Художественная культура в половине 19 века. Художественная культура россии xix века

02.04.2019

Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное со­существование разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий XIX в. проис­ходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мо­тивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудитель­ным источником его поступков.

Основное направление в художественной культуре первых де­сятилетий XIX в. - романтизм. В России он возник в перелом­ную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действи­тельности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.

Внимание к отечественной истории было характерно для худо­жественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий А.С.Пушкина, особенно в последний период его творчества ("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пу­гачевского бунта").

В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.А.Жуковского (1783-1852). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии "душу и сердце", составили "целый период нравственного развития нашего общества", как писал Белинский. Развитие ли­рики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, про­никнутой чувством борьбы "за угнетенную свободу человека", было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декаб­ристы способствовали утверждению мысли о ее высоком граж­данском назначении.

В русле романтического движения закладывались основы рус­ского исторического романа (А.А.Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин), формировалось понимание национальной само­бытности и народности литературы. Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впер­вые познакомили русского читателя с произведениями современ­ных западноевропейских и античных писателей. В.А.Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера.

Важнейшая проблема национальной культуры, в частности ли­тературы, - народность художественных произведений, эволю­ция самого этого понятия. Поиск сущности народности первона­чально связывался с растущим интересом к отечественной исто­рии. По мнению Н.М.Карамзина, ключ к пониманию самобытно­сти русской литературы надо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма.

Идейные искания 30-40-х годов все более находили отражение в глубоком осмыслении понятия "народность". Если официаль­ная народность исходила из "беспредельной преданности и пови­новения самодержавию", то в понимании передовых деятелей культуры народность означала "верность изображения картин русской жизни".

В последние предреформенные десятилетия развитие художе­ственной культуры характеризовалось движением от романтиз­му к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А.С.Пушкина (1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о рус­ском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет".

Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской рево­люционности (первое стихотворение Пушкина "К другу стихотворцу" было напечатано в 1814 г.). Его творчество - закономер­ный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, «стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художествен­ного направления. "Евгений Онегин" Пушкина был первым русским реалистическим романом, "в высшей степени народным произведением" (В.Г.Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833 г.

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творче­ство М.Ю.Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действи­тельности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман "Герой нашего времени" (1841), сохраняя романтичес­кие черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.

Огромна роль Н.В.Гоголя (1809-1852) в русской литературе. "Мертвые души" (1-й том вышел в 1842 г.) - одно из ярких реали­стических изображений русской жизни того времени. В.Г.Белин­ский оценил его как "творение чисто русское, национальное, вых­ваченное из тайников народной жизни".

Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Соци­альность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни - общепризнанная особенность и характерная черта. Од­ним из открытий писателей "натуральной школы" (ранние произ­ведения И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Ф.М.До­стоевского и др.) был "маленький человек" с его нелегкой жи­тейской судьбой.

Предметом пристального внимания русской литературы стано­вилась судьба крепостного крестьянина (повести Д.В.Григо­ровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цикл рассказов "Записки охотника" И.С.Тургенева). Новый, невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А.Н.Ост­ровский.

Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально дей­ственный характер, воздействие "на понятия и нравы общества" отмечали многие современники.

В первой половине XIX в. активизируется собирательская и исследовательская деятельность в области русского фольклора. Много занимались этим славянофилы. Собрание народных песен П.В.Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее пол­ным сводом русского фольклора.

Состояние театрально-сценического искусства было показате­лем "общественного просвещения и духа времени" (В.Г.Белинский). Несмотря на монополию императорских театров, начало которой было положено в 1803 г., драматическую цензуру, вли­явшую на репертуар, театр играл все более заметную роль в общественно-культурной жизни.

Центром театральной культуры в Москве был Малый театр. В 1824 г. произошло окончательное разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и балетную. Драматические спектакли были перенесены в здание, построенное архитек­тором О.И.Бове и получившее название Малого театра. Большой театр с 1825 г. предназначался только для оперных и балетных спектаклей. В Петербурге имелось несколько театров, наиболee известный из них - Александрийский (архитектор Росси), открытый в 1832 г. исторической драмой М.В.Крю­ковского "Князь Пожарский".

В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр северной столицы Российской империи носил официально-парадный характер. Театры существовали также во многих губернских го­родах. Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечатель­ного русского актера П.С.Мочалова (1800-1848), прославивши­йся игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творче­ства стала роль Гамлета. Успех Мочалова в этой области объяс­нялся современным прочтением пьесы. Герой Мочалова воспри­нимался зрителями как русский Гамлет 30-40-х годов XIX в. Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, особенно А.Н.Ост­ровского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре.

Реформатором актерского искусства, основоположником реализмa на русской сцене был великий актер М.С.Щепкин (1788-1863). "Он создал правду на русской сцене, - писал о нем Герцен,- он первый стал не театрален на театре". Метод игры Щепкина
явился основой сценической школы актерского искусства в течение многих последующих десятилетий.

Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми и доныне по праву гордится русская сцена (Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов, М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов). В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля.

Музыка этого времени, опираясь на лучшие традиции народно­сти и демократизма, испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 года. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К.А.Кавоса "Иван Сусанин", 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А.Н.Верстовский (1799-1862). Постановка наиболее известной его оперы "Аскольдова могила", созданной на либретто М.Н.Загоскина, состоялась в 1835 г.

В обществе усилился интерес к камерным и публичным кон­цертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера у А.А.Дельвига, В.Ф.Одоев­ского, в литературном салоне З.А.Волконской. Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый "король вальсов" И.Штраус.

В истории русского музыкального искусства особая роль при­надлежит М.И.Глинке (1804-1857). С его именем связано воз­никновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Событием в культурной жизни России была постановка оперы Глинки "Жизнь за царя" (1836). Оперу довольно су­хо встретила великосветская публика, "кучерская музыка" не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди России востор­женно приветствовали спектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский, Хомяков.

Глинка - родоначальник основных жанров отечественной про­фессиональной музыки. Он "создал национальную русскую опе­ру, национальную инструментальную музыку... русский национальный романс", - писал о нем В.В.Стасов. Глинка - компози­тор, для которого высшими принципами искусства были идей­ность и народность. "Создает музыку народ, - говорил он А.Н.Се­рову (композитор и музыкальный критик), - а мы, художники, только ее аранжируем".

Для творчества А.С.Даргомыжского (1813-1869) наряду с принципами реализма и народности становится характерным большая социальная, драматическая напряженность, горячее со­чувствие к "маленькому человеку" (опера "Русалка", 1856). Дар­гомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речитатив в опере "Каменный гость").

В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданствен­ности, высокой нравственности и демократической направленно­сти.

Искусство критического реализма - основное художественное направление того времени - было тесно связано с идейными иска­ниями. Его отличала повышенная социальная активность. Лите­ратура и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современ­ная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н.Г.Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому "прекрасное есть жизнь". Общественная функция искус­ства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении "приговора о явлениях ее". Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства.

В художественной литературе нашли отображение соци­альные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характер­ны для произведений русских писателей этих лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных несправедливостей в нрав­ственном усовершенствовании человека, другие призывали к ак­тивной борьбе против них. Но русскую литературу всегда отли­чали демократизм, любовь к простому человеку, стремление по­мочь ему освободиться от векового угнетения.

Литература пореформенного времени представляла собой "яркое созвездие великих имен". В эти годы создавали произведе­ния крупнейшие русские писатели, творческий путь которых на­чался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писате­лей-реалистов, которое пришло в литературу в 60-70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, ко­свенные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки В.А.Слепцова, Г.И.Успенского и др.).

С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим лицом стал разночинец (повесть Н.Г.Помяловского "Мещанское счастье"). Программным произведением 60-х годов был роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", опубликованный в "Современнике" в 1863 г. Это было повествование о "новых людях", их морали и нравственных ценностях.

Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-70-х годов было появление так называемого антинигилиского романа ("Бесы" Ф.М.Достоевского и др.).

70-е годы - время наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную культуру внесли И.С.Тургенев (1818-1883) и Ф.М.Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева "Отцы и дети", опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи.

Творчество Ф.М.Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя. Он выступал против смуты и крови как средства обновления мира. Н.А.Некрасова (1821-1877/78) разночинская молодежь считала идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства (поэма "Кому на Руси жить хорошо"). Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л.Н.Толстого (1828-1910). Он ставил в своих романах, повестях, публицистике "великие вопросы". Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея "Война и мир"). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого "Анна Каренина", в котором, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит бесспорный приговор морали, нравам, устоям этого общества.

Состояние театра в пореформенную эпоху определялось ус­пехами отечественной драматургии. Общественность, в частно­сти театральная, привлекала внимание к животрепещущим воп­росам развития театра: улучшению профессионального актерско­го образования, расширению сети театров за счет создания част­ных антреприз. В 1882 г. монополия казенных театров была от­менена. Однако еще раньше частные спектакли возникали под видом "домашних спектаклей", "семейных вечеров" и т.д. Так, появились в Москве Артистический кружок - общественно-художественная организация (1865-1883), созданная по инициа­тиве А.Н.Островского, Н.Г.Рубинштейна, В.Ф.Одоевского; пер­вый народный театр на Политехнической выставке (1872).

Основными центрами театральной культуры продолжали оста­ваться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России. В 60-е годы они действовали более чем в 100 городах. В это время открылись театры в Орле, Рязани, Костро­ме, Смоленске, Саратове, Пензе и др. Появился новый зритель из среды разночинской интеллигенции. Театр становился культур­ным центром провинции.

С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрыв­но связано с именем А.Н.Островского (1823-1886), который счи­тал театр "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи". Драматургия Островского - замечатель­ное явление национальной художественной культуры. С поста­новки пьесы "Не в свои сани не садись" в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре. На драматургии Островского воспитывались многие талан­тливые русские актеры (П.М.Садовский, Н.Х.Рыбаков, П.А.Стрепетова, А.Е.Мартынов, Н.А.Никулина и др.).

Музыкальная культура этого времени также отличалась неко­торыми новыми чертами. В 1859 г. по инициативе А.Г.Рубинштейна (1829-1894) было организовано Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к му­зыке в России и поощрения отечественных талантов". Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге А.Г.Рубинштейном (1862), а затем в Москве Н.Г.Рубинштейном (1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России. В Петербурге в 60-е годы композитором М.А.Балакиревым и преподавателем пения Г.Я.Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачи - распространения музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомыжского, композиторов "могучей кучки", произведений зарубежных композиторов (Л.Бетховена, Листа, Г.Берлиоза и др.).

Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композито­ре "могучая кучка" [М.А.Балакирев (1836/37-1910), М.П.Мусоргский (1839-1881), Ц.А.Кюи (1835-1918), А.П.Бородин (1833-87), Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В.В.Стасов (1824-1906). Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием идей 60-70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов "могучей кучки" было стремление передать в музыке "правду жизни", национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной темы ("Борис Годунов", "Хованщина" М.П.Мусоргского).

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П.И.Чайковского (1840-1893). Он - один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл "Времена года" и т.д.). Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чай­ковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в последних его произведениях.

Реальная жизнь и ее проблемы ставили новые задачи и перед изобразительным искусством, в частности перед живописью. Одна из статей "Современника" (1859) призывала художников "вдохновляться историей и движением современного общества".

1880-е годы в истории русского классического романа не оставили что-либо значительного. Яркие, непревзойденные произведения были созданы в предшествующий период ("Отцы и дети" Тургене­ва; "Война и мир", "Анна Каренина" Толстого; "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" Достоевского; "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина; "Обрыв" Гончарова и др.). Но ушли из жизни крупнейшие русские писатели - Достоевский, Тургенев, Островский. Мировоззренческий кризис Л.Толстого отразился на его творчестве, изменились условия общественной жизни. На­ступил период, когда "почва действительности" оказалась небла­гоприятной для создания больших произведений. Писатели, при­шедшие в литературу в конце 70-х - начале 80-х годов (В.М.Гаршин, В.Г.Короленко и др.), были авторами произведений малых форм (рассказ, новелла, небольшая повесть).

В 1880 г. в литературу приходит А.П.Чехов (1860-1904). В журнале "Стрекоза" был опубликован его первый рассказ "Письмо ученому соседу". В творчестве Чехова, особенно в ран­ний период, отразилась идейная атмосфера, порожденная эпохой 80-х годов. Он писал о "хмурой точке" жизни, пошлости и мещан­стве, захлестнувших обывателя, рисовал широкую картину жизни различных слоев русского общества рубежа столетий, по сути своей остро критическую.

Писатель восставал против мира пошлости, мечтал о светлой жизни и прекрасной человеческой личности. Л.Толстой сказал о Чехове: "Это был несравненный художник... художник жизни... и достоинство его творчества то, что оно понятно не только вся­кому русскому, но и всякому человеку вообще".


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Введение
1. Общая оценка русской культуры 18 – 19 вв
2. Культура дворянства в 18 веке

3. Художественная культура 19 века

Заключение

Введение

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.
Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны.
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.
К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах.

1. Общая оценка русской культуры 18 – 19 веков.

О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII веке светская, не церковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства.
Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.
Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.
Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.
Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.
В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:
    первая четверть века, связанная с реформами Петра;
    эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;
    последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

2. Культура дворянства.

Классицизм

Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.
Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. - становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.
Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов: «Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать».
В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатирическая струя.
В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. А. Д.
По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А. П. Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин и др.), которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма.
С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе переживает кризис; обострение социальных противоречий и классовой борьбы приводит к проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то же время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего литературного направления классицизм становится литературой узких реакционно-крепостнических кругов.
Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота, человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную печаль и мудрую сдержанность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью. Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи - памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им монумент должен рассматриваться в рамках русской культуры, предопределившей оценку Петра I и трактовку его скульптурного образа.
Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой», картина Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в живописи сказалась больше ограниченность классицизма - отвлеченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных образцов.
Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII в., был заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова, утвердивших национально-патриотическую тематику и просветительское направление в театре. Распространение классицизма в театральном искусстве связано с возникновением в Петербурге в 1756 г. государственного публичного профессионального театра во главе с русским актером Ф. Г. Волковым. Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были также И. А. Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольская. Их игра отличалась тонким мастерством в раскрытии страстей и мыслей, выразительностью декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков оставил по себе память вдохновенного художника в героических образах свободолюбивых персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время.

Сентиментализм

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего» класса. Трагедию заменили «слезная мещанская драма» и комическая опера. Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом встречающих «смешение в действиях забавы с горестью» и обливающихся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном духе рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М. Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной революции XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью.
Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой, -с различными «гротами уединения», таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации «дикой» природы. Одна из работ агронома и дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется: «Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII в. было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.
В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Иванова «Доение коровы» все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г.- в преддверии Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною», крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пастухов и пастушек.
Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.
Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В. II. Померанцев. Театр 70-80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором умиленные крестьяне хором поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, ты нам барин и отец! »
Сентиментально- идиллическая «чувствительность» проникла и в музыку. Романс «Стонет сизый голубочек» (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца купчих и мещаночек.
Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.

    3. Художественная культура 19 века

В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. «Серьезную содержательность» искусства как его особенность отмечал художественный и музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906).
Искусство критического реализма, который становится основным художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60 -70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).
Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского.
В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественной литературе всегда было свойственно «стремление к решению задач социального бытия» (М. Горький). Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.
Литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие великих имен». В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60 -70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова, Г. И. Успенского и др.).
С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим лицом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов»), первых произведений о жизни и быте рабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программным произведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новых людях», их морали и нравственных ценностях. Роман Чернышевского имел огромное идейное воздействие не на одно поколение демократической молодежи. Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х годов было появление так называемого антинигилистического романа («Некуда» Н. С. Лескова; «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского и др.)
6O-70-е годы - время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 - 1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи - разночинцев и демократов.
Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.
Разночинская молодежь своим идейным вождем считала Н. А. Некрасова (1821 - 1877/78). Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В это время он создал свое крупнейшее произведение - поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой дана реалистическая картина жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасова выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы крепостного рабства.
Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого (1828 - 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.
Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами отечественной драматургии. Teaтральная общественность привлекала внимание к животрепещущим вопросам развития театра: улучшение профессионального актерского образования, расширение сети театров за счет создания частных антреприз. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д. Так, появились в Москве Артистический кружок - общественно-художественная организация (1865-1883), созданная по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского первый народный театр на Политехнической выставке (1872).
Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А. Н. Островского (1823 - 1886), который считал театр «признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи». Драматургия Островского - замечательное явление национально - художественной культуры. С постановки пьесы «Не в свои сани не садись» в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре.
Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна (1829-1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов». Общество устраивало симфонические и камерные конверты. В Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве (организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.
Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» [М. А. Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60 -70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского). Композиторы «могучей кучки» много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 -70-х годах несколько сборников русских народных песен.
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).
Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй половины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, - писал критик, - все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания».
Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и перед живописыо 60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра. «Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, - писал В. В. Стасов, - а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни».
С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (1833-1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).
Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения « Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая успех.
Передвижничество - ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н. А. Ярошенко (1846-1898) - «Курсистка», «Студент», «Кочегар»].
Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение г народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов - людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).
Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В. И. Сурикова (1848 - 1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.
Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский (1843 - 1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М. Опекушин (1838 -1923) - один из представителей монументальной скульптуры - был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.

Заключение
Восемнадцатый век в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.
В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

Список использованной литературы

    Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. М.: Политиздат. 1991.
    Большая Советская Энциклопедия, - М.: 1975г. Тома 18,19,20,21.
    Зезина М. Р. Кошман Л. В. Шульгин В. С. История русской культуры. – М., 1990
    В.В. Мавродин «Рождение новой России.», - М.,1998г.
и т.д.................

Художественная культура XIX века

Романтизм в живописи


Цель:

Познакомиться с

Искусством романтизма

в живописи


Романтизм

Романтизм (фр. romantisme ) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века.

Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.


Романтизм в живописи

В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В своих полотнах художники подчинялись только зову собственной души, уделяли большое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека. Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры.


Каспар Давид Фридрих

Немецкий художник.

Родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794-1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Он не создает иллюзию света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене.

«Картина должна восприниматься как картина, как создание рук человеческих, а не обманывать нас совершенным подобием с натуры» (К.Д. Фридрих)


Работы Давида Фридриха:

«Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар

«Странник над морем тумана» (1817-1818)


Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке. Однако вследствие несложившихся отношений с учителем К. Блехен порвал с академической школой и уезжает в Саксонскую Швейцарию. С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. Блехен по своей тематике - художник-пейзажист. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее. Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком.


Работы Блехена:

В Берлинском Тиргартене, 1825

В парке виллы д"Эсте, 1830


Взорванная башня Гейдельбергского замка,

ок. 1830

Постройка Чёртова моста,


Фердинан Виктор Эжен Делакруа

Французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Его родители умерли, когда он был совсем юным. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки. Скончался Делакруа, тихо и незаметно от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.

«Мое сердце,- писал он, - всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти»


Работы Делакруа:

"Смертельно раненый разбойник, утоляющий жажду". 1825 г.

"Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г. Холст, масло. 180х229 см. Лувр, Париж.


Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр

«…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради нее»

( Эжен Делакруа)


Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес

Испанский живописец, гравер.

Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском:

- картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791),

- портреты («Семья короля Карла IV», 1800),

- росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20),

- картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе ок. 1814).


Работы Гойя:

Портрет маркизы Санта-Круз


"Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид

"Маха обнаженная« 1800, Прадо, Мадрид


"Разносчица воды" 1810

"Антониа Зарате» 1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Вывод :

Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения.

Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность.

Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.

Лекция 9 (13.05.11)

20 числа на второй паре – доклад-презентация.

Основные реформы в области образования и культуры.

Петр Первый, приступая к коренным изменениям в жизни России, прекрасно понимал, что никакие реформы не окажутся действенны без перестройки системы обучения: развивающемуся госаппарату были необходимы опытные чиновники, армии и флоту грамотные офицеры, промышленности – знающие инженеры. Именно поэтому процесс обмирщения, начавшийся в 17 веке, становиться доминирующем в первой четверти века 18.

В период с 1701 – 1725 годы в России были открыты Инженерная школа, Артиллерийская школа, Навигатская школа, Медицинское училище, Академическая гимназия Пастера Глюка, а также 42 школы в губернии.

Петр прилагал очень много усилий к популяризации научных знаний. Именно с этой целью, еще в время своего первого заграничного путешествия 1696-97 годов он начал скупать коллекции минералов, флоры и фауны со всего света. Именно эти коллекции и легли в основу будущей Кунсткамеры в Петербурге, посещение которой Петр сделал обязательной для всех дворян.

Окончательное оформление Российской науки и образования происходит в 1724 году. Когда по указу Петра была создана Санкт-петербургская Академия наук, деятельность которой начинается 1725 года. Первыми Российскими академиками были иностранцы, приглашенные из Европы. Такие как Эймлер, Паллас, Бернулли и другие. Но уже к 40-м годам в России появились и свои русские академики, такие как Лепехин, Зуев, Румовский, Ломоносов.

Санкт-петербургская академия наук в свою очередь пыталась популяризовать научные знания, однако этому препятствовало то обстоятельство, что все обучение велось на латыни. Лишь 1746 году первую публичную лекцию на русском языке прочитал Ломоносов.

Развитие отечественной науки продолжалось и после смерти Петра. Важной вехой на этом пути стало открытие в 1755 году первого русского университета в Москве. Окончательное закрепление Российской науки как института произошло 1783 году. Когда по указу Екатерины Второй была создана Российская Академия наук. Первым президентом, которой была Екатерина Романовна Дашкова.



Художественная культура 18 века.

18 век в истории русской культуры это время становления её светского характера, это время прихода в неё западноевропейских стилей, направлений, видов и жанров. Первым большим художественным стилем 18 века в России явилась Барокко, которое прониклось сюда через восточную Европу и Западную Украину и Белоруссию, что наложило на него определенные отпечатки. Следует сразу заметить, что не один из стилей, пришедших на Русь из Европы, не существовал здесь в первозданном виде и получал национальное преломление. Русское Барокко имело целый ряд специфических черт, среди которых следует отметить сочетание Барочной безудержности и вычурности со строгостью русского православия, а также отсутствие того гротеска, который был присущ Западной Европе.

Барокко в России находит выражение в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Царского Села, Петергофа, в стихах Ломоносова, Державина, Тредиаковского, в скульптурных работах Карло Растрелли.

Классицизм в России также имел целый ряд специфических черт, прежде всего, он приходит сюда с опозданием минимум н сто лет, во вторых в разные виды искусства он входил не одновременно, а постепенно. Например, в литературу в 40-50- годы, в архитектуру в 60-70, в живопись лишь в конце века. При этом в Европе классицизм был официальным стилем аристократии.

В России же в нем находит отражение чисто русские проблемы: судьба крестьянства, невежество и жестокость дворянства, особенности православия и т.д., при этом для русского классицизма была характерна идеализация действительности и понимания цели творчества, как воссоздание должного, а не отражение реально существующего.

Классицистические идеи находят свое выражение в архитектуре Василия Баженова, скульптура Федота Шубина, это литературное наследие Фонвизина, это творчество А.Н. Радищева, живописная работа

В области живописи 18 век это время отхода на задний план религиозной живописи и время становления русского светского портрета, практически все художники работали в этом жанре: Матвеев, Никитин, Антропов, Аргунов, Вишняков, Ласенко. Вторая половина 18 века – художники: Рокотов, Боровиковский, Левицкий.

Также 18 век это время становления и развития русского театра. 1703 году в Москве на Красной площади был открыт первый общедоступный, публичный театр, в котором играли немецкие актеры на немецком языке. Затем в русском театре наступает период так называемых домашних театров, наиболее заметным из которых был театр графа Шереметьева.

Также в различных городах России создавались небольшие труппы, которые на свой страх и риск сочиняли пьесы и ставили спектакли. На одну из таких трупп, возникших в Ярославле в конце 40-х годов под предводительством актера, режиссера, поэта и художника Федора Волкова обратил внимание губернатор Сумароков. Который в 1755 году вывез эту труппу в Петербург и её спектакли так понравились Елизавете Петровне, что её указом был создан первый русский драматический театр (1756г.)

Фильм «Как я провел этим летом»

Русская культура 19 века.

19 век в истории русской культуры это время наивысшего взлета и окончательной завершенности всех культурных форм, при этом это был век величайших катаклизмов, войн, противоречий и смут, благодаря которым Россия достигла колоссального взлета.

В начале 19 века Россия, эта огромнейшая континентальная страна, с ярко-выраженный аграрным способом производства, с населением около 90 млн. человек, из которых грамотным было менее 12%. К концу 19 века население России возросло до 120 млн. человек, грамотным из которых было около 25 % и страна представляла собой довольно развитую в промышленном отношении державу. Факторами, которые значительно повлияли на развитие страны и её культуры были ОТВ 1812 года и заграничные походы русской армии, восстание декабристов 1825 года, жесточайшая политика Николая Первого 1825-55 годов, Крымская война 1853-56 годов и поражение России в ней, отмена крепостного права 1860 года и зарождение и становление народно-революционного движения последней четверти 19 века.

Основным фактором, оказавшим влияние на культурный взлет, стала война 1812 года. Национально-патриотический подъем обусловил интенсивное развитие системы образования, науки, искусства, литературы, музыки и театра.

Серьезным тормозом на развитии ее культуры было сохранение системы сословного неравенства. Сословий в России было 6:

1. Дворянство

2. Духовенство

3. Купцы и почетные граждане

4. Казачество

5. Мещанство

6. Крестьянство.

Художественная культура 19 века.

В первой половине 19 века в России одновременно сосуществовали 3 художественных направлений:

1. Классицизм – который к началу 19 века стал господствующем стилем господствующего дворянства, которое стремилось к тому, чтобы именно в нем видели оплот существующего строя. Русский классицизм, обращаясь к античному наследию, превозносил темы мужества, личной ответственности за все происходящее, т.е. те идеи, которые в новых условиях были не актуальны. Поэтому уже в первой четверти 19 века классицизм сходит на нет.

2. Сентиментализм – это направление, появившиеся в русской культуре в конце 18 века, и отражавшее призрачную уверенность дворян в изначальной простоте и чистоте русского крестьянства. В 19 веке в новых политических и исторических условиях оставалось актуальным лишь для сторонников сохранения культуры Екатерининских времен, таких как Державин и Карамзин, поэтому в 20 годах 19 века сентиментализм исчезает.

3. Самым влиятельным направлением был романтизм . Проникнув сюда из Европы, прежде всего в творчестве Байрона и Гете, романтизм с его идеями свободы, вольнолюбия, мятежности, бунтарской любви, оказался необычайно популярным и востребованным. Романтическая стилистика оттачивалась в творчестве таких поэтов как Жуковский, Батюшков, Чаадаев. Позднее в произведениях Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского, Грибоедов. Расцвет русского романтизма это творчество Пушкина и Лермонтова. А завершение его это произведения Тютчева, Фета, Алексея Толстого.

В середине 19 века русская литература переживает новый подъем, связанный с идеями натурализма и реализма, у истоков которого стоял Гоголь. Русская натуралистическая литература это творчество таких писателей как Тургенев и Гончаров.

Вторая половина 19 века это эпоха господства критического реализма. Представленные по большей части романы. Представители это направления в своих произведениях стремились изображать жизнь со всеми противоречиями и недостатками, поэтому в произведениях Льва Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Лескова и других предстает широчайшая панорама общественной жизни русского общества конца 19 века.

Русский театр.

В начале 19 века на русской сцене преобладали произведения, написанные в классицистической манере, как правило, это были трагедии, написанные на античные героические сюжеты.

Также с большим успехом ставились комедии, среди которых наиболее заметными можно считать комедию И.А. Крылова, такие как «Модная лавка», «Урок Дочкам».

В 20-30 годы на русской сцене господствовал водевиль, синтетический жанр сочетавший в себе драматическое действие с музыкой, пением и танцами. В основном зрителями были купцы и мещане. Значительным событием театральной жизни 30 годов стала постановка в Питере на сцене Александрийского театра – комедия Гоголя «Ревизор».

Во второй половине 19 века центром театральной жизни России становиться Малый театр в Москве, более 30 лет связанный с именем драматурга А.Н. Островского. За свою жизнь он написал свыше 80 пьес, среди которых наиболее заметны: драмы «Бесприданница», «Гроза», комедии «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», сказка «Снегурочка» и другие. При этом Островский выступал не только как автор, но и как педагог-наставник для актеров и режиссеров Малого театра. В 80 годах заметным явлением была постановка драм Л.Н. Толстого, таких как Живой труп и Князь толпы.

Конец 19 века ознаменован творчеством А. П. Чехова, драматургия которого для всего 20 века является своеобразной школой. Крупнейшими русскими актерами 19 века были: Михаил Щепкин, Петр Садовский, Асенкова, Ермолова, Стрепетов и другие.

Всем известно, что в начале 19 века Россия стала отставать в экономическом и от Европы. Но эти отставания компенсировались резким взлетом культурной сферы. выражала На нее очень сильно повлияла Отечественная война с Францией в 1812 году.

Российское государство испытывало острую нужду в образованных, всесторонне развитых людях. С приходом в Россию капитализма, эта проблема стала наиболее актуальной, она и послужила толчком к развитию культуры. Очень часто правительство шло наперекор развивающейся отрасли. Передовые идеи литераторов, публицистов, художников не воспринимались всерьез императорами-консерваторами. Ситуация стремительно менялась, и уже очень скоро 19 век стали назовать «Золотым веком». А театр, литература и музыка России стали широко известны западной публике.

19 века под влиянием идей классицизма оставила огромное количество шедевров. Картины писались художниками в большинстве случаев на библейскую тематику. Также часто можно было встретить мифологические сюжеты или портреты. Наша культура 19 века подарила истории двух выдающихся портретистов - Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Именно они, кстати, оставили нам несколько потрясающе точных прижизненных портретов А.С. Пушкина. Еще один известный художник 19 века - Карл Брюллов. В 1803 году он побывал на раскопках древнего города Помпеи, который был разрушен Брюллов написал картину под названием «Последний день Помпеи», которая прославила его на всю Европу. Чуть позже прославился и живописец Александр Иванов. Около 20 лет жизни он посвятил работе над картиной «Явление Христа народу».

Преобразился в самом начале 19 века и театр. На сцене можно было увидеть как постановки зарубежных авторов, таких как Шиллер или Шекспир, так и отечественных. Особенной популярностью у публики пользовался Н.В. Кукольник. Он занимался написанием различных исторических пьес. Вслед за ними зрителям полюбились сатирические комедии Крылова и Фонвизина. Ближе к середине 19 века на театр огромное влияние оказывала литература. После разрешения на сцене состоялась большая премьера «Ревизора» (автор Н. В. Гоголь). Настоящим прорывом можно назвать оперу Глинки «Жизнь царя».

Русская культура 19 века особенно знаменательна литературой. Классицизм постепенно сменяется сентиментализмом, а затем романтизмом. Романтизм стал делиться на прогрессивный и консервативный. Основные деятели этого течения литературы: Кюхельбекер, Рылеев, Давыдов, Бестужев-Марлинский, Баратынский, Жуковский. Также великие русские писатели Лермонтов, Пушкин, Гоголь иногда писали свои произведения в традициях романтизма. Далее наступает новый этап литературы - реализм. Основоположником принято считать Александра Сергеевича Пушкина. С выходом в свет его «Евгения Онегина», это течение литературы считается господствующим. «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Медный всадник» - наиболее популярные реалистические произведения Пушкина. Настоящими сокровищами «Золотого века» можно назвать «Горе от ума» Грибоедова, «Мертвые души» Гоголя и «Героя нашего времени» Лермонтова. Творчество великих писателей и поэтов, таких как Некрасов Н. А. Тургенев И. С., Достоевский Ф. М., Толстой Л. Н. приходится на вторую часть 19 века, с того времени начинается развитие символизма, одного из ярчайших течений литературы.

Европейская культура 19 века тоже испытывала в это время изменения. Главную роль тут играла политика. Но культура 19 века в Европе резко отличалась от отечественной. Империализм диктовал Европе свои требования. В это время развитие театра и литературы несколько замедлилось, но началась новая эра европейской философии.



Похожие статьи
 
Категории