Григ эдвард - биография. Эдвард григ краткая информация

11.04.2019

Суровая красота северной природы, величественная героика древних сказаний, причудливая таинственность сказок – такой представляется нам Норвегия. Дух этой страны воплотил в своей музыке Эдвард Григ. В истории норвежской культуры он сыграл такую же роль, как в России или в Чехии, явив миру красоту родного музыкального фольклора, переплавленного в горниле классических форм. Эдвард Григ жил и творил в непростое для родной страны время: шла борьба против шведской унии, навязанной Норвегии после наполеоновских войн, и в обстановке борьбы за независимость крепло национальное самосознание норвежцев. Важную роль в этом процессе играло становление национального искусства (не случайно Григ подчеркивал, что он не просто скандинавский, а именно норвежский композитор).

Родина Грига – город Берген. Отец его – потомок шотландца – был консулом в третьем поколении, но были в роду и музыканты. Прадед по материнской линии был дирижером, а мать будущего композитора была талантливой пианисткой. Она сама обучала детей музыке. Эдвард начал осваивать фортепиано в шестилетнем возрасте, и поначалу занятия давались нелегко: ему нравилось импровизировать, а гаммы и упражнения – скучные, но необходимые – казались ему «камнем вместо хлеба». Много лет спустя композитор с благодарностью вспоминал мать – ведь без ее строгости он «никогда и ни в чем не перешел бы от мечтаний к делу».

Свое первое фортепианное произведение Григ сочинил в двенадцатилетнем возрасте, а в пятнадцать лет родители представили его знаменитому скрипачу Уле Буллю, которого современники называли «норвежским Паганини». Послушав импровизацию юного музыканта, Булль посоветовал ему поступить в Лейпцигскую консерваторию, и Григ – при поддержке родителей – этому совету последовал.

Годы учения в консерватории оказались не самым счастливым временем в жизни композитора – преподаватели казались ему чрезмерно педантичными, нередко он расходился с ними в художественных воззрениях (Грига увлекала современная музыка композиторов-романтиков, а в консерватории это не поощрялось). Только о Морице Гауптмане, у которого Григ обучался композиции, он сохранил теплые воспоминания, называя его олицетворением «противоположности схоластике».

Завершив учебу в консерватории, Григ возвратился в родной город, но культурная жизнь Бергена давала слишком мало музыкальных впечатлений, и молодой композитор отправился в Копенгаген. Это произошло в 1863 г., и тогда же был создан фортепианный цикл «Поэтические картинки» – первое сочинение Грига, несущее черты национального своеобразия. Такими же чертами отмечены и другие ранние сочинения Грига – «Юморески», Фортепианная соната, Первая скрипичная соната. Интерес Грига к родной культуре разделял Рикард Нурдрок – композитор, с которым он познакомился в Копенгагене. Вместе они организовали общество «Эвтерпа», занимавшееся пропагандой произведений композиторов из скандинавских стран.

С 1866 г. Григ жил в Кристиании. В это время в жизни его наступает время расцвета творчества. В ближайшие годы он создал целый ряд произведений – Фортепианный концерт, Соната для скрипки № 2, романсы и песни на стихи скандинавских поэтов. Познакомившись в 1869 г. с фольклорными образцами из сборника Людвига Линдемана, Григ создал фортепианный цикл «Двадцать пять норвежских народных песен и танцев». Деятельность Грига в Кристиании не ограничивалась сочинением музыки – он выступил инициатором создания Музыкальной академии, стал одним из организаторов Музыкальной ассоциации Кристиании. Будучи дирижером, Григ представлял публике творения , композиторов-соотечественников. Кроме того, он выступал как пианист – сольно и в дуэте с супругой Ниной Григ, которая была прекрасной певицей. Одним из друзей Грига стал писатель Бьёрнстерне Бьёрнсон, в соавторстве с которым композитор создал несколько песен. Кроме того, они работали над оперой «Олав Трюггвассон», но она не была завершена.

В 1874 г. драматург Генрик Ибсен предложил композитору написать музыкальные номера для драмы «Пер Гюнт». Музыка, созданная Григом, оказалась самодостаточной, способной существовать вне драматического спектакля – две оркестровые сюиты «Пер Гюнт» принадлежат к самым известным творениям композитора.

С 1880 г. Григ жил на вилле «Тролльхауген», расположенной недалеко от его родного города. Здесь он мог наслаждаться красотой природы, общаться с норвежскими крестьянами. Композитор пишет фортепианные пьесы, романсы, сюиту «Из времен Хольберга», соль-минорный Струнный квартет. Уединение прерывается гастрольными поездками, в ходе которых Григ знакомит Европу с норвежской музыкой. В Европе творчество Грига было признано – он являлся почетным доктором Кембриджского университета.

Последним творением Грига стали Четыре псалма для баритона с хором, основанные на старинных норвежских мелодиях. Композитор ушел из жизни в 1907 г., в связи с его смертью в стране был объявлен траур.

Вилла «Тролльхауген» ныне является домом-музеем.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Известный норвежский композитор Эдвард Хагеруп Григ, родившийся 15 июня 1843 года в Бергене (Норвегия), с детства был влюблен в музыку. Родившись в семье купца, он не был лишен музыкальных талантов. Его мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой и учила Эдварда игре на пианино уже с 4 лет.

Эдвард Григ

В своих мемуарах Григ описывает свои чувства от первого прикосновения к фортепиано как охватившую его таинственную и неизъяснимую радость. По его словам, он нашел в музыке не мелодию, а саму гармонию жизни. Он чувствовал ликование и восторг. Он говорил, что никакие последующие успехи не приносили ему такого опьянения.

Первым сочинением Грига стали вариации на немецкие мелодии. Решительную роль в музыкальной жизни Грига сыграл Оле Булл – «норвежский Паганини», по совету которого, семья согласилась на поступление юного композитора в Лейпцигскую консерваторию.

Хотя Григ и закончил консерваторию на отлично, его здоровье было подорвано простудой, перешедшей в плеврит. Даже после тщательного лечения он прожил жизнь с туберкулезом.

Женился Григ на своей двоюродной сестре, Нине Хагеруп, в которую влюбился со встречи после многих лет разлук, увидев в юной девушке всю красоту любви. Родилась у них дочь, но вскоре она покинула этот мир, оставив родителей в безутешном горе. Всю любовь к дочери Григ отдавал местным ребятишкам, гуляя с ними в лесах Тролльхаугена, рассказывая им сказки и легенды. Музыку для драмы «Пер Гюнт» Эдвард писал в одиночестве, воплотив в ней все переживания от смерти своей дочери.

Музыка Эдварда Грига полна романтизма и любви, а в некоторых произведениях чувствуется дух Норвегии. Многие из его произведений стали любимы для всего мира. И по сей день его музыку можно услышать в любимых мультфильмах и музыкальных спектаклях. Популярными произведениями Грига стали:

  • «В пещере горного короля» — композиция к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт» (1876 г.);
  • «Утро» – написанная для первой сюиты «Пер Гюнт»;
  • «Танец Анитры» и «Песня Сольвейг» из той же пьесы;
  • «Сердце поэта» или «Мелодии сердца» написанные к стихам Г. Х. Андерсена (1864) и многие другие.

Григ часто совершал концертные поездки во Францию, Германию, Швецию, Англию и Голландию, выступая, как дирижер и пианист, аккомпанируя своей жене.

Эдвард Григ

Но здоровье все ухудшалось и во время одной из концертных поездок ему стало хуже. Умер великий композитор 4 сентября 1907 года. Его прах похоронили в скале у виллы в Тролльхауген. Позже там основали дом-музей. Смерть композитора отмечали в Норвегии национальным трауром.

Музыка Эдварда Грига обвораживает своей красотой, изумительными вариациями и чувственностью, став для многих его почитателей воплощением любви в музыке.

Эдвард Григ краткая информация.

Настоящую мировую известность ему принесло музыкальное произведение к постановке «Пер Гюнта», написанное по просьбе Генрика Ибсена. Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» стала одной из узнаваемых классических мелодий.

Происхождение

Эдвард Григ появился на свет в городе Бергене на берегу Северного моря в обеспеченной и культурной семье. Его прадед по линии отца, шотландский купец Александр Григ, перебрался в Берген в 1770-х. Некоторое время он исполнял обязанности вице-консула Великобритании в Норвегии. Дед выдающегося композитора унаследовал эту должность. Джон Григ играл в местном оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера Н. Хаслунна.

Александр Григ, отец Эдварда Грига, исполнял обязанности вице-консула в третьем поколении. Мама выдающегося композитора, Гесина, в девичестве Хагеруп, обучалась вокалу и игре на фортепиано у Альберта Метфесселя - придворного певца в Рудольштадте, выступала в Лондоне, а в Бергене постоянно музицировала, любила исполнять произведения Шопена, Моцарта и Вебера.

Детство композитора

В состоятельных семьях было принято с детства обучать детей дома. Эдвард Григ, его брат и трое сестер знакомились с удивительным миром музыки под чутким руководством матери. Он впервые сел за фортепиано всего в четыре года. Уже тогда Эдварда стала занимать красота созвучий и мелодий. В сборнике «Избранных статей и писем» содержится трогательная короткая запись Грига о его первом успехе в музыке.

Свое первое произведение Эдвард Григ написал в двенадцать лет. Спустя три года после окончания школы известный скрипач, «норвежский Паганини» Уле Булл, посоветовал молодому человеку продолжить заниматься музыкой. У мальчика действительно обнаруживался необычайный талант. Так Эдвард Григ поступил в консерваторию в Лейпциге - городе, где творили Роберт Шуман и Иоганн Себастьян Бах.

Учеба в консерватории

В 1858 году Григ поступил в знаменитую консерваторию, основанную Мендельсоном. Заведение заслужило хорошую репутацию. Но Эдвард Григ оказался недоволен своим первым учителем Луи Плайди. Григ посчитал учителя малоспособным исполнителем и прямолинейным педантом, они разительно разошлись во вкусах и интересах.

По собственной просьбе Эдвард Григ был переведен под руководство Эрнста Фердинанда Венцеля. Немецкий композитор изучал философию в Лейпциге, затем занимался фортепиано с Фридрихом Виком, сблизился с Робертом Шуманом и Иоганнесом Брамсом. Преподавать в консерваторию пришел по личному приглашению Феликса Мендельсона. На этом посту он остался до конца жизни.

Эдвард Григ в годы обучения активно приобщался к творчеству современных композиторов. Он часто посещал концертный зал «Гевандхауз». Это домашняя площадка одноименного оркестра. В этом концертном зале, обладавшем уникальной акустикой, в свое время состоялись премьеры известнейших произведений Шуберта, Вагнера, Брамса, Бетховена, Мендельсона, Шумана и других.

С юности композитора Шуман остался его любимым музыкантом. Ранние произведения Эдварда Грига (особенно соната для фортепиано) сохранили характерные черты творчества Шумана. В ранних произведениях Грига отчетливо ощущается влияние Мендельсона и Шуберта.

В 1862 году композитор Эдвард Григ окончил Лейпцигскую консерваторию с отличными отметками. Профессора говорили, что он проявил себя, как значительный музыкальный талант. Особенных успехов молодой человек добился в области композиции. Также его называли незаурядным пианистом с удивительной манерой исполнения.

Свой первый концерт Эдвард Григ дал в шведском Карлсхамне. Оживленный портовый городок радушно принял молодого композитора. Свои юные годы, детство и обучение в консерватории композитор добродушно описал в очерке «Мой первый успех».

Годы спустя Григ вспоминал время учебы без удовольствия. Учителя были оторваны от реальной жизни и консервативны, использовали схоластические методы. Однако о Морице Гауптмане, учителе композиции, Григ говорил, что он был полной противоположностью схоластике.

Начало карьеры

После окончания консерватории Эдвард Григ предпочел работать в родном Бергене. Но его пребывание в родном городе не затянулось надолго. Талант не мог в полной мере совершенствоваться в условиях творческой среды Бергена. Тогда Григ спешно уехал в город Копенгаген, бывший в те годы центром культурной жизни всей Скандинавии.

В 1863 году Эдвард Григ написал «Поэтические картинки». Произведение из шести пьес для фортепиано - это первая музыка композитора, в которой проявились национальные черты. В основе третьей пьесы лежит ритмическая фигура, которая часто встречается в народной музыке Норвегии. Эта фигура станет характерной для творчества Грига.

В Копенгагене композитор сблизился с группой единомышленников, которые были вдохновлены идеей формирования нового искусства. Национальные мотивы в европейском искусстве в те годы занимали все больше места. Активно создавались национальные литературы, теперь тенденции пришли в музыку и изобразительное искусство.

Одним из единомышленников Эдварда Грига был Рикард Нурдрок. Норвежец ясно осознавал свою цель как борца за национальную музыку. Эстетические взгляды Грига значительно окрепли и окончательно оформились именно в общении с Нурдроком. В союзе еще с несколькими творческими людьми они основали общество «Эвтерпа». Цель состояла в знакомстве публики с произведениями национальных композиторов.

На протяжении двух лет Эдвард Григ выступал в качестве пианиста, дирижера и автора, написал «Шесть поэм» на стихи Шамиссо, Гейне и Уланда, Первую симфонию, несколько романсов на слова Андреаса Мунка, Ханса Кристиана Андресена, Расмуса Винтера. В те же годы композитором была написана единственная фортепианная соната, Первая скрипичная соната, «Юморески» для фортепиано.

Все больше места в этих произведениях занимали норвежские мотивы. Григ писал, что внезапно осознал всю глубину и мощь тех перспектив, о которых ранее и не имел понятия. Он понял величие норвежского фольклора и собственное призвание.

Вступление в брак

В Копенгагене Эдвард Григ встретил Нину Хагеруп. Эта девушка - его двоюродная сестра, с которой они вместе росли в Бергене. Нина переехала в Копенгаген вместе с семьей в возрасте восьми лет. За это время она повзрослела, стала певицей с удивительным голосом, который начинающему композитору очень понравился. На Рождество (1864) Эдвард Григ сделал девушке предложение, а летом 1867-го они поженились.

В 1869 году у супругов родилась дочь Александра, которая в малолетнем возрасте заболела менингитом и умерла. Это трагическое событие поставило крест на дальнейшей счастливой жизни семьи. После смерти первенца Нина замкнулась в себе и впала в тяжелую депрессию. Супруги продолжали совместную творческую деятельность и ездили на гастроли вместе.

Расцвет деятельности

Из-за нетрадиционного брака вся родня отвернулась от Грига. Молодожены сразу же после свадьбы переехали в Осло, а ближе к осени того же года композитор организовал концерт. В нем прозвучали первая соната для фортепиано и скрипки, произведения Хальфдана Кьерульфа, Нурдрока. После этого Эдварда Грига пригласили на пост дирижера Кристианийского сообщества.

Именно в Осло наступил расцвет творческой деятельности Грига. Была показана публике первая тетрадь «Лирических пьес», а на следующий год вышло несколько романсов и песен Кристофера Янсона, Йоргена Му в сборниках, Андерсена и других скандинавских поэтов. Вторую сонату Грига критики оценили как намного более богатую и разнообразную, чем Первая.

Вскоре Эдвард Григ стал опираться на сборник норвежского фольклора, составленный Людвигом Матиасом Линдеманом. В результате появился цикл двадцати пяти песен и танцев для фортепиано. Сборник состоял из различных лирических, крестьянских, трудовых и шуточных песен.

В 1871 году Григ (вместе с Юханом Свенсеном) основал общество «Музыкальная ассоциация Кристиании». Сегодня это «Филармоническое общество Осло». Они старались привить публике любовь не только к классике, но и к произведениям современников, имена которых еще не были на слуху в Норвегии (Лист, Вагнер, Шуман), а также к музыке отечественных авторов.

В желании отстоять свои взгляды композиторам пришлось столкнуться с трудностями. Космополитически настроенная крупная буржуазия не оценили такое просвещение, но в среде передовой интеллигенции и сторонников национальной культуры Григ нашел отклик и поддержку. Тогда завязалась дружба с Бьернстьерне Бьернсоном — писателем и общественным деятелем, который оказал большое влияние на творческие взгляды музыканта.

После начала их сотрудничества было опубликовано несколько произведений в соавторстве, а также пьеса «Сигурд Крестоносец» во славу короля двенадцатого века. В начале 1870-х Бьернсон и Григ задумались об опере, но творческие планы не осуществились, потому что в Норвегии отсутствовали собственные оперные традиции. Попытка создания произведения окончилась только музыкой к отдельным сценам. Российский композитор закончил наброски коллег и написал детскую оперу «Асгард».

В конце 1868 года Ференц Лист, который жил в Риме, ознакомился с его Первой скрипичной сонатой. Композитор был поражен тем, насколько музыка свежая. Он прислал восторженное письма автору. Это сыграло значительную роль в творческой биографии и вообще в жизни Эдварда Грига. Моральная поддержка композитора укрепила идейно-художественные позиции творческого общества.

Личная встреча с композитором состоялась в 1870 году. Великодушный и благородный друг всего талантливого в современной музыке тепло поддерживал всех, кто выявлял в его творчестве национальное начало. Лист открыто восхитился недавно законченным фортепианным концертом Грига. Рассказывая родным об этой встрече, Эдвард Григ упомянул, что эти слова коллеги имеют для него большое значение.

Правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию в 1872 году. Тогда же он получил предложение от В результате сотрудничества европейского драматурга, основателя европейской «новой драмы» и композитора появилась музыка к произведению «Пер Гюнт». Эдвард Григ был почитателем множества произведений Ибсена, а эта музыка стала одной из самых известных увертюр из всего наследия композитора.

Премьера увертюры состоялась в 1876 году в Осло. Представление сопровождалось головокружительным успехом. Музыка Грига становилась все известнее и известнее в Европе, а в Норвегии его творчество приобрело огромную популярность. Произведения композитора печатались в авторитетных издательствах, количество концертных поездок значительно увеличилось. Признание и материальная независимость позволили Григу вернуться в Берген.

Крупные произведения

С конца семидесятых Эдвард Григ был увлечен созданием крупных произведений. Он задумал фортепианный квинтет и фортепианное трио, но закончил только струнный квинтет на тему одной из ранних песен. В Бергене им были созданы «Танцы» для фортепиано в четыре руки. Редакция этого сочинения для оркестра стала особенно популярной.

Песни, выпущенные в то время, стали гимнами родной природе. Поэзия народной музыки отразилась в лучших произведениях Эдварда Грига тех лет, а в письмах встречаются подробные и удивительно проникновенные описания природы. Со временем он стал систематически ездить в Европу с концертами. Свои талантливейшие произведения Григ представлял в Швеции, Англии, Германии, Франции, Голландии. Концертную деятельность он не отставлял до конца своих дней.

Последние годы и смерть

Сразу после переезда в Берген у композитора обострился плеврит, который он получил еще в консерватории. Возникло опасение, что болезнь может перейти в туберкулез. Негативно сказывалось на здоровье Грига и то, что жена отдалялась от него. В 1882 году она ушла, три месяца композитор жил один, но потом помирился с Ниной.

С 1885 года местом жительства супругов стал Тролльхауген - вилла, которая была построена по заказу Эдварда Грига недалеко от Бергена. Он жил в деревенской глуши, общался с крестьянами, лесорубами и рыбаками.

Несмотря на тяжелую болезнь, творческую деятельность Эдвард Григ продолжал до конца жизни. Четвертого сентября 1907 года он скончался. Смерть композитора в Норвегии стала днем национального траура. Его прах похоронили в скале возле виллы Тролльхауген. Позже в доме был основан музей.

Характеристика творчества

Музыка Эдварда Грига впитала в себя национальные черты норвежского фольклора, который формировался в течение столетий. Огромную роль играло в его музыке воспроизведение образов родной природы, персонажей сказаний Норвегии. Например, композиция «В пещере горного короля» Эдварда Грига является одним из самых узнаваемых его произведений. Это удивительное творение.

Премьера композиции состоялась в 1876 году в Осло (это часть сюиты Эдварда Грига). Пещера короля ассоциируется с гномами, таинственной атмосферой, в целом произведение звучит при вступлении горного короля и его троллей в пещеру. Это одна из самых узнаваемых (наряду с «Полетом шмеля» Римского-Корсакова и «Фортуной» Карла Орфа) классических тем, которая пережила десятки обработок.

Композиция «В пещере...» Эдварда Грига начинается с основной темы, которая написала для контрабаса, виолончели и фагота. Мелодия постепенно повышается в квинту, а затем снова возвращается в нижнюю тональность. «Горный король» Эдварда Грига с каждым повторением ускоряется, а в конце срывается на очень быстрый темп.

Фольклорные персонажи до этого представлялись уродливыми и злобными, а крестьяне - грубыми и жестокими. В Дании и Норвегии пьесу Ибсена восприняли негативно, а Андерсен даже назвал произведение бессмысленным. Благодаря музыке Эдварда Грига и Сольвейг (как образу) началось переосмысление пьесы. Позже пьеса «Пер Гюнт» приобрела мировую известность.

Очень мелодично в своих произведениях представлял композитор природу. Он наблюдал за девственно чистыми лесами, сменой частей дня, жизнью животных. Мелодия «Утро» Эдварда Грига стала использоваться для иллюстрации отдельных сцен в мультфильмах студии Warner Bros.

Наследие Грига

Творчество Эдварда Грига сегодня особенно активно почитается в его родной Норвегии. Его произведения активно исполняет один из самых известных норвежских музыкантов - Лейф Ове Андснес. Пьесы композитора используются в культурных и художественных мероприятиях. Вилла, где композитор прожил часть своей жизни, стала музеем. Рядом с усадьбой стоит статуя Грига и его рабочая избушка.

Детская музыкальная школа № 2

Реферат на тему:

“Жизнь и творчество Э. Грига”

Выполнила: ученица 8 класса

Литвиненко Марина

Тюмень, 2003г.

1.Введение.

2.Жизненный и творческий путь:

2.1. Детство и годы учения;

2.2. Жизнь в Копенгагене;

2.3. Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в Кристиании;

2.4. Европейское признание Грига. Широкая концертная деятельность композитора;

2.5. Произведения второй половины 70-80-х годов;

2.6. Последний период творчества.

3.Характеристика творчества:

3.1. Общая характеристика;

3.2. Лирические пьесы;

3.3. Фортепианный концерт;

3.4. Романсы и песни;

3.5. “Пер Гюнт”.

1.Введение.

Творчество Эдварда Грига формировалось в годы об­щественного и культурного подъема Норвегии. Страна, в те­чение нескольких веков находившаяся в подчинении у Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век), Норвегия была скована в своем развитии, как экономическом, так и куль­турном. С середины XIX века начинается период подъема экономической жизни, период роста национального самосоз­нания и расцвета национально-культурных сил страны. Раз­вивается национальная литература, живопись, музыка. Ли­тература Норвегии, представленная прежде всего творчест­вом Г. Ибсена, переживает во второй половине века “такой подъем, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России”. Норвежская литература развивается в условиях восстановления прав норвежского языка, который ранее не признавался ни в качестве литературного, ни в ка­честве официального государственного языка. В это время за­кладываются основы театральной и концертной жизни страны. В 1850 году в Бергене при содействии скрипача Уле Булля открывается Национальный норвежский театр. Рабо­ту театров Норвегии возглавляют крупнейшие драматурги Ибсен и Бьернсон. К середине XIX века относится также начало систематической концертной жизни в столице Норве­гии Кристиании.

В музыкальной жизни Норвегии наблюдается много явлений, свидетельствующих об общем подъеме национальной музыкальной культуры. В Европе было широко признано ис­кусство замечательного скрипача Уле Булля. Плоды деятельности Булля, который “первым... подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной музыки” (Григ), были очень значитель- ными для Норвегии. Начиная с середины XIX века собирание, изучение и обработка бога­тейшей народной музыки Норвегии становится делом мно­гих музыкантов. Выдвигается ряд националь- ных композито­ров, творчество которых отмечено стремлением приблизить профессиональную музыку к народной. Это X. Хьерульф (1815-1868) -создатель норвежской художественной песни, романса, Р. Нурдрок (1842-1866)-автор национального гимна Норвегии, И. Свенсен (1840-1911) - известный уже в то время в Европе своими симфониями, камерными ансамб­лями, концертами.

Григ-первый классик норвежской музыки, композитор, поставивший музыкальную культуру Норвегии в ряд с пере­довыми национальными школами Европы. Содержание твор­чества Грига тесно связано с жизнью норвежского народа, с разными сторонами его быта, с образами родной природы. Григ “искренне и задушевно поведал в своих сочинениях все­му миру про жизнь, быт, думы, радости и скорби Норве­гии”.

Яркая самобытность стиля Грига кроется в своеобразии звучания народной норвежской музыки. “Я почерпнул бога­тые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство”.


2.Жизненный и творческий путь.

2.1.Детство и годы учения.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, крупном приморском городе Норвегии. Отец Грига, по происхождению шотландец, занимал должность британского консула. Мать Грига, норвежка, была хорошей пианисткой, она нередко выступала в Бергене с концертами. В семье Григов царило горячее увлечение музыкой. Это способствовало пробуждению у мальчика интереса к музыке. Мать Грига была его первой учительницей. Ей он обязан начальными навыка­ми фортепианной игры. От матери Григ унаследовал любовь к Моцарту: творчество Моцарта всегда было для Грига ис­точником радости и высоким образцом глубины содержания и красоты формы. Наконец, мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая всегда соединялась у него с непосредст- вен­ностью вдохновения. К детским годам относятся первые опыты сочинения му­зыки. Композитор рассказывает, что уже в детстве его занимала красота созвучий, гармоний. В возрасте двенадцати лет Григ написал свое первое сочинение-вариации на не­мецкую тему для фортепиано. В жизни Грига огромную роль сыграл замечательный скрипач, “норвежский Паганини” - Уле Булль. Трудно ска­зать, как сложилась бы судьба Грига-музыканта, если бы не ­настоятельный совет Булля дать мальчику консерваторское образование.

В 1858 году, по окончании школы, Григ едет в Лейпциг. Начинается период учения Грига в Лейпцигской консерва­тории. В 50-е годы эта первая в Германии консерватория утеряла творческую атмосферу, царившую здесь при жизни ее основа­теля Ф. Мендельсона. Вспоминая годы учения в Лейпциге, Григ рассказывает об отрицательных сторонах консерватор­ского преподавания - о явлениях рутины, бессистемности за­нятий. Вопреки этому пребывание в Лейпциге явилось важным этапом в формировании Грига-музыканта. Он занимается здесь у известного пианиста И. Мошелеса, воспитывавшего у учеников понимание музыкальной классики и особенно Бет­ховена. О другом своем педагоге - пианисте Э. Венцеле - Григ вспоминает, как о талантливом музыканте и друге Шумана. Григ занимается у известного тогда теоретика М. Гауптмана, высокообразованного музыканта и чуткого педагога: “... он олицетворял для меня противоположность всякой схоластике. Для него правило было не чем-то само­довлеющим, но являлось выражением законов самой при­роды”.

Наконец, в формировании Грига большую роль сыграла музыкальная культура Лейпцига - города, в котором жили Бах, Мендельсон, Шуман. Концертная жизнь здесь была ин­тенсивной. “Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в осо­бенности камерной и оркестровой, музыки”, - вспоминает Григ. Лейпциг раскрыл перед ним огромный мир музыки. Это был период ярких и сильных, глубоких музыкальных впечатлений, сознательного и жадного изучения музыкаль­ной классики. В 1862 году Григ окончил консерваторию. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя, как “в высшей степени значительный музыкальный талант, особенно в области композиции, а также как незаурядный “пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения”.

2.2.Жизнь в Копенгагене.

Европейски образованный музы­кант, Григ возвращается в Берген с горячим желанием ра­ботать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музы­кальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копен­гаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.

Годы, проведенные здесь, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искус­ством. Он знакомится с видными ее представителями, напри­мер, со знаменитым поэтом и сказочником Хансом Кристиа­ном Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты датчанина Андерсена, норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.

В Копенгагене Григ нашел замечательного интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного во­площения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.

Желание совершенствовать композиторское мастерство привело Грига к знаменитому датскому композитору Нильсу Гаде. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант (органист, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы композиторов. Григ пользовался советами Гаде. Одобрение, с которым Гаде встречал каждое новое произведение Грига, было опорой для молодого композитора. Однако Гаде не поддерживал те твор­ческие поиски Грига, которые вели к созданию национального музыкального стиля. В общении с Гаде для Грига лишь отчетливее вырисовываются его собственные устремления, как норвежского национального композитора. Огромное значение для Грига имела в те годы его встреча с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Горячий патриот, умный и энергичный человек, Нурдрок рано достиг ясного осознания своих задач как борца за норвеж­скую национальную музыку. В общении с Нурдроком окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. Он так писал об этом: “У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призва­ние и натуру”.

Стремление молодых композиторов к развитию националь­ной музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде норвежской му­зыки. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Нурдрок организовали музыкальное общество “Евтерпа”, которое должно было знакомить публику с произ­ведениями композиторов Скандинавии. Это было началом той большой музыкально-общественной, просветительской деятельности, которая красной нитью проходит через всю жизнь Грига.

В годы жизни в Копенгагене (1863-1866) Григ написал много музыки: “Поэтические картинки” и “Юморески”, со­нату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора норвежца.

Являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческое созревание композитора проходило в обстановке бурного расцвета духовной жизни Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, фольклору, культурному наследию. Это время принесло целое «созвездие» талантливых, национально самобытных художников - А. Тидеман в живописи, Г. Ибсен, Б. Бьернсон, Г. Вергеланд и О. Винье в литературе. «За последние двадцать лет Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться ни одна страна, кроме России», - писал в 1890 г. Ф. Энгельс. «...Норвежцы создают гораздо больше, чем другие, и накладывают свою печать также и на литературу других народов, и не в последнюю очередь на немецкую».

Григ родился в Бергене, где его отец занимал пост британского консула. Мать, одаренная пианистка, направляла музыкальные занятия Эдварда, она привила ему любовь к Моцарту. Последовав совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля, Григ в 1858 г. поступил в Лейпцигскую консерваторию. Хотя система преподавания не во всем удовлетворяла юношу, тяготевшего к романтической музыке Р. Шумана, Ф. Шопена и Р. Вагнера, годы учения не прошли бесследно: он приобщился к европейской культуре, расширил музыкальный кругозор, овладел профессиональной техникой. В консерватории Григ нашел чутких наставников, уважительно относившихся к его дарованию (К. Рейнеке по композиции, Э. Венцель и И. Мошелес по фортепиано, М. Гауптман по теории). С 1863 г. Григ живет в Копенгагене, совершенствуя композиторское мастерство под руководством известного датского композитора Н. Гаде. Вместе со своим другом, композитором Р. Нурдроком Григ создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В путешествиях по Норвегии с Буллем Григ учился лучше понимать и чувствовать национальный фольклор. Романтически мятежная фортепианная Соната ми минор, Первая скрипичная соната, «Юморески» для фортепиано - таковы многообещающие итоги раннего периода творчества композитора.

С переездом в 1866 г. в Кристианию (ныне Осло) начался новый исключительно плодотворный этап жизни композитора. Укрепление традиций отечественной музыки, объединение усилий норвежских музыкантов, воспитание публики - вот основные направления деятельности Грига в столице. По его инициативе в Кристиании была открыта Музыкальная академия (1867). В 1871 г. Григ основал в столице Музыкальное общество, в концертах которого дирижировал произведениями Моцарта, Шумана, Листа и Вагнера, а также современных скандинавских композиторов - Ю. Свенсена, Нурдрока, Гаде и др. Григ выступает и как пианист - исполнитель своих фортепианных произведений , а также в ансамбле с женой, одаренной камерной певицей, Ниной Хагеруп. Произведения этого периода - Фортепианный концерт (1868), первая тетрадь «Лирических пьес» (1867), Вторая скрипичная соната (1867) - свидетельствуют о вступлении композитора в пору зрелости. Однако огромная творческая и просветительская деятельность Грига в столице натолкнулась на ханжеское, косное отношение к искусству. Живший в атмосфере зависти и непонимания, он нуждался в поддержке единомышленников. Поэтому особенно памятным событием в его жизни стала встреча с Листом, состоявшаяся в 1870 г. в Риме. Напутствие великого музыканта, его восторженная оценка Фортепианного концерта вернули Григу веру в себя: «Продолжайте в том же духе, это я вам говорю. У вас есть для этого данные, и не давайте себя запугать!» - эти слова прозвучали для Грига как благословение. Пожизненная государственная стипендия, которую Григ получал с 1874 г., дала возможность ограничить концертную и педагогическую деятельность в столице, чаще выезжать в Европу. В 1877 г. Григ оставил Кристианию. Отклонив предложение друзей поселиться в Копенгагене и Лейпциге, он предпочел уединенную и сосредоточенную на творчестве жизнь в Хардангере, одной из глубинных областей Норвегии.

С 1880 г. Григ обосновался в Бергене и его окрестностях на вилле «Трольхауген» («Холм троллей»). Возвращение на родину благотворно сказалось на творческом состоянии композитора. Кризис конца 70-х гг. миновал, Григ вновь испытал прилив энергия. В тиши «Трольхаугена» были созданы две оркестровые сюиты «Пер Гюнт», струнный Квартет соль минор, сюита «Из времен Хольберга», новые тетради «Лирических пьес», романсы и вокальные циклы. До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони и др.

В 1888 г. в Лейпциге Григ встретился с П. Чайковским. Надолго связавшая их дружба основывалась, по словам Чайковского, «на несомненном внутреннем родстве двух музыкальных натур». Вместе с Чайковским Григ был удостоен почетного звания доктора Кембриджского университета (1893). Григу посвящена увертюра Чайковского «Гамлет». Творческий путь композитора завершили Четыре псалма на старинные норвежские мелодии для баритона и смешанного хора a cappella (1906). Образ родины в единстве природы, духовных традиций, фольклора, прошлого и настоящего стоял в центре творчества Грига, направляя все его искания. «Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня - нечто самое высокое. Никакой великий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!» Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов родины обрели лирические образы матери Пера - старой Озе - и его невесты Сольвейг («Смерть Озе» и «Колыбельная Сольвейг»).

В сюитах проявилось своеобразие григовокого языка, обобщившего интонации норвежского фольклора, мастерство концентрированной и емкой музыкальной характеристики, в которой многоплановый эпический образ возникает в сопоставлении кратких оркестровых картин-миниатюр. Традиции программных миниатюр Шумана развивают «Лирические пьесы » для фортепиано. Зарисовки северных пейзажей («Весной», «Ноктюрн», «На родине», «Колокола»), жанровые и характеристические пьесы («Колыбельная», «Вальс», «Бабочка», «Ручеек»), норвежские крестьянские танцы («Халлинг», «Спрингданс», «Гангар»), фантастические персонажи народных сказок («Шествие гномов», «Кобольд») и собственно лирические пьесы («Ариетта», «Мелодия», «Элегия») - огромный мир образов запечатлен в этих лирических «дневниках» композитора.

Фортепианная миниатюра, романс и песня составляют основу творчества композитора. Подлинными жемчужинами григовской лирики, простирающейся от светлого созерцания, философского размышления до восторженного порыва, гимничности, стали романсы «Лебедь» (ст. Ибсена), «Сон» (ст. Ф. Богенштедта), «Люблю тебя» (ст. Г. X. Андерсена). Подобно многим романтическим композиторам, Григ объединяет вокальные миниатюры в циклы - «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Девушка с гор» и др. В большинстве романсов использованы тексты скандинавских поэтов. Связи с национальной литературой, героическим скандинавским эпосом проявились и в вокально-инструментальных произведениях для солистов, хора и оркестра на тексты Б. Бьернсона: «У врат монастыря», «Возвращение на родину», «Олаф Трюгвасон» (ор. 50).

Инструментальные произведения крупных циклических форм отмечают важнейшие вехи эволюции композитора. Фортепианный концерт , открывающий период творческого расцвета, явился одним из значительных явлений в истории жанра на пути от концертов Л. Бетховена к П. Чайковскому и С. Рахманинову. Симфоническая широта развития, оркестровая масштабность звучания характеризуют и струнный Квартет соль минор.

Глубокое ощущение природы скрипки, инструмента исключительно популярного в норвежской народной и профессиональной музыке, обнаружилось в трех сонатах для скрипки и фортепиано - в светло-идиллической Первой; динамичной, ярко национально окрашенной Второй и в Третьей, стоящей в ряду драматических произведений композитора вместе с фортепианной Балладой в форме вариаций на норвежские народные мелодии, Сонатой для виолончели и фортепиано. Во всех названных циклах принципы сонатной драматургии взаимодействуют с принципами сюиты, цикла миниатюр (основанных на свободном чередовании, «цепи» контрастных эпизодов, фиксирующих внезапные смены впечатлений, состояний, образующих «поток неожиданностей», по выражению Б. Асафьева).

Жанр сюиты господствует в симфоническом творчестве Грига. Помимо сюит «Пер Гюнт», композитором написаны сюита для струнного оркестра «Из времен Хольберга» (в манере старинных сюит Баха и Генделя); «Симфонические танцы» на норвежские темы, сюита из музыки к драме Б. Бьернсона «Сигурд Йорсальфар» и др.

Творчество Грига быстро обрело путь к слушателям разных стран, уже в 70-х гг. прошлого века оно стало любимым и глубоко вошло в музыкальную жизнь России. «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца», - писал Чайковский. - «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты, норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».

И. Охалова

  • Особенности норвежской народной музыки и ее влияние на стиль Грига →

Жизненный и творческий путь

Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года. Предки его - шотландцы (по фамилии Грейг). Но еще дед обосновался в Норвегии, служил британским консулом в городе Бергене; ту же должность занимал отец композитора. Семья была музыкальной. Мать - хорошая пианистка - сама обучала детей музыке. Позже, помимо Эдварда, профессиональное музыкальное образование получил его старший брат Джон (окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Фридриха Грюцмахера и Карла Давыдова).

Берген, где Григ родился и провел молодые годы, славился своими национальными художественными традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон; в Бергене родился и долгое время жил Уле Булль. Именно он первым обратил внимание на незаурядную музыкальную одаренность Эдварда (мальчик с двенадцати лет сочинял) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось в 1858 году. С небольшими перерывами Григ пробыл в Лейпциге до 1862 года (В 1860 году Григ перенес тяжелое заболевание, подорвавшее его здоровье: он лишился одного легкого.) .

Григ без удовольствия впоследствии вспоминал годы консерваторского обучения, схоластические методы преподавания, консерватизм своих учителей, их оторванность от жизни. В тонах добродушного юмора он описал эти годы, равно как и свое детство, в автобиографическом очерке, озаглавленном «Мой первый успех». Молодой композитор нашел в себе силы «сбросить ярмо всего ненужного хлама, которым его наделило скудное воспитание дома и за границей»,- оно грозило направить его по ложному пути. «В этой силе крылось мое спасенье, мое счастье,- писал Григ.- И когда я понял эту силу, как только узнал самого себя,- я осуществил то, что хотел бы назвать своим единственным успехом...». Однако пребывание в Лейпциге немало дало ему: уровень музыкальной жизни в этом городе был высоким. И если не в стенах консерватории, то за ее пределами Григ приобщался к музыке современных композиторов, среди которых он более всего ценил Шумана и Шопена.

Григ продолжал совершенствоваться в качестве композитора в музыкальном центре тогдашней Скандинавии - Копенгагене. Его руководителем стал известный датский композитор, поклонник Мендельсона, Нильс Гаде (1817-1890). Но и эти занятия не удовлетворяли Грига: он искал новых путей в искусстве. Встреча с Рикардом Нурдроком помогла их обнаружить - «будто с глаз моих спала пелена»,- говорил он. Молодые композиторы поклялись отдать все силы разработке национального норвежского начала в музыке, они объявили беспощадную борьбу романтически размягченному «скандинавизму», который нивелировал возможности выявления этого начала. Творческие искания Грига горячо поддержал Уле Булль - во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства.

Новые идейные стремления не замедлили сказаться на творчестве композитора. В фортепианных «Юморесках» ор. 6 и сонате ор. 7, а также в скрипичной сонате ор. 8 и увертюре «Осенью» ор. 11 уже отчетливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Он все более их совершенствовал в следующий период своей жизни, связанной с Христианией (ныне Осло).

С 1866 по 1874 год продолжался этот напряженнейший период музыкально-исполнительской и композиторской работы.

Еще в Копенгагене, совместно с Нурдроком, Григ организовал общество «Эвтерпа», ставившее себе целью пропаганду сочинений молодых музыкантов. Вернувшись на родину, в столице Норвегии Христиании Григ придал своей музыкально-общественной деятельности более широкий размах. Возглавив Филармоническое общество, он стремился, наряду с классикой, привить интерес и любовь слушателей к произведениям Шумана, Листа, Вагнера, имена которых еше не были известны в Норвегии, а также к музыке норвежских авторов. Григ выступал также в качестве пианиста- исполнителя собственных произведений, часто в содружестве со своей женой, камерной певицей Ниной Хагеруп. Его музыкально-просветительская деятельность протекала рука об руку с интенсивной композиторской работой. Именно в эти годы он пишет ставший знаменитым фортепианный концерт ор. 16, Вторую скрипичную сонату ор. 13 (одно из самых любимых своих сочинений) и начинает издавать серии тетрадей вокальных пьес, а также фортепианных миниатюр как интимно лирических, так и народно-танцевальных.

Большая и плодотворная деятельность Грига в Христиании, однако, не получала должного общественного признания. Он имел замечательных союзников в своей пламенной патриотической борьбе за демократическое национальное искусство - в первую очередь композитора Свенсена и писателя Бьёрнсона (с последним его связывали долгие годы дружбы), но и немало врагов - косных ревнителей старого, омрачавших своими интригами годы его пребывания в Христиании. Поэтому особенно запечатлелась в памяти Грига та дружеская помощь, которую оказал ему Лист.

Лист, приняв сан аббата, жил в эти годы в Риме. Он не знал лично Грига, но в конце 1868 года, ознакомившись с его Первой скрипичной сонатой, пораженный свежестью музыки, послал восторженное письмо автору. Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила его идейно-художественные позиции. В 1870 году состоялась их личная встреча. Благородный и великодушный друг всего талантливого в современной музыке, особенно тепло поддерживавший тех, кто выявлял национальное начало в творчестве, Лист горячо принял недавно законченный фортепианный концерт Грига. Он сказал ему: «Продолжайте в том же духе, у вас есть к этому все данные, и - не давайте себя запугать!..».

Рассказывая родным о встрече с Листом, Григ добавлял: «Эти слова имеют для меня бесконечно большое значение. Это нечто вроде благословения. И не раз, в минуты разочарования и горечи, я буду вспоминать его слова, и воспоминания об этом часе будут волшебной силой поддерживать меня в дни испытаний».

Григ поехал в Италию на полученную им государственную стипендию. Несколькими годами позже, вместе со Свенсеном, он получил от государства пожизненную пенсию, которая освободила его от необходимости иметь постоянное место службы. В 1873 году Григ покидает Христианию, а в следующем году обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий, последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом. Открывает этот период создание музыки к пьесе Ибсена «Пер Гюнт» (1874-1875). Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным. Наряду с музыкой к «Перу Гюнту» создаются остро драматичная фортепианная Баллада ор. 24, струнный квартет ор. 27, сюита «Из времен Хольберга» ор. 40, ряд тетрадей фортепианных пьес н вокальной лирики, где композитор все чаще обращается к текстам норвежских поэтов, и другие сочинения. Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт; его произведения печатаются одним из самых солидных немецких издательств, множится количество концертных поездок. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий: шведской в 1872 году, Лейденской (в Голландии) в 1883, французской в 1890 и вместе с Чайковским в 1893 году - доктором Кембриджского университета.

Со временем Григ все более сторонится шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходится посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живет уединенно, преимущественно за городом (сначала в Луфтхусе, затем вблизи Бергена в своем имении, названном Трольд- хауген, то есть «Холм троллей»); основное время посвящает творчеству. И все же Григ не бросает музыкально-общественной работы. Так, в течение 1880-1882 годов он руководил в Бергене концертным обществом «Гармония», а в 1898 году там же провел первый фестиваль норвежской музыки (из шести концертов). Но с годами пришлось отказаться и от этого: его здоровье пошатнулось, легочные заболевания участились. Григ умер 4 сентября 1907 года. Его смерть была отмечена в Норвегии как национальный траур.

Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига - художника и человека. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью и, не принимая прямого участия в политической жизни страны, всегда выступал убежденным демократом. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому в годы, когда за рубежом появились тенденции, тронутые декадентским влиянием, Григ выступал в качестве одного из крупнейших реалистических художников. «Я противник всякого рода «измов»,- говорил он, полемизируя с вагнерианцами.

В своих немногочисленных статьях Григ высказывает немало метких эстетических суждений. Он преклоняется перед гением Моцарта, но одновременно полагает, что при знакомстве с Вагнером «этот универсальный гений, чья душа всегда оставалась чуждой всякого филистерства, обрадовался бы как дитя всем новым завоеваниям в области драмы и оркестра». И. С. Бах для него является «краеугольным камнем» современного искусства. У Шумана он ценит прежде всего «теплый, глубоко сердечный тон» музыки. И самого себя Григ причисляет к шумановской школе. Склонность к меланхолии и мечтательности роднит его с немецкой музыкой. «Однако мы более любим ясность и краткость,- утверждает Григ,- даже наша разговорная речь ясна и точна. Мы стремимся добиться этой ясности и точности в нашем искусстве». Много теплых слов он находит для Брамса, а свою статью памяти Верди начинает словами: «Ушел последний великий...».

Исключительно сердечные отношения связывали Грига с Чайковским. Их личное знакомство состоялось в 1888 году и перешло в чувство глубокой приязни, объясняемое, по выражению Чайковского, «несомненным внутренним родством двух музыкальных натур». «Я горжусь, что заслужил Вашу дружбу»,- писал он Григу. А тот, в свою очередь, мечтал еще об одной встрече «где бы то ни было: в России, Норвегии или еще где-нибудь!». Чувства уважения к Григу Чайковский выразил, посвятив ему увертюру-фантазию «Гамлет». Он дал замечательную характеристику творчества Грига в своем «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году».

«В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик... Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах,- писал далее Чайковский,- сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его остроумных, пикантных модуляциях и в ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном! Если прибавить ко всем этим редким качествам полнейшую простоту, чуждую всякой изысканности и претензий... то неудивительно, что Грига все любят, что он везде популярен!..».

М. Друскин

Сочинения:

Фортепианные произведения
всего около 150
Множество небольших пьес (op. 1, издан в 1862 году); 70 содержится в 10 «Лирических тетрадях » (изданы с 1870-х годов по 1901)
Среди крупных произведений:
Соната e-moll ор. 7 (1865)
Баллада в форме вариаций ор. 24 (1875)

Для фортепиано в 4 руки
Симфонические пьесы ор. 14
Норвежские танцы ор. 35
Вальсы-каприсы (2 пьесы) ор. 37
Старонорвежский романс с вариациями ор. 50 (есть оркестровая редакция)
4 сонаты Моцарта для 2-х фортепиано в 4 руки (F-dur, c-moll, C-dur, G-dur)

Песни и романсы
всего - с посмертно изданными - свыше 140

Камерно-инструментальные произведения
Первая скрипичная соната F-dur ор. 8 (1866)
Вторая скрипичная соната G-dur ор. 13 (1871)
Третья скрипичная соната c-moll ор. 45 (1886)
Виолончельная соната a-moll ор. 36 (1883)
Струнный квартет g-moll ор. 27 (1877-1878)

Симфонические произведения
«Осенью», увертюра ор. 11 (1865-1866)
Фортепианный концерт a-moll ор. 16 (1868)
2 элегические мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор. 34
«Из времен Хольберга», сюита (5 пьес) для струнного оркестра ор. 40 (1884)
2 сюиты (всего 9 пьес) из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» ор. 46 и 55 (конец 80-х годов)
2 мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор. 53
3 оркестровые пьесы из «Сигурда Иорсальфара» ор. 56 (1892)
2 норвежские мелодии для струнного оркестра ор. 63
Симфонические танцы на норвежские мотивы ор. 64

Вокально-симфонические произведения
театральная музыка
«У врат монастыря» для женских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 20 (1870)
«Возвращение на родину» для мужских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 31 (1872, 2-я редакция - 1881)
«Одинокий» для баритона, струнного оркестра и двух валторн ор. 32 (1878)
Музыка к пьесе Ибсена «Пер Гюнт» ор. 23 (1874-1875)
«Берглиот» для декламации с оркестром ор. 42 (1870-1871)
Сцены из «Улафа Трюгвасона» для солистов, хора и оркестра ор. 50 (1889)

Хоры
Альбом для мужского пения (12 хоров) ор. 30
4 псалма на старинные норвежские мелодии для смешанного хора a cappella с баритоном или басом ор. 74 (1906)

Литературные сочинения
Среди опубликованных статей главные: «Вагнеровские спектакли в Байрейте» (1876), «Роберт Шуман» (1893), «Моцарт» (1896), «Верди» (1901), автобиографический очерк «Мой первый успех» (1905)



Похожие статьи
 
Категории