Дайте определение понятию племя. Племя это

21.04.2019

тип этнич. общности и социальной организации доклас. общества. Отличит. чертой этого типа этнич. общности служит существование кровнородственных связей между ее членами, деление на роды и фратрии. Другими признаками П. являются: наличие племенной терр., определенная экономич. общность соплеменников, выражающаяся, напр., в коллективных охотах и обычаях взаимопомощи, единый племенной язык, племенное самосознание и самоназвание, а у племен эпохи развитого родового строя также племенное самоуправление, состоящее из племенного совета, воен. и гражд. вождей. Для этого этапа характерно наличие племенных культов и праздников. По наиболее общепринятой точке зрения, П. в зачаточном виде возникает одновременно с родом (по другой - несколько позже него), т. к. экзогамность последнего предполагает наличие постоянных связей (хоз., культурных, идеологич. и в первую очередь - брачных) как минимум между двумя родовыми коллективами. П. обычно существует до перехода к клас. обществу. Разложению П. предшествуют развитие имуществ. расслоения, появление племенной знати, увеличение роли воен. предводителей, появление союзов племен. В пережиточных формах П. может сохраняться и в клас. обществе, переплетаясь с рабовладельч., феод. и капиталистич. отношениями (племена кочевников-арабов, туарегов, курдов, афганцев и др.). Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ.. Л., 1934; Бутинов Н. A., О первобытной лингвистич. непрерывности в Австралии, "СЭ", 1951, No 2; Косвен М. О., Об историч. соотношении рода и племени, там же; Формозов A. A., О времени и историч. условиях сложения племенной организации, "CA", 1957, No l; Першиц А. И., Племя, народность и нация в Саудовской Аравии, "СЭ", 1961, No 5; Токарев С. A., Проблема типов этнич. общностей, "ВФ", 1964, No 11. Л. А. Фейнберг. Москва.

форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. В основе П. лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Только принадлежность индивида к П. делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему определенную долю произведенного продукта, право участия в общественной жизни. Вытеснение родовых отношений товарными приводило к распаду племен и к объединению их в народности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЛЕМЯ

тип этнич. общности и социальной организации доклассового общества. П. в зачаточном виде возникает одновременно с родом, т.к. экзогамность последнего требует постоянных связей по меньшей мере между двумя родовыми коллективами. Археологически же возникновение П. обычно фиксируется только в мезолите, когда заканчивается его формирование как социальной и этнич. общности. Осн. черты П., как этнич. общности, и его социального строя научно охарактеризованы Энгельсом на основе работ Л. Моргана и др. исследователей. В 1950-х гг. под влиянием высказывания Сталина о родовых языках нек-рое распространение получила теория о более позднем появлении П. по сравнению с родом (см. дискуссию в журн. "Сов. этнография", 1951, No 2). Однако в дальнейшем эта т. зр. не подтвердилась (см. С. А. Токарев, Проблема типов этнич. общностей, "ВФ", 1964, No 11). Характерными чертами формировавшегося П. являются: наличие племенной территории, обычно отграниченной от территории соседних племен естеств. рубежами; определ. экономия, общность и взаимопомощь соплеменников, выражающаяся, напр., в коллективных охотах; единый племенной язык; племенное самоназвание и самосознание и т.д. В отличие от последующих типов этнич. общностей (народность, нация), П. основано на общем происхождении входящих в него родов, на кровнородств. связях между его членами. Именно кровнородств. связь, объединяющая два или неск. родов, делает их П. Развитые П. конца эпохи первобытно-общинного строя имели племенное самоуправление, состоящее из племенного совета, военного и гражд. вождей. Постепенно в П. развивается имуществ. расслоение, выделяются богатые и бедные роды, появляется племенная знать, растет роль воен. предводителей, к-рые нередко захватывают и гражд. власть в П. Появляются союзы П., в к-рых, по словам Энгельса, "...органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде, во фратрии, в племени, а весь родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 164–65). В пережиточных поздних формах племенная организация может сохраняться и в классовом обществе, переплетаясь с рабовладельч. и даже капиталистич. отношениями (племена кочевников Аравийского п-ова, бедуинов Сев. Африки, и др.). Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Формозов?. ?., О времени и историч. условиях сложения племенной орг-ции, "Сов.археология", 1957, No 1; Золотарев?. ?., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964. Л. Файнберг. Москва.

(англ. - tribe, нем. - stamm) - один из типов этнической и социопотестарной общности, неодинаково понимаемой разными, в том числе и отечественными исследователями.

До 1960-х годов в этнографии СССР П. рассматривалось как присущий всей классической первобытности тип этнической общности или этноса (см.), приходящий на смену первобытному человеческому стаду и с переходом к классовому обществу уступающй место следующему типу - народности (см.). При этом, вслед за Л.Г.Морганом и Ф.Энгельсом, был выделен ряд отличительных черт П.: представление о дальнем реальном или фиктивном родстве соплеменников, наличие племенной территории, языковой (диалектной) и культурной общности, общеплеменной власти, племенного самоназвания и самосознания. Однако уже тогда было обращено внимание (С.А.Токарев, Н.Н.Чебоксаров и др.) на то, что этнические параметры П. (язык, культура, самосознание) формируются ранее, чем его социопотестарная общность (организация власти).

В дальнейшем понятие П. как этнической и социопотестарной общности, свойственной первобытнообщинному строю, подверглось переосмыслению. Была выдвинута точка зрения, согласно которой в охотничье-собирательских коллективах (в частности, у аборигенов Австралии), как правило, еще не было П. даже как этнического единства, а существовали лишь аморфные “ предэтнические общности”, или “протоэтносы”, только самым зачаточным образом фиксировавшие родственную и культурно-языковую близость локальных групп - общин (В.Ф.Генинг, В.В.Чеснов, В.А.Шнирельман). К этому близок взгляд, по которому в таких обществах первичной этнической общностью была община, П. же - только вторичной и формирующейся (В.Р.Кабо). Тогда же было высказано мнение, что и в более поздних первобытных обществах в роли основной этнической единицы выступало не П., а соплеменность (см.), понимаемая как группа родственных племен, живущих по соседству, говорящих на диалектах одного языка и обладающих значительной культурной общностью (Н.Н.Чебоксаров, С.А.Арутюнов, В.Ф.Генинг). Приведенные взгляды в значительной мере подтверждаются фактическими данными о раннепервобытных П., существовавших только в форме этникосов (см.) с их действительно нередко размытыми границами. Понятие П. стало использоваться главным образом применительно к позднепервобытным этносам, уже сложившимся как особые этносоциальные организации (см.), а тем самым и как более дискретные этникосы (Ю.В.Бромлей).

В эпоху класообразования многие П. консолидировались в этносоциальные союзы П. и собственно этнические семьи племен или “метаплемена”, в которых происходило их формирование в государства и народности (см. Метаэтническая общность). Однако подчас и после этого даже у оседлых земледельцев сохранялось воспоминание о таких образованиях (или самих разросшихся П.), напр., в “варварских королевствах” германцев или первых славянских княжествах. Еще большая устойчивость П. и их союзов сохранилась у большинства кочевных скотоводов Евразии и Северной Африки, долгое время прослеживаясь у них и в классовом обществе. У пуштунов, луров, бахтиаров, белуджей, арабских бедуинов, туарегов Сахары и т.д. из-за специфических природных условий вплоть до капиталистического времени оставались или остаются в силе племенные формы этнической общности. Пережитки таких форм существовали и у некоторых народов СНГ, напр., туркмен.

Тенденция пересмотра понятия П. как основного типа этнической общности первобытности еще раньше, чем в отечественной этнографии, выявилась в ряде работ западных ученых. Некоторые из них, напр., М.Фрид, пошли особенно далеко, подвергнув сомнению собственно этнические функции П. и истолковав как вторичные, порожденные контактами с классовыми обществами, этносоциальные функции П. Однако всеобщего признания в западной литературе такие взгляды не получили.

Термин П. имеет и более широкое, бытовое значение - потомство, род, народ. В последнем смысле его английский эквивалент широко употребляется в англоязычной литературе для обозначения таких уже давно миновавших племенной уровень развития народов, как многомиллионные хауса и йоруба в Западной Африке или таких “зарегистрированных” П., учитываемых переписями Индии, как многомиллионные сантачи, гонды и др.

ЛИТ.: Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.

Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей// ВФ, 1964, N II.

Поразительно, но в наш век атомной энергии, лазерных пушек и исследования Плутона еще существуют первобытные люди, почти не знакомые с внешним миром. По всей земле, кроме Европы, разбросано огромное количество таких племен. Одни живут в полной изоляции, возможно, даже не зная о существовании прочих «двуногих». Другие знают и видят больше, но не спешат идти на контакт. А третьи готовы убить любого чужака.

Как же быть нам, цивилизованным людям? Пытаться с ними «подружиться»? Осторожно за ними следить? Полностью игнорировать?

Как раз в эти дни споры возобновились, когда власти Перу решили вступить в контакт с одним из затерянных племен. Защитники аборигенов резко против, потому что после контакта те могут погибнуть от болезней, к которым у них нет иммунитета: неизвестно ведь, согласятся ли они на медицинскую помощь.

Давайте посмотрим, о ком идет речь, и какие еще бесконечно далекие от цивилизации племена встречаются в современном мире.

1. Бразилия

Именно в этой стране живет больше всего неконтактных племен. Только за 2 года, с 2005 по 2007, их подтвержденное число выросло сразу на 70% (с 40 до 67), а сегодня в списках Национального фонда индейцев (FUNAI) значится уже больше 80.

Есть племена крайне малочисленные, всего по 20-30 человек, другие могут насчитывать и 1,5 тысячи. При этом все вместе они составляют меньше 1% населения Бразилии, но «исконные земли», которые им отведены, - это 13% территории страны (зеленые пятна на карте).


Для поиска и учета изолированных племен власти периодически совершают облет густых лесов Амазонки. Так в 2008 году близ границы с Перу были замечены неизвестные доселе дикари. Сначала антропологи заметили с самолета их хижины, похожие на удлиненные палатки, а также полуголых женщин и детей.



Но во время повторного облета через несколько часов на том же месте появились мужчины с копьями и луками, с головы до ног выкрашенные красным, и такая же воинственная женщина, вся черная. Вероятно, они приняли самолет за злобный дух птицы.


С тех пор племя так и остается неизученным. Ученые лишь догадываются, что оно весьма многочисленное и благополучное. На фото видно, что люди в целом здоровы и сыты, их корзины полны кореньев и фруктов, с самолета заметили даже нечто вроде фруктовых садов. Не исключено, что этот народ существует уже 10.000 лет и с тех пор хранит первобытность.

2. Перу

А вот то самое племя, с которым хотят вступить в контакт перуанские власти - это индейцы машко-пиро, тоже живущие в глуши амазонских лесов на территории национального парка Ману́ на юго-востоке страны. Раньше они всегда отвергали чужаков, но в последние годы стали часто выходить из чащобы во «внешний мир». Только в 2014-м их больше 100 раз замечали в населенных районах, особенно вдоль берегов реки, откуда они указывали на прохожих.


«Похоже, они сами идут на контакт, и мы не можем притвориться, что этого не замечаем. У них тоже есть на это право», - говорят в правительстве. Там подчеркивают, что ни в коем случае не будут принуждать племя ни к контакту, ни к изменению образа жизни.


Официально перуанский закон запрещает контактировать с затерянными племенами, которых в стране насчитывается не меньше дюжины. Но с машко-пиро уже успели «пообщаться» многие, от простых туристов до христианских миссионеров, которые делились с ними одеждой и едой. Может, еще и потому, что за нарушение запрета не предусмотрено никакого наказания.


Правда, не все контакты были мирными. В мае 2015 года машко-пиро пришли в одну из местных деревень и, встретив жителей, напали на них. Один парень был убит на месте, пронзенный стрелой. В 2011-м члены племени убили еще одного местного и ранили стрелами смотрителя национального парка. Власти надеются, что контакт поможет предотвратить гибель людей в будущем.

Это, наверное, единственный цивилизованный индеец машко-пиро. В детстве местные охотники наткнулись на него в джунглях и забрали с собой. С тех пор он носит имя Альберто Флорес.

3. Андаманские острова (Индия)

Крохотный островок этого архипелага в Бенгальском заливе между Индией и Мьянмой населяют крайне враждебные к внешнему миру сентинельцы. Скорее всего, это прямые потомки первых африканцев, рискнувших покинуть черный континент примерно 60.000 лет назад. С тех пор это небольшое племя так и занимается охотой, рыбалкой и собирательством. Как они разводят огонь, неизвестно.


Их язык не идентифицирован, но, судя по его разительному отличию от всех прочих андаманских наречий, эти люди тысячелетиями не вступали ни с кем в контакт. Численность их общины (или разрозненных групп) тоже не установлена: предположительно, от 40 до 500 человек.


Сентинельцы - это типичные негритосы, как их называют этнологи: довольно низкорослые люди с очень темной, почти черной кожей и короткими мелкими завитками волос. Их главное оружие - копья и луки с разными видами стрел. Наблюдения показали, что они точно поражают цель человеческого роста с расстояния 10 метров. Любых чужаков племя считает врагами. В 2006 году они убили двух рыбаков, которые мирно спали в лодке, случайно прибившейся к их берегу, а после встретили градом стрел поисковый вертолет.


Было лишь несколько «мирных» контактов с сентинельцами в 1960-е годы. Один раз для них на берегу оставили кокосовые орехи, чтобы проверить, посадят их или съедят. - Съели. В другой раз «подарили» живых свиней - дикари их немедленно умертвили и... похоронили. Единственное, что показалось им полезным, - это ведерки красного цвета, поскольку их поспешили унести вглубь острова. А точно такие же ведерки зеленого цвета не тронули.


Но знаете, что самое странное и необъяснимое? Несмотря на свою первобытность и крайне примитивные укрытия, сентинельцы в целом выжили после страшного землетрясения и цунами в Индийском океане в 2004 году. А ведь по всему побережью Азии тогда погибли почти 300 тысяч человек, что сделало это стихийное бедствие самым смертоносным в современной истории!

4. Папуа Новая Гвинея

Обширный остров Новая Гвинея в Океании хранит много неизведанных тайн. Его труднодоступные горные районы, покрытые гущей лесов, только кажутся необитаемыми - на самом деле это родной дом для множества неконтактных племен. Из-за особенностей ландшафта они скрыты не только от цивилизации, но и друг от друга: бывает, что между двумя деревнями всего несколько километров, но они не подозревают о соседстве.


Племена живут настолько изолированно, что у каждого свои обычаи и свой язык. Только подумайте - лингвисты различают примерно 650 папуасских языков, а всего в этой стране говорят больше чем на 800 языках!


Такие же различия могут быть в их культуре и образе жизни. Одни племена оказываются относительно мирными и в целом дружелюбными, как забавная на наш слух народность хули , о которой европейцы узнали только в 1935 году.


Но о других ходят самые зловещие слухи. Были случаи, когда члены экспедиций, специально снаряженных на поиск папуасских дикарей, пропадали без следа. Именно так в 1961 году исчез один из членов богатейшей американской семьи Майкл Рокфеллер. Он отделился от группы и, как подозревают, был пойман и съеден.

5. Африка

На стыке границ Эфиопии, Кении и Южного Судана живут несколько народностей, числом около 200 тысяч человек, которых обобщенно называют сурма. Они разводят скот, но не кочуют и разделяют общую культуру с весьма жестокими и странными традициями.


Юноши, например, ради завоевания невест устраивают палочные бои, которые могут закончиться серьезными травмами и даже смертью. А девушки, украшая себя к будущей свадьбе, удаляют нижние зубы, прокалывают губу и растягивают, чтобы туда уместилась специальная тарелка. Чем она больше, тем больше за невесту дадут скота, так что самые отчаянные красотки умудряются втиснуть 40-сантиметровое блюдо!


Правда, в последние годы молодежь из этих племен стала узнавать кое-что о внешнем мире, и все больше девушек сурма теперь отказываются от такого ритуала «красоты». Однако женщины и мужчины продолжают украшать себя фигурными шрамами, которыми очень гордятся.


Вообще, знакомство этих народов с цивилизацией происходит очень неравномерно: они, например, так и остаются неграмотными, но быстро освоили автоматы AK-47, попавшие к ним в ходе гражданской войны в Судане.


И еще одна интересная деталь. Первыми людьми из внешнего мира, вступившими в контакт с сурма в 1980-е годы, были не африканцы, а группа русских врачей. Аборигены тогда перепугались, приняв их за оживших мертвецов - ведь раньше они никогда не видели белой кожи!

Ср. (плод) в обширном значении: вид животных. Вся племена земная. Племя человеческое, все люди. | Колено, поколенье, род, потомство. Племя Пожарских вымерло и угасло. | Приплод. | Народ, язык, совокупность местных уроженцев. Он английского,… … Толковый словарь Даля

Колено, поколение, род, порода, потомство, раса. Оставить на племя. .. Ср. народ... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. племя колено, поколение, род, пор … Словарь синонимов

ПЛЕМЯ, мени, мн. мена, мён, менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племён. Кочевые племена. 2. перен. Народ, народность (во 2 … Толковый словарь Ожегова

Племяш, а, ом; мн.племяши, ей (разг. к племянник) … Русское словесное ударение

племя - племя, род. племени (неправильно племя); мн. племена, род. племён … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ПЛЕМЯ, тип социальной организации. Первоначально объединение 2 экзогамных родов, затем фратрий. Для племени характерны территориальная, языковая и культурная общность, эндогамия, на позднем этапе развитая политическая и военная организация,… … Современная энциклопедия

Тип этнической общности и социальной организации первобытного общества. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и… … Большой Энциклопедический словарь

Тип этнич. общности и социальной организации доклассового общества. Отличит. черта П. существование кровнородств. связей между его членами, деление на роды и фратрии. Другие признаки П.: наличие плем. территории, определ. экономич.… … Философская энциклопедия

Англ. tribe; нем. Stamm. Тип этносоциальной общности, характеризующийся коллективной собственностью, общим языком, специфической соц. организацией (общеплеменное собрание, вождь, совет и т. д.), общеплеменными обычаями, культами. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

ПЛЕМЯ - ПЛЕМЯ, тип этноса и социальной организации доклассового общества. Отличается прежде всего внутр. структурой обычно чётким делением на экзогамные роды и фратрии, и в целом эндогамией. Др. признаки П.: наличие племенной терр., определ. экономич.… … Демографический энциклопедический словарь

Книги

  • Племя , Давид Александрович Ватиашвили. В этой книге говорится о воюющих когда-то двух племенах, которые со временем стали единым племенам. Говорится о предательстве сына, который хотел занять… электронная книга
  • Племя , Нэт Прикли. Один из самых известных фантастических сериалов, начало которому положили произведения знаменитого британского писателя и мыслителя Колина Уилсона, получил своепродолжение в работах…


Похожие статьи
 
Категории