французский дизайнер одежды Коко Шанель (1883-1971) была глубоко суеверна. Однажды ей нагадали, что 5 — ее счастливое число, и она назвала свой знаменитый аромат соответствующим образом. В ее доме даже была хрустальная люстра из фигур, скрученных в форме пятерки. Ей также нравилось показывать свои коллекции в пятый день мая (пятый месяц года) — наудачу.

Известная художница, певица и активистка Йоко Оно в молодости была очень чувствительна к звуку и свету. Она обнаружила, что зажигание спички, наблюдение за огнем и затем резкая темнота — приносят ей облегчение, новые силы и спокойствие. Позже этот ритуал стал частью спектакля под названием Lighting Piece, созданного совместно с художниками движения «Флюксус».

Модельер Диана фон Фюрстенберг имеет золотую монету в двадцать франков, которую ее отец скрывал в ботинке во время Второй мировой войны и потом отдал дочери, когда та была девочкой. Позже Диана стала прятать монету у себя в обуви на удачу перед каждым своим модным показом.

Для мексиканской художницы Фриды Кало было важно творить рядом с растениями. Ее картины, часто автобиографичные, фактически всегда наполнены зеленью. Сад Фриды, где она тратила часы на выращивание фруктов и цветов, был местом отдыха и вдохновения для нее. Рабочий стол художницы смотрел именно на сад из окна, а ее последней просьбой перед смертью было переставить кровать так, чтобы перед ней открывался любимый вид.

Испанский сюрреалист-живописец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя очень суеверным и носил с собой маленький кусочек испанской коряги, чтобы отгонять злых духов. Дали был известен своей страстью к эпатажу, которая однажды едва не стоила ему жизни: он чуть не задохнулся, давая лекцию в шлеме и костюме для дайвинга.

Она придумала застёжку-молнию, превратила привычное дефиле в яркое шоу, предложила носить вечерние платья с бижутерией, открыла первый в мире бутик, создала первую коллекцию вязанных свитеров для женщин и подарила дамам раздельный купальник. «Эльза умеет заходить слишком далеко», - говорили современники о Эльзе Скиапарелли, а Сальвадор Дали просто боготворил её. У них не было любовного романа. У них было нечто большее. Эта пара сумасшедших превратила свои мечты, кошмары, желания и чувства в цвета, формы и ткани, которые покорили весь мир.

Творчество Эльзы Скиапарелли не только сделало ее образцом моды и стиля, но и привело к появлению у нее злейшего врага - Коко Шанель. До сих пор ходит слух, что Коко как-то на вечеринке в кафе специально столкнула со столика на Эльзу свечу, чтобы поджечь ее платье. После этого Скиапарелли, модельер из Италии и выходец из аристократической семьи, объявила негласную войну создательнице аромата Chanel Nº5.

Вскоре она стала знаменитостью, с которой все хотели встретиться, модельером и дизайнером, с которой многие хотели сотрудничать. А кто-то и вовсе влюбился в безумие Эльзы, и это был знаменитый Сальвадор Дали.


История вражды Эльзы и Коко, законодательниц женской моды в 20-х и 30-х годах, стала одним из самых интересных конфликтов в истории. В этой войне талантов люди не только узнали, на что женщины готовы из-за ненависти. Впрочем, они были похожи. Эти женщины испытали множество горя, но не сдались во имя своей страсти к моде.

Их различные стили (одна предпочитала розовое и сюрреализм, а другая — черное и классику) также привели к тому, что к ним потянулись, как мотыльки на огонь, различные художники и дизайнеры. Не стал исключением и Дали, который просто не пройти мимо «шокирующего розового цвета», используемого Скиапарелли почти во всех своих проектах, и тем более не мог игнорировать ее символическое безумие.


Сальвадор Дали - человек, который сделал сюрреализм утопией, буквально влюбился в воображение Скиапарелли и стал одержим ее амбициями. До этого жизнь дизайнера особо не ладилась. Аристократическая семья чуралась Эльзы из-за ее причудливого внешнего вида и одиночества, которое всегда сопровождало ее. Эльза рано вышла замуж в поисках хоть кого-то близкого, но вскоре она почувствовала, что совершила худшую ошибку в своей жизни.

Брак распался, и девушка осталась в Париже с маленькой дочерью на руках и без копейки в кармане. Учитывая все эти несчастья, Дали и Эльза (когда они начали сотрудничать) почувствовали что-то общее: во-первых, они были против всего мира. Также оба воображали, создавали и материализовали произведения искусства, о которых до них никто не мог даже подумать. Эта пара сумасшедших людей превратила свои мечты, кошмары, желания и чувства в цвета, формы и текстуры, которые покорили весь мир.


Хотя у Скиапарелли и Дали никогда не связывало ничего больше, чем дружба, каталонский художник считал модельера одним из источников своего вдохновения. Гала, возлюбленная и муза Сальвадора, носила шляпу в форме туфли, которую создала Эльза, потому что сюрреалист однажды сказал ей, что предпочитает спать с ботинком на голове. Дали вдохновил Скиапарелли на создание духов «Shocking», а если быть точнее, то посоветовал ей сделать флакон в форме манекена. Эльза, в свою очередь, вдохновила гения-сюрреалиста создать картину «Женщина с головой из роз» (1935).


Об этом видении женщины с цветущей головой художнику рассказала как раз Эльза, которой как-то приснилось, что из ушей и ноздрей начал расти букет цветов, и мать перестала «считать ее уродливой». Эксцентричные истории были основой дружбы между Дали и Скиапарелли. Вместе они стали центром внимания художественного мира, а также высшего общества, стремящегося найти новое развлечение, которым можно восхищаться.

В то время модные показы, вдохновленные энтомофобским (фобия насекомых) сюрреализмом, и картины, основанные на жизни инновационного художника, почти полностью выжили из мира моды таких личностей, как «Шляпка» (это прозвище Эльза дала Коко Шанель).


Платье, вдохновленное картиной с омаром Сальвадора Дали, на котором модельер изобразила натюрморт из омара и петрушки, стало вершиной успеха этой пары. Когда герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон, которая была уважаемым клиентом Шанель, заказала себе такой наряд, зависть и конкуренция между двумя дизайнерами обострилась до предела.

Что интересно, примерно тогда вызывающий, остроумный и эротический характер картин Дали подвергся критике. Однако именно успех «Женщины с головой из роз», написанной со слов Эльзы, восстановил репутацию художника. В это время журнал Time опубликовал на обложке фото Скиапарелли как лучшего дизайнера.



Однако война и трудные времена для европейцев привели к тому, что эпатажная мода Скиапарелли стала не актуальной, и это позволило снова взобраться на «трон» Коко Шанель, с ее любовью к черному цвету, элегантности и строгости, которые сильно отличались от сюрреализма и буйства красок Скиапарелли. С сюрреализмом Дали этого не произошло, и он по сей день он является человеком, которого все узнают и помнят.

К сожалению, многие проекты Эльзы, вдохновленные картинами Сальвадора, были забыты. В мире моды начала доминировать Коко Шанель, с ее «маленьким черным платьем» и исключительными духами Chanel Nº5. Духи-скульптуры и духи-манекены, созданные Скиапарелли, были забыты, а творческий процесс и смелые эксперименты уступили место классике.



Женщина, которая и вдохновляла Дали своим безумием и амбициями, на самом деле не была ни его любовницей, ни художником-сюрреалистом. Она была модельером, которая решила, что розовые одежды, расшитые блестками и украшения, вдохновленные насекомыми, являются окончательным выражением стиля.



Похожие статьи
 
Категории