Сочинения по русскому языку и литературе. Письменный анализ сказки (по сказке М

05.04.2019

Сочинение

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60—80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки «для детей изрядного возраста», то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.

Основная проблема сказок Щедрина — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), эксплуататоров и эксплуатируемых («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла»).

Сказка «Дикий помещик» направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…» Но тут же появляется элемент современной жизни: «и был тот помещик глупый, читал газету „Весть“». «Весть» — газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, «мягкое, белое и рассыпчатое». Он живет за счет своих мужиков, но ненавидит их и боится, не выносит «холопьего духу». Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…». Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца — «словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест». Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только «рой мужиков» отловили и водворили на место, «на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая».

Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский («Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?») генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами («Однако, брат, глупый же ты помещик!») и, наконец, капитан-исправник («Глупый же вы, господин помещик!»). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?» Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с «Диким помещиком», то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в «Диком помещике» возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

На данную тему отводится 2 учебных часа.

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование: мультимедийный проектор, тексты сказок, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы, план анализа художественного произведения, карточки с основными понятиями, учительская презентация.

Цель урока: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, обучение работе в группах и анализу произведений.

Задачи:

1 . Развитие аналитических и творческих способностей учащихся;

2. Обучение навыкам работы с текстом;

3. Развитие лингвистических умений: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;

4. Совершенствование умения доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;

5. Развитие интеллектуальных способностей.

Эпиграф: Сказки могучи по своей мысли , (1)

Забавны (2)

И вместе с тем трагичны (3)

по своему ядовитому ехидству , (4)

очаровывают своим языковым совершенством . (5)

I. Создание проблемной ситуации.

А.В.Луначарский

– Проанализируем эпиграф. Попробуем определить, по какому плану будем работать?

  1. –Каждая сказка содержит глубокий смысл ;
  2. – это особенность сказок – « забавлять »;
  3. – изображение трагедии человеческой жизни;
  4. – «ехидство » - это особенность сказок Салтыкова – Щедрина. Значит, есть отличие от народных сказок;
  5. – сделаем анализ сказок, отметим языковые особенности и будем очарованы писательской манерой Салтыкова - Щедрина.

Планирование: 1. выяснить причины обращения писателя к сказкам, 2.Понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; 3. выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; 4. показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); 5. определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки, Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

II. Работа по намеченному плану

1. – Так почему сатирик-романист обратился к столь скромному жанру, как сказка?

  1. Дело в том, что традиции создания сказок на Руси были очень глубоки и древни; сказка, равно как и притча, имела несложный сюжет, который скрывал глубокий смысл, доступный только мыслящему читателю. (Сказочный жанр был широко распространён в русской литературе)
  2. Очевидно, что Щедрин хотел спрятать реальное значение сказанного за безобидными сказочными событиями и в то же время выразить свою позицию . Сказочная манера изложения позволяла, несмотря на усилившуюся деятельность цензуры , затрагивать в своих произведениях самые острые в политическом отношении темы).
  3. Сказка с её мудрой простотой давала писателям в сжатом обобщённом виде изложить свою точку зрения на самые важные проблемы современности.
  4. Сказки охотно читали (и читают до сих пор) абсолютно все. Пожалуй, нет более демократичного жанра в России, чем сказка. Щедрин мог обратиться к широкому кругу читателей , указав им на общественные пороки . (Простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок)

Обращение к сказке

Условия цензуры

Популярность жанра

2. – Посмотрите внимательно на обложку нелегального издания сказок.

Обратите внимание на ЗАГЛАВИЕ: «Сказки для детей изрядного общества»

– Какие ассоциации у вас возникают со словом «Сказка»?

= «Сказки» т.к. сами произведения написаны в духе сказок.

– Какие ассоциации у вас возникают с выражением « Изрядный возраст »?

Писатель сам намекает, что его сказки – не просто детская забава,

Дети изрядного возраста – это

– взрослые, нуждающиеся в поучении.

– Вспомните роман Тургенева «Отцы и дети». Здесь дети – это такие как Евгений Базаров,

Такие, у которых не потеряны совесть, ум, чувство правды.

Вывод : Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказки разнообразны по содержанию, по представлению персонажей, но главная цель – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

3. – О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?

= «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина помогают понять значимость таких жизненных ценностей, как совесть, милосердие, честность, долг, смысл жизни и её предназначение.

  1. – Как проиллюстрирована обложка?

Она говорит о том, что если поднять занавес, т.е. начать листать «Сказки», то можно увидеть все пороки России 80 годов 19 века, которые стараются скрыть правители и эксплуататоры народа. Видно, как за занавес цепляются полицейский и свинья и стараются его задёрнуть.

  1. – Так что же скрывается за этим занавесом?

Какие темы объединяют сказки Салтыкова-Щедрина?

Сказки Салтыкова-Щедрина

Проблематика

Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Положение народа («Коняга», «Кисель»)

Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

  1. – Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки. Есть в них общие черты?

Сопоставительный анализ:

Общие черты?

Отличительные черты?

Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).

Общие черты (Слайд)

Отличительные черты (Слайд 8)

Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком .

  1. – Работа со словарём

– Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

Юмор – это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.)

– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.

– В творчестве Салтыкова – Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой?

САРКАЗМ

Искусству свойственны разные формы смеха. В зависимости, какую общественную проблему поднимает автор, он применяет разные формы смеха.

– Какие? Дайте определение этим понятиям:
Юмор – (смех сочувственный, дружеский, добрый)
Сатира – (такой смех, в котором есть доля гнева; обличительный, суровый, порою беспощадный).
Сарказм – (язвительный смех, в котором звучит ненависть или презрение).

Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм (Слайд 12)

– Разместите виды смеха по степени усиления отрицания

(– ) Юмор

Сарказм

Сатира

Ирония

Ирония

Юмор

Сатира

Сарказм


= Смех необычно освещает авторский идеал, прекрасное выявляется через осмеяние безобразного; высокое утверждается обличением пошлого. Поэтому в эпоху жесточайшей реакции приходилось использовать аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли – эзопов язык , язык недомолвок, намёков.

– Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

  1. СООБЩЕНИЕ ученика

(Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа , создателя жанра басни . Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь – своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

  1. Теоретический диктант.

1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности

2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности

3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка

4) Едкая, язвительная насмешка

5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков

6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца)

7) Эмоционально окрашенное определение

8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план

9) Не существующее в действительности

1.аллегория, 2. Гипербола, 3. Гротеск, 4. Сарказм, 5. Сатира,

6. Эзопов язык, 7. эпитет, 8. Юмор, 9. Фантастика.

III. Слово учителя

Выводы по теме

Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них - и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».

Сказка Салтыкова-Щедрина –

сплав фольклорной сказки и басни

Сказочный зачин

Устойчивые выражения

Фантастические события

Образы животных

Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Особенности – Фантастическое + реальное;

Комическое + трагическое;

Гротеск, гипербола, эзопов язык.

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку .

Щедрин коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Сказка - орудие социально-политической сатиры

IV. Работа в группах .

1. группа – Работа над сказкой «Дикий помещик»

  1. Главная мысль сказки (зачем?).
  2. Каково значение эпитета “премудрый”?
  3. Авторская позиция.
  4. Ваше отношение к сказке.

2. группа – работа над сказкой «Премудрый пискарь».

Примерный план анализа сказки:

  1. Основная тема сказки (о чем?).
  2. Главная мысль сказки (зачем?).
  3. Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
  4. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  5. Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок.
  6. Какие пороки обличает писатель?
  7. Сатирические приемы, использованные автором.
  8. Соединение фольклорного, фантастического и реального
  9. Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком?”
  10. Авторская позиция.
  11. Ваше отношение к сказке.

V. Защита работ, выступление от групп.

Подписи к слайдам:

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (1826 – 1889)

«Сказки» Салтыкова - Щедрина и их Особенности Эпиграф к уроку: Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А.В.Луначарский

Обращение к сказке: Условия цензуры Популярность жанра

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Проблематика Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа («Коняга», «Кисель») Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Трусость обывателя («Премудрый пискарь ») Правдоискательство (« Дурак », «Христова ночь»)

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки Сопоставительный анализ. - Общие черты? - Отличительные черты?

Общие черты Сказки Салтыкова-Щедрина Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка Сказки русского народа Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка

Отличительные черты Сказки Салтыкова-Щедрина Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному Сказки русского народа Юмор Гипербола Победа добра над злом Положительный герой Очеловечивание животных

Разместите виды смеха по степени усиления отрицания: Юмор Сарказм Сатира Ирония

Ирония Юмор Сатира Сарказм

Теоретический диктант 1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности 2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности 3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка 4) Едкая, язвительная насмешка 5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков 6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) 7) Эмоционально окрашенное определение 8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план 9) Не существующее в действительности

2)гипербола 3)гротеск 4)сарказм 5)сатира 6)эзопов язык 7)эпитет 8)юмор 1) аллегория 9)фантастика

Сказка Салтыкова-Щедрина – сплав фольклорной сказки и басни Сказочный зачин Устойчивые выражения Фантастические события Образы животных Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Особенности – Фантастическое + реальное; Комическое + трагическое; Гротеск, гипербола, эзопов язык.

Сатирические приемы Сарказм Гротеск Гипербола Фантастика Эзопов язык Метафора Аллегория Перифраз Ирония

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.

Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок. Какие пороки обличает писатель? Сатирические приемы, использованные автором. Соединение фольклорного, фантастического и реального Авторская позиция. Ваше отношение к сказке.

Премудрый пескарь Каково значение эпитета “премудрый”?

"ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ" Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?

Какие пороки обличает писатель в сказке «Дикий помещик»?

Перечислите фантастическое и реальное в сказке «Дикий помещик».

Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком” ?

Домашнее задание (по выбору) Придумать темы для сочинения собственной сатирической сказки. Закончить одно из высказываний: «Салтыков-Щедрин осуждает…»; «Я не жалею, что познакомился с Щедриным, потому что…»; «Я ценю в сказках Щедрина то, что…» «Человек равнодушный – это…»;


Его сказки - та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства.
Из доклада царского цензора.

Где-то я вычитал и запомнил мысль, что, когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, искусство и литература начинают вырождаться. Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы "Что делать?" Н.Г.Чернышевского, произведения В.В.Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает "идейные" романы 20-30 годов, скажем, "Цемент", "Соть" и прочие.
Мне кажется, что преувеличение роли литературы как трибуны и арены политической борьбы повредило и Салтыкову-Щедрину.
Ведь писатель был убежден, что "литература и пропаганда- одно и то же". Салтыков-Щедрин- продолжатель русской сатиры Д.И.Фонвизина, А.Н. Радищева, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя и других. Но усилил это художественное средство, придав ему характер политического оружия. От этого его книги были острыми и злободневными. Однако сегодня они, пожалуй, менее популярны, чем произведения Гоголя. Не потому ли, что в них меньше художественности?
И все же трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. "Диагност наших общественных зол и недугов"- так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, обязанный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, убедился, что Российское государство прежде
всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.
Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в "Господах Головлевых", начальников и чиновников - в "Истории одного города" и многих других произведениях. Но мне кажется, что вершин выразительности он достиг в своих небольших сказках
"для детей изрядного возраста". Эти сказки, как правильно отмечали цензоры,- самая настоящая сатира.
В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель изображает их часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". С едкой иронией
Салтыков пишет: " Служили генералы... в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". А когда оказались на необитаемом острове, то думают, не написать ли доклад, ибо всю жизнь жили по инструкциям".
Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Они едва не умерли от голода на острове, где в изобилии плоды и дичь. Но зато эти господа знают главное средство безбедно жить: найти мужика! Не беда, что остров необитаемый: раз есть господа, то должен быть и мужик! Он "везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!",- рассуждают они. Сильнее нельзя поддеть, противопоставить: всю жизнь занимавшиеся бессмыслицей и бездельем, генералы всегда считают мужика- работягу лодырем. Ах, как много таких "генералов" в нашей жизни, которые тоже считают, что они должны иметь квартиры, машины, спецпайки, спецлечебницы и прочее и прочее, а "бездельники" обязаны работать. Если бы и этих на необитаемый остров!..
Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварить. Но его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужичину вить для самого себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ. В литературе это называется преувеличением, но как оно верно! Разве не на тех же крестьянах держалась власть господ, когда одни мужики следили за другими и усмиряли их?
Если генералы оказались на острове без прислуги не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Да и вообще он, столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев (иронический намек на то, что над русским народом сидели то потомки татар, то немцев), белая кость, не может терпеть мужичья. Крестьянам тоже не нравится
их житье: "куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: " Моя вода!"- курица за околицу выбредет - помещик кричит: "Моя земля!".
Наконец, мужицкий мир вдруг исчез. И остался помещик один-одинешенек. И, конечно, одичал. "Весь он... оброс волосами... а ногти у него сделались как железные". Намек совершенно ясен: трудом крестьян живут баре. И потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, а у крестьян всего мало.
Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он намекает, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные. Богатырь из одноименной сказки, которому народ поклонялся целую тысячу лет, в конце концов оказался гнилым, у него "гадюки туловище до самой шеи отъели". Да, этот образ наводит меня на грустные мысли о нашей жизни. В сказке "Медведь на воеводстве" изображен Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, "содрали шкуру".
Есть и сказки, где крестьяне ищут правду.
Не все в творчестве Щедрина интересно нам сегодня. Но по-прежнему дорог нам писатель своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам. И многие его образы как бы ожили, стали близкими, понятными мне и моим ровесникам. Ведь разве не звучат и ныне горькой правдой слова из сказки "Дурак" о герое ее, что "совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет- от этого он и к жизни
приспособиться не может"?

Дурак

Сказка об Иванушке-дурачке - частичное воплощение давнего замысла Салтыкова-Щедрина создать образ революционера, целиком преданного идее. Салтыков-Щедрин намеревался решить эту тему в жанре сказки. Сказка не была написана, но сохранившиеся свидетельства помогают понять смысл сказки «Дурак», изображающей, говоря словами Достоевского, «народный идеал», «положительно прекрасного» человека, недоступного безнравственности и приспособленчеству.

313. Картуш - парижский вор, главарь бандитской шайки, казненный в 1721 году.

Стр. 314. И он показал мамочке табличку...- Порка розгой была привычным методом педагогики. О распространенности розги в «домашнем кодексе» можно судить по тому, что была выпущена возмутившая Салтыкова-Щедрина брошюра, рекомендующая родителям приобретать специально сконструированный раскладной станок для закрепления в нем детей во время наказания.

Стр. 315. Червонные валеты - группа мошенников, занимавшихся финансовыми подлогами. Среди преступников оказалось, немало лиц дворянского происхождения. Салтыков-Щедрин видел в «червонных валетах» еще одно подтверждение исторического умирания дворянского сословия.

Рекреация-перемена (в учебном заведении).

3дравомысленный заяц

За два дня до публикации сказки в «Русских ведомостях» Салтыков писал своему приятелю В.

М. Соболевскому: «Никогда я не был так болен... Покуда еще хожу, но боюсь, что придется слечь - и тогда капут. Смерть у меня не с косою, а в виде лисицы, которая долго с зайцем разговаривает и, наконец, говорит: ну, теперь давай играть» (письмо от 17 мая 1885 г.).

Стр. 328. Неправо о вещах те думают, Шувалов...- из «Письма о пользе стекла» М. В. Ломоносова.

Стр. 332. ...славный генерал Бибиков. - А. И. Бибиков (1729- 1774), руководивший подавлением восстания Пугачева.

Либерал

Эту сказку В. И. Ленин использовал в своей работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» (1894) для характеристики эволюции российского либерализма.

Приключение с Крамольниковым

«Приключение с Крамольниковым» - одно из наиболее лирических созданий Салтыкова-Щедрина. Сказка отражает некоторые биографические детали и настроение самого писателя («есть в моей жизни что-то трагическое») после закрытия «Отечественных записок», хотя отождествлять Крамольникова с Салтыковым-Щедриным не следует.

Стр. 357. Чурова долина - заколдованное место (В. Даль.) Не раз встречающийся у Салтыкова-Щедрина образ российской действительности.

Христова ночь

Исследователи творчества Салтыкова-Щедрина отмечают, что хотя в этой сказке (предназначенной для пасхального номера «Русских ведомостей») писатель обратился к евангельскому сюжету, его решение этой темы принципиально противоположно тому, какое давала ей религия. Осуждение Предательства, отказ от христианского смирения, вера в победу над «людьми века сего» продиктованы обстановкой 80-х годов, когда предательство, ренегатство и безверие сделались «приметами времени» жизни русского общества.

Герои и сюжеты сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина


1. Проблематика сказок писателя.
2. Художественные приемы в сказках.
3. Сюжетная канва произведений.

Щедрин в своих сказках во главу угла ставит бедственное положение народа в царской России. Отсюда вытекает несколько основных тем: сатирическое описание правительственных верхов самодержавия («Медведь на воеводстве»); изображение жизни народных масс в царской России («Коняга»); обличение интеллигенции («Премудрый пескарь»); разоблачение собственников жизни («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Однако, несмотря на все изобличительную проблематику в сказках, в какой-то мере, показана тщетность народных апелляций. Коняга все равно, как бы ему не было тяжко, снова выйдет на работу. Но простой мужик остается непримиримым противником угнетения хозяев: «Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: «Господи! легче нам пропасть с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»«(«Дикий помещик»). Получается, что в любом случае мужик и барин останутся непримиримыми врагами. Щедрин как раз и развенчивает иллюзии на счет социальной гармонии. Даже на необитаемом острове в «Повести о том, как...» мужичина должен подчиняться.

Все это создается с помощью художественных образов. И каждая сказка в результате становится живой и красочной картиной общества.

Слова и образы, воссозданные в произведениях, Щедрин заимствовал из сказок и легенд: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...» («Дикий помещик»). Для их обработки он использует такие приемы как художественное преувеличение, иносказание, фантастика. Художественное преувеличение выражается в том, что простой мужик, словно волшебник, становится способным на большие подвиги. Например, кате в «Повести о том, как...»: «Из собственных волос сделал силок и поймал рябчика... до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Фантастическое проявляется в том, что два генерала «по щучьему велению, по моему хотению» очутились на необитаемом острове».

Для иносказания Щедрин использует образы животных. Это сказочная традиция помогает сохранить натуру образов. Например, в одноименной сказке: «Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин».

Сближение персонажей с животным миром носит как иронический, так и тра-гический характер. Дикий помещик становится новым видом необыкновенного животного: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». А вот Коняга стал своеоб-разным символом трудяги-крестьянина. Сколько на бедном коне возят, пашут, а без него нельзя - семью не прокормить. Так и мужик «пашет» от зари до зари: «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб».

Сюжетами в сказках Щедрина становятся темы, которые ребром встают в той, современной, жизни. Например, неуместное, а подчас неоправданное кровопролитие. Так считают в «Медведе на воеводстве». О чем бы с Топтыгином 1-м «не заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли - он все на одно поворачивал: «Кровопролитнее... кровопролитнее... вот чего нужно»«.
Другой сюжет взят из пословицы: «Царь умен до тех пор, пока умный у него секретарь». Щедрин обыгрывает его в «Медведе на воеводстве»: «Осел в ту пору у него (Льва) в советах за мудреца слыл».
В «Карасе-идеалисте» показана попытка наладить гармонию в отношениях между людьми путем морального перевоспитания: «Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить...». Однако попытка не увенчалась успехом, что Щедрин ловко обыгрывает в случайных движениях щуки. «Знаешь ли ты, что такое добродетель», - выдал свой последний козырь Карась. «Щука разинула рот от удивления. Машинально втянула она воду, и вовсе не желая проглотить карася, проглотила его».

В сказках Щедрина не только добродетель, но и науки не приносят героям пользы. Так орел-меценат в одноименной сказке попытался наладить у себя просвещение, которое в итоге не дало положительных результатов: «Сие де послужит орлам уроком!»

Сюжетная тематика непременно захватывает и народную проблематику. Мало того, что простой мужик может просто не обращать на себя внимание, но он еще добровольно лезет в петлю. Так мужичина свил для себя веревку в «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». «Этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег, а сами легли спать». Или самоотверженный заяц в одноименной сказке сидит у волчьего логова словно на привязи: «Не могу, - говорит, - волк не велел» бежать.

В своих сказках Щедрин показывает беспросветный мрак и тяжкие условия, создаваемые самодуром-помещиком: «Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть - все нельзя, да не позволено, да не ваше... И земля, и вода, и воздух - все его стало!» («Дикий помещик»).

И все это доведено до абсурда в сказке «Дурак», где объясняется, что лучше ос-таваться дураком, чем осознавать весь ужас окружающей жизни. «Совсем он не дурак, - говорит проезжий, - а только подлых мыслей у него нет - от того он и к жизни приспособиться не может... А впрочем, несомненно, что настанет минута, когда наплыв жизни силою своего гнета заставит его выбирать между дурачеством и подлостью. Тогда он поймет».

И по концу сказки можно догадаться, что он понял всю подлость и гадость окру-жающей жизни: «Но от прежнего цветущего здоровьем дурака не осталось и следов. Он был бледен, худ и измучен... Пришел домой и замолчал». В этой не нормальной обстановке, в которой он жил, только ненормальное могло казаться нормальным».

Можно сказать, что заветной целью Щедрина было и оставалось освобождение угнетенной массы от любого вида рабства. И какие бы образы и идеи писатель не поднимал в своих сказках, все они для народа и о народе. Прошла эпоха отмены крепостного права, но вместе с этим не ушли накопившиеся проблемы, нашедшие отражение в сказках.

Образы из легенд и сказок, реальности и действительности помогают нам вос-становить ужасные, нечеловеческие, годы написания произведений. Каждый персонаж, взятый из жизни и воплощенный в сказке, представляется нам в виде определенного типичного образа. Ими Щедрин показывает ошибки своего времени. Надо всего лишь приглядеться и понять, что надо для народа, а не нам от народа.



Похожие статьи
 
Категории