Элементы воздушной гимнастики. Воздушная гимнастика: новое направление в фитнесе

04.02.2019

«Что бы ни происходило, в день я должна сделать не меньше 50 приседаний»

Елена Бараненко

Я служу в Большом Московском государственном цирке уже много лет. Мои родители были цирковыми артистами. С самого детства я принимала участие в номерах, училась дрессуре животных, жонглированию, а когда стала чуть постарше, родители отдали меня в хореографическое училище. Поэтому я во многих жанрах что-то могу. Лет семь назад мы дурачились с подругой, воздушной гимнасткой, на манеже во время репетиции, и она попросила меня сделать некоторые элементы, у меня стало многое с ходу получаться, потом мы попробовали сделать вместе пару движений и выяснили, что у меня есть склонность к этому жанру. С тех пор мы стали тренироваться вместе и уже лет шесть как выступаем под куполом.

День своего первого выхода на арену с воздушным номером я помню очень хорошо. За час до выхода я нечаянно сбрила себе брови и чувствовала себя ужасно. Я очень волновалась в тот день, не находила себе места в гримерке. Подумала, что нужно подстричь их перед выступлением. Не подходя к зеркалу, провела машинкой по бровям, а насадку надеть забыла. А потом подошла к зеркалу и увидела все великолепие. Этот инцидент меня расслабил. Я нарисовала себе две линии на месте, где раньше росли брови, и пошла выступать.

Мы работаем без страховки. Иногда во время выступления страх такой берет, что ужас! Я стараюсь его перебарывать. Меня успокаивают мысли о том, что олимпийским спортсменам сложнее, чем нам: у них дикий прессинг и ответственность в разы больше. Когда ты на вершине каната, тебе прикольно. Но иногда бывает очень страшно.

Относительно выступлений на арене у меня много суеверий. Может быть, это из-за того, что у меня на арене погибла мама. Они с папой тоже работали в жанре воздушной гимнастики. Однажды во время выступления оба сорвались, папа выжил, а мама умерла. Ей тогда было 33 года, мне - 9. После смерти мамы папа сначала строго запрещал мне выступать в цирке, какое-то время я слушалась. Но в цирк нельзя прийти, влюбиться и уйти. Если ты проникся этой жизнью однажды, то уже не сможешь бросить вот так, по чьему-то приказу.

Я всегда перед выступлением проверяю всю технику, подвеску, люблю безопасность. Хотя от судьбы не уйдешь. Ведь риск и смерть - это тоже часть жизни, особенно если мы говорим о воздушной гимнастике. Когда я выступаю с лошадьми, перед выходом я обязательно глажу лошадку по носу: мне кажется, так она успокаивается. Если у меня что-то не получается несколько раз, я делаю пируэт, этакий маленький ритуал на удачу. Перед номерами в воздухе я всегда читаю «Отче наш» и целую свой крестик. Когда приезжаю в новый цирк, перед выступлением отправляю воздушный поцелуй в сторону манежа. Еще я целую булавы, которыми жонглирую: я благодарна своему реквизиту и партнеру и пытаюсь создать положительную атмосферу вокруг. Кстати, у меня есть еще один пунктик: что бы ни происходило, я в день должна сделать не меньше 50 приседаний.

Мне важно быть в хорошей спортивной форме не потому, что это дань моде, а потому, что от этого зависит моя жизнь. Кроме того, мне необходимо красиво выглядеть, я же артистка. Я увлекаюсь здоровым питанием. С вечера завариваю себе имбирь, утром пью. Обязательно с вечера заливаю семена чиа кефиром и кладу в холодильник, утром добавляю туда цветочную пыльцу, тыквенные семечки, фрукты. Также я перемалываю себе семена льна и пью спирулину. По утрам еще часто употребляю масло авокадо, масло миндальных и грецких орехов и съедаю кусочек хлеба со сливочным маслом: это полезно для кожи. У меня низкое давление, поэтому я еще обязательно утром пью зерновой кофе. Еще я недавно прочитала, что помидоры и огурцы не усваиваются желудком, поэтому теперь стараюсь избегать их. У нас в цирке очень вкусная столовая. Стараюсь есть простую пищу, но качественную. На обед беру суп, котлеты из печени, салат из моркови. К концу дня очень устаю, поэтому заезжаю в супермаркет, покупаю мытую траву, туда брызгаю оливковое масло и с удовольствием ем. Могу себе позволить вино в хорошей компании или даже коньяк зимой. При этом я большой противник курения. Покупаю еду на рынках выходного дня, потому что там все вкусное и свежее. На тренировки всегда беру с собой гематоген, потому что в нужный момент он придает сил. В качестве перекуса могу употребить яблоко, кофе с горьким или молочным шоколадом. Если честно, я сладкоежка. Если я увижу по пути домой пирожное, я приду домой, буду думать о нем, потом вернусь за ним, куплю и съем, а потом буду приседать, пытаться избавиться от этих калорий. У меня раньше было малокровие, поэтому я часто ем говядину и баранину, кроме того, мне они очень нравятся по вкусу в отличие от остальных видов мяса.

В первый раз я вышла на манеж в 14 лет: выступала с номером, где жонглировала на лошади. Сейчас помимо номеров в воздухе выступаю с жонглированием булавами и дрессированными попугаями (это мои любимые птицы). Мои папа и брат тоже работают в цирке.

«Аскольд Запашный подходит ко мне каждый день и говорит: «Прекрати жрать»

Елена Петрикова

Я вышла на манеж в 5 лет в репризе у клоунов. А работать в жанре воздушной гимнастики начала в возрасте 14 лет, хотя официально это можно делать только с 18. Но больно хорошо у меня получалось, и поэтому Мстислав Запашный добился того, чтобы мне позволили выступать раньше положенного. Я выступала с номером на канате (корд-де-парель) на высоте 15 метров - первая и единственная в этом возрасте абсолютно без страховки.

Не знаю, почему выбрала этот жанр: я очень боюсь высоты, на каруселях меня укачивает, не могу смотреть вниз даже с балкона пятнадцатого этажа. Изначально мы с папой делали пару в акробатическом номере, выполняли стойки разные. А однажды мы приехали во Владивосток на слет самодеятельных цирков - и я увидела выступление одной девочки, которая работала в жанре корд-де-парель, и она меня восхитила. Я достала папу, он тут же пошел в порт, добыл мне канат с какого-то корабля. Девочка на том выступлении так непринужденно выполняла свой номер, что я думала, мне это тоже не составит труда. И вот я ухватилась руками и ногами за канат и замерла - вообще не могла ни одного раза подтянуться, не то что летать на нем. У меня было такое разочарование: я-то думала, сейчас залезу и сразу полечу. В итоге я потратила полтора года и наконец подготовила восьмиминутный номер в воздухе.

В то время я еще училась в школе. В 5 утра я приходила на репетицию в цирк, отрабатывала другой номер с лошадьми, потом шла в школу, приходя из нее, репетировала совместные номера с папой, потом снова номера с лошадьми, потом обязательно посещала балетный мастер-класс, потому что Мстислав Запашный следил, чтобы все артисты посещали занятия по хореографии, потом был перерыв и уже часа в два ночи при свете лампочки, когда все расходились по домам, мы с папой репетировали мой сольный номер с канатом. Когда я впервые в 14 лет на новогоднем концерте выступила в образе чайки с этим самым номером в воздухе, у меня крылья намотались на канат, я их судорожно пыталась вытащить и при этом не выйти из образа, а когда оказалась за кулисами, у меня от переизбытка эмоций просто согнулись колени и я упала. У папы даже есть видеокассета, на которой видно, как я отрабатываю номер на арене, а после выступления захожу за кулисы и падаю.

В детстве я работала все конные жанры, даже под живот лошадям лазила, пока маленькая была. Цирковые дети всегда обучаются разным жанрам. Помню, когда мне было лет 7, я готовила акробатический номер, где мне нужно было разбежаться и прыгнуть на руки стоящим передо мной ребятам. Я разбежалась, неудачно прыгнула, промахнулась и проехала лицом по ковру до конца манежа (метра четыре). Было больно, противно, стыдно, и я невзлюбила акробатику после этого.

Специфика воздушной гимнастики в том, что это очень опасно. Мы работаем без страховки, это значит, что если раскроется рука и ты уронишь человека, то все. Нужно иметь очень сильные руки и чувствовать партнера. Я привыкла работать с партнершей, мы уже около семи лет выступаем вместе и досконально друг друга чувствуем. Недавно мы взяли в номер еще одного гимнаста - и пока привыкнуть очень трудно.

Иногда, когда выходишь на сцену, очень страшно. У меня был номер, в котором нужно было делать резкий обрыв. Когда было слишком страшно, я отрабатывала весь номер, но именно этот элемент не исполняла, вместо этого просто делала разные движения, пережидая, пока музыка пройдет. У меня так было, правда, всего несколько раз. Я выступаю на высоте 25 метров без страховки. К этому страху невозможно привыкнуть, он просто появляется время от времени из ниоткуда и также неожиданно уходит. У нас недавно была премьера номера, когда мы выступали впервые втроем, а не вдвоем, и мне было до того страшно от чувства, что я не на сто процентов владею ситуацией, что тряслись пальцы. Была внутренняя паника, истерия. Я стою на манеже, у меня трясутся руки, мне стыдно, и я не знаю, как это остановить. Я думаю, что существует высший разум, иногда, когда я настраиваюсь, обращаюсь к нему. Перед номером на две секунды закрываю глаза и ухожу в себя. Может, я циник, но когда за кулисами перед выступлением стоят жонглеры, которые будут подбрасывать три булавы, и молятся и крестятся, это выглядит комично.

Родители у меня тоже цирковые артисты, поэтому у них нет паники во время моего выступления. После шоу мама может подойти ко мне, отругать, что где-то у меня было не такое выражение лица, недотянула носок. Папа стоит на лебедке (аппарате, который поднимает нас наверх) и следит за безопасностью. Мы относимся нормально ко многим вещам, к которым невоцирковленный человек отнесется негативно. Например, в детстве я каждый месяц переезжала из города в город, меняла школу из-за того, что родители постоянно гастролировали. Ты переехал, поступил в новую школу, через месяц собрал свои манатки, переехал в новый город - и все по новой. Сейчас я тоже гастролирую и часто живу в разных городах. Сколько мне лет, говорить не стану. По цирковым меркам я уже пенсионерка - у нас выслуга 15 лет. Я не замужем, детей у меня нет. Но мне это и не нужно сейчас, я не ощущаю себя взрослой женщиной, которой уже все это необходимо, мне в душе еще 17 лет.

Я хожу в фитнес-центр три раза в неделю. Не могу сказать, что я фанат тренажеров, я терпеть их не могу, хожу через силу. На манеже каждый день мы разминаемся и репетируем по 5 часов. За это время я успеваю отрепетировать номера с лошадьми, потом с собаками и свой номер в воздухе. Потом до вечера я работаю помощником художественного руководителя в Большом Московском государственном цирке.

Я очень люблю есть, это для меня трагедия. Особенно сейчас, с возрастом. Расстраиваюсь, когда не могу позволить себе макарошки и пиццу. Стараюсь питаться овощами, рыбой, курицей, естественно, без хлеба и сладостей, иначе сразу начинаю поправляться. Сейчас я вешу 56 килограмм - и я вторая в рейтинге самых толстых девочек в нашем коллективе. Мне все в цирке говорят, что я очень жирная. Аскольд Запашный подходит ко мне каждый день и говорит: «Прекрати жрать». Мне бы и правда не помешало сбросить килограмма два-три, но я не могу. Мне кажется, я смогу похудеть, только если буду сидеть на воде, но я не могу так, мне нужна сила для тренировок. С утра я обязательно съедаю кусочек хлеба со сливочным маслом, чтобы кожа была увлажненной. Правда вечером иногда могу съесть кусочек пиццы или суши. Организм привык к физической нагрузке, я от нее не худею.

Мне часто снятся выступления. Точнее то, что на манеже уже начинает играть моя музыка, а я до сих пор сижу в гримерке в повседневной одежде. На самом деле это очень страшно, я просыпаюсь в холодном поту после такого. Насколько я знаю, этот сон преследует многих цирковых артистов.

У меня много друзей не из цирка. Я дружу с рокерами, байкерами, фотографами, писателями. После выступления в цирке, часов в 11 вечера могу пойти в клуб снять напряжение или просто завалиться домой спать. Мы часто собираемся в коттедже моей подруги у камина и устраиваем просмотры Тарковского, Феллини, потом обсуждаем увиденное.

Когда я нахожусь на высоте под куполом, я ни о чем не думаю. Я слушаю музыку, держу образ, мыслей вообще нет, у меня все отключается, и я работаю. На репетициях страшнее, чем на выступлениях, потому что на репетициях ты смотришь вниз и видишь, что находишься очень высоко, а когда ты на арене, тебя ослепляет яркий свет и ты не видишь, что внизу.

В прошлом году мы с партнершей стали бронзовыми призерами в Монте-Карло. Как в мире кино главная награда - получить «Оскар», так у нас получить «Клоуна», мы его получили. Я без страховки держала партнершу одной рукой за ногу, и она висела головой вниз на 28-метровой высоте. Однажды мы чуть не сорвались, партнерша удержала меня за талию, и все обошлось. Зарплаты у нас достойные, но не огромные. Работаем мы точно не ради денег.

Артист очень тонко реагирует на похвалу. Для меня аплодисменты - это наркотики. Если вдуматься, это глупо. Но если я получаю бурные аплодисменты, то прихожу в неописуемый восторг, хочется на куски разорваться от счастья. Важно уметь подстроиться под настроение публики, понять, на кого играть. Даже когда ты на высоте 26 метров, нужно продолжать играть роль, улыбаться. Ошибочно думать, что когда ты там, зритель тебя не видит. Видно все: ненакрашенный ноготь, оторванную блестку, стрелку на колготках, страх на лице.

Не так давно я закончила режиссерское отделение ГИТИСа с красным дипломом и недавно получила еще одну специальность - менеджер по управлению организацией. Я понимаю, что не вечно буду под куполом летать. Даже когда я не смогу быть артисткой цирка, я в другой роли останусь в нем. Я мечтаю когда-нибудь стать директором цирка, поэтому сейчас получаю максимум знаний.

Когда мы были в Монако в прошлом году, пришлось выступать на опилочном манеже, который имеет свойство терять форму. Я выступала на лошади, она меня в какой-то момент сбросила, и я упала прямо в ноги принцу Альберту и принцессе Стефании. У меня с двух сторон оказались два кола, я умудрилась сгруппироваться и попасть строго между ними, иначе я бы разбилась, а так я только палец сломала. Но потом быстро встала и еще раз отработала неудавшийся трюк. Зато мне хлопал Жан-Поль Бельмондо! В другой раз мне во время выступления нечаянно ассистент порвал плечо. Обычно папа поднимает меня в воздух на канате, а в тот день его заменял другой человек. Я была в воздухе, он контролировал ситуацию снизу, и вот когда я пошла на трюк, он подумал, что я как-то низко летаю, и решил меня поднять выше, и у меня в этот момент разорвались связки плечевого сустава от такого резкого подъема. Это как раз был финал номера, я не подала виду и с максимально спокойным видом ушла за кулисы. После этого случая я не могла работать полгода. К сожалению, в нашей профессии ты не всегда зависишь сам от себя. Всегда есть ассистенты, у которых может случиться приступ идиотизма, и этого ты не можешь контролировать и с этим человеком уже ничего не сможешь сделать - да и зачем, если ты уже калека. Для нашего жанра типичны порванные плечи, кисти рук, связки.

Самое главное правило - ты должен любой ценой подарить зрителю праздник. Если бы он хотел посмотреть на страдания, то не платил бы деньги за билет в цирк, а пошел в другое место. Но он захотел праздника, он ждет чуда, поэтому что бы ты себе ни порвал, что бы ни сломал во время выступления, ни в коем случае нельзя этого показывать. После того как вышел за кулисы, ради бога, плачь, проклинай мир, беги к врачу, делай, что хочешь, это уже твое дело. Зрителю это не интересно.

Здравствуйте, дорогие подписчики! На сегодняшний день существует большое количество видов спорта. В какой-то момент привычные занятия в спортзале становятся скучными, люди уже не так охотно посещают тренировки. На смену традиционному фитнесу приходят новые направления, среди которых каждый может выбрать себе то, что ему подойдет.

Одним из популярных видов спорта считается воздушная гимнастика. Если раньше таким искусством занимались только цирковые артисты, то сейчас воздушная гимнастика как направление доступно практически любому человеку, независимо от возраста, комплекции и уровня физической подготовки.

Чтобы начать заниматься спортом, достаточно иметь интерес и желание к обучению. Для тренировки требуется спортивный стиль одежды: длинные леггинсы, майка или футболка, балетки. Украшения перед занятием снимаются, чтобы избежать возможных ран.

Преимущества занятий воздушной гимнастикой

Аэрогимнастика благотворно влияет на организм человека, поэтому рекомендуется каждому, кто хочет улучшить здоровье, сбросить лишний вес, получить изящное тело.

Если вы желаете сменить однообразные тренировки с тренажерами на что-то более интересное, рекомендуем присмотреться к такой . Данный вид аэробики имеет множество преимуществ, в отличие от других новомодных направлений, благодаря ему, вы сможете:

  • Обрести завидную фигуру.
  • Подтянуть тело.
  • Стать пластичными, гибкими.
  • Научится делать шпагат, мостик и другие гимнастические трюки.
  • Раскрыть возможности тела.
  • Повысить уровень выносливости организма.
  • Научится устойчиво держать равновесие.
  • Улучшить эмоциональное состояние.
  • Почувствовать легкость и повышенное настроение от посещения тренировок.

Основные направления

В зависимости от тренировочного реквизита аэрогимнастика подразделяется на следующие виды: гимнастика на воздушных полотнах, гамаках, кольце и йога в воздухе.

В целом, эти направления имеют общую суть и результат, однако у каждого свои особенности.

Магия воздушного полотна

На занятиях помимо улучшения фигуры и укрепления здоровья, вы также получите радость от ощущения невесомости, благодаря специальному спортивному снаряжению – воздушному полотну.

Суть занятия в следующем. Тренировка проводится с помощью снаряда из плотной ткани, которая крепится на потолке помещения. Гимнастика на воздушном полотне включает три базовые техники: подъем, обмотка, обрыв. Существует следующие виды подъема: французский, русский и базовый.

Далее идет обмотка – зрелищный момент представления, здесь происходят акробатические трюки. И финальное действие – обрыв, когда спортсмен обрывается вниз в заключительной позе. Занятия на полотне представляют собой эффектное и зрелищное мероприятие.

Такой вид тренировок требует много усилий и работы над собой.

Занятия в гамаках

Еще одним из распространенных видов аэробики является гимнастика в гамаках. На таких тренировках проводятся трюки с переворачиванием поз, благодаря чему увеличивается приток крови к мозгу, улучшается общее состояние организма.

Занимаясь данным спортом можно эффективно сбросить лишний вес, так как во время занятий тратится много энергии на выполнение трюков. Также еще одним достоинством тренировок является растяжка спины. При работе в перевернутых позах и положении головой вниз укрепляется позвоночник, развивается ловкость и гибкость.

Йога в воздухе

В последнее время все большую популярность набирает йога в воздухе. Такой нестандартный вид спорта имеет множество преимуществ для каждого, кому не противопоказаны физические нагрузки.

Благодаря таким тренировкам можно привести мышцы в тонус, улучшить работу вестибулярного аппарата, укрепить мышцы спины и даже вылечить многие болезни опорно-двигательной системы. Йога в воздухе — действенное средство для выравнивания осанки.

Если регулярно посещать занятия йогой, запуститься механизм обновления организма: мышцы станут эластичными, а суставы подвижными; улучшиться нервная и пищеварительная системы; растянется позвоночник. Ко всему прочему вы получите незабываемые впечатления.

Гимнастика на кольце

Особо красивым видом спорта считается гимнастика на воздушном кольце. Воздушное кольцо – специализированное снаряжение в виде обруча. На занятиях выполняются базовые элементы с раскачиванием кольца, с раскручиваниями и всевозможными акробатическими трюками.

Быстро освоить данное направление сможет человек с достаточной физической подготовкой, также привлекательным это направление будет для танцоров на пилоне. Главное в тренировке на воздушном кольце – это довериться профессионалу и усиленно работать над выполнением элементов гимнастики.

Детская гимнастика

Аэрогимнастика для детей подходит малышам дошкольного возраста, постарше и подросткам. На занятиях изучаются базовые упражнения гимнастического искусства.

Благодаря таким занятиям ребенок станет энергичным, полюбит спортивный образ жизни, получит физическую подготовку, а групповые занятия помогут раскрепощению и исчезновению стеснения у ребенка.

Воздушная аэробика будет для ребенка гораздо увлекательнее, чем уроки физкультуры, так как на них можно почувствовать ощущение полета, получить впечатления на всю жизнь. Дети почувствуют себя актерами циркового искусства, обретут уверенность.

Конечно, все эти виды гимнастики требуют подготовки. Лучше всего предварительно походить на , чтобы укрепить мышечный корсет. Например, воспользуйтесь упражнениями из видеокурса «Хатха-йога для начинающих» на первых порах. А уже после можно начинать тренировки с воздушными элементами.

А вы бы хотели попробовать столь необычный вид фитнеса? До скорой встречи!

Если вам наскучил обычный тренажерный зал со штангами и гантелями, вы можете добавить к нему занятия воздушной гимнастикой, а то и заменить одно на другое. Конечно, с первого раза сложное и зрелищное выступление, как в цирке, у вас вряд ли получится, но подтянуть фигуру и преодолеть страх высоты вполне возможно.

Воздушные гимнасты используют петли и полотна из ткани, металлические обручи, трапеции и многое другое, чтобы буквально летать под куполом цирка. На все это очень интересно смотреть, но кажется, что такое совершенно невозможно выполнить самому. Отчасти это правда. Человек, который с детства не занимался ничем, кроме школьной физкультуры (да и то на ней в основном заставляли убирать территорию), вряд ли научится сгибаться в бублик и без страха отпускать руки, чтобы совершить трехметровый прыжок с трапеции. Но научиться красиво двигаться, уверенно чувствовать себя, даже оторвавшись от земли, и, конечно же, накачать мышцы в помощью цирковых снарядов вполне возможно. Кроме того, эти занятия воздушной гимнастикой приносят огромное удовольствие. Хотя крыльев у нас нет, ощущение полета - одно из самых приятных. Кто же в детстве не качался на качелях или тарзанке? Конечно, отпускать руки было страшно, но это была смесь страха и настоящего восторга.

Польза воздушной гимнастики

Воздушная гимнастика требует хорошей физической подготовки, важна не только сила, но и растяжка. Лучше приходить на занятия, если вы уже занимаетесь фитнесом - тогда вы не разочаруетесь на первом же уроке, обнаружив, что у вас не получается выполнить ни один элемент. Но дальше от тренажерного зала можно отказываться: для поддержания хорошей формы воздушной гимнастики более чем достаточно. Особенно эффективно она укрепляет мышцы рук, плеч, пресса и спины. Этому способствуют статичные упражнения, при которых требуется балансировать в определенной позе. Тренировки на полотнах и кольце - способ избавиться от ненужных страхов, научиться перебарывать себя и развивать силу воли. Особенно способствуют этому обрывы, выполняемые на воздушных полотнах. Первый опыт свободного падения никогда не обходится без крика и паники. Но при правильной технике выполнения обрывы и прочие трюки не представляют опасности, и, испытав щекочущий нервы опыт один раз, вы захотите повторять его снова и снова.

Одежда для воздушной гимнастики

Воздушные гимнасты надевают на выступления обтягивающие комбинезоны не только для того, чтобы красиво выглядеть на сцене. Нужно, чтобы кожа была максимально закрыта одеждой, тогда она не «обожжется» от быстрого скольжения по ткани полотна. Лишние детали одежды могут намотаться вокруг полотен или кольца и в самый неподходящий момент помешают сделать трюк.

Впрочем, для первых занятий заводить специальный комбинезон не обязательно, вполне подойдут лосины и футболка с длинными рукавами. При этом заниматься на полотнах и петлях лучше босиком: пальцы ног, как и пальцы рук, серьезно помогают при попытке удержаться на этих снарядах. А вот для воздушного кольца, напротив, носки пригодятся. Этот снаряд, в отличие от полотен и петель, жесткий, а зажимать его приходится всеми сгибами тела, в том числе голеностопом. По этой же причине для тренировок на кольце стоит выбирать максимально плотную одежду, в противном случае синяки неизбежны. Первое время руки будут быстро уставать, и на них могут появиться мозоли. Чтобы этого не происходило, можно использовать кожаные перчатки без пальцев. Если руки сильно потеют, поможет магнезия (она продается в спортивных магазинах в разделе товаров для скалолазания).

Серьги, цепочки и кольца перед занятием нужно снять. Все жесткие предметы на теле могут поранить вас или поцарапать снаряд. Волосы стоит собрать в хвост, косу или пучок, причем не пользуясь металлической или пластмассовой заколкой.

Лучше всего, если вас будет тренировать выпускник циркового училища с дипломом по специальности «воздушная гимнастика». Это застрахует вас от ошибок в начале обучения. К тому же, если ваша физическая подготовка и ловкость пока не на высоте, внимание и страховка профессионального тренера будут для вас особенно полезны.

Тем не менее, если вы не готовы тратить массу денег и не ставите перед собой серьезных целей, а просто хотите попробовать что-то новое, вы можете заняться воздушной гимнастикой в одной из танцевальных школ. Фитнес-клубы только начинают открывать для себя это направление, но число мест, где можно освоить упражнения на воздушных полотнах, петлях и кольце, неуклонно растет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о воздушных гимнастах».


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о воздушных гимнастах. Материал входит в цикл бесед «Профессия - Артист цирка». Беседы из данного цикла можно использовать, как на внеклассных мероприятиях и занятиях для школьников, так и на классных часах. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с профессией воздушный гимнаст.
Задачи:
- уточнить знания детей о воздушных гимнастах;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать уважение к артистам, выступающим в цирке.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с Вами отправляемся в цирк!
(Просмотр видеосюжета, начало циркового представления).
Учитель: В цирке огромное множество разнообразных артистов. Для всех, кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству, - это жизнь, а не просто место работы. Артисты цирка - народ кочевой, находятся в бесконечных разъездах. Труд любого артиста цирка - тайна для зрителя. Настоящие профессионалы работают легко, непринужденно и весело. Хотя цирковое искусство и живёт традициями, артист пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых трюков и сюжетов. Зрителей требуется восхищать, удивлять и покорять. Не только физическое, но и творческое развитие - вот основные задачи артиста цирка.
Звучит песня в исполнении Витаса «Цирк».
Учитель: Предлагаю разгадать загадку, и узнать, о каком артисте цирка сегодня пойдёт речь.
Летает, но не птица.
Высоты не боится.
Под куполом вращается,
На землю возвращается.
(Воздушный гимнаст.)
(На доске появляется фотография воздушных гимнастов).


Учитель: Пожалуй, самое яркое воспоминание у большинства людей - поход в цирк, а самый красивый, животрепещущий номер - выступление воздушных гимнастов. Прекрасные, словно лебеди, не подвластные земному притяжению, их тело послушно и грациозно выполняет упражнения в воздухе, на лентах, кольцах, опускаясь вверх и вниз.


Учитель: А знаете ли Вы, ребята, когда и где появились первые гимнасты? И ещё много интересного о воздушных гимнастах узнаем из презентации.

Примерный текст:
Гимнастика - жанр циркового искусства. Включает в себя демонстрацию упражнений на специальных снарядах и аппаратах. Элементы гимнастики входили в систему физического воспитания ещё в глубокой древности в Китае, в Египте, в Персии.


Учитель: Само слово «гимнастика» имеет греческое происхождение и обозначает тренировку в обнаженном виде. Особенное развитие гимнастика получила именно в Древней Греции, где существовали специальные гимназии, в которых под наблюдением опытного педагога-гимнаста занимались гимнастикой с самого раннего возраста. Перед началом занятий обязательно снимали одежду. Крутили сальто на натянутом канате, держась только ногами, вниз головой стреляли по мишеням, показывали мастерство на одной или нескольких верёвках, подвешенных к потолку. Выучившись, артисты выступали на праздниках и пиршествах. Затем в номерах появляются колесо на верёвке и корд-де-волан, внутри которого раскручивается гимнаст, а потом резко выпрыгивает и приземляется в центре поля. Корд-де-волан - толстый канат, подвешиваемый горизонтально за оба конца так, что образуется провис, в середине которого артист выполняет упражнения, как на месте, так и в раскачке. Номера подобного жанра с использованием корд-де-волана демонстрировались в средние века бродячими актёрами и являются предшественниками многих воздушно-гимнастических жанров. Таким образом, артисты, осваивая сложные гимнастические снаряды, объездили большинство существовавших стран.


Учитель: Но в средние века популярность гимнастики резко снижается и приходит в упадок. Лишь в 1770-х годах в странах Европы, в первую очередь в Германии, снова обратились к гимнастике. Занятия в гимнастических школах и залах ведутся на изобретённых немецкими и шведскими спортсменами снарядах - параллельных брусьях, турнике, козлах, коне, шведской стенке, гимнастической скамеечке. Кстати, этими дополнительными гимнастическими снарядами пользуются и до сих пор. Таким образом, в 18 веке гимнастов снова ждёт успех. В середине XIX века в Европе занятия спортом, воздушной гимнастикой становятся модными.

Воздушная гимнастка в 19 веке

Учитель: Наиболее способные и подготовленные спортсмены переходят, по примеру Жюля Леотара , из гимнастических залов и военных гимнастических училищ вместе со своими снарядами - турниками, трапециями, кольцами - в цирк, потеснив при этом наездников, наездниц и дрессировщиков лошадей. Это явление носило массовый характер. Мастера, пришедшие из спорта, специализировались на каком-либо одном снаряде и достигали на нём технического совершенства и даже рекордных показателей. Появление в цирке воздушных номеров потребовало переоборудования внутреннего пространства цирковых зданий. В 1852 году в Парижском цирке Наполеона был сооружён первый сферический купол для воздушных гимнастов. 12 ноября 1859 года цирковой артист Жюль Леотар первым в мире продемонстрировал в парижском Цирке Наполеона номер «Перелёт с трапеции на трапецию» .

Жюль Леотар

Учитель: За 12 минут он совершил под куполом цирка 8 простых перелетов между тремя трапециями, подвешенными в ряд на большом расстоянии, а также сальто с одной трапеции на другую. Всему этому сын преподавателя гимнастики научился сам, а самые рискованные упражнения отрабатывал над поверхностью воды в бассейне. Благодаря воздушному номеру Леотара всё пространство цирка до купола было задействовано. Артист завоевал огромную популярность и объездил почти все столицы Европы. Леотар демонстрировал свой номер прусскому принцу Фридриху, русскому царю Александру 2, выступал в Лондоне и Мадриде. Да, это было настоящее событие! С 60-х годов XIX века наиболее романтичный вид воздушной гимнастики - полёт получил большое распространение, благодаря Леотару.

Жюль Леотар

Учитель: В 1900 году во Франции состоялся первый международный конкурс гимнастики , который выявил многих мастеров турника, трапеции, колец, а также сделал талантливых гимнастов знаменитыми на весь мир. В 30-е годы XX века происходит оснащение гимнастических снарядов электромоторами и электролебёдками и декорирование их под самолёты, ракеты, торпеды, семафоры. В середине 40-х годов получили распространение вращающиеся аппараты - "вертушки", при помощи которых стало возможным осуществлять такие зрелищные эффекты, как выхватывание гимнаста гимнастом из водного бассейна или из зрительских рядов. Таким образом, воздушная гимнастика постепенно развивалась. В воздухе гимнасты использовали трапеции, канаты с подвешенными на них снарядами и др.


Учитель: В России гимнастика укоренилась сравнительно поздно. Под командованием полководца Суворова с 1830 года гимнастика стала обязательным предметов в армии и военных гимназиях. В России появляются отдельные кружки. Первый гимнастический кружок образован в Петербурге в 1863 году. В конце 19 века Чехов и Гиляровский организовали небольшое общество, посвященное гимнастике. Гимнасты ставят целые номера, где могут «лететь на дирижабле», «парить в воздухе на крыльях» или висеть под куполом «на самолете или параплане». В начале 20 века огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков. В воздушной гимнастике появляется «ловитор» - артист, страхующий и ловящий летящих партнеров, и впервые исполняется номер «перекрестный полёт».


Учитель: Бамбук - название циркового гимнастического снаряда и номера, исполняемого воздушными гимнастами на этом снаряде. Снаряд представляет собой металлический шест 4 м. длины и 45-50 мм. в диаметре, подвешенный к самолёту вертикально. Изобретён в Китае или Японии, где шесты делались из бамбука - прочного и эластичного ствола бамбука, издавна служившего на Востоке материалом для циркового реквизита.


Учитель: Номер «Бамбук» зародился в Японии (по другим источникам - в Китае). Основной приём бамбука - «флажок», выполняемый с помощью петли, применяется на туго натянутых мачтах, першах, вертикальном канате. Номера на бамбуке долгое время исполнялись при неподвижном положении снаряда. С тридцатых годов ХХ века бамбук стали прикреплять к аппаратуре, движущейся под куполом по кругу, - торпедам, самолетам, ракетам. В 1930 году Эдер и его помощники демонстрировали гимнастику на коротком бамбуке, подвешенном к одному концу горизонтальной перекладины, установленной на вершине десятиметровой модели Эйфелевой башни. На другом конце перекладины была подвешена модель небольшого самолета. Находившийся в ней ассистент-пилот включал мотор, который приводил в движение всю конструкцию. Б. А. Эдер (1894 – 1970 г. г.) - талантливый цирковой артист. Родился в Батуми. В четырнадцать лет впервые вышел на манеж. Начинал как воздушный гимнаст, его выступления были любимы публикой, создатель и участник воздушно-гимнастического аттракциона «Полёт на аэроплане вокруг Эйфелевой башни» .

Борис Афанасьевич Эдер

Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить воздушных гимнастов . Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).


Учитель: C уверенностью можно утверждать: сегодня воздушная гимнастика, дающая простор воображению артистов, - один из самых перспективных цирковых жанров. Специфика данного жанра основана на демонстрации необычных навыков владения своим телом, превышающих способности среднего человека. К воздушной гимнастике относятся цирковые номера, выполняемые на снарядах или аппаратах, подвешенных в воздухе, с помощью тросов или других иных крепёжных приспособлений. Номера воздушной гимнастики исполняются, как на снарядах, закреплённых на месте, так и на снарядах раскачивающихся, движущихся по кругу, а также поднимающихся и опускающихся вверх, вниз. Это упражнения на трапециях, корд де пареле, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике, ремнях. Самый распространенный вид - это воздушная гимнастика на кольце . Кольцо называют лирой, обручем, оно имеет дополнительные крепления: перекладину и петлю. На кольце гимнасты выполняют элементы раскачивания, прыжки, воздушная гимнастика на полотнах балансирование в отдельных позах, и растяжка.


Учитель: Самой популярной и эффектной в настоящее время является воздушная гимнастика на полотнах . Гимнастки, подвешенные за длинные куски ткани, выполняя невероятной сложности силовые трюки с элементами растяжки.


Учитель: Воздушные полотна представляют собой два длинных полотна тянущейся ткани шириной 1-1,5 метра. Гимнастика на воздушных полотнах считается в цирке направлением относительно новым. Её прототипами можно считать такие классические цирковые снаряды, как ремни, кор де волан, канат. Существует несколько версий происхождения этого вида искусства. Согласно книге «Просто цирк» Стивена Сантоса, гимнастика на воздушных полотнах является самым поздним видом воздушного искусства, появившимся в 1959 году во французской цирковой школе. Однако потом их почти не использовали вплоть до 1995 года, когда Изабель Водель продемонстрировала номер на полотнах. По мнению некоторых других исследователей и цирковых артистов, прототипом является гимнастика на ремнях, которая зародилась в раннем периоде правления Династии Цин в Китае (1644-1911 г. г.). В то время происходит стремительное развитие различных видов зрелищных искусств, поэтому артистам приходится постоянно изобретать новые представления для привлечения аудитории. В первоначальном варианте это были кожаные ленты, подвешенные на бамбуковые рамки, на которые запрыгивал и поднимался вверх артист, намотав ремни вокруг запястья и выполняя трюки различной сложности и скорости.


Учитель: Выступление воздушных гимнастов связано с большой и кропотливой подготовительной работой, которая порой не видна и незнакома простому человеку. Каждодневные репетиции, мозоли, синяки и травмы, делают этот труд по истине героическим.


Учитель: Предлагаю посмотреть мультфильм о воздушном гимнасте , который вспоминает о своём детстве.
(Далее следует просмотр мультфильма «Я вспоминаю»).


Учитель: Ребята, хочу познакомить Вас с некоторые воздушными гимнастами современного цирка. Узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:

Акимов Сергей - воздушный гимнаст на ремнях

Номер "Воздушный гимнаст на ремнях" был создан в Московском цирке Никулина в 2002 году. Номер сделан в нетрадиционном для цирка сочетании сильной трюковой работы с пластикой и движением на земле. А также - с применением в работе амортизаторов. Такое сочетание придает номеру необычность и оригинальность.

Земскова Эльмира - воздушная гимнастка на спирали

Представительница цирковой династии известных эквилибристов Земсковых. В цирке работает с 13 лет, с 1995 г., когда начала выступать в номере своих родителей. Номер "Прима" существует с 1997 года. В нём используется оригинальный аппарат, специально созданный для этого номера. Неординарные трюки, оригинальность постановки, пластика и артистизм дали возможность создать несколько вариантов номера - от эксцентричного "космического" до лирическо-романтического.

Пухова Диана - гимнастка на кольцах

Гимнастка на кольцах Диана Пухова является лауреатом международного фестиваля «Принцесса цирка», проходившего в Стокгольме, где артистку окрестили «Малазийской принцессой». Многие не знают, что исполняемый мужчиной и женщиной один и тот же трюк абсолютно несоизмерим по трудности подготовки, сложности исполнения. Номер Дианы Пуховой «Гимнастка на кольцах» произвёл фурор, едва появившись в репертуаре Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. Публику поразила великолепная и обаятельная девушка, представшая в ярком и запоминающемся образе восточной красавицы. Диана работает без страховки на собственном хвате - в этом главная сложность номера. Рука исполнительницы не фиксируется при помощи специальной петли, как это происходит обычно у тех же гимнастов на ремнях. Есть маленькая страховочная петля, но её функция – больше психологическое спокойствие.


Учитель: Ребята, у меня для Вас хорошая новость: к нам в город недавно приехал цирк! Рекомендую всем его посетить. Воздушные гимнасты демонстрируют свою силу, ловкость и смелость. Это эксклюзивное искусство покоряет сердца и заставляет зрителей восхищённо рукоплескать каждому красивому трюку, исполняемому в воздухе. Особенно привлекательна в этом смысле воздушная гимнастика в исполнении грациозных девушек. Прелестные создания обладают не только красотой и пластикой, но и показывают сложные, силовые элементы в воздухе. Воздушные гимнастки - принцессы цирка, они восхищают своим талантом, красотой, упорным трудом, выносливостью, готовностью к ежедневному риску, умению преодолевать страх, усталость и боль.
(На доске появляется фотографии из цирка).

Выступления в воздухе на разных снарядах — это не только экстремальное зрелище, которое мы можем увидеть в цирке, эта дисциплина сейчас развивается как спорт. В воздухе можно выступать на кольцах, трапеции, полотнах, корд де волане, турниках, вертикальном канате и других похожих конструкциях (бамбук, воздушный полет). Но на тренировках в спортивных клубах основными снарядами являются именно кольца и полотна.

Выступления на полотнах

Воздушные полотна предназначены для выполнения упражнений воздушной гимнастики. Они являют собой два полотна из ткани, которая немного тянется, шириной от одного до полутора метра. Если подготовка гимнаста позволяет, то ткань растягивается сильнее, так выступать труднее, но есть больший простор для акробатического творчества.

Гимнастика на полотнах имеет длинную историю — она была известна в 17 веке в Китае, тогда воздушные гимнасты использовали кожаные ремни для своих трюков. Но в Европе воздушные гимнасты начали выступать в 1959 году, когда нужно было придумать оригинальную замену другим снарядам для выступления над землей. Таким образом воздушная гимнастика на отрезках тканей стала наиболее поздней модификацией этого циркового спортивного искусства.

С 1996 года занятия на отрезках тканей становятся обязательными во всех цирковых учебных учреждениях Франции, сейчас эту дисциплину преподают во всех больших цирковых студиях, а также занятия проводят для детей и взрослых в частных спортивных клубах и танцевальных школах. Как аналог полотнам являются занятия на гамаках или петлях — это те же отрезки тканей, только они не свисают свободно, а два конца закреплены на потолке, и снаряд становится похожим на качели.

Акробатика на кольце

Воздушное кольцо жесткое, оно давно используется в цирковых выступлениях, являясь классикой циркового искусства. Его еще называют воздушным обручем, лирой. Этот обруч часто обладает дополнительными элементами, например петля и перекладина.

На этом снаряде исполняют гимнастические элементы, как шпагат, также акробатичечские — на равновесие, раскачивание, динамические упражнения. На кольце возможны занятия парами, но как спорт, а не показательные выступления, эта дисциплина подходит для одиночных занятий.

Воздушное кольцо требует большой силы, гибкости и ловкости, поэтому занятия на нем популярно у тех, кто хочет попробовать себя испытать в сложной дисциплине. Но эта дисциплина небезопасна, поэтому кольцо должно быть надежно закреплено, обязательно наличие страховки и опытного тренера.

Области применения воздушной гимнастики — цирковые и показательные выступления. Школы танцев часто проводят концерты, выступления и соревнования по воздушным танцевальным композициям. В отличии от танцев на пилоне, танцы на других воздушных снарядах лишены двузначных ассоциаций (к сожалению и они проникают в ночные клубы), поэтому они развиваются как спортивно-танцевальное направление.



Похожие статьи
 
Категории