Русские былины - герои и персонажи. Какие есть былины

14.04.2019

Былина представляет собой фольклорно-эпическую песню, написанную тоническим стихом. Каждое произведение состоит из запева, зачина и концовки. Первая часть былины редко связывалась с основным сюжетом, в основном вступление писалось для привлечения внимания. Зачин – это основное событие, которому посвящена былина. Концовка – последняя часть былины, в которой, как правило, торжественный пир, посвященный победе над врагами.

Существует несколько видов напевов былин – строгий, величавый, быстрый, веселый, спокойный и даже скоморошный.

Каждое сказание отличалось патриотическим характером, сюжеты ее всегда были хвалебными и повествовали о непобедимости Руси, достоинствах князя и отважных защитников, которые незамедлительно приходили на помощь, если населению угрожала беда. Сам термин «былина» стал употребляться только с 1830-х годов, ввел его ученый Иван Сахаров. Настоящее название песен о богатырях – «старины».

Главными героями в были могучие богатыри. Персонажи были наделены нечеловеческой силой, отвагой и мужеством. Богатырь, даже в одиночку, мог справиться с любым . Основной задачей этих персонажей является защита Руси от посягательств врагов.

Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич и Владимир Красное Солнышко – эти можно встретить практически в каждом сказании. Князь Владимир являлся правителем русских земель, а богатыри – надеждой и защитой русского народа.

Авторы былин

Множество фактов, касающихся авторов былин, времени и территории их написания остаются загадкой вплоть до наших дней. Большинство исследователей пришло к мнению, что самые древние сказания были написаны не больше трехсот лет назад. В Википедии, например, можно изучить несколько разных теорий и факты, которые выявили ученые.

Преобладающее число былин было записано учеными-собирателями со слов жителей определенных местностей. Всего насчитывается около сорока сюжетов сказаний, но количество текстов уже достигает полутора тысяч экземпляров. Каждая былина представляет собой особую ценность для русской культуры, народного , а также для и фольклористов.

Сказителями могли быть люди разных профессий, поэтому в текстах они упоминали более понятные и близкие им сравнения. По словам рассказчика-портного, например, отрубленная голова сравнивалась с пуговицей.

Былины не писались одним автором. Это сказания, которые составлял русский народ, а тексты песен передавались из поколения в поколение. Исполнялись песни определенными людьми, которые назывались «сказителями». Такой был обладать особенными качествами. Дело в том, что былин никогда не заучивался сказителями наизусть, поэтому рассказчик должен был самостоятельно связывать сюжеты, подбирать сравнения, запоминать важные факты и уметь пересказывать их, не искажая смысл.

На вопрос какие бывают былины заданный автором Европейский лучший ответ это былины можно разделить на три разряда:
1) на песни с очевидно заимствованным библейским содержанием;
2) на песни с заимствованным первоначально содержанием, которое, однако, обработано более самостоятельно
3) на песни вполне народные, но заключающие в себе эпизоды, обращения, фразы, имена, заимствованные из христианского мира.

Ответ от Матрос [гуру]



Ответ от Вадим Зверев [новичек]
Бытовые и героические


Ответ от Осознать [новичек]
Были?ны (стaрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков [источник не указан 240 дней]; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «стaрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями


Ответ от Елена почекутова [новичек]
былины бывают из песен.


Ответ от твпт чптча [новичек]
ах былины былины


Ответ от ярослав трубин [новичек]
бытовые и героические


Ответ от Андрей Галкин [новичек]
бытовые и героические


Ответ от Пичугин Диман [активный]
бытовые и греческие


Ответ от Никита Новиков [новичек]
бытовые и героические


Ответ от Ёемён Турушков [новичек]
народные


Ответ от -=d?_КоТэ_ПоД_нАрКоТэ_?d=- [новичек]
Былины бывают -дрожжевые скороспелые кукурузные овсяные ржаные бытовые и героические


Ответ от Елена Проняева [новичек]
народные бытовые


Ответ от Вася Мяловский [новичек]
БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина» , «старинушка» , подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом) . Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И. П. Сахаровым (1807–1863).
Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична, Хотен Блудович) ; борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник) ; борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович) , войны с литовцами (Былина о наезде литовцев) .
Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович, Состязание с Чурилой).


Ответ от Айгэль [новичек]
КАКАЯ ЕСТЬ БЫЛИНАА КОТОРУЮ СОЧИНИЛ И ПИСАТЕЛЬ И НАРОД????


Ответ от АЛЕКСЕЙ СЕМЁНОВ [активный]
БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина» , «старинушка» , подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом) . Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И. П. Сахаровым (1807–1863).
Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична, Хотен Блудович) ; борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник) ; борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович) , войны с литовцами (Былина о наезде литовцев) .
Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович, Состязание с Чурилой).

Былина это фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории. В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси, сложившись на почве архаичной эпической традиции и унаследовав от нее многие мифологические черты; однако фантастика оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности. С точки зрения народа значение былины заключалось в сохранении исторической памяти , поэтому их достоверность не подвергалась сомнению. Былины близки волшебным сказкам о богатырях. Они художественно обобщили историческую действительность 11-16 веков и бытовали до середины 20 века,соответствовали эпическому творчеству многих народов Европы и Азии. В народе их называли «старинами», т.е. песнями о действительных событиях далекого прошлого. Термин «былина» (научный) был введен в 1840-х на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени».

В середине 18 века на Урале был создан рукописный сборник былин и исторических песен, позже получивший название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В 1830-40-х П.В.Киреевский возглавил собирание русских песен; позже в составе многотомного издания «Песни, собранные П.В.Киреевским» была опубликована так называемая «старая серия», в которую вошли былины и исторические песни. В середине 19 века П.Н.Рыбников обнаружил в Олонецком крае активно бытующую живую былинную традицию («Песни, собранные П.Н.Рыбниковым». М., 1861-67). Исполнителей былин и других эпических песен называли «сказителями». Во второй половине 19 и в 20 веке на Русском Севере была проведена огромная работа по выявлению и записи былин, вследствие которой появился ряд научных изданий: А.Ф.Гильфердинга, А.Маркова, А.Д.Григорьева, Н.Онучкова, А.М.Астаховой и др.

Былины и реалии

Былины отразили многие исторические реалии. Северные певцы передавали не знакомую им географию и пейзаж Киевской Руси («раздольице чисто поле»), изображали борьбу древнерусского государства против степняков-кочевников. С удивительной точностью были сохранены отдельные детали военного княжеско-дружинного быта. Сказители не стремились передать хроникальной последовательности истории, а изображали ее важнейшие моменты, находившие воплощение в центральных эпизодах былин. Исследователи отмечают их многослойность: донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра (Алёши) Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Тушркана, Батыя). Однако художественный вымысел позволял относить былины к более раннему или позднему историческому времени, допускал совмещения имен. В народной памяти происходило искажение географических расстояний, названий стран и городов. Представление о татарах как главном враге Руси вытеснило упоминания половцев и печенегов.

Расцвет былин

Расцвет былин самого раннего Владимирова цикла происходил в Киеве в 11-12 веках , а после ослабления Киева (со второй половины 12 века) они переместились на запад и на север, в Новгородский край. Дошедший до нас народный эпос позволяет судить лишь о содержании древних песен Киевской Руси, но не об их форме. Эпос был усвоен скоморохами, оказавшими на него значительное влияние: в былинах ряд сцен представляет скоморохов-певцов на пирах у князя Владимира, есть и собственно скоморошьи былины («Вавило и скоморохи»). В 16-17 веках содержание былин отразило быт высших классов Московской Руси, а также казачества (Илья Муромец называется «старым казаком»).

Науке известно около 100 сюжетов былин (всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована). В силу объективных исторических причин русский эпос не сложился в эпопею: борьба с кочевниками закончилась в то время, когда условия жизни уже не могли способствовать созданию цельного эпоса. Сюжеты былин остались разрозненными, но в них содержится тенденция к циклизации по месту действия (Киев, Новгород) и по героям (например, былина об Илье Муромце). Представители мифологической школы выделяли былины о старших богатырях, в образах которых отразились мифологические элементы (Волх, Святогор, Сухмантий, Дунай, Потык), и о младших богатырях, в образах которых мифологические следы незначительны, но выражены исторические черты (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев). Глава исторической школы В.Ф.Миллер делил былины на два типа:

  1. Богатырские
  2. Новеллистические

Для первых он считал характерной героическую борьбу богатырей и ее государственные цели, для вторых - внутренние столкновения, социальные или бытовые. Современная наука, вводя былины в международный контекст эпического творчества, группирует их по следующим сюжетно-тематическим разделам:

  • О старших богатырях
  • О борьбе с чудовищами
  • О борьбе с иноземными врагами
  • О встречах и спасении родных
  • Об эпическом сватовстве и борьбе героя за жену
  • Об эпических состязаниях.
  • Особую группу составляют былины-пародии.

Поэтический язык былин

Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Они исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Их напевы торжественны, но монотонны (каждый сказитель знал не более двух-трех мелодий и разнообразил их за счет вибрации голоса). Предполагается, что в древности былины пели под аккомпанемент гуслей. Стих былин связан с напевом и относится к тоническому стихосложению, (см. ). Композиционную основу сюжетов многих былин составляют антитеза и утроение. В репертуаре скоморохов возникли стилистические формулы внешней орнаментовки сюжета: запевы и исходы (самостоятельные мелкие произведения, не связанные с основным содержанием былин). Традиция эпического сказительства выработала формулы привычного изображения - loci communes (лат. «общие места»), которые использовались при повторении однотипных ситуаций: пир у князя Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне, расправа богатыря с врагами и пр. Повествование в былинах велось неторопливо, величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствовали многочисленные повторения. Замедленность действия (ретардация) достигалась путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речи героя. Поэтический стиль создавали повторения слов, которые могли быть тавтологическими («черным-черно», «много-множество») или синонимическими («злодей-разбойник», «драться-ратиться»).

Один из приемов соединения строк - палилогия (повторение последних слов предыдущей строки в начале последующей). Нередко смежные строки использовали синтаксический параллелизм. В былинах могло появиться единоначатие (анафора), а на концах строк иногда возникали созвучия однородных слов, напоминающие рифму. Появлялись аллитерации и ассонансы. Широкая типизация персонажей былин не исключала элементов индивидуализации, что отметил еще в 1871 Гильфердинг: князь Владимир - благодушный и лично совершенно бессильный правитель; Илья Муромец - спокойная и уверенная в себе сила; Добрыня - олицетворение вежливости и изящного благородства; Василий Игнатьевич - пьяница, отрезвляющийся в минуту беды и становящийся героем. Один из принципов эпической типизации - синекдоха: былины изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих полчища врагов; вражеская сила также могла изображаться в единичных образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Главный художественный прием - гипербола. Собиратели засвидетельствовали, что певцы воспринимали гиперболы как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.

Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отображение в русской литературе («Руслан и Людмила», 1820, А.С.Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича…», 1838, М.Ю. «Лермонтова», «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «народные рассказы» Л.Н.Толстого). Былины являлись источником вдохновения художников, композиторов, кинематографистов.

В старые времена народ накапливал свою мудрость веками и передавал ее следующим поколениям. Сказки, былины, поговорки, басни - это кладезь житейской мудрости трудолюбивого народа. Через фольклор передавали люди свои чаянья о хорошем будущем, рассказывали о прошлом, предостерегали об ошибках. Часто фантастические сюжеты помогали привить детям любовь к родине, правильные

Что такое былина? Это особая форма в Она характерна для русской традиции и рассказывает о каком-нибудь примечательном эпизоде из истории. Название происходит от слова "быль", то есть то, что было на самом деле в старину. Русские былины отличаются своеобразными приемами, поэтикой, мелодичностью речи, а также способом их исполнения. Ученые считают, что в древности рассказчики сопровождали былину игрой на гуслях, а позже начали исполнять речитативом. Они использовали всего несколько мелодий, но изменяли интонацию. Излагалась былина в подчеркнуто торжественном стиле: он больше всего подходил для повествования о героических событиях прошлого, довольно часто трагических.

Итак, что такое былина, уже ясно. Теперь поговорим о приемах, используемых в этом жанре. Первое, на что обращаешь внимание, когда читаешь или слушаешь это произведение, это повторение. Древние авторы повторяли слова (например, давным-давно, далеко-далеко), а также широко использовали несколько синонимов в одном месте (дани-пошлины, биться-ратиться). Порой окончание одной строки становилось началом другой, целые эпизоды могли повторяться по три раза. Также широко используются такие приемы, как аллитерация и ассонансы. Все это позволяло более эмоционально и точно передать детали события, усилить эффект от слов.

Что такое былина в творчестве населения Киевской Руси? защитникам, прославление добрых молодцев, их героизма и самоотвержения. Для описания характера или внешности персонажей часто используются гиперболы. Отношение рассказчика к ним можно понять по эпитетам, которые часто бывают устойчивыми: горячая кровь, буйна голова, слезы горючие. Любимых персонажей часто называют уменьшительными и ласкательными именами (Алешенька, Добрынюшка).

Что такое былина? Как правило, это произведение, которое состоит из трех частей: запева (вступления, не связанного с дальнейшей частью содержанием), зачина (основной части, где развертываются действия) и концовки. Рассказчик не обращается к прошлому и не заглядывает в будущее, его взгляд полностью прикован к герою и его подвигам. Он словно проживает жизнь своего персонажа, следуя вместе с ним, переходя от одного события к другому.

По сюжету былины могут быть разнообразными. Сегодня известно около сотни сюжетов, если не считать разных вариантов одного и того же произведения. Главными являются: борьба за жену или ее поиск, борьба со сказочными чудищами или иностранными захватчиками. Особенной категорией стоят былины-пародии или сатирические былины (Состязание с Чурилой, Дюк Степанович).

Загляните в кладезь народной мудрости, возраст которой составляет тысячу, а может, и больше лет!

Былины - это эпические песни русского народа, в которых повествуется о героических подвигах мужественных богатырей. В былинах часто описываются героические события, в которых принимал участие наш народ, ведь само слово «былина» - означает «старина», то есть то, что происходило в далеком прошлом.

Этот литературный жанр не имеет достоверной точности: чтобы подчеркнуть исключительную смелость героев - богатырей, некоторые события, описываемые в былине, значительно преувеличивались.

Роль былин в национальном литературном процессе очень важная, так как они представляют собой русский эпос, который передает нашему поколению знания о бытии, верованиях и традициях наших предков.

Время создания былин

События, которые легли в основу русских былин происходили в 10 - 12 веке. Но оформляться и записываться начались приблизительно в 14 веке. До тех пор былины существовали в устной форме и передавались в народе с поколения в поколение.

Текстовое наполнение былин в связи с этим иногда менялось - новое поколение добавляло что-то свое в сюжет, иногда значительно преувеличивая его.

Классификация былин

В современном литературоведенье не существует единого мнения на счет классификации былин. Традиционно все былины делят на две группы: новгородского и киевского цикла. События, которые описываются в былинах киевского цикла, повествуют о периоде правления князя Владимира.

Герои былин киевского цикла знакомые нам уже давно Илья Муромец, Михайло Потык, Добрыня Никитич, Чурило Пленкович, Алеша Попович. Все герои былин делятся на старших и младших богатырей. Старшие богатыри - Микула Селянович, Вольга и Святогор - мудрые наставники молодых богатырей.

Старшие богатыри олицетворяют собой дохристианские верования славянского народа в богов силы, мужества, отваги.

Собирательство былин

Первый сборник русских былин был издан в Москве в 1804 году. Первое издание пользовалось большой популярностью в русском обществе, и уже через несколько лет первичный сборник был значительно дополнен новыми былинами и несколько раз переиздан.

В эпоху романтизма, которая наступила после окончания Отечественной войны, русские былины стали неотъемлемой частью литературного наследия. В середине века популярность былин вызвала всплеск интереса к фольклору и его собирания по всем уголкам России.

Таким образом, уже к началу 20 века число былин было пополнено новыми произведениями. На сегодняшний день существует около 80 русских былин. К сожалению, русские былины полностью исчезли из быта нашего народа, и существуют только в форме литературных произведений.



Похожие статьи
 
Категории