Евгений онегин татьяна воспитание. Цитатная характеристика татьяны лариной, цитаты к образу

30.03.2019
Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин».

Многообразие характеров при первом знакомстве с романом Пушкина поражает читателя и воспринимается как открытие Пушкина. Каждый из героев Пушкина обладает правом голоса, каждый оценен автором. Но любимой авторской героиней в романе, несомненно, является Татьяна Ларина. Ее образ обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены высокие идеалы Пушкина. Начиная с третьей главы Татьяна,наряду с Онегиным, становится основным действующим лицом событий. Но первое знакомство с пушкинской героиней происходит уже во второй главе, где рассказывается о семье Лариных.
Самое имя Татьяны, не освященное литературной традицией, воспринимавшееся как простонародное, связанное с «воспоминаньями старины или девичьей». Этим как бы подчеркивается самобытность девушки, ее несколько обособленное положение даже в собственной семье:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Две стихии оказывают воздействие на формирование характера Татьяны, на ее воспитание: иноземная, книжная и национально - народная, причем влияние последней в конечном счете сильнее. Так же, как ее мать в молодости, Татьяна зачитывается сентиментальными романами:
Ей рано нравились романы,
Они ей заменяли все,
Она влюблялася в романы
И Ричардсона, и Руссо.
Книжное воспитание не могло, однако, заглушить в Татьяне природное, национальное начало, уничтожить в ней те черты личности, которые уходили корнями в народную почву. «Русская душою» Татьяна любит простонародный быт, с его «милой стариной». Она воспитана на фольклорных образах и представлениях. Уже в детстве все сказочное, волшебное, фантастическое нравится больше, чем обычные детские забавы:
... страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Некоторыми чертами своего характера Татьяна близка Онегину. Он «для всех кажется чужим». Она признается в письме к нему: «Вообрази, я здесь одна,// Никто меня не понимает». Татьяна «верит избранной мечте», но и Онегине отмечается «мечтам невольная преданность». Отличие Татьяны от окружающих ее провинциальных барышень в чем - то напоминает «неподражательную странность» ее избранника. Татьяне присущи ощущения тоски, уныния, задумчивости. Онегину свойственна особая поза: «С душою, полной сожалений,// И опершися на гранит, // Стоял задумчиво Евгений...». Татьяна «от небес одарена... умом и волею живой», одна из характерных черт Онегина - «резкий, охлажденный ум». А самое главное - и Онегин, и Татьяна резко выделяются в своей среде, возвышаются над нею.
Тем не менее именно в образе Татьяны, а не Онегина воплощены авторские идеалы. Прежде всего потому, что внутренняя жизнь героини обусловлена не светской праздностью, а влиянием красоты вольной природы, мудрости народной. Татьяну воспитала русская крестьянка, детство Татьяны проходит «в глуши забытого селенья» , среди русских просторов.
В патриархальном укладе жизни Лариных забавы и удовольствия тесно связаны с традиционными крестьянскими обычаями: «круглые качели, подблюдны песни, хоровод».
Образ Татьяны как бы навеян песенной поэзией. Фольклорная стихия представлена в романе не в виде цитат, а органически вплетена в общую ткань повествования. Обращение автора к фольклору помогает глубже раскрыть народный в своей основе характер героини, строй ее мыслей и чувств, душевную чистоту и нравственное совершенство.
Особенно чувствуется дыхание народной поэзии в эпизоде разговора Татьяны с няней, в картинах святочных гаданий,в сне Татьяны. Пушкин как бы погружается в гармоничный мир поэзии,авторское начало проявляется здесь в самой стилевой окраске, деталировке, интонационном строе текста. И параллельно звучит открытое признание поэта в любви к героини.
Под своеобразный аккомпанемент народной песни о любви девицы - красавицы к молодцу изображается свидание Татьяны с Онегиным, так много решившее в жизни Татьяны. А пятая глава романа уже почти вся сопровождается яркими зарисовками крестьянской жизни, обрамляется народными песнями и поверьями. Начинается глава с картины русской зимы, воспринятой одновременно глазами Татьяны и самого поэта. Причем авторское видение совпадает с виденьем героини.
В сцене гадания пушкинская героиня прямо уподобляется крестьянским девушкам. Так же, как и они Татьяна любит «мглу крещенских вечеров», верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны».Описание народных календарных обрядов - святочных гаданий, подблюдных песен - выливается в запоминающуюся картину, важную и для понимания идейно - эстетической сущности романа, и для характеристики Татьяны.
В этом контексте и сон Татьяны важен не только для сюжетного развития действия, но прежде всего он предопределяет ее дальнейшую судьбу. Фантастические образы сна рассматриваются в романе как пророческие: предвещают ссору Ленского с Онегиным, раскрывают таинственную власть Онегина над душой Татьяны.
Когда Татьяна посещает библиотеку Онегина, ей открывается «мир иной», она приближается к разгадке характера Онегина, очень быстро интеллектуально развивается, начинает осознавать жизнь во всех ее противоречиях. В Москве ее суждениях об умственном убожестве, ограниченности интересов дворянского общества совпадают с авторскими. Автор смотрит на Москву глазами Татьяны, разделяет ее недовольство пустым светом, где «не видно перемен» и «все на старый образец».
Роман завершается качественно новым обобщением: происходит встреча Татьяны и Онегина, много переживших и передумавших, глубоко осознавших смысл бытия. В своих суждения оба они поднимаются до уровня суждения автора. Преображенный Онегин впервые оценивает внутренний мир Татьяны, он обретает возможность полюбить ее возвышенно и страстно. Его письмо к Татьяне дышит глубоким чувством.
Слова Онегина не просто зеркально отражают былое послание Татьяны, некогда «девочки несмелой, влюбленной, бедной и простой». По силе страсти, напряженности переживаний онегинское письмо отличается от простодушно - целомудренного признания героини. Но и Татьяна встречает Онегина зрелой женщиной, сумевшей пронести через всю жизнь свою единственную любовь к нему.
Оба стоят на пороге небывалого взаимопонимания, оба обладают завидной душевной силой, тем не менее автор не считает возможным их счастье.
Такой финал по логике характеров закономерен. Цельная по натуре, верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не может построить свое счастье на страданиях и горе другого человека - своего мужа. И хотя она по - прежнему продолжает любить Онегина, в ее борьбе чувства и долга долг одерживает верх.
Душевная чистота Татьяны, гармоничность ее воззрений на мир, нравственная цельность кажутся автору идеальными чертами женщины. Татьяна является не просто воплощением мечты о прекрасном, ее образ созвучен авторскому отношению к жизни.

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней.

Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны.

В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу: ...Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

В романе Александра Пушкина «Евгений Онегин», конечно, главным женским образом является Татьяна Ларина. История любви этой девушки воспета впоследствии и драматургами, и композиторами. В нашей статье характеристика Татьяны Лариной построена с точки зрения ее оценки автором и в сравнении с сестрой Ольгой. Оба этих персонажа в произведении показаны абсолютно противоположными натурами. Конечно, нельзя забывать и про любовную линию романа. В отношении к Онегину героиня тоже показывает нам определенные стороны своего характера. Все эти аспекты мы разберем далее, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной. Для начала давайте познакомимся с ее сестрой и ею самой.

Про главную героиню романа можно говорить очень долго и очень много. А вот образ ее сестры - Ольги Лариной - Пушкин показал довольно лаконично. Ее достоинствами поэт считает скромность, послушание, простодушие и веселость. Такие же черты характера автор видел практически в каждой деревенской барышне, поэтому дает понять читателю, что ему скучно описывать ее. Ольга обладает банальными деревенской девушки. А вот образ Татьяны Лариной автор представляет уже более загадочным и сложным. Если же говорить об Ольге, то главной ценностью для нее является веселая беззаботная жизнь. В ней, конечно, присутствует любовь Ленского, но она не понимает его чувств. Здесь Пушкин пытается показать ее самолюбие, которое отсутствует, если рассматривать характер Татьяны Лариной. Ольге, этой простодушной девушке, незнакома сложная душевная работа, поэтому и к смерти жениха она отнеслась легкомысленно, быстро заменив его «любовной лестью» другого мужчины.

Сравнительный анализ образа Татьяны Лариной

На фоне деревенской простоты сестры Татьяна представляется нам и автору совершенной женщиной. Пушкин и заявляет об этом достаточно прямо, называя героиню своего произведения «милым идеалом». Краткая характеристика Татьяны Лариной здесь неуместна. Это многогранный характер, девушка понимает причины своих чувств и поступков, и даже анализирует их. Это ещё раз доказывает, что Татьяна и Ольга Ларины - абсолютные противоположности, хотя они сестры и воспитывались в одной культурной среде.

Авторская оценка характера Татьяны

Какой нам преподносит Пушкин главную героиню? Татьяне присущи простота, неторопливость, задумчивость. Особое внимание поэт уделяет такому качеству ее характера, как вера в мистику. Приметы, предания, смены фазы Луны - всё это она замечает и анализирует. Девушка очень любит гадать, а также придает большое значение снам. Не обошел вниманием Пушкин и любовь Татьяны к чтению. Воспитанная на типичных женских модных романах, героиня и свою любовь видит как бы сквозь книжную призму, идеализируя ее. Она любит зиму со всеми ее недостатками: темнотой, сумерками, холодом и снегом. Пушкин также подчеркивает, что у героини романа «русская душа», - это важный момент для того, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной и понятной читателю.

Влияние деревенских обычаев на характер героини

Обратите внимание и на время, в котором живет предмет нашего разговора. Это первая половина 19-го века, значит, характеристика Татьяны Лариной - это, по сути, характеристика современниц Пушкина. Характер у героини замкнутый и скромный, а читая ее описание, данное нам поэтом, можно отметить, что мы практически ничего не узнаем про внешность девушки. Таким образом Пушкин дает понять, что важна не внешняя красота, а внутренние черты характера. Татьяна молода, но выглядит взрослой и сложившейся личностью. Детские забавы и игру в куклы она не любила, ее привлекали таинственные истории и любовные страдания. Ведь героини любимых романов всегда проходят через ряд трудностей и испытывают страдания. Образ Татьяны Лариной гармоничный, неяркий, но удивительно чувственный. Такие люди нередко встречаются и в реальной жизни.

Татьяна Ларина в любовных отношениях с Евгением Онегиным

Какой мы видим главную героиню, когда дело доходит до любви? Евгения Онегина она встречает, уже будучи готовой к отношениям внутренне. Она «ждёт... кого-нибудь», на это осторожно указывает нам Александр Пушкин. Но не стоит забывать, где живет Татьяна Ларина. Характеристика ее любовных отношений зависит и от странных деревенских обычаев. Это проявляется в том, что Евгений Онегин посещает семью девушки только однажды, но вокруг уже народ говорит о помолвке и замужестве. В ответ на эти слухи Татьяна и начинает рассматривать главного героя как объект своих воздыханий. Из этого можно сделать вывод, что переживания Татьяны надуманны, искусственны. Все свои мысли она носит в себе, в ее влюбленной душе живут тоска и грусть.

Знаменитое послание Татьяны, его мотивы и последствия

И чувства оказываются настолько сильными, что возникает потребность их высказать, продолжив отношения с Евгением, но он больше не приезжает. Сделать девушке первый шаг по требованиям этикета тех времен было невозможно, это считалось легкомысленным и некрасивым поступком. Но Татьяна находит выход - она пишет любовное письмо Онегину. Читая его, мы видим, что Татьяна - человек очень благородный, чистый, в ее душе царят высокие помыслы, она строга к себе. Отказ Евгения принять ее любовь девушку, конечно, обескураживает, но чувство в сердце не гаснет. Она старается понять его поступок, и это ей удаётся.

Татьяна после неудачной любви

Поняв, что Онегин предпочитает быстрые увлечения, Татьяна едет в Москву. Здесь мы уже видим совсем другого человека в ней. Она переборола в себе слепое безответное чувство.

Но в Татьяна чувствует себя чужой, она далека от его суеты, блеска, сплетен и посещает обеды чаще всего в обществе матери. Неудачная сделала ее равнодушной ко всем последующим увлечениям противоположным полом. Тот цельный характер, который мы наблюдали в начале романа «Евгений Онегин», к концу произведения показан Пушкиным разбитым и разрушенным. В итоге Татьяна Ларина так и осталась «белой вороной» в высшем свете, но ее внутренняя чистота и гордость смогли помочь другим увидеть в ней истинную леди. Ее отстраненное поведение и при этом безошибочное знание правил этикета, вежливость и гостеприимность привлекали внимание, но при этом и заставляли оставаться на расстоянии, поэтому Татьяна была выше сплетен.

Конечный выбор героини

Под конец романа «Евгений Онегин» Пушкин, завершая сюжет, дарит своему «милому идеалу» счастливую семейную жизнь. Татьяна Ларина выросла духовно, но даже в последних строках романа она признается в любви Евгению Онегину. При этом это чувство больше не властно над ней, она делает осознанный выбор в пользу верности своему законному мужу и добродетели.

Онегин тоже обращает внимание на «новую» для него Татьяну. Он и не подозревает, что она не изменилась, она просто «переросла» его и «переболела» своей прежней болезненной любовью. Поэтому его ухаживания она отвергла. Вот такой предстает перед нами главная героиня «Евгения Онегина». Ее основными чертами характера являются сильная воля, уверенность в себе, добрый характер. К сожалению, Пушкин показал в своём произведении, как такие люди могут быть несчастны, ведь они видят, что мир совсем не такой, как им бы хотелось. У Татьяны непростая судьба, но ее тяга к личному счастью помогает ей преодолеть все невзгоды.

Основная тема романа - передовая личность в ее отношении к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей дворянской интеллигенции.

Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Татьяна росла и воспитывалась в семье дворян-помещиков, верных «привычкам милой старины». С детства близким ей человеком была няня, простая русская крепостная женщина, с которой Татьяна делилась своими сокровенными мыслями и переживаниями. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к родной природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, естественность. От природы Татьяна умна, своеобразна, самобытна. С детства она отличалась от своих сверстников. Она была «дика, печальная, молчалива», «как лань лесная боязлива» и «…часто целый день одна сидела молча у окна», Пушкин говорит, что она была одарена «воображением мятежным, умом и волею живой и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным».

Ум и своеобразие натуры выделяют ее среди других в помещичьей среде и светском обществе и приводят к осознанию пошлости, праздности и пустоты жизни окружающих ее людей. Она мечтает о человеке, который бы внес в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев любимых романов. Таким показался ей Онегин, светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей своей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…Все было им полно, все деве милой без умолку твердит о нем»,

Но Онегин не понял всей силы и глубины чувства Татьяны. И не оценил его. Любовь приносит Татьяне одни страдания. В конце концов она уступает матери, и, повторяя судьбу многих женщин того времени, выходит замуж за нелюбимого человека.

Но в душе Татьяна осталась прежней. В свете она одинока: не нашла здесь того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся в столицу.

…Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Сцена последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее) раскрывает ее высокие душевные качества: нравственную безупречность, верность долгу, правдивость. Повинуясь долгу, она принимает последнее роковое решение: отказывается от любви, личного счастья, навсегда связанного для нее с Онегиным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих глубоко содержательной жизни. Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов», тургеневские героини: Наталья из «Рудина», Елена из «Накануне», жены декабристов, воспетые Некрасовым.

Жизнь Татьяны-это замечательная история воспитания в себе характера, который создавался в уроках жизни ("Евгений Онегин" А. С. Пушкин)

Пушкин создал целую галерею женских типов, наделенных прекрасными качествами характера: верностью, преданностью, женственностью (кстати, женственность -это прежде всего стремление к самопожертвованию -кто-то дал ей такое определение), способностью к глубоким, сильным чувствам. Таковы Марья Гавриловна («Метель»), Марья Миронова («Капитанская дочка»), Марья Троекурова («Дубровский»). Каждая из этих женщин по-своему прелестна, но Татьяна Ларина - ярчайшее из созданий пушкинского гения. Когда говорят о ней, прежде всего упоминают два пушкинских определения: «Татьяна -милый идеал»и «Татьяна -русская душою». Этот образ пожалуй, вызывает меньше всего споров и разногласий (разве что между Белинским и Достоевским - об их полемике я уже упоминала).

Достоевский, безусловно очарованный героиней Пушкина, отметил, что автор должен был назвать свой роман именем Татьяны, а не Онегина: именно она, по мнению писателя, главная в романе. Его фраза, сказанная о Татьяне: «Это тип, твердо стоящий на своей почве», -очевидно, отражает истину и находит свое подтверждение в тексте романа.

Татьяна «родилась» в 1803 г. Близость Татьяны к родной почве, к русской культуре, народный тип сознания выражаются и в том, что ей близки по духу русские народные обычаи и традиции:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы..,

и в том, что она «любила русскую зиму». Татьяна не задумывалась

над тем, с чем связана эта любовь. Я думаю, не только с уникальной красотой русской зимней природы, ее спокойствием и величием, завороженностью и тайным ожиданием пробуждения к новой жизни. Оцепенение природы, замершей в ожидании весеннего бурного расцвета и летнего праздника жизни, вполне могло соответствовать богатой душе Татьяны, которая была подобна пока еще не распустившемуся бутону. Возможно также, что зима для Татьяны - это таинственная пора Рождества и Святок, это единственное время года, когда можно было приоткрыть завесу над неизвестным будущим (а ее помыслы чаще всего были устремлены именно в будущее).

Вообще говоря, это неудивительно, ведь Татьяна была воспитана русской няней-старушкой, возможно самым близким для нее человеком, и влияние няни нельзя недооценивать. Интересно такое замечание автора: «Она по-русски плохо знала» (в котором он как бы извиняется за Татьяну, написавшую письмо по-французски). Не противоречит ли это «русской душе» героини? Во-первых, автор имеет в виду, что героиня не владела русской письменной речью (естественное, она не могла не владеть бытовой). Во-вторых, вряд ли в этом можно винить молодую дворянскую девушку, ведь по нормам того времени она должна была в совершенстве владеть французским, уметь танцевать и держать себя в обществе, а также петь и играть на музыкальном инструменте. Образование дворянки имело единственную цель - сделать из нее привлекательную невесту. Странность не в том, что «она по-русски плохо знала», а в том, что она «знала по-французски, ведь французскому языку ее могла обучать только гувернантка-француженка, о наличии которой Пушкин не упоминает.

Татьяна - натура духовная, а значит, несмотря на внешнюю замкнутость и скрытность, внутренне, на тонком, душевном уровне, она открыта миру /духовность, попросту говоря, и есть открытость миру/. Связанная миллионом невидимых нитей с родной природой, культурой, русским народом, она в то же время ощущает себя частицей бесконечного космоса. Ее неподдельная, искренняя религиозность («молитвой услаждала тоску волнуемой души») -доказательство этому.

Духовность и романтичность Татьяны тесно взаимосвязаны.

Поскольку, как пишет Пушкин,

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли все.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо, -

впечатлительная и наивная, обладающая духовными потребностями Татьяна Ларина не могла не перенести литературные образы в свою жизнь. Серая, монотонная деревенская жизнь была слишком блеклой. Мир иллюзий, мир вымышленных литературных героев стал для нее второй реальностью – яркой и интересной. Одаренная «воображением мятежным» и «сердцем пламенным и нежным», она ожидала своего романтического героя, предчувствием любви, способной заполнить всю жизнь без остатка. Татьяна полюбила Онегина, совсем не зная его, но чувствуя сердцем в нем человека несчастного, неудовлетворенного, страждущего. Она ждала и могла полюбить только такого человека: непростого, неупокоенного, ищущего. Никогда ее не прельстили бы надоевшие, пустые, ординарные Петушковы, Фляновы, Буяновы. Я думаю, что зачатки любви к Онегину возникли в душе Татьяны еще задолго до свидания с ним. Она уже ждала его, когда слышала о нем дурные сплетни. Она уже интересовалась им, когда поняла, что он необыкновенный.

Важнейший штрих к пониманию образа Татьяны Лариной -ее письмо к Онегину (1820 г.). Посылая письмо, Татьяна ведет себя по нормам поведения героини романа, однако для русской барышни начала XIX в. такой поступок был просто немыслим. То, что она вступает в переписку с малознакомым мужчиной и первая призналась ему в любви, было нарушением всех норм приличия. Если б Онегин разгласил тайну получения им письма, ее репутация пострадала бы непоправимо. Письмо Татьяны изобилует литературными клише. Она, «воображаясь героиней своих возлюбленных творцов», присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть»и строит свою любовь по образцам «Клариссы, Юлии, Дельфины». Однако все это не делает ее чувство менее искренним и непосредственным.

Выстраивая свою жизнь по привычному для нее сюжету романов, Татьяна предполагает лишь две возможных разгадки характера Онегина: «ангел-хранитель»(Грандисон) или «коварный искуситель»(Ловелас). В первом случае ее жизнь должна была превратиться в идиллию, во втором -ее ждала гибель («Погибну, Таня говорит, но гибель от него любезна»). (Кстати, романтик Ленский тоже видит в людях только проявление двух крайностей: хранитель -искуситель). Однако реальная жизнь преподнесла Татьяне неожиданный сюрприз: Онегин повел себя непредсказуемо, он просто спустил ее с небес на землю. Отныне «гордое терпенье» и тихая, бескорыстная любовь стали смыслом и содержанием ее жизни.

Юная, неопытная Татьяна, конечно, не могла и подумать о том, что слишком форсирует события. Разумнее было бы дождаться следующего приезда Онегина, прочитать в его взгляде (который, как известно, красноречивее любых слов) равнодушие или интерес и в зависимости от этого действовать. Признаваться в любви к равнодушному к тебе человеку абсолютно бессмысленно! Но это с точки зрения разума, Татьяна же, как мы знаем, была целиком под влиянием чувств, а чувства не оставили ей возможности иного выбора: держать в себе кипящую страсть невыносимо.

Жизнь Татьяны-это замечательная история воспитания в себе характера, который создавался в уроках жизни.

Первым был урок, полученный от Онегина. Он был как ледяной душ для изнеженного теплом, как мощный удар реальной жизни, вдребезги разбивающий романтические иллюзии. С ним как-то надо было «справиться». И главное, что услышала и усвоила позднее Татьяна – «учитесь властвовать собой».

Татьяна первой части романа чувствительна, впечатлительна и импульсивна («Задумчивость, ее подруга...», «Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо», «Тайну прелесть находила и в самом ужасе она...»).

Один из ярких примеров, показывающих ее впечатлительность и полное неумение владеть собой – сцена именинного обеда. Неожиданно для себя оказавшись за столом прямо против Онегина, она просто «выдала себя с головой»:

В ней страстный жар; ей душно, дурно;

….слезы из очей

Хотят уж капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть...

Все это Евгений отнес к категории «траги-нервических явлений, девичьих обмороков, слез», что и явилось поводом к его намерению отомстить Ленскому.

Вторым тяжелым жизненным уроком была смерть Ленского от руки того же Онегина, когда впервые перед Татьяной замаячило суровое слово «долг»:

Она его не будет видеть;

Она должна в нем ненавидеть

Убийцу брата своего...

Кстати, для Ольги ничего «должного» из смерти Ленского не последовало: она спокойно вышла замуж за первого встречного улана. Татьяна же, лицо для Ленского постороннее, в смерти его усмотрела для себя некий долг.

Третьим уроком было познание Онегина, происшедшее в разлуке с ним (для ее сознания - в разлуке «навсегда») через изучение его вещей, его книг, заметок на них, всей обстановки его жизни. Так титанический образ романтического героя сменился образом светского эгоиста. Более того, Татьяна, сама во многом подражавшая своим любимым героиням, и Онегина приняла за пародию на западных страдальцев, жертв сплина: «Уж не пародия ли он?» Однако приземление Евгения не помогло девушке разлюбить его. Да иначе и быть не могло! Ведь полюбила она его таким, каков он есть, без копания в его достоинствах и недостатках. Полюбила сердцем, а не разумом. Полюбила не потому, что Онегин хорош и пригож, а потому что ее душа пришла в состояние любви.

Четвертым уроком был выход из одинокой жизни в деревне в людную жизнь Москвы, «изучение» людей («Татьяна вслушаться желает в беседы, в общий разговор») и нахождение путей и способов приспособления к ним.

За этим последовало первое испытание, жизненно важный поступок: выход замуж без любви, но по долгу. То, к чему она готовила себя в девичьих мечтах, не удалось. Место любви заступил долг перед матерью: «Меня с слезами заклинаний молила мать». Возможно, что с этого момента Татьяна стала «иметь характер».

Но вернемся к определению «Татьяна -милый идеал». Цельность, гармоничность натуры, нравственная чистота, верность долгу, данному слову, готовность к самопожертвованию, способность к глубокому, искреннему чувству, естественность, простота и т.п. -черты, которые больше всего импонируют Пушкину в Татьяне Лариной и которые позволили ему назвать ее «милым идеалом». Идеалом для автора является не только «бедная девочка Таня», но и Татьяна-княгиня, замужняя женщина. Облик подлинной светской дамы Пушкин отразил в своей героине (его он искал и в реальной жизни и нашел -в своей жене):

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

De come il faut.

Татьяна, скромная, молчаливая, превратилась в «Величавую и небрежную законодательницу зал». Она преобразила «бездушный мир», в «маскарад» Петербурга она привнесла свою простоту и естественность.

Возникает резонный вопрос: почему высший свет, который мы привыкли считать фальшивым и лицемерным миром, и тому есть весомые причины, далеко не противен Татьяне? Почему она так органично вписалась в него? Нет ли здесь противоречия? Героиня Пушкина отражает его собственный взгляд на высший свет, а он, как и все у Пушкина, многомерен. С одной стороны, это действительно царство масок и манекенов, с другой стороны, это сфера, в которой развивается русская культура, а ее носителями являются прежде всего представители образованного слоя, дворяне, эта среда, из которой вышли декабристы.

Второе жизненное испытание - встреча с Онегиным - застало Татьяну уже человеком с вполне сложившимся характером.

Татьяна VIII главы - воплощение сдержанности, уравновешенности, спокойствия, умения владеть собой.

Первое свидание с Онегиным после разлуки подано Пушкиным как контраст к последнему свиданию перед разлукой:

Княгиня смотрит на него...

Ничто ей душу не смутило,

Как сильно ни была она

Удивлена, поражена,

Но ей ничто не изменило…

Ужель та самая Татьяна...

Так равнодушна, так смела?

Следующее свидание: Онегин смущен, «неловок», а она «сидит покойна и вольна». Дальнейшие встречи:

Она его не замечает,

Как он ни бейся, хоть умри,

Свободно дома принимает,

В гостях с ним молвит слова три,

Порой одним поклоном встретит,

Порою вовсе не заметит...

И, наконец, после писем Онегина:

У! как теперь окружена

Крещенским холодом она!..

Где, где смятенье, состраданье?

Где пятна слез?.. Их нет, их нет!

Только при последней встрече с Онегиным показывает Пушкин внутренний мир этой новой Татьяны и дает понять, чего ей стоили тот «крещенский холод», та недоступность, та непринужденность обращения, которые так поражали Онегина.

О, кто б немых ее страдании

В сей быстрый миг не прочитал!

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

Она любит Онегина, но она не должна его любить, и это «не должна» определяет все ее поведение, все до мельчайших оттенков взгляда и обращения, определяет бесповоротно и навсегда.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

«Я буду век ему верна» - поступок, также сделанный «по долгу» - долгу перед мужем, а скорее, даже перед принципом супружеского долга.

Но если жертвенность Татьяны и ее верность своему супружескому долгу здесь вполне очевидны, то вовсе не очевидно другое. Финальное объяснение Татьяны с Онегиным ставит многоточие в драматической истории любви главных героев. А поскольку это многоточие, наверное, любой читатель задает себе вопрос: «А что было бы, если бы Татьяна не отказала Онегину? А что произойдет дальше? и т.п.» Достоевский утверждал: «Если бы Татьяна даже стала свободной, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда она не пошла бы за Онегина. В этом суть ее характера!» На первый взгляд, это утверждение странно: кто же отказывается от семейного счастья при взаимной любви? Но, я думаю, точка зрения Достоевского имеет много оснований. Татьяна, полюбив человека ищущего, не могла пойти замуж за человека ненашедшего. Ведь в браке важна стабильность, постоянство, а Онегин -«вечный скиталец», который «не создан для блаженства». Татьяна, конечно, не могла заставить себя разлюбить Онегина, но она вполне могла приказать себе не венчаться с ним, зная, что такой брак ей принес бы разочарование.

Как показывает практика, мечты о семейном счастье слишком часто оказываются значительно прекраснее реальности. Мечты мы себе рисуем сами, рисуем яркими, необыкновенными красками – реальную жизнь нам готовит судьба, а у нее в запасе в основном краски серые да черные. Может быть, то состояние, когда еще есть о чем мечтать, намного лучше того, когда все есть и мечтать уже не о чем?

Так что драматический финал романа был предопределен. Но все же, несчастна ли Татьяна? На первый взгляд, да. Она замужем за нелюбимым человеком, а счастье с любимым для нее недоступно в принципе. Но это верно лишь отчасти.

Татьяна не отказывается от любви, но, как видим, избежав соблазна отдаться своему чувству, предпочитает распять любовь на древе долга. Зрелая Татьяна перестает быть импульсивной, ее чувство более спокойно, сдержанно, разумно. Она сознательно делает свой выбор и самое главное - остается в ладу с собой. Будучи замужем, она уже не хочет, как раньше, чтобы «любовь легла на ее жизнь камнем надгробным» (перефразируя А.Ахматову). Так несчастье ли это? Но «разве делать то, к чему лежит у тебя душа, жить так, как ты хочешь жить, и не знать внутреннего разлада - значит исковеркать себе жизнь?»(У.Сомерсет Моэм). Разве стала бы Татьяна счастливее, если бы ее ожидала судьба Катерины из «Грозы»? Сомнительно.

Да, она, несомненно, предпочитает деревенский покой светской суете, но особенность Татьяны в том, что она умудряется жить в гармонии со всем, что ее окружает, и эта гармония соткана из хаоса ее сердцем. Мир, с которым она соприкасается, перестает быть грязным и отвратительным, она облагораживает его, внося в него чистоту и спокойное величие. Так может быть, сожаления скорее достойна ее сестра, никогда не знавшая истинной любви?

Теперь к вопросу о прототипе Татьяны. Пушкинская фраза «А та, с которой образован Татьяны милый идеал...», десятилетиями вводила в заблуждение как знакомых Пушкина, так и исследователей его творчества. Считалось несомненным, что прототип Татьяны существует, его нужно только отыскать. Один из самых авторитетных исследователей Пушкина - Ю.Лотман считал, что образ Татьяны собирательный, т.е. в ней заложены черты многих женщин, знакомых Пушкина: Елизаветы Ксавельевны Воронцовой, Наталии Дмитриевны Фонвизиной и др. Последняя, жена декабриста, разделила с мужем все тяготы сибирской ссылки и -еще одна интересная деталь -после смерти мужа и после амнистии стала женой пушкинского «первого друга, друга бесценного»Ивана Ивановича Пущина. То, что, прочитав роман, Наталья Дмитриевна стала называть себя Таней, свидетельствует, скорее, не о том, что она единственный прототип Татьяны, а о том, что образ и судьба героини типичны, что ее черты присущи многим замечательным русским женщинам. А.Раевский в переписке с Пушкиным называл княгиню Е.Воронцову Татьяной, и Пушкин понимал, о ком идет речь. Вероятнее всего, намек на реальный и единственный прототип Татьяны -мистификация автора, связанная со стремлением вызвать у читателя иллюзию подлинности событий.

Когда говоришь о Татьяне, хочется провести аналогию с античным мифом: Пушкин, как Пигмалион, изваявший прекрасную Галатею, создал образ Татьяны, запечатлев в ней вечный, непреходящий эталон красоты...

Одной из проблем, связанных с романом в стихах «Евгений Онегин», является проблема незавершенности романа, но точнее будет сказать -внезапности, неожиданности его конца. Но ведь такой же неожиданной бывает смерть в молодом возрасте, в разгар жизненного пира, и автор, считая это блаженством («Блажен, кто праздник жизни рано оставил...»), очевидно даже панически боясь смерти, предпочитает безвременную кончину жалкой, дряхлой старости.

Пушкин расстался с любимым детищем, прощаясь с порой молодости, с «праздником жизни»:

О юность легкая моя! Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За всё, за все твои дары.

В 1830 г. в жизни Пушкина, его духовном пути, его творческой судьбе произошел коренной перелом. Он сделал практически невозможным возвращение к роману. Пушкин стал другим.

Другие, хладные мечты,

Другие, строгие заботы И в шуме света, и в тиши

Тревожат сон моей души.

Что подразумевает здесь поэт? Предчувствие и ожидание смерти, «чувство уходящего времени», глобальные философские проблемы -вот его творческие приоритеты в последние годы жизни, названные одним из исследователей его творчества «апокалиптическими». Интересно видение Пушкиным последних лет своей жизни: «Деревня, любовь, религия, смерть».

В заключение приведу слова цензора Никитенко, произнесенные во время похорон Пушкина: «Россияне оплакивают человека, оказавшего им честь своим существованием».



Похожие статьи
 
Категории