Группа вакуум. Группа «Вакуум»: состав, фото

17.03.2019

Сейчас настали очень интересные времена, когда давно устоявшиеся законы экономики и маркетинга просто-напросто перестают действовать. Их заменяют новые, которые на первый взгляд кажутся необычными. Наиболее ярким примером является сайт www.kickstarter.com. В чем его особенность? Как работает Kickstarter? При помощи этого сайта можно собрать деньги на старт какого-либо проекта. Рассмотрим более подробно принцип действия Kickstarter. Русский аналог этой системы (Boomstarter) также будет описан в данной статье.

Что такое краудфандинговые платформы?

Ни для кого не секрет, что создать и, главное, продвинуть свой проект на рынке (будь то музыкальный альбом, книга или новый технологичный гаджет) крайне трудно. И конечно, потребуется большое количество идут на создание первых прототипов и обкатку технологий, а также на материалы и технологическое оборудование. Писатель во время написания очередного шедевра должен на что-то существовать. Но как же собрать необходимую сумму? Именно тут на помощь и придет сайт www.kickstarter.com. Благодаря этому ресурсу можно собрать первых пользователей проекта, которые будут готовы внести определенную сумму (порой даже несколько сотен рублей). В основном пользователи Интернета заходят на страничку стартапа, читают его описание, после чего могут внести пожертвование. Его размер определяется самостоятельно.

Принцип работы Kickstarter

В итоге получится, что автор проекта имеет шанс быстро собрать деньги на свой проект, а пользователи - первыми получить готовый продукт. К примеру, совсем недавно компания Pebble собирала средства на начало производства новый «умных» часов. Пользователей они настолько впечатлили, что компания собрала 10 миллионов долларов всего за одни сутки. И таких случаев все больше.

Разработчикам часто удается убедить людей в том, насколько их проект хорош, и требуемую для его реализации сумму собирают буквально в считанные часы. К примеру, мало кто знает, что производители популярного аксессуара для iPhone Elevation Dock (это алюминиевая док-станция) собирали деньги на его производство при помощи Kickstarter. Для этого требовалась не самая большая по меркам краудфандинговой платформы сумма - 75 тысяч долларов. Необходимая сумма была собрана всего за три дня. Вернее, собрать удалось целых полтора миллиона. Благодаря этим деньгам, создатели аксессуара наладили продажи через огромное количество посредников и на данный момент процветают. И все это благодаря Kickstarter.

Как пользоваться этим сайтом тем пользователям, которые не знают русского языка, - вопрос открытый.

Мировые аналоги Kickstarter

Ранее уже существовали сервисы поддержки проектов, но именно с Kickstarter начался рост их популярности.

Kickstarter-аналоги помогли собрать деньги уже миллионам пользователей. К примеру, сайт Kiva помог успешно начать свой проект уже 760 тысячам предпринимателей из самых разных точек мира. Общая сумма денежных средств, прошедших через Kiva, составляет уже более трехсот миллионов долларов. Основная специализация сайта - предприниматели из развивающихся государств, где найти деньги на начало проекта практически нереально. Пользователь должен вложить не менее двадцати пяти долларов, которые пойдут на начало работы небольшого бизнеса.

Еще один аналог Kickstarter - это фонд Zidisha, который позволяет взаимодействовать заемщикам с инвесторами более чем в семидесяти странах мира. За два года было успешно профинансировано 750 проектов. Фонд трудно назвать прибыльным на фоне того же Kickstarter. Зарегистрирован он в США, а основные расчеты производятся в системе PayPal. Zidisha имеет и большие отличия от своих конкурентов: получить деньги без хотя бы одного успешно выплаченного кредита не получится. Доля успешно погашенных кредитов находится на уровне 97 процентов.

Кратко о Indiegogo

Один из наиболее популярных аналогов Kickstarter за рубежом - это платформа Indiegogo. Работа данной краудфандинговой платформы основывается на максимальной прозрачности действий. Пользователь может добавить на Indiegogo совершенно любой проект, что и является самым большим отличием от основного конкурента. может быть совершенно любым. Это может быть устройство (причем совсем необязательно представлять рабочий прототип), развлекательная деятельность, образование или благотворительность. Но самое интересное, что пользователь может собирать денежные средства даже на собственные нужды. Модель финансирования на Indiegogo очень гибкая. Географических ограничений не существует: пользователи могут находиться в любой точке земного шара. По сути, единственное, что требуется для работы с этой платформой - действующий легальный банковский счет.

Краудфандинг в России

Пользоваться россияне могут без всяких ограничений, но, к сожалению, Kickstarter на русском языке не работает. Для удобной работы потребуются знания английского языка хотя бы на среднем уровне. Очень радует, что в России существуют подобные сервисы, но до недавнего времени большинство их были направлены на раскрутку молодых музыкальных групп. Однако теперь ситуация начинает постепенно изменяться в лучшую сторону, но все же, пока еще не удалось создать российский Kickstarter.

Boomstarter

Один из таких проектов - сайт Boomstarter. Здесь любой человек может опубликовать проект, на который требуются инвестиции. Это может быть как небольшой бизнес, так и музыкальная группа. Ограничений практически нет. Очень удобно, ведь до недавнего времени Kickstarter в России не работал.

Все проекты проходят строгую модерацию, поэтому перед опубликованием следует внимательно прочитать правила системы. В том случае, если нужная сумма не была собрана в установленный срок, то спонсор гарантированно получит свои деньги обратно. Также это реализовано и на Kickstarter.

Русский аналог зарубежных краудфандинговых систем позволит оценить, насколько ваш проект будет востребован у населения. В случае успеха или неудачи сбора денежных средств станет понятно, нужно ли вообще продолжать работать в этом направлении. Многие пользователи уже начали работать со своим бизнесом, а некоторым пришлось сменить направление своего таланта.

Особенности краудфандинга в России

Но стоит отметить, что средства на русских аналогах Kickstarter собирать значительно сложнее, чем за рубежом. Возможно, дело в недоверии, а может быть, у большинства пользователей просто нет свободных денег, которые они могли бы вложить в какой-либо проект.

Одно время начали свою работу большое количество сайтов, которые их разработчики называли ни много ни мало "Кикстартер" на русском". Но получается не так радужно, как происходит на зарубежных краудфандинговых платформах. Как было отмечено выше, там стартапер может собрать огромную сумму за очень короткий срок, главное, заинтересовать людей. В российских реалиях такого пока еще не получалось.

Особенности проектов на Boomstarter

Boomstarter на сегодня является самым успешным сайтом по типу Kickstarter в России. Подавляющее большинство проектов, которые люди стремятся начать здесь, это вещи, более или менее связанные с искусством. Одни стараются собрать деньги на съемки видеоклипа, другие - на запись музыкальной композиции. Третьи заинтересованы в арт-проекте. А как обстоит дело с технологическими проектами?

Если на зарубежных платформах вроде тех, что упомянуты выше, технологических проектов огромное количество, а самое главное - очень много таких, которые успешно собрали необходимые средства и уже активно продаются, то в России ситуация обстоит по-другому, нежели на все том же Kickstarter. Русский аналог этой краудфандинговой платформы - Boomstarter - имеет лишь один на двадцать пять более-менее успешных арт-проектов. Один из них — это зум для iPhone, который называется Focality. Он собрал чуть больше 31 тысячи рублей, что до изменения курсов валют соответствовало одной тысяче долларов. Самое интересное, что до сих пор непонятно, на какие цели ушли эти деньги. Трудно представить, как можно с такой маленькой суммой организовать какое-либо производство.

Неудачные проекты на российских краудфандинговых платформах

Рассмотрим парочку проектов, которые в свое время не успели собрать нужное количество денежных средств:

  • Bombsquare - за три дня до окончания кампании по сбору средств успел собрать всего лишь 2010 рублей, а требовалось 60 тысяч.
  • Сбор денег на создание сайта Bestvuz.ru завершился на сумме в 1250 рублей, в то время как требовалось 110 тысяч.

Картина несколько печальная, и пока еще не время говорить, что русские сайты для стартапов могут состязаться с Kickstarter. Русский аналог иностранных краудфандинговых платформ пока еще неспособен обеспечить достойной отдачи. Сходу будет крайне сложно привести пример успешного, связанного с какой-либо технологией сайта. Проекты, которые нацелены на искусство, справляются с задачей сбора денежных средств гораздо лучше, но поднять сумму от ста тысяч рублей и выше и здесь практически невозможно. Только 5 из 25 успешных стартапов решили замахнуться на такую сумму. При этом многие такие проекты собирали деньги при участии известных представителей шоу-бизнеса. А это уже напоминает нечестную конкуренцию.

Перспективы краудфандинга в России

Несмотря на это, краудфандинг в России постепенно встает на ноги. Пока еще это направление достаточно сырое, и, скорее всего, если у вас нет именитого помощника, то толку от сбора средств не будет. Ведь согласитесь, что пока еще никто в России не смог собрать достаточно средств, чтобы произвести полноценную компьютерную игру. А, к примеру, разработчики набирающей популярность стратегии Wasteland 2 набрали деньги на ее разработку именно благодаря краудфандинговой платформе Kickstarter.

Остается надеяться, что подобные платформы в Российской Федерации достигнут мирового уровня, и многие талантливые люди смогут начать свой небольшой бизнес. А пока что "кикстартер на русском" - это далекая мечта.

Мы с ним побеседовали про теоретический потенциал стартапов модели "Кикстартер" в России, про планы на будущее и т.д.

Предлагаем вашему вниманию транскрипт разговора.

Александр Пеганов: Лев, добрый день. Когда вы решили делать "русский Кикстартер"? Оригинальный сервис открылся где-то в 2009 году. Почему вы решили делать именно краудфандинг в России?

Лев Бережной: Саша, привет. Это то, что зацепило. За душу взяло. Я увидел в краудфандинге революционную модель взаимоотошений между потребителем и производителем (в самом широком смысле: производителем медиа контента, научных открытий, технических устройств, произведений искусства и т.д.), от реализации которой выигрывают все.

Потребитель получает продукт:
1. По низкой себестоимости, так как из цепочки исключаются посредники - спекулянты, выигрывающие на перепродажах.
2. Уникальный товар, который, возможно, либо слишком рисковый, либо слишком "смелый", а потому производитель обычным путём не сможет найти на него ресурсы.

Производитель получает возможность реализовать свою мечту, идею, проект, и если идея приносит прибыль, то он - как автор - получает основной профит.

Платформа, работающая по принципам Кикстартер, меняет человеческие отношения и экономику. В основе развития лежит свобода. Краудфандинг даёт авторам свободу воплощать самые смелые идеи.

АП: Когда вы решили делать РуСтартер?

ЛБ: За развитием краудфандинга и Кикстартером наблюдаю года полтора. А за непосредственную реализацию проекта взялись в начале апреля.

АП: Этого года?

ЛБ: Да.

АП: Вы верите в модель краудфандинга? За последнее время было несколько не самых приятных историй с Кикстартером. Пока основное, что у них получается - собирать деньги , с продуктами как-то сложнее. Я даже где-то видел статистику, что практически ни один громкий проект, который там собрал денег, пока не взлетел толком.

ЛБ: Смотря что считать "взлётом". Я думаю, что создатели проекта Coffee Joulies (специальный металлический сплав, выполненный в виде кофейных зерён, который сначала остужает воду в чашке чая до 60 градусов, а потом длительное время поддерживает температуру), считают, что всё прошло успешно.

А про фильм "железное небо" не слышали?

В краудфандинг как явление не просто верю, а вижу за ним будущее. Кикстартер же - это просто платформа. Возможно, совместное финансирование можно организовать иным образом - отличным от кикстартерского. Краудфандинговых платформ сегодня очень много. Мы для РуСтартер выбрали принципы Кикстартера потому, что они показались нам наиболее справедливыми и интересными (что доказывает сам факт успеха Кикстартер).

1. "Всё или ничего": если к указанному сроку сумма не набрана, все деньги возвращаются к уже поддержавшим проект сторонникам. Это гарантирует, что уже собранные деньги не будут растрачены без пользы и автор будет работать над проектом до самого окончания сбора средств.

2. "Не только моральное удовлетворение, но и что-то материальное на память": на платформе существует возможность для авторов проектов создать многоуровневую систему вознаграждений, уровни которой зависят от суммы взноса сторонника на проект. Эта система "вознаграждений" с одной стороны мотивирует пользователей поддерживать проект бОльшими суммами, а с другой - является механизмом предпродаж. Круто, когда товар (если он дейстсвительно нравится, как это случилось с этими часами на Кикстартер), распродан ещё до его производства.

Вообще деньги - это необходимая составляющая для проекта, но не достаточная. Нужна команда, которая сможет воплотить задумку, нужны менеджеры, нужны те, кто будет вовремя менять воду в кулерах в офисах и на производстве. Поэтому, возможны провалы, даже если идея классная и нашла отклик в душах людей её поддержавших.

АП: Ого какой вы многословный. Обычно стартаперы куда более лаконичны. Вижу - готовились. А у вас нет юридических трудностей? Насколько легален в России подобный сбор средств?

ЛБ: В США только 5 апреля 2012 года Обамой был подписан JOBS (Jumpstart Our Business Startups) Act - пакет изменений в законодательство, легализующий краудфандинг. Так это в стране, где рынок совместного финансирования в 2011 году достиг планки в 120 000 000 $. В России ещё долгие годы (учитывая неэффективность нашей государственной машины) этот рынок будет существовать вне рамок закона, как существовал и в США до 2012-го.

Но, это нормально. Сначала появляется некое новое явление, которое затем развивается, растёт, начинает влиять на общественную жизнь, становится заметным... и уже потом его пытаются регулировать, влиять на участников нового вида взаимоотношений и т.д. Будет прекрасно, если мы вырастем до размеров, после которых станем заметны и интересны нашим чиновникам.

АП: То есть вы в апреле начали работу над сайтом. А в июне его запустили, так? Сейчас я вижу на сайте три проекта.

ЛБ: Да, всё верно - всего два с половиной месяца на создание сайта, поиск и оформление первых проектов. Запустились не в идеальном состоянии, конечно, и теперь каждый день внедряем новую функциональность. А также продолжаем искать новые интересные проекты и готовить их к размещению.

Пока ещё особо нечего регулировать законодательно в области краудфандинга. Но в своей деятельности мы руководствуемся и законом "Об Авторском Праве", и законом "О Национальной Платёжной Системе". Интересы как авторов, так и сторонников проектов, постараемся защитить.

Почему уверен, что в России пойдут на встречу? Имеется ввиду "кто пойдёт"?

Авторы проектов (производители)? А где как не в России? Если на Западе вы можете пойти в банк и взять кредит под низкий процент, то у нас этого нет - инвестиционный климат совсем плох. И фундаментальная наука, и прикладная финансируется не ахти как (обильнее финансируются особнячки на французской ривьере). Художник, писатель, режиссёр тоже не хочет зависить от "богатого дяди", да осуществлять продакт-плейсмент в своих произведениях (видел в книгах даже у одного известного фантаста как-то).

Сторонники проектов (потребители)? Кому бы не рассказывал об идее краудфандига - не слышал ни одного отрицательного отзыва. Есть естественные трудности, которые ограничивают возможности пользователя интернета поддержать автора, но они чисто технические. Те проекты, что мы выложили на сайт сейчас, очень активно поддерживаются (для сайта с посещаемостью не больше 300 человек в день). И если бы не слабая развитость платёжных систем в России, всё стало бы гораздо проще и лучше. Многие, к сожалению, пишут, что "рады бы поддержать, но сложно очень".

В России самоорганизация особенно актуальна. И краудфандинг - это как раз история о самоорганизации деятельных людей. Уверен, краудфандинг это как раз для России. Нужно работать и работать в направлении развития подобных отношений и платформ, и всё получится.

АП: Вы как-то предвзято относитесь к "особнячкам". Ну ладно. Понятно. Интересуют еще цифры. Вы делали проект на свои личные деньги? Или у вас уже есть инвесторы - ангелы, друзья?

ЛБ: На свои личные. Инвесторов ещё особо и не искали (времени не было за столь бурной деятельностью), но будем им рады. У нас есть стратегическое видение развития краудфандинга и платформы РуСтартер, есть команда, есть работающий сайт rustarter.ru , есть авторы, которые разместили у нас проекты и уже реально собирают деньги... есть энергия, энтузиазм, жажда идти вперёд. Если появятся те, кто готов вместе с нами развивать это перспективное направление, взяв нас под крыло - добро пожаловать!

АП: А какая модель монетизации у вас? Как и у Кикстартера, комиссия с собранных денег?

ЛБ: Не просто с собранных денег, а лишь с успешно набранных фондов. Если автор проекта не набрал нужную ему сумму, все деньги возвращаются сторонникам, и мы ничего не получаем.

У нас есть ещё пара интересных идей по сервисам, которые хотим предоставить. Но пока это сюрприз. С инвесторами идеями поделимся.

АП: Ок. Как вы относитесь к тому, что Кикстартер недавно добавил Москву в список поддерживаемых городов?

ЛБ: Там не только Москва...там и Иркустк, и Красноярск, и Ярославль. Есть проекты из этих городов - есть и города. Кикстартер не скоро сможет прийти в Россию, даже если захочет, вот наши люди и идут туда, преодолевая массу трудностей.

Платформа агрегирует и выводит средства на территории США, а значит, каждый, кто собирает деньги, должен соответствовать требованиям законов США. Это не так-то просто. К тому же языковой барьер....Вывод: сбор средств на Кикстартер не станет массовым явлением для российских художников и изобретателей.

Придёт ли Кикстартер к нам? Тоже вряд ли. В наших платёжных системах - попробуй-ка разобраться. К тому же юридический статус краудфандинговой платформы будет не определён. А для них - компании с именем - это уже важно.

Мы для того и делаем РуСтартер, чтобы создать альтернативу Кикстартеру. Чтобы интересные проекты из России и для России находили средства в России, а не зарубежом. Для этого много придётся ещё потрудиться. Но, уверен, мы двигаемся в правильном направлении.

АП: Ваш оптимизм внушает оптимизм. Люди делают стартап для определенных целей - кто то ради славы, кто-то ради денег, кто-то ради веселья, вот вы ради чего делаете? Учитывая, что, например, у огромного и интернационального Кикстартера в 2011 выручка около 5 млн долларов, вряд ли вы делаете это ради денег - верно?

ЛБ: Да, оборот Кикстартер за 2011 год - почти 100 000 000$, выручка - почти 5 000 000$. Огромным и интернациональным он стал с апреля 2009 года. В общем-то неплохо, да? 95 000 000$ - доход авторов проектов для реализации своих идей. Пользователи получили крутые бонусы и просто моральное удовлетворения. Государству со всего этого заплатили налоги. Инвесторы получили проценты от дохода. Сплошные выгоды для всех участников, не правда ли?

Если даже рынок краудфандинга будет в 10 раз скромнее - это всё равно выгодное начинание. И круто, когда то, что приносит доход (будет приносить) ещё и радует, ещё и для души.

АП: ОК. То есть вы рассчитываете на $500,000 заработка - в ближайшем будущем в России?

ЛБ: Я же реально смотрю на вещи.

Рассчитываю на все 5 000 000 $ и больше, но только в чуть более отдалённом будущем. В России за 3 года, конечно, вряд ли так рванёт. Однако, всё же зависит от того, как быстро удастся донести идею краудфандинга до каждого человека, сделать имя "РуСтартер" привычным слуху...

Каков рынок совместного финансирования проектов в России? Трудно оценить. По моим оценкам он гигантсткий. Ведь то, что сейчас в диковинку, может стать правилом. Если финансирование научных исследований перевести на подобную платформу, облагорожение дворовых участков, гражданские и социальные проекты, выпуск нового продукта, произведений искусства. Это же альтернативная экономика!

Ну, так как у нас есть и иные модели монетизации, то, думаю, всё реально и в ближайшем будущем.

АП: А сколько Вам лет, Лев? Извините, интересуюсь для того, чтобы понять - доживете ли до "чуть более отдаленного будущего".

ЛБ: 24. У меня ещё много лет впереди.

АП: А на какой машине ездите? Я всех спрашиваю.

ЛБ: На метро.

АП: А на чем хотите ездить?

Конечно, мысли о том, что для запуска любого проекта нужен стартовый капитал – миф, который придумывает наш мозг, чтобы отложить действия, увильнуть от принятия каких-то решений. Работать ему не хочется, короче говоря. Но все же с деньгами начинать что-либо гораздо проще (особенно, когда ваша идея – товар и нужно банальное производство), чем без них. И тут на помощь приходят краудфандинговые площадки. Углубляться в принципы их работы сейчас смысла я не вижу, вы уже и так прекрасно знаете, как они функционируют. Но почему-то сложилось так, что больше всего шумихи вокруг себя собирают лишь два сайта: Kickstarter и Indiegogo. А это далеко не единственные ресурсы в этой сфере. В данном материале я расскажу вам о еще пяти платформах для краудфандинга, о которых тоже будет полезно узнать.

Отцом краудфандинга в Интернете и основателем всего этого дела можно смело считать сервис ArtistShare . Появился на свет он в 2000-х годах и на сегодняшний день заслуженно считается одним из самых старых ресурсов данной тематики. Его основная цель – помощь музыкантам в записи альбомов. Также ArtistShare – звукозаписывающий лейбл, который довольно таки успешно существует. Из достижений проекта можно отметить тот момент, что музыканты, вышедшие из него, получили пять премий Grammi и еще 15 раз были номинированы на нее. Неплохая история, согласитесь.

В принципе, большинство краудфандинговых проектов разбиты по тематикам. И лишь немногие из них пытаются ухватить кусочек из каждой сферы. Пожалуй, по универсальности размещаемых проектов с Kickstarter может сравниться только RocketHub . Одна из основных особенностей конкретно этого ресурса заключается в том, что даже если проект не соберет нужную сумму, то деньги все равно будут перечислены на счет создателя кампании. Из-за этого качество размещаемых идей на RocketHub не всегда самого высокого качества. Зато создатели получают свои законные 4 процента с каждого проекта. Все счастливы и довольны.

Дальше у нас по списку идет площадка британских ученых разработчиков. Назывался ресурс Sponsume . Да-да, именно назывался. На сегодняшний день он уже не работает, но знать о нем (хотя бы его историю) стоит. Одна из основных особенностей конкретно этой площадки заключалась в разносторонности. То есть, если подавляющее большинство краудфандинговых сервисов принимает “пожертвования” только в долларах (ну, или евро), то здесь на выбор был просто огромнейший список валют: начиная с сингапурских долларов и заканчивая шведскими кронами. Принципа “Все или Ничего” здесь тоже не было. При условии, что проект собирал нужную сумму, создатели сайта забирали себе 4 процентов, а если проект оказался “провальным”, то приходилось отдавать на откуп уже 9 процентов от собранной суммы. Кстати, изобилие категорий здесь тоже было приличным – всего на выбор предоставлялось 24 темы. Причину закрытие можно описать одним словом – Kickstarter (конкурировать стало невозможно).

В 2011 году в Интернете появился еще один молодой краудфандинговый сервис достаточно узкой тематики – Joby . Его область влиятельности – проблемы с экологией. За все время своего существования ресурсу удалось “обработать” около 200 проектов на общую сумму в 500 тысяч долларов. Масштабы не очень большие, но человеческая цель создателей подразумевала, что куча миллионов здесь крутиться не будет. Плюс еще и направлен он не на мировую аудиторию, а больше на американскую.

И на десерт у нас краудфандинговая площадка Boomstrater. В принципе, это такой аналог Kickstarter для русскоязычной аудитории (хотя на сайте можно найти проекты и с других стран). Начал он свою работу в 2012 году. Основатели: Руслан Тугушев и Евгений Гаврилин (владелец Digital-агенства Nectarin). За эти несколько лет ресурс успел получить несколько интернет-наград, в том числе “Стартап года” и “Лучший социально значимый стартап”. Всего Boomstarter работает с 13 категориями: дизайн, общество, еда, технологии, фильмы, музыка и так далее. Площадку действительно можно назвать успешной.

На этом все. Если вам было интересно, то ставьте лайки под материалом, а также обязательно напишите в комментариях, “жертвовали” ли вы когда-нибудь деньги на краудфандинг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Шведская группа Vacuum («Вакуум») - это, безусловно, невероятно популярный проект 90-х годов прошлого века, покоривший не только Европу, но и все постсоветские страны. Привлекательный солист андрогенного типа, необычная музыка и неизбитые тексты - все это выгодно отличало группу от множества других коллективов, а ее песни и клипы неизменно оказывались на вершинах хит-парадов. Несмотря на то что 90-е давно прошли, группа «Вакуум» сменила состав, стиль и звучание, она до сих пор творит и радует поклонников новыми синглами.

История создания

В далеком 1994 году участник группы Army of lovers Александр Бард, а также композитор и продюсер Андерс Волльбек задумали новый проект, главной «фишкой» которого стала бы инструментальная электронная симфоническая музыка. Планировалось назвать ее Vacuum Cleaner, что дословно переводилось бы как «пылесос». Но поразмыслив, создатели решили оставить только первое слово для общей благозвучности и прогрессивности.

На стадии планирования проекта Бард и Волльбек решили добавить вокальные партии и занялись писком подходящего солиста. Первоначальным претендентом на это место стал Васа Биг Мани. И хотя от этой кандидатуры в итоге отказались, исполнитель позднее все же сотрудничал с группой как автор песен. В 1996 году Бард ушел из Army of lovers и вплотную занялся реализацией нового проекта. Тогда же он и познакомился с Маттиасом Линдблумом на одном из клубных концертов малоизвестной группы Ceycamore Leaves, в которой тот был вокалистом. Впечатленный голосовыми данными Маттиаса, Бард позвал его в свой проект, а немногим позже он пригласил в команду и клавишницу, шведку украинского происхождения Марию Шипченко. Именно так появилась группа «Вакуум» (фото коллектива представлено ниже), которая вскоре покорила музыкальный Олимп.

Стремительный старт

Уже через несколько месяцев после образования коллектива, а именно в декабре 1996 года, мир услышал их первое творение. Сингл I breath мгновенно взлетел на вершины европейских чартов, а клип на эту песню стал лучшим уже в следующем году, который был очень плодотворным для музыкантов.

Уже в феврале 1997-го на полках музыкальных магазинов появился первый альбом группы «Вакуум», который носил название The Plutonium Cathedral. На фоне электронного поп-звучания ярко выделялись элементы изобилие оркестровых аранжировок, а также оперный вокал солиста в некоторых композициях. Все это выгодно отличало новую пластинку, поэтому вовсе не удивительно, что она имела оглушительный успех. После выхода второго сингла Pride In My Religion группа «Вакуум» отправилась в свой первый гастрольный тур по Европе.

Признание

Не почивая на лаврах, коллектив продолжал усердно работать и готовить материал к выпуску второго альбома. Уже в начале 1998 года вышла абсолютно новая песня и клип на нее, который сразу же стал одним из лидеров на МТВ. Tonnes Of Attraction - очередной шедевр, который создал «Вакуум». Музыкальная группа даже получила за него премию шведской электронной музыки SEMA. Очень тепло был принят и следующий трек Let The Mountain Come To Me, а за ним последовал и второй гастрольный тур, включавший в себя страны Европы, Россию и Украину.

Шведская группа «Вакуум» была чрезвычайно удивлена факту своей невероятной популярности на территории бывшего Советского Союза, потому как официально на территории России было продано очень мало альбомов и синглов. Тем не менее выступления коллектива сопровождались небывалым аншлагом. Как оказалось, более 90% всех пластинок «Вакуума», продаваемых в постсоветских странах, а это миллионы копий, были пиратской продукцией. В плане коммерческой выгоды такая ситуация была не в пользу группы, но благодаря массовой дешевой музыкальной продукции в России, Украине и Белоруссии о шведской команде знали если не все, то очень многие, и популярность «Вакуума» здесь была значительно выше, чем даже в Европе.

Узнаваемые

Во втором альбоме музыканты захотели немного изменить звучание, чтобы основная идея воспринималась по-новому. В связи с этим релиз пластинки несколько раз откладывался. Но альбом все же вышел в 1998 году в первоначальном варианте в России и Италии под названием Seance At The Chaebol. Две первых студийных версии были выдержаны в классическом духе «Вакуум»: европейская поп-музыка и вместе с тем социально-политическая и религиозная тематика песен. И хотя основным жанром группы считается синти-поп, такой набор был несколько непривычен для этого музыкального направления.

Внешний вид тоже выделялся - благодаря стараниям английского дизайнера группа «Вакуум» была одета в черные минималистические кожаные костюмы, ногти музыкантов покрывал черный лак, а прически были невероятно стильными. Все это делало коллектив узнаваемым, это было их «фишкой». Концерты группы также нельзя было назвать зрелищными, они были скорее статичными.

Черная полоса

Идейный вдохновитель группы вскоре потерял интерес к своему детищу и в 1999 году ушел из команды, мотивируя свой поступок желанием заняться литературной деятельностью и новым танцевальным проектом «Альказар». Вместе с двумя приглашенными сессионными музыкантами группа «Вакуум» отыграла гастрольный тур по России, но нужно было что-то делать дальше. Оставшись без Барда, а, соответственно, и без новых песен, Маттиас объединился с Волльбеком для написания нового материала. В этот же период звукозаписывающая компания «Стокгольм Рекордс», с которой уже был конфликт с момента выхода второго альбома, разорвала контракт с группой по причине отсутствия перспектив у команды без Барда.

Популярность «Вакуума» в Восточной Европе уже не приносила прибыли. В 1999 году группа подписала контракт с новой компанией и выпустила мини-альбом Icaros. А в 2000-ом переизданный и дополненный новыми композициями второй альбом вышел в Швеции сразу от трех различных компаний под названием Culture Of Night. Но без хорошей рекламы он оказался провальным, и группа «Вакуум» заявила о временном прекращении своего существования. Марина Шипченко ушла из проекта, сославшись на необходимость сосредоточиться на семье и арт-галерее, а немногим позже присоединилась к Барду в его новой группе - BWO.

Как феникс из пепла

Два года не было совершенно никаких новостей. В Европе, но не в России, все уже начали забывать о некогда успешном коллективе. Однако в мае 2002 года в музыкальных магазинах неожиданно оказался новый сингл уже, казалось бы, забытого проекта под символичным названием Starting (Where the story ended). Группа «Вакуум», состав которой сократился до двух человек, Маттиаса Ландблума и Андреса Волльбека, обозначила, что теперь она будет идти по совершенно новому пути. Обновилась музыка, изменился имидж коллектива, все шло к тому, что аудитория услышит нечто новое и непривычное.

Правда, вернувшись к истокам, музыканты перевели и дополнили альбом Culture Of Night, выпустив его в Скандинавских странах. Партии бывшей участницы Марии Шипченко на концертах теперь исполнял гитарист. Группа решила изменить и тематику песен, уйдя от социополитики в сторону личных переживаний, что отлично продемонстрировали два новых сингла 2004 года - Fools Like Me и They Do It. И уже в сентябре того же года обновленная команда представила на суд слушателей альбом Your Whole Life Is Leading Up to This с электронным, трансовым и техно-звучанием. Следом каждый год группа «Вакуум» стабильно радовала поклонников новым треком вплоть до релиза дополненного альбома в Германии. В последнее время ходят слухи о новой пластинке, но пока никакой подтверждающей информации от музыкантов не поступало.

Плодотворный союз

Творческий тандем Волльбек/Ландблум трудится не только на благо собственной группы. Музыканты пишут песни для многих исполнителей и команд, среди которых такие европейские артисты, как Марчелла Детройт, группы Cinema Bizarre и Monrose, и даже российский певец Алексей Воробьев. Талантливые композиторы и пианист Михаэль Цланабитниг также очень плодотворно совместно поработали, правда, результат их трудов доступен только в Интернете. В последние годы музыканты часто появляются с концертами в Украине и участвуют в местных шоу талантов.



Похожие статьи
 
Категории