В деревне бунин основная мысль. Художественные особенности повести И

23.04.2019

Первых лет после революции 1905-1907 гг. стала устремленность к изучению общественной действительности. Сочинения этих лет вовлекают нас в глубокие размышления об истории России, ее народа, судьбе русской революции. Наблюдается взаимопроникновение национальной, исторической, созерцательно-философской мысли.

Общая характеристика "Деревни"

Таким сложным содержанием во внешне традиционном бытовом обличье обладает повесть "Деревня", созданная в 1910 году. Это одно из первых крупных произведений Ивана Алексеевича, написанное в прозе. Над его созданием писатель трудился целых 10 лет, начав работу еще в 1900 году.

В. В. Вороновский охарактеризовал это произведение, открывающее деревенский цикл в творчестве Бунина, как изучение причин "памятных неудач" (то есть причин поражения революции). Однако этим смысловое содержание повести не ограничивается. Рассказ об обреченности русского захолустья, данный в "Деревне", является одним из самых талантливых описаний судьбы патриархального строя в истории нового времени. Присутствует обобщенный образ: деревня - царство смерти и голода.

Задача, которую поставил перед собой автор, - изобразить без идеализации русский народ. Поэтому Иван Алексеевич проводит беспощадный психологический анализ ("Деревня"). Бунин имел для него богатый материал, который давали писателю хорошо знакомые ему быт, повседневная жизнь и психология русского захолустья. Убогая, нищая жизнь, под стать которой и облик людей - косность, пассивность, жестокие нравы - все это наблюдал писатель, делая выводы, а также проводя тщательный анализ.

"Деревня" (Бунин): идейная основа произведения

Идейная основа повести - размышление о сложности и проблематичности вопроса "Кто виноват?". Кузьма Красов, один из главных героев, мучительно бьется над решением этого вопроса. Он считает, что с несчастного народа нечего взыскивать, а его брат, Тихон Красов, - что виноваты в таком положении сами крестьяне.

Двое вышеупомянутых персонажей - главные герои этого произведения. Тихон Красов олицетворяет облик нового деревенского хозяина, а Кузьма - народного интеллигента. Бунин считает, что виноват в несчастьях сам народ, но не дает четкого ответа на вопрос, что же следует делать.

Повесть "Деревня" (Бунин): композиция произведения

Действие повести происходит в деревне Дурновка, которая является собирательным образом многострадального селения. В этом названии имеется указание на идиотизм его жизни.

Композиция разделена на три части. В первой в центре находится Тихон, во второй части - Кузьма, в третьей подводится итог жизни обоих братьев. На основе их судеб показаны проблемы русской деревни. Образы Кузьмы и Тихона во многом противоположны.

Тихон, являясь потомком крепостных, сумевшим разбогатеть и стать владельцем имения, уверен, что деньги - самая надежная в мире вещь. Этот трудолюбивый, смекалистый и волевой мужик посвящает всю жизнь погоне за богатством. Кузьма Красов, правдолюбец и народный поэт, размышляет о судьбе России, переживая нищету народа и отсталость крестьянства.

Образы Кузьмы и Тихона

На примере Кузьмы Бунин показывает зарождающиеся черты новой народной психологии, Кузьма раздумывает о дикости и лени народа, о том, что причины этого - не только сложные обстоятельства, в которые попали крестьяне, но и в них самих. В противоположность характеру этого героя Иван Бунин ("Деревня") изображает Тихона расчетливым и эгоистичным. Он постепенно преумножает капитал, и на пути к власти и благополучию не останавливается ни перед какими средствами. Однако, несмотря на избранное направление, он ощущает отчаяние и пустоту, которые связаны напрямую со взглядом в будущее страны, открывающее картины еще более жестокой и разрушительной революции.

Через споры, мысли, выводы братьев о себе и о родине писатель показывает светлые и темные стороны жизни крестьян, вскрывая глубину упадка крестьянского мира, проводя его анализ. "Деревня" (Бунин) - это глубокое раздумье автора о создавшемся в мужицкой среде плачевном положении.

Третья часть произведения посвящена изображению братьев в момент кризиса - подведения итогов жизненного пути главных персонажей произведения "Деревня" (Бунин). Герои эти испытывают неудовлетворенность жизнью: Кузьму снедают тоска и беспросветное одиночество, Тихон озабочен личной трагедией (отсутствием детей), а также разрушением основ бытового устройства деревни. Братья осознают безвыходность положения, в котором они очутились. При всей разности их характеров и устремлений судьба этих двух героев во многом схожа: несмотря на просвещенность и достаток, социальное положение делает и того, и другого лишним, ненужным.

Авторская оценка революции

Повесть "Деревня" (Бунин) - это четкая, искренняя и правдивая оценка России времен жизни писателя. Он показывает, что те, кто является "бунтовщиками" - пустые и глупые люди, выросшие в грубости и бескультурье, а их протест - это лишь обреченная на поражение попытка что-то изменить. Однако они не в силах совершить революцию в собственном сознании, которое остается беспросветным и костным, как показывает авторский анализ. Деревня Бунина - печальное зрелище.

Изображение крестьянства

Мужики предстают перед читателем во всей неприглядности: избиение детей и жен, дикое пьянство, истязание животных. Многие дурновцы просто не понимают, что происходит вокруг. Так, работник Кошель побывал однажды на Кавказе, но не может о нем ничего рассказать, кроме того, что там находится "гора на горе". Его ум "беден", он отталкивает все непонятное, новое, зато верит, что видел недавно настоящую ведьму.

Учителем в Дурновке работает солдат, самый обыкновенный по виду мужик, несший, однако, такую чепуху, что можно было только "руками разводить". Обучение ему представлялось как приучение к строгой армейской дисциплине.

Произведение "Деревня" (Бунин) дает нам еще один яркий образ - мужика Серого. Он был самым нищим в деревне, имея при этом много земли. Когда-то Серый построил новую избу, но ее нужно было зимой топить, поэтому он сначала сжег крышу, а затем продал и избу. Этот герой отказывается работать, сидит без дела в нетопленном жилище, а дети боятся лучины, поскольку привыкли жить в темноте.

Деревня - это вся Россия, поэтому в произведении нашла отражение судьба целой страны. Бунин считал, что крестьяне способны лишь на стихийный и бессмысленный бунт. В повести дается описание того, как однажды они взбунтовались по всему уезду. Кончилось тем, что мужики сожгли несколько усадеб, поорали "да и смолкли".

Заключение

Ивана Алексеевича обвиняли в том, что он ненавидит народ, не знает деревни. Но автор никогда бы не создал столь пронзительной повести, если бы всем сердцем не болел за родину и крестьян, что видно в произведении "Деревня". Бунин содержанием своего рассказа хотел показать все дикое, темное, что мешает людям и стране развиваться.

«Деревня»


Повесть «Деревня» - одно из первых крупных прозаических произведений И.А. Бунина, которое сразу же поставило его в один ряд с известнейшими писателями начала XX века.

В центре повести - судьба двух братьев Красовых: Тихона и Кузьмы. Оба они потомки крепостных. Однако в новых экономических условиях Тихон, человек с волевым характером, быстро пошел в гору и выкупил то самое имение, хозяин которого ко-гда-то затравил борзыми его прадеда. Став владельцем Дурновки (говорящее название деревни напоминает о нелепостях и контрастах русской жизни в целом), Тихон Ильич показал себя властным хозяином: «Ястребом следил за каждой пядью земли».

Через описание жизни братьев Красовых и других героев повести вырисовывается панорамная картина быта и нравов русского народа: кругом царят нищета, суеверия, ходят слухи о предстоящих бунтах. Однако Бунин, как известно, был противником социальных революций и всеми силами старался примирить интересы барина и мужика, полагая, что жизнь зажиточного крестьянина и обедневшего дворянина в России примерно одинакова.

Неустроенность русской жизни ярко подчеркивает в повести интерьер. В доме Тихона Ильича лежит в прихожей грязная тяжелая попона, а два больших дивана переполнены живыми и раздавленными высохшими клопами. Что же говорить об избе бедного крестьянина, которую описывает И.А. Бунин на примере жилища Серого, где нет света, люди живут в одном помещении со скотиной, а посреди избы корчится в люльке от крика голодный младенец.

Брат Тихона Кузьма - человек менее практичный. По убеждениям он анархист, пишет стихи. Передавая ему управление имением, Тихон думает: «Ненадежен брат, пустой, кажись, человек, ну да покуда сойдет!»

В спорах Кузьмы и Балашкина И.А. Бунин пытается воплотить полемику о русском народе.

Кузьма часто задумывается о том, для чего он живет на свете, и с горечью осознает свое беспросветное одиночество.

Особую роль в повести играет образ Молодой, которую по своей хозяйской прихоти силой взял Тихон Ильич, затем опозорили мещане. Этот образ бесправной русской женщины, затравленной нищетой, тяжелым физическим трудом и неволей.

Изнасиловав Молодую, Тихон Ильич проявляет мнимую заботу о ней. Помогая убраться в мир иной ее первому мужу, жестоко избивавшему женщину, он выдает ее замуж за Дениску, посулив богатое приданое. Эта свадьба, по сути, никому не нужна. Молодая - женщина спокойная, хозяйственная. У нее от природы доброе сердце. Об этом свидетельствует ее отношение к старенькому Иванушке, которого она ласково, заботливо кормит. «Она улыбалась только ему одному», -- пишет И.А. Бунин. Сколько же нерастраченных нежных чувств скрывается в сердце этой женщины, которую не балует судьба.

Узнав о предстоящей свадьбе с Дениской, Молодая сначала соглашается на нее, чтобы хоть как-то устроить свою судьбу. Молодоженам дарят подарки, к свадьбе зарезали свинью. В последний момент Кузьма, отговаривавший Молодую от этого замужества, спрашивает ее: «Может, кинуть всю эту историю?» Однако та чувствует, что отказаться неловко, так как из-за нее уже понесли расходы.

В сцене венчания еще нелепее выглядит эта идея никому не нужной свадьбы. Боль и грусть слышны в словах автора, когда он пишет: «И рука Молодой, казавшейся в венце еще красивей и мертвее, дрожала, и воск тающей свечи капал на оборки ее голубого платья...».

Авторская тревога за судьбу Молодой в этом неравном браке сопряжена с болью за судьбу России. Деревня Дурновка в повести символизирует, по сути, всю нашу многострадальную страну. А центральные персонажи произведения - братья Красовы - две стороны российской жизни: стремление из деревни в город, а из города в деревню.

Рассказ «В деревне» можно назвать стихотворением в прозе. Сюжет его составляет рассказ от имени мальчика, который учится в городской гимназии и поэтому вынужден жить вдали от семьи, о том, как на рождественские каникулы отец забирает его из города и привозит в деревню (первая глава рассказа). Во второй главе рассказывается, как мальчик проводит две недели каникул. В третьей главе повествуется о том, как отец отвозит мальчика в город.

Начало рассказа вызывает у читателей удивление: «Когда я был маленький, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна». «И мне казалось, что только в деревне и можно заметить, что начинается весна», — говорит рассказчик. Главным же содержанием рассказа становится поэтичное описание картин природы, деревенского быта. Ощущение. весны у мальчика вызывала встреча с природой, свобода, жизнь в семье после долгого вынужденного житья в городе, в чужой семье. Собираясь пойти на лыжах, мальчик радостно повторяет: «Я вогул, я вогул … ».
Когда мальчик едет по дороге на станцию, отец высказывает ему свои заветные мысли. Он говорит, что когда мальчик вырастит, он поймёт, что нужно быть поближе к природе, надо любить и ценить родную речку, небо, поля и леса. Говорит, что в деревне жить бедно, но нескучно, а чтобы было поменьше этой бедности, нужно помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них … И хорошо можно жить в деревне!» Нам кажется, что устами отца высказаны задушевные мысли самого автора.

Образ деревни проходит через все творчество Бунина и вы-ступает в двух темах: жизнь и быт крестьян и разорение дворян-ских усадеб. Эти темы иногда решаются отдельно друг от друга, но чаще параллельно.

Страшный мир крестьянской нищеты раскрывается в рас-сказе «Танька», характерном для раннего творчества Бунина. В семье мужика Корнея нечем кормить детей. Голодную пятилет-нюю девочку Таньку мать выгоняет на улицу. Это маленькое, дрожащее от холода, оборванное существо олицетворяет поре-форменную деревню. Бунин сочувственно относится к крестья-нам. Он подчеркивает их душевную тонкость, деликатность, склонность к поэтическим чувствам. Вместе с тем писатель идеализирует образ барина Павла Антоновича, который пожа-лел и накормил Таньку. Барин размышляет о невеселом буду-щем девочки и вспоминает, что его племянницы во Флоренции. «Танька и Флоренция!» — как разителен контраст между судьба-ми крестьянской девочки и дворянскими барышнями. Бунин показывает глубокую пропасть между помещиками и народом.

О разорении дворянских гнезд повествуется в рассказе «Бай-баки». Прежде богатое именье Лучезаровка скудеет, превраща-ется в жалкое селеньице, которое зимой затеряно в снегах и кажется вымершим. По ночам около дома воют волки. Барский дом полуразрушен, сам барин Баскаков живет впроголодь. Он думает, что все хорошее из жизни исчезло с отменой крепостного права. Однако Бунин показывает, что виноваты не реформы, а сами помещики — байбаки, лентяи, не сумевшие сохранить хо-зяйство, беспомощные в быту, развратившие и своих слуг, не способные трудиться.

Та же тема уходящих дворянских гнезд раскрывается в лири-ческом рассказе «Антоновские яблоки». Это рассказ об уходя-щей в прошлое целой исторической полосе в жизни России. Бунин видит немало светлого, поэтичного в прошлой жизни. Пьянящий запах антоновских яблок ассоциируется у него с кра-сотой прежней деревенской идиллии. В памяти героя всплывают нежные ностальгические картины прошлого — барский сад, гости в залитом солнцем большом зале, славный запах старинных пе-реплетов в дедушкиной библиотеке, пьянящий аромат яблок. Идиллические воспоминания чередуются с реалистическим изо-бражением нынешней усадьбы, в которой видно оскудение, разорение помещичьих гнезд. Все же в рассказе Бунина главное, определяющее — это элегическая тональность, грусть прощания с уходящей дворянско-патриархальной Россией.

В «Антоновских яблоках» проявилась синтетическая природа бунинского стиля, в котором сливаются воедино запахи, краски, звуки, а будничное наполнено поэтическим светом и лиризмом.

Повесть «Деревня» явилась «стоном о родной земле». Бунин широко охватывает русскую жизнь. От Дурновки пространство раздвигается, в поле зрения оказываются другие деревни, стан-ции, уездные города. Раздвигается и время: современность со-поставляется с прошлым — от времен Киевской Руси до середи-ны XIX в.

В центре повести — жизнь братьев Красовых: кулака Тихона и поэта-самоучки Кузьмы. Глазами этих людей даны основные события — русско-японская война, революция 1905 г., насту-пившая за ней реакция.

Кузьма Красов — человек, ищущий правду и смысл жизни. Он постоянно в духовном движении, росте. Самоучка Кузьма знает Шиллера, Гоголя, Белинского, Пушкина. Его волнуют животрепещущие проблемы современности. Некоторое время он увлекается толстовством, но столкновение с реальной жизнью показывает несостоятельность теории непротивления. В созна-нии Кузьмы формируются принципы гуманизма, преодолевает-ся варварское отношение к человеку. Кузьма болеет душой за Россию и русский народ, но видит все отрицательные качества его и делает вывод, что народ сам виноват в своем положении: «Скажешь — правительство виновато? Да ведь по холопу и ба-рин, по Сеньке и шапка».

Бунин рисует жизнь крестьянской России серыми, унылыми красками. Дурновка становится центром и олицетворением всей стра-ны. Темнота, холод, грязь, вонь — вот что окружает полунищих кре-стьян. Типичен образ самого бедного мужика Дурновки — Серого. Его прозвище под стать всему колориту изображаемой жизни. Он ленив, апатичен, безразличен к судьбе своей семьи. Вообще нищие, «обглоданные» жизнью дурновцы не похожи на тех крестьян, кото-рых идеализировал Бунин. Они не способны работать, потеряли привязанность к земле. Они наглы, циничны, грубы и жестоки. Из-вечная крестьянская нравственность уходит из их душ.

В целом рисуя крестьян мрачными красками, негативно оце-нивая их настоящее, Бунин все же показывает и светлые харак-теры, и привлекательных героев. В образе Молодой представлена судьба крестьянской женщины предреволюционного времени. В ней раскрыты прекрасные духовные качества. Она очень краси-ва, но это поруганная красота, трагически изломанная судьба.

Жизнь народа в «Деревне» предстает как косный, мрачный и отупляющий быт. Даже бунты, которые прошли по всему уезду, не могут изменить этой косности. «Весь бунт кончился тем, что поорали по уезду мужики, сожгли и разгромили несколько уса-деб, да и смолкли». Мужицкая Русь не способна совершить пере-ворот в жизни. Идет деградация крестьянской России.

Бунин показывает процесс общего распада. Изображенные им помещики и их наследники — ущербные, жалкие и нелепые люди. Их жизнь так же уныла и убога, как и жизнь мужиков. В повести нет той элегической ноты, которая окрашивала дво-рянский быт в «Антоновских яблоках».

Пессимизм Бунина в отношении русской деревни сказался и в решении образа Тихона Красова. Казалось бы, цепкий, энер-гичный, приспособленный к жизни, выбившийся в хозяева, Тихон должен радоваться жизни. Но он ощущает бесцельность прожитых лет: у него нет наследника рода, некому продолжить его дело — значит нет будущего. В повести «Деревня» жизнь Рос-сии показана в состоянии глубокого кризиса, из которого Бу-нин не видел выхода.

Стремясь найти истоки современного состояния деревни, Бу-нин обращается ко временам крепостного права. В рассказе «Сухо-дол» передается история родового имения дворян Хрущевых. Материал с сайта

Бунин эпически спокойно разворачивает повествование о патриархальности быта, вглядывается в прошлое, замечая стран-ное и непонятное в жизни семьи Хрущевых. Он показывает пси-хическое и физическое вырождение дворян, которые были не способны «ни к разумной любви, ни к разумной ненависти, ни к здоровой семейственности, ни к труду, ни к общежитию». Писатель размышляет о русской душе, ищет в ней корни оску-дения дворянского рода.

Суходольская жизнь полна дикости и ужасов, но Бунин лири-чески воссоздает ее красоту, поэзию, очарование природы, муд-рость и прелесть древних сказаний, преданий, народных песен. Жизнь показана в сплетении этих двух сторон. Суходол приобрета-ет значение символа уходящей русской деревни. Другим ее симво-лом становится образ дворовой Натальи, которая впитала в себя и поэзию, и дикость суходольской жизни. В этом образе Бунин во-плотил мотив кротости, смирения, покорности судьбе.

В «Суходоле» писатель пытался выдвинуть в качестве «поло-жительной программы» идею тесной связи мужика и барина, основанную на том, что «быт и душа русских дворян те же, что и у мужиков», а потому между ними должно быть братство, а не вражда. Такая концепция «единой души» русской нации опровер-галась самим же Буниным в других произведениях. «Суходол» был важным этапом в поисках историко-философской концеп-ции будущего России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • деревня бунин анализ
  • поурочный по литературе 5 класс и а бунин в деревне
  • изчезнувшии деревни саранского уезда
  • сочинение рецензия по бунину деревня
  • деревня бунин краткий анализ

Бунин — писатель, который написал много различных произведений и среди них есть те, что принесли автору наибольшую известность. Одним из таких произведений является повесть Деревня Бунина.

Бунин Деревня образ и описание

Когда знакомишься с произведением Деревня Бунина и его содержанием, то понимаешь, здесь нет розового народолюбия, здесь изображена настолько правдивая реальность, что многие сразу же обвинили писателя в том, что он оклеветал страну, показав неправду крестьянской жизни. Писатель нажил себе врагов, которые винили Бунина в том, что не видит он светлых моментов жизни того времени, не видит и положительных сторон. А между тем, Бунину была очень хорошо знакома жизнь деревни, ведь у него было очень много знакомых деревенских детей, много знакомой сельской молодежи. Писатель бывал в их домах, видел их жизнь и быт, поэтому и сумел создать свое замечательное произведение Деревня, которая открывает нам глаза на ситуацию жизни крестьян в дореволюционное время.

В своем произведении автор решил показать жизнь деревни Дурновка, но на самом деле образ Дурновки намного шире. Это не описание какой-то одной деревушки, здесь автор показывает всю Россию и все деревни в лице одной единственной Дурновки. Так, на примере жизни двух братьев, автор Бунин раскрывает идею и сюжет произведения, описывая жизнь деревни.

Как Бунин изобразил деревню?

В произведении Бунина, описывая деревню, мы видим нищету, где господствует голод и холод, даже вода для питья такая плохая, что вызывает одни болезни. Жители деревни настолько нищие, что у них в домах, на примере дома Серого, нет ни света, ни еды, поэтому и орут голодные дети, которые живут в темноте.

В деревне много персонажей, которые создают эффект бурлящей толпы, но в самом центре повести лежит жизнь братьев Тихона и Кузьмы. Они очень разные. Так, Тихон гонится за деньгами, ведь знает, они дают уверенность в завтрашнем дне. Это человек с твердым характером, которому удается стать хозяином имения в деревне. Ради достижения целей он готов на все. Даже на сделку со своей совестью, и на жестокость к односельчанам.

Кузьма же — это человек тонкой натуры, правдоискатель, поэт, которому важно понять жизнь, ее смысл, он ищет ответы на многие вопросы, но находит ли? Об этом вы и узнаете, прочтя произведение Бунина Деревня и ознакомившись с сюжетом деревни.

Бунин Деревня история создания

История создания бунинской Деревни датируется 1910 годом. Именно тогда и вышла повесть, которую писатель начал писать в 1900 году. Целых десять лет трудился Бунин над своим детищем и не зря, ведь эта ода не только принесла славу писателю, но и открыла нам глаза на жизнь крестьян накануне первой русской революции.

На уроках истории мы изучали период дореволюционного крестьянства, изучали и канун революции. Я могла представить бедность и отсталость деревень России, знала и о противоречиях, что всегда существовали между помещиками и крестьянами, кулаками и бедняками, но только после прочтения произведения Бунина я как будто побывала в том времени лично и стала сама свидетельницей той самой жизни, то самой картины, которую умело создал писатель в своей работе Деревня.



Похожие статьи
 
Категории