Что такое варны в древней Индии? Что такое варна, как ее определить? Высшая каста: брахманы.

07.03.2019

"Исполнить пусть плохо свой долг самолично гораздо важней, чем чужой сверх-отлично"

Бхагавад-Гита

Варны – это природное образование, которое разделяется по уровням развития сознания человека и определяет его положение в обществе.

Стоит особо подчеркнуть, что разделение на варны (касты) в изначальном и глубоком понимании – это не разделение по уровню материального достатка, а обозначение эволюционного духовного уровня людей, характеристики людей исходя из уровня их осознанности, мировоззрения, мировосприятия, понимания ими своего места в обществе, отношения к семье, родине.

Изначально варны (касты) служили именно для этого обозначения. Уже позже, с увеличением уровня деградации людей и сужением их понимания законов вселенной и мироустройства варны (касты) начали использоваться для обозначения материального положения человека, разделения общества на богатых, среднюю прослойку и бедных. Изначально люди знали, что занимаясь самосовершенствованием и самопознанием, идя по пути эволюционного духовного развития в течении жизни человек может перейти из одной касты в другую (причем как подняться на ступень выше, так и опуститься на ступень ниже). Варновая система также тесно связана с пониманием закона кармы.

Распределение людей по варнам (кастам) было у наших предков на протяжении долгой истории существования нашего народа. Славяне принесли традицию распределения людей по варнам (кастам) в Индию вместе с другими традициями и знаниями, которые индийцы сохранили до сих пор, хотя и привнесли в них некоторые изменения и дополнения согласно своему мировостприятию.

Сейчас в Индии сохранилась кастовая (варновая) система. В Индии принято, что принадлежность к варне (касте) передается по наследству, по семье, то есть если человек родился в семье брахманов (волхвов, ведающих), то его относят к касте брахманов, если человек родился в семье шудр, то его относят к касте шудр, такому человеку, даже если он является талантливым человеком и имеет какие-либо способности почти невозможно выйти из предубеждений о нем, что он шудра и чего-то добиться в деятельности, отличной от той, которой принято заниматься шудрам. То есть в Индии сейчас принято смотреть не на способности и реальный духовный эволюционный уровень, который человек проявляет с рождения, относящие его к конкретной касте, а стереотипно относить человека к касте по роду его рождения. Такой подход является ошибочным, основанным на утере глубинного понимания сути и причин разделения на варны (касты).

Когда человек определяет, к какой касте он относится – это всего лишь констатация факта, на каком духовном эволюционном уровне он находится сейчас и в течении нашей жизни мы можем проходить и находится в каждой.

Существуют 4 условных варны (уровни), переход в которых осуществляется в соответствии с развитием сознания человека:

Смерды (в индийской традиции - шудры)

Жизненные задачи шудры заключаются только в том, чтобы выживать и размножаться. Часто шудры рождаются, переродившись из животного состояния в человека, поэтому у них часто мышление далее инстинктивных мотиваций не заходит.

Наработки, получаемые на данном уровне – это умение выживать, работать с физическим миром, производить жизнеспособное потомство, служить и подчиняться, быть трудолюбивым, способность дисциплинированно и целеустремлённо выполнять работу. Шудре характерны действия повторяющиеся, хорошо знакомые в его трудовой деятельности, в разговорной речи, в проявлении чувств, в образе мыслей. Он спокойно себя чувствует только в хорошо знакомой ему обстановке и работе. Очень сильно выражен консерватизм и категоричность во всех его проявлениях. Пока в человеке сильно развит консерватизм, сознание нижней Варны не может придумать что-то новое для общества, поэтому оно адаптируется к тем условиям, которые есть, а адаптировавшись борется за то, чтобы они не менялись, ведь если что-то изменится, придется опять адаптироваться к новым условиям. Поэтому шудра по своей природе консервативен и не любит изменения.

Шудра любит физическую работу, причем постоянную работу с одинаковыми циклами. Ему лучше и легче махать молотом, чем ремонтировать маленький предмет, как наручные часы. Шудра может очень гордиться тем, что он тридцать лет проработал токарем на одном заводе, и произносить гордо: «Я – рабочий человек», – потому что это для него является великим достижением.

У него нет стремления к образованию, к познанию и изменению себя. Он всё время нуждается в самоутверждении. В действиях преимущественно присутствуют тенденции влечений, поэтому у него нет воли в значении регулятора его поведения. Мышление шудры стимулируется, в основном, при возникновении проблемной ситуации.

Шудра не способен руководить другими людьми – ему обязательно нужен руководитель и хозяин для организации работы. Он работает на хозяина, который ему говорит, что делать, как делать, когда и зачем. Шудра – это наёмный работник, вне зависимости от профессии, образования. Например, компьютерщик, рабочий с лопатой - оба шудры, если просто выполняют волю хозяина, безо всякой инициативы или творчества. Шудра живёт для себя с внутренним лозунгом «Всё наше, всё моё». Работает он довольно ограниченно, без какого-либо творческого начала: сказали копать – копает (нажимает клавиши), сказали не копать – не копает (не нажимает). К работе никакого интереса, главное, чтобы деньги потом заплатили. Просто исполнитель. Однако если в человеке проявляется высокий уровень мастерства и творчества он начинает выходить из уровня шудры. Мастер своего дела уже не будет являться шудрой. Деятельность мастера – это всегда творческий процесс.

Отработанный уровень шудры – это человек, который крепко стоит на своих ногах, физически развитых, выносливый, любящий физический труд, обладающий великолепным здоровьем и физическим, и психическим, с хорошо развитым материнским или отцовским инстинктом, верный служащий и незаменимый помощник во многих делах. Он любит природу, землю, у него больше всего развито инстинктивное мышление, он ближе всех остальных людей к земле, возделывает её, бережёт, питает других людей плодами своих трудов.

Веси (в индийской традиции - вайшьи)

Это следующая ступень в развитии человеческого сознания в обществе. Человек, который научился добывать себе пропитание, строить дом, и теперь он хочет создать себе какой-то комфорт и уют, появляется тяга к деньгам, эстетике, чувству прекрасного. У вайшью можно наблюдать повышенное стремление к комфорту. Это собственник, личный интерес которого выше общественного. Люди этой варны участвуют в создании материально-технической базы общества. Они организуют товарооборот, необходимый для жизни людей, формируют рабочие места, удовлетворяют потребности людей в питании, одежде, жилье.

Вайшью также распределяют товары и денежные средства среди людей.

Выросши из шудры в своём развитии, человек начинает увеличивать своё производство, нанимает людей, организует свой небольшой бизнес. Его товарооборот так значительно возрос, что он уже не способен с ним справиться в одиночку, и возникает необходимость в наёмных работниках. Вайшью – маленький хозяин, он управляет своими деньгами, работая на хозяина, или имеет свой бизнес. Рабочий-сдельщик или торговцы-частники чаще вайшью, как и многие мастера-индивидуалы.

Если шудра создаёт что-то прочное, то вайшью уже стремится создать из этого красивое и изящное, то есть не грубый предмет, а более тонкий.

У представителя этой варны развивается чувство воли, возрастает контроль над своими импульсами. Для него становятся характерны более сложные волевые акты. Он обладает способностью хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, формируются начальные организаторские способности. Вайшью может принять решение, которое касается сферы его деятельности. Он воспринимает обязательства на уровне договора и умеет договариваться с нужными ему людьми на взаимно выгодных условиях.

Основная мотивация вайшью – это страсть к накопительству и получение удовольствий, каким угодно образом. Выгода так же рассматривается только с точки зрения итогового получения удовольствия. Куда ни посади вайшью, он везде найдёт множество способов получить удовольствие, даже через страдание. Если лишить вайшью получения удовольствий, зачастую он теряет смысл жизни, жизнь для него кончена.

Шудра живёт инстинктивными чувствами (холод, голод, и т.д.), и поэтому он стремится удовлетворить свои чувства, т.е. жить, руководствуясь ими. Для этого он создаёт свой дом, чтобы не жить в холоде, и зарабатывает деньги на пищу, чтобы сытно питаться. Вайшью уже имеет более тонкий спектр чувств, и, помимо сытной еды, он любит еду красивую и изысканную. Требования к жилью более высокие, чем у шудры, они любят роскошь, но при этом страсть к накопительству так сильна, что при ситуации, когда вайшью может заработать довольно большую сумму денег, он забывает о любых удобствах и комфорте и даже о еде – он может несколько недель голодать, лишь бы не упустить свой куш. Шудра на это не способен.

Мировоззрение вайшью основывается на том, что всё можно купить и всё можно продать – «деньги могут всё», «деньги – это власть». В отличие от шудр, они стремятся к власти не только с целью выживания, но и с целью получения удовольствий.

У них проявляется способность быть «широкой натурой», которой «ничто человеческое не чуждо»; способность к напряжённому труду, творческое беспокойство. Сексуальность построена на том же принципе и не совсем им ясна, хотя они её удовлетворяют с довольно ярой охотой.

Витязи (в индийской традиции - кшатрии)

Когда вайшью отрабатывает качества, присущие его варне, он переходит в варну кшатриев (санскр. «господство, власть, сила, могущество, воин»). С изменениями в мировоззрении появляются новые мотивации. Для кшатрия свойственны такие качества, как честь, совесть, справедливость, лидерство, благородство, честность и т.д.

Кшатрий – благородный воин. Истинный кшатрий благороден и честен, он знает цену своего слова. Если человек варны шудры или вайшью не гнушается ложью и не считает зазорным получить какую-либо вещь с помощью обмана, то кшатрий считает данное поведение ниже собственного достоинства. Вайшью и шудры, дав слово, легко его нарушают, а истинный Кшатрий – человек слова во всех отношениях, он никогда не предаст своего друга и врага тоже, множество примеров этому можно видеть в различных романах, рассказах и пр.

Многие не могут понять, как это так, кшатрий не обманывает, ведь на войне все способы хороши. Но нужно отметить, что в сражении между кшатриями существует военная стратегия, а не обман и предательство.

Кшатрий умеет быстро приводить себя в состояние готовности, внутренней мобилизации своих сил. Человек этой варны познает все планы материальной реальности и законы их взаимодействия через способы управления собой и людьми, именно поэтому структура армии в большинстве случаев строится на таких людях.

У кшатрия хорошо развита сила воли, возрастает контроль над своими желаниями, потребностями, интересами. Для него характерны такие волевые акты, которые включают стадии постановки целей, обсуждения и борьбы мотивов, принятия решения и исполнения. На этапе борьбы мотивов верх берут высшие ценности – этические и моральные нормы, общественно значимое является личностно значимым. Для кшатрия характерна такая форма поведения как поступок.

В основе его интересов лежит интеллектуальная деятельность. Познавательный процесс идет через служение. Растёт уровень мышления – усиливается распределяемость внимания, развивается абстрактно-теоретическое мышление. Самооценка у кшатрия обусловлена мировоззрением, чувством долга, моралью и идеологией.

У каждого из кшатриев своя мотивация. Кшатрий – борец, для него жизнь – борьба со своими врагами внутри и вне себя. Но одни идут против системы, заставляя её, тем самым, усовершенствоваться и двигаться в нужном для её развития направлении, а другие, наоборот, устанавливают порядок внутри уже сложившейся системы. Но при этом нужно понимать, что кшатрий – это не драчун с кулаками (шудра). Он не будет драться ради того, чтобы размять свои косточки или «бросать понты». Всё это недоработки уровня шудры. Агрессия также присуща шудре, а не воину. Воину же присуща сила духа, собранность, развитая воля и чёткая дисциплинированность. Кшатрий не только заставляет других подчиняться закону, но и сам всегда его соблюдает. Это человек системы, государства.

На уровне кшатрия человек победил самый главный страх – страх перед смертью. Шудре и вайшью не дано победить данный страх и многие другие страхи. Для кшатрия доблесть и честь превыше смерти. Необходимое качество для кшатрия – героизм. Есть такое известное выражение – «Безумству храбрых поём мы песни». Но не нужно считать кшатрия глупцом, он не будет совершать глупых поступков – героизм у него разумный. Он не будет стремиться к геройству ради того, чтобы похвастаться перед окружающими.

Ведь то, что выглядит как героизм со стороны, может быть сделано и представителями двух нижних варн, например, вытащить из разрушающегося дома шкатулку с драгоценностями и прочее и получить немалую от этого прибыль.

Начинающий кшатрий стремится к бою, к защите, постигает искусство боя в совершенстве. По мере своего роста, воин начинает задумываться о структуре мира, и у него появляется желание его познавать теми способами, которые ему ещё неизвестны. Таким образом рождается волхв (брахман, маг, исследователь жизни, учёный).

Волхвы, ведуны, подвижники (в индийской традиции - брахманы)

На санскрите слово Брахман («благоговение; мировая душа; Бог-творец»). В первом случае ударение стоит на первом «а», во втором – на втором «а». В среднем роде это слово обозначает высший философский принцип Бытия – Сознания или Нирваны. В мужском роде оно олицетворяет молитвы, святое Писание и носителей Писания – браминов/брахманов.

Брахманы – это мудрецы, философы, учёные, исследователи, жрецы, священники, учителя, правители, йоги, маги, шаманы, мистики, ведуны - все те, для кого познание себя и Мироздания важнее всего в жизни.

Брахманом можно назвать каждого, кто несёт какую-то новую идею, которая прочно закрепляется в мире, кто генерирует «новое» – мораль, идеи, теории, мировоззрение, которые определяют направление эволюции в определенный исторический период. Например, новая культура, способ стихосложения, течение в искусстве и т.д.
Брахман обладает гораздо большей свободой воли, чем люди нижних варн: его разум, а не ум осуществляет контроль над формированием мыслей. Основная задача Брахмана - это помощь в раскрытии и наставничестве тех, кто к нему обращается.

Человек этой варны – это единство ученика и Учителя, он становится Индивидуальностью, которую знает, проявляет и помогает в этом другим. Его отличительной чертой является служение эволюции, постоянное стремление к гармонии, поиску и накоплению жизненной мудрости. Брахман всегда честен. В первую очередь это касается честности по отношению к самому себе, а из этого уже вытекает честность к Миру, ко всему, что находится в Мире, к каждой его частице, к каждой личности, которую он встречает на своём Пути. Мораль у брахмана в крови. Если человека нижних варн необходимо учить и прививать, что такое «морально» и «аморально», что "хорошо" и что такое "плохо", исходя из законов общества, в котором он находится, то для брахмана морали как таковой нет - она всегда в нём и с ним, ее необходимо только грамотно вскрыть и пробудить полноценно в течении первой половины жизни.

По Законам Ману человек не может называться брахманом, если у него имеются качества, присущие нижним варнам. Это означает, что у него неотработаны некоторые навыки нижних варн. Мы такого человека будем называть брахманом, который имеет недоработки по нижним варнам, потому что он имеет все возможности к доработке этих качеств в течении жизни; но только после этого его можно будет назвать истинным брахманом. Как только брахману удаётся отработать хоть одну нижнюю варну полностью, его энергетика возрастает, что позволяет ему работать с многократно увеличенной силой, т.к. он перестаёт впустую расходовать свою энергию.

В данном случае нужно понимать, что брахман может быть с недоработками по варне кшатрия, но у кшатрия наработки брахмана могут быть только в очень малой степени, т.к. мировоззрение варны выше человеку варны ниже не понятно, и чтобы познавать её, нужно перейти в эту варну.

Пройдя через все этапы познания кшатрия, человек становится в полной мере брахманом. Брахман ближе к Создателю, Творцу, он сам является творцом корректного образного мышления в своей части мира, где бы он ни находился. Но, в свою очередь, он не теряет навыков, которые он получил в варнах ниже. Плох тот брахман, который не способен себя прокормить, обеспечить нужными ему средствами, управлять миром. Он может выполнять работу шудры, вайшью, кшатрия, однако он будет подходить к ней творчески, изобретая новые методики, техники работы и т.д.

Брахманы всегда отличаются от других своим образованием - это от слова "образное мышление", а не быть интеллектуально нашпигованным различной информацией, и это далеко не всегда должно означать какое-либо техническое или гуманитарное образование. Рассматривая варну шудры, получив высшее образование, человек всё равно остаётся шудрой. Нужно отметить, что далеко не все брахманы имеют высшее образование по современным меркам, но они всегда будут мудры по своей природе и одновременно с этим у них очень сильно развито творчество, они творят новые видения и подходы, новые течения во всех сферах жизни общества, научные открытия, что развивает общество. Также брахманами можно назвать тех художников, поэтов, писателей, композиторов, кто создаёт новое в своей сфере – пишет стихи, музыку, книги, и т.д. Они способны внести новую струю в развитие человечества. Но нужно учитывать, что лишь очень малая часть работающих на таких местах – брахманы.

Брахман терпелив, он может ждать годами, если это необходимо, но, одновременно с этим, он знает цену времени и не будет тратить его напрасно. Если вам кажется, что брахман тратит время напрасно, возможно, вы не поняли его деятельность. Вспомним, как Будду считали ленивым, в то время как его работа происходила на совершенно других планах, недоступных окружающим. Он постигал свой дух, а обычные люди думали, что он просто не хочет работать и бесцельно тратит время.

Брахману не свойственна скука. Даже если его закрыть надолго одного в каком-то помещении, он всегда найдёт, чем заняться. Если человек нижних варн не может жить без общества, без присутствия других людей, то брахман в этом более свободен и наслаждается.

Четыре основных сословия древнеиндийского общества за тысячелетия жизни практически не изменили своих жизненных правил и моральных устоев, сохраняя огромную пропасть отчуждения между варнами: социальными пластами населения. Что такое варны в и какое влияние оказывают они на человека? В знании ли своего места хранится секрет индийской нации? Ведь известно, что Индия - самая мирная страна, ни разу не нападавшая на другие народности.

Что такое варны?

Это понятие в Древней Индии образовалось еще во II веке до нашей эры, когда был сформулирован основной закон Ману, прародителя человечества по версии индуизма. Этот свод законов вмещал в себя 2685 шлок, то есть двустиший, в которых передавалась суть социального (закона о кастах), юридического и правового законодательства.

Сословие общества, вмещающее в себя определенную группу людей, социальный пласт населения (варна в Древней Индии), определялось рождением, его нельзя было купить или подарить. Категорически запрещались браки между разными варнами, что скрупулезно преследовалось. Более того, если человек нарушил разделение по сословиям и создал неравный брак, его объявляли грешником, нарушившим вековые устои: его дети «наследовали» этот грех и были гонимы обществом.

Основных варн четыре: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, но также существовала негласная каста неприкасаемых. Позднее слово «варна», означающее «цвет» (кожи?), переименовали в «касты» (от португ. «род») с подачи португальцев, которые впервые в XVI веке посетили Индию, хотя, по некоторым данным, считается, что варна и каста - это все-таки разные понятия: варна - это сословие по рождению, а каста - по виду деятельности.

Если первые три сословия могли взаимодействовать на уровне работы, ведения хозяйства или других социальных моментов, то с шудрами контакты были крайне нежелательны. Для каждой варны был составлен специальный устав поведения и морали, который запрещено было нарушать:

  • Брахманы изучали «Веды» с 8 лет, а совершеннолетие наступало в 16 лет.
  • Кшатрии изучали священные писания с 11 лет, достигали совершеннолетия в 22 года.
  • Вайшью изучали ведическую мудрость с 12 лет, а входили в совершеннолетие с 24 лет.
  • Шудрам запрещалось изучение древних ведических текстов.

История о возникновении варн

«Веды» - древнеиндийские книги мудрости, передаваемые многие века как основное достояние индийской культуры. Согласно «Ведам», верховный творец материального мира Брахма из своего рта породил варну брахманов, наделив их святостью, высшим духовным знанием и мудростью истины, из рук он воссоздал варну кшатриев, поэтому им свойственна мощь, сила и активность. Из своих бедер создал вайшью - людей с рыночным складом ума, которые из ничего могли сотворить богатство или хотя бы небедное существование. Последняя варна - шудры - была создана из стоп Брахмы, поэтому ей на роду было написано повиноваться и служить всем остальным вышестоящим.

Более того, варны - это разделение на сословия по уровню сознания, мотивам поведения и внутреннему духовному миру, который определяет окружение, а в первую очередь родители. Именно поэтому с рождения ребенка ревностно оберегают от общения с другими сословиями, дабы не исказить его однонаправленность ума.

Суть идеи - в одном слове

У некоторых преподавателей есть довольно простое объяснение, как обозначить варну одним словом:

  • Шудра - «боюсь». Низшее сословие, живущее в постоянных низменных страхах: голода, холода, незащищенности от людей и стихии.
  • Вайшьи - «прошу». Людям из этой варны легко просить, они часто всего добиваются благодаря «толстокожести» при продвижении своего интереса.
  • Кшатрий - «верую». Люди сильной веры, часто не основанной ни на каких основательных фактах.
  • Брахман - «знаю». Сословие, чья жизнь основана на истинном знании.

Высшая каста: брахманы

Жрецы и ученые-мыслители, духовные наставники, досконально знающие священные «Веды» и религиозные деятели, учителя - все они принадлежат к варне брахманов, самой высокой и почитаемой среди сословий, которые участвуют в судьбах города (управление, суды), занимаются научной деятельностью. Они аскетичны и уравновешенны, милосердны и высокодуховны.

Даже если брахман занимался недостойной для его родословной деятельности - земледелием или ткачеством, то это объяснялось тем, что он постигает природу этого действа, то есть ведет философские наблюдения и размышления. Считалось, что белый цвет - это исключительно для браминов.

Дозволяется только в особо тяжелых случаях нарушение закона (что бывает крайне редко и считается очень постыдным). Причинить вред брахману - это очень тяжелая карма, которая годами преследует посмевшего преступить вековые традиции.

Средний уровень человека

Их называют кшатрии: воины, правители, военачальники, общественные и административные деятели. В древности они считались потомками ариев, аристократов по рождению и особых воинов, добившихся этого положения своими подвигами: полны героизма и силы духа, терпения и щедрости.

В их руках была сосредоточена политическая власть города или области, довольно часто они обладали обширными поместьями и землями, поэтому, по сути, у них был двойной доход: от земель и жалование от государства за военные действия (если таковые были). Кшатриям было разрешено даже убивать во имя справедливости и защиты чести тех, кто не мог постоять за себя, - женщин, детей. Красный цвет - это принадлежность к кшатриям.

Сословие торговцев

Люди, тесно имеющие дело с деньгами, - торговцы, земледельцы и ремесленники - вайшьи (вайшью). Их склад ума разительно отличался от брахмана или далита: жилка предпринимателя была в крови, и уже с раннего детства представители этой варны умели зарабатывать себе на жизнь.

Это не значит, что обязательно такой человек жил в достатке, будучи спекулянтом или ростовщиком, нет, но вайшью точно владел достойным ремеслом, которое поддерживало достаточный для того времени уровень бытия. При всем этом вайшью принадлежал желтый цвет, считался простолюдином и не имел весомого голоса в социуме, но и не был гоним, как шудра.

Низший уровень: шудры

Наемные рабочие, слуги и вообще все население, живущее за чертой бедности, как материальной, так и духовной, называют шудрами. Общение с ними высших каст считалось недостойным, на грани пожизненного позора.

Из всех варн именно шудры терпели самые сильные притеснения со стороны государства: они платили большой налог, их судили за проступки особенно строго и не допускали к проведению религиозных обрядов, что считается довольно весомым знаком. Шудру можно было купить и продать, забрать у него имущество, не боясь наказания: объяснение было одно - он рожден прислуживать, а значит, роптать не может по факту. Цвет шудры, естественно, черный.

Далиты (неприкасаемые) или парии

Двадцать процентов всего населения Индии - это именно далиты, которые не имеют никаких социальных и юридических прав: с ними запрещено общаться, им не дозволено входить внутрь храма или во двор к человеку из другой варны или касты, а если они посмеют взять воду из общего колодца, которых полно на территории Индии, то их просто растерзает оскорбленная толпа.

Историки считают, что возникла эта варна в Древней Индии из местного населения, завоеванного ариями, которые обосновали свои поселения на их территории и использовали туземцев как рабов для самой грязной и тяжелой работы. В нынешнее время ничего не изменилось: неприкасаемые чистят туалеты, убивают животных для пищи и выделывают кожу, убирают мертвых животных и мусор с улиц, стирают одежду (прачки-дхоби). Такая варна, что клеймо на своем роду и навсегда: так как отношение к варне передается по наследству, у далитов нет никаких шансов разорвать этот порочный круг, разве что правительство изменит древний свод законов и упразднит устаревшую систему, нарушающую права человека, за что долгое время боролся Махатма Ганди.

Аналоги в славянской культуре

Чтобы понять, что такое варны, обратимся к традиции славянских народностей, в которой тоже имелись свои родовые отличия:

  • Волхвы, или ведуны, - это брахманы в индуизме, в Древней Руси также являлись хранителями духовных знаний, неся их через века поколений.
  • Витязи - кшатрии, воины и защитники отечества, а также правители: князья, цари и воеводы.
  • Веси - вайшьи, торговцы, земледельцы и ремесленники являются основным слоем общества в любой стране.
  • Смерды - шудры, также существуют для служения трем остальным сословиям, так как не имеют склонности к умственной или философской деятельности, а также обладают низким уровнем духовности. Им достаточно поесть и поспать, совокупиться - большего их сознание не требует, в отличие от более высоких сословий.

Впервые четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте » «Риг-веды », где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека Пуруши :

Более поздние памятники повторяют как идею четырёх варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя , родоначальника традиции. Одна из самых известных версий сюжета трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в варны) содержится в «Законах Ману » (где варновая структура общества получила свою кодификацию):

А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.

А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр - служение этим варнам со смирением.

Следует отметить, что Брахман имел право получить милостыню (по своей сути - взять себе в собственность любое имущество, которое он хотел). Кшатрия же имел право помиловать кого-либо. При посвящении в ученики мальчик получал шнур, изготовленный из различного материала для представителей разных варн, который был обязан носить до конца жизни.

Уже в Древней Индии внутри варн началось расслоение, которое привело к образованию многочисленных каст .

Брахманы

В типичной сельской местности высший слой кастовой иерархии образуют члены одной или нескольких брахманских каст, составляющие от 5 до 10 % населения. Среди этих брахманов присутствуют некоторое число землевладельцев, несколько деревенских писарей и бухгалтеров или счетоводов, небольшая группа служителей культа, выполняющих ритуальные функции в местных святилищах и храмах. Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу, хотя возможна женитьба на невесте из семьи, принадлежащей к аналогичной подкасте из соседней местности. Брахманам не полагается ходить за плугом или выполнять определенные виды работ, связанные с ручным трудом; женщины из их среды могут прислуживать в доме, а землевладельцы обрабатывать наделы, но только не пахать. Брахманам позволительно также работать поварами или домашними слугами.

Брахман не вправе употреблять кушанья, приготовленные вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других каст. В выборе еды брахман соблюдает множество запретов. Члены касты вайшнава (поклоняющиеся богу Вишну) придерживаются вегетарианства уже с 4 в., когда оно становится массовым; некоторые другие касты брахманов, поклоняющихся Шиве (брахманы шайва), в принципе не отказываются от мясных блюд, но воздерживаются от мяса животных, входящих в рацион низших каст.

Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса, за исключением тех, которые считаются «нечистыми». Брахманы-священнослужители, а также члены ряда религиозных орденов часто узнаются по «кастовым знакам» - нарисованным на лбу белой, желтой или красной краской узорам. Но такие отметины указывают только на принадлежность к основной секте и характеризуют данного человека как поклоняющегося, например, Вишну или Шиве, а не как субъекта определенной касты или подкасты.

Брахманы в большей мере, чем остальные, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривались их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, ученые, учителя и чиновники. Еще в первой половине 20 в. в некоторых районах брахманы занимали до 75 % всех более или менее важных государственных должностей.

В общении с прочей частью населения брахманы не допускают взаимности; так, они принимают деньги или подарки от членов других каст, но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера. Среди брахманских каст нет полного равенства, но даже низшая из них стоит над остальными самыми высокими кастами.

Кшатрии

Вслед за брахманами наиболее видное иерархическое место занимают кшатрийские касты. В сельской местности они включают, например, помещиков, возможно связанных с бывшими правящими домами (например, с раджпутскими князьями в Северной Индии). Традиционными в таких кастах занятиями являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях и в войсках, но ныне эти касты уже не пользуются прежней властью и авторитетом. В ритуальном отношении кшатрии стоят сразу за брахманами и тоже соблюдают строгую кастовую эндогамию , хотя допускают брак с девушкой из более низкой подкасты (союз, называемый гипергамией), но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину подкасты ниже ее собственной. Большинство кшатрий употребляют мясо; они вправе принимать пищу от брахманов, но не от представителей каких-либо других каст.

Вайшьи

Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространенные категории неприкасаемых - это чамары (кожевники), дхоби (прачки), парии .

Современное положение

Несмотря на то, что варны возникли примерно 2-3 тысячи лет тому назад, они продолжают существовать в современной Индии, хотя их роль и значение в жизни общества неуклонно понижается. В сельской местности варны играют сравнительно более важную роль, чем в городах. Во многих фирмах и корпорациях, также как и в государственных учреждениях, принадлежность человека к той или иной варне официально не играет никакой роли, хотя случаи дискриминации по этому признаку довольно часты.

См. также

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка - история )
  • (недоступная ссылка - история )

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Варны" в других словарях:

    - (санскр. букв. качество, цвет), 4 основных сословия в Др. Индии. Господствующее положение в обществе занимали брахманы и кшатрии. Трудовое население входило в варны вайшиев и шудр, положение последних было приниженным. Наиболее угнетенными и… … Большой Энциклопедический словарь

    - (санскрит, буквально качество, цвет), 4 основных сословия (касты) в Древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры … Современная энциклопедия

    В Древней Индии четыре основных сословия касты. Члены первых трёх варн брахманы (жрецы), кшатрии (военная знать), вайшии (общинники) в детстве проходили обряд посвящения, считавшийся вторым рождением, поэтому назывались дважды рождёнными. Браки… … Исторический словарь

    Варны - (санскрит, буквально качество, цвет), 4 основных сословия (касты) в Древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (санскр., буквально качество, цвет), четыре основных сословия в древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры. * * * ВАРНЫ ВАРНЫ (санскр., букв. качество, цвет), четыре сословия Древней Индии. Представителям самой высшей варны брахманам (см.… … Энциклопедический словарь

    варны - нарыв … Краткий словарь анаграмм

    Варны индийские касты Варны западнославянское племя у реки Варнов Список значений слова или словосочетания со ссылк … Википедия

Варна - уровень эволюционного развития человека в обществе («вар» - краска, т.е. цвет эфирного тела).

По материалам книги «Инглиистический словарь»

Великий законодатель Ману учит: люди разделяются естественным эволюционным развитием на четыре варны – ведуны, витязи, весии смерды.
ВЕДУНЫ – те, кто обладают мудростью, т. е. способны держать под контролем ум и чувства, обладают терпимостью и простотой, чистотой, знанием, правдивостью, верой в ведическую мудрость, преданностью Прародителю и т. д. Они преподают Ведическое знание, являются свещеннослужителями, совершают обряды и ритуалы.

ВИТЯЗИ – те, кто обладают добродетелью, силой, решительностью, отвагой в бою, благородством и умением руководить. Хотя они и изучают Ведические писания, но никогда не выступают в роли проповедников и учителей. Их обязанность – сражаться засправедливость.
ВЕСИ – те, кто занимаются земледелием, торговлей, выращиванием коров. Корова считается одной из матерей человека, так как кормит его своим молоком. Поэтому по законам славян убийство этих животных считается преступлением. Как царь обязан защищать своих подданных, так веси должны защищать коров. Когда животное умирает насильственной смертью, его развитие останавливается. Ему придётся вновь рождаться в таком же теле и прожить всю свою жизнь до естественного конца, приобретая полный опыт данного воплощения. Кроме того, убийца и его жертва на уровне природы являются одним организмом, поэтому они неотделимы друг от друга. Их можно сравнить с разными существами внутри человеческого тела. Например, если лимфоцит вредиткрасному тельцу (эритроциту), то он приносит вред всему организму, а значит и самому себе. Если замедляется развитие жертвы, то, естественно, замедляется развитие всей природы, а значит, и развитие убийцы. А по закону причин-но-следственной связи вся греховная ответственность за совершённые действия ложится на него, создавая его судьбу как в этой, так и в следующей жизни.
Ведическое общество не нуждается в индустриальном развитии и урбанизации. Славяне издревле знали, что можно жить счастливо, имея землю, выращивая на ней зерно и коров. Ибо обогащает страну не мышечный труд, а продажа зерна за границу, являющегося чистейшим даром Природы. Но если продаются цветные металлы, нефть и другое сырьё, чтобы купить хлеб, государство не только не обогащается при этом, а приводит свой народ к обнищанию и впрягает его в колониальное ярмо других стран, дающих хлеб. Поэтомубогатство весей составляют не деньги, а коровы, зерно, молоко и масло. Но, тем не менее, они не отказываются от ношения драгоценностей, красивой одежды и даже золота, получая их в обмен на свои сельскохозяйственные продукты.
СМЕРДЫ – это те, кто служат трём остальным варнам, ибо они не имеют склонности к умственной, военной и торговой деятельности и, как следствие, довольны своим положением. Они довольствуются тем, что: едят, спят, обороняются и совокупляются. Долг всех четырёх варн – непричинение вреда, правдивость, чистота и самообладание. Включение в одну из варн зависит от индивидуальных природных способностей и наклонностей человека, наглядно прослеживающихся по той жизненной цели, которую он ставит перед собой.
Такой целью могут быть:
 вожделение – безконтрольная деятельность жизненных чувств. Это состояние смерда.
 выгода – сознательно управляемое осуществление желаний. Это состояние веси.
 ответственность – правильность действий. Это состояние витязя.
 самосовершенствование – жизнь в духовности и про-поведование вероучения. Это состояние ведуна.
Каждая из варн имеет своё соответствие с качествами природы (невежеством, страстью и добродетелью) и отражает следующее:
 СМЕРДЫ – тьму, неведение, неподвижность, непроявленные возможности.
 ВЕСИ – соединение неведения, страсти и усиленного действия.
 ВИТЯЗИ – соединение страсти и справедливости.
 ВЕДУНЫ – просветление, покой, равновесие.
Поэтому:
 смерды живут в страхе, унынии и заботах;
 веси – в горе, радости и труде;
 витязи – в гневе, ярости и битве;
 ведуны – в спокойствии, умиротворении и молитве.
В соответствии с варной даются имена. Если у человека варна свещеннослужителя, то его имя должно состоять из слов, означающих благость, прославление Всевышнего, радость, любовь, знание. Если варна воина, то имя должно содержать слова, означающие порядок, власть, защиту, борьбу, ратную силу. Имя ремесленников и крестьян должно означать богатство, созидание, домовитость, вид деятельности; а у слуг – услужение, черту характера, внешнюю примету.
По материалам книги А.В.Трехлебова «СЛАВЯНСКИЙ ИМЕНОСЛОВ»

ВАРНА – эволюционная ступень развития человека в обществе. Определяется по цвету его Жар-тела («жар» – огонь, пламя, свет, цвет; «вар» – краска, варево) и по той жизненной цели, которую ставит перед собой человек. Если он желает только еды, отдыха, совокупления, покоя и развлечения, то является смердом; если овладевает богатсвом и семейным благополучием, то – весей; если служит своему народу и защищает его, то – витязем; если самосовершенствуется и одухотворяется, то – ведуном.
Природа-матушка разумна и целесообразна. Одних людей она наделяет хорошей физической силой, чтобы быть воинами и пахарями, других – ловкостью, третьих – особым умением выполнять тонкий и кропотливый труд, четвёртых – мудростью, то есть тем великолепным неравенством, без которого невозможно создание никакой культуры. В соответствии с этими естественными особенностями людей Ведическое общественное устройство Славяно-Ариев имеет три варны: ведуны, витязи и веси.
Ведуны (волхвы, брахманы, рахманы) являются душой общества, носителями Истины и Глагола закона. Они обитают в свещенных рощах, пустыньках (от слова «пустить» – в духовный мир, а не от слова «пустыня»).
Витязи (воины, бойцы, кшатрии – от слов «кша» – гроза и «три» – три, или раджи – от древнерусского «рядче» – царь) являются сердцем общества, проводниками силы закона Правды. Ранее они жили в кремлях, детинцах, заставах, передвигались вдоль границРоссии и уравновешивали две крайние силы общества – свещеннослужителей и мирян.
Веси (селяне, огнещане, то есть податное население; вспомните известное изречение – «города и веси») являются плотью общества, вместилищем закона общественного бытия и обрядного устава. Кроме этих трёх варн существует ещё варна судр – от слова «суд», то есть осуждённые. Их ещё называют смерды – от слов «смерть», «смердить», то есть имеющие зловонный запах тела из- за неправильного образа жизни. Это те люди, которые не желают выполнять естественные природные законы, изложенные в Ведах. Ранее все смерды были отвержены от общества за преступления, ныне они живут в нём.
Греческие исследователи также делят Скифов, то есть Славяно- Ариев, на варны: свещеннослужителей-пастухов, военных-меченосцев и земледельцев. Но эти три варны (на санскрите – «варна» буквально означает «цвет», то есть имеется ввиду цвет биополя человека, его Жар-тела, зависящий от уровня духовного развития) являются под именами различных народов, а именно: Волохов-Алан, Гетов и Ругов. Рассмотрим варны подробнее.
Варной свещеннослужителей – ведунов, брахманов, (приволжцы до сих пор называют самый верхний мачтовый парус «брамтоп», т.е.царь-парус, высший парус), рахманов, которые в одухотворённом обществе древних Славяно-Ариев занимали руководящее положение и которых называют «Царскими Скифами», были Волохи – волхвы и алане. Упоминание о праведной жизни брахманов или рахманов встречается в летописи Нестора со ссылкой на летопись Георгия Амартола (IX в.) и в сборнике старца Кирилло-Белозерскогомонастыря Ефросина (XV в.). О рахманах как образцовых христианах рассказывается и в апокрифическом писании «Хождение Зосимы к рахманам».
ВАРНЫ и возникновение языческих племен и народов
Санскритское название смердов «пададжа» содержит три смысла: «пад» – пята, след, ступня, подножие; «пад» – пятно, запятнание, запрет, приговор и «пат» – падение, преступление. Порода пададжа или смердов была в предвидении творения, и «Брама закончил творение воплощением дхармы (закона), царя царей. Закон есть истина, и истина есть закон, и нет ничего превыше его; ибо посредством его справедливость преобладает над силою».
По этому закону народоустройство составляет собственно три ветви единого корня рода: ведуны как глагол закона; витязи как рамена, сила закона; веси как вместилище закона. Четвертое же сословие – «турийа-варна», происшедшее от изверженных законом людей трёх первых варн, носит название «судра» или «смердов».
Прародитель человечества Ману в 1-й книге о миротворении (слока 2-я) говорит о законах, касающихся изначальных людей и народов, появившихся от их смешения. При этом смерды, как отверженные законом, лишались всех прав: «Для смерда нет обряда, он волен исполнять и не исполнять обязанности благочестия и Веры. И если он исполняет обязанности движей (дважды рождённых – по плоти и по духу), то есть первых трёх сословий, то избавляется от безчестия и возвысится и в этой жизни, и в будущей».
Понятно, что закон только на основании покаяния (изменения сознания) признал в общем укладе общества варну смердов – как исключение из правил Сословиям арийас (благородных) воспрещены были браки со смердами. Эти браки уподоблялись сочетаниюдобра и зла, и по степеням смешения крови доходили до крайнего нарушения человеческой природы в породе «чандала» (буквально – собакоедов), то есть подонков или презреннейших из людей – смердов.
Например: от союза витязя с дочерью смерда нарождался угра (отсюда – урка, бандит), соединяющий в себе и достоинства витязя(силу, смелость, отвагу и т.д.) и низкие чувства смерда (злобу, наглость, себялюбие, невежество и др.). В нём сочетались мужество первого и жестокость второго.
Смешанные породы и языки носили название «млечжа» (от «мела» – смешение, сборище), то есть – язычники, отсюда: «иные народы, иные языки». Все, лишённые прав и гражданства, исключённые или изгнанные из Ведического общества, прозывались «дасьюс», что значит слуга, тать, нарушитель закона, враг. Под этим именем подразумевалось и отступничество от Закона («Дасьюха» – имя демона Бали, главы титанов) и вообще нечистая и враждебная сила духов тьмы.
Поэтому в молитвах Ригведы мы встречаем частое обращение к божеству об охранении верующих от дасьюс (демонов):
«Индра! вспомоществуй верным (арийас), приносящим тебе моление, и накажи неверных (дасью).
— Предай безславию нечестивых (дасир)!
— Индра! порази совершающих зло (дасьюн) и охрани благочестивых.
— Огради верных от неверных (дасьяво), накажи безбожных и дай умоляющим Тебя победу над ними».
Кроме прозвища «дасьюс», племена смешения носили и знакомое европейцам название «парии», что значит – нарушители, противники закона, изгнанники, отверженные. Названия трёх коренных законных сословий – арийан и отверженных племён четвёртого – турийан сохранились в персидских сказаниях, отразившись в названиях иранских и туранских племён (отсюда и русское слово «затурканный», т.е. глупый). Ману перечисляет родоначальные породы или племена смердов- турийан, из которых одни уже говорили на языке млечжа, или смешения, а другие ещё употребляли язык Славяно-Арийский:
«За нарушение закона и обрядов Веры, из отлучённых витязей постепенно образовались следующие породы смердов или дасьюс (отверженных):

По материалам книги А.В. Трехлебова «КОЩУНЫ ФИНИСТА»

Из этой статьи вы узнаете, что такое варны. Как они связаны с кастами и существуют ли в современности?

Почти все страны древности были разделены на сословия. В 15-16 вв. до н.э. в Древней Индии особенно ярко это деление проявилось в результате прочной организации общин и не уступающих им в стойкости пережитков жизни племён.

Сословный принцип определяет сущность системы варн. Разберёмся, что такое варна.

Исторически Древняя Индия начала формироваться как рабовладельческое государство. При его окончательном формировании разделение всех свободных на четыре варны объявили единственно законным и освятили религией.

Замкнутые сословия

Смысл термина «варна» определяется на санскрите как «цвет, свет», «вид», «разряд» людей.

Признаны два варианта того, что такое варна.

  • Варна - «цвет, свет» - применяется для обозначения арийцев. Они обладали голубыми глазами и светлой кожей. У местных племён была чёрная кожа.
  • Варны трактуются как закрытые группы, которые сформировались в результате разделения труда.

Варны в Древней Индии:

  • брахманы (жрецы);
  • кшатрии (воины);
  • вайшья (торговцы, земледельцы, скотоводы);
  • шудры (слуги).

Верховная варна - брахманы. Они исполняли функции жрецов. Изучали священные книги, ведические гимны. Участвовали в управлении государством, разрабатывая законы и указания.

Следующая по значению варна - это кшатрии. Сюда входили профессиональные военные. Система варн определяла их обязанности и полномочия. Кшатрии являлись сборщиками налогов и пошлин. Они получали в распоряжение военную добычу и захваченных рабов.

Третья варна - вайшьи. Это земледельцы, ремесленники, крестьяне и торговцы. Они являлись полноправными общинниками.

Четвертая варна - шудры. Это разорившиеся крестьяне вне общины, бывшие рабы, чужаки. Предназначались для услужения.

Касты

Что такое варны, касты, классы в Древней Индии? Это до сих пор является темой обсуждений востоковедов.

Со временем каждая варна расслаивалась на богатых и бедных. Но крепкие узы семьи, общины поддерживали закон и религия. Это тормозило возникновение классов.

Несмотря на то, что древнеиндийское государство являлось рабовладельческим, в законах не противопоставляются рабы и свободные люди. Касты практически вытеснили классы.

Касты - это и этносы, и общины по профессиям, и воинские кланы, и религиозные общины.

Варны и касты нашли отражение в государственной конституции Индии. От того, к какой варне принадлежит человек, зависят его права и обязанности. Кастовая же принадлежность отражена в семейном праве.

Занятия людей не всегда соответствовали их кастам. Поэтому касты разделились на множество подкаст.

Касты сегодня

В официальных переписях населения, которые проводятся раз в десять лет, удалена графа о касте. Последний раз перепись, содержащая этот пункт, проводилась в 1931 году. Тогда насчитали около 3000 каст. Не обязательно, что учли все существующие подкасты.

Конституция Индии является самой большой в мире. Махатма Ганди при переходе Индии к независимости не смог отменить систему, оставленную предками.

В Конституции сохранены законы о касте и племени, хотя и отменена кастовая дискриминация.

Всеобщее избирательное право только укрепило коллективный дух и сплочённость каст.

Политические деятели используют кастовые интересы, чтобы заручиться поддержкой электората.



Похожие статьи
 
Категории