Архаическое время. Культура архаической греции

14.04.2019

В период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Это был период прогресса в литейном производстве, успехов в изготовлении глиняной посуды. В это время возникают оживленные центры художественно-промышленного производства посуды (сначала Коринф и Мегара, затем Афины), где выработался знаменитый способ наведения черных фигур на блестящий красноватый фон, достигаемый путем примешивания железной окиси.

Характерная черта экономики этого периода истории Эллады – наличие довольно развитого обмена, что связывают с процессом колонизации и уходом массы населения в колонии, с ввозом продуктов из колонии в метрополию, с развитием в метрополии ремесел и вывозом их изделий в колонии.

Развитие таких форм экономики, как посредничество в торговле, подвоз и перевоз товаров, становится источником существования целых общин. Такой, например, была Эгина, роль которой особенно значительной была в транзитной торговле, посредничестве, поскольку население ее доставляло продукты в разные стороны Древней Греции.

Важнейшим показателем развития обмена в эпоху колониального расширения Эллады может служить возникновение и распространение в греческом мире монеты. Греки использовали при этом опыт древневосточных стран – принятые ими весовые и денежные единицы воспроизводят вавилонские восточные названия.

По мере развития производительных сил и обмена появляются новые рабочие руки – привозные рабы. Труд рабов используют в рудниках, в ремесле, в портовых и корабельных работах. Владение рабами, их покупка становятся важным способом расширения производства и обогащения.

С применением массового труда изменились размер предприятий и объем производства. Предприятия расширялись и приняли характер ремесленных мастерских. Ремесло отделилось от земледелия.

Появляются новые группы населения – судовладельцы, собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств-полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э. в Греции в результате борьбы новых социальных групп и сил с аристократией.

Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 кв. км. Другие полисы были намного меньше, территория их не превышала 350 кв. км. Даже самые крупные города насчитывали не более нескольких тысяч жителей.

К началу архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия (власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Лишенное политических прав, оно начинает добиваться возможности участия в принятии решений. В стране возникают беспорядки, и для восстановления мира греки выбирают одного правителя, наделяя его всей полнотой власти.

Такого правителя стали называть тираном. Появление в Греции таких правителей относят к 650 г. до н.э. Вообще же, начиная с 750 г. до н.э. реальная власть Греции принадлежала ареопагу (совету), политику которого осуществляли три высших должностных лица – архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, т.е. выдающихся членов аристократических родов.

В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта, создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими.

В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном (640-635-ок. 559 до н.э.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государством. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.

Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромисса. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием.

Борьба демократии и аристократии в полисах в VIII-VI вв. до н.э. способствовала выроботке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление.

Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.) и в его реформе, согласно которой самым мелким социальным единицам – демам (коммунам) было дано самоуправление. В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией.

Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решения народного собрания.

С именем Клисфена история связывает появление в Афинах политического обычая – отракизма, состоявшего в том, что ежегодно, во время весеннего собрания народ опрашивался, должно ли в данном году состояться постановление об изгнании лица, подозреваемого в тиранических замыслах.

Опрос проходил тайной письменной подачей голосов, и в случае утвердительного ответа собиралось особое собрание для остракизации, в котором должно было участвовать не менее 6000 граждан. Осужденный лишался на время только своих политических, но не гражданских прав и уходил в изгнание.

Архаический период

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Архаический период
Рубрика (тематическая категория) Литература

Долитературный периоод

Форма фольклора першедшая в лит-ру

Греческая мифология. Миф фиксирует явление, этап развития. Несет отголоски общинного строя. Распространяется понятие ʼʼпуть герояʼʼ

Жанры: дедактических, героических, генеологических эпосах, поэзия, романы, трагедии, мифографическая лит-ра

Сказка - носит подчеркнуто невероятный характер.

Особенности греческой: почти нет образцов, кроме сюжета от Амуре и Психее. (2 век до н.э.) в римской лит-ре. Пренебрежение к сказке.

Элементы сказки: эпос, классическая комедия(в сюжетах, где речь идет о герое, кот. Спускается в Аид, место где жизнь идет по идеальному принципу, резко отличающейся от действительности)

Песни трудовые и обрядовые

Трудовые В эпосах, эпиграммах, лирике, комедиях.

Обрядовые в героичском эпосœе и ранней греческой лирике.

Загадки, афоризмы, пословицы - малая форма фольклора

Басня сохранила в себе черты архаической эпохе. Ее героями чаще всœего были животные и птицы. Использовались для иносказания, объяснения чего-либо, превратилась в элемент социальной борьбы между аристократией и народными массами.

Самая ранняя относится в 8 веку до н.э. Гесиод ʼʼБасня о соловье и ястребеʼʼ

5 век до н.э. Появление сборника греческих басен Эзопа. Включает в себя около 400 басен разных веков 7-4 веков написания. Переведен в 1 веке н.э. Федром, стал частью Римской культуры. Басни Барбия 2 век н.э. Лафантен Франция (17 век), Крылов (цепочка перехода басен из одной культуры в другую)

Хронология. Начался с эпических поэм(героического эпоса).

Создаются на базе мифологического сюжета (не совпадает с мифологическим циклом, лишь эпизод) Отразил устную традицию долитературного периода.

Троянский цикл начало ссора трех богинь, конец возвращение и судьба выживших героев Троянской войны

Гомер (проблемы посвященных подлинности личности Гомера, его время жизни и автортав получил название Гомеровский вопрос. 2 этапа: в Античности(Считался реальным человеком, автором ряда произведений Иллиады, Одиссеи, Гомеровских гимнов, Некоторые Киклических поэм, ранние эпиграммы) (Основные вопросы: время жизни Гомера(2 пол. 10 века до н.э или 9 век до н.э. Или 9-8 века до н.э.); место рождения (около 20 полисов Малоазийские города (Колофон, Смирна, о. Хиос, Аргос, Афины)), насколько реальны описанные Гомером путешествия), в наше время).

Место создания поэмы Иония (область Малой Азии). В корне ионийский диалект.

Гегзаметр - размер, которым пишут эпические произведения. Стал обязательным, как и ионийский диалект.

Исполнялись аэдами под лиру или кифару.

В 6веке до н.э. Аэдов сменили рапсодов (исполнители)

Гомериды - рапсоды с острова Хиос, вели свой род от Гомера

Распространение Гомеровских поэм. Балканы, потому что в греческой вазописи были отражены эпизоды Илиады и Одиссеи. В 6 веке до н.э. Появление состязаний рапсодов по героическому эпосу. Песестрат повелœел провести в Афинах запись Гомеровских поэм для состязаний рапсодов. Афинская версия.

Драматурги относились к Гомеру, как к богу.

Появления критики произведений Гомера в 6 веке до н.э. Толкование эпизодов поэм Гомера, с точки зрения реальности происходящего.

В 5 веке до н.э. Геродот и Фукидит всœерьез рассматривали тексты Гомера.

Ксенован из Колофона поэт, философ первым обратился с критикой к Гомеру за снижения образа богов, за их изображение как людей (Платон развивает эту тему)

Самая злобная критика Гомера в ʼʼБиче на Гомераʼʼ Зоила из Амфиполя (Заилова критика)

В эпоху элинизма образуется Александрийская библиотека. С 3 века до н.э. Происходит изучения рукописей ранних греческих и Гомера, привлекающих ученых Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. В библиотека собрано множество версий рукописи Гомера. Названы по месту нахождения.

Систематизация текстов, попытка убрать новых выдуманных персонажей, уничтожение несостыковок, выявление самого раннего варианта. Арист. Самофр.
Размещено на реф.рф
Пытался вернуть Гомеровскому тексту изначальный смысл. Сома (тело, но потом труп) Фобос (страх, позже бегство)

Разбили на песни для того, чтобы было удобнее хранить. Заглавие по буквам алфавита.

Современные перевод основываются на версии Аристарха Самофракийского.

3 век до н.э. Геланник и Ксенон Хоризонты(разделители) проанализировав тексты нашли разные трактований образов и событий и сказали о том, что Илиада и Одиссея написаны разными авторами. Подверглись критике Аристарха Самофракийского (заявил, что возможно это из-за разных версий или из-за изменения возраста и взглядов Гомера)

Дошли в виде схолий(комментариев к Гомеру)

Самая ценная версия - Веницианская 10 век до н.э.

В Новое время гомеровский вопрос:

В 16 веке первая дискуссия ʼʼСпоры старых и новыхʼʼ между поклонниками эпического таланта Гомера и поклонниками Вергилия. Споры о том, кто лучше. В основном во Франции (негласно победил Гомер)

1664 год Фрнсуа Добеньяк защитил диссертацию об Илиаде, в которой заявил, что Гомера не существовало. Гомер не имя собственное, а термин ʼʼслепойʼʼ относился к ранним поэтам-сказителям, обозначал аэда или группу аэдов. Илиада - собрание песен нескольких певцов. Собрание песен слепых певцов. Откуда тогда единство текста? Причина всœему редакция 6 века до н.э.

1715 год - издание диссертации Добеньяка

1713 год - труд Бентли, который не отрицал существования Гомера, но говорил, что в основу Илиаду положены песни нескольких певцов, а Гомер их отредактировал

1795 год - Фидрих Авгут Вольф из дал ʼʼВведение к Гомеруʼʼ. Утверждал, что не существовало единства поэмы и общего текста͵ письменности еще не было, а в устной форме небольшие песни, созданные несколькими аэадами. Не отрицал Гомера, но это лишь один из аэдов, остальные имена стерлись из памяти. Поэмы соединœены из песен искусственно.

1. Теория малых песен (Карл Лахман) пытался найти первоначальные составные части.

2. Унитарная или теория Единства (Генрих Нич) говорил о том, что тогда уже была письменность и считал, что Одиссея и Илиада единые поэмы. Считал Гомера реальной личностью, одинм из аэдов, который принимал участие в создании и придал единство.

3. Теория основного ядра (Джордж Гротт) Гомер был, но им были написаны две небольшие поэмы праилиада и праодиссея, а в 6 веке до н.э. они были расширены другими аэдами.

Героический эпос написан на базе мифа, кроме некоторых поздних. В корне Илиады и Одиссеи положены эпизоды Троянского мифологического цикла. Содержание посвящено не герою, а действию. Поэма не об Ахилле, а о гневе Ахилла.

Илиада - военная поэма. Посвящена второй части цикла, ходу Троянской войны, последнего года осады Трои. Есть подробный список всœех героев. В последствии становится обязательным (на базе каталога кораблей Илиады) Самое главное - описание войны. Война показана через отдельные поединки и подвиги героев, а не через крупные батальные сцены. Подробное описание оружия.

Складывается образ гомеровского воина. Война из основное занятия, ради славы потомков, добычи

Одиссея - послевоенная поэма, с описанием мирной жизни. Война воспоминания.

Множество описаний пиров, на которых можно увидеть и фигуру аэда.

Показаны женщины: Елене, Пенелопа, Кирка. Показан домашний быт и работа женщин. Множество трудовых и обрядовых песен.

Элементы сказки.

Завершается поэма возвращением и расправой с женихами.

Основные черты героического эпоса Гомера: большой размер поэмы, обязательно о прошлом, обычно давнего прошлого; речь идет от лица автора, происходит наслоение эпох из-за того, что быт и обряды берет из современной ему эпохи; обязательное участие Олимпийских богов, сцена собрания богов и активное их участие в жизни героев; отсутствие авторской позиции на события и персонажей, объективное изложения, автор не анализирует, не судит, лишь повествует; нарочитая архаизация, удревление терминов и обрядов, подробные описания предметов, оружия, быта͵ сами герои богоподобны, сильные, красивые; ретардация - подробное описание предмета или события (своеобразная вставная конструкция); повторы наиболее важных событий в несколько строк одними и теми же словами; эпитеты(показывает отношение к герою) твердо закрепившееся за героями определœения, должна быть огромное количество; эпитеты богов связаны либо и их функциями либо с культовыми прозвищами; сравнения связаны с действиями, а не с человеком или вещью, имеют самостоятельное значение, используются для эмоционального воздействие на слушателя, связаны со стремлением к наглядности; хронологическая несовместимость отдельных событий (автор не может показать одновременность двух действий, в связи с этим перескакивает с описания одного события на другое (поединок Париса и Менелая и Елена с Приамом обсуждают ахейских воинов)); неравномерность описания событий(связано с устным созданием поэмы. Подготовка к действию описывается дольше, чем само действие); общие места (трафаретные стихи, показывающие повторяющиеся действия (восход, заход, приход, уход героя)2-3 строчки)

Язык гомеровских поэм:

Сформировались в Ионии. Написана литературным языком(самый ранний греческий литературный) оторван от греческой разговорной речи, практически не отражал его. Метонимия - замена одного слова двумя или тремя другими, сходными по значению (копье - острая медь).

Плеоназм - обилие синонимов, бросающееся в глаза (он слово сказал и промолвил).

Гекзаметр 6-ти стопный стих, созданный для героического эпоса. Каждая строка начинается с долгого слога. Стал обязателœен для всœей эпической поэзии.

Гомеру приписывался еще ряд произведения, к примеру, Гомеровские гимны. Обращение к Олимпийским богам (34 обращения). Гимн здесь понятие условное, миниэпосы. Тоже на ионийском диалекте в явном подражании Гомеру(эпитеты, трафаретные стихи). Темы: рождение богов, описание подвигов и битв богов. Возможно использовались на состязаниях рапсодов как вступление. ʼʼНачав с тебя перейду я к иной песнеʼʼ значилось в конце каждого гимна. Созданы (7(1-5 Аполлону(2), Деметре, Афродите, Гермесу)-5(богу Пнау) века до н.э.). Традиционное изображение богов, описаны с точки зрения вознесения образов богов(сильные, могучие, прекрасные).

Еще приписывается ряд киклических поэм(киклы) кикл - ʼʼкругʼʼ. Практически не сохранились (8-6 века до н.э.).Были собраны Александрийскими учеными. Замыкали круг какого-тот большого мифологического цикла (Троянский цикл. Начало с Киприи, Илиада, Эфиопия(на помощь троянцам приходят Амазонки и войско эфиопского царя Мемнона, завершается смертью Ахилла) Малая Илиада(погребение Ахилла и спор за его доспехи (между Одиссеем и Аяксом Таламанидом) Разрушение Илиона (Фелоктет убивает Париса, Троянский конь и пожар Трои) Поэмы Возвращения (Одиссея, о Агамемноне, Менелае, Аяксе малом, Нестора, Деамеда, Неаптолена, сына Ахилла) Фиванский цикл (Эдиподия, (о убийстве Эдипом отца)Фиваида(борьба за власть), Эпигоны (второй поход против Фив), Алкмеонида (поход Алкмеона на Фивы)). Киклы не имели единства, имели несколько сюжетных линий. Авторы старались включить как можно больше персонажей. Изучались ранними историками лагографами с точки зрения истории, использовали в кач-ве подтверждения разных истор.
Размещено на реф.рф
событий.

Пародия на героический эпос. (9-7 века до н.э.) писались на ионийском диалекте, гекзаметром с классическими гомеровскими эпитетами и сравнениями, но герои присутствуют в другом контексте (Маргид(7 век до н.э. плохо сохранилась. В центре пародии трусливый, жадный обжора, кот. не хочет воевать, но прославляет себя как героя) и Война мышей и лягушек (5 век до н.э. Пародия на Илиаду)

Переводы Гомера в русской лит-ре:

12 век упоминание в рукописях митрополита Клемента Славятича.

17 век первыепереводы были связаны с Войной мышей и лягушек, а не с Илиадой и Одиссеей.

18 век фрагментарный перевод Тредьяковского, Ломоносова. Попытка создания русского гегзаметра

1760 год Константин Кондратович впервые перевел Илиаду с латинской версии. Не опубликован.

1820-30 первый прозаический перевод Дмитрий Лыков

1829 перевод Гнедича 20 лет переводил. Подошел как исследователь, совместно с историками. Пытался точно передавать обычаи, вооружение, одежду, термины. Архаизация языка. Переводил фрагментами и песнями, представляя перевод в журналах и салонах. Открыл для России античную литературу

1842-49 перевод Одиссеи Жуковским. Переводил не зная греческого языка. Заказал подстрочник и придал этому подстрочнику поэтическую форму. Вольный перевод поэмы.1850-е годы. Василий Ордынский предпринял попытку перевести Илиаду языком былин

1896 ᴦ. Николай Минский новый перевод Илиады более современным языком, но считалось, что он уступает Гнедичу.

Вересаев 19-20 века. Илиада, на базе перевода Гнедича. Привлекает историков и фольклерисов. Переводит Одиссею.

Архаический период - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Архаический период" 2017, 2018.

— ранее развитие искусства. В переводе с греческого «archaikуs» — древний, старинный. искусством можно назвать любое древнее искусство, начиная с наскальных рисунков, однако чаще всего данный термин относится в искусству древней Греции.

Архаический период Греции с 650 по 480 гг. до н. э. — это необычный расцвет науки, культуры и искусства, который стал основой всего мирового искусства. Многие, однако, подвергают критике название греческой культуры как «архаической», так как под этим термином скрывается именно некая примитивность, тогда как «архаический период» Греции являет собой высокое искусство и сформировавшуюся культуру, которая вполне сравнима с современной.

Архаический период Греции способствовал появлению многих видов изящных и прикладных искусств. Культурный всплеск этого времени сравним с эпохой Возрождения в Европе, которая также способствовала появлению многих жанров, направлений, перевернула представления о мире и сделала жизнь гораздо интереснее и богаче. Архаика — это период становления, период рождения и начало расцвета. В изобразительном искусстве, керамике, скульптуре и архитектуре произошёл заметный сдвиг. Появились дорический и ионический архитектурные стили. Для украшения домов, дворцов, храмов, надгробий начинают создаваться скульптуры из различных материалов, которые сегодня считаются настоящими шедеврами архаического искусства. Помимо этого, Древняя Греция прославилась своими писателями, поэтами, философами, чьё творчество также считается литературной архаикой, то есть периодом зарождения основ.

Архаика, как ранний этап развития культуры и искусства, играет наиважнейшую роль в истории человечества. Именно благодаря тем деятелям, которые заложили основы и доказали их необходимость всем людям, сегодня мы имеем наше мировое достояние — сотни стилей и жанров живописи, графики, литературы, скульптуры, архитектуры, музыки, философии, творческих видов деятельности и многое-многое другое.

Примеры архаического искусства

Древней Греции, который охватывает VIII-VI вв. до н. э., послужил началом важнейшего этапа в истории этого государства. За все три столетия - за короткий, в общем-то, срок - Греция продвинулась далеко вперед в своем развитии и обогнала многие страны и государства Древнего Востока, которые развивались довольно быстро. Древняя Греция архаического периода была местом пробуждения духовных сил после четырех веков застоя в развитии. Это время было расцветом творческой активности.

Возрождение былого величия

Во время архаического периода в Древней Греции возрождаются такие виды искусства, как архитектура, живопись, монументальная скульптура. Талантливейшие скульпторы возводят из мрамора и известняка первые греческие храмы, которые сохранились и в наши дни. В архаический период скульптура в Древней Греции переживает небывалый подъем. Именно в это время появляются вечные произведения искусства. Создаются монументальные изваяния из мрамора и бронзы. Именно в архаический период в Древней Греции были написаны знаменитые произведения Гомера и Гесиода, которые поражают своей глубиной. Также стоит отметить поразительные стихи Архилоха, Алкея и Саффо, написанные именно в это время. Литература архаического периода Древней Греции и в наше время издается и переведена почти во всех странах. Знаменитые и по сей день философы Фалес, Анаксимен и Анаксимандр писали свои философские труды, дающие ответы на вопросы о происхождении вселенной и мира.

Искусство

Архаический период в истории Древней Греции, в особенности небывалый подъем греческой культуры в VIII-VI вв. до н. э., был обусловлен проходившей в это время Великой колонизацией. Она вывела Грецию из состояния изоляции, в котором она пребывала после того, как микенская культура прекратила свое существование. Еще одной особенностью архаического периода в истории Древней Греции является взаимообмен культур Эллады и Древнего Востока. Финикийцы привнесли в древнегреческую культуру письмо и алфавит, который в Греции сделали еще удобнее с помощью внедрения гласных букв. Именно с этого момента начала развиваться культура письма и речи, стали появляться алфавиты, в том числе и русский. Сирийцы рассказали и показали грекам много нового, например, способ переработки песка в стекло, а также показали, как изготавливать краску из ракушек. Основы астрономии и геометрии греки переняли от египтян. В архаический период Древней Греции скульптура египтян оказала сильное влияние на только начинающее появляться греческое искусство. Огромное влияние на Грецию оказали также и лидийцы - именно благодаря им греки научились чеканить монеты.

Несмотря на то что многие элементы греческой культуры были позаимствованы из других культур, Греция все так же оставалась самобытной страной.

Колонизация

Колонизация сделала многочисленный на то время греческий народ более подвижным и готовым к переменам. Теперь каждый человек мог самореализоваться вне зависимости от родовой принадлежности, соответственно, общество становилось более развитым и прогрессивным, появилось много новых явлений. Если кратко, искусство в архаический период Древней Греции - не единственное, что получило невероятную степень развития. Теперь мореплавание и морская торговля выходят на первый план и двигают страну вперед. Изначально большинство колоний, которые находились на периферии, стали во многом зависимы от своих метрополий. Но со временем эта ситуация изменилась.

Экспорт

Жители многих колоний испытывали острую нехватку даже в самых необходимых вещах. Например, вино и оливковое масло, которое так любили греки, в колонии вообще не попадало. Огромные корабли доставляли тонны вина и масла во множество стран. Метрополии экспортировали в колонии не только продукты питания - они поставляли глиняную посуду и другую домашнюю утварь, различные ткани, оружие, украшения и так далее. Разумеется, эти предметы очень нравятся местным жителям, и те обменивают их на зерно, домашнюю скотину, рабов и цветные металлы. Незатейливые поделки из Греции, конечно, не сразу составили конкуренцию финикийским сувенирам, на которые охотились купцы по всему миру. Несмотря на это, на них был огромный спрос там, куда не доходили финикийские корабли - Причерноморье, Фракия, Адриатика.

Прогресс

Тем не менее, несмотря на то что поделки и предметы искусства архаического периода Древней Греции значительно уступают по качеству товарам восточного происхождения, грекам удалось наладить массовое производство и продавать свои товары даже на "земле обетованной" для всех торговцев - Сицилии.

Колонии постепенно становятся важнейшими центрами промышленности и торговли между многими развитыми странами древности. А в самой Греции центрами развития экономики и торговли становятся так называемые полисы, с помощью которых управление колонизационным движением становится более удобным. Самые большие и развитые из них - Коринф и Мегара в Северном Пелопоннесе, Эгина, Самос и Родос в Эгейском архипелаге, Милет и Эфес на западном побережье Малой Азии.

Изменения в обществе и ремесло

Постепенно в колониях стали появляться рынки, послужившие мощным толчком к развитию и улучшению ремесла, сельского хозяйства, искусства и архитектуры в Древней Греции архаического периода, кратко охарактеризованных выше. Умельцы из Греции заметно прогрессируют и оснащают свои мастерские по последнему слову тогдашней техники. Анализируя характеристику архаического периода Древней Греции, можно сказать о том, что это был наиболее плодотворный во всех смыслах период для страны. Чего только стоят такие новшества, как изобретение новых способов спаивания железа или усовершенствование литья из бронзы! Греческая керамика VII-VI вв. до н. э. потрясает воображение роскошью и обилием форм, разнообразием художественного оформления. Особенно выделяются красивейшие сосуды, сделанные руками талантливых коринфских мастеров, на которых красуется роспись в восточном стиле. Его можно отличить по красочности и невероятной причудливости витиеватых узоров, которые напоминают рисунки на восточных коврах. Также стоит отметить вазы в чернофигурном стиле, которые производились в основном в афинских и пелопоннесских полисах. Глиняные изделия греческих гончаров и бронзолитейщиков говорят не только о том, что в Греции того времени практиковалось разделение труда, но и о том, что обязанности разделялись даже внутри отдельно взятой отрасли. Культура архаического периода Древней Греции испытывала невероятный подъем.

Отделение ремесла от сельского хозяйства

Большая часть керамических изделий, экспортируемая Грецией за рубеж, была изготовлена в специальных мастерских опытными мастерами и художниками-вазописцами. Многочисленные ремесленники теперь не одиночки без прав и свобод. Уже прошло то время, когда у них не было даже постоянного места жительства. Теперь они являются весьма значимым и влиятельным сословием населения. Качество изготавливаемой ими продукции становилось все выше, как и цены на работы мастеров. Появились целые кварталы, где жили ремесленники определенной профессии. В одном из крупных городов под названием Коринф с VII в. до н. э. существовал так называемый квартал гончарных мастеров — Керамик. В столице Греции Афинах подобный район, расположившийся во внушительной части города, появился в VI в. до н. э. Эти исторические факты свидетельствуют о том, что во время архаического периода в Греции наступил принципиально новый период развития государства: ремесло стало отдельным видом деятельности и полностью обособилось от сельского хозяйства как отдельная, абсолютно абстрагированная часть производства и деятельности. Не обошли принципиальные изменения и сельское хозяйство, которому теперь было необходимо учитывать не только потребности общины, но и спрос на рынке. Теперь рынок диктует правила всем отраслям производства. Появились первые зачатки предпринимательства и среди фермеров - те из них, которые имели лодки, привозили свой товар на рынки близлежащих городов. По дороге они не передвигались потому, что разбойников и грабителей стало гораздо больше с развитием торговли. Поскольку зерновые культуры в Греции принялись плохо, возделывали в основном виноград и оливки, ведь вкуснейшее греческое вино и качественное оливковое масло пользовались невероятным спросом на Востоке. В конце концов греки поняли, что гораздо дешевле привозить зерно из-за границы, чем выращивать на родине.

Государственное устройство и политическая система архаического периода Древней Греции

Большинство исключая многочисленные колонии, появились из централизованных населенных пунктов эпохи Гомера — полисов. Однако архаистический и гомеровский полисы - абсолютно разные понятия. Отличались они весьма существенно: полис эпохи Гомера одновременно являлся городом и деревней, поскольку никаких других поселений, которые могли бы с ним соперничать, не было. Архаический полис, наоборот, являлся своеобразной столицей маленького государства, в составе которого, кроме него самого, были небольшие деревни (греческие комы), располагавшиеся на окраинах территории полиса и зависевшие от него как в политическом, так и в экономическом смысле.

Архитектура

Обратите внимание на то, что архаические полисы стали значительно крупнее полисов, строившихся в эпоху Гомера. На то было две причины: естественный прирост населения и объединение нескольких деревушек в один большой город. Это явление имеет название синойкизм, объединение происходило для того, чтобы дать отпор соседним враждебно настроенным деревням и поселкам. Несмотря на небывалый прогресс, по-настоящему больших городов в Греции еще не было. Самыми крупными полисами были населенные пункты с численностью в несколько тысяч человек. В среднем же население не превышало и тысячи человек. Наглядным примером типичного греческого архаического полиса является древняя Смирна, не так давно найденная археологами. Значительная ее часть была расположена на полуострове, который закрывал вход в глубокую бухту, где стояли многочисленные корабли. Центральная часть Смирны была окружена защищающим ограждением из кирпича на каменном цоколе. В стене устроены многочисленные ворота и смотровые площадки. Все жилые постройки находились параллельно друг другу. Разумеется, в городе были построены несколько храмов. Жилые постройки были очень просторными и удобными, в домах состоятельных граждан имелись даже терракотовые ванны.

Агора

Сердцем архаического города являлась так называемая агора, на которой собирались граждане и велась оживленная торговля. В основном жители города проводили все свободное время здесь. Можно было продать свой товар и приобрести необходимые продукты, узнать важные городские новости, принять участие в делах государственной важности и просто пообщаться с горожанами. Изначально агора являлась обычной открытой площадью, на которой отсутствовали какие-либо постройки. Позже там появились деревянные ступени, на которых во время мероприятий рассаживались люди. Когда архаический период подходил к концу, над ступеньками стали вешать тканевые навесы, предназначенные для защиты людей от жары и солнца. По выходным на них любил располагаться праздный люд и торговцы различным мелким товаром. На агоре или недалеко от нее строились государственные учреждения: булевтерий — городской совет (буле), пританей — место, где заседали члены правящей коллегии пританов, дикастерий - здание суда. Именно на агоре городские жители могли ознакомиться с новыми законами и указами, которые выставлялись на всеобщее обозрение.

Спортивные состязания

Атлетические состязания издревле составляли значительную часть жизни греков. В древнегреческих городах испокон веков строили площадки для силовых упражнений. Их называли палестрами и гимнасиями. Каждый уважающий себя юноша проводил за тренировками большую часть своего времени. Среди спортивных дисциплин можно назвать бег, вольную борьбу, кулачные бои, прыжки, метание копья и диска. Каждый большой праздник в полисе сопровождался спортивным состязанием под названием агон, в котором могли принять участие все свободнорожденные граждане полиса, а также гости из других стран, получившие приглашение на праздник.

Некоторые агоны заслужили особую популярность у народа, постепенно становились межполисными общегреческими празднествами. Именно оттуда пошла традиция устраивать Олимпийские игры, для участия в которых приезжали даже из самых отдаленных колоний. Готовились к участию в Олимпийских играх так же серьезно, как и к военным действиям. Каждый полис считал делом чести победу на мероприятии. Победителя Олимпийских игр радостные сограждане одаривали по-настоящему царскими привилегиями. В некоторых случаях приходилось разбирать огромную городскую стену, чтобы триумфальная колонна победителя торжественно вошла в город: горожане считали, что персона такого ранга в обычные ворота пройти не может.

Вот из таких моментов и складывалась жизнь рядового жителя древнегреческого полиса архаической эпохи: торговля и покупки на агоре, решение вопросов государственной важности на народном собрании, участие в религиозных церемониях различного порядка, упражнениях и тренировках в гимнасиях и палестрах и, конечно же, участие в Олимпийских играх.

С историей Греции архаического периода (VIII–VI вв. до Р. Х.) связано несколько крупных проблем: первая – колонизация Средиземного и Черного морей, вторая – «старшая» тирания («старшей» тирания архаического периода называется в отличие от «младшей», возникшей в эпоху поздней классики (IV в. до Р. Х.)), третья – формирование греческого полиса , четвертая – возникновение первых законодательств.

Поэзия. Поэзия является важной частью культуры эпохи архаики, поскольку в ней нашли отражение практически все вышеперечисленные события. В поэзии греки переосмысляли окружающую их действительность.

С Гомером ушла эпоха героев, но память о ней осталась, и у многих поэтов возникает желание подражать ушедшему прошлому – так появляются циклические поэмы . Их авторы практически ничего нового в поэзию не внесли, поэтому «циклическими поэтами» греки в позднюю эпоху называли бездарных писателей. С другой стороны, благодаря им полностью был описан миф о Троянской войне.

В такой посредственной поэтической среде выделяется примечательная личность – Гесиод (конец VIII – начало VII вв. до Р. Х.). Он написал произведения, основополагающие для определенных жанров греческой литературы. Его «Теогония» – поэма о происхождении богов – кладет начало произведениям космогоническим , описывающим происхождение, родственные связи, жизнь и судьбу богов. Вторая поэма «Труды и дни» носила дидактический характер, став первой в ряду книг назидательного содержания. В ней Гесиод повествовал о буднях простых греческих земледельцев, о чем имел реальное представление, поскольку сам жил в Беотии и всю жизнь проработал на земле.

Эпоха архаики – время становления лирической поэзии . Греческие поэты стихи не читали, а пели, поэтому музыка накладывала особый отпечаток на их творчество. Известным поэтом был Анакреонт , живший на острове Теос, близ Малой Азии (середина VI в. до Р. Х.). В подражание ему в римское время возникла анакреонтическая поэзия , воспевающая радость жизни, связанную с утонченными удовольствиями.

Поэты Алкей и Сапфо жили на острове Лесбос (конец VII–VI в. до Р. Х.). Алкей создавал бравурные военные марши (эмбатерии ) и застольные песни (сколии ). Сапфо во многом опиралась на народный фольклор, у неё много любовной лирики. По легендарному преданию, Алкей был влюблен в Сапфо, но не добился взаимности. Сама же поэтесса покончила с собой из-за несчастной любви к другому мужчине.

В Спарте, жил поэт Тиртей . Спартанцы не уделяли достаточного внимания изящным искусствам, поэтому Тиртей не характерный пример для спартанской культуры – он был чуть ли не един­ствен­ным среди соплеменников, кто писал талантливые стихи на любимую лакедемонянами военную тематику.

В архаическую эпоху появляется хоровая лирика . Она основывалась на трех элементах: поэзии, музыке и танце. Хоровая лирика становится прообразом греческого театра, поскольку в этом жанре вырабатывается та структура, по которой будут строиться произведения трагиков.

Философия. Ранняя греческая философия возникла в восточном регионе, в ионийских городах и испытала большое влияние Востока – это так называемая «философия природы», натурфилософия , в которой происходит пробуждение древнегреческой мысли, испытующей сущность возникновения мира. Три крупных философа этого времени жили в Милете. Фалес считал, что мир и все живое происходят из воды. По учению Анаксимена , вселенная состоит из воздуха: когда он сгущается, возникает вода, а когда разряжается – огонь. Третий мыслитель, Анаксимандр, выделил некое беспредельное первовещество (апейрон ), из которого все произошло.

Изобразительное искусство. Грань между гомеровской и архаической эпохами в искусстве характеризуется геометрическим стилем , ярким примером которого является Дипилонская амфора , найденная в Афинах. Подобные вазы являлись надгробными памятниками и их размеры достигали человеческого роста. Поверхность вазы членится на ряд изолированных друг от друга лент, в центре композиции изображена погребальная процессия, в которой человеческие фигурки предельно схематизированы. Геометрический стиль не мог привести к расцвету вазописи, возникшей в VI–V вв. до Р. Х., и должен был завершиться тупиком декоративизма. Между геометрическим стилем и вазописью последующего времени – резкий скачок, невозможный без внешнего влияния, скорее всего, со стороны Востока, давшего импульс развитию греческого искусства. Восток, несмотря на его сильное влияние в области философии и культуры Греции, не стал основой греческого искусства, которое формировалось своим путем как самобытное и самостоятельное.

Вазопись нового стиля берет начало в VI в. до Р. Х., это чернофигурная роспись, наносившаяся на сосуд черной краской. Первоначально сюжеты росписей связаны с мифологией. Затем возникает краснофигурная вазопись, когда изображения на сосуде оформляются за счет раскрашивания фона, а фигуры сохраняют изначальный цвет стенок сосуда. Эта роспись, более сложная по технике, дает возможность изобразить мелкие детали. В позднее время чернофигурная и краснофигурная керамика сосуществовали.

В скульптуре появляются «архаические аполлоны» , или куросы – обнаженные молодые люди, изображенные с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. У фигур – фронтальная постановка, четко прослеживается анатомическое строение тела. Куросы являют собой общий тип человека без индивидуальных черт. Наибольшую известность получила статуя Геры с о. Самос (VII–VI вв. до Р. Х.). На лицах всех скульптур изображалась знаменитая загадочная «архаическая улыбка», подчеркивающая не конкретные черты статуй, но воплощенный в них идеализированный образ человека, который становится мерилом основных ценностей для эпохи классики.

Период высокой классики ( V в. до Р.Х.)

Театр. Театральные представления восходят к культовым действам в честь Диониса, на которых выступали зачинатели дифирамбов (песен в честь бога). С 534 г. до Р. Х. показ трагедий (шутливые представления «песнь козлов») был официально включен в празднества Дионисий. Когда сюжеты постановок выходят за рамки дионисийских празднеств и драматурги обращаются к героическим сказаниям, трагедии утрачивают веселый характер и становятся частью общественной жизни.

Расцвет греческого театра приходится на период высокой классики и связан с именами трех великих драматургов: Эсхила , Софокла и Еврипида .

В V в. до Р. Х. после трагедий появляется новый драматический жанр – ко­­ме­дия (от греческого «совершать шествие»), также восходящий к дионисийским празднествам, на которых исполнялись шутливые и порой непристойные песни. Крупнейшим комедиографом эпохи высокой классики был Аристофан.

Скульптура. Искусство высокой классики достаточно полно характеризуют слова Солона: «Ничего лишнего». Это и были основные принципы, положенные в основу греческого искусства.

Статуи не были принадлежностью музеев и устанавливались в храмах, на площадях под открытым небом, в многолюдных местах, и прохожие воспринимали их как часть повседневной жизни. Скульптуры обычно раскрашивались яркими красками, соответственно и воспринимались. В эпоху классики портретное искусство не выработалось: в скульптурах внимание уделялось прежде всего пластике тела, а не выражению лица.

Одним из первых крупных скульпторов классической эпохи был Поликлет, написавший особое сочинение – «Канон», в котором попытался выявить основные элементы, из которых состоит человеческое тело, подчинить их определенному числовому соотношению. Поликлет максимально формализовал искусство, ища общезначимые законы пропорций, а статую Дорифора (копьеносца) создал в качестве иллюстрации своего сочинения, обладающей живой пластикой за счет приема, называемого хиазмом , благодаря которому до конца непонятно, движется Дорифор или нет.

Другим известным скульптором V в. был Мирон , художник, в противоположность Поликлету пытавшийся передать напряженное движение (статуя «Дискобола» ).

Архитектура. В классическую эпоху разрабатывается принцип ордеров. Ордер в архитектуре – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. В период классики появляется три основных ордера: дорический, ионический и коринфский , которые легли в основу европейской архитектуры XVI–XIX веков. Разница между ними лучше всего иллюстрируется на примере колонн этих ордеров.

Дорическая колонна простая и строгая, покрыта продольными желобками – каннелюрами, ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Это суровый стиль, в архитектуре его отождествляют с мужским характером и в дорических храмах колонны могли заменяться статуями атлантов . К дорическим относится храм Посейдона в Пестуме (ок. 460 г. до Р. Х.).

В ионическом ордере, возникшем, вероятно, под восточным влиянием, колонны прямые, практически без энтазиса (небольшого утолщения посередине, обязательного для дорических колонн); пропорции сооружений облегчены, им свойственны и легкость, и изящная утонченность. Капители сделаны в форме двух тугих завитков, волют . Ионический ордер в противоположность дорическому соотносили с женским началом –колонны иногда заменялись статуями девушек, кариатид . В таком духе был оформлен один из портиков Эрехтейона , храма, воздвигнутого на месте легендарного спора Афины и Посейдона на афинском акрополе.

В коринфском ордере колонны венчались стилизованными листьями аканфа.

Вершиной зодчества классического периода стал архитектурный комплекс афинского Акрополя , являвшегося одновременно святилищем, укреплением, общественным центром, местом хранения государственной казны, картинной галереи и библиотеки. В архитектуре Акрополя соединены два ордера: ионический и дорический.

Период поздней классики ( IV в. до Р.Х.)

История Греции в IV в. до Р.Х. – это история кризиса античного полиса, завершившаяся потерей политической самостоятельности. Из Пелопоннесской войны многие полисы Греции вышли обескровленными, с разоренным сельским хозяйством и ремеслом, нарушенными торговыми связями.

Политический кризис углублялся ликвидацией союзов греческих государств и попытками Спарты уничтожить демократический строй. Непрерывные войны между полисами разорили страну и увеличили число рабов. Представители наиболее реакционных слоев греческих рабовладельцев готовы были пожертвовать демократией и политической свободой во имя защиты своих интересов. После битвы при Херонее в 338 г. до Р.Х. Греция покорилась македонскому царю Филиппу II.

Кризис полиса, междоусобные войны, упадок демократии и, наконец, потеря политической самостоятельности не могли не отразиться на развитии греческой культуры, обнаруживающей в этот период первые признаки упадка. Но в греческом обществе еще живы были могучие силы, способные породить и философию Платона и Аристотеля, скульптурное творчество Лисиппа, и военный гений Александра Македонского.

Наряду с продолжением и развитием традиционных классических форм искусству IV в. до Р.Х., в частности зодчеству, приходилось решать и совершенно новые задачи. Искусство впервые начало служить эстетическим потребностям и интересам частного человека, а не полиса в целом; появились и произведения, утверждавшие монархические принципы. На протяжении всего IV в. до Р.Х. постоянно усиливался процесс отхода ряда представителей греческого искусства от идеалов народности и героики V в. до Р.Х..

Большое влияние на развитие культуры оказал завершавшийся в IV в. до Р.Х. кризис наивно-фантастической системы мифологических представлений, далекие предвестия которого уже можно увидеть в V в. до Р.Х. Но в V в. до Р.Х. народная художественная фантазия все еще черпала материал для своих возвышенных этических и эстетических представлений в искони знакомых и близких народу мифологических сказаниях и верованиях (Эсхил, Софокл, Фидий и др.). В IV в. же веке художника все более интересовали такие стороны бытия человека, которые не укладывались в мифологические образы и представления прошлого. Художники стремились выразить в своих произведениях и внутренние противоречивые переживания, и порывы страсти, и утонченность и проникновенность душевной жизни человека.

В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры – драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

В целом культура данного периода, на которую существенно повлияли изменения произошедшие в обществе, расценивается исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.



Похожие статьи
 
Категории