Смысл названия «Война и мир» романа Л. Н

06.05.2019

Это эпический роман в прямом смысле слова. Растянувшись на несколько десятилетий, он мастерски описывает историю России с конца 18 века и до первой трети 1800-х годов. На более чем 1600 страницах это, безусловно, один из самых длинных романов, но, в отличие от многих, гораздо более коротких книг, его объем вполне оправдан. Хотя Толстой очень скрупулезен, его письмо легко читается, а страницы просто летают от перелистывания.

Известно, что сначала автор хотел озаглавить работу фразеологизмом: «Все хорошо, что хорошо кончается». Имелся в виду положительный исход войны, а также жизни героев после всех событий, трудностей, перипетий. Но позже писателю это название показалось слишком поверхностным, не отражающим всю глубину романа. К тому же, оно ограничивало автора в развитии сюжета. Фраза предполагает идеально хороший конец для всех, а такого не могло быть в принципе.

Были также и другие варианты: «1805 год» и «Декабрист», но и они оказались слишком узкими, чтобы отобразить все грани романа такого масштаба.

Какой смысл несет название?

Л. Н. Толстой дает своему самому фундаментальному произведению двойственное название, создающее контраст. Имя романа глубоко и многогранно. Война здесь не только напоминает о боевых действиях, происходивших в описанный исторический период. Это раскол общества 19 века. Это духовный путь героев, поиск гармонии, внутренние противоборства, переживания, метания. Это сложности в отношениях людей, внутрисемейные, любовные конфликты. Это неоднозначность, противоречивость самих образов. А также столкновения взглядов, мнений по важным социальным вопросам, правильного ответа, на которые, не знал даже автор.

Общество на войне

В свою очередь, мир, как противоположное понятие – это гармония, обретение личного счастья, принятие, понимание себя и окружающих. А не только отсутствие вражды. С другой стороны, события 1805-1807 и 1812 годов изменили героев, перевернули их мировоззрение, воспитали новые личностные качества, помогли познать себя, товарищей, осознать жизненные истины. В романе слова «мир» и «общество» являются синонимами. Произведение можно было переименовать в «Общество и Война». Большое внимание уделено человеку, личности во время боевых действий. Андрея Болконского сильно меняет битва под Аустерлицем. Автор ставит своего героя на тонкую грань между жизнью и смертью. Сильные эмоции, стресс, экзистенциальные переживания, тяжелое ранение становятся проверкой истинности его убеждений, нравственности идеалов, прочности моральных принципов, но Андрея ломает это суровое испытание, лишает внутренней гармонии. А Пьер сравнивает свой опыт в обществе с событиями, пережитыми на войне, для формирования философских взглядов, своего нового мировоззрения, взращивания внутреннего стержня.

Мир – это жизнь, поэтому слово в названии несет и витальный смысл.

Темы романа-эпопеи

Кадр из фильма

Книги посвящены двум основным темам. Одна из них – русско-французские войны 1805 и 1812 годов. Толстой описывает войны, в частности, битвы при Аустерлице (1805) и Бородино (1812) в ярких деталях, по-видимому, очень точно с исторической точки зрения. Персонажи Наполеона и Кутузова (предводителя русской армии) принимают активное участие в повествовании, причем меньшие лидеры (Багратион, де Толли, Даву) также получают достаточно внимания, чтобы построить полную, интересную историю. Конкретные события войны освещаются с участием главных героев книги, таких, как Андрей Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов.

Другая – высшее российское общество того времени. Книга дает очень интересный, глубокий взгляд на этот необычный социум, по сегодняшним меркам, несколько смоделированное, таким образом, похожее на другие европейские общества (французское, британское и т. д.). Толстой также немного представляет жизнь в сельской России, взаимоотношения между дворянами и крепостными, хотя тратит на эту тему не так много усилий, как в Анне Карениной.

Герои книги разнообразны и представляют различные идеи, которые Лев Николаевич пытается влить в свое повествование. Все они, без исключения, крайне правдоподобны, хорошо проработаны, живые. Я не могу вспомнить других авторов, которые знают, как представить, развить своих героев, как Толстой.

Противопоставление

Роман построен на антитезе, которое становится здесь главным приемом художественной выразительности текста. Диалог контрастов продолжается на протяжении всего сюжета. Название носит глубокий философский смысл. Гораздо более широкий, чем может показаться человеку, впервые открывшему эту книгу. Мир – это не просто покой, антипод сражениям, битвам. Это жизнь, люди, общество, взгляды, идеалы. А также внутренняя гармония, к которой герои стремятся на протяжении всего сюжета, и получают через внутреннюю борьбу, страдания. А война – это и есть эти противоборства. Название невидимыми нитями связывает все события, отдельные личности, целые семьи, создавая единую канву повествования.

В русской фольклоре звучит истина: «Нет худа без добра». А у Л.Н. Толстого: «Нет мира без войны».

На первый взгляд, название великого романа-эпопеи Л.Н. Толстого кажется единственно возможным. А ведь первоначально произведение было названо иначе: «Все хорошо, что хорошо кончается ». И, казалось бы, такое заглавие удачно подчеркивает ход войны 1812 года - великую победу русского народа.

Почему же писателя не удовлетворило это название? Наверное, потому что его замысел был намного шире и глубже, чем просто повествование об Отечественной войне 1812 года. Толстой хотел представить во всем многообразии, в противоречиях и борьбе жизнь целой эпохи.

Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами. Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, становится антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805-1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Но на самом деле это противопоставление заложено уже в самом названии романа: «Война и мир».

Это название отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что слово «мир» до революции имело другое буквенное обозначение звука [и] - i десятеричное, и слово писалось «мiръ». Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно. Действительно, слово «мир» в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состояния, противоположного войне. В романе это слово несет много значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.

Эпическое начало в романе «Война и мир» невидимыми нитями связывает в единое целое картины войны и мира. Точно также слово «война» означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами. Понятие «мир» фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир - это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир - это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир - это будничные интересы, которые в отличие от бранной жизни так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир - это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или в мирной жизни.

И, наконец, за всеми этими значениями стоит философское представление Толстого о мире как Вселенной, мироздании в его основных противоборствующих состояниях, которые действуют как внутренние силы развития и жизни народов, истории, и судеб отдельных людей. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир - это братство людей независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Николай Ростов при встрече с австрийцами.

Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщенна. Эпизоды, относятся ли они к «войне» или «миру», самые разные, но в каждом выражен глубинный, внутренний смысл жизни, борьба в ней противоположных начал. Внутренние противоречия - обязательное условие движения жизни отдельного человека и человечества в целом. При этом «война» и «мир» не существуют отдельно. Одно событие связано с другим, вытекает из другого и влечет за собой следующее.

На мой взгляд, Толстой пользуется еще одним средством художественной выразительности для раскрытия смысла названия романа. Это оксюморон . Военные события, вошедшие в сюжет романа, создают мир и гармонию внутренней и внешней жизни героев, а мирные события, напротив, сеют разлад, непонимание, разрозненность судеб героев . Если посмотреть, как ведут себя герои, когда война достигла Москвы, то становится очевидным, что эти военные трудности сплотили героев, пробудили в них чувства сострадания и сочувствия ближним. Пример тому семья Ростовых, которая принимает в своем доме больных и раненых, помогает им провизией и лекарствами, Наташа сама выступает в роли сиделки и медсестры. В это непростое время в городе словно стерлись грани социального неравенства, исчезли следы бытовых ссор и скандалов между героями, непониманий, которые царили в мирное время. То есть война внесла в жизни героев то единство, братство, сплочение, взаимопомощь, равенство, которого не было в мирное время. К тому же война определяет и духовный порядок мысли и чувств героев. Именно на войне меняется отношение Андрея Болконского к жизни: если до первого боевого ранения Болконский мечтал о славе, ради которой готов был поставить на кон свою жизнь: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно», то после ранения, полученного при битве под Аустерлицем, отношение к жизни меняется. Прикоснувшись к смерти, Болконский начинает замечать красоту жизни (голубое небо), ее неповторимость и ничтожность войны (Наполеон уже кажется маленьким, а все, что происходит вокруг, бессмысленным). Во время войны остепеняется и Пьер Безухов. То есть война не только создает внешний мир героев, но и внутренний. Мир же, напротив, вносит разлад и дисгармонию в жизнь героев. Например, быт внес сумятицу в душу Андрея Болконского – разочарование от отказа Наташи и новость о ее романе с Анатолем Курагиным. За обретением внутренней гармонии Болконский отправляется на войну. Для него война – это духовное прозрение и духовная лечебница, а мир – место соблазнов и огорчений. Даже тот факт, что Болконский по-другому начинает смотреть на своего соперника Анатоля Курагина, когда встречает его с ампутированной ногой в лечебнице, говорит о благотворном влиянии войны на душу Болконского. В миру он испытывал ненависть и соперничество к Анатолю Курагину, даже хотел вызвать его на дуэль, а в лечебнице – чувство сострадания и сочувствия, то есть война примирила врагов и соперников. Долохов так же примиряется с Пьером во время войны, когда на поле Бородина служили молебен перед Смоленской чудотворной иконой. (в миру они ссорились из-за Элен Курагиной – жены Пьера, которая закрутила роман с Долоховым). Все эти примеры говорят о том, что война содержит в себе мир внешний и внутренний. А довоенное время, быт героев, напротив, представлен в постоянной разрозненности героев, недопонимании, делении: делят наследство старого графа Безухова, сплетничают в салоне Шерер, прожигают жизнь в нелепых поисках и действиях, как например, Пьер Безухов (то в массонскую ложу вступит, то с медведем на спор танцует, то в городских кутежах участвует и т.д.), измены (например, Элен), соперничество (Долохов-Ростов из-за Сони; Анатоль Курагин-Болконский из-за Наташи; Долохов-Пьер из-за Элен) и т.д. Все эти грани соперничества и вражды стирает война. Примиряет героев, духовно обогащает и ставит все на свои места. К тому же война пробуждает в героях и усиливает их чувство патриотизма. Вывод: быт, полный соблазнами и развлечениями, довольствами жизни, отводит героев от духовных богатств и мирского спокойствия, а война и горе – приводят.

Вот почему роман Толстого «подымается до высочайших вершин человеческих мыслей и чувств, до вершин, обыкновенно недоступных людям» (Н. Н. Страхов).

Роман “Война и мир” быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е годы XIX века) - неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.
Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами.
Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этот прием составляет стержень всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805-1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Впрочем, это противопоставление начинается уже с самого названия романа: “Война и мир”.
Это заглавие отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове “мир” до революции было другое буквенное обозначение звука [и] - i десятеричное, и слово писалось как “м1ръ”. Это свидетельствовало о том, что оно многозначно. Действительно, слово “мир” в заглавии означает окружающий нас свет. В романе оно имеет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
Эпическое начало в романе невидимыми нитями связывает в единое целое картины войны и мира. Точно так же, как “война”, означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие “мир” фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир - это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир - это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир - это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть “прекрасным человеком” и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом “дурацком мире”. Мир - это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или в мирной жизни. Но мир - это и весь свет, Вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование “царства правды”. Мир - это братство людей, независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н. Ростов при встрече с австрийцами. Мир - это жизнь. Мир - это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга.
В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира - труд и счастье, свободное и естественное, и потому радостное, проявление личности. А содержание и потребность войны - разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих корыстные интересы, - это самоутверждение своего эгоистического “я”, несущее другим разрушение, горе, смерть.
Ужас смерти сотен людей на плотине во время отступления русской армии после Аустерлица потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь “столько сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”.
Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: “Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях на полях и лугах... на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского”. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н. Ростову, когда он видит “комнатное лицо” врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами.
Рассказать правду о войне, заключает Толстой в романе, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; “грешница” Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.
Само словосочетание “война и мир” уже употреблялось в русской литературе, в частности в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”:

Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса.

Толстой так же, как и Пушкин, использует выражение “война и мир” как универсальную категорию.

Смысл названия романа Толстого «Война и мир» (2 вариант)

На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.
Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово “мир” представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых - человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова “мир”: “мир” - состояние отсутствия войны и “мiр” - человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма “мiр”. Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен прежде всего проблеме, которая формулируется следующим образом: “Война и русское общество”. Однако, как было установлено исследователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.
В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с частями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов. Например, можно ли считать изображение жизни в тылу врага непосредственным изображением состояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бесконечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского общества?
Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом “мир” в значении “отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми”. Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова.
С другой стороны, слово “мир” в произведении явно имеет значение “общество”. На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Толстой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Ростовых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других.
Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805-1807 годов; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об “общественном” значении названия романа.
Не стоит забывать и о том, что слово “мир” в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Вероятно, Толстой учитывал и это значение.
И наконец, мир для Толстого - синоним слова “вселенная”, и не случайно роман содержит большое количество рассуждений общего философского плана.
Таким образом, понятия “мир” и “мiр” в романе сливаются воедино. Вот почему слово “мир” в романе приобретает почти символическое значение.

Смысл названия романа Толстого «Война и мир» (3 вариант)

В процессе написания художественного произведения неизбежно возникает вопрос о его заглавии. Обычно оно выступает в роли сжатой до нескольких слов основной проблемы или коллизии - " Горе от ума", "Отцы и дети", "Преступление и наказание", а также метафоры - "Мертвые души", обозначения изображенного характера - "Обломов", "Герой нашего времени" или отображаемой общественно-исторической ситуации - "Обрыв", "Гроза". Иногда автор отказывается от первоначального названия. Так, например, роман И. А. Гончарова "Обломов" сначала назывался "Обломовщина". Изменение названия чаще всего связано с углублением первоначального замысла и помогает лучше понять окончательную концепцию произведения.

На одном из этапов работы Л. Н. Толстого над романом-эпопеей произведение называлось "Все хорошо, что хорошо кончается" (это известная английская поговорка и, кроме того, заглавие одной из пьес В. Шекспира). В том варианте князь Андрей Болконский и Петя Ростов оставались живы. Но в ходе работы содержание менялось: от первоначального замысла написать роман о декабристе, возвратившемся из Сибири в новую Россию, Толстой пришел к мысли отразить полувековую историю русского народа.

Как видим, и это намерение не было осуществлено, исторические рамки романа сужались, но его содержание становилось все глубже и глубже. И произведение, которое стало результатом непрерывного и напряженного шестилетнего творческого труда (1863-1869), "безумного авторского усилия", по словам самого Толстого, лишь на последнем этапе работы получило название "Война и мир". Попытаемся разобраться, какой именно смысл вложил писатель в название своего произведения в окончательном варианте.

Каждое из заглавных слов имеет несколько значений. "Война" - первое слово в названии - вовсе не тождественно тому, что французы называют "la guerre", немцы "Krieg", а англичане "war", как и понятие "мир" не тождественно французскому."la paix", немецкому "Frieden" и английскому "реасе". "Война" у Толстого включает в себя более глубокий смысл, чем просто отсутствие мира. Но чтобы понять, что именно она означает, нужно сначала выяснить значение слова "мир".

Известно, что до Октябрьской революции 1917 года в русской орфографии это слово имело два написания, которые отражали разные значения.

Написание "миръ" означало "отсутствие войны", а "мiръ" - "космос, весь свет, все человечество". Ознакомившись с произведением Толстого, можно смело утверждать, что слово "мир" у него употреблено и в первом, и во втором его значении, а точнее, во множестве смыслов, рожденных взаимодействием этих понятий.

"Мир" у Толстого следует понимать не только как отсутствие военного противоборства, при котором льется кровь, люди стреляют и убивают друг друга, но и как отсутствие вражды и жестокой борьбы между людьми вообще. "Мир" - это согласие и взаимопонимание между людьми, это любовь и дружественность, а "война" - отсутствие всего перечисленного. В этом смысле герои Толстого четко делятся на "людей мира" и "людей войны". Так, например, князь Андрей Болконский, капитан Тушин и Тимохин, Платон Каратаев и Петя Ростов - "люди мира". Они стремятся к согласию. Василий Курагин, его дети Анатоль, Ипполит и Элен, граф Ростопчин и Анна Михайловна Друбецкая, ее сын Борис - напротив, "люди войны", хотя в так называемых батальных событиях никто из них, кроме Анатоля и Бориса, не участвует.

Чем больше стремление человека к добру, взаимопониманию в самом широком смысле, гармонии, тем ближе он к идеалу Толстого. Поэтому князь Андрей понимает облака, волны, дуб, березу и в самой физической смерти видит способ слияния с Божеством и космосом. А Кутузов у Толстого - полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства - понимает всех. "Источник этой необычайной силы прозрения, - говорит о нем писатель, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей полноте и силе его".

"Война и мир" у Толстого - это также "единение и разъединение", "понимание и непонимание". Ведь и русское слово "мир" восходит к имени древнего индоиранского божества Митра, символизировавшего объединение и согласие, а значит, все то, что противостоит согласию, симпатии, объединению и разрушает их - "война".

Второе значение слова "мир" ("міръ") - все человечество - в романе Толстого также играет огромную роль. Писатель мечтал о дружелюбии, единении, взаимной любви людей в пределах всего человеческого сообщества. Самое большое значение он придавал чувству любви в широком смысле. "Всякое влечение одного человека к другому я называю любовью", - писал он в черновиках повести "Отрочество". Но, к сожалению, взаимному влечению и притяжению людей в человеческом мире противостоят враждебные им стремления отдельных личностей или социальных групп (сословий, классов) к господству, подчинению себе других людей или даже народов и превосходству над ними. Толстой считал, что такие стремления прививало людям сословно-иерархическое государство, основанное не на согласии, а на насилии, и представлявшее собой "заговор не только для эксплуатации, но, главное, для развращения граждан...". Не случайно поэтому на страницах романа так контрастны два мира - два полюса. С одной стороны - народная масса (крестьяне, солдаты, партизаны, трудовое население городов), с другой - аристократические круги (высший свет - сановники, придворные, военные, сословная знать).

Идею межнационального насилия и превосходства в "Войне и мире" олицетворяет прежде всего вторгшаяся в Россию наполеоновская армия "грабителей, мародеров и убийц" во главе со своим предводителем. Наполеон - "жалкое орудие истории", человек "с помраченной совестью", способный спокойно обозревать усеянное тысячами трупов поле Аустерлицкого сражения, а затем, при вторжении в Россию, равнодушно взирать на гибнущих в бурном Немане польских улан. Он лишен у Толстого какого бы то ни было человеческого величия, так как в нем нет "добра и правды". Это самовлюбленный властолюбец, превративший военное насилие и разбой в средство своего господства над людьми.

Та же идея достижения воинской славы и своего личного торжества заботит, в изображении Толстого, и главу русского государства - императора Александра I. Не довольствуясь тем, что французская армия принуждена бежать из России, он требует от Кутузова, не считаясь с жертвами, окружать, разбивать, пленять ее. Но Кутузова волнует не умножение престижа русского оружия, не личная слава военачальников или самого царя, а спасение своего народа и страны от порабощения и сохранение жизней соотечественников, одетых в солдатские шинели. Не забывает Кутузов напомнить собратьям по оружию и о милосердии к побежденным.

Наполеоновская армия, по Толстому, несла в себе "химические условия разложения", а защитники Русской земли, возглавляемые истинно народным полководцем, и в самый период ожесточенного военного противоборства с захватчиками продолжали служить человеческому единению и единству. Преодолев перед лицом общенациональной опасности разделяющие их различия " званий и сословий ", русские люди, по мысли Толстого, не только "всем миром" отстояли независимость своей родины, но и создали собственно человеческое общежитие - подобный дружной патриархальной семье "мир" 1812 года. Основой этого "мира" стали не "искусственные" индивидуалистические интересы властолюбия, честолюбия, тщеславия, богатства и господства, а свойственные прежде всего простому народу и близким ему героям "естественные" ценности человека и человечества: потребность в сохранении и продолжении рода, в сердечных семейных связях, в труде и дружбе, глубокой и чистой любви.

Именно такие начала "живой жизни", взаимное сочувствие и помощь в горе, радость и наслаждение, которые дарят взаимопонимание и бескорыстное общение, по мысли Толстого, могут и должны навсегда возобладать над "искусственными" побуждениями человека, как это и произошло в период освободительной войны. И когда это случится, мир как жизнь-согласие, жизнь-единение, победив не просто войну, но жизнь-вражду, установится на всей Земле, для всего человечества.

Таким образом, значение заглавных слов "Война и мир", пожалуй, не менее богато, чем содержание самого произведения, и поэтому может служить ключом к нему, но, конечно, и само проясняется текстом всей книги. В названии романа-эпопеи заключено широкое обобщение. Это не просто противопоставление добра и зла, мирного существования военному. Это противопоставление истинного патриотизма, подлинной человечности, "отсутствия всего личного", естественности, безыскусности, героизма, простодушия, бескорыстия, братства, единения ложному патриотизму, эгоизму, своекорыстию, духовной пустоте, тщеславию, притворству, фальши, высокомерию, расчетливости, карьеризму, неприкрытой вражде, соперничеству и лживости.

/ / / Смысл названия романа Толстого «Война и мир»

Заглавие может многое рассказать о произведении. Как правило, название художественного текста намекает на основную проблему, характер героя, историческое событие или какой-то значительный эпизод сюжета. Смысл названия романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», на первый взгляд, прозрачный. На самом деле, его нужно толковать под разными ракурсами. Ведь сам автор разглядывает общественные события, как такие, то влияют на народ в целом и на отдельных людей.

Произведение Толстого пережило множество правок автора. Сначала оно задумывалось как история декабриста, но в процессе работы Лев Николаевич отказался от первоначального замысла. Первое название тоже отличалось от того, которое сегодня знает весь мир. Писатель заимствовал английскую пословицу: "Все хорошо, что хорошо заканчивается". В этом варианте, кстати, Андрей Болконский и Петя остались живыми. После нескольких переработок, когда центральным событием романа стала война с Наполеоном, а не декабристское движение, произведение получило известное нам название.

Действительно, в романе изображаются военные действия и времена перемирия. Исторические события влияют на жизнь героев произведения. Большинство из персонажей после военных действий возвращаются в мирное время совершенно другими людьми. Яркий пример преображения - . Ранение помогло герою осознать, что расставленные им жизненные приоритеты ложные, руководствуясь ими, он проживет жизнь впустую. Лев Николаевич Толстой показывает, что война ставит перед людьми проблемы, над которыми мы даже не задумываемся в повседневной суете мирной жизни. Это вопросы об истинных ценностях, подвигах, героизме, настоящей любви и дружбе.

Сцены военной и мирной жизни расположены в романе так, чтобы читатель мог легко проследить, как исторические события влияют на общество и отдельных людей. Мы видим, как и благодаря чему возрастает стремление русских к победе, как меняется отношение к государству и языку, ярче проявляется патриотизм.

Название романа Л.Н. Толстого можно рассматривать и в контексте семейных драм, внутренней борьбы. Например, скорая кончина старого графа Безухова порождает семейную войну за солидное наследство. При этом незаконнорожденный сын Пьер даже не догадывается, как решается его судьба, его мысли заняты совершенно другим.

Герои, которые умеют прислушиваться к своим чувствам, порой воюют сами с собой. Например, Андрей Болконский чувствует, что не может жить полноценно среди аристократов, постоянной лжи и интриг. Тем не менее, некоторое время, ему приходится приглушать свое стремление к свободе. противоречить самой себе, когда завязывает отношения с Анатолем. Ведь, на самом деле, сердце девушки принадлежит Андрею Болконскому. Мир в душах героев наступают только тогда, когда они обретают счастье и находят смысл жизни.

Таким образом, название романа «Война и мир» нужно рассматривать в широком и узком значениях.

Смысл названия романа «Война и мир»

На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.

Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово “мир” представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых - человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова “мир”: “мир” - состояние отсутствия войны и “мiр” - человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма “мiр”. Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен прежде всего проблеме, которая формулируется следующим образом: “Война и русское общество”. Однако, как было установлено исследователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.

В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с частями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов. Например, можно ли считать изображение жизни в тылу врага непосредственным изображением состояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бесконечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского общества?

Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом “мир” в значении “отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми”. Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова.

С другой стороны, слово “мир” в произведении явно имеет значение “общество”. На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Толстой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Ростовых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805-1807 годов; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об “общественном” значении названия романа.

Не стоит забывать и о том, что слово “мир” в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Вероятно, Толстой учитывал и это значение.

И наконец, мир для Толстого - синоним слова “вселенная”, и не случайно роман содержит большое количество рассуждений общего философского плана.

Таким образом, понятия “мир” и “мiр” в романе сливаются воедино. Вот почему слово “мир” в романе приобретает почти символическое значение.



Похожие статьи
 
Категории