Великие картины Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Леонардо да Винчи – итальянский гений

15.04.2019

Картины Леонардо да Винчи прекрасны и полны загадок. Они доведены до немыслимой степени совершенства, ведь над каждым из своих творений мастер трудился по нескольку лет.

В нашем рейтинге перечислены все величайшие картины Леонардо да Винчи , с фото, названиями и подробной информацией о каждой из них. В список не были включены чертежи изобретений, карикатуры, а также картины, в отношении которых у искусствоведов есть сомнения, что они принадлежат кисти Леонардо. Также не вошли в подборку копии картин, которые не сохранились до наших дней.


Годы написания: 1490.
Где находится: Галерея академии, Венеция.
Материалы: бумага, перо, чернила, акварель.
Размеры: 34,3 х 24,5 см.

Если вы скажете, что это не живопись, а рисунок, то будете совершенно правы. Действительно, Витрувианский человек — это рисунок, иллюстрация, сделанная Леонардо к книге великого древнеримского архитектора Марка Витрувия и размещенная в одном из его дневников.

Однако этот рисунок не менее известен, чем картины, перечисленные в нашем списке. Он считается не только произведением искусства, но и научным трудом. И демонстрирует идеальные пропорции человеческого тела.

После изучения математики и геометрии, в частности, работы Витрувия, жажда знаний Леонардо достигла своего апогея. В «Витрувианском человеке» он применил идею универсальной симметрии, золотого сечения или «божественной пропорции» не только к размеру и форме, но и к весу.

  • 6 ладоней = 1 локоть;
  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из 4 пальцев = 1 ладонь;
  • 4 ладони = 1 ступня;
  • размах рук = рост;
  • 4 ладони = 1 шаг;
  • 4 локтя или 24 ладони = высота человека.

Другие всемирно известные картины Леонардо да Винчи, которые включают принцип золотого сечения — это «Мона Лиза», «Благовещение» и «Тайная вечеря».


Годы написания: 1478 — 1480.
Где находится: Старая пинакотека, Мюнхен.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 42 х 67 см.

Многие искусствоведы приписывают эту работу молодому Леонардо, когда он еще служил подмастерьем в живописной мастерской Вероккьо. Существует ряд деталей, поддерживающих эту версию, например, детализация лица Мадонны, рисунок ее волос, пейзаж за окном, а также характерный для итальянского художника мягкий и рассеянный свет.

К сожалению, годы не пощадили картину, а из-за неправильной реставрации поверхность красочного слоя пошла неровностями.


Годы написания: 1472 — 1476.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 98 х 217 см.

Именно с «Благовещенья» начался как художник Леонардо да Винчи. Картина эта предположительно создана в соавторстве с Андреа дель Вероккьо, в мастерскую которого он был отдан в возрасте 14 лет от роду. В пользу авторства будущего знаменитого итальянского мастера говорит потрясающая анатомическая точность, характерная для всех работ Леонардо, а также ряд набросков в дошедших до нашего времени дневниках. В пользу авторства другого человека – характер мазков и состав красок, которыми написана Мария; они содержат нехарактерный для да Винчи свинец.

Интересно, что если смотреть на картину стоя прямо перед ней, то заметны некоторые огрехи в анатомии. Например, рука Марии кажется несколько более длинной, чем это характерно для рядовых жителей планеты Земля. Однако если перейти на правую сторону картины и смотреть уже оттуда, то рука Марии волшебным образом укорачивается, сама она становится больше и центр тяжести сюжета переносится на ее фигуру – как и предписано сюжетом. Скорее всего, предположительная неправильность в телосложении – результат тщательно разработанной оптической иллюзии: картина должна была висеть под углом к зрителю.


Годы написания: 1476
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 177 х 151 см.

И эту работу Леонардо писал в соавторстве со своим учителем. Как утверждает составивший жизнеописание художника Джорджо Вазари, Вероккьо поручил юному подмастерью (на момент написания картины Леонардо исполнилось 24 года) написать фигуру беловолосого ангела в левом углу картины. Учителя настолько впечатлило мастерство ученика, что он, посрамленный, более не занимался живописью.


Годы написания: 1474 — 1478.
Где находится: Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 38,8 х 36,7 см.

Венок из лавровых и пальмовых ветвей на обороте картины намекает, что изображена на нем женщина непростая. Первый венок указывает на ее поэтические занятия, а второй – что она не чужда милосердию и состраданию. Впечатление это поддерживается строгой и несколько суровой красотой модели, ее бледной алебастровой кожей, и опущенными, словно в раздумье, веками. На интеллектуальные занятия ее указывает и почти полное отсутствие украшений и подчеркнуто скромная одежда. И верно – на картине изображена поэтесса Джиневра де Бенчи.

Манера изображения (особенно растушевка пальцами – Леонардо только начал осваивать эту технику, поэтому красочный слой местами лежит неровно) уже громко говорит о мастерстве творца. Особенно характерное мягкое освещение и ландшафт на заднем фоне, словно окутанный светящейся дымкой.


Годы написания: 1479 — 1481.
Где находится: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Материалы: масляная живопись на холсте.
Размеры: 48 х 31,5 см.

«Призрак старухи» с «морщинистой шеей», «раздувшееся тельце» и «беззубая усмешка» — такими нелестными словами картину охарактеризовал американский искусствовед, которому владельцы – семейство Бенуа – поручили установить авторство. Несмотря на все красочные эпитеты, он таки атрибутировал ее, как принадлежащую кисти Леонардо да Винчи – в пользу этого говорит как манера письма, так и присущий художнику мягкий рассеянный свет, непринужденно создающий объем двух фигур.

Одна из символических деталей – крестоцветное растение, намекающее, какая судьба ждет ребенка. Однако ни мать, ни младенец об этом пока не знают. Он беззаботно играет, а она смотрит на него с улыбкой.


Годы написания: 1479 — 1482.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 246 х 243.

Одна из картин великого художника, скульптора, ученого и инженера эпохи Возрождения, к сожалению, осталась незаконченной. Леонардо переехал на место жительства в Милан и возвращаться не собирался. К счастью, заказчики сохранили незавершенную картину. Она отличается нестандартной композицией и богатым символическим значением.

Например, Мария сидит под дубом, который является символом вечности, вдали растет пальма – знак Иерусалима, а развалины языческого храма на горизонте – разрушение языческой религии, которую вытеснило христианство.


Годы написания: 1480 — 1490.
Где находится: Ватиканская пинакотека.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 103 х 75 см.

Несмотря на то что картина так и осталась незаконченной, на современников она произвела сильное впечатление. В первую очередь это связано с изумительной анатомической точности изображения человеческого тела, которым славился Леонардо.

Картину ожидала сложная судьба – произведение спустя какое-то время было распилено, и доски использовали для самых низменных целей. Утверждается, что часть картины один из любителей искусства нашел в виде крышки от ларя.


Годы написания: 1478 — 1482.
Где находится: Эрмитаж.
Материалы: темпера, доска.
Размеры: 42 х 33.

Мастерство великого итальянского художника проявилось в том числе и в деталях, рассказывающих своего рода историю. Например, красное платье женщины снабжено специальными разрезами для кормления, один из которых зашит. Видимо, ею было принято решение, что пора уже прекращать грудное вскармливание. Но один из них в спешке распорот – видны стежки и свисающие концы нити.


Годы написания: 1483 – 1490 и 1495 — 1508.
Где находится: Лувр и Лондонская национальная галерея.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 199 х 122 см

В мире существуют две практически идентичных работы Леонардо с одним и тем же названием. Одна из них находится в Париже, а другая – в Лондоне. Первую версию да Винчи заказали для алтарной створки, причем с четко оговоренным сюжетом. Однако художник, видимо, посчитал, что его талант и умение дают ему право на некоторые вольности. В результате их оказалось так много, что заказчики оплатить работу отказались. Началась многолетняя тяжба, которая, впрочем, завершилась относительно удачно. В церкви стал висеть второй вариант, а первый исчез с искусствоведческих радаров лет эдак на полтораста, пока не обнаружился в сокровищнице французских королей.

Как и многие другие картины Леонардо, эта полна зашифрованных посланий. Цикламен рядом с Иисусом символизирует любовь, примула – добродетель, акант – грядущее воскресение, а зверобой – кровь, пролитую христианскими мучениками. Именно эту картину пытался использовать в качестве иллюстрации своих построений автор нашумевшего «Кода да Винчи», где заявлял, что на самом деле значение традиционного сюжета совсем другое.


Годы написания: 1485 — 1487.
Где находится: Амброзианская библиотека, Милан.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 43 х 31.

Единственное портретное изображение мужчины среди знаменитых картин да Винчи. Первоначально искусствоведы полагали, что на картине изображен сам миланский герцог, покровитель и друг Леонардо да Винчи (насколько человек, занимающий такое общественное положение, вообще может быть чьим-то другом). Пока впоследствии не было обнаружено, что юноша сжимает в руках свиток, начинающийся со слов «ангельская песнь». Поэтому картину переименовали в «Портрет музыканта». И ряд искусствоведов делает смелое предположение, что это сам Леонардо, ведь в сферу его интересов музыка тоже входила.


Годы написания: 1488 — 1490.
Где находится: музей Чарторыйских, Краков.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 54,8 х 40,3 см.

Хотя авторство гениального итальянского художника порой подвергалось сомнению, в настоящий момент искусствоведы сошлись в мнении: это одна из лучших картин Леонардо да Винчи, если не самая совершенная с живописной точки зрения. Считается, что обожавший загадки и шифры художник в изображении белого зверька на руках у модели зашифровал ее имя. На латыни семейство куньих называется gale, а зовут девушку Цецилия Галлерани.

Снежно-белая шкурка горностая (а на портрете изображен, скорее всего, именно он) – дерзкий вызов несколько сомнительному статусу содержанки миланского герцога. По народным поверьям, этот зверек настолько ценит свой непорочно-белый мех, что готов скорее погибнуть, чем запятнать его грязью.


Годы написания: 1495 — 1498.
Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.
Материалы: фреска.
Размеры: 460 x 880 см.

Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.

Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.

Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.

Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.

Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.

От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.


Годы написания: 1493 — 1497.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 62 х 44 см.

С одной из самых известных картин Леонардо да Винчи связана интересная легенда. Когда картина попала во Францию, кто-то из владельцев сделал на ней надпись – «ферроньера». Это таинственное слово (как и несомненная красота женщины) много лет будоражило воображение людей, близких к искусству.

Галантный «историк любви», Ги Бретон, живший уже в наше время, сочинил целую историю. Якобы безымянная красавица была любовницей Франциска Первого, а украшение свое она стала носить, чтобы скрыть синяк, полученный во время ночи с королем.

Скорее всего, на картине Леонардо да Винчи с названием «Прекрасная Ферроньера» изображена Лукреция Кривелли. Она была одной из любовниц покровителя Леонардо, миланского герцога. А название происходит от ее украшения на лбу – ферроньерки.


Годы написания: 1500 — 1505.
Где находится: Национальная галерея, Парма.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 24,6 х 21 см.

Незавершенное изображение молодой женщины с небрежной прической (отсюда другое название картины – La Scapigliata, растрепа) написана в сходной с другими незаконченными работами манере – масляными красками с небольшим добавлением пигмента. Искусствоведы, правда, считают, что контраст между едва намеченными волосами и великолепно выполненным лицом входил в планы художника.

Вероятно, Леонардо вдохновлялся отрывком из античного писателя Плиния Старшего, популярного во времена Возрождения. Тот говорил, что великий художник Апеллес намеренно оставил свое последнее изображение Венеры Косской незавершенным, и что почитатели больше восхищались им, чем другими его работами.


Годы написания: 1501 — 1517.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 168 х 112 см.

Современники глубоко оценили живость и естественность выражений лиц всех трех участников сцены – особенно фирменную леонардовскую загадочную полуулыбку, с которой Анна взирает на свое дочь и внука.

2. Мона Лиза (Джоконда)


Годы написания: 1502 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 76,8 х 53.

Пожалуй, сложно найти на земном шаре человека, которому не была бы известна «Джоконда». Это безусловно, самое знаменитое произведение талантливого итальянца. Многие загадки и тайны этой картины Леонардо да Винчи не решены до сих пор:

«Мона Лиза» имела особое значение в жизни художника – не секрет, что порой, увлеченный чем-нибудь новым, он с большой неохотой возвращался к прерванной работе. Однако над «Джокондой» он работал со страстью и увлечением. Почему?

В точности неясно, кто именно изображен на портрете. Была ли это жена торговца дель Джокондо? Или та же женщина, что позировала для «Дамы с горностаем»? Существует даже версия, что в качестве модели для Моны Лизы выступал Салаи – один из подмастерьев художника, изображенный им еще минимум на двух картинах.

Какого цвета изначально было платье Джоконды? Видимо, Леонардо опять экспериментировал с красками, и опять неудачно, так что от первоначального цвета рукавов не осталось ничего. Современники, кстати, восхищались роскошным колоритом картины.

И, наконец, загадочная полуулыбка – улыбается ли она вообще, или это просто иллюзия, умело созданная художником за счет теней в уголках губ?


Годы написания: 1508 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 69 х 57 см.

Последняя картина художника, на которой предположительно изображен Салаи – один из подмастерьев художника, по неизвестным причинам пользовавшийся особым расположением Леонардо. Мастер прощал ученику многое. Вплоть до кражи денег за купленный заранее плащ, в который Салаи был задрапирован для «Вакха» — картины, дошедшей до наших дней только в виде копии. Изнеженное лицо, тщательно завитые кудри и особенно нескромная полуулыбка рождала известные сомнения в характере отношений мастера и подмастерья.

Однако по дневникам художника понять что-либо сложно – после обвинений в содомии в юном возрасте он тщательно избегал упоминаний о своей личной жизни где бы то ни было. Оставил по завещанию свое поместье и деньги, кстати, Леонардо тому же Салаи и еще одному своему помощнику.

Туринский автопортрет Leonardo da Vinci


Leonardo da Vinci – туринский автопортрет

Годы написания: после 1512 года.
Где находится: Королевская библиотека, Турин.
Материалы: сангина, бумага.
Размеры: 33,3 х 21,6 см.

Считается автопортретом художника, нарисованным в 60-летнем возрасте. Портрет выполнен палочкой для рисования из каолина и оксидов железа, именно поэтому картина имеет желтоватый оттенок. В настоящее время не выставляется по причине хрупкости.

Вокруг авторства популярной работы всё ещё идут споры, не смотря на то, что штриховка идёт слева направо, как и было привычно Леонардо, однако некоторые искусствоведы считают её подделкой. По некоторым данным, во время рентгеновской съемки, под изображением старца была найдена живопись, датированная предположительно XVII веком.

Самая дорогая картина Леонардо да Винчи в частной коллекции: Спаситель мира


Стоимость: $400 000 000
Годы написания:
1499 — 1507.
Где находится: частная коллекция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 66 х 47 см.

На аукционе Christie’s в ноябре 2017 года полотно было продано за впечатляющую сумму в 400 миллионов долларов. Теперь оно хранится в частной коллекции одного из саудовских принцев и, возможно, будет выставляться в отделении Лувра в этой стране.

Мадонну с цветком Леонардо Да Винчи изобразил еще в молодом возрасте. В это время на его картины влияли работы Верроккио, который был его учителем. Это первое независимое творение художника. Современник подметили выразительную […]

“Мадонна с гранатом” является самой ранней, довольно таки трогательной и непосредственной Мадонной, которая была создана великим живописцем и мастером Леонардо. Каждая из последующих изображений с Мадонной будут очень близки своей композиционной и […]

Многочисленные исследования картин Леонардо да Винчи свидетельствуют о том, что отдельной темой в творчестве художника была тема матери и ее ребенка. Зачастую на его картинах встречаются изображения молодой женщины, выражающие заботу и […]

Достаточно долгое время длились споры по поводу авторства этой картины. Некоторые эксперты полагали, что «Благовещение» было написано Гирландайо, а другие считали что картина принадлежит кисти молодого Леонардо Да Винчи. Однако, спустя некоторое […]

Мадонна с цветком является одной из первых произведений искусства Леонардо. Да Винчи изобразил Мадонну в комнате с полутемным видом, в которой в виде единственного источника света является изображение в глубине двойного окна. […]

«Автопортрет» Леонардо Да Винчи – это одна из известнейших работ художника, которая, возможно дает зрителям представление о том, как выглядел знаменитый художник эпохи Возрождения. Однако некоторые эксперты считают, что это совершенно другой […]

Леонардо да Винчи (1452-1519)
Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год - 2 мая 1519 год) - был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальным художником. Он был описан как архетип «человека эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами, такими как, Мона Лиза и Тайная вечеря. Он также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и градостроительства.

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.
Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

Факты из биографии
Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать - обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.
Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:
В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.
Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь
Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.
Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

Самые известные картины Леонардо

Благовещение (1475-1480) - Уффици, Флоренция, Италия

Джиневра де Бенчи (~1475) - Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.


Мадонна Бенуа (1478-1480) - Музей Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия


Поклонение волхвов (1481) - Уффици, Флоренция, Италия


Сесилия Галлерани с Горностаем (1488-90) - Музей Чарторыйских, Краков, Польша


Музыкант (~1490) - Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия


Мадонна Литта, (1490-91) - Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия


Ла Белл Феррониер, (1495-1498) - Лувр, Париж, Франция

Тайная вечеря (1498) - Женский монастырь Станции Мария Делле Грацие, Милан, Италия


Мадонна в гроте (1483-86) - Лувр, Париж, Франция


Мадонна в гроте или Дева в Гроте (1508) - Национальная галерея, Лондон, Англия


Леда и Лебедь (1508) - Галерея Боргезе, Рим, Италия


Мона Лиза или Джоконда - Лувр, Париж, Франция


Мадонна с младенцем со Св.Анной (~1510) - Лувр, Париж, Франция

Иоанн Креститель (~1514) - Лувр, Париж, Франция

Вакх, (1515) - Лувр, Париж, Франция.

Мадонна с гвоздикой

Аноним 17 век (на базе утерянного оригинала) - Портрет Леонардо да Винчи

Ему приписывают изобретение (в XV веке!) парашюта, танка, прожектора, велосипеда (и многих других интересных и нужных вещей и устройств). Он прекрасно разбирался в анатомии, а еще – мечтал о времени, когда человек, преодолев силу притяжения, сможет парить, подобно птице. Но подавляющему большинству народонаселения он известен как автор загадочного, обладающего магической притягательностью портрета.

Великие шедевры Да Винчи

Загадка улыбки

Предполагают, что моделью мастеру служила жена флорентийского торговца Лиза Герардини. Нам она известна под двумя «кодовыми» именами. Мона-Лиза. Она же Джоконда.

Гениальная техника «сфумато» (тот самый флер, некая дымка, окутывающая задний план картины) и так и не раскрытая тайна улыбки женщины сделали работу да Винчи знаменитейшим и наиболее ценным произведением живописи всех времен. После нескольких попыток уничтожить шедевр его поместили под пуленепробиваемое стекло.

Но «Джоконда», бережно хранимая в Лувре, – это уже вершина, которой итальянец достиг на склоне лет. До нее были годы исканий, проб, ошибок, удач – путь, коим неизбежно проходит гениальная творческая личность.

На заре славы

Новая волна интереса к персоне возникла у наших современников благодаря бестселлеру Дэна Брауна. А сам будущий художник и ученый когда-то вовсе не думал о славе. Он немного тяготился уделом бастарда – незаконнорожденного отпрыска нотариуса Пьеро ди Бартоломео (хотя общество эпохи Возрождения сквозь пальцы смотрело на внебрачных детей). Леонардо оказался плодом любви Пьеро и селянки Катерины. Фамилию свою он получил по названию городка, в котором появился на свет в 1452-м году. Отец взял сына к себе, когда тому было всего 3 года. Вот эта-то потеря матери в раннем детстве и угнетала мальчика. Впоследствии недаром одной из основных тем живописца будут мадонны.

В 14 лет да Винчи стал подмастерьем знаменитого флорентийца Верроккьо. Кроме рисования и моделирования ученик много сил отдавал изучению технических и гуманитарных наук. Компанию парню составляли Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и многие другие, которые сегодня считаются гениями Ренессанса.

Одна из первых заметных работ Леонардо – фрагмент картины «Крещение Христа», написанной учителем. Кисти юноши принадлежит крайний слева ангел. Говорят, что после этого Верроккьо перестал творить: его поразило, насколько превзошел наставника юный подмастерье.

Расцвет творчества

Плодотворные флорентийский и миланский периоды жизни творца можно проследить по наиболее известным его работам.

Полотна молодого да Винчи, посвященные евангельским сюжетам «Благовещение» и оставшееся незаконченным по какой-то причине «Поклонение волхвов», входят в собрание прославленной галереи Уффици, как уже упомянутый шедевр Верроккьо.

Два изображения Богоматери – «Мадонна Бенуа» (называется она так по имени дореволюционной владелицы полотна) и «Мадонна Литта» (очень известный символ материнства) – гордость санкт-петербургского Эрмитажа.

А вот «Мадонна в скалах», которая хранится в Лувре, имеет своего почти что двойника (тоже кисти Леонардо), выставленного в одном из залов Лондонской национальной галереи.

Многие знают, как выглядит картина, входящая в коллекцию краковского музея Чарторыйских «Дама с горностаем». По утверждению знатоков, это портрет возлюбленной миланского герцога Сфорца Чечилия. Таких светских женских портретов у маэстро было всего 4, в том числе, и «Джоконда».

Прикоснуться к вечности

В конце жизни художник принял приглашение монарха Франциска Первого поселиться во Франции. Перед переездом он завершил масштабный труд – картину «Иоанн Креститель».

Леонардо да Винчи не было еще и 65-ти, а серьезный недуг лишил его возможности творить (полностью отказала правая рука). Последний год жизни мастер был прикован к постели, а в 67 лет его не стало. Есть версия, что он умер в присутствии самого короля Франциска I. Похоронен художник и ученый в замке Амбуаз.

Самая прославленная фреска да Винчи (да-да, именно, в том числе, и вокруг нее кипели страсти в брауновском романе) – «Тайная вечеря». Жестокий урон ей нанесли время и бомбежки Второй мировой, поэтому ее неоднократно реставрировали. Она украшает стену трапезной миланского монастыря Святой Марии делле-Грацие. Желающие полюбоваться ею заказывают билеты чуть ли не за несколько месяцев. К шедевру допускают строго на 15 минут.


Галерея работ Леонардо да Винчи-Картины-


Джоконда - Мона Лиза (1503)


Сесилия Галлерани, Дама с горностаем (1485)


Ginevra де Benci


Мадонна Литта (1490)


Мадонна Литта (DETT)


Мадонна с младенцем и Святой Анны (1510)


Мадонна с младенцем и Святой Анны - деталь (1510)


Иоанна Предтечи (1513)


Барышня


Мадонна с гвоздикой (1478)


Девы Скалы (1506)


Портрет музыканта (1485)


Красивые Ferronière (1490)


Поклонение волхвов (1481)


Леда и лебедь (DETT)


Леда и лебедь


Леда и лебедь (1510)


Леда (1530),


Мадонна dell"arcolaio (1510)


Мадонна dell"arcolaio (DETT)


Св. Иоанн в пустыне (Вакха) (1510)


Крещение Христа (1485)


Крещение Христа (подробно)


Девы Скалы (DETT)


Благовещения (1472)


Благовещение (подробно)


Благовещение (подробно)


Благовещение (подробно)


Мадонна с гвоздикой (DETT)


Девы Скалы (DETT)


Св. Иероним (1480)


Тайная вечеря

Скульптуры и статуи Леонардо


Конная статуя


Конная статуя


Конная статуя


Бюст Флоры

Биография и Жизнь Леонардо да Винчи (1452-1519)

Портреты и биографии Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи, живописец, архитектор, ученый и писатель, один из самых выдающихся умов, произведенных человечеством, внебрачным сыном нотариуса Пьеро, и крестьянская девушка, родившаяся 15 апреля 1452 в Винчи, небольшой деревне в Тоскане. После Детство, проведенное в спокойной сельской местности Флоренции, жил с матерью в первые годы, а затем на отца, в возрасте 17 лет, за его навыки рисования, принято в качестве ученика в художественной студии Андреа дель Верроккьо. находится во Флоренции, где он оставался до тридцати лет, Леонардо, рисует, краски и исследованиям, заинтересованы во всех областях человеческого знания. сожалея, что вы еще не изучал латынь, он считается "Омо без буквы" и попытаться узнать это сам, как самоучка исследует " анатомии, техники, архитектуры и других наук. После жеребьевки, письмо это его страсть, он пишет все время, делайте заметки и делать наброски эскизов, но для поддержания полной секретности о своих записях, Леонардо использует в сочинении песен слева направо и анаграмма слова, по которым хочет сохранить конфиденциальными. В 1482 году, Леонардо да Винчи взят ко двору Людовико иль Моро, где она имеет, прежде всего, проекты с военной техникой, гидротехническое строительство, архитектура и, в конце концов, как художник и скульптор с дизайном бронзовую лошадь на памятник Франческо Сфорца. В Милане, которые затем, с его сто тысяч жителей, был одним из крупнейших городов Европы, Леонардо да Винчи остается до конца 1499 года падение Сфорца. За эти годы, Леонардо рисует много, помню портрет Сесилия Галлерани, "Дама с горностаем", первая версия "Девы Скалы" и знаменитая "Тайная вечеря" в S. Мария делле Грацие. "ы фрески, сделанные с техникой, изобрел Леонардо, занимали его в течение трех лет, с 1495 по 1498. Леонардо отвечает за украшения замка Сфорца выполнена по случаю бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца, также изобретают фантастические машины театральные небеса представителя и небо со звездами в движении, что полностью побежденной миланским. После падения Людовико иль Моро, под давлением французских войск Людовика XII, Леонардо покинул Милан и начинает долгое путешествие собирается из Мантуи, Венеция и Фриули, чтобы прибыть во Флоренции. между 1500 и 1512, живет во Флоренции, Риме, Милане, имея дело с анатомией, городская архитектура, оптики и гидротехнические. В 1513 году Леонардо переехал в Рим, где он отвечает за размещение Порт Чивитавеккья, создание проекта для слива Понтийские болота проектом, когда-либо выполненных в смерти Папы, работа с горящими зеркала, которые прибывали из Германии и продолжает заниматься анатомией, что ставит его в сложное положение и что привело его принять приглашение короля Франции, Франциск I поступила со многими почестями принят королем Франции, он поселился в замке Клу, он был назначен первым художником, архитектором и инженером короля независимый проект Королевский дворец Роморантин, Франческо Я хочу построить для своей матери Луизы Савойской, Леонардо имеет возможность продолжить свои исследования гидрологических, началось лет, прежде чем на Сфорца, а также планы маленького городка, который предусматривает даже движение русло реки, который обогащает воды и орошения на окружающую местность. Франциска I, Леонардо продает портрет Моны Лизы, которая началась во Флоренции, и к которому он не работал с перерывами до 1506, что он никогда не считается законченным и сопровождали их в путешествии. называют французским Джоконда Мона Лиза, живопись маслом на древесины тополя, см. X 77 см. 53, теперь принадлежит коллекции Лувра в Париже и является самой известной картиной в мире.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 в своей резиденции в Клу, и был похоронен в церкви S. Валентино в Амбуазе, в результате чего все его рукописи, рисунки и инструменты наследия ученики Салаи и Мельци.



Похожие статьи
 
Категории