Трайбл фьюжн: о чем речь и как быстрее научиться. Танец трайбл: стиль смелых и уверенных в себе

16.04.2019

Напоминаем, что в центре Сырдык начинает работу обеденная группа по трайбл.

Преподаватель - Лилия Соловьева (Лэйла)

Расписание - пн-чт 13:00-14:00

Записаться можно по номеру 72-72-05, 744-566, 250-566

Итак, что же такое трайбл?

Трайбл (Tribal Bellydance) является среди направлений танца живота одним из самых молодых. Трайбл - стиль американской школы беллидэнса. Это целый культурный пласт эклектики танцевальных движений, костюмов и музыки, заимствованных у различных народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Испании и Индии. Это многогранный танец, основанный на этнических элементах, прошедших современную обработку.

Tribe в переводе с английского означает «племя, род», соответственно, tribal - «племенной, принадлежащий какому-либо племени».

Этот необычный для России стиль появился в США во второй половине XX века. Его основоположница - Джамила Салимпур (Jamila Salimpour). В то время в Америке танец живота как таковой был практически неизвестен, а все знания о нем ограничивались его голливудским представлением. Все его элементы: бра, пояса, шифоновые юбочки - навеяны Западом. Женщины разделись и стали танцевать, но это уже был не классический арабский танец, а свое историческое, сакральное значение беллидэнс потерял совсем. Танцовщицы, с которыми Джамила занималась беллидэнсом, стали уходить из этого направления, потому что их не устраивало отношение общественности к их роду деятельности. Тогда Джамила Салимпур собрала труппу из сорока человек под названием «Бал-Анат» (Bal-Anat). Она преподавала танец живота, развивая свой метод и терминологию движений, руководствуясь рассказами своего отца-военного, который много путешествовал по Африке и видел, как танцуют беллидэнс египетские танцовщицы. Параллельно интересуясь историей и культурой Индии, Джамила на основе своих обобщений решила видоизменить танец. Она стала интерпретировать марокканские танцы, танцы цыган Алжира и Египта. Она показала американцам племенные, народные групповые танцы со своей спецификой движений, татуировками и костюмами. Она не называла свой стиль трайблом, обозначая его просто как танец живота.

У Джамилы была ученица Маша Арчер, уроженка Киева, которая занималась у нее два с половиной года, а затем решила основать свою труппу «Сан-Франциско Классик Дэнс Трап» (The San Francisco Classic Dance Troupe). Все ее последователи признавали, что Маша была из рук вон плохой преподавательницей, а в костюмах предпочитала чрезмерную эклектику, сочетая несочетаемое. Ее танец был основан в основном на свободной импровизации. Но заслуга Маши Арчер в том, что она увела танцовщиц беллидэнса из кабаре и баров на более уважаемые сцены. Она принципиально подчеркивала, что танец живота - высокое искусство, достойное только большой сцены.

Ученица Маши Арчер, прозанимавшаяся у нее семь лет, Каролина Нериккио (Carolina Nericcio), стала основоположницей основ трайбла - америкен трайбл стайл (American Tribal Style или ATS). Именно Каролина развила и создала этот стиль таким, каков он есть и по сегодняшний день, с уникальной и четко выстроенной системой импровизации, движениями и переходами. В 1987 году она основала свою труппу «Фэт Ченс Бэлли Дэнс» (Fat Chance Belly Dance) - современный эталон, носитель классики трайбл-стиля, пример для подражания трупп со всего мира.

Как выглядит трайбл и чем отличается от классического беллидэнса?

В основном беллидэнс - это египетская техника: вытянутость вверх, легкость, кокетство, соблазнение. Трайбл представляет собой полную противоположность. Это танец женской силы и независимости, в котором внимание уделяется совершенно иной технике и эстетике движений. Практически отсутствует элемент соблазнения, элемент кокетства. Трайбл сочетает племенные танцевальные традиции цыган с элементами, заимствованными из фламенко: гордая осанка, сильные руки, подбородок, спина, достаточно экспрессивная подача движений.

Основа, каркас, на который нанизываются движения, - это корпус: прямая спина, угол подбородка 90 градусов, высокие локти, ровные плечи и обязательно - испанская кисть. Взгляд - чуть свысока, но не надменный. В трайбле действует принцип мышечной изоляции: например, работают только бедра - остальное статично. Также одной из характеристик стиля является выделение определенных движений посредством их изолирования и повторов: например, удары или восьмерки бедрами, круги или восьмерки грудью, которые повторяются несколько раз (при этом не забывайте, что остальные части тела - неподвижны). Шаг - на средних полупальцах, но часто движения опускаются на полную стопу. В основном танец считается на восемь счетов.

Самая характерная особенность трайбл-стиля, следующая из названия, состоит в том, что этот танец исполняется группой (называть ее можно как угодно: племенем, кланом, семьей). Очень важно, чтобы, посылая женскую энергетику публике, танцовщицы поддерживали друг друга во время танца. В этом отношении трайбл можно сравнить с ирландским степом, где работа в теснейшем телесном и зрительном контакте с партнером является неотъемлемой частью выступления.

Трайбл представляет собой групповую импровизацию, состоящую из движений, которые тщательно изучаются участниками группы и исполняются всеми одинаково.

Чаще всего в группе - две-четыре танцовщиц с одной ведущей, роль которой попеременно исполняют все или почти все участницы танца. Все связки основаны на системе символов, знаков, подаваемых ведущей. Переходы от одного движения к другому обозначаются движением рук, поворотами и сменой направления.

Трайбл стиль не стоит на месте - он живет и активно развивается, существуют новые направления:

Tribal fusion (трайбл фьюжин). Название направления произошло от английского fusion (слияние, смешение, объединение) - наложение, например, испанской музыки и арабской музыки, использование египетской техники и турецкой музыки, то есть объединение в танцевальном представлении различных стилей танца, музыки и костюмов разных культур.

Neo Tribal (новый трайбл) - это смесь трайбл, классического восточного танца Ракс Шарки и других стилей. Более игривый и содержит меньше повторяющихся шаговых комбинаций, в нем присутствует влияние балета и джаза. Выступление группы содержит соло, дуэты и групповые танцы вперемежку. Костюм и украшения как в обычном трайбл, но тюрбан не носят и отдают предпочтение ярким краскам. Танцовщицы проявляют в танце больше фантазии.

В New Age Tribal (нью-эйдж трайбл) заметно влияние эзотерики. Танцовщицы медитируют перед танцем, чтобы очистить себя от негативной энергии и впитать в танце позитивную. В танце используются дыхательные упражнения. Участницы должны осознавать свою ауру и ауру других. Используется эзотерическая музыка.

Gothic bellydance близок к трайбл-фьюжн.

Chinese tribal-fusion. Очевидно микс трайбла и движений из китайских традиционных танцев и единоборств.

Каролина и Fat Chance Bellydance

Фьюженицы

А вот и сама Джамила Салимпур.

Трайбл является собирательным названием огромного танцевального направления современности.

Основой этого танца является Американский стиль трайбла. Это синтетический стиль, который был основан в 70-ых годах двадцатого века Каролиной Нериккио. Базой для создания этого стиля стали танец индийский, танец живота, а также танец фламенко. Этот стиль включает в себя множество направлений. Трайбл является одной из уникальных систем группового танца, которая позволяет танцовщицам исполнять групповые номера без репетиций и предварительной подготовки.

В систему АТС (American Tribal Style) входят движения (более ста) хореография с четко определенной техникой. Танцовщицы могут понять суть танца и движения при помощи специальных названий - ключей, которые называются на английском языке.

Группа АТС таким образом заранее не изучает танцы. Танец создается прямо на сцене. Контакт происходит при помощи специального танцевального языка.

Это не только танец, но и специфическая игра на проверку реакции с четкими правилами, также это тренинг с использованием невербального процесса общения. Также трайбл учит прекрасной импровизации. Стиль представляет собой зрелищность, вызывая интерес его участников. Просмотр танца в стиле трайбл может напоминать просмотр какой-нибудь игры. Знатоки техники танца будут понимать происходящее гораздо глубже.

Плюсы этой системы танца в том, что зная технику движений можно танцевать совершенно синхронно. При этом не нужно специально знакомиться и предварительно репетировать. Танцующие могут быть представителями разных стран, танцевать при этом очень синхронно и очень слаженно. Поэтому произвольное изменение движений просто невозможно.

Уже более десятка лет танцовщицами создаются разнообразные стили танца трайбл. Появились новые понятия и названия трайбла. Это трайбл данс, трайбл фьюжн данс. Последнее направление является смесью АТС с иными танцевальными направлениями, варьете, двигательными техниками. Трайбл- фьюжн смешивает в себе множество танцевальных стилей.

Очень примечателен например стиль готического трайбла, который смешивает в себе АТС и эстетику готической кльтуры. Общий вид номера при этом будет наполнен специфической стилистикой и соответствующими эмоциями. Используются мрачные образы, которые характеризуют готический стиль. Этот стиль образован достаточно давно и очень популярен.

Есть и другие направления такие как импровизационный стиль трайбла, который основан на синхронной импровизации, классический трайбл, старая школа трайбла и многое другое.

Видео: трайбл в исполнении разных танцовщиц

Какой бы из стилей не заинтересовал ценителя танца, ощущения в любом случае будут только положительные. Трайбл хорошо развивает гибкость, способность владеть своим телом. Помогает расслабиться и приобрести уверенность в себе. Этот стиль очень популярен и постоянно наполняется новыми техниками, что не может не привлекать внимание ценителей трайбл-культуры.

Основательницей трайбла считается Джамила Салимпур, а также ее ученицы Маша Арчер и Каролина Нериккио. Ими был разработан стиль, получивший в дальнейшем название American Tribal Style. На формирование этого восточного танца оказал влияние индийский танец, фламенко, африканский танец, заметно участие йоги, модерна, даже хип-хопа. Музыка для этого стиля в основнем используется из регионов Среднего Востока, Северной Африки, иногда индийская трансовая.

Tribe по английски означает "племя", tribal - "принадлежащий, присущий к какому-либо племени, племенной " . Tribal Dance соответственно означает "танец племени" или «племенной танец». Но это не народный стиль, а продукт фантазии, смешения разных танцевальных направлений: египетские фольклорные стили, фламенко, индийские, тунисские, марокканские, турецкие танцы.
Трайбл - танец женской силы, группа танцовщиц представляет собой слаженный коллектив, объединенный любовью к танцу и симпатией друг к другу.
Характерные четкие движения, синхронность группы, костюмы собранные из элементов, позаимствованных из разных источников, но которые тем не менее выглядят по настоящему этнично, чувство взаимоподдержки и ответственности друг за друга в танце – это все признаки стиля «трайбл».
Но пожалуй главным и самым поразительным свойством этого стиля является то, что он содержит в себе стройную систему несложных правил, позволяющую группе танцевать слаженно, не заучивая танцевальных постановок, творить композицию прямо на сцене. Это - настоящая групповая импровизация!
Как же выглядит трайбл-группа? Это женщины, облаченные в большие, часто многоярусные, юбки, под которые одеваются широкие шаровары. Поверх юбок - расшитые этническими узорами пояса, украшенные ракушками, зеркальцами, металлическими украшениями, тяжелыми кистями. На верхнюю часть тела одевают топ, блузу или «чоли» (топ с рукавами), поверх этого - лиф, расшитый монетами и пр. Живот оставляют открытым. На голову иногда наматывают тюрбан, который тоже украшают всевозможными способами. Танцовщицы также используют массивные украшения на шею и руки, на ноги часто одеваются браслеты или бубенчики, тело татуируется или делаются имитации татуировок. На руках у трайбл-танцовщиц зачастую бывают сагаты (цимбалы), которые используются в танце.
Движения трайбла также очень узнаваемы, прежде всего тем, что когда выполняется какое-то отдельное движение, то оно повторяется несколько раз подряд, и все незадействованные в нем части тела должны быть изолированы, почти неподвижны. При этом поддерживается довольно жесткая позиция верхней части тела, напоминающая танцовщиц фламенко: выпрямленная спина, расправленные плечи, гордо поднятая голова, поднятые и развернутые локти. Танцовщице все время приходится удерживать верхнюю часть тела выпрямленной и почти статичной. В силу этого предъявляются высокие требования к технике бедер и ног, движения которых взяты из восточных стилей и довольно энергичны. Работа рук и кистей в трайбле также близка к таким во фламенко
Музыка, под которую как правило исполняется трайбл – простая, с четким постоянным ритмом, с фольклорными восточными мотивами желательна оригинальная, лишенная компьютерной или синтезаторной обработки. В костюм этого танца входят широкие юбки, обычно из плотной непрозрачной ткани, объемные шаровары, кофточки-чоли или лифы. Кофточки и пояса юбок приняо украшать монетами, тяжелыми кистями, крупными металлическими украшениями. В начале развития трайбла голову танцовщицы покрывал тюрбан или чалма. Сейчас многие танцовщицы отказались от головных уборов и используют цветы для украшения волос. На руки обычно надевают большое количество браслетов.

Не смотря на свое недавнее рождение трайбл уже разделился на несколько направлений: американский трайбл, готик трайбл, фьюжн трайбл, и.тд. Самым молодым направлением трайбла является индийский трайбл, который получил свое рождение на транс-вечеринках Гоа и сейчас набирает популярность.

Родоначальницей трайбл фьюжн многие считают Джилл Паркер и ее танцевальную группу Ultra Gypsy . Трайбл фьюжн довольно легко узнаваем по костюму. Для него многие танцовщицы используют расклешенные брюки, боди из крупной сетки, надеваемые под лиф, украшают пояс юбки шнурами. скрученными из толстых шерстяных нитей. Для этого стиля танцовщицы предпочитают использовать фольклорную египетскую музыку, а также электронную.

Трайбл - молодой стиль, еще не завершено его становление и количество направлений в нем, возможно будет увеличиваться. В него придут многие танцовщицы, которые не хотят ограничивать себя рамками какого-либо классического танца, желают выразить свою индивидуальности и оригинальность, ведь в этом танце нет ограничений по росту, весу, возрасту.

Костюм танцовщицы:

Две юбки, каждая в 25 ярдов (22,8 метров) по подолу;
Широкие шаровары с кокеткой;
Черное бархатное или яркое раджастанское чоли;
Пояс с помпонами;
Набедренный платок;
Лиф, расшитый монетами и цепями завязывающийся на шее;
Обилие массивных украшений на руках, шее и голове;
Красивая прическа с цветами.

Трайбл Фьюжн

Танцевальный стиль, основанный на АТС . Идея ТФ в том, что исполнительница выражает себя, смешивая элементы и стилистику близких ей стилей танца с базой АТС. Fusion - с англ. «смесь». ТФ - это огромное поле для творчества, но первостепенным остается Трайбл. Отличительными чертами ТФ от стилизованного под него шоу-бэллиданса считаются обязательное знание базы движений, характерная постановка корпуса и рук. Включает как индивидуальную импровизацию (в том числе соло под живые барабаны) и постановку, так и групповую постановку.

Направления ТФ
Существует несколько основных направлений Трайбл Фьюжн:

Индийский ТФ
Фьюжн с Бхаратанатьям, Кучипуди, Одисси и др. классических индийских танцев.

Трайблеск
Фьюжн с элементами образов, характерных для водевиля и оперетт в стиле Бурлеск. В хореографии или образе часто присутствует небольшая комическая история.

Трабарет
Фьюжн с кабаре-бэллидансом, Ракс Шарки. Движения более расслабленные. В отделке костюма могут использоваться стразы, пайетки и др. атрибуты костюмы для классического танца живота.

Трайбл-фламенко
Фьюжн с элементами фламенко.

Винтаж трайбл
Чаще всего узнаваемая стилистика 20-х годов.

Славянский, украинский и белорусский трайбл
Фьюжн с элементами русских, украинских, белорусских народных танцев. Первопроходцами считаются коллективы «Серебряная ночь», «Уйбаба», "Джа Сурья".

Импровизационный трайбл, Improvisational Tribal Style, Group Improvisation Stile
ITS (произносится «АйТиЭс») - это фьюжн базы АТС с личным стилем исполняющего коллектива. Суть в том, что отдельный коллектив разрабатывает собственный словарь движений, может дополнять правила перестроений на основе словаря и правил ATS, изменять костюмы ATS вплоть до Трайбл Фьюжн. В данном стиле, в отличие от ATS, не обязательно играть на сагатах. Импровизировать таким образом возможно только в своей группе! Существует множество первооткрывателей данного стиля.

Трайбл фьюжн (tribal fusion) – один из самых эффектных танцевальных стилей. Он сочетает в себе зрелищность, основанную на иллюзии, виртуозное владение телом, небанальное музыкальное оформление и яркость танцевальных образов.

Это танец, который не скучно смотреть. Он увлекает зрителя в мир тайн и загадок, пластичности женского тела, волн и изоляций, невероятных открытий о человеческих возможностях и красоты, которая восхищает.

У трайбл фьюжн мало границ. Имея в основе Американский трайбл стиль, он расширяется, впитывая в себя лучшие наработки различных танцевальных направлений. Зрелищность и свобода самовыражения делают трайбл фьюжн основой для ярких постановок, позволяя раскрыть свой потенциал каждому и самому стать героем невероятной истории, рассказанной танцем.

Техническую базу трайбл фьюжн составляют: характерная постановка рук и корпуса (basic posture), волны (waves), скольжения (slides), скручивания (twists), круги (circles), восьмерки (figures 8), тряски (shimmies), замки (locks), некоторые другие виды фиксаций и изоляций. Многие движения в трайбл фьюжн – это видоизмененный словарь Американского трайбл стиля. Особенно это актуально для old style tribal fusion.

Если вы взялись за обучение трайбл фьюжн, стоит отметить основы , на которых стоится этот танец.

  1. Королевская осанка. Самое главное в трайбл фьюжн – это постановка корпуса. Хорошее определение ей дала признанная звезда стиля – Шэрон Кихара: двигаться в танце вы должны так, словно идет королева, руки которой опущены на загривки двух больших тигров чуть впереди нее. Отсюда и второй принцип:
  2. Изолированность движений (попробуйте начать дергаться, когда ваши руки в опасной близости от диких животных!). Движение каждой частью тела выполняется отдельно от другой. Здесь действует принцип изоляции соседних частей тела. Например, двигая грудной клеткой, мы изолируем бедра и плечи.
  3. Плавность и текучесть. Каждое движение плавно и незаметно переходит в другое.
  4. Смена ритмов. Для трайбл фьюжн характерны частые смены ритмов – медленного и быстрого. Отсюда и большое внимание к замедлению (растягиванию) и ускорению движений.
  5. Наложения. После освоения основ трайбл фьюжн и отработкой базовых элементов движения начинают наслаивать друг на друга, создавая иллюзию новых элементов и демонстрируя фантастические возможности тела. Овладение техникой наложений требует подготовки.

На формирование стиля оказали большое влияние такие танцевальные направления, как беллиданс, брейкданс, индийский танец, фламенко, джаз и конечно, Американский трайбл стиль. При этом сам трайбл фьюжн не стал смешением этих стилей, — а превратился в самостоятельное направление, спутать которое ни с чем не возможно. Музыка для трайбл фьюжн может быть самой разнообразной, но в основе своей использует электронную, еще раз подчеркивая новизну направления. Но следует заметить, что выбирается электронная музыка только высокого качества, чтобы лучше продемонстрировать скрупулезную работу над самой мелкой техникой. Жестких музыкальных границ при этом у стиля нет. В зависимости от того, на какие смешения танцевальных стилей делается акцент, будет и направлен выбор музыки: будь то этника, нью эйдж, классика, готик рок и т.д.

Характерные для трайбл фьюжн музыкальные исполнители: Amon Tobin, Pentaphobe, Solace, Maduro, Beats Antique, Helm, Djinn, August Hoerr…

Мировыми иконами трайбл фьюжн являются Рэйчел Брайс, Шэрон Кихара, Мория Чеппел, Ками Лиддл, Марди Лав, Зое Джейкс, – все эти имена изначально связаны с шоу-коллективами Bellydance Superstars и Indigo Bellydance, благодаря работе которых трайбл фьюжн приобрел огромную популярность во всем мире.

Костюмы для трайбл фьюжн очень разнообразны. Они всегда выполнены качественно и используют лучшую фурнитуру и ткани для того, чтобы досконально передать образ танца и помочь продемонстрировать все нюансы положений тела. Здесь не место дешевизне, трайбл фьюжн – для гурманов, предпочитающих лучшее в танце, в музыке, в костюме.

В Минске трайбл-фьюжн активно развивается, проводятся специализированные фестивали, вечеринки. Исполнители трайбл-фьюжн востребованы на мероприятиях республиканского масштаба и получают интернациональное признание. Тон в обучении этому стилю задают несколько крупных школ, среди которых школа танца и саморазвития «Нимфея» занимает одно из ведущих мест.

Трайбл танцевальное направление , автором которого является Каролина Нериккио , основанное на импровизации и групповом взаимодействии .

Каролина Нериккио обучалась танцам у Маши Арчер в 70-х годах прошлого века в течение 14 лет. Позднее, она создала собственную танцевальную группу и стиль трайбл , позаимствовав у своего учителя концепцию племенного танца, когда танцоры из хора спонтанно выходят в центр для исполнения танца , а также единообразие костюмов . Музыка использовалась в основном этническая — народов Северной Африки и Средней Азии.

В результате возник танец, стиль которого сочетает восточный танец живота, традиционные индийские танцы и испанский фламенко . Отличие трайбла от остальных распространённых танцев — это групповая синхронная импровизация . Из стоящего хора спонтанно формируются группы танцовщиц — 2-4 человека, которые выходят на центр и синхронно танцуют, при этом импровизируя . Сочетание импровизации и синхронности достигается благодаря существующему словарю движений и перестроений , которые знает каждый участник, а также постоянной невербальной коммуникацией между выступающими, с помощью условных знаков . Для неискушённого зрителя трайбл выглядит как постановка .

У трайбла существует масса разновидностей , например, трайбл фьюжн, когда исполнительница самовыражается, добавляя к движениям трайбла стилистику близких к нему танцев. При этом, наряду с групповой импровизацией используется и индивидуальная.

Есть ещё отдельный вид импровизационного трайбла , в котором каждый коллектив исполнителей разрабатывает свой словарь движений , правил перестроений и средств невербальных коммуникаций. В результате танцовщицы могут импровизировать только внутри своей группы.

В отличие от других танцевальных направлений, в трайбле не приветствуется проведение конкурсов, так как считается, что они ведут к разобщению и шаблонности.

Если разложить трайбл на составляющие, то можно выделить следующие ключевые компоненты, образующие единую систему:

  • Набор из чётко определённых движений и связок — всего более 100;
  • Единая терминология трайбла , которая используется во всех танцевальных коллективах этого стиля;
  • Система ключей-подсказок , представляющих из себя незаметные для зрителя движения, с помощью которых танцовщицы общаются между собой во время танца, предупреждая друг друга о дальнейших движениях, чтобы не потерять синхронности;
  • Групповые построения и перестроения ;
  • Музыкальная теория импровизации.

Овладев этим инструментарием, танцоры трайбл могут создавать танцы прямо во время выступления, не заучивая их заранее, а общаясь друг с другом посредством танцевального языка.

Таким образом, трайбл это не столько танец, как шоу, сколько групповая практика , включающая игру на внимание и реакцию , тренировку невербального общения и самораскрытие, посредством импровизации в танце.

Благодаря универсальности трайбла и единой базе движений, его могут танцевать люди, которые впервые видят друг друга и даже говорят на разных языках .

В России трайбл-фьюн появился сравнительно недавно , но уже успел завоевать популярность: сегодня группы, развивающие это танцевальное направление, есть практически в каждом крупном городе . При этом наблюдается дефицит квалифицированных преподавателей , из-за чего качество трайбла в России пока несколько отстаёт от мирового.

В завершении нужно сказать, что хотя обучение трайблу требует времени и сил , но за это практикующий будет вознаграждён возможностью истинного танцевального общения с другими танцорами из разных стран, и обретением самовыражения через импровизацию в танце.



Похожие статьи
 
Категории