В чем отличие романтизма от классицизма. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе

17.02.2019

Относительно эстетических ориентаций на прошлые эпохи, то нужно отметить, что классицисты и просветители абсолютизировали роль античности, ее прозрачность, гармоничную простоту и четко продуманную симметрию (как колоннады знаменитых античных храмов). Средневековье они обычно обходили вниманием, а против барокко выступали открыто. Средневековье воспринималось ими как эпоха сплошного варварства. Причем варварским они считали и фольклор своих собственных народов: французов, немцев, англичан, россиян. Так, Н. Буало писал: “Бывает: лишь имя варварское найдем, / И варварской нам вся кажется поэма”. Итак, по мнению этого ведущего теоретика классицизма, даже имена персонажей произведений должны быть греческими или римскими: Антигона, Цезарь, Цицерон и т. д., иначе произведение сразу будет выглядеть как варварское.
Такое видение имело место и в других видах искусства. В Одессе есть известный памятник Ришелье, Арман-Эммануэль дю Плесси (генерал-губернатор Новороссии), выполненный в стиле Классицизма. Скульптор прекрасно знал, как Ришелье одевался на самом деле (это период наполеоновских воин), но изобразил российского чиновника французского происхождения в древнеримском образе. То есть благодаря канонам классицизма русский француз “превратился” в римлянина. Для классицистов наивысшим, раз и навсегда избранным идеалом была античность. Да это и неудивительно, если взять во внимание, что героями классицистических произведений были преимущественно греки и римляне, мифологические и исторические персонажи (Федра, Эдип, Юлий Цезарь и др.). Классицисты даже создали формулу гармонии “Грецкий вкус и римский дух”, а наполеоновские генералы (да и не только они), воспитаны на примерах классицизма, носили прически “а ля Титус”, то есть как у римского императора Тита – едва волнистый волос, который закрывал лоб и виски.
Романтики как раз наоборот, меньше внимания обращали на ясность и прозрачность античности и Ренессанса, отдавая предпочтение туманности, аллегорической усложненности, мистицизма и фантастичности, а также мрачной тональности (которая так гармонировала с романтическою “мирового скорбью”) средневековья и барокко. А если уж романтики и обращались к античности, то скорее оказывали преимущество песенно-вдохновленным грекам, а не строго-нормативным римлянам. Поэтому не удивительно, что доминирующий по классицизму Вергилий пальмой первенства уступил Гомеру.
Именно Романтики поставили Кальдерона над Шекспиром и решительно отказались от античного культурного наследия как единого и неизменного эталона для искусства. Они заявили: даже если кто-то будет пить только сок высокой пальмы, то все равно не достигнет ее высоты, также само современные художник и искусство не станут выдающимися, если даже будут питаться исключительно наработками “высокой античности”.

(No Ratings Yet)

  1. Литература классицизма оправдывала свой статус “образцового” искусства, предлагая не только образцовые правила, по которым надо писать сочинения, но и “образцового героя классицизма”, который был примером для подражания жителям государства. Поскольку...
  2. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.2. Требования теоретиков классицизма Франсуа Малербу: видный лирик начала века. Ему принадлежит пальма первенства в утверждении классицистических норм в лирике. Малербу создатель од, стансов,...
  3. Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма. “Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, – писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения...
  4. Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
  5. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.4. Теоретические взгляды Корнеля Имя Корнеля неразрывно связано с утверждением главного жанра классицизма – трагедии. Корнель первым в истории французской литературы поднял драматургию до...
  6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА В русской литературе XVIII век – это время интенсивного развития на основе освоения достижений западноевропейской культуры – пре­жде всего классицизма. Классицизм (от лат. classicus – образцовый)...
  7. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался...
  8. СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА Определение специфики искусства традиционно связывается с двумя способами мышления – художественным или научным. Эти способы мышления являются двумя формами отражения и освоения действительности. Такое понимание художественного и научного...
  9. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.6. Основные представители литературных направлений Классицизм выдвинул своих теоретиков – Жана де Ла Тай, Франсуа Малербу, Пьера Корнеля, Н. Буало-Депрео. Главным теоретиком данного...
  10. Проблемные точки эстетики История возникновения и развития искусства на сегодняшний день изучена достаточно хорошо и особых загадок не представляет. Описаны многочисленные находки предметов первобытного искусства (наскальная живопись, первобытная скульптура и...
  11. Глава 5. Жан Расин и Новое время План практического занятия 1. Отличие драматических поисков Расина от творчества Корнеля. 2. Образная система Расина и отличие ее от образной системы Корнеля. 3....
  12. Обращали ли вы когда-нибудь внимание, насколько разным временем бывают родные братья и сестры, пусть даже близнецы? А, казалось бы, где тем отличиям взяться? Родители у них одни, время и место...
  13. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.8. Сложность композиции трагедии “Сид” Композиция драмы Корнеля осложнена второй сюжетной линией – любовью инфанты к Родриго. В образе героини также Корнель раскрывает противоречивость...
  14. Литературные направления и течения Романтизм Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим...
  15. Одним из моих любимых произведений этого художника, является картина “После дождя”, которая была написана в 1879 году. Историки относят ее к позднему периоду в творчестве Куинджи. Мне кажется, художника увлекала...
  16. Проходят годы и века, меняются люди и страны, исчезают одни и рождаются другие цивилизации. Мы вошли в стремительный XXI век, который удивляет техническими изобретениями и научными открытиями. Однако как бы...
  17. Жанры и стили произведений И. А. Бунина Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романическое начало – в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”), Бунин...
  18. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА АНАКРЕОН (ОК. 570-478 гг. до н. э.) Анакреон (Анакреонт) – виднейший представитель древнегреческой лирики VI и начала V века, родом из малоазиатского г. Теоса. Был придворным поэтом на...
  19. ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ *** Лирические песни, по определению В. Г. Белинского, – это простодушное излияние “горя или радости сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений. Это или жалоба...
  20. Одной из составляющих счастья, одной из самых благородных целей жизни и одним из крупнейших проявлений человечности является любовь. Мы любим не только людей, этим полочным проникаемся чувством к братьям нашим...
  21. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Лирические жанры 1. Ода – жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А. С. Пушкина “Вольность”, ода “На день восшествия…” М. В. Ломоносова)....
  22. Искусство – это творческое познание окружающего мира. И я считаю, что оно вечно, ведь творческий источник в людях – вечен. И что искусство неподвластно моде. Конечно, если это истинное искусство,...
  23. Фольклор. Жанры фольклора Фольклор (от английского folk – народ, lore – мудрость) – устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта – то, что фольклор является...
  24. Родился в семье геодезиста Ивана Тихоновича Иванова (1816–1871). Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884-1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886-1890), где, помимо...
  25. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  26. Гюстав Флобер был откровенным пессимистом. Материальный мир он считал большой иллюзией, все вокруг вызывало в нем разочарование. Стоящим, по его мнению, был только внутренний покой человека, ее примирение с жизнью....
  27. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.3. Литературный процесс: барокко В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало, культурная традиция, понимание человека как нового типа. Однако барокко – прежде...
  28. В подтексте произведения есть еще и эстетические проблемы, связанные, прежде всего с Мольеровой оценкой тогдашней эстетической ситуации во Франции. Не забывайте, что гениальный драматург, а ныне национальная гордость Франции –...
Отличие романтизма от классицизма

Следует, прежде всего, обратить внимание на то, классицизм романтизм конца XΙΙΙ начала XΙX века, становятся не только художественными стилями, но отражают два оппозиционных мировоззрения этой эпохи.

Как художественный стиль классицизм (от.лат.- образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVΙΙ в. Его важнейшей было обращение к принципам античного искусства:

- рационализму

- симметрии, направленности, сдержанности

- строгому соответствию содержания произведения его форме

В развитии классицизма выделяют два этапа:

Конец XVIII начало XIX века.

Второй этап стал общеевропейским стилем и был связан с буржуазным Просвещением и стал выразителем гражданских идеалов этого времени. Принципы классицизма были основаны на идеях философского рационализма , отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произведение является плодом разума и логики , которые торжествуют и побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Для классицистов эстетическую ценность имеет лишь то, что неподвластно времени .

Классицизм выдвинул новые эстетические нормы, поскольку огромное значение придавал общественно-воспитательной функции искусства . Представители классицизма считали, что герои произведений должны быть только положительными, образцами для других, быть стойкими перед жестокостью судьбы. Для них общее выше личного , страсти подчинены общественным интересам. Главный герой в классицизме – образцовый гражданин отечества.

Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, определила соответствующие требования, т.е. нормативные правила. Была установлена иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами признавались исторические картины, мифологические, религиозные. К «низким» относились пейзаж, портрет, натюрморт. В литературе «высокими» считались трагедия, эпопея, ода, а «низкими» - комедия, сатира, басня.

Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, которые в период его упадка усилились. В середине XIX века классицизм переродился в академизм.

Новым явлением в художественной культуре конца XVIII века стал сентиментализм, явившейся реакцией на чрезмерную рассудительность классицизма. Сентиментализм утверждал чувственную личность, противостоящую личности Просвещения. Отказ от «порочной» цивилизации и слияние человека с природой, идеализация патриархальности, с ее традиционностью и консерватизмом, и пасторальности – таковы характерные темы сентиментализма.

Но более серьезную попытку преодолеть односторонность рационализма предопределил романтизм. Романтизм, который зародился в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения, стал не просто художественным стилем, а общекультурным движением, охватившим самые разнообразные явления общественной жизни. Он охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства, но не затронул архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм. Возникла и романтическая философия: Фихте, Шеллинг, Шопенгауэр, Кьеркегор.

Идейным ядром романтизма является конфликт личности с действительностью . Романтик – это бунтарь, который отвергает действительность с позиций высшего идеала. Герой романтизма – это исключительная личность в исключительных обстоятельствах.

Интерес к индивидуальности – отличительная черта романтизма.

В отличие от классицизма, романтики идеализирует не античность, а Средневековье , так как считают, что там закладываются основы национальной культуры. Поэтому они обращаются к:

-фольклору (сказке, народной музыке и т.д.);

- воспеванию национальной природы;

-передаче религиозного чувства

Кроме того, просматривается связь романтика со средневековым рыцарем. Поэтому, подобно рыцарю:

Романтик – любитель путешествовать;

Романтик- почитатель возвышенной, а не плотской любви

Романтик – рыцарь чести (дуэли этой эпохи)

Романтик – фаталист (испытывает судьбу в игре).

Две стороны личности - пафос свободы и индивидуализм – весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Классицизм, или неоклассицизм начала ХХ столетия называют также ампиром (от фр. empire - империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские мотивы (геометризм египетского орнамента, стилизованные сфинксы), мотивы росписей Помпей, этрусских ваз, которые использовались в интерьерах дворцов. Архитектуру отличают массивные портики с колоннами дорического (иногда тосканского) ордера, военная эмблематика (орлы, лавровые венки, воинские доспехи, дикторские связки). В этот период возводятся мемориальные сооружения (триумфальные арки, мемориальные колонны). Если рассматривать эволюцию живописи во Франции от классицизма к ампиру как единую линию, то обнаруживается, что если классицизм прославлял пышное великолепие дворцовой жизни французских королей, то ампир - военные подвиги Наполеона и вкусы нарождающейся буржуазии. Целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), повторявшая древнеримские образцы.

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Наибольшего развития романтизм достиг во Франции (Т. Жерико, Э. Делакруа, Г. Доре). Крупнейшие его представители в Германии - Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, П. Корнелиус, в Великобритании: - Дж. Констебль, У. Тернер. В России черты романтизма проявились в творчестве О.А. Кипренского, отчасти - В.А. Тропинина, С.Ф. Щедрина, М.И. Лебедева, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, Ф.П. Толстого.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождавшегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Романтизм - это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в ХVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распространилось по всей Европе. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства.

Философско-эстетическую теорию раннего романтизма разработали в Германии А.В. и Ф. Шлегели, Новалис, И. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Ф.Шлейермахер, Л. Тик, творческое объединение которых, существовавшее в 1798-1801 годах, получило название Иенских романтиков. Кружок немецких романтиков создал эстетическую концепцию новой универсальной культуры и помог формированию в первой половине XIX века романтической философии, к представителям которой относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Артура Шопенгауэра (1788-1860), Серена Кьеркегора (1813-1855).

Немецкий философ Фридрих Шеллинг был близок йенским романтикам. Исходя из положений Канта и Фихте, он создал романтическую теорию, построенную на основе объективного идеализма. Главный метод познания у него - интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство - высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного («Система трансцендентального идеализма», 1800). В нем воедино сливаются все виды деятельности - теоретическая и практическая, духовная и чувственная.

Крупной исторической фигурой был немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр. В его главном произведении «Мир как воля и представление» (1819-1844) мир предстает как стихийная «воля к жизни». Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение - «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание - наказание за первородный грех, вину обособленного существования. Преодоление эгоизма и страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства лежит созерцание идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени. Высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение «воли к жизни». Влияние Шопенгауэра испытали в Германии Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., в России - Л. Толстой, А. Фет и др.

Выдающийся датский философ, теолог и писатель Серен Кьеркегор создал субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящую три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и религиозную. Кьеркегор считал, что предназначение философии состоит в познании не какого-то абсолютного духа, но повседневного существования (экзистенции) человека. Внешний мир, какой бы ни была его онтологическая структура и как бы совершенен или несовершенен он ни был, не способен помочь человеку решить его внутренние проблемы. Внешний мир - это «разбитое» и бессмысленное бытие, ответом на него должны быть страх и отчаяние («Страх и трепет», 1843). Земное существование - это «жизнь в парадоксальном». Философ рекомендовал индивиду полностью отдать себя на волю Бога, т. е. проводить «жизнь в религиозном». Думать «экзистенциально», т. е. исходя из подлинного существования, - значит, быть беспредельно преданным христианской истине, даже если это грозит мученической кончиной. Идеи Кьеркегора повлияли на всю европейскую культуру и даже науку (в этом признавался основатель квантовой механики Н. Бор).

Главными представителями романтизма в литературе считаются Новалис, Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В. Гюго, Э. По, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

Немецкий поэт и философ Новалис (1772-1801) являлся видным представителем йенского кружка романтиков. Он пытался обосновать философию «магического идеализма», утверждающего полярность и взаимопереход всех вещей, идею равновесия реальности, идеи и фантазии в каждом человеке.

Самый крупный представитель немецкого романтизма Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) являлся разносторонней личностью: он был еще талантливым композитором и блестящим художником. Его произведениям присущи тонкая философская ирония и причудливая фантазия, доходящая до мистического гротеска. В своем творчестве Э.Т.А. Гофман раскрыл глубокую пропасть между образом жизни и мышлением художника и обычного человека. Героем большинства его произведений выступает музыкант-бессребреник, презирающий материальные блага, находящий смысл своей жизни в любви к искусству («Житейские воззрения кота Мурра», 1822).

Отрицание утилитаризма и принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая личность, выражали в своем творчестве не только немецкие, но и английские романтики. Крупнейшим среди них был Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766-1824). Байрон, член палаты лордов, воспевал не прелести придворной жизни, а «мировую скорбь», романтический бунт одиночки против всего общества. Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812-1818), философские поэмы «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикл стихов на библейские мотивы, роман в стихах «Дон-Жуан» (1819-1824) и лирика передают острое ощущение катастрофичности человеческого бытия, утрату старых идеалов и ценностей. Им создан тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма начала ХІХ века, в том числе «русского».

Великий французский писатель-романтик Виктор Гюго (1802 - 1885) создал вдохновенные романы «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869) и др., где обличал общественные язвы и социальную несправедливость. Писатель доказывал, что несправедливость ведет к нищете - рассаднику преступлений и что только радикальные перемены в обществе позволят их изжить. В предисловии к драме «Кромвель» (1827) Гюго поместил манифест французских романтиков, где выступил против классического правила «трех единств» и формального разграничения жанров, сформулировал принципы новой, романтической драматургии. Гюго признавал возможным смешение трагического и комического.

Пессимистический взгляд на будущее, умонастроения «мировой скорби» сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Творчество выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) называют «поэзией упадка и тления». Его, приверженца теории «искусства для искусства», считают основоположником символизма. Пренебрегая общепринятыми условностями, он выражал в своем творчестве восхищение злом, уродством и всяческими отклонениями от норм обыденной жизни. В его поэтическом сборнике «Цветы зла» (1857) выражена тоска по идеальной гармонии.

Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство «двоемирия», горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведенную в литературе и искусстве в принцип «романтической иронии». Великий американский писатель-романтик Эдгар Аллан По (1809-1849) умер в возрасте 40 лет. Он начал писать в 16 лет, но его поэтические произведения не получали признания, пока Ш. Бодлер не перевел их на французский язык. На склоне жизни он страдал депрессиями и переживал глубокий душевный кризис. Эдгар По так и остался известен в основном благодаря мастерски написанным «страшным» и детективным новеллам.

Исторические рамки романтизма ограничиваются периодом с 1770 по 1840 год. В его развитии специалисты выделяют три этапа: предромантизм (1770-1800); зрелый романтизм (1800-1824), вызванный французской революцией 1789 года и военными кампаниями Наполеона (Гойя, Жерико, раннее творчества Делакруа); расцвет романтизма - с 1824 по 1840 (зрелое искусство Тернера и Делакруа). Если в предромантизме преобладали вкусы и формы английской чувствительности, то зрелый романтизм - полностью французский. В этот период появляется новая историческая живопись и современная школа пейзажа. В третий период, называемый «романтическим движением», господствующее положение заняла концепция гения, воплотившаяся в зрелом творчестве Тернера и Делакруа.

Главными представителями романтизма в изобразительном искусстве считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебль, У. Тернер.

Главой романтической школы живописи во Франции был Эжен Делакруа (1798-1863), признанный величайшим декоратором своего времени. Шедевр его творчества - картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 году и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. В этой картине соединены черты современной парижанки с классической красотой и могучей силой Ники Самофракийской. Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени. Делакруа был не только самым великим французским художником-романтиком, но замечательным писателем.

Испания дала миру одного из величайших художников-романтиков Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828). Он снискал славу на поприще создания портретов испанской знати и представителей королевского двора. Гойя становится самым модным художником, избирается членом в Мадридской академии художеств, становится придворным художником короля Карла IV. Искусство Гойи наполняется страстной эмоциональностью, фантазией, социальным гротеском. Появившиеся в конце 80-х годов фантастические элементы в 90-е годы складываются в целостную концепцию художественного видения мира. Она базируется на фантасмагории, религиозном прозрении и социальном гротеске. В 1799 г. Гойя завершает самую известную серию своих гравюр - альбом «Капричос» (80 листов с комментариями художника), посвященный человеческому безумству и глупости, представляет собой сатиру на человеческое существование.

Страница 1

Классицизм, или неоклассицизм начала ХХ столетия называют также ампиром (от фр. empire – империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские мотивы (геометризм египетского орнамента, стилизованные сфинксы), мотивы росписей Помпей, этрусских ваз, которые использовались в интерьерах дворцов. Архитектуру отличают массивные портики с колоннами дорического (иногда тосканского) ордера, военная эмблематика (орлы, лавровые венки, воинские доспехи, дикторские связки). В этот период возводятся мемориальные сооружения (триумфальные арки, мемориальные колонны). Если рассматривать эволюцию живописи во Франции от классицизма к ампиру как единую линию, то обнаруживается, что если классицизм прославлял пышное великолепие дворцовой жизни французских королей, то ампир – военные подвиги Наполеона и вкусы нарождающейся буржуазии. Целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), повторявшая древнеримские образцы.

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Наибольшего развития романтизм достиг во Франции (Т. Жерико, Э. Делакруа, Г. Доре). Крупнейшие его представители в Германии - Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, П. Корнелиус, в Великобритании: - Дж. Констебль, У. Тернер. В России черты романтизма проявились в творчестве О.А. Кипренского, отчасти - В.А. Тропинина, С.Ф. Щедрина, М.И. Лебедева, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, Ф.П. Толстого.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождавшегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Романтизм - это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в ХVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распространилось по всей Европе. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства.

Философско-эстетическую теорию раннего романтизма разработали в Германии А. В. и Ф. Шлегели, Новалис, И. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, Л. Тик, творческое объединение которых, существовавшее в 1798-1801 годах, получило название Иенских романтиков. Кружок немецких романтиков создал эстетическую концепцию новой универсальной культуры и помог формированию в первой половине XIX века романтической философии, к представителям которой относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Артура Шопенгауэра (1788-1860), Серена Кьеркегора (1813-1855).

Рейверы
"Рейв" (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая вечеринка (a wild part ...

Штриховая графика
Штрих всегда соседствует с линией и редко используется самостоятельно. Изображения, где доминирует штрих, называются штриховыми. Многие мастера изобразительного искусства блестяще владели штрихом и виртуозно применяли его. Среди них: Ремб...

Традиционная народная хореография сибирских татар: предварительные результаты исследования
У танца, как ни у какого другого вида искусства, есть качества, способствовавшие быстрому и полному освоению жизненно необходимых навыков: в форме жестов и телодвижений человек за короткое время успевал передать эти навыки более ярко и эм...

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Романти́зм (фр. romantisme) - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.



мантизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты:

Все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника.

Открыли принцип историзма (просветители судили о прошлом антиисторически для них существовало "разумное" и "не разумное"). Увидели в прошлом человеческие характеры, сформированные своим временем. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.

Интерес к народной культуре, фольклору. В эпоху романтизма были опубликованы сборники народных песен, сказок (сказки братьев Якоба и Вильгельма Гримм).

Интерес к сильной личности, которая противопоставляет себя всему окружающему миру и опирается только сама на себя. - Внимание к внутреннему миру человека.

Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями.



Похожие статьи
 
Категории