Горький инициалы писатель. Максим горький - автобиография

07.03.2019

Родился в Нижнем Новгороде. Сын управляющего пароходной конторы Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны, урожденной Кашириной. В семь лет остался сиротой и жил с дедом, некогда богатым красильщиком, к тому времени разорившимся.

Алексею Пешкову пришлось с детства зарабатывать себе на жизнь, что и побудило писателя в дальнейшем взять себе псевдоним Горький. В раннем детстве служил на побегушках в магазине обуви, затем учеником чертежника. Не выдержав унижений, сбежал из дома. Работал поваренком на волжском пароходе. В 15 лет приехал в Казань с намерением получить образование, но, не имея никакой материальной поддержки, не смог осуществить намерение.

В Казани узнал жизнь в трущобах и ночлежках. Доведенный до отчаяния, совершил неудачную попытку самоубийства. Из Казани переехал в Царицын, работал сторожем на железной дороге. Затем возвратился в Нижний Новгород, где стал писцом у присяжного поверенного М.А. Лапина, много сделавшего для юного Пешкова.

Не удержавшись на одном месте, отправился пешком на юг России, где испробовал себя и на каспийских рыбных промыслах, и на постройке мола, и других работах.

В 1892 г. впервые был напечатан рассказ Горького «Макар Чудра». В следующем году он возвратился в Нижний Новгород, где встретился с писателем В.Г. Короленко, принявшим большое участие в судьбе начинающего писателя.

В 1898 г. А.М. Горький был уже знаменитым писателем. Его книги расходились многотысячными тиражами, а известность распространилась за границы России. Горький автор многочисленных рассказов, романов «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых» и др., пьес «Враги», «Мещане», «На дне», «Дачники», «Васса Железнова», романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина».

С 1901 г. писатель начал открыто выражать сочувствие революционному движению, что вызвало негативную реакцию правительства. С этого времени Горький не раз подвергался арестам и гонениям. В 1906 г. он уехал за границу в Европу и Америку.

После свершения октябрьского переворота 1917 г., Горький стал инициатором создания и первым председателем Союза писателей СССР. Он организовывает издательство «Всемирная литература», где получили возможность работать, тем самым спасшись от голода, многие литераторы того времени. Ему же принадлежит заслуга спасения от ареста, гибели представителей интеллигенции. Часто в эти годы Горький был последней надеждой преследуемых новой властью.

В 1921 г. у писателя обострился туберкулез, и он выехал для лечения в Германию и Чехию. С 1924 г. жил в Италии. В 1928, 1931 г. Горький ездит по России, в том числе посетил Соловецкий лагерь особого назначения. В 1932 г. Горького практически вынудили вернуться в Россию.

Последние годы жизни тяжело больного писателя были, с одной стороны, полны безграничного восхваления – еще при жизни Горького его родной город Нижний Новгород был назван его именем – с другой, писатель жил в практической изоляции под постоянным контролем.

Алексей Максимович был женат многократно. Первый раз на Екатерине Павловне Волжиной. От этого брака имел дочь Екатерину, умершую во младенчестве, и сына Максима Алексеевича Пешкова – художника-любителя. Сын Горького неожиданно умер в 1934 г., что породило предположения о его насильственной смерти. Смерть самого Горького через два года так же вызвала подобные подозрения.

Второй раз женат гражданским браком на актрисе, революционерке Марии Федоровне Андреевой. Фактически третьей женой в последние годы жизни писателя стала женщина с бурной биографией Мария Игнатьевна Будберг.

Умер недалеко от Москвы в Горках, в том же доме, где умер В.И. Ленин. Прах находится в Кремлевской стене на Красной площади. Мозг писателя был отправлен в Московский институт мозга для изучения.

28 марта 2008 года, в день 140-летия со дня рождения Максима Горького в институте его имени пройдут Горьковские чтения, посвященные месту писателя в современном мире. В "Горьковских чтениях-2008" принимают участие литературоведы не только из России, но и из Франции, Польши, Италии, Украины и США.

Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков) родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Родители умерли рано, и детство писателя прошло в доме деда Василия Каширина. Дед научил мальчика чтению по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").

Летом 1884 года шестнадцатилетний Алексей Пешков отправился в Казань в надежде поступить в университет. Однако за недостатком средств он ограничился активным общением со студентами, посещениями кружков самообразования, сходок. В это время он зарабатывал себе на жизнь поденной работой: был чернорабочим, грузчиком, пекарем. Неустроенность в быту, личные неурядицы привели Горького к душевному кризису, завершившемуся попыткой самоубийства (декабрь 1887 года).

С лета 1888 по октябрь 1892 года Горький странствовал "по Руси". За четыре года он исходил всю Южную Россию - от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бесарабии, Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.

В эти годы Горький приобрел немало знакомств в среде творческой интеллигенции, пережил увлечение народничеством, толстовством и социал-демократическими учениями, писал стихи и прозу. В сентябре 1892 года в газете "Кавказ" (Тифлис) был напечатан его рассказ "Макар Чудра", подписанный псевдонимом "М.Горький".

До 1909 года Горький по своим взглядам ближе всего стоял к большевикам. В 1909 году, благодаря своей симпатии к "впередовцам" и "богостроителям", он разошелся с Лениным. После февральской революции основал, вместе с рядом левых социал-демократических публицистов и литераторов, интернационалистическую газету "Новая жизнь", которая стала объединяющим центром своеобразного течения в социал-демократической партии, получившего название "новожизненского".

Октябрьскую революцию "Новая жизнь" и сам Горький встретили с пессимизмом, предрекая ее скорый провал. В первые недели и месяцы после революции писатель выступил с циклом статей под общим заголовком "Несвоевременные мысли", в которых резко критиковал взятый Лениным курс, подчеркивал преждевременность революции и ее разрушительные последствия. Горький высказывался в защиту буржуазной прессы, находя, что именно особенности переходного периода требуют свободного соревнования различных политических партий. Однако уже в 1919 году он сделался горячим сторонником Советской власти.

Однако сами большевики не считали его близким себе по духу, и с 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после крайне настойчивых советов Ленина. Горький поселился в Сорренто (Италия), но не прерывал связей с молодой советской литературой (Л.М.Леонов, В.В.Иванов, А.А.Фадеев, И.Э.Бабель). Написал цикл "Рассказы 1922-1924 годов", "Заметки из дневника", роман "Дело Артамоновых".

С 1925 года Горький начал работу над исторической эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (первоначальное название романа - "Сорок лет"), которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работу над романом он продолжал до самой смерти, но так и не успел закончить его.

В мае 1928 года Горький вернулся в СССР и все лето путешествовал по стране (Курск, Харьков, Днепрострой, Запорожье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлис, Коджори, Ереван, Владикавказ, Сталинград, Самара, Казань, Нижний Новгород). Впечатления об этих поездках были собраны им в книгу "По Союзу Советов" (1929).

В 1933 году Горький переехал в Москву. По его инициативе были созданы журналы "Наши достижения" (1929-1936) и "Литературная учеба" (1930-1941), издание "История фабрик и заводов", выпустившее в 1931-1933 годах около 250 книг различного характера, издание "История гражданской войны", выпускался литературно-художественный альманах, была учреждена серия "Библиотека поэта".

Горький сыграл ключевую роль в образовании Союза советских писателей, явившись организатором и председателем I Всесоюзного съезда советских писателей (1934). По инициативе Горького был основан Литературный институт, затем названный его именем.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. Его смерть была окутана слухами. Еще во времена сталинских репрессий официальной стала версия о том, что великого пролетарского писателя якобы "залечили до смерти" врачи-убийцы. Впоследствии, еще в советские годы, эта версия была предана забвению. Сейчас обстоятельства и причины смерти Горького (и его сына Максима в мае 1934 года) остаются предметом дискуссии.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Максим Горький - это лишь псевдоним писателя. Настоящее его имя - Алексей Максимович Пешков. Это знаменитый прозаик, драматург, выдающаяся личность в русской литературе. Он получил огромную популярность и завоевал авторитет не только у себя дома, но и в Европе. Его родным городом является Нижний Новгород. Родился он 28 марта 1868 года. Отец его был столяром, и семья Максима Горького много не зарабатывала. В возрасте 7 лет Алексей отправился в школу, однако учеба очень скоро кончилась, причем навсегда, ведь спустя несколько месяцев мальчик заболел оспой. Знания и все умения Алексей получил только благодаря самообразованию.

Наиболее популярная версия того, почему Алексей себе взял такой псевдоним, заключается в том, что своей настоящей фамилией он не мог подписываться, а «горький» было намеком на тяжелую жизнь.

Молодые годы

Детские годы Горького были крайне сложными. Очень рано остался сиротой, после чего жил вместе со своим дедом, у которого был очень крутой и грубый нрав. Уже в возрасте 11 лет Алексей отправился зарабатывать себе на пропитание в совершенно разных сферах. Это были магазины, лавки, пекарни, мастерские иконописи, а также буфеты на пароходах и многое другое. Летом 1884 года Горький решил посетить Казань, чтобы там поступить и начать учиться. Тем не менее его затея поступить в университет была провалена. Так что он был вынужден и дальше тяжко трудиться.

Попытка суицида

Постоянная нужда и непомерная усталость довели 19-летнего юношу до попытки суицида, которую он предпринял в конце 1887 года. Он пытался застрелить себя из револьвера, нацелив его в сердце. Однако пуля прошла в нескольких миллиметрах от жизненно важного органа. За свою жизнь Горький неоднократно пытался покончить со своей жизнью, у него были ярые суицидальные наклонности. Тем не менее каждый раз у него получалось успешно избегать кончины.

Вполне возможно, что он не хотел убивать себя. В одном из рассказов его супруги упоминается, что, занимаясь хозяйством, она услышала сильный грохот в кабинете мужа. Прибежав на место, она увидела супруга всего в крови. На вопрос о том, что же случилось, писатель лишь ответил, что намеренно причинил себе боль, чтобы смог прочувствовать ощущения персонажа, о котором он писал. Личная жизнь Максима Горького, к слову, была очень безудержной. Он пользовался популярностью у женщин и был крайне неверен своим женам.

В биографии М. Горького множество знакомств с революционными личностями. В Казани он познакомился и сблизился с различными представителями революционного народничества, марксистами. Он часто ходит на кружки, самостоятельно предпринимает попытки агитации. Уже в следующем году он впервые был арестован, при этом не в последний раз. Работает в это время Алексей на железной дороге под чутким присмотром со стороны полицейских.

В 1889 году Алексей Максимович Пешков возвращается в родной город, где устраивается работать к адвокату Ланину в качестве письмоводителя. Однако он не утратил своей связи с радикалами и революционерами. Именно в это время Горький сочиняет поэму «Песнь старого дуба», которую просит оценить своего друга Короленко.

Первое издание

Весной 1891 года Горький уезжает из Нижнего Новгорода и путешествует по стране. Уже в ноябре он достиг Тифлиса. Именно там одна из газет в сентябре 1892 года напечатала его первый рассказ. Двадцатичетырехлетний Максим Горький издал своего «Макара Чудра».

После Алексей Максимович Пешков обратно возвращается в Нижний Новгород и снова идет работать к Ланину. Его работы публикуются не только в Нижнем Новгороде, но и в Казани и Самаре. В 1895 году он переезжает в Самару и трудится там в городской газете, иногда выступая в роли редактора. Его работы активно печатаются. В 1898 году был издан достаточно большой для начинающего автора тираж его двухтомника «Очерки и рассказы». Работа стала предметом активного обсуждения в свете. В 1899 году Горький заканчивает свой первый роман «Фома Гордеев», а уже спустя год происходит его личная встреча с такими выдающимися светилами русской литературы, как Чехов и Толстой.

В 1901 году он впервые пишет работу в жанре драматургии, ведь до этого творчество Максима Горького было преимущественно в прозе. Он пишет пьесы «Мещане» и «На дне». Перенесенные на сцену, его работы пользовались большой популярностью у публики. «Мещане» ставились даже в Берлине и Вене, благодаря чему Горький получил огромную признательность в европейских странах. С этого момента его работы начали переводить за рубежом, а европейские критики начали уделять его персоне много внимания.

Революционная жизнь

Биография М. Горького наполнена революционными событиями. Он не стоял в стороне от событий Революции 1905 года. Писатель присоединился к Российской социал-демократической рабочей партии. Спустя год началась его первая в биографии эмиграция из России. До 1913 года он проживал на острове Капри. Именно тогда он работает над романом «Мать», благодаря которому было положено начало новому литературному направлению - социалистический реализм.

После того как была объявлена политическая амнистия, писатель возвращается в Россию. В этом же году он начинает работу над своей художественной биографией. Три года он трудится над трилогией «Мои университеты», которую закончит лишь в 1923 году. В это время он работает редактором газеты большевиков «Правда» и «Звезда». Вокруг него объединилось множество пролетарских писателей, совместно с которыми он издает сборник их произведений.

Октябрьская революция

Максим Горький отношение к революции 1905 года имел очень положительное, однако события Октябрьской были для него противоречивыми. Колебания и свои опасения писатель красноречиво выразил в газете «Новая жизнь», что издавалась с мая семнадцатого года по март восемнадцатого. Тем не менее, уже во второй половине 1918 года он становится союзником большевистской власти, хоть и выказывает определенное несогласие с принципами и методами, что в частности касается интеллигенции. Благодаря трудам писателя большое количество людей интеллигенции смогли избежать голода и расправ. Также Горький прикладывает множество усилий, чтобы в тяжелые времена культура не только сохранялась, но и продолжала развиваться.

Период эмиграции

В 1921 году Горький уезжает из России. Согласно общеизвестной версии, сделал он это по рекомендации Ленина, который переживал за здоровье писателя, в частности из-за его обостренного туберкулеза. Однако более глубинные причины могут основываться на идеологических противоречиях в позициях Горького с вождями пролетариата. Долгое время Алексей живет в разных странах Европы, таких, как Германия, Чехия и Италия.

Возвращение эмигранта

В честь своего 60-летия литератор был приглашен в Советский Союз лично товарищем Сталиным. Ему было организовано торжественное прибытие. Писатель путешествует по стране, где ему показывают успехи социализма, дают возможность выступать на собраниях, митингах. Горького отмечают за его литературные заслуги, принимают в Коммунистическую академию, оказывая прочие почести.

В 1932 году в биографии М. Горького происходит последний виток, писатель окончательно возвращается на родину, становясь лидером новой советской литературы. Горький ведет активную общественную жизнь, запускает множество печатных изданий, литературных серий и многое другое. Он продолжает писать и улучшать свое творчество. В 1934 году под руководством Горького проходит первый Всесоюзный Съезд писателей. Для подготовки этого мероприятия он потратил множество сил.

Творчество Максима Горького сделало его пятикратным номинантом на Нобелевскую премию в области литературы.

Смерть писателя

В 1936 году 18 июня биография М. Горького окончилась. Страна наполнилась новостями о том, что Максим Горький упокоился на своей даче. Местом его захоронения стала Москва. Вокруг его смерти, а также его сына, существует множество теорий о возможном отравлении в связи с политическими заговорами, однако ни одного официального подтверждения так и не было найдено.

Годы жизни Максима Горького: 1868 - 1936 гг.

Личная жизнь

Алексей был женат не один раз. Личная жизнь Максима Горького наполнена страстями. Первый брак у него был с Екатериной Волжиной. От этого союза у него была дочка Екатерина, которая, к большому сожалению писателя, умерла в младенческом возрасте, а также сын Максим, который стал художником-любителем.

Юноша погиб в 1934 году, весьма неожиданно. Его смерть стала причиной для слухов о насильственной смерти молодого человека.

Второй раз Алексей состоял в гражданском браке с актрисой и революционеркой Марией Андреевой. Третьей семьей Максима Горького писателя стал брак с Марией Будберг, которая провела с ним последние годы его жизни.

Горький Максим (псевдоним, наст. имя - Пешков Алексей Максимович) (1868-1936). Детские и отроческие годы будущего писателя прошли в Нижнем Новгороде, в доме деда В.В. Каширина, который к тому времени потерпел крах в своем “красильном деле” и окончательно разорился. Максим Горький прошел суровую школу пребывания “в людях”, а затем не менее жестокие “университеты”. Важнейшую роль в формировании его как писателя сыграли книги, прежде всего произведения русских классиков.

Кратко о творчестве Горького

Литературный путь Максима Горького начался с публикации осенью 1892 г. рассказа “Макар Чудра”. В 90-х годах появились и приобрели широкую известность рассказы Горького о босяках (“Два босяка”, “Челкаш”, “Супруги Орловы”, “Коновалов” и др.) и революционно-романтические произведения (“Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”).

На переломе XIX - XX столетий Максим Горький выступил как романист (“Фома Гордеев”, “Трое”) и драматург (“Мещане”, “На дне”), в первые два десятилетия XX в. появились повести (“Городок Окуров”, “Лето” и др.), романы (“Мать”, “Исповедь”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, автобиографическая трилогия), сборники рассказов, целый ряд пьес (“Дачники”, “Дети Солнца”, “Варвары”, “Враги”, “Последние”, “Зыковы” и др.), множество публицистических и литературно-критических статей. Итогом творческой деятельности Максима Горького явился четырехтомный роман “Жизнь Клима Самгина”. Это широкая панорама сорокалетней истории России конца XIX -начала XX в.

Рассказы Максима Горького о детях

В самом начале творческого пути Максим Горький выступил с произведениями на детскую тему. Первым в их ряду был рассказ “Нищенка” (1893). В нем отчетливо сказались творческие принципы Горького при раскрытии мира детства. Создавая художественные образы детей в произведениях 90-х годов прошлого столетия (“Дед Архип и Ленька”, “Колюша”, “Вор”, “Девочка”, “Сирота” и др.), писатель стремился изобразить детские судьбы в конкретной социально-бытовой обстановке, в прямой связи с жизнью взрослых, чаще всего становящихся виновниками нравственной и даже физической гибели детей.

Так и оставшаяся безымянной “девочка лет шести-семи” в рассказе “Нищенка” всего на несколько часов нашла приют у “талантливого оратора и хорошего законоведа”, ожидавшего “в близком будущем назначения в прокуроры”. Преуспевающий юрист очень скоро успел одуматься и “осудить” свой же филантропический поступок и решил выставить девочку на улицу. В данном случае, обращаясь к детской теме, автор наносит удар по той части русской интеллигенции, которая охотно и много говорила о народных бедах, в том числе и детей, но не шла дальше суесловия.

Как суровое обвинение тогдашних социальных порядков воспринимается смерть не прожившего и одиннадцати лет нищего Леньки (из рассказа “Дед Архип и Ленька”, 1894) и не менее трагическая судьба двенадцатилетнего героя рассказа “Колюша” (1895), который “сам под лошадей бросился”, в больнице матери он признался: “И видел я ее... коляску... да... мне не хотелось уйти-то. Я думал - коли раздавят, - денег дадут. И дали...” Цена его жизни выразилась в скромной сумме - сорок семь рублей. Рассказ “Вор” (1896) имеет подзаголовок “С натуры”, которым автор подчеркивает обыденность описываемых событий. “Вором” на этот раз оказался Митька, “мальчонка лет семи” с уже искалеченным детством (отец ушел из дома, мать - горькая пьяница), он пытался украсть с лотка кусок мыла, но был схвачен торговцем, который, изрядно поглумившись над мальчиком, отправил его затем в полицейский участок.

В написанных в 90-х годах рассказах на детскую тему Максим Горький настойчиво проводил важное для него суждение о том, что “свинцовые мерзости жизни”, губительно сказывающиеся на судьбе многих и многих детей, все же не могли окончательно искоренить в них доброты, интереса к окружающей их действительности, к безудержному полету детской фантазии. Следуя традициям русской классической литературы, Горький в своих ранних рассказах о детях стремился художественно воплотить сложный процесс формирования человеческих характеров. И этот процесс нередко протекает в контрастном сопоставлении мрачной и гнетущей реальности с созданным детским воображением красочным и благородным миром. В рассказе “Встряска” (1898) автором была воспроизведена, как гласит подзаголовок, “Страничка из Мишкиной жизни”. Она состоит из двух частей: сначала передаются самые радужные впечатления мальчика, вызванные его присутствием “однажды в праздничный день” на цирковом представлении. Но уже на обратном пути в иконописную мастерскую, где Мишка работал, у мальчика появилось “нечто портившее ему настроение... память упорно восстанавливала перед ним завтрашний день”. Во второй части описывается этот тяжелый день с непосильным для мальчика физическим трудом и бесконечными пинками и побоями. По авторской оценке, “скучную и нелегкую жизнь изживал он...”.

В рассказе “Встряска” заметно сказалось автобиографическое начало, ведь и сам автор подростком работал в иконописной мастерской, что нашло отражение и в его трилогии. Вместе с тем во “Встряске” Максим Горький продолжал расширять важную для него тему непосильного труда детей и подростков, ранее он писал об этом в повести “Горемыка Павел” (1894), в рассказах “Роман” (1896), “Трубочист” (1896), а позже в повести “Трое” (1900) и других произведениях.

В определенной мере автобиографический характер носит и рассказ “Девочка” (1905): печальная и страшная история одиннадцатилетней девочки, вынужденной продавать себя, являла, по словам Горького, “один из эпизодов моей юности”. Читательский успех рассказа “Девочка”, только в 1905-1906 гг. вышедшего тремя изданиями, несомненно, стимулировал появление у Максима Горького в 1910-х годах ряда примечательных произведений на детскую тему. Среди них в первую очередь следует назвать рассказ “Пепе” (1913) из “Сказок об Италии” и рассказы “Зрители” (1917) и “Страсти-мордасти” (1917) из цикла “По Руси”. Каждое из названных произведений было по-своему ключевым в художественном решении автором детской темы. В поэтическом повествовании о Пепе Максим Горький создает яркий, тонко психологически высвеченный образ итальянского мальчика с его жизнелюбием, сознанием собственного достоинства, четко выраженными чертами национального характера и при всем этом по-детски непосредственного. Пепе твердо верит в свое будущее и будущее своего народа, о чем и поет везде и всюду: “Италия прекрасная, Италия моя!” Этот десятилетний “хрупкий, тонкий” гражданин своей родины по-своему, по-детски, но настойчиво ведущий борьбу против социальной несправедливости, явился противовесом всем тем персонажам русской и зарубежной литературы, которые могли вызвать к себе сострадание и жалость и не могли вырасти до борцов за подлинную духовную и социальную свободу своего народа.

У Пепе были предшественники в детских рассказах Максима Горького еще в самом начале его творческого пути. В конце 1894 г. он выступил со “Святочным рассказом” под примечательным заголовком “О мальчике и девочке, которые не замерзли”. Начав его с замечания: “В святочных рассказах издавна принято замораживать ежегодно по нескольку бедных мальчиков и девочек...”, автор категорически заявил, что решил поступить иначе. Его герои, “бедные дети, мальчик - Мишка Прыщ и девочка - Катька Рябая”, собрав в канун Рождества необычно большую милостыню, решили не отдавать ее полностью своей “опекунше”, вечно пьяной тетке Анфисе, а хотя бы раз в году досыта поесть в трактире. Горький заключал: “Они - поверьте мне - уже не замерзнут. Они на своем месте...” Будучи полемически заостренным против традиционного сентиментального “святочного рассказа”, горьковское повествование о бедных, обездоленных детях было связано с суровым осуждением всего того, что на корню губило и калечило детские души, мешало детям проявить свойственную им доброту и любовь к людям, интерес ко всему земному, жажду к творчеству, к активной деятельности.

Появление в цикле “По Руси” двух рассказов на детскую тему было закономерным, поскольку, решая важнейший для себя вопрос об исторических судьбах России в наступившем XX столетии, Максим Горький напрямую связывал будущее своей Родины с положением детей и подростков в обществе. В рассказе “Зрители” описывается нелепый случай, приведший к тому, что работавшему в переплетной мастерской сироте подростку Коське Ключареву лошадь “железным копытом” раздавила пальцы на ноге. Вместо того чтобы оказать медицинскую помощь пострадавшему, собравшаяся толпа равнодушно “созерцала”, “зрители” проявили безразличие к мучениям подростка, вскоре они “разошлись, и снова на улице стало тихо, точно на дне глубокого оврага”. Созданный Горьким собирательный образ “зрителей” охватывал ту самую среду обывателей, которая, в сущности, стала виновником всех бед, выпавших на долю прикованного тяжелым недугом к постели Леньки - героя рассказа “Страсти-мордасти”. Всем своим содержанием “Страсти-мордасти” объективно взывали не столько к жалости и состраданию к маленькому калеке, сколько к переустройству социальных устоев российской действительности.

Сказки Максима Горького для детей

В произведениях Максима Горького для детей особое место заняли сказки, над которыми писатель работал параллельно с циклами “Сказок об Италии” и “По Руси”. В сказках четко выразились идейно-эстетические принципы, те же, что и в рассказах на тему детства и отрочества. Уже в первой сказке - “Утро” (1910) - проявилось проблемно-тематическое и художественно-стилевое своеобразие горьковских детских сказок, когда на передний план выступает повседневная жизнь, подчеркнуты детали быта, в доступной даже для самых маленьких читателей форме ведется речь о современных социальных и даже духовно-нравственных проблемах.

Гимн природе, солнцу в сказке “Утро” сочетается с гимном труду и “великой работе людей, сделанной ими всюду вокруг нас”. И тут же автор счел необходимым напомнить детям, что люди-труженики “всю жизнь украшают, обогащают землю, но от рождения до смерти остаются бедняками”. Вслед за этим автор ставит вопрос: “Почему? Ты узнаешь об этом потом, когда станешь большой, если, конечно, захочешь узнать...” Так глубоко лирическая в своей основе сказка обрастала “инородным”, публицистическим, философским материалом, приобретала дополнительные жанровые признаки.

В идущих за “Утром” сказках “Воробьишко” (1912), “Случай с Евсейкой” (1912), “Самовар” (1913), “Про Иванушку-дурачка” (1918), “Яшка” (1919) Максим Горький продолжил работу над детской сказкой нового типа, в содержании которой особая роль принадлежала познавательному элементу. Своеобразными “посредниками” в передаче детям разнообразных знаний, причем в доступной для них занимательной и поэтической форме, выступали то совсем еще маленький желторотый воробей Пудик (“Воробьишко”), который из-за своего любопытства и неуемного желания пошире ознакомиться с окружающим миром едва не оказался легкой добычей кошки; то “маленький мальчик”, он же “хороший человек” Евсейка (“Случай с Евсейкой”), оказавшийся (правда, во сне) в подводном царстве в соседстве с обитавшими там хищниками и сумевший благодаря смекалке и решительности целым и невредимым вернуться на землю; то всем известный герой русских народных сказок Иванушка-дурачок (“Про Иванушку-дурачка”), который на поверку оказался вовсе не глупым, а его “чудачества” были средством осуждения обывательской расчетливости, практицизма и скаредности.

Герой сказки “Яшка” своим происхождением обязан также русскому фольклору. На этот раз Максим Горький воспользовался народным сказочным сюжетом о солдате, оказавшемся в раю. Горьковский персонаж быстро разочаровался в “райской жизни”, автору удалось в доступной для детей форме сатирически изобразить один из древнейших в мировой культуре миф о загробной жизни.

В сатирических тонах выдержана сказка “Самовар”, герои которой являли собой “очеловеченные” предметы: сахарница, сливочник, чайник, чашки. Ведущая роль принадлежала “маленькому самовару”, который “очень любил хвастаться” и хотел, чтобы “луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него”. Чередуя прозаический текст и стихотворный, заставляя так хорошо знакомые детям предметы распевать песенки, вести оживленные разговоры, Максим Горький достигал главного - писать интересно, но не допускать излишнего морализирования. Именно в связи с “Самоваром” Горький заметил: “Не хочу, чтобы вместо сказки была проповедь”. Исходя из своих творческих принципов, писатель выступил инициатором создания в детской литературе особого типа литературной сказки, характерной наличием в ней значительного научно-познавательного потенциала.

Повести Максима Горького о детях

С художественным воплощением темы детства прямым образом связано в творчестве Максима Горького зарождение и развитие жанров большой прозы. Начало этому процессу было положено повестью “Горемыка Павел” (1894), за ней последовали повести “Фома Гордеев” (1898), “Трое” (1900). Уже на этом, условно говоря, начальном этапе своего литературного пути писатель уделял особое внимание тщательному анализу сложнейшего процесса формирования с раннего детства характеров своих героев. В меньшем или большем объеме материал подобного рода наличествует в повестях “Мать” (1906), “Жизнь ненужного человека” (1908), “Жизнь Матвея Кожемякина” (1911), “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936). Само стремление Максима Горького вести повествование о “жизни” того или иного героя со дня его рождения и поры детства вызывалось желанием как можно полнее и достовернее художественно воплотить эволюцию литературного героя, образа, типа. Автобиографическая трилогия Горького - прежде всего две первые повести (“Детство”, 1913, и “В людях”, 1916) - общепризнанный классический образец творческого решения темы детства в русской, да и в мировой литературе XX в.

Статьи и заметки о детской литературе

Детской литературе Максим Горький посвятил около тридцати статей и заметок, не считая множества высказываний, разбросанных в письмах, отзывах и рецензиях, докладах и публичных выступлениях. Детская литература воспринималась им как составная часть всей русской литературы и вместе с тем как “суверенная держава” со своими законами, идейно-эстетическим своеобразием. Большой интерес представляют суждения Максима Горького о художественной специфике произведений на детскую тему. Прежде всего, по мнению автора, детский писатель “должен учесть все особенности читательского возраста”, уметь “говорить забавно”, “строить” детскую литературу на принципе совершенно новом и открывающем широченные перспективы для образного научно-художественного мышления”.

Максим Горький выступал за постоянное расширение круга чтения для громадной детской аудитории, что позволяет детям обогащать их реальные знания и активнее проявлять творческое начало, а также повышать их интерес к современности, ко всему тому, что окружает детей в повседневной жизни.

Алексей Максимович Пешков родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. Рано лишился родителей, жил в семье деда, испытал много бед и лишений с раннего детства. Этим объясняют его псевдоним - Горький , который он взял в 1892 году, подписав им рассказ «Макар Чудра», напечатанный в газете. Это не столько псевдоним-френоним - псевдоним, указывающий на главную черту характера автора или главную особенность его творчества. Зная доподлинно о тяжелой жизни, писатель описывал горькую участь обездоленных. Впечатления начала своей жизни Горький описал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Творческая деятельность

С 1892 года начинающий писатель публиковал в газетах фельетоны, обозрения. В 1898 году вышел его двухтомник «Очерки и рассказы», сделавший Максима Горького известным автором-революционером и привлекшие к нему внимание властей. Этот период в жизни писателя характерен поиском героического в жизни. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» были восторженно встречены передовой молодежью.

В начале ХХ века Горький окончательно подчинил свое творчество служению революции. За участие в революционном движении в 1905 гшоду писатель был заключен в Петропавловскую крепость, однако под влиянием мировой общественности властям пришлось освободить его. Чтобы избежать преследований партия послала Горького в 1906 году в Америку. Впечатления о стране и о том времени описаны в очерках «Город желтого дьявола», «Прекрасная Франция», «Мои интервью». Первый раз за границей Горький пробыл недолго.

Эмиграция и возвращение в СССР

Октябрьскую революцию Горький встретил без особого восторга, но продолжал свою творческую деятельность и написал множество патриотических произведений. В 1921 году он был вынужден эмигрировать за границу, по одной версии - по настоянию В.И.Ленина, для лечения туберкулеза, по другой - из-за идеологических разногласий с установившейся властью. И только в 1928 году приезжает в Россию по личному приглашению Сталина. Окончательно возвращается на Родину писатель в 1932 году, и надолго остается «главой советской литературы», создает новые журналы и серии книг, становится инициатором создания «Союза советских писателей». Несмотря на большую общественную работу, продолжает творческую деятельность.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя была так же насыщена, как и творческая, но не настолько счастливая. В разное время у него было несколько длительных романов, но женат он был на одной женщине - Е.П.Пешковой (Волжиной). У них было двое детей, но дочь умерла во младенчестве, остался единственный сын Максим. В 1934 году Максим трагически погиб.

Скончался Алексей Максимович Горький в 1936 году, кремирован и похоронен в Москве, на Красной площади. Вокруг его смерти, как и гибели сына, до сих пор ходят противоречивые слухи.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя



Похожие статьи
 
Категории