Цирк дю солей кто основал. История цирка Дю Солей (Cirque du Soleil)

13.02.2019

Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 года в г. Квебек, франкоязычной канадской провинции Квебек. Карьеру начал в 14 лет, выступая на улицах родного города — глотал огонь, ходил на ходулях, играл на аккордеоне.

В 18 лет бросил колледж и уехал на гастроли с труппой бродячих циркачей. Объездил полмира. Лучшие впечатления сохранил о Гавайских островах и Франции.

Цирк Солнца — рождение

Вернувшись в Канаду, Ги Лалиберте вместо сказочных богатств привёз мешок сумасшедших идей и опыт организатора цирковых представлений.

Здесь он находит единомышленников среди друзей детства. Это владелец консалтинговой компании Даниэль Готье и уличный циркач Жиль Сен-Круа. Вместе они разрабатывают концепцию нового цирка и составляют план её реализации.

Жаль, легенда рождения Цирка Солнца умалчивает имя муниципального чиновника, к которому обратился за помощью молодой «глотатель огня». Своей страстной речью Лалиберте убедил его, что пройдёт совсем немного времени, и новый цирк станет визитной карточкой Канады, наравне с кленовым листком и хоккеем.

Власти Монреаля (столицы провинции Квебек) пошли навстречу самоуверенному «факиру» и выделили сумму, нужную для постановки спектакля в честь 450-летия открытия Канады. Так в 1984 году была создана компания Cirque du Soleil .

Цирк Солнца — становление

Далеко не всё было безоблачно в судьбе молодого цирка. Вслед за успешными выступлениями во всех крупных городах Канады последовал провал представления в шапито, построенном возле Ниагарского водопада. Туристы предпочитали наслаждаться красотами природы, игнорируя рекламу неизвестного шоу. Цирк Солнца едва не прогорел.

Полной авантюрой была и поездка на цирковой фестиваль в США. В случае провала у труппы не оставалось денег даже на обратную дорогу. Однако здесь Цирк Солнца ожидал головокружительный успех и внимание серьёзных инвесторов.

В 90-е годы Лалиберте много путешествует, изучая цирковое искусство разных стран и народов. Со временем, это опыт стал основой большинства спектаклей.

«- Когда вы пришли к идее соединить искусство цирка и бизнес? В вашем здании в Монреале тренировочные площадки прямо-таки переплетены с офисами.

Двадцать пять лет назад. Мы практически сразу поняли, что можем жить за счет нашего цирка, и изначально были намерены расширяться, регулярно выпуская новые представления. И мы, руководители, и артисты должны понимать, что это не только развлечение, это бизнес. Конечно, сначала пришлось попотеть, это было нелегко. Но уже спустя три года после основания, в 1987 году, у нас был большой успех в Лос-Анджелесе, и с тех пор мы довольно успешны — и как артисты, и как менеджеры".

Цирк Солнца — особые приметы

О детище Ги Лалиберте говорят, что это единственный цирк, где не мучают животных. Действительно, всех животных в представлении изображают люди. Кроме морального удовлетворения, это приносит компании существенную материальную и медийную поддержку партии зелёных.

Сценическая площадка Цирка Солнца — это арена, вывернутая наизнанку. Зрители находятся ниже основной сцены. Артисты падают или спускаются сверху, появляются из запутанной системы лабиринтов и люков. Исполнив свою роль, незаметно растворяются в искусственном тумане или среди многочисленных декораций.

Главное отличие Цирка Солнца: любое представление — это цельный спектакль с единой драматургической основой. Номера плавно перетекают один в другой, не разрушая общую атмосферу зрелища.

Наравне с захватывающими и рискованными цирковыми номерами, ведущая роль в организации действа принадлежит музыке, цветовому и световому оформлению. Таких фантастически-красивых костюмов и декораций вы не увидите больше нигде. С успехом используются технические новинки, многие из которых обязаны своим появлением «креативному кабинету» компании, где Ги Лалиберте собирает 7−8 своих близких друзей для совместного творчества.

Так, зрители «Евровидения», проходившего в Москве, были поражены «летающими бассейнами».

Цирк Солнца в цифрах

Главный офис компании был построен на окраине Монреаля. Это жёлто-синее здание площадью 18 600 квадратных метров. Высота потолков большого тренировочного зала — 23 метра.

Ежегодный доход от спектаклей — 810 миллионов долларов.

Оборудование во время гастролей перевозит 71 трейлер.

Представления Цирка Солнца посмотрели 80 000 000 человек.

Ткань для главного шатра весит более 5 тонн.

На кастинги для новых артистов компания ежегодно тратит 45 миллионов долларов.

«…мой мозг. Он так устроен, что одновременно заточен и на бизнес, и на творчество. Обычно же как бывает: либо ты хороший бизнесмен, но слаб как творческая единица, либо ты творец, но очень плохой бизнесмен. Я же нашел баланс между коммерцией и искусством. Ну и второе: я умею находить правильных людей, из которых получается отличная команда, и, следовательно, удаются проекты любой сложности».

Наши — везде!

Некоторые сценографические и драматургические приёмы Ги Лалиберте «подсмотрел» у знаменитых «Лицедеев». С их основателем и идейным вдохновителем Вячеславом Полуниным Ги подружился в Санкт-Петербурге. Почти год «Лицедеи» участвовали в одном из представлений Цирка Солнца.

Вообще, в Cirque du Soleil очень много выходцев из бывшего СССР. Кроме циркачей, это известные спортсмены и музыканты.

Приглашение принять участие в спектаклях сезона 2011 года получила Ксения Симонова. Её «песочная анимация» завоевала 1-е место в телевизионном шоу «Україна має талант» и получила многочисленных поклонников благодаря Интернету.

Личные награды Ги Лалиберте

1997 г. — кавалер Национального Ордена Квебека.

2001 г. — Почётный житель города Монреаль.

2004 г. — Орден Канады (высшая награда страны).

2004 г. — журнал «Time» назвал Лалиберте в числе 100 самых влиятельных людей в мире.

2008 г. — почётная докторская степень Университета Лаваля.

Ещё большая награда — пятеро детей, обожающих своего папу-клоуна.

Кроме того, Ги Лалиберте — один из самых известных игроков в покер, регулярно принимающий участие в международных соревнованиях.

Звёздный клоун

В 2009 году Ги Лалиберте сделал уникальный подарок к своему 50-летию и 25-му дню рождения Цирка Солнца.

30 сентября он стал 7-м по счёту космическим туристом. С борта МКС (Международной Космической Станции) Лалиберте провёл 2-х часовое мировое шоу «Сдвинуть звёзды и Землю ради воды», посвящённое иссякающим источникам воды на Земле. В шоу приняли участие U2, Шакира, Питер Габриел, Сальма Хайек, Альберт Гор.

«Тема воды — источника жизни захватила меня , — отметил Ги Лалиберте во время прямой трансляции с борта МКС. — Когда несколько лет назад я узнал о том, что каждые восемь секунд на планете гибнет ребенок из-за недостатка питьевой воды, я понял, что нужно действовать» .

Все, кому повезло побывать на спектаклях Цирка дю Солей, говорят об ощущении праздника и полного счастья, рождённого фантазиями великого Ги Лалиберте и его команды.

Цирк Солнца Ги Лалиберте или История о Совершено Особенном Цирке.

Цирк Солнца (Cirque du Soleil) довольно молод. Его история берет свое начало в 1984 году, когда Ги Лалиберте, в то время еще простой циркач, решил создать Совершенно Особенный Цирк. Что значит «совершенно особенный»? О, об этом можно говорить очень долго! Прежде стоит обратиться к личности самого Ги…

Его биография весьма разнообразна и богата на всяческие приключения. Этот человек, являющийся просто кладезем уморительных затей, начал свою карьеру циркового артиста будучи 14-летним мальчиком. Сначала он подрабатывал игрой на аккордеоне, потом ассистировал при подготовке номеров, к семнадцати годам создал свой первый трюк с глотанием огня и стал самостоятельным артистом.

Специального образования мсье Лалиберте не имел. Он постигал цирковое искусство, так сказать, «на производстве» и потому среди его навыков наличествует, за малым исключением, весь перечень профессий, так или иначе, касающихся цирка. Ради зрительских аплодисментов Ги даже бросил школу, чтобы скучные уроки не мешали колесить по свету.

Чем старше становился Ги, тем выше поднималось его мастерство в различных цирковых специальностях и тем дальше он забирался от своего родного Квебека. К 25 годам Лалиберте повидал многое и многое перенял, став отличным специалистом широкого циркового профиля. В этому возрасту у него уже сложилась идея создать свой собственный цирк, идея, которую он обдумывал последние несколько лет.

Даже столь мимолетного знакомства с жизнью Ги Лалиберте достаточно, чтобы стало понятным, какое грандиозное смешение стилей он подразумевает под словами Совершенно Особенный Цирк! Для этого неугомонного циркача, всегда готового к поискам приключений, границы и рамки изначально были чем-то лишним - сковывающим и душащим. Поэтому, представляя свой будущий цирк, Ги вкладывал в него все самое лучшее из зрелищных искусств.

Но не думайте, что в жизни мсье Лалиберте все шло так гладка, что ему не о чем было больше подумать, кроме как о «замках из облаков». Вовсе нет! Он нередко падал, иногда получал травмы, часто сидел без денег, а порой не гнушался тяжелой работы, чтобы приобрести билет в другой город или даже страну. Почти десятилетняя карьера Ги не принесла ему богатств, поэтому его мечта о Совершенно Особенном Цирке могла остаться всего лишь мечтой. Если бы не один знаменательный случай…

В 1984 году мсье Лалиберте был приглашен на открытие ярмарки в небольшом городе Бай-Сен-Поль (Baie-Saint-Paul), где выступал с акробатическими номерами и пантомимой. Ярмарка планировалась организаторами на две недели и все это время Ги должен был развлекать посетителей различными цирковыми номерами, которых он к тому времени, знал превеликое множество.

В общежитии, где он поселился приехав в город, циркач познакомился с тамошним управляющим, которому в разговоре и поведал о своей давней мечте - создании собственного цирка. Молодой человек по имени Даниэль Готье, сразу же заинтересовался рассказом своего талантливого сверстника о его замыслах и предложил Ги помощь в организационных вопросах. Помощь, между прочим, была весьма не лишней, поскольку Лалиберте, не имевший юридического образования, плохо представлял, как можно реализовать свою мечту.

После завершения ярмарки Ги Лалиберте, вместо того, чтобы перебраться в соседний город, где его ждали с номерами, отменил все назначенные выступления, остался в Бай-Сен-Поле и, с помощью Даниэля, подал в мэрию городка прошение о предоставлении земельного участка и денежного займа для организации цирка. Вероятно, артистизм Ги, в лицах рассказывающего о своей мечте, и юридические способности Даниэля, взявшего на себя всю «бумажную» работу, тронули-таки городских чиновников, которые предоставили компаньонам пустырь на окраине и ссудили немного денег.

С этого и начался блистательный путь крупнейшего канадского цирка Du Soleil. Впрочем, это яркое название Ги Лалиберте придумает несколько позже, а пока у него был самый обычный бродячий цирк, который представлял собой подержанное шапито, приобретенный подешевке реквизит и около 70-ти уличных артистов приглашенных со всей провинции Квебек и самолично отобранных Ги. Желающих поучаствовать в новом проекте, кстати, было довольно много, но руководитель (ах, как непривычно для Ги было так себя называть) отобрал только самых интересных и оригинальных, тех, кто смог удивить даже его - многоопытного и видавшего виды.

Конечно, перед первым выступлением было волнение. Кроме того, было целое море сомнений, в которых Ги поначалу тонул, как пушечное ядро. Его творческая натура разрывалась, он бессонными ночами писал сценарии и продумывал номера, рвал написанное и начинал все заново. Ги хотел дать зрителю лучшее и старался подогнать несовершенную реальность под свои представления о Совершенно Особенном Цирке!

Удалось ли ему это? Скорее всего нет, ведь он мечтал о недостижимом на тот момент. Но даже того, что у них с Даниэлем получилось, было вполне достаточно, чтобы вся провинция Квебек уже через месяц начала говорить о новом удивительном цирке, в котором выступают разнообразные и очень интересные артисты. Слава о шапито на окраине Бай-Сен-Поля распространялась со скоростью лавины, поэтому артистам цирка ни единого дня не приходилось сидеть без дела.

Но настоящий успех пришел когда труппа Ги Лалиберте получила грант на организацию празднеств, приуроченных к 450-летию провинции Квебек. Организаторы намеревались показать представления в одиннадцати городах провинции, в каждом из которых артисты должны были задержаться на неделю и продемонстрировать лучшие номера из самых разнообразных областей циркового искусства. Всего на реализацию этого проекта было выделено полтора миллиона долларов.

Да, это был шанс и Ги Лалиберте не преминул им воспользоваться. Он, уже отлично изучивший возможности своих артистов, придумал совершенно немыслимые номера, заказал выразительную музыку, приобрел лучший реквизит и подобрал удивительные костюмы - иными словами сделал шоу Запоминающимся. Естественно, грандиозные представления цирка мсье Лалиберте стали лучшим украшением торжеств и создали Ги устойчивую репутацию творца грез.

После завершения тура по городам провинции для цирка снова настали привычные рабочие будни, но Ги Лалиберте, почувствовавший, что значит Настоящий Праздник, уже не мог остановиться. Он строил еще более грандиозные планы, придумывал номера, рисовал наброски костюмов - неутомимый циркач понял, что его Совершено Особенный Цирк должен выйти за пределы Канады! Но для этого опять не оказалось денег. Дело в том, что Ги все потратил на прошедший Гранд Тур. Он создал умопомрачительную феерию, подарил тысячам канадцев незабываемое цирковое шоу и заявил о себе на всю страну, но совершенно не оставил денег «на черный день»…

Выход из этой ситуации нашел Даниэль. Он предложил еще раз попросить денег у чиновников, но на этот раз рангом повыше - Готье написал письмо правительству Канады и каждый артист поставил под ним свою подпись. Кроме самих циркачей, под прошением подписались все те, кому понравились номера, созданные Ги. И уж поверьте, таких нашлось немало!

И вот, прошение рассмотрено. По нему принято положительное решение. Цирк Ги Лалиберте получает государственную помощь, причем весьма внушительную. Руководитель цирка, преисполненный новыми планами, начинает осваивать средства, снова и снова выдавая смелые, невиданные доселе идеи. Даниэль же советует начать со строительства стационарного здания. Немного поразмыслив, Ги соглашается с тем, что они уже выросли из «коротких штанишек» бродячих циркачей и должны обзавестись собственным зданием. Строительство начинается в самом крупном городе провинции Квебек - Монреале!

В это же время Ги решает кардинальным образом переработать программу выступлений. Отныне, все цирковые номера, к каким бы жанрам и стилям они не относились, объединяются в единое представление, связанное одним сюжетом и не имеющее промежутков между выступлениями. Разрозненные миниатюры упраздняются, вместо них приходит цельное Зрелище!

Большую важность мсье Лалиберте придает музыкальному сопровождению и нанимает целый оркестр для создания звукового оформления шоу. От его внимания не уходит и необходимость профессиональной режиссуры - Ги приглашает талантливых мастеров с телевидения и даже из национального театра! В тоже время в Канаде начинается череда кастингов, которые ставят своей целью отобрать новых интересных артистов. Желающих поработать в цирке у прославленного Лалиберте много, они приезжают даже из-за рубежа!

Впрочем, это уже не цирк Ги, это - Цирк Солнца. Именно такое название дал ему создатель. В девяностых годах Cirque du Soleil уже широко знаменит и неутомимый, постоянно готовый к авантюрам и приключениям странник Ги Лалиберте решает что момент настал - пора покорять мир! Он готовит новое шоу, закупает костюмы, светотехнику, пиротехнические системы, заказывает уникальную музыку и отправляется в Америку.

Фестиваль Искусств в Лос-Анжелесе стал новым этапом развития солнечного цирка. Сказать, что американцы благосклонно отнеслись к шоу Le Cirque Reinvente, это значит не сказать ничего! Цирк Дю Солей наделал немалого шуму среди южных соседей - многие из тех, кто посетил фестиваль, признали потом, что программа канадского цирка оказалась лучшей. После Лос-Анджелеса был ряд других американских городов, посещение которых растянулось на целых пять месяцев.

Торжественное возвращение домой было омрачено неприятным известием: Даниэль Готье сообщил, что у цирка закончились полученные от государства деньги. К сожалению, Ги опять не рассчитал финансы и потратил на подготовку к американскому турне слишком много средств. Того, что осталось, едва хватило на завершение строительства и запуск в эксплуатацию монреальского Цирка Солнца.

Снова идти за помощью Лалиберте не стал. Даниэль нашел другой выход - он предложил акционировать цирк, который к концу девяностых был уже довольно значимой величиной. Инвесторы нашлись быстро, причем наибольшие финансовые вливания цирк получил от американского бизнеса, представители которого, несмотря на врожденную прижимистость, тоже были очарованы детищем мсье Лалиберте.

С 2000 года Cirque du Soleil стабильно развивался не испытывая затруднений с финансами. Ги готовил новые программы, привлекая в помощники и консультанты лучших специалистов Канады и зарубежья, Даниэль занимался финансовой стороной вопроса и не позволял Ги тратить слишком много. Кстати, именно Даниэль настоял на создании собственной мастерской по пошиву костюмов и нескольких тренировочных площадок для отработки цирковых номеров и трюков, многие из которых уникальны и не повторяются больше нигде в мире.

Кроме того у цирка вскоре появилась собственная мастерская обуви, склады для тканей, пиротехники и декораций, а также мастерская по изготовлению реквизита. В дополнение ко всему Даниэль Готье решил открыть филиалы солнечного цирка в Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Сингапуре и Гонконге. Список этот не завершен и по сей день, ведь Cirque du Soleil продолжает развиваться!

Численность сотрудников цирка, за более чем двадцатилетнюю историю, возросла с 70 до 4000 человек. И это далеко не придел. Цирк Солнца постоянно пополняется талантливыми артистами, готовит новые шоу и еще больше набирает популярность, постепенно приходя даже в самые отдаленные уголки планеты. В общем, все как и планировал Ги.

До наших дней Цирк Солнца дошел со значительными достижениями. Он стал одной из знаменитейших зрелищных корпораций, немало нашумевшей своими зажигательными представлениями, преисполненными солнца даже в самые пасмурные дни. Гастроли Cirque du Soleil прошли практически во всех столицах (в некоторых не по одному разу), а имя Ги Лалиберте приобрело мировую известность.

Кстати, изрядную долю известности ему добавило и то, что в 2009 году создатель Цирка Солнца стал космическим туристом и побывал на МКС. Этот шаг нисколько не удивил тех кто знает Ги - его жажда к путешествиям и приключениям не для кого не секрет. Вернувшись на Землю, неутомимый циркач использовал полученные впечатление для того, чтобы создать еще две шоу-программ: Ovo и Totem. Они приобрели популярность сразу же после показа в монреальском зале Cirque du Soleil.

Ги Лалиберте взлетел до своих нынешних высот с самого циркового низа и уже поэтому его можно назвать человеком, который Сам Себя Сделал. Но не это главное, куда важнее то, что он сумел воплотить в жизнь свои яркие фантазии, неизменно поражающие воображение миллионов людей по всему миру.

Современный Цирк Солнца на все 101% представляет собой ожившие фантазии простого бродячего циркача, которые тот создавал, чтобы скрасить неудачные дни. Поначалу Ги Лалиберте не верил, что они когда-нибудь станут явью, но, тем не менее, пронес их через сотни гостиниц и общежитий, через многие города и страны, через длинный ряд серых дней. Пронес в своем сердце для того, чтобы удивить ими всех вокруг!

История цирка Дю Солей

История Цирка Солнца восходит к далекому 1984 году, когда и была зарегистрирована компания Cirque du Soleil. Однако можно смело утверждать, что началась она гораздо раньше, едва идея создания необычной труппы зародилась в светлых головах друзей Ги Лалиберте и Даниэля Готье.

Родившийся в сентябре 1959 года в Квебеке - небольшом городке французской провинции в Канаде Ги Лалиберте с самого детства проявил артистические способности. Он овладел игрой на аккордеоне и научился ловко ходить на высоких ходулях. Уже в 14 лет юноша начал карьеру артиста, а со временем даже бросил учебу в колледже, чтобы иметь возможность колесить по Европе, давая уличные представления как факир и фолк-музыкант.

Вернувшись на родину в 1979 году, Ги пытался было начать серьезную работу на гидроэлектростанции на пограничье Квебека и Онтарио, однако судьба распорядилась иначе. Ги Лалиберте вместе со своими друзьями Даниэлем Готье и Жилем Сте-Круа участвовал в организации летней ярмарки в городке Бай-Сен-Поле.

Даниэль, закончивший к тому времени бизнес-колледж, уже был владельцем консалтинговой фирмы. В паре с Жилем они управляли общежитием для артистов Balcon Vert. Тогда-то друзья и решили организовать собственную, ни на что не похожую труппу. Не имея начального капитала, товарищи решили обратиться к правительству Квебека с просьбой профинансировать грандиозный проект. Для того чтобы убедить власти сделать это, Жиль Сте-Круа прошагал от Бай-Сент-Поля до самого Квебека на ходулях, а это ни много ни мало - 90 километров. То ли усилия молодого человека были оценены, то ли власти провинции разглядели в новом проекте будущий успех, но деньги были выделены, и уже на юбилейном городском торжестве новая труппа в составе 70 человек дала первое выступление.

На выделенном им земельном участке, аренда которого составляла символические 1 доллар в год, артисты разбили цирк-шапито, вместимостью 800 зрителей. С первых же выступлений стало ясно - зрительский успех просто невероятный.

К слову, в сентябре 2009 года Ги Лалиберте стал одним из первых космических туристов. С бота Международной космической станции он попытался привлечь внимание всего человечества к глобальным проблемам нехватки воды.

Чем сердце успокоится: грандиозные планы Cirque du Soleil

С 2008 года представительство компании Cirque du Soleil есть и в России. Осень 2009 ознаменовалась премьерной, специально приготовленной для российского зрителя постановкой Varekai. Российскому зрителю Цирк Солнца знаком также и по четырехминутному выступлению на песенном шоу-конкурсе "Евровидение", который проходил в Москве в 2009 году. Поэтому новых гастролей миллионы людей ждут с великим нетерпением. А они не заставят себя долго ждать, уже осенью 2010, 25 октября, на сцене Лужников российского зрителя ждет новая шоу-программа феерического Цирка Солнца - Сorteo (Кортео). Выступление труппы не ограничится Москвой - Цирк Солнца отправится в гастрольный тур по городам России!

Стоит сказать, что по отношению к России у корпорации Cirque du Soleil такие же грандиозные планы, как и сами выступления. По словам директора Цирка Солнца, планируется возведение театра и создание постоянно действующего филиала Cirque du Soleil в Москве. Проект обойдется в суму близкую к 200 миллионам долларов. Суммы, затрачиваемые организаторами на создание каждого нового шоу Cirque du Soleil, впечатляют так же, как и сами постановки. От 20 до 40 миллионов долларов уходит на каждую новую постановку. Но то, что происходит в итоге на арене, полностью оправдывает вложенные средства, заставляя зрителей вновь и вновь восторгаться шоу-программой.

На сегодняшний день шоу Cirque du Soleil еще не то что никто не превзошел, но даже и не приблизился к тем немыслимым вершинам, на которые вознеслось в Cirque du Soleil цирковое искусство.

Канадец Ги Лалиберте заработал состояние в $1,9 млрд, построив знаменитый на весь мир Cirque du Soleil. Спустя 31 год он продал 90% компании за $1,5 млрд, а сам решил сосредоточиться на своих детях и благотворительности

Канадец Ги Лалиберте (Фото: REUTERS 2015)

В апреле Cirque du Soleil — один из самых знаменитых в мире операторов театрализованных цирковых представлений — объявил о переходе под контроль новых владельцев: американской инвестиционной компании TPG (ей теперь принадлежит 60%), китайской Fosun International (20%) и канадского пенсионного фонда Caisse de dépôt et placement du Québec (10%). По сообщениям СМИ, сделка стоит около $1,5 млрд (официально сумма не раскрывается). У основателя «Цирка Солнца» (так переводится с французского Cirque du Soleil) — 55-летнего эксцентричного канадца-миллиардера Ги Лалиберте останется 10% компании.

Лалиберте основал Cirque du Soleil, когда ему было всего 25 лет. С тех пор он не только изменил представление о цирке во всем мире, но и стал одним из богатейших людей Канады (21-й в канадском списке Forbes, журнал оценивает его состояние в $1,9 млрд), слетал в космос туристом и создал фонд, который помогает бороться с проблемой нехватки питьевой воды во всем мире.

Искатель приключений

Ги Лалиберте было 18 лет, когда он отправился путешествовать по Европе, став бродячим артистом. Там он зарабатывал тем, что играл на аккордеоне традиционную канадскую музыку на улицах, и однажды из-за отсутствия денег был вынужден ночевать на скамейке в лондонском Гайд-парке. За год своих странствий по Европе он также научился жонглировать, глотать огонь и ходить на ходулях, после чего вернулся в Канаду.

«Это было просто приключение, — говорил он в одном из интервью про свой европейский опыт. — Я планировал продолжить учебу и вести обычную жизнь». Но найти «нормальную» работу ему не удалось, и он присоединился к цирковой труппе акробатов на ходулях Les Echassiers в Бэ-Сен-Поль (пригород Квебека), где познакомился с ее основателем Жилем Сент-Круа. В 1982 году они вместе начнут делать карнавал циркового искусства La Fête Foraine.

Цирк, замечала New York Times, является только третьей страстью Ги Лалиберте. Вторая — это путешествия, а вот на первом месте — бизнес: с самого начала Лалиберте сам занимался привлечением денег для развития компании. В 1984 году он «выбьет» у властей провинции Квебек финансирование в размере $1,3 млн на проведение праздничных мероприятий к 450-летию открытия Канады, писала The New York Times. Так родился Cirque du Soleil, при том что сама труппа на тот момент тренировалась в арендованном спортивном зале.

Первое шоу принесло совсем небольшую прибыль — $40 тыс., а после второго сезона компания и вовсе оказалась на грани банкротства. Но цирк Лалиберте нравился публике, и его постепенно стали воспринимать как национальное достояние, и власти еще раз поддержали компанию.

В 1987 году Cirque du Soleil пригласили на открытие фестиваля искусств в Лос-Анджелесе. «Я поставил на этот вечер все, что у нас было», — вспоминал предприниматель то первое американское выступление в интервью New York Times в 2011 году. На поездку в Лос-Анджелес «скидывалась» вся труппа. «Если бы мы тогда провалились, нам пришлось бы возвращаться домой пешком — у нас не было денег даже на бензин на обратную дорогу», — рассказывал он. Но уже на следующий день после открытия фестиваля город выстроился в очереди за билетами на Cirque du Soleil.

Азарт у Лалиберте, очевидно, в крови — в 2005 году он увлечется покером и два года спустя займет четвертое место во всемирном покерном турнире Five Star World Poker Classic, выиграв приз в размере почти $700 тыс.

Изобретая цирк заново

Настоящий триумф к Cirque du Soleil пришел в Лас-Вегасе. Первым шоу в городе-казино стало Mystère в декабре 1993 года, оно также было первым «стационарным» шоу (которое не гастролирует по миру, а проходит в специально построенном для него театре). «В мире есть три столицы развлечений — Лас-Вегас, Нью-Йорк и Лондон», — говорил NYT Лалиберте, и, по его словам, по-настоящему завоевать ему пока удалось только Лас-Вегас. Сейчас на долю мировой столицы развлечений, где у Cirque du Soleil восемь «стационарных» представлений, приходится около половины выручки компании. Бизнесом там управляет специально созданная дочерняя фирма.

Одно из шоу Cirque du Solei l в Лас-Вегасе — Love — родилось в 2006 году и было навеяно дружбой с ДжорждемХаррисоном. Ради постановки этого шоу по одноименному альбому The Beatles бизнесмену удалось посадить за стол переговоров оставшихся в живых «битлов» — Пола Маккартни и РингоСтарра, а также Йоко Оно и ОливиюХаррисон, представлявших покойных Леннона и Харрисона. Специально для шоу песни с альбома Love «пересобрали» в единую органичную композицию, а в общей сложности в музыкальном оформлении были использованы сэмплы из более 120 песен The Beatles.​

Историю успеха Cirque du Soleil изучают в бизнес-школах на курсах по стратегии Blue Ocean («голубой океан» как метафора новой, свободной ниши на рынке в противовес рынку с уже созданной конкурентной средой — «красный океан»). Как писал российский Forbes, ее «знает наизусть каждый студент «Сколково». Лалиберте не только сумел вновь привлечь интерес к акробатическим театрализованным представлениям, но по сути «изобрел цирк заново», отказавшись от номеров с животными и традиционных конферансье. Изначально в Cirque du Soleil уделяли особое внимание драматургии представления: создание каждого шоу начинается с разработки концепции (основной идеи) и сценария, и только затем продумывается акробатический «костяк». В 1990-х годах Лалиберте стал приглашать к сотрудничеству режиссеров-постановщиков театра и кино, не имевших опыта работы с цирком, например знаменитого канадского театрального режиссера Робера Лепажа.

Такой подход помог привлечь более взрослую (по сравнению с традиционным цирком) и соответственно платежеспособную аудиторию. Менее чем за 20 лет Cirque du Soleil удалось достичь уровня выручки, до которого Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus [американский цирк, основанный в 1919 году; принадлежит компании Feld Entertainment] добирались сто лет, отмечали в своей книге «Стратегия голубого океана» профессора французской бизнес-школы INSEAD Чан Ким и Рене Моборн. В 2011 году выручка Cirque du Soleil впервые превысила $1 млрд.

Впрочем, год спустя компания столкнется с финансовыми трудностями: несмотря на миллиардную выручку, она останется без прибыли, а в 2013 году оборот сократится до $850 млн. Одной из причин сокращения доходов сам Лалиберте назовет чрезмерную экспансию: Cirque du Soleil стал ставить слишком дорогие шоу, которые медленно окупались. В рамках реструктуризации Лалиберте пришлось сократить 400 сотрудников. Если в какой-то момент штат цирка достигал 5 тыс. человек, то теперь их осталось только 4 тыс.

Сколько стоит шоу Cirque du Soleil

Стационарное шоу (представления, которые Cirque du Soleil не возит по миру, а демонстрирует всегда только в определенных городах) стоит около $40-50 млн. Стоимость перевозных шоу, как правило, ниже, однако Zarkana или трибьют Майлу Джексону стоили более $50 млн и показывались в нескольких странах мира, в том числе в России. На сегодняшний день Cirque du Soleil показывал свои представления на всех континентах мира (кроме Антарктиды), в 48 странах. Репертуар цирка за всю историю насчитывает около 30 шоу.

Отчасти именно с финансовыми проблемами были связаны поиск инвесторов и последовавшая продажа цирка в апреле 2015 года. Лалиберте надеется, что китайская Fosun Capital поможет выходу и развитию Cirque du Soleil в Китае, где компания до сих пор была не очень успешна. Сам он объясняет продажу еще и тем, что, поговорив со своими пятью детьми (им сейчас от 7 до 18 лет), понял, что никто из них дело отца продолжать не хочет.

Теперь Лалиберте планирует сосредоточиться на своем благотворительном фонде One Drop Foundation, который занимается проблемами нехватки питьевой воды в мире. Он создал его в 2007 году, а в 2009 году во время своего полета на Международную космическую станцию в качестве туриста провел двухчасовое «поэтическое шоу» — телемост, чтобы привлечь внимание к проблеме водных ресурсов. За космический «аттракцион» канадец предположительно заплатил $35 млн. На связь с Лалиберте в космосе вышли бывший вице-президент США Ал Гор, Шакира, Сальма Хайек, группа U2 и другие. И это мероприятие как нельзя лучше иллюстрирует идеологию предпринимателя, которой он руководствовался, создавая Cirque du Soleil, — «вместе искусство и бизнес могут сделать мир лучше».

Cirque du Soleil в России

Знаменитый Cirque du Soleil впервые приехал в Россию только в 2009 году. Организацией и продвижением российских (и украинских) спектаклей занимается не головной офис в Монреале, а созданная в 2008 году компания Cirque du Soleil Rus — она на 75% принадлежит канадскому Cirque du Soleil, остальными 25% владеют канадцы Джордж и Крейг Кохоны (Джордж открывал McDonald’s в Канаде и России, а его сын Крейг в начале 1990-х годов «привез» на российский рынок Coca-Cola).

По словам гендиректора Cirque du Soleil Rus Натальи Романовой, у Cirque du Soleil только две дочерних компании в мире, которые занимаются управлением на конкретном рынке: в России и «дочка» в Лас-Вегасе, которая курирует «стационарные» шоу в городе-казино. «Фактически мы создали бизнес в России с нуля», — замечает Романова в разговоре с РБК. Проведенные перед выходом на российский рынок маркетинговые исследования показывали, что уровень узнавания бренда в Москве и Петербурге с подсказкой составил около 2%, это уровень статической погрешности, говорит она.

«Поначалу мы чувствовали к себе отношение [со стороны монреальского офиса], как к промоутерам, — говорит Романова, — однако сейчас российская компания принимает Cirque du Soleil в России «под ключ»: занимается всем, от продажи билетов и маркетинга вплоть до технического обслуживания шоу, логистики и размещения артистов... Мы стали частью большой семьи Cirque du Soleil».

Ги Лалиберте, с которым она знакома лично, Романова характеризует как человека, «от которого ты загораешься как лампочка». С Россией и российскими артистами (выходцы из стран бывшего СССР составляют 30% труппы Cirque du Soleil) предприниматель познакомился в начале 1990-х годов и приезжал практически на все премьерные показы шоу Cirque du Soleil в России. Показ самого первого — Varekai — совпал по времени с окончанием космического путешествия Лалиберте: он в течение 9 месяцев проходил подготовку в России и полетел в космос именно на российском корабле. Он всегда с большим интересом относился к России и считал российский рынок очень перспективным, говорит Романова.

На вопрос о том, не смущает ли Cirque du Soleil экономическая обстановка в России, Романова отвечает, что уже с началом рецессии, в конце прошлого года, в Россию привезли «сестру» Cirque du Soleil — Cirque Eloize, спектакли которого показали в 12 городах. Опять же, напоминает Романова, идея привезти Cirque du Soleil в Россию родилась в разгар мирового экономического кризиса — она смеется, рассказывая, как на пресс-конференции в 2008 году журналисты спрашивали: «в своем ли вы уме» выводить на рынок столь дорогостоящий иностранный продукт в непростое время? Но время доказало правильность этого выбора, говорит она (хотя и отказывается назвать операционные показатели российского бизнеса). ​

С 2009 года представления Cirque du Soleil посетили почти два миллиона российских зрителей — юбилейного посетителя компания ждет на пятничном показе шоу Quidam.

Cirque du Soleil в цифрах

31 год существует Cirque du Soleil

Более 160 млн зрителей посетили представления Cirque du Soleil с момента его основания

$40-50 млн составляет средняя стоимость производства одного шоу Cirque du Soleil

$850 млн выручил цирк в 2013 году

Больше 2,6 тыс. зрителей вмещает традиционное шапито Cirque du Soleil

$1,5 млрд составляет оценочная стоимость сделки по покупке 90% Cirque du Soleil (точная сумма не раскрывалась)

Источники: Wall Street Journal, New York Times, Reuters, данные компании

Если Голливуд – это «фабрика грёз» в кинематографии, канадский «Cirque du Soleil» - это фабрика грёз в мире цирка. Эта труппа славится фантастическими представлениями, являющими собой невероятное сочетание музыки, света и, конечно, мастерства артистов, которое находится на грани человеческих возможностей.

Нынешняя цирковая империя возникла в начале 80-х. На начальном этапе в компании работало всего 73 сотрудника, а сейчас в организации шоу задействованы 3,5 тысячи человек более чем из 40 стран мира. Труппа неоднократно побеждала на международных фестивалях. Число зрителей, посмотревших представления «Cirque du Soleil» исчисляется десятками миллионов. Все проекты «Цирка Солнца» - это синтез восточных и западных стилей циркового искусства, немыслимая пластика гимнастов, головокружительные трюки, феерические спецэффекты и живая музыка. Сейчас «Cirque du Soleil» демонстрирует 6 «тур-шоу» (Alegria, Corteo, Dralion, KOOZA, Quidam, Varekai), 2 «арена-шоу» (DELIRIUM, Saltimbanco). 7 других «постоянных» шоу идут в Нью-Йорке (Wintuk), Орландо (La Nouba), Лас-Вегасе (LOVE, KA, Mystere, "O", ZUMANITY). Каждое шоу строится вокруг центральной темы, будь то романтическая история или философская сказка.

История начинается в 1982 году, в квебекском городке Baie- Saint-Paul (Канада). Это дивное живописное селение, настоящий творческий рай, привлекает множество артистов, художников, туристов. Группа молодых уличных актеров развлекает толпу жонглированием, танцами на ходулях и изрыганием огня. Вдохновленные явным успехом, они придумывают идею организации зрелищного фестиваля, что затем явилось предтечей возникновения Цирка дю Солей.

Цирк дю Солей Солей основывается с помощью правительства канадской провинции Квебек, в рамках праздничной церемонии, посвященной 450-летней годовщине прибытия Жака Картье в Канаду.
У цирка была абсолютно новаторская концепция: необычайный сплав драматического искусства и уличного представления, смелое экпериментаторство, из ряда вон выходящие костюмы, магическое освещение и оригинальная музыка. При том, что на сцене – ни одного животного, отличительные особенности этого цирка заметны с самого начала. Дебют проходит в маленьком квебекском городке Гаспе и затем еще в 10 городах провинции. Первое желто-синее шапито вмещает 800 зрителей.

После выступления в Монреале, Шербруке и Квебек-сити, Цирк дю Солей покидает свою провинцию и в первый раз привозит свое шоу к соседям в Онтарио. Представления идут в Оттаве, Торонто и у Ниагарского водопада.

Цирк дю Солей показывает новую постановку «Магия продолжается» в восьми городах по всей Канаде, включая Ванкувер, где делает несколько показов в рамках Детского фестиваля и Еxpo’86. Цирк так же создает себе международное имя, так как его представление получает высшие награды на фестивалях и соревнованиях по всему миру. В интересах будущего роста приобретается новое шапито на 1500 мест.

Впервые Цирк дю Солей посещает Америку. Имевшее триумфальный успех в Канаде шоу «Мы переделываем Цирк», показывается на фестивале в Лос Анжелесе, затем едет в Сан Диего и Санта Монику. Вдохновленный теплым приемом калифорнийской публики, Цирк дю Солей празднует успех.

Шоу «Мы переделываем Цирк» продолжает турне по Северной Америке, посещая на короткое время в Калгари, где идет Зимняя Олимпиада. Остановки в Сан Франциско, Нью Йорке и Вашингтоне. Несколько недель в Торонто. В любом месте результат один: все билеты проданы и пресса неистовствует в восторге.

Майами, Чикаго, Феникс добавляются в маршрут по ходу дела.

В Монреале походит премьера представления «Новый опыт», поставленного новым подразделением Цирка, в шапито уже на 2500 мест. Затем спектакль пускается в путь по дорогам Калифорнии. С этим шоу Цирк дю Солей побил все прежние рекорды по продаже билетов. Принимается решение отправиться в первый европейский тур с показом спектакля «Мы переделываем Цирк» в Лондоне и Париже. Начало первой заморской вылазки.

«Новый опыт» продолжает путешествовать по Северной Америке, впервые появляясь в Атланте. К концу тура по Канаде и Америке, продолжавшегося 19 месяцев, число зрителей достигает 1.3 миллиона.

Цирк дю Солей пересекает Тихий Океан и завоевывает успех в стране восходящего солнца с постановкой «Очарование», в которую входят лучшие номера из ранних постановок. Показы начинаются в Токио, затем шоу отправляется в другие города. За четыре мясяца, в общей сложности - 118 представлений. В это время в Европе Цирк дю Солей объединяет свои силы со швейцарским цирком Knie и выступает более, чем в 60 городах по всей стране. «Новый опыт» получает годовой контракт на работу в Лас Вегасе под гостеприимной крышей отеля «Мираж». К своему перечню постановок Цирк дю Солей добавляет еще и монументальное «Saltimbanco». После премьеры в Монреале шоу уезжает в долгий тур по Северной Америке.

Благодаря успеху представления «Новый опыт» в Лас Вегасе, Цирк дю Солей перемещается в новый театр, построенный специально по заказу, при отеле «Остров Сокровищ». Заключается 10-летний контракт с Mirage Resorts на гигантскую постановку «Мистерия», достойную столицы шоу бизнеса. «Saltimbanco» продолжает тур, увеличивая число зрителей до 1.4 миллионов.

«Saltimbanco» отправляется в Токио на 6 месяцев. В этом же году Цирк дю Солей отмечает свою десятилетнюю годовщину новой постановкой «Alegria». По традиции, она едет в друх- летнее турне после премьеры в Монреале. Между тем, «Мистерия» продолжает произоводить фурор в Лас Вегасе, а «Saltimbanco» едет в Монреаль для короткой серии выступлений.

Пока «Alegria» с триумфом гастролирует в США, Цирк дю Солей, отвечая на запрос канадского правительства, ставит шоу специально для встречи глав правительств большой семерки в Галифаксе, Nova Scotia (Канада). «Saltimbanco» едет покорять Европу. Цирк обзаводится впечатляющим белым шапито на 2500 мест. Первая остановка в Амстердаме, затем – Мюнхен, Берлин, Дюссельдорф и Вена. В Амстердаме организуется европейская штаб-квартира Цирка дю Солей.

В апреле Цирк запускает новое шоу «Quidam». После Монреаля – трехлетние гастроли по США.
«Saltimbanco» продолжает европейское турне с остановками в Лондоне, Гамбурге, Штутгарте, Антверпене, Цюрихе и Франкфурте, пока «Alegria» продляет свои азиатские гастроли еще на несколько месяцев.

«Quidam» завоевывает сердца американских зрителей еще двух городов - Денвера и Хьюстона. По другую сторону Атлантики, в лондонском Королевском Альберт Холле завершается европейское турне «Saltimbanco». Двумя неделями позже «Alegria» начинает свое путешествие по Европе. В этом же году происходит ввод в строй Главного Международного Офиса в Монреале, под названием «Студия», где в дальнейшем будут создаваться все новые спектакли Цирка.

«Quidam» завершает американское турне остановкой в Далласе. В течение этого трехлетнего путешествия под сводами желто- синего шапито было показано почти 1000 представлений, которые увидели более 2.5 миллионов зрителей. Далее, в октябре-98 на сцене Беладжио в Лас Вегасе запускается следующее постоянное шоу Цирка дю Солей: «О!». Это первое для Цирка водное представление. В декабре публике Диснейленда в Орландо (шт.Флорида, США) представляется третье постоянное шоу «La Nouba».
«Saltimbanco» приезжает в Оттаву на несколько недель перед поездкой в техлетнее турне по Азии и Австралии.

«Saltimbanco» начинает трехлетнее турне по Австралии-Азии с Сиднея, а «Quidam» - трехлетний тур по Европе - с Амстердама. В дополнение к этому, новый проект "Dralion" после Монреаля отправляется в тур по Америке. «Alegria» обосновывается на постоянном месте в Beau Rivage, г.Биллокси, Техасс (США). Наконец, Цирк дю Солей выпускает свое первое игровое кино по мотивам спектакля «Alegria», а так же телевизионный фильм "Cirque du Soleil Presents Quidam".

Публика трех континентов продолжает наслаждаться четырьмя постоянными шоу Цирка дю Солей («La Nouba», «Mystиre», «O» and «Alegria») и тремя мобильными шоу («Quidam», «Saltimbanco» and «Dralion»). Около 6 миллионов зрителей по всему миру смотрит эти постановки. Более того, выпущен на экраны стерео-фильм (в формате IMAX) «Путешествие человека». Главная премьера – в Берлине, в январе 2000, затем: одновременный выход в прокат в Монреале, Нью-Йорке и Лос Анжелесе, далее – везде.

Cirque du Soleil

Cirque Du Soleil - Alegría clip

Aerial High Bar Act - ALEGRIA (Cirque du Soleil)

Cyr Wheel Act - CORTEO (Cirque du Soleil)

Let Me Fall Cirque Du Soleil

Aerial Straps - VAREKAI (Cirque du Soleil)

Cirque du Soleil DRALION - Aerial Pas de Deux (high res.)

Cirque du Soleil - La Nouba - Acrobacia

Cirque du Soleil_Dralion (gangorra)



Похожие статьи
 
Категории