Мифическое чудовище морского обитания 6. Морское чудовище с громадной пастью как называлось? Древние морские чудовища

19.12.2018

Сквозь времена доходят до наших дней мифы и легенды о неведомых чудищах, обитающих в морских глубинах. У каждого народа для них были разные названия, но объединяло их одно - это было морское чудовище с громадной пастью и устрашающим видом. Этих сущностей боялись, им благоговели, в их честь приносились жертвы, они приобретали божественный статус. Греция, Скандинавия, Индия - у каждой цивилизации были свои древние морские чудовища.

Лавкрафта, в которой представлены некоторые из его самых известных ужасных историй, в том числе «На горе безумия», «Случай Чарльза Декстера Уорда» и «Ужас Данвича». Хотя он умер в нищете, Лавкрафт теперь объявлен одним из величайших писателей ужасов и фэнтези своего времени. Говард и Роберт Блох.

Миф ктулху подобен самодостаточной литературной вселенной, которой управляет пантеон страшных божеств, многие из которых напоминают насекомых или водную жизнь. Название происходит от персонажа Лавкрафта Ктулху, который является предметом его рассказа «Зов Ктулху», который впервые был опубликован в «Странных сказках» в «Мягкой щупальце», увенчанной гротескным и чешуйчатым телом с рудиментарными крыльями. Он описывается как бог, который дремлет в море, и человечество живет в постоянном страхе, что он проснется.

Древняя Греция. Харибда

Харибда - с громадной пастью из мифов Древней Греции. Являлась дочерью Посейдона и Геи. Появлялась в виде огромного водоворота в Мессенском проливе. Само слово как раз таки и означает водоворот. Да и в рукописях у Гомера Харибда не одушевлена и не отождествляется с божественными происками. По его мнению, это было обычное природное явление.

Ученые и поклонники работы Лавкрафта пытались подкатегоризировать богов в мифологии Ктулху. Все эти боги предшествовали человечеству, и у них нет почтения к человеческой жизни. Многие из «Великих Древних» заключены в тюрьму на разных планетах. Человеческая эмоция и беспокойство изображаются как в конечном счете несущественные в великой схеме мрачного мира Лавкрафта. Сейчас возникает вопрос о том, насколько жестко Лавкрафт построил этот мир как сплоченную вселенную. Некоторые предполагают, что Лавкрафт полностью сформировал свой альтернативный мир до написания.

В разное время, в мифах с Харибдой фигурируют такие древнегреческие герои, как Одиссей, Ясон, Эней. Первым двум удалось выжить в схватке с Харибдой, несмотря на потерю своих кораблей, Эней же предпочел изменить маршрут, дабы не пересекаться с опасным чудовищем.

Скандинавия. Кракен

Слухи об этом чудовище начали распространяться в XV веке на берегах Исландии. Моряки рассказывали о невероятных размеров спруте, с щупальцами длиной не менее двадцати метров. Это морское чудовище с громадной пастью, размерами с небольшой остров, с легкостью топило корабли, обвивая их своими огромными щупальцами.

Другие настаивают на том, что его вселенная сформировалась несколько органично и что он не заботился о том, чтобы существовала совершенная преемственность и последовательность, поскольку он просто расширил свою вселенную каждым куском письма. Несмотря на это, письмо Лавкрафта вызывает воспоминания, и описания монстров всегда удивительно запоминаются. Другие писатели, которые стремились расширить Вселенную Лавкрафта, внесли весомый вклад!

Бог выглядит как свирепый, старик с седыми волосами и длинной бородой. Говорят, что он катается на колеснице, построенной из гигантской раковины, и все это тянет мифические звери. Он также появляется в рассказе «Задание мечты о неизвестном кадате». Характер был введен в стихотворение Лавкрафта Ньярлатхотепа, опубликованное в нем. Он также появился в рассказах «Сонный квест неизвестного кадата», «Грибы из Юггота» и «Мечты в доме ведьм».

Когда сообщения о встрече с чудовищем стали приходить и из соседних стран, ученые того времени всерьез задумались о реальности существования огромного кальмара или спрута. Споры не прекращались долгое время, но в конечном итоге большинство ученых пришло к выводу, что такая ситуация невозможна, и списали все на моряков и рыбаков, которые и в то время любили преувеличивать.

Как и любой другой зверь в мифологии Ктулху, Ньярлатхотепу так страшно, что самого его зрения достаточно, чтобы убедить человека в сумасшедшем. Что делает этого парня особенно опасным, так это то, что он может и часто принимает форму человека - египетского фараона, для загрузки. Он любит лгать и остро осознает человеческую глупость и знает, как легко манипулировать СМИ слишком легко, чтобы встретить свои собственные зловещие цели.

Говорят, что Азатот плавает в центре вселенной, постоянно пребывая в состоянии сна. Менее могущественные боги затирают Азатот, чтобы спать с космическими барабанами и флейтами. Божество напоминает своего рода демоническое облако. Говорят, что если бы Азатот пробудился на мгновение, он мог бы потенциально уничтожить человечество.

Тем не менее история знает немало случаев, когда спруты или кальмары внушительных размеров топили рыбацкие лодки и более крупные суда. Возможно, они и послужили прообразом кракена.

Древняя Индия. Макара

Макара - это монстр с телом дельфина и головой слона. В индийской мифологии это морское чудовище с громадной пастью, могло передвигаться не только в воде, но и на суше. Для этого у нее были предусмотрены четыре лапы. Страх перед Макарой был настолько велик, что в честь нее делали скульптуры и в молитвах просили перед ними пощады.

Говорят, что персонаж способен видеть все в Вселенной в любой момент и может легко видеть во времени и пространстве. Он может даже использовать свою черную чужую кровь, чтобы задушить людей! Он, как говорят, напоминает маленький огненный шар, когда его зовут на землю, и почитается как бог рептильными созданиями другой планеты. Похоже на то, как теории Дэвида Ика альтернативных рептилий расы контролируют вселенную?

Он бог извращений и зловещих импульсов. Он часто появляется как толстяк ни головы, ни шеи, ни рта в ладонях его рук. Говорят, что Глааки напоминает большой слизень с длинными металлическими шипами. Глааки также имеет глаза в конце длинных щупалец, которые выполняют вид телескопов на подводной лодке. Персонаж был создан Рамси Кэмпбелл и появляется в рассказе «Обитатель озера».

Какими бы нереальными на первый взгляд ни были эти морские чудовища, список можно продолжать очень долго. Это и морской змей, в существование которого верили и в Древней Руси, и в Китае, и в Америке. И менее известные кет и сцилла, которых боялись древние греки и римляне. Даже сейчас люди верят в Лох-Несское чудовище, стараются запечатлеть его на камеру, тратят огромные деньги на экспедиции. Вполне возможно, что когда-нибудь мы узнаем тайну, а может быть, тайны как таковой и нет. Не исключена возможность того, что все эти чудовища - последние представители динозавров, которым повезло больше, чем их сородичам. Да и почему бы не обнаружить пятидесятиметрового спрута в морских пучинах, если двадцатиметрового уже давно обнаружили?

Согласно легенде, Глааки сначала отправился на Землю внутри метеор. Он чрезвычайно опасен - он может убивать жертв с очень токсичной жидкостью, которую он может вводить своими шипами. Жидкость настолько сильна, что она способна превратить жертву в рабства зомби.

Лу-Кту - глобус кишок и внутренностей, который считается размером с планету. Считается, что он мокрый и покрыт бородавками и пустулами, причем каждая пустула, предположительно, содержит инфантильную личинку «Великого старого». Характер был создан Джеймсом Амбюлем и подробно описывается в рассказе Амбуэля «Связанное содержание».

МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ДЕСПОЙНА
Деспойна - божественный говорящий конь, сын Посейдона и Деметры, "брат" говорящего коня Арейона.

ДАНДАН (перс. "зуб")
Мифическое подводное чудовище. Это самые большие рыбы по размерам и самые жестокие враги детей моря. "Телом эта рыба больше, чем животные суши, которые существуют... и если бы она увидела верблюда или слона, она бы, наверно, его проглотила". В море их живёт огромное множество, а едят они животных моря. Никого так сильно не боится в море дандан, как сыновей Адама, потому что если он съест сына Адама, он умрёт. Также данданы умирают, заслышав крик сына Адама. Жир же из их печени позволяет людям ходить под водой, не утопая.
"...И Абдаллах земной молвил: "Боюсь, что, когда я спущусь с тобой на дно, мне повстречается рыба такого вида и съест меня". - "Не бойся" - ответил Абдаллах морской. - Когда дандан тебя увидит, он узнает, что ты сын Адама, и испугается тебя и убежит. Он никого так не боится в море, как сынов Адама, ибо, если он съест сына Адама, - это смертоносный яд для рыб, и мы собираем жир их печени только благодаря сынам Адама. Когда кто-нибудь из них падает в море и тонет, его облик меняется, и мясо его иногда распадается на куски, и дандан съедает его, так как думает, что это одно из морских животных, и умирает. И мы находим его мертвым, и берём жир его печени, и смазываем им наше тело, и ходим по морю. В каком бы месте ни был сын Адама, и будь там сто, или двести, или тысяча, или больше рыб дандан, они, услышав крик сына Адама, сейчас же умирают, и ни одна из них не может сдвинуться с места"...
...и Абдаллах земной пошёл по склону этой горы, и не успел он опомниться, как услышал великий крик. И он обернулся и увидел что-то черное, спускавшееся на него с этой горы (а оно было величиной с верблюда или больше) и кричавшее, и он спросил морского: "Что это такое, о брат мой?". И морской сказал: "Это дандан. Он спускается, преследуя меня, и хочет меня съесть. Крикни на него, о брат мой, прежде чем он дошёл до нас, а то он меня утащит и съест". И Абдаллах земной крикнул, и вдруг дандан упал мертвый. И когда рыбак увидел, что рыба мертва, он воскликнул: "Слава Аллаху! Хвала ему за то, что я не ударил дандана мечом или ножом. Как это, при всей величине этой твари, она не вынесла моего крика и умерла?" - "Не удивляйся, - сказал Абдаллах морской, - клянусь Аллахом, о брат мой, если бы этих рыб была тысяча или две тысячи, они не вынесли бы одного крика сына Адама"..."

Мордиггян - своего рода вакуум, аморфное существо, которое всасывает всю теплоту и энергию, окружающие его, тем самым резко снижая температуру, где бы он ни находился в данный момент времени. Мордигг атакует своих жертв, поглощая их энергию и физически растворяя их тела - вроде как крест между Кирби и комодо-драконом.

Йиг появляется как гибрид змеиного человека, или змея с крыльями, подобными летучим мышам, или как гигантская змея. Он довольно хороший парень, пока вы не пересечете его - в этот момент вы должны ответить своим детям, которые являются его армией змеиных миньонов. Мифы морских монстров существовали, вероятно, с первого момента, когда ранние люди смотрели на океан. Несомненно, их воображение начало выпускать всевозможные удивительные и ужасающие морские существа, которые могли бы выходить за пределы катящегося прибоя.

ДАННИ
В северных областях Англии на болотах и затопленных участках равнин нередко можно встретить озорного оборотня под названием данни. Считается, что данни - это душа деревенского вора, которого выследили односельчане и забили насмерть на месте преступления. Поскольку к тому времени воришка успел немало награбить, его дух продолжает бродить по земле, не находя покоя из-за утерянного богатства.
Это существо чаще всего появляется в облике лошади, иногда оно может притвориться ослом. Реже данни принимает внешность человека. Оборотень с огромным удовольствием разыгрывает ничего не подозревающих путников, иногда подшучивая над ними довольно жестоко.
Приняв данни за лошадь, отбившуюся от табуна, человек нередко надевает на него седло и садится верхом. Последствия такого поступка могут быть следующими: проскакав небольшое расстояние, оборотень сбрасывает седока на навозную кучу или в глубокую грязную лужу. Пребывая в добром расположении духа, данни нередко помогает людям: приводит домой потерявшихся детей, ухаживает за больными, освобождает лесных животных, по неосторожности попавших в капканы.
Существует легенда о простом крестьянине, который поймал данни, обернувшегося лошадью, и запряг в плуг. Не успел он вспахать даже одну борозду, как лошадь вырвалась из упряжи и с диким смехом помчалась к реке, а потом на полном скаку нырнула в воду.

Когда человечество построило корабли и отважилось на более глубокую воду, было легко увидеть, как выросли легенды, и мифы углубились, пока таинственные существа, такие как русалки, морские змеи и страшный Кракен, широко боялись. Когда европейцы начали регулярно путешествовать в Новом Свете, моряки, которые пересекли массивные океаны, сражались с опасными морями, огромными штормами, вражескими флотами и, возможно, даже несколькими пиратами.

Но так же, как они боялись опасностей над волнами, они все еще опасались того, что их ждет. Фактически, они так беспокоились о зверях глубины, что некоторые карты того дня обозначали места, где, как говорили, эти животные преследовали. Сегодня океан остается загадочным для большинства из нас, темным и немного пугающим. Но рассказы о морских монстрах и левиафанах глубины склонны нарисовать хихиканье в сегодняшнем мире.

ДЕМОНЫ ОКЕАНИИ
Чудовища, приносящие беду людям: они могут принимать облик гигантских людей, животных, деревьев, причём умеющих ходить.
"...Вдруг он увидел, что к деревне медленно движется огромное дерево. Оно выглядело очень грозно. Мальчик испугался и с криком бросился в деревню.
Собрались мужчины. Они... решили срубить дерево прежде, чем оно дойдёт до Онгари и раздавит дома, убьет людей, свиней и собак... все вместе, взяв каменные топоры, пошли рубить корни дерева.
Мужчины трудились изо всех сил два дня и ещё один день. За это время дерево подошло почти к самой деревне. Наконец могучий ствол покачнулся и со страшным шумом повалился на землю.
Пока дерево раскачивалось туда и сюда, с него осыпались плоды. Те, что упали в море, стали первыми морскими рыбами. А те, что попали в реку, превратились в первых речных рыб..."

Благодаря современной науке и морской биологии мы думаем, что знаем, что там, а что нет, поэтому любые упоминания о кальмарах, достаточно больших, чтобы потопить лодку или морских змей длиной пятьдесят футов, не воспринимаются очень серьезно. Но что, если в мифах и легендах древних матросов была какая-то правда?

Матросы прошедших дней уверовали во многих ужасающих существ. Сегодня некоторые звучат смешно, и мы можем все это суеверие и нервы, но, с другой стороны, эти моряки должны были что-то видеть. Может быть, окунуться слишком глубоко в раковину рома? Или, возможно, они действительно видели настоящих морских монстров. Многие существа, которых мы знаем сегодня, еще не были известны науке в те дни, и если бы они были, то они, возможно, не были бы общеизвестны среднему матросу.

ДЕНДРОИД
Дендроиды - "пастухи" деревьев, наблюдают и оберегают лес, живут в лесных чащобах, в общем дендроиды добры нравом, но избегают не желательных встреч. Дендроиды - ожившие деревья, очень древны и являются одними из Первых. С виду дендроиды напоминают деревья, но гораздо ниже ростом, глаза у дендроидов темные, без зрачков. Дендроиды очень редко применяют силу, оружия они не используют, но в исключительных ситуациях могут применить силу. В бою они очень сильны, крошат камень, мнут врагов, как и все деревья боятся огня. Известны специальные источники дендроидов, любой отпивший из них наполняется силами и подрастает (при этом уходит усталость и др. отрицательные явления).

Даже сегодня люди в море видят вещи, которые они не могут объяснить. Предполагаемые наблюдения за недавно привлекли внимание общественности, и люди задаются вопросом, может ли такое огромное и ужасающее существо все еще находиться там, где-то в океане глубины.

Кракен - чудовищное морское существо с множеством щупальцев, способное выходить из глубины и тащить корабль на дно. Это звучит безумно, но может быть какая-то правда в этих историях? Теперь мы знаем о гигантском кальмаре, способном достигать более 30 футов в длину, настоящий морской монстр. И есть еще один вид, называемый Колоссальным Кальмаром, столь же длинным с более массивным телом.

ДВА ФИЛОСОФСКИХ СУЩЕСТВА
Проблема происхождения идей пополнила экзотическую зоологию двумя любопытными созданьями. Одно было придумано в середине XVIII века, второе - век спустя.
Первое - это чувствующая статуя Кондильяка. Декарт провозгласил учение о врожденных идеях; Этьен Бонно де Кондильяк, дабы опровергнуть его, придумал мраморную статую, устроенную внутри и снаружи как человеческое тело и обиталище души, но никогда не ощущавшую и не мыслившую. Кондильяк начинает с того, что наделяет статую одним-единственным чувством - обонянием, быть может наименее сложным из всех. Запах жасмина становится началом биографии статуи; сперва для нее во вселенной будет существовать лишь этот запах, точнее, запах этот будет для нее вселенной, которая мгновение спустя станет запахом розы, а затем гвоздики. Пусть в сознании статуи будет один-единственный запах - вот вам и внимание: пусть запах этот длится, когда причина, вызвавшая его, уже исчезла, вот вам память; пусть внимание статуи сопоставит впечатление настоящего и впечатление прошлого, вот - сравнение; пусть статуя почувствует аналогии и различия, это будет суждение; пусть сравнение и суждение повторятся снова, вот вам размышление; пусть приятное воспоминание будет живее, чем впечатление неприятное, вот воображение. Когда уже родились способности понимания, за ними возникают способности воли: любовь и ненависть (влечение и отвращение), надежда и страх. Сознание того, что пройдены многие состояния, даст статуе абстрактное понятие числа; сознание того, что сейчас пахнет гвоздикой, а прежде пахло жасмином, породит понятие "я".
Затем автор придаст своему гипотетическому человеку слух, вкус, зрение и, наконец, осязание. Это последнее чувство откроет ему, что существует пространство и что в пространстве он облечен неким телом; до этого этапа звуки, запахи и цвета казались ему простыми вариациями или модификациями его сознания.
Приведенная аллегория называется "Traite des sensations" ("Трактат об ощущениях" (франц.)) и издана в 1754 году: для этой заметки мы воспользовались вторым томом "Histoire de la Philisophie" ("История философии" (франц.)) Брейе.
Второе существо, порожденное проблемой познания, - "гипотетическое животное" Лотце. Оно более одиноко, чем статуя, которая обоняет розы и в конце-то концов является человеком, - у этого животного есть всего одна чувствительная и подвижная точка на конце усика. Такое строение, очевидно, делает невозможным несколько одновременных ощущений. Лотце полагает, что способности втягивать или выставлять чувствительный усик достаточно, чтобы почти полностью отрезанное от мира животное могло (без помощи кантовских категорий) открыть для себя внешний мир и отличить объект неподвижный от объекта подвижного. Этот вымысел был одобрен Файхингером; он описан в труде "Medizinische Psychologie", изданном в 1852 году.

Кальмар обычно обитает в более глубокой воде днем ​​и приближается к поверхности ночью. Есть даже несколько рассказов о гигантских кальмарах, атакующих лодки. Могут ли наблюдения этих массивных существ привести к истории Кракена? Гигантский и колоссальный кальмары - это два животных, которые только недавно попадают в научный свет. В прошлом они наверняка считались бы монстрами.

Вверху, как женщина, внизу, как рыба. Это может показаться хорошей вещью, но это было невезение для моряков, которые полагали, что они очаровывают их тем, что они теряют добычу или даже свою жизнь. Одним из объяснений этих наблюдений может стать ламантин.

ДВЕРГИ
Карлики - обличье, схожее с человеческим, и от них пошёл род Карликов - двергов. Они до сих пор живут под землёй и внутри скал и боятся солнечного света, потому что он превращает их в камни. Карлики невелики ростом, но очень сильны. Так сильны, что четверым из них Боги доверили поддерживать небо там, где оно всего ближе к земле. Эти Карлики стоят по четырём углам света, их так и зовут: Аустри, Нордри, Вестри и Судри - Восточный, Северный, Западный, Южный. (кельтская мифология)

Манатины - большие, водные млекопитающие с ластами, которые они могут использовать, как оружие, и хвостовые хвосты. Они выглядят смутно человеческими, и вполне возможно, что одинокие моряки, долгое время находящиеся в море, возможно, видели что-то знакомое по способу млекопитающих, которое ламантин перемещается в воде.

Хотя нужно было бы представить, что эти моряки ужасно одиноки, некоторые эксперты говорят, что изоляция и стресс, вызванные долгими морскими путешествиями, могут привести к такой ошибочной идентификации. С змееподобным телом, голова, подобная дракону, и шипы вдоль его спины, никакие чудо-истории о морском змее не поразили матросов.

ДВОРОВОЙ
Домашний дух, обитавший во дворе у древний славян.
Различались два вида домовых. Одним был доможил, обитавший в углу за печью, вторым считался дворовой, живший вне избы (иногда черты того и другого объединялись в одном образе).
Дворовой являлся покровителем домашнего скота. Тем неменее, его относили к злым духам и сближали по природе с овинником или банником. Вописании дворового соединились традиционные черты домового и свойства оборотня, взятые из христианской демонологии. Внешне дворовой описывался похожим на человека, но с куриными, козлиными или кошачьими ногами. Это не случайно. Любимым животным дворового являлись кошка или кот. Отожествление дворового и кошки видно из следующей загадки: "Как у нас-то дворовой ходит с чёрной головой, носит шубку бархатну, у него-то глаза огненные, нос курнос, усы торчком, утки чутки, ножки прытки, кохти цепки. Днем на солнышке лежит, чудны сказки говорит, ночью бродит, на охоту ходит". Иногда дворовой предстает в сложном образе чудовища: "Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие". Встречаются так же описания дворового, где он похож на змею с петушиной головой и гребнем. По ночам он мог принимать облик хозяина дома.
Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей ("ведьмина метла"").
Связанные с дворовым обычаи носили охранительный характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине; на двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог принять их облик.
Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом или через овчинную шубу, разостланную в воротах.
Предполагалось, что временами дворовой начинает пакостить, мучить домашних животных. Тогда прибегали к помощи домового или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку. Считалось, что она отпугнет злого духа. Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями. По большим праздникам ему оставляли угощение, при переезде на новое место почтительно приглашали последовать за семьей так же как и домового.

Гигантский оарфиш - глубоководный вид, который может достигать более 50 футов в длину. Они остаются в глубине в дневное время и могут мигрировать в верхнюю колонну воды ночью. Биологи говорят, что рыцари редко встречаются на поверхности, но если кто-то попадет в поле зрения корабля, он наверняка будет ошибочно принят за массивную змею.

Несмотря на свою страшную внешность, оарфит безвреден для людей. Хотя они редко встречаются, они иногда встречаются дайверами. Как боялся, что кракен - массивный осьминог, скрывающийся под морем и готовый дотянуться и вырвать матросов с палубы. Но эти опасения гигантского осьминогов могут быть в действительности вызваны наблюдениями, ну, гигантскими осьминогами. Гигантский Тихоокеанский Осьминог может достигать длины более 20 футов в поперечнике, безусловно, достаточно большой, чтобы беспокоиться о водолазе или даже маленькой лодке.

ДВОЙНИК
Подсказанное или развившееся благодаря зеркалам, воде и близнецам понятие двойника есть у многих народов. Можно предполагать, что источником сентенций, вроде "Мой друг - мое второе "я" Пифагора или "Познай самого себя" Платона, было именно это понятие. В Германии его называли "Doppelganger", в Шотландии - "fetch", ибо он является схватить (fetch) человека и повести к гибели. Следовательно, встреча с самим собою сулит несчастье; в трагической балладе Роберта Луиса Стивенсона "Ticonderoga" пересказана легенда на эту тему. Вспомним также странную картину Россетти "How they met themselves": пара влюбленных встречает в сумеречной роще самих себя. Здесь можно бы привести аналогичные примеры из Готорна, Достоевского и Альфреда де Мюссе.
Для евреев же явление двойника не было предвестием близкой смерти. Напротив, оно было доказательством того, что человек обрел пророческий дар. Так это объясняет Гершом Шолем. В содержащейся в Талмуде легенде повествуется о человеке, ищущем Бога и встретившем себя самого.
В рассказе По "Уильям Уилсон" двойник - это совесть героя. Он ее убивает и умирает сам. В стихах Иейтса двойник - наша противоположность, наш противник, тот, кто нас дополняет, тот, кем мы не являемся и кем никогда не будем. Плутарх пишет, что греки давали прозвище "другой я" представителю царя.

Если этого недостаточно, есть гипотетический вид колоссального осьминога, который может стать еще больше! Осьминоги - умные существа, обладающие отличными способностями к решению проблем. Трудно представить, что в глубине океана могут появляться образцы для записи, которые остаются вне поля зрения.

Узнать больше о Тихоокеанском гигантском осьминоге

Новые виды океана еще предстоит найти

Если все это недостаточно для того, чтобы дрожать ваши пиломатериалы, будьте уверены, что для каждого морского монстра, известного науке, скорее всего, там еще не обнаружено. Но самое лучшее в этом: независимо от того, насколько диким наше воображение, реальность этих существ еще более невероятна.

ДЕ МАН МЕТ ДЕ ХААК
В Лимбурге, в юго-восточной части Нидерландов, ходят легенды о злом водном духе, называемом "де ман мет де хаак" (человек с крюком). Это уродливый черный человек с бородой из водорослей, у него перепончатые ступни, как у лягушки. Это существо своим крюком затаскивает в воду детей, которые играют неподалеку, и сосет их кровь.
По видимому он является далеким родственником водяному и вампиру.

ДЕМОН
Они убивают, чтобы жить, и живут, чтобы убивать
Согласно иудаистическим поверьям, между мирами плотским и духовным предполагается существование мира, населенного ангелами и демонами. Число его обитателей превосходит возможности арифметики. С течением времени Египет, Вавилон и Персия внесли свою лепту в образ этого фантастического мира. По мнению Трахтенберга, христианское влияние сказалось, возможно, в том, что демонология, или наука о демонах, заняла менее значительное место, чем ангелология, или наука об ангелах.
Тем не менее мы можем назвать Кетех Мерири, князя полдня и знойного лета. Однажды его повстречали идущие в школу дети - все они, кроме двоих, умерли. В течение XIII века иудаистическая демонология пополнилась пришельцами латинскими, французскими и германскими, которые в конце концов слились с упомянутыми в Талмуде.

ДЖЕННИ ЗЕЛЕНЫЕ ЗУБЫ
Принадлежит к особой разновидности детских боуги - так называемым багам. Фейри-баги обычно очень дружны с родителями маленьких проказливых детей, отгоняют малышей от опасных мест и не разрешают слишком сильно шалить. Нередко родственники пугают детей багами, заставляя своих отпрысков проявлять больше послушания.
Сами Дженни относятся к водяным фейри. Их внешний облик может показаться довольно устрашающим - длинные влажные волосы, распущенные по плечам, большие зелёные клыки, торчащие изо рта, и очень острые блестящие когти.
Согласно легендам, Дженни могут похитить детей, если те часто играют неподалеку от воды, и утащить на самое дно. О приближении Дженни обычно свидетельствует зеленоватая пена, неожиданно появившаяся на спокойной поверхности пруда или другого водоёма. Обычно опасность подстерегает детей, которые бегают по мелководью босиком.
Дженни не обязательно топят малышей - нередко они до крови царапают им ноги своими острыми когтями или просто пугают своим ужасным внешним видом, внезапно высунувшись из воды по пояс и заскрипев огромными зубами.
(Самая известная личность из рода Дженни зеленые зубы носит имя Пег Паулер. Она обитает на дне реки Тиз. Согласно легендам, она представляет особую опасность в воскресение, и конун Хэллоуина)

ДЖИНН
Согласно мусульманской легенде, Аллах сотворил три рода разумных существ: ангелов, созданных из света; джиннов (в единственном числе "джиини", или "гений"), созданных из огня; и людей, созданных из земли. Джинны были сотворены из черного бездымного огня за несколько тысяч лет до Адама и делятся на пять видов. Среди этих видов есть джинны добрые и злые, джинны-мужчины и джинны-женщины. Космограф Аль-Казвини пишет, что "джинны - это воздушные существа с прозрачным телом, которые могут принимать различные формы". Сперва они являются в виде облаков или огромных, смутно очерченных столбов; затем они уплотняются и их форма становится видимой, имея облик человека, шакала, волка, льва, скорпиона или змеи. Одни из них правоверные, другие еретики или атеисты. Английский ориенталист Эдвард Уильям Лейн пишет, что, когда джинны принимают человеческий облик, они порой бывают гигантского размера, и "если они добрые, то, как правило, ослепительно прекрасны, а если злые, отвратительно безобразны". Говорят также, что они могут по желанию становиться невидимыми "благодаря быстрому расширению и разжижению частиц из которых состоят", и тогда они могут исчезнуть, растворившись в воздухе или в воде, или проникнуть сквозь прочную стену.
Джинны нередко возносятся на низшее небо, где могут подслушать беседы ангелов о грядущих событиях. Поэтому они способны помогать предсказателям и колдунам. Некоторые ученые приписывают им сооружение пирамид и, по велению Соломона, великого Иерусалимского Храма.
Любимое местопребывание джиннов - развалины зданий, водяные цистерны, реки, источники, перекрестки дорог и рынки. Египтяне говорят, что столбовидные смерчи из взвихренного песка возникают в пустыне от полета злого Джинни. И еще говорят, что падающие звезды - это стрелы, которые Аллах мечет в злых джиннов. В числе совершаемых этими злодеями пакостей обычны следующие: они швыряют с крыш и из окон кирпичи и камни на проходящих мимо людей, похищают красивых женщин, преследуют тех, кто поселяется в необитаемом доме, и крадут провизию. Однако, чтобы предохранить себя от подобных неприятностей, достаточно воззвать к Всемилостивому и Всеблагому Аллаху.
Вурдалаки, посещающие кладбища и питающиеся человеческими телами, считаются низшей категорией джиннов. Отец джиннов и их глава зовется Иблис.

ДЗЯДЫ
«Дзяды», домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам. Домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, - кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!» Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.

ДИБЕН
Об этих огромных птицах повествуют сказки и мифы многих народов мира. Известна такая у бурят. Она - иссиня - черная, зовется Дибэн. Птица эта так велика, что, когда садиться на гору, концы опущенных крыльев достигают земли. Однажды, рассказывает бурятский эпос "Нэсэр", удалось меткой стрелой отсечь перо чудовищной птицы. И перо это едва перевезли на телеге, запряженной тремя лошадьми!
Питается Дибэн мясом. Но напрасно пытаться приманить ее свежей убоиной домашнего скота или дикого зверя: Дибэн предбочитает есть мясо человека.

ДИВ
Демонический персонаж восточнославянской мифологии. Упоминается в средневековых поучениях против язычников. Русский див воспринимается как человекообразное или птицеобразное существо.
Исследователи не пришли к единому мнению о происхождении слова "див". С одной стороны, его связывают со словом "диво" - с другой -с прилагательным "дивий" - дикий. Кроме того, с корнем "див" связано индоевропейское обозначение Бога. Отголоски последнего значения есть в эпизодах "Слова о полку Игореве", где выражение "връжеся див на землю" воспринимается как предвестие несчастья. Возможно, в названии "див" есть и функциональная близость с иранским дэвом, отрицательным персонажем, встречающимся в фольклоре и мифологии.

ДИКАЯ ОХОТА
Дикая охота - кавалькада призрачных существ со сворой собак; возглавляет кавалькаду Дикий Охотник - его нередко отождествляют с богом Одином, известен он также под именем Черного Всадника. Встреча с Дикой Охотой предвещает несчастье и даже смерть.

ДИКИЕ ЛЮДИ
Дикие люди (дикари) играют значительную роль в традиционной символике и геральдике. Они считаются олицетворением необузданной природы перед захватившими землю культурными людьми и поэтому часто сравниваются с великанами. Им нередко также приписывается сверхчеловеческое могущество

ДИНИ ШИ
Дини ши - в ирландском фольклоре существа, которые, по преданиям когда-то были богами, потом стали витязями, которые ни в одной битве не потерпели поражения, а под конец превратились в фейри. Дини ши - типичные героические фейри: они ведут образ жизни средневековых рыцарей, проводят время в пирах и сражениях. Эти фейри могут по желанию менять облик - порой становятся ростом с взрослого человека и даже выше, а порой словно превращаются в детей. Обитают они под землей или под водой. Между прочим, по свидетельству К. Бриггс, подводные дини ши считаются падшими ангелами, которые слишком хороши для ада: "Некоторые пали на сушу и остались на ней, задолго до появления человека. как первые земные боги, а другие рулмули в море".

ДИНО
Дино - одна из трех грай, дочь Форкия и Кето, сестра грай Пемфредо и Энио, горгон, Ладона и Фоосы.

ДОБИ
Доби - в английском и шотландском фольклоре глуповатые фейри, состоящие в родстве с брауни. Их тупость вошла в поговорки и присловья.
Пo преданиям, в старину существовал обычай зарывать сокровища в землю и доверять их охрану брауни. Если брауни поблизости не оказывалось, приходилось полагаться на доби: те никогда не отказывались, но им ничего не стоило зазеваться и упустить воришек. А то по доброте душевной они могли отдать сокровища первому встречному. Еще доби берутся за любую домашнюю работу но портят все, что только можно - бьют яйца, проливают молоко и так далее. По некоторым источникам, доби - не столько фейри, сколько духи отвергнутых женщин, которые бродят по людским домам, стараясь доказать, что еще на что-то годятся.

ДОЛГОПЯТ
В легендах жителей Индонезии и Филиппин изображается как злой гном, пьющий человеческую кровь. Эти маленькие призрачные существа можно увидеть только ночью, и встреча с ними считается очень опасной: скаля зубы и сверкая огромными выпученными глазами, они набрасываются на оцепеневшего от ужаса человека и выпивают всю его кровь.

ДОМОВОЙ
Домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам. Домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, - кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!» Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным (восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.
Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.

ДОППЕЛЬГАНГЕРЫ
Это "дубли" или "фантазмы живого". Это часто докладывалось, но оставалось таинственным. Они могут принять форму кризисного призрака, как в случаях, когда отчетливый образ далекого любимого в момент его близкой смерти или моральной гибели внезапно появляется перед их семьей или друзьями. И все же кризис здесь не обязателен, и при случае дубли могут проецироваться сознательно, и при этом проецирующий не знает, как создается призрак. По-видимому здесь задействована телепатия и обычно тесная эмоциональная связь между "посылающим" и "получателем".
Американский писатель Теодор Драйзер рассказывал, как однажды вечером в своей нью-йоркской квартире английский романист Джон Пойс, уходя после пирушки, чтобы успеть на поезд домой, сказал:
- Позднее сегодня вечером я появлюсь перед тобой прямо здесь. Ты увидишь меня.
Драйзер засмеялся:
- Ты собираешься превратиться в призрак или у тебя есть ключ от двери? Пойс ответил:
- Я не знаю. Возможно, я вернусь как дух или в какой-нибудь иной астральной форме.
Два часа спустя Драйзер оторвался от книги, взглянул вверх и увидел в дверях Пойса, окруженного бледным белым сиянием. Приблизившись к призраку, он сказал:
- Что ж, ты сдержал свое слово, Джон. Ты здесь. Заходи и скажи, как тебе это удалось.
Призрак исчез. Тогда Драйзер позвонил Пойсу.
- Я ведь сказал, что появлюсь у тебя, так что ты не должен удивляться, - ответил Пойс,
Позднее Драйзер говорил, что Пойс отказывался обсуждать этот случай, вероятно, потому, что не понимал этого сам.
Когда в 1895 году драматург Август Стринберг опасно заболел в Париже и страстно желал вернуться домой в Швецию, он спроецировал свой призрак домой. Его мать видела его и написала письмо, в котором спрашивала, не за-болел ли он. В данном случае мы имеем дело с кризисным призраком, вызванным отчаянным желанием проектирующего.
В других случаях "дубли" появлялись без осознания этого их организаторами.

ДРАК
Если по небy летят огненные ленты с огpомными головами или гpомадные огненные шаpы -- это дpаки. В долю секyнды они способны покpывать немыслимые pасстояния.

ДРАКОЛИЧ
Это нежить, возникающая в результате трансформации обычного дракона. Известно, что таинственный Культ Дракона практикует магические ритуалы, необходимые для этого.

ДРАКОН
Рептилеподобное существо, бывает с крыльями или без них. В легендах говорится, что драконы выдыхали огонь, охраняли древние сокровища и жили в горных пещерах. В зависимости от рассказа, это существо может быть хорошим или злым, интеллектуальным или наподобие животного, но все рассказы соглашаются с тем, что драконы обладают магией.
Дракон обладает способностью принимать различные облики, которые, однако, для нас непостижимы. Обычно его представляют с головой лошади, хвостом змеи, большими крыльями по бокам и четырьмя лапами, каждая с четырьмя когтями. Говорят также о его девяти подобиях: рога его подобны оленьим, голова - голове верблюда, глаза - глазам демона, шея - шее змеи, брюхо - брюху моллюска, чешуя - чешуе рыбы, когти - когтям орла, лапы - лапам тигра и уши - ушам быка. У некоторых экземпляров нет ушей, и они слушают рогами. Дракона часто изображают с висящей на шее жемчужиной, эмблемой солнца. В этой жемчужине - его сила. Если ее отнять, он - безвреден.
История называет дракона родоначальником первых императоров. Его когти, зубы и слюна наделены целебными свойствами. По своему желанию он может быть видим людям или же невидим. Весною он возносится на небо, осенью погружается в пучину вод. У некоторых драконов нет крыльев, и они летают просто так. Наука различает разные виды драконов. Небесный дракон держит на своем хребте дворцы богов и не дает им упасть на землю; божественный дракон порождает на благо людям ветры и дожди; земной дракон направляет течение ручьев и рек; подземный дракон охраняет запретные для людей сокровища. Буддисты утверждают, что в их многих концентрических морях драконов не меньше, чем рыб; где-то во вселенной есть священное число, точно определяющее их количество. Китайский народ верит в дракона больше, чем в другие божества, так как сплошь да рядом видит их в меняющих форму облаках. Также Шекспир заметил, что бывают облака, похожие на дракона ("Some times we see a cloud that"s dragonish").
Дракон повелевает горами, причастен к геомантии, обитает близ могил, связан с культом Конфуция, он - Нептун морей, но появляется и на суше. Царь морских драконов обитает в сверкающих подводных дворцах и питается опалами и жемчугом. Таких царей пять: главный живет в центре земли, остальные четверо - в четырех сторонах света. Длиною они не меньше лиги, и когда пошевельнутся, начинают колебаться горы. Драконы покрыты бронею из желтой чешуи. Под пастью у них борода, лапы и хвост волосаты. Лоб нависает над огненными глазами, уши небольшие и толстые, пасть всегда раскрыта, язык длинный, зубы острые. От дыхания дракона рыбы свариваются, от испарений его тела поджариваются. Поднимаясь на поверхность океанов, он порождает водовороты и тайфуны; летая по воздуху, причиняет бури, которые разрушают дома в городах и вызывают наводнения. Драконы бессмертны и способны общаться между собой на любом расстоянии, не нуждаясь в словах. Каждый третий месяц года они представляют верховным небесам годовой отчет.

ДРИАДЫ
В греческой мифологии женские духи деревьев (нимфы). они живут в дереве которое и охраняют и часто гибли вместе с этим деревом. Дриады единственные из нимф которые смертны. Нимфы деревьев неотделимы от дерева, в котором обитают. Считалось, что сажающие деревья и ухаживающие за ним пользуются особым покровительством дриад.

ДУХ
ДУХ - душа, дыханье; бесплотное существо, призрак; нечистая сила, ветер.
Во Владимирской губернии набожный крестьянин при встрече с любым человеком «одинаково делает приветливый поклон и снимает шляпу, не обращая внимания на то, ответят ему тем же или нет, он доволен собой за то, что... делал поклон ангелу, который неотлучно сопровождает каждого человека» Добрынкин, 1876>. «Над миром царит Господь Бог, - рассказывали володскис крестьяне. - Он является иногда людям в виде странника, седого старика. Божественных существ, добрых духов, могут видеть вообще те только, то этого достойны по своей праведной жизни или исключительным несчастиям»
Духи (духи дома, природы; духи предков, умерших; духи - покровители, помощники и т. п.) наполняют весь мир, влияя на его бытие. Дохристианскую веру народа в «мироправление духов» Церковь постаралась заменить верой в ангельское мироправление»: «...церковные учители внушили народу, на основании греко-восточного христианского мировоззрения, что над каждой стихией, каждым явлением природы Бог поставил особых духов, ангелов. Так в церквах русских с XI в. читалось народу толкование Епифания Кипрского на книгу Бытия, где подробно раскрывается мысль, что ангелы поставлены управлять стихиями и явлениями природы» (это толкование перешло в сборники для народного чтения). .
В широком смысле духи - не только ангелы, но и лешие, водяные, домовые, ставшие после принятия христианства «нечистыми», но продолжающие занимать учительное место в крестьянских поверьях. Они именуются и нечистыми духами, и просто нечистыми. Односложно - духами - разных представителей нечистой силы называют редко.
Духи постоянно и ежечасно взаимодействуют с человеком и в основном женственны в своих проявлениях - «добры или злы по обстоятельствам».
Исключение составляют духи, представления о которых подверглись наибольшему влиянию христианства, - упомянутые выше духи природы» ставшие тождественными ангелам, а также духи-спутники человека, превратившиеся в противопоставляемые воплощения добрых и злых начал (ангел-хранитель, добрый дух и черт, бес-искуситель, злой дух).
В Смоленской губернии (и некоторых других) духами именовали ветры: ветры, по мнению юхновских и гжатских раскольников, «суть духи грешных людей. Духи эти, или ветры, находятся во власти четырех ангелов. Один из этих ангелов находится на восточной стороне, другой на закате, третий на полдне, четвертый на полночи; поэтому и ветры дуют не с одной стороны, а с четырех».

ДУЭРГАР
Дуэргар - в английском фольклоре наиболее злобные и жестокие изо всех одиноких фейри. Они живут в холмах, славятся своей силой, познаниями в магии и искусством обращения с металлами. Подобно цвергам, которым они приходятся родичами, дуэргары возникли из личинок, пожиравших плоть великана Имира; когда появился дневной свет они спрятались под землю.

ДЬЯВОЛЬСКИЙ ПЁС
Дьявольских псов обычно двое, из пастей у них вырывается пламя, они готовы разорвать любого человека, который им встретится. Как правило, охотятся они за ведьмами.

ДЭВЫ
В иранской мифологии злые духи. Им противостоят добрые духи - ахуры. Дэвов бесчисленное множество, они служат верховному духу зла Ангро-Майнью. Знаменитые богатыри (например, Рустам) борются с ними и побеждают их. Представления о дэвах, злых духах, звероподобных великанах, обитающих под землей и владеющих несметными сокровищами, сохранились в мифах народов Средней Азии, Казахстана, Кавказа и Западной Сибири.

ЕДИНОРОГ
Лошадь с единственным рогом. Считается, что Единорог обладает магией в заживлении ран и приносит удачу. Рог Единорога ценится из-за своей способности нейтрализовать все яды, с которыми соприкасается. Легенда говорит, магия Единорога помогает ему избежать любой ловушки, и что только девственница, совершенно чистая сердцем и душой может приблизится к нему.
Первая трактовка единорога почти полностью совпадает с последними. За четыреста лет до христианской эры грек Ктесий, врач Артаксеркса Мнемона, сообщал, что в королевствах Индостана водятся весьма быстроногие дикие ослы с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами, с острым рогом на лбу, у основания белым, на конце красным, а посредине - совершенно черным. Плиний прибавляет другие подробности (VIII, 31): "В Индии охотятся еще за другим зверем, единорогом, который туловищем схож с лошадью, головою с оленем, ноги как у слона, а хвост кабаний. Ржет он басистым голосом, посреди лба торчит длинный черный рог. Полагают, что живьем его невозможно взять". Востоковед Шрадер в 1892 году высказал мысль, что образ единорога мог быть грекам подсказан некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль, с одним-единственным рогом.
В энциклопедии Исидора Севильского, составленной в начале VII века, можно прочесть, что единорог ударом своего рога убивает слона; это напоминает аналогичную победу "каркадана" (носорога), описанную во втором путешествии Синдбада (там говорится, что, если разрезать пополам рог носорога, на нем будет видна фигура человека; Аль Казвини говорит, что это будет фигура всадника на лошади, другие называют птиц и рыб). Другим противником единорога называли льва, и в одной великолепной октаве второй книги запутаннейшей эпопеи "The Faerie Queen" изображено их сражение. Лев прислоняется к дереву, единорог, пригнув голову, атакует его, лев отскакивает в сторону, и единорог оказывается пригвожденным к стволу. Эта октава написана в XVI веке, а в начале XVIII века объединение Английского королевства с Шотландским соединит в гербе Великобритании английского леопарда (льва) с шотландским единорогом.
В средние века бестиарии утверждали, что единорога может поймать девушка; в "Physiologus Graecus" ("греческий физиолог" (лат.)) мы читаем: "Как его ловят. Ставят перед ним девицу, и он прыгает на лоно девицы, и девица любовно его обнимает и уносит в королевский дворец". Этот триумф чистоты представлен на медали Пизанелло и на многих знаменитых гобеленах, примечательны и его аллегорические толкования. Единорог применялся как символ Иисуса Христа, Святого Духа, ртути и зла. В труде "Psychologie und Alchemie" ("Психология и алхимия" (нем.)) (Цюрих, 1944) Юнга приведены история и анализ этих символических применений.



Похожие статьи
 
Категории