Главный литературный памятник древнерусской литературы. Особенности древнерусской литературы

21.02.2019

Введение

Красноречие - 1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать;

2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).

Общая характеристика периода древнерусской литературы

Древнерусская литература прошла длительный период развития, который составляет 7 веков: с 9 по 15 века. Становление древнерусской литературы ученые связывают с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот год и является точкой отсчета при периодизации литературы. Достоверно известно, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства. Но памятников дохристианской письменности обнаружено очень мало. По имеющимся памятникам нельзя сказать, что до принятия христианства на Руси существовала литература и книжность. Распространение христианской религии на Руси предполагало изучение святого писания и христианских обрядов. Чтобы проповедовать христианские каноны, необходимо было перевести религиозные книги с древнегреческого и латинского языков на язык, который понимали славяне. Таким языком стал старославянский язык. Ученые говорят об особом статусе старославянского языка. Старославянский язык - это литературный язык всех славян. На нем не говорили, а только писали и читали книги. Старославянский язык был создан христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием на основе солунского диалекта древнеболгарского языка специально для того, чтобы сделать понятными славянам каноны христианской религии и проповедовать эти каноны на языке славян. Книги на старославянском языке переписывались на разных территориях, населенных славянами, где говорили по-разному: на различных диалектах. Постепенно особенности речи славян стали отражаться на письме. Так на основе старославянского языка возник церковнославянский язык, отражавший особенности речи восточных славян, а затем и древнерусского человека. На Русь прибывали христианские проповедники, которые создавали школы. В школах учили чтению, письму и канонам православного христианства. Со временем на Руси появился слой людей, которые умели читать и писать. Они переписывали святое писание, переводили его на старославянский язык. Со временем эти люди стали записывать исторические события, которые происходили на Руси, делать обобщения, использовать образы устного народного творчества, оценивать описываемые события и факты. Так постепенно складывалась оригинальная древнерусская литература. Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространением христианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.
Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.
Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале - пергамене, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.
Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях - "Физиолог". Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.
К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова "потаенный". Самым популярным был апокриф "Хождение Богородицы по мукам".
В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, "Житие Алексея, человека Божия".
Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них "Слово" ("Моление") Даниила Заточника.
В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод - "Повесть временных лет". Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.
В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.
Выдающийся памятник древнерусской литературы, - "Поучение" Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.
И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". В основе произведения - предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись "Слова" сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.

С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие древнерусская литература.

Летописи – памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам: летописцы последовательно фиксировали события, произошедшие в конкретный год. Появление первых исторических сочинений относится ко времени Ярослава Мудрого. Летописи создавались в Киеве и Новгороде, на их основе монах Нестор в XI веке составил дошедший до нас летописный свод «Повесть временных лет» (Начальная летопись), которая содержит изложение древнейшей истории славян, а также истории Руси до 1100 года.

Библиотека НИРО предлагает вам ознакомиться с книгой «Древнерусские летописи», в которой вы найдете текст Начальной летописи, а также Киевской и Галицко-волынской.

«Повесть временных лет» вошла в состав Лаврентьевской летописи, которая получила свое название по имени монаха Лаврентия, переписавшего ее в 1377 году. Летопись вместе с «Повестью временных лет» содержит описание событий, которые произошли в южно-русских княжествах, а затем – во Владимиро-Суздальской Руси. Полный текст «Повести» по Лаврентьевскому списку вы найдете в книге

Благодаря Лаврентию мы имеем не только самый древний список «Повести временных лет», но и единственный текст «Поучения Владимира Мономаха детям». «Поучение детям» Владимира Всеволодовича Мономаха обращено не только к детям – наследникам государственной власти, но и ко всем, кто его прочтет. С текстом «Поучения» и его переводом вы сможете познакомиться, перейдя по ссылке.

«Слово о полку Игореве» - литературный памятник XII века, в основе которого лежит историческое событие – неудачный поход Новгород-Северного князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.

Разворот издания

«Слово о полку Игореве»

Единственный список «Слова» дошел до нас в составе сборника, который хранился в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Имя автора и точная дата написания «Слова» неизвестна. Большинство исследователей считают, что оно было создано в конце XII века.

«Домострой» - один из известнейших древнерусских памятников литературы. В нем отражены идеалы духовной, социальной и семейной жизни, ярко показаны картины средневекового быта, описаны обряды, связанные с многовековыми русскими традициями.

древнерусская литература патристика

Расцвет Киевской Руси, время торжества христианства. только в Киеве было построено около четырехсот церквей. Поощряется разнообразие жанров, не иссякает влияние фольклора на Древнерусскую литературу. Утверждается приоритет книжной традиции.

Продолжает свое развитие стиль монументального историзма, как и в изображениях и фресках, князь в летописи всегда официален, как бы обращен к зрителю. Христианское мировоззрение при изображении людей было поставлено на службу укрепления феодального строя. Оно выступало преимущественно там, где речь заходила о правовых преступлениях: убийствах, мошенничестве.

В отношении к отрицательным героям писатель в меньшей степени официален, чем в отношении положительных героев своего повествования.

Один из самых отрицательных персонажей Ипатьевской летописи - Владимир Галицкий. Его главная черта: жадность; он действует не прямо, не войной, а подкупом, деньгами. В этом изображении Владимира сказалась ненависть представителей бедного Киевского княжества к более богатому в XII в. княжеству Галицкому. Литературные портреты князей также лаконичны, энергично вписаны в пространство.

На иконе XII в Третьяковской галереи из Новгородского Юрьева монастыря Георгий Победоносец стоит с щитом за спиной, с копьем и мечом в руках. Храбрость князей авторы стремятся подчеркнуть не только в описании, но и в похвальной характеристике героев, но и в описании действия. Здесь нет почти характеров и нет связи развития исторических событий с характерными чертами участниками. Каждый князь совершает свое жизненное дело как представитель определенного рода, князей.

Зависимые авторы-летописцы старались изобразить своего князя с точки зрения идеального поведения. Говорилось преимущественно о деятельности тех или иных слоев общества. Для XII характерно пробуждение мысли -считает Ключевский. Начальная русская летопись является наряду с другими памятниками русской литературы значительным показателем роста, народного самосознания в Древней Руси. Язык летописи, сохраняя в церковных повествованиях и в цитатах из библейских книг лексику, форму церковнославянского языка в других случаях, особенно познавательно в патерике входящим к народно поэтическим живым русским языком. Новые жанры по части образуются на стыке фольклора и литературы.

Самым выдающимся памятником этой эпохи является «Слово о Полку Игореве». «Слово было создано в 12 веке. Впервые произнесено на съезде в Любечи. Сущность этого события Автор видел в том, чтобы донести идею единения. Тема восстановления жанровой системы. Произведение имеет единство композиции. «Слово…» посвящено походу Игоря. В «Слове…» закономерно часто неожиданные переходы, от одной части к другой. текст Слова художественно однороден, по настроению, благодаря единой картине русской земли. Господствует тема любви, заботы. Связь «Слово о Полку Игореве» с устной народной поэзией яснее всего ощущается в пределах двух жанров, чаще всего упоминается в слове Плач и песенные прославления -«Славы»: упоминается не менее 5 раз плач Ярославны, плачи тех же самых русских воинов, в походе Игоря, плач матери Ярославны Плач же имеет в виду автор слова тогда, когда говорит о стонах Киева и Чернигова и всей Русской земли, после похода Игоря. Дважды автор приводит самые плачи: плач Ярославны, плач русских жен. Многократно отвлекается от повествования, прибегая к восклицаниям. Близость Слова к плачам сильна в плаче Ярославны. Автор Слова о Полку Игореве постоянно прибегает к образам животного мира, никогда не вводит в свое произведение иноземных зверей, прибегая только к образам русской природы.

Языческие элементы в слове о полку Игореве выставлены, как известно, сильно. Стройность композиции поддерживается делением слова на ряд песен, картина заканчивается рефреном. Поэма делится на строфы. Композиция определяется замыслом и лироэпической природы, автор дает оценку в сети соборного единения прошлого и настоящего. Русские женщины воплощают заботу, любовь к умершему сыну. И.П Еремин справедливо отмечает в «Слове о Полку Игореве» многие приемы ораторского искусства. Перед нами в Слове, как и во многих древнерусских памятниках автор чаще ощущает себя говорящим, чем пишущим, своих читателей - слушателями, а не читателями, свою тему - поучением, а не рассказом.

Победа оружия ковалось в праведном веку. В центре внимания люди, которые не призывают разные силы. Слово о Полку Игореве представляет собой лирическое откровение к природе. В эту эпоху происходит жанровое образование. Характерны произведение вне традиционных жанров, к чему относится вышеупомянутое «Слово» и «Моление Даниила Заточника».

«Моление» было открыто и частично опубликовано Н.М. Карамзиным. Моление дошло до нас в списках XVI-XVIII не ранее со следами позднейших вставок, интерполяций. Все известные списки Моления четко делятся на 2 редакции. Моление Даниила заточника представляет собой просительное письмо-челобитную, из которой следует, что некий Даниил, судя по тексту Моления, находится в заточении. Моление называет разных князей. Первое составлено так «Слово Даниила Заточника еже написана своему князю Ярославу Владимировичу». Вторая редакция относится к XII в. в одних источниках, других - XIII в.

Система фольклорных жанров достаточно была приспособлена, по преимуществу, для отражения потребностей языческой родовой общины. Создается культ братьев Бориса и Глеба, безропотно подчинившихся руке убийцы, последователей Святополка. Князья Борис и Глеб были первыми канонизированными русской церковью святыми. Борис и Глеб были первыми венчанными избранниками русской церкви, первыми признанными чудотворцами, ее признанными небесными молитвенниками за новых людей христианских. Борис и Глеб не были мучениками за Христа, но пали жертвой политического преступления в княжеской междоусобице, как многие до и после них.

Русь. X-XI века. Активное строительство школ, высокая грамотность простого населения, как правило, появление письменных литературных и хронографических памятников. Говоря о памятниках древнерусской литературы, можно "заблудиться" в этих дебрях - произведений достаточно много - более 1000. Тысяча рукописных творений, как тогда говорилось, в дикой и отсталой окраине Европейского континента. Это просто немыслимо!

Что собой представляли памятники древнерусской литературы? Здесь необходимо разделить письменность славян на два периода: дохристианский и христианский. В дохристианский период письменность древних славян представляла собой пиктографию - рисуночное письмо, которое не представляло собой передачу звуков и запись букв - оно являлось понятийным, то есть определенный рисунок мог означать, что-то, но не всегда одно и тоже. Например, нарисованное Солнце могло значить либо солнечную, ясную погоду, либо один день (в количественном отношении). Помимо пиктографии, во второй половине I тысячелетия нашей эры у славян появляются различные виды письменности, так как славяне жили родами и племенами, причем не всегда объеденными общими корнями и культурой, то и письменность у них могла развиваться обособленно. В это время большое значение имел вид письменности "черт и резов", который, был записан не одним путешественником, но расшифрован так и не был. Этим видом письма, как утверждают средневековые путешественники, славяне делали надписи на деревянных идолах своих богов и при высечении надписей на саркофагах и гробах усопших. В силу своего географического положения, Русь граничила с различными культурами, у которых имелась развитая звуковая система письма - это хазары и армяне, греки и римляне. В пограничных районах Руси с другими государствами русичи иногда перенимали их вид письменности, но он не становился общегосударственным. Вместе с тем, необходимо отметить, что с девятого века на Руси начинается постепенный переход на кирилловское письмо - кириллицу.

После принятия христианства на Руси в конце X века, государство начинает массировано проводить деятельность по переходу на единую систему письма. Этой система явилась кириллица, которая была более, чем какой-либо другой вид письменности приспособлена к специфическим звуковым формам славянских языков. Этим и был обусловлен выбор именно в сторону письменности, созданной болгарскими монахами Кириллом и Мефодием.

После этого исторического события на Руси началась эра подъема письменности. В том или ином крупном и мелком городе начали создаваться письменные памятники исторического и культурного характера. Основные направления письма, это, безусловно, летописи религиозные памятники, имеется в виду христианские.

Летопись - это письменное свидетельствование истории в хронологическое порядке. Нельзя сказать, что это были труды исключительно объективные, так как писались они при дворах правителей и были направлены на его прославление и уничижение его врагов. Говоря по-русски, уже тогда была цензура. Касаемо второго направления письменности - религиозных памятников, можно сказать что это, первые действительно литературные памятники, наполненные глубоким смыслом и красивым слогом. В основном это описания жизни крупных религиозных деятелей или мучеников православной религии.

В те давние времена появились такие письменные образцы как "Правда Ярослава", «Иоакимовская летопись», «Сказание о распространении христианства на Руси» «Чтения о житии Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского» и многие другие литературные произведения, дошедшие до наших дней.

К наиболее выдающимся памятникам древнерусской литературы мы можем отнести, такие шедевры письменности как "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха", "Повесть временных лет".

"Повесть временных лет" является первым историческим произведением славян, летописный свод, который освещает вопросы не только политического развития страны, но и внутреннего положения в том числе бытовые отношения, традиции и нравы древнего населения русских земель.

"Поучение Владимира Мономаха" скорее всего, первое нравоучительное произведение русичей. Содержит в себе целый список предписаний, направленных молодому, подрастающему поколению. То есть детям, как своим родным, так и всем остальным. Предписывалось не проходить мимо человека не поприветствовав его, давать просящему, проявлять заботу о больных и немощным и другие "поучения".

Самым значительным памятником древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве". В этом масштабном произведении повествуется о военном походе князя Игоря (Святославовича), направленном против восточного соседа, кочевников половцев. Так произошло, что единственная рукопись этого замечательного памятника литературы сгорела при пожаре в Москве, во время Отечественной войны 1812 года. К сожалению, книгопечатания на Руси тогда еще не было и литературные памятники имелись почти всегда в единственном экземпляре, только иногда они переписывались, причем происходило искажение оригинального труда. Каждый переписчик мог что-то добавить или, наоборот, ему могло показаться, что какое-то предложение является лишним и его необходимо пропустить.

Таким образом, не все памятники древнерусской литературы дошли до наших дней, но даже та часть, дошедших до нас, произведений позволяет судить о творческой мысли и литературе древних славян, как о достижениях, находящихся на высоком культурном уровне.



Похожие статьи
 
Категории