Как мылись в древние времена в европе и руси. Немытая европа или как относились к личной гигиене в древние времена

08.04.2019

С самого детства нас приучали к тому, что гигиена это залог здоровья, а каждому советскому школьнику был до боли знаком «кривоногий и хромой» персонаж из детской сказки Корнея Чуковского, призывающего всех грязнуль мыться. Да, в России с гигиеной во все времена не было таких глобальных проблем как в Европе, которую по этой причине прозвали немытой. Как известно средневековые европейцы пренебрегали личной гигиеной, а некоторые даже гордились тем, что мылись всего лишь два, а то и один раз в жизни. Наверняка вы хотели бы узнать немного больше о том, как соблюдали гигиену европейцы и кого называли «божьими жемчужинами».

Не кради, не убий, не мойся

Женщина принимает ванну с чашкой шоколада. Неизвестный художник. Франция, XVII век

Немытой Европа была в Средние века. Так считают многие. И ошибаются. Наоборот, до XV–XVI веков европейцы все-таки мылись. Непростительно часто - раз в полгода. А в эпоху Возрождения, как ни парадоксально, и вовсе оставили эту «скверную» привычку. Традиции Древнего Рима с его культом воды и знаменитыми термами были позабыты. Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» - у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз - при крещении, а второй - перед свадьбой

Супружеская ванна. Мемо ди Филипуччо. Фреска. Около 1320 года

Для славян омовения имели не столько гигиенический, сколько сакральный смысл. Баня - это вообще наш национальный проект. Она и мыла, и согревала, и грехи отпускала. Но на Руси не было проблем с дровами. Не то что в Европе. Чего там, даже для инквизиторских костров дров не хватало. А это святое, не то что ваша гигиена.

И ладно бы только дрова. Католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения (которое должно было омыть христианина раз и навсегда) и перед свадьбой. Никакого отношения к гигиене все это, разумеется, не имело. А еще считалось, что при погружении тела в воду, особенно в горячую, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Поэтому якобы тело становится уязвимым для инфекций. Это и понятно, ведь в одной и той же воде мылись все - от кардинала до кухарки. Так что после водных процедур европейцы действительно болели. И сильно.

Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» - у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз - при крещении, а второй - перед свадьбой.

Церковь предписывала заботиться не о теле, а о душе, поэтому для отшельников грязь была добродетелью, а нагота - стыдом (видеть тело, не только чужое, но и собственное, - грех). Поэтому если и мылись, то в рубахах (эта привычка сохранится до конца XIX века).

Дама с собачкой

Охота. Геррит ван Хонтхорст. 1628 год

Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Влюбленные трубадуры снимали с себя блох и ссаживали на даму сердца, чтобы кровь, смешавшись в желудке насекомого, объединила сердца сладкой парочки. Несмотря на всю свою «святость», насекомые людей таки доставали. Именно поэтому каждый имел при себе блохоловку или небольшую собаку (в случае дам). Так что, дорогие девушки, нося с собой карманную собачку в розовой попоне, помните, откуда взялась традиция.

Женщина, ищущая блох. Джузеппе Мария Креспи

От вшей избавлялись по-другому. Смачивали в крови и меду кусочек меха, а потом помещали его в прическу. Почуяв запах крови, насекомые должны были устремиться к приманке и застрять в меду. А еще носили шелковое белье, которое, кстати, и стало популярным именно благодаря своей «скользкости». «Божьи жемчужины» не могли уцепиться за столь гладкую ткань.

Блохоловка, XVIII век

Это еще что! В надежде спастись от вшей многие практиковали более радикальный способ - ртуть. Ее втирали в кожу головы, а иногда и ели. Правда, умирали от этого в первую очередь люди, а не вши.

Народное единство

Типичный средневековый туалет в рыцарском замке

В 1911 году археологи откопали древние постройки из обожженного кирпича. Это были стены крепости Мохенджо-Даро - древнейшего города долины Инда, возникшего примерно в 2600 году до н. э. Странные отверстия по периметру зданий оказались сортирами. Древнейшими из найденных.

Потом туалеты, или латрины, будут у римлян. Ни в Мохенджо-Даро, ни в Царице вод (Древнем Риме), кстати, они не предполагали уединения. Восседая на своих «толчках», расположенных по периметру зала друг напротив друга (подобно тому как сегодня устроены сиденья в метро), древние римляне предавались беседам о стоицизме или эпиграммах Сенеки.

Средневековые туалеты

В Средневековой Европе туалетов не было вообще. Только у высшей знати. И то очень редко и самые примитивные. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что в старом буквально нечем было дышать. Отходы человеческой жизнедеятельности были повсюду: у дверей, на балконах, во дворах, под окнами. При качестве средневековой пищи и антисанитарии диарея была делом обычным - до туалета просто не добежишь.

Иллюстрация из книги Маркизы

В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!». Даже мода на широкополые шляпы появилась якобы только, чтобы предохранить дорогую одежду и парики от того, что летело сверху. По описаниям многих гостей Парижа, например Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Что там в городе - в самом Версале! Попав туда, народ старался оттуда не выходить, пока не встретится с королем. Туалетов не было, поэтому в «маленькой Венеции» пахло отнюдь не розами. У самого Людовика XIV, впрочем, ватерклозет был. Король-солнце мог восседать на нем, даже принимая гостей. Присутствовать при туалете высокопоставленных особ вообще считалось «гонорис кауза» (особо почетным).

Общественный туалет для дам. Рисунок 1788 года из коллекции Британской библиотеки

Первый общественный туалет в Париже появился лишь в XIX веке. Но предназначен он был исключительно… для мужчин. В России общественные уборные появились при Петре I. Но тоже только для придворных. Правда, обоего пола.

А 100 лет назад началась испанская кампания по электрификации страны. Называлась она просто и понятно - «Унитаз». В переводе с испанского это означает «единство». Вместе с изоляторами производили и другие фаянсовые изделия. Те самые, потомки которых стоят теперь в каждом доме, - унитазы. Первый унитаз со сливным бачком еще в конце XVI века изобрел придворный английского королевского двора Джон Харингтон. Но популярностью ватерклозет не пользовался - из-за дороговизны и отсутствия канализации.

И зубной порошок, и густой гребешок

Дама за туалетом. Франсуа Буше

Если не было таких благ цивилизации, как элементарный сортир и баня, то про зубную щетку и дезодорант говорить не приходится. Хотя иногда для чистки зубов пользовались кисточками из веток. В Киевской Руси - дубовыми, на Ближнем Востоке и в Южной Азии - из дерева арак. В Европе использовали тряпочки. А то и вовсе зубы не чистили. Правда, зубную щетку изобрели именно в Европе, а точнее, в Англии. В 1770 году ее придумал Уильям Аддисон. Но массовым производство стало далеко не сразу - в XIX веке. Тогда же был изобретен зубной порошок.

А что же с туалетной бумагой? Ничего, разумеется. В Древнем Риме ее заменяли губки, смоченные в соленой воде, которые крепились к длинной рукояти. В Америке - кукурузные кочерыжки, а у мусульман - обычная вода. В Средневековой Европе и на Руси простой люд пускал в ход листья, траву и мох. Знать использовала шелковые тряпочки.

Первый дезодорант

Считается, что духи были придуманы только для того, чтобы заглушить жуткий уличный смрад. Так это или нет - доподлинно неизвестно. А вот косметическое средство, которое сейчас назвали бы дезодорантом, появилось в Европе только в 1880-х годах. Правда, еще в IX веке некто Зирьяб предложил использовать дезодорант (судя по всему, собственного производства) в мавританской Иберии (части современной Франции, Испании, Португалии и Гибралтара), но на это никто не обратил внимания.

А ведь уже в древности люди понимали: если удалить волосы в подмышечной впадине - запах пота не будет столь сильным. То же самое, если их мыть. Но в Европе, как мы уже сказали, подобное не практиковалось. Что касается депиляции, то волосы на женском теле никого не раздражали вплоть до 1920-х годов. Только тогда европейские дамы впервые задумались: брить или не брить.

История гигиены – это история борьбы человека за выживание. Несмотря на то, что враг на этой войне настолько мал, что даже не видим глазу, не единожды человечество едва не было побеждено, и стояло на грани вымирания от страшных эпидемий. Главной причиной эпидемий служила антисанитария. Вопреки общеизвестному и часто цитируемому стихотворению Лермонтова «Прощай, немытая Россия», по сравнению со своими соседями Россия отнюдь не была немытой. Традиции гигиены здесь были сильны с давних времен, и сама история гигиены в России куда древнее, чем во многих других странах.

Так, если говорить о личной гигиене, то неопровержимые сведения о том, что она поддерживалась на достаточно высоком уровне, мы находим уже у первого летописца российского, Нестора, в его знаменитом труде «Повесть временных лет», датируемым началом 12 века. Описывая странствия апостола Андрея, того самого, первого ученика Христа, соответственно, его современника, Нестор упоминает и о мытье в бане: «...И возмут на се прутье младое и бьют ся сами... И обдаются водой студеною... И то творят мовенье собе, а не мученье». Очевидно, что описывается традиционная русская баня на дровах, которая и до сих пор пользуется большим спросом. Можно оспорить факт того, что это действительно видел Андрей Первозванный в Великом Новгороде, так как разница по меньшей мере в тысячу лет между событиями слишком велика, но очевидно, что во времена Нестора мытье в бане было вполне естественным.

Многие путешественники, приезжая в Россию, удивлялись обычаю русских париться в бане, о чем сохранились письменные свидетельства, вошедшие в историю гигиены на Руси. Так, один из современников Петра Первого, камер-юнкер Берхольц подробно описывал своим соотечественникам традиции русской бани. Сам Петр Первый известен как большой любитель бань, одну из которых он построил собственными руками, будучи плотником на голландской верфи. Позже, в Санкт-Петербурге, им было дано разрешение на беспошлинное строительство бань. Несколько красивых бань – одна для царской семьи, другая попроще, для придворных, были сооружены на территории Большого Дворца.

История гигиены общественной также свидетельствует о том, что вопросам поддержания чистоты уделялось большое значение. Запрещалось строить дома в болотистых низинах, где воздух и вода нечисты: «несть иные воды вредительнее неже болотная», указывает древний автор. Также известно, что мостить мостовые на Руси начали на триста лет ранее, чем в Европе, а следить за качеством питьевой воды еще раньше. В знаменитом «Домострое», относящемся к 16 веку, описываются санитарные правила для хранения продуктов и приготовления пищи.

По письменным и археологическим источникам мы знаем, что гигиена в Древней Руси была на достаточно высоком уровне. Ибн Русте описывает баню у славян, которой они часто пользовались, а про русов говорит, что они «опрятны в одежде». В археологии тоже представлен определенный «туалетно-гигиенический набор» Древней Руси Х в., который мы здесь и охарактеризуем.

Гребни

В IX - Х в. в Европе широко распространяются односторонние орнаментированные костяные (роговые) гребни. Уже О. И. Давидан доказала распространение таких гребней в Древней Руси из Западной и Северной Европы. Родиной этих гребней считается Северная Германия (фризские гребни), и уже оттуда, через острова Северной Атлантики и через Скандинавию, вместе с купцами и воинами они попадают сначала в Старую Ладогу, а затем широко распространяются в Древней Руси (Давидан, 1962. С. 100). Причем, встречаются такие гребни в основном в торгово-ремесленных и раннегородских центрах, где отчетливо проявляются элементы «дружинной культуры». Например, шведские коллеги в контексте изучения гарнизона Бирки вполне однозначно пишут, что односторонние орнаментированные гребни являются элементами мужской и воинской культуры (Hedenstierna-Jonson, 2006. P. 54): при раскопках сгоревшего длинного дома, где располагался воинский гарнизон Бирки было найдено около 40 гребней с футлярами, что стало дополнительным основания для подсчета численности гарнизона - около 40 человек (подтверждено материалами могильника).

Односторонние гребни. Старая Ладога.

Известны в Х в. и односторонние костяные гребни с высокой спинкой. Они часто украшены зооморфным орнаментом - изображениями лошадей или птиц. Такие гребни встречены в Старой Ладоге, Владимирских курганах, в Тимерево и на Сарском городище. В конце Х в. появляются костяные цельные двусторонние гребни (Древняя Русь. Быт и культура, 1998. С. 20).

Гребни с высокой спинкой. Старая Ладога.

Копоушки

Специальные маленькие «лопаточки» для чистки ушей. Копоушки были чрезвычайно популярной туалетной принадлежностью многих народов Евразии и даже Африки. Появились они еще в эпоху бронзы. В I тыс. н. э. встречаются в погребениях гуннов, авар и готов. Широко распространены от меровингской Франции до танского Китая. У коми и удмуртов копоушки бытовали до XIX в., а в настоящее время благополучно существуют в традиционной культуре хантов, манси и бурятов (Салангина, 2004. С. 2).

Самая маленькая из средневековых восточноевропейских копоушек имеет длину 3 см, самая крупная - 14 см. Ножки и пластины-держатели копоушек часто бывают орнаментированы. Спектр орнаментальных тем - самый широкий: от обычного геометрического орнамента до изображений птиц, животных и людей. До 60% средневековых копоушек имеет орнамент.

Копоушка. Бирка.

В Х в. копоушки изготовлялись из бронзы и кости, причем костяные изделия в Восточной Европе преобладают над металлическими почти в два раза. Скорее всего, делались копоушки и из дерева, но данных об этом не сохранилось. В VIII - X вв. у алан, венгров и, шире, основного населения салтово-маяцкой культуры, практически все известные копоушки изготовлены из бронзы. У финнов преобладают костяные копоушки, хотя на веских и карельских землях широко распространены и бронзовые. Из экзотических материалов, не относящихся к нашему периоду, - на тысячу лет раньше у скифов и сармат были известны копоушки из золота и стекла. Древнерусские материалы Х в. как всегда полиэтничны - у нас распространены копоушки и костяные, и бронзовые.

Анализ погребальных материалов Восточной Европы средневековья (включая финское население) показал, что 70% погребений с копоушками являются женскими (Салангина, 2004. С. 14). Вероятно, можно сказать, что копоушка - это преимущественно (но не исключительно) женский атрибут. Помимо утилитарных функций, копоушки могли выполнять роль украшений-подвесок и амулетов-оберегов.

Копоушки. Старая Ладога.

Ножницы

В Х в. были одновременно распространены пружинные и шарнирные ножницы. Пружинные численно значительно преобладают. Использовались они в самых разных сферах жизни - от стрижки ногтей до стрижки овец. Туалетное назначение, конечно, имели ножницы с небольшой длиной режущего полотна.

Пружинные ножницы. Общая длина - 13 см. Старая Ладога.

Шарнирные ножницы - менее распространенный в Х в. и, можно сказать, более «привилегированный» тип. Они известны в Гнездово, в Тимерево, на Шестовице и на Сарском городище. На Русь этот тип ножниц попал, скорее всего, из арабского мира через наших степных соседей (вероятнее всего - при помощи арабских купцов). Так например, в одном только Саркеле найдено 6 пар шарнирных ножниц.

Достаточно интересный экземпляр шарнирных ножниц был найден в 2003 г. в Гнездово. Они откованы из железа; под соединяющий гвоздик подложена маленькая круглая бронзовая пластина; по сохранившимся следам медного сплава можно предположить, что рукоятки ножниц были полностью обтянуты бронзой. На одной из ручек при реставрации выявлена арабская надпись «Аллах» (Мурашева, Ениосова, Фетисов, 2007. С. 43 - 44).

Шарнирные ножницы с надписью «Аллах» на ручке. Гнездово.

Бритвы

В Древней Руси появляются достаточно поздно. В Новгороде бритвы широко распространяются в XIII в. К более раннему времени (XI - XII вв.) относятся находки бритв в Берестье (Брест) (Древняя Русь. Быт и культура, 1998. С. 18).

О бритвах Эпохи викингов информация достаточно противоречивая. До того, как сложилась классическая для средневековья «новгородско-ладожская» форма бритв, отнести к бритвам те или иные изделия IX - X в. бывает довольно проблематично.

Складные бритвы. XIII в. Новгород.

До конца еще не определено, ножами или бритвами являются в Х в. складные изделия с широким клинком. Такие складные ножи известны в VII - VIII вв. на территории современной Германии; в конце Вендельской эпохи и в Эпоху викингов они распространяются и в Скандинавии - встречены в Вальсгерде и в Бирке.

Предмет, интерпретированный для Х в. как бритва, происходит из Гнездова. По описанию Д. А. Авдусина, это «древнейшая на Руси железная бритва, короткая и широкая, складная, как и современные „опасные“ бритвы. Она имела медную ручку».

В публикации Макушникова 1999 г. говорится о бритве Х в., найденной в Нисимковичах - складная, но с прямым клинком (Макушников, 1999. С. 139).

Складная бритва (?) из Нисимковичей.

Таким образом, распространение традиционных бритв в Древней Руси в Х в. точно определить пока невозможно. Но ведь как-то же наши далекие предки брились? А что брились - это мы точно знаем по письменным источникам.

Пинцеты

Среди способов удаления волос с лица есть одна совершенно людоедская версия - пинцет.

Пинцеты, как и ножницы, были инструментами многофункциональными. Помимо ювелирных и ремесленных пинцетов различных размеров, традиционно выделяют и пинцеты туалетные. Считается, что ими выщипывали волосы на лице. Мода на них пришла в Древнюю Русь из Северной Европы. Уже в Вендельску эпоху, в VI - VII вв., такие пинцеты известны на Готланде. В Эпоху викингов туалетные пинцеты распространены в Скандинавии (в той же Бирке), где они встречаются преимущественно в мужских погребениях.

Туалетные пинцеты. Бирка.

На Рюриковом Городище известно 4 скандинавских бронзовых туалетных пинцета. Навершия трех из них оформлены в виде человеческих голов в головных уборах (Пушкина, 1988). Известны такие пинцеты в Гнездово и в Новоселках под Смоленском.

Навершие туалетного пинцета. Гнездово.

Литература:

  1. Давидан О. И. Гребни Старой Ладоги // АСГЭ. Вып. 4. Л. 1962.
  2. Макушников О. А. Средневековое поселение и могильник Нисимковичи-1 в Посожье// ГАЗ. Минск. 1999. Вып. 14.
  3. Мурашева В. В., Ениосова Н. В., Фетисов А. А. Кузнечно-ювелирная мастерская пойменной части Гнездовского поселения // Гнездово. Результаты комплексных исследований памятника. СПб. 2007.
  4. Пушкина Т. А. Скандинавские находки из Городища под Новгородом // СС. Таллин. 1988. Вып. XXXI.
  5. Салангина С. В. Копоушки как исторический источник (по материалам археологических памятников Восточной Европы). АКД. Ижевск. 2004.
  6. Старая Ладога. Древняя столица Руси. Каталог выставки. СПб. 2003.
  7. Hedenstierna-Jonson Ch. The Birka warrior. Stockholm. 2006.

Победа над холодом. Восточная часть Европы от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей была обитаемой уже за несколько тысячелетий до нашей эры. Условия жизни наших далеких предков не были однородными и сильно отличались от тех, в которых жили древние греки и римляне. Широкие степи на юге, непроходимые леса на севере делали жизнь не только трудной, но и опасной. Борьба с голодом, набегами соседних племен и холодом были главной заботой жителей этих территорий.

Наши предки жили в землянках или шалашах из веток. Несколько позже они научились строить дома из бревен. Пол в них был земляной, а окошки прорубали около земли. В углу из камней складывали очаг. Дым из него уходил через окошко или дверь. Такие постройки просуществовали много лет.

Следующим шагом в борьбе с "холодом было изобретение печи. Печь отличается от очага тем, что имеет дымоходы. Дым не попадает в помещение, а выводится наружу. Это изобретение было важным достижением коммунальной гигиены не только потому, что воздух в помещении становился чище, но и потому, что печь давала возможность лучше обработать пищу, в ней создавался более равномерный нагрев. Это содействовало улучшению питания.

Бревенчатый дом, в котором имелся очаг или печь, стали называть избой. По мнению некоторых историков, слово "изба"

Рис.1. Письмо на бересте: А - поза писца; Б - береста с письменами; В - писало.

происходит от слова "истьба", которое в древнеславянском языке возникло от слова "истопка". Теперь люди могли регулировать температуру в помещении, что для жителей территорий с холодной зимой было очень важно.

Развитие письменности и решение гигиенических проблем, связанных с письмом. Новые открытия нередко решали проблемы не только культурные и технические, но и гигиенические. К концу XVI в. на Руси прочно утвердилась письменность на бумаге. Но писали и раньше, правда не на бумаге, а на бересте. В качестве перьев использовали писала - острые предметы, которыми выцарапывали надписи. Не сразу люди пришли к современному способу письма - сидя за столом или стоя около него. В древние времена бересту держали в левой руке, которая опиралась локтем на левое колено (рис.1). Правой рукой наносили буквы. Одно слово от другого не отделяли, часто прибегали к сокращениям, только в конце фразы иногда ставили точку, другие знаки препинания отсутствовали. Такое письмо вызывало ряд трудностей чисто гигиенического характера. Неудобная поза вызывала большие статические нагрузки у человека, и письмо было довольно утомительным делом. Для того чтобы написать или прочесть такой текст, надо было затратить немало нервной энергии. Писец и чтец уставали не только физически, но и психически. В то время люди не знали слитного письма (оно было изобретено позже) и выписывали каждую букву отдельно. Это намного снижало производительность труда.

Появление бумаги, легких гусиных перьев и слитного письма не только ускорило работу, но и решило многие гигиенические вопросы. Писать стало удобно, и это отразилось на производительности труда. Древний летописец, даже самый квалифицированный, мог за день заполнить 2-3 листа, 4-5 листов считалось рекордом.

Санитарно-гигиеническая культура в Киевской Руси и Московском княжестве. Развитие письменности содействовало усилению санитарной пропаганды. В XI-XII вв. на Руси появляются некоторые книги, в которых затрагиваются вопросы гигиены. Среди них можно назвать "Поучения" Владимира Мономаха и произведение его внучки, княгини Евпраксии, "Мазь". Евпраксия жила в Киеве, потом переехала в Византию. Там она познакомилась с трудами Гиппократа и Галена, которые оказали на нее известное влияние. В этих книгах описывалось лечебное действие многих трав, говорилось о важности чистоты воздуха, с том, как сохранить здоровье в разные времена года, о движении и покое, питании и питье, сне и бодрствовании, о бане, о беременности и выборе кормилицы, об уходе за новорожденным. В книге много полезных советов, не устаревших и в наши дни.

Монголо-татарские орды принесли много бед славянским народам: голод, истребление людей, многочисленные эпидемии. После битвы на Куликовом поле, где Дмитрий Донской учинил татарским полчищам сокрушительный разгром, начали усиливаться русские княжества, среди которых самым мощным стало Московское.

Победа над татарской ордой привела к подъему земледелия и к возрождению ремесел. Московское государство становится центром русской культуры. Усиливается и пропаганда гигиенических знаний. Об этом свидетельствует дошедший до нас литературный памятник "Домострой", в котором наряду с другими поднимаются санитарно-гигиенические и педагогические вопросы.

В "Домострое" подробно описываются приемы влажной уборки помещения, говорится, как мыть и скрести полы, стены, столы и скамейки в избе, как содержать в порядке сени и крыльцо, куда стелить рогожу, а где насыпать сено, чтобы можно было обтереть ноги.

Авторы "Домостроя" требовали, чтобы все, взрослые и дети, мыли руки перед едой, перед приготовлением пищи и перед всякой работой. В книге содержалось немало рецептов приготовления блюд, обращалось внимание на чистоту посуды, сообщалось даже, что давать на завтрак, обед и ужин господам, что слугам, что надо есть в будни, а что по праздникам.

Интересен раздел о хранении пищи, в частности рыбы. Здесь рекомендуют и соление, и промораживание продуктов, дают многие другие полезные рецепты.

В "Домострое" определенное внимание было уделено дойке коров. Дояркам советовали чисто мыть руки, теплой водой промывать, а затем вытирать вымя коровы, сдаивать молоко в чистый подойник и в чистом месте.

Рис.2. Одежда и головные уборы бояр XVII века: А - шуба; Б - кафтан; В - "горластая* шапка; Г - тафья; Д - колпак.

Мода XV-XVII вв. и проблемы гигиены. Общая санитарная культура в это время оставалась на довольно низком уровне. Соображения престижности, дань моде нередко оказывались сильнее гигиенических соображений и здравого смысла. Бояре принимали гостей в собольих шубах и меховых шапках даже в летнее время. Причем богатый боярин носил три шапки сразу: внизу плоскую шапку тафью, на ней меховой колпак, на колпаке соболью "горластую" шапку. Рукава делались длинными, до самого пола (рис.2). В хоромах топили жарко, дабы показать, что хозяева на дровах не экономят.

Расхождения между требованиями гигиены и модой, к сожалению, встречаются и в наши дни, несмотря на то что уровень гигиенической пропаганды теперь очень высок.

Понять, почему бояре престиж и моду ставили выше удобства, будет нетрудно, если учесть, что богатство и роскошь отгораживали их от простого народа, жившего в крайней бедности. Неудобные боярские одежды были отменены Петром I.

Санитарно-гигиенические реформы Петра I. Рост санитарной культуры в России XVIII в. связан прежде всего с реформами Петра I, в которых санитарному законодательству уделялось большое внимание. При Петре 1 были изданы указы о предохранении войск от болезней, правила торговли пищевыми продуктами, запрещалось пускать в продажу падший скот, торговать мясом больных животных. Было проведено благоустройство мостовых.

При Петре I предпринимались шаги и для улучшения гигиенической пропаганды среди учащихся. В 1719 г. выходит пособие "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению", где разъяснялись многие вопросы этикета и сообщались санитарно-гигиенические правила поведения в обществе.

Проблемы гигиены в трудах М.В. Ломоносова. При Екатерине II в России была привита первая оспенная вакцина. Смельчаку было не более 8 лет. Царица пожаловала ему дворянство и герб. Однако санитарно-гигиеническая культура простого народа находилась на чрезвычайно низком уровне. Угрожающее положение создавала детская смертность.

Важный вклад в становление гигиенической науки в России сделал М.В. Ломоносов. В труде "О размножении и сохранении народа российского", изданном уже после смерти автора, были проанализированы причины заболеваний детей в сиротских приютах, в семьях крестьян и бедных горожан. Сокращенное издание книги вышло в 1818 г., полное - в 1871 г.

Одной из важных причин детской смертности, по мнению М.В. Ломоносова, были церковные обряды. Ломоносов подробно описал наиболее частые и опасные детские болезни, их признаки и лечение. Эти сведения он предлагал разослать по всем приходам и детским приютам, чтобы грамотные люди могли в случае надобности оказать помощь, поскольку врачей во многих областях России просто не было.

Санитарно-гигиеническое состояние армии и гражданского населения в период и после Отечественной войны 1812 г. Практические мероприятия, решавшие многие санитарно-гигиенические проблемы в армии, были связаны с деятельностью М.Я. Мудрова. Длительное пребывание в странах Европы и хорошее знание России позволили ему не только обобщить предшествующий опыт, но и прийти к ряду оригинальных решений.

Приход к власти Наполеона и обострение отношений между Россией и Францией указывали на приближение войны, которая разразилась в 1812 г. Всю свою энергию М.Я. Мудров направляет на улучшение санитарного состояния русской армии. Он подробно изучил болезни, наиболее часто встречающиеся в войсках, и разработал систему правил, их предупреждать. Жизнь в условиях казармы благоприятствовала появлению, многих инфекционных заболеваний. Необходимо было определить" количество врачей и фельдшеров для оказания помощи тем или иным подразделениям, вооружить их необходимыми знаниями, позволявшими контролировать качество пищи, воды, бытовые условия, бороться с инфекционными заболеваниями. М.Я. Мудров понимал, что для решения этих важных вопросов необходимо разрабатывать методы гигиены, используя методы смежных наук: физики, химии, биологии, медицины. Многие из этих вопросов были им успешно решены. М.Я. Мудров разработал меры профилактики ряда опасных заболеваний. Под его руководством и при личном участии осуществлялась борьба с холерными эпидемиями в Петербурге и Саратове. В 1831 г. в Петербурге во время ликвидации эпидемии холеры он умер от этой болезни.

Экспериментальное направление гигиены в России. С развитием капитализма в России возникают новые отрасли промышленности, а вместе с ними нарастают проблемы охраны труда. В 30-50-х гг. прошлого столетия они приобретают настолько острый характер, что к ним привлекают внимание народа многие прогрессивные деятели культуры: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, другие демократы-разночинцы. В какой-то степени этому способствовали успехи в области военной гигиены, которую продолжили Н.И. Пирогов и А.П. Доброславин.

А.П. Доброславин впервые в России создал гигиеническую лабораторию, где провел ряд экспериментальных исследований. Он организовал аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов. С именем А.П. Доброславина связано введение санитарной экспертизы. До этого систематический санитарный надзор в стране фактически отсутствовал, хотя попытки ввести его предпринимались, начиная с указов Петра I.А.П. Доброславин является родоначальником экспериментального направления в отечественной гигиене.

Развитие школьной, социальной и коммунальной гигиены в России. С несколько других позиций подошел к решению гигиенических вопросов Ф.Ф. Эрисман (1842-1915). Круг его интересов был необычайно широк: от самых общих вопросов социальной гигиены до школьной гигиены. Родом из Швейцарии, он получил блестящее образование в европейских странах и как врач-окулист был приглашен в Россию. Здесь он исследовал влияние табака и потребления алкоголя на зрение, занимался изучением глазных болезней у гимназистов. Исследование глазных болезней и их профилактика, изучение нарушений скелета у детей, возникающих из-за неправильного сидения, привели Ф.Ф. Эрисмана к мысли о необходимости создания школьной парты. Парты Эрисмана сохранились во многих школах и до наших дней. Это всем знакомые двухместные скамейки и столы с наклонным надстольем, под которыми сделаны две ниши для портфелей.

Ф.Ф. Эрисман установил, что при сидении за партой (конечно, при условии, если парта подобрана по росту) обеспечивается рациональная поза во время чтения, письма, лекционных занятий, что способствует нормальному развитию скелета и мышц, предупреждает нарушение осанки и близорукости у учащихся.

Большие заслуги принадлежат Ф.Ф. Эрисману в области социальной гигиены и гигиены труда. Он подробно исследует условия труда на различных предприятиях Москвы и в ее окрестностях, Петербурга и создает книгу "Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда". Кроме того, он пишет большое количество обличительных статей, которые используются революционной прессой. Ученый совет МГУ присваивает ему звание доктора медицины и приглашает заведовать кафедрой гигиены на медицинском факультете Московского университета. На этом посту он проработал 14 лет. В 1896 г.Ф. Ф. Эрисман в числе 42 профессоров университета потребовал пересмотра дела студентов, высланных полицией за революционную деятельность. В ответ на это царское правительство потребовало увольнения этих профессоров и Ф.Ф. Эрисман вынужден был вернуться на родину в Швейцарию. Место Ф.Ф. Эрисмана занял его ученик Г.В. Хлопин.

Используя методы анализа факторов внешней среды, Г.В. Хлопин продолжил исследования, начатые А.П. Доброславиным, и внес существенный вклад в теоретические основы коммунальной гигиены. Созданная им методика исследования пригодности для употребления пищевых продуктов применяется и в наши дни. Он занимался вопросами водоснабжения, боролся против загрязнения рек промышленными отходами, занимался гигиеной труда и проблемами питания.

Основные этапы развития гигиенической науки и санитарии в нашей стране после великой октябрьской социалистической революции

Санитарно-гигиенические декреты, принятые при участии В.И. Ленина. Тяжелое наследство оставило царское правительство Советскому государству. Около миллиона людей ежегодно умирало от эпидемий, свыше 40% детей не доживало до 5 лет. Антинародная политика самодержавия привела к плачевному санитарному состоянию многих городов и сел. Голод, разруха, эпидемии, беспризорность детей и подростков, гражданская война и интервенция тяжелым бременем обрушились на население.

В декабре 1917 г. был издан Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР за подписью В.И. Ленина "О назначении коллегии по заведованию Главным военно-санитарным управлением". В задачу этого органа входила не только организация помощи раненым солдатам, но и обеспечение противоэпидемической защиты населения и войск. Делались массовые прививки против брюшного тифа и холеры. Для того чтобы сократить детскую смертность, уже на 6-й день Советской власти был принят закон о предоставлении женщинам оплачиваемых отпусков по беременности и родам и выплате пособий на ребенка.

Это были первые санитарные законы. В июле 1918 г. на Всероссийском съезде Советов был учрежден Народный комиссариат здравоохранения РСФСР. Первым наркомом здравоохранения стал Н.А. Семашко. В том же 1918 г. был издан Декрет о 8-часовом рабочем дне.

Большое значение в истории советской гигиены и санитарии имел VIII съезд РКП, где была принята новая программа партии. Он завершился следующим постановлением: "В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП предлагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний". Эти мероприятия предусматривали: оздоровление населенных мест (охрану почвы, воды, воздуха); постановку общественного питания на научно-гигиенических началах; организацию мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней; создание санитарного законодательства; борьбу с социальными болезнями (туберкулезом, алкоголизмом и т.д.); обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной помощи.

Началась коренная перестройка старой частной медицины и создание советской социалистической системы здравоохранения. Прежде всего надо было побороть эпидемии, которые поражали войска, население городов и сел. С этой целью к концу 1920 г. было организовано 300 банно-прачечных и дезинфекционных отрядов, 30 поездов-бань, которые могли обслуживать по 130 тыс. человек в сутки. В 1919 г. выходит Декрет о санитарной охране жилищ.

В апреле 1919 г.В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "Об обязательном оспопрививании". Это было началом иммунизации населения. В результате оспа в нашей стране была ликвидирована задолго до 1980 г., когда Всемирная организация здравоохранения объявила о полном избавлении человечества от этой инфекции. Теперь уже оспу не прививают. Однако многие инфекционные болезни еще остались, поэтому в 1958 г. утвержден календарь прививок, действующий на территории нашей страны. В нем указано, в каком возрасте и против каких болезней необходимо делать каждому ребенку прививки, чтобы предохранить его от наиболее опасных инфекций.

Состояние гигиены и санитарии во время Великой Отечественной войны и в последующие годы. Великая Отечественная война была суровым испытанием для нашего государства, для всего советского народа. Вместе с тем если во время первой мировой и гражданской войн люди погибали не только от пуль и снарядов, но и от инфекций, то во время Великой Отечественной войны эти потери были несравнимо меньшими. Даже в осажденном Ленинграде санитарная служба стояла на такой высоте, что эпидемий не было. Удалось преодолеть и другую опасность: авитаминозы. В первую мировую войны от цинги погибло много солдат и мирных жителей. Во время Великой Отечественной войны армия и мирное население от недостатка витамина С не страдали. Варили крапиву, делали настои хвои и употребляли их в пищу. Эти простые средства позволяли добывать необходимые дозы витамина С, которые люди не могли получить из традиционных продуктов питания.

Санитарное законодательство в СССР. В послевоенное время гигиена становится многоотраслевой наукой. Помимо социальной, коммунальной и личной гигиены дальнейшее развитие получают гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена физической культуры и спорта, а затем космическая и радиационная гигиена.

Параллельно совершенствуется и санитарное законодательство. Первое постановление об учреждении санитарных органов было принято в 1927 г., с 1933 г. начинает действовать санитарная инспекция, а с 1939 г. создаются санитарно-эпидемиологические станции (СЭС). Они действуют во всех республиках, областях, городах, районных центрах. Имеются и отраслевые станции, например СЭС водного транспорта. В 1969 г. были утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. В этом документе говорится о том, что все предприятия и учреждения обязаны обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проводить мероприятия, направленные на ликвидацию и предупреждение загрязнения природной среды, оздоровление труда и быта населения, предупреждение болезней. Специальный пункт предусматривает расширение мероприятий, приобщающих население к санитарной культуре.

Внимание к экологическим проблемам сохраняется и в постановлении 1987 г. "Об основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 г.". Это не случайно. Мощность современной промышленности такова, что она может нарушать экологическое равновесие, созданное тысячелетней эволюцией. В постановлении подчеркивается, что разрешить это противоречие можно только при организации природопользования на научной основе. Решение ведомственных задач без учета экологических последствий приводило и приводит к крупным ошибкам, исправлять которые чрезвычайно трудно. Даже такой безобидный, казалось бы, технологический процесс, как сплав леса отдельными бревнами, вызывает серьезные изменения в водной среде, которые в конечном счете сказываются на здоровье населения. При таком способе сплава леса часть бревен тонет. Они начинают гнить. В воду поступают продукты гниения, в том числе и фенолы. Они отравляют рыбу: на коже рыб появляются красные пятна, у них лопаются подкожные сосуды, желтеют жабры. Теряется не только товарный вид рыбы, но и ее питательная ценность. Дешевый сплав леса требует затем больших затрат на то, чтобы выловить затонувшие бревна и как-то очистить реки. Теряются ценные породы рыбы, которая не может заходить в загрязненные реки для метания икры.

Природопользование, проводящееся на научной основе, требует совместной работы специалистов многих областей, в том числе и гигиенистов, которые могут определить, как скажутся в будущем те или иные производственные процессы на здоровье населения. Это очень трудная задача, поскольку приходится предвидеть последствия, которые могут наступить через многие годы.

Принципиально по-иному предполагается организовать профилактическую работу. Обычно человек обращается к врачу при недомогании, нередко тогда, когда болезнь запущена и лечить ее трудно. В постановлении намечен план перехода на поголовную диспансеризацию населения. Это значит, что ежегодно каждого человека будут обследовать врачи разных специальностей, чтобы выявить заболевания как можно раньше и при необходимости оказать своевременную помощь. Диспансеризацию теперь проходят работники химической промышленности, шахт, металлургических заводов, население крупных городов. Постепенно диспансеризацией предполагается охватить всех жителей страны. Однако успех этого мероприятия будет зависеть не только от медиков, но и от сознательности населения.

В постановлении особым пунктом подчеркнуто значение сани- тарного просвещения, без которого невозможно даже говорить о здоровом образе жизни. Можно строить стадионы, открывать ли от этого польза, если никто не будет их посещать?

О пользе движения, закаливания, правильного питания, о вреде курения и употребления алкоголя написано немало. Многие знают об этом, но далеко не все следуют полезным рекомендациям.

А ведь только знать - этого мало, надо уметь выполнять намеченную программу. Конечно, у каждого она будет своя, но если она будет построена с учетом санитарно-гигиенических рекомендаций, то успех придет. клубы здоровья, приобретать дорогостоящие тренажеры.

В век научно-технического прогресса роль гигиены возрастает. Она вынуждена решать многие экологические вопросы, связанные с охраной природы всего земного шара. В центре ее интересов оказалась проблема "Человек и биосфера". Суть ее в том, чтобы сохранить жизнь на Земле.

Гигиена разрабатывает мероприятия, которые уже не могут принести пользу, если будут осуществлены только в одной стране, даже в самой могущественной. Только усилиями многих стран, всего человечества можно сохранить и улучшить условия, необходимые для существования жизни на нашей планете.

В последнее время по интернету расползлась куча текстов и картинок на тему того, какими грязными, вонючими и бомжеобразными были люди в средневековой Европе. Некоторые еще и с «патриотическим» посылом, что-де а вот на Руси раз в неделю в баню ходили и были чистые. Ну и вдогонку про мракобесных церковников, которые запрещали людям мыться и про улицы городов, залитые по колено нечистотами.

Расскажу немного о том, как все было на самом деле.

Естественно, современные стандарты гигиены, типа душ два раза в день, тогда не применялись. Заметим, что и сейчас их соблюдают далеко не все, даже жители цивилизованных стран. В давние времена большинство простых людей, что в России, что в Европе мылись где-то раз в неделю.

Для начала, заметим, что здоровый человек, у которого нет привычки регулярно по пьяни валяться в собственной блевотине и мочиться в штаны, даже при режиме мытья 1 раз в неделю ничем особо ужасным и отвратительным не пахнет. Каждый, кто хоть раз ходил в более-менее длительные походы сам это прекрасно знает. Присутствует легкий запах застарелого пота, различимый только если принюхиваться, потому как он почти полностью забивается запахом дыма, въедающегося в одежду и волосы.

Вот примерно так же пахли простые люди в Европе на протяжении многих сотен лет. Открытый огонь в очаге был постоянным спутником жизни, над огнем сушили одежду, у огня собирались вечерами. Вытяжка была несовершенной, дома, отапливаемые «по черному» - т.е. без трубы, просто с дырой в потолке над очагом, были типичными ажно до 19 века, так что дым был основным «человеческим» запахом и дезодорантом заодно.

Что до собственно мытья - то простые люди мылись примерно раз в неделю. Технология помывки, полагаю, известна многим читателям, по временам сезонного отключения горячей воды: кастрюльки с горячей водой, тазик и ковшик. За тысячу лет тут мало что изменилось:)

Иллюстрации:
Средневековая миниатюра:

Гравюра:

И картина Эдгара Дега

Представители более состоятельных сословий могли позволит себе принимать ванну. При отсутствии водопровода, это было делом хлопотным и без слуг тут не обойдешься - надо нагреть воды, натаскать ее в ванну, а потом теми же ведрами ванну вычерпать и воду вылить.

Обычной процедурой ежедневной гигиены было обтирание мокрой тканью. Эта процедура сохранила популярность и позже - до 18 века (да-да, те самые "напудренные маркизы" заботились о своей гигиене именно так.

Еще одна гигиеническая процедура, пришедшая из античности, и сохранившая популярность в некоторых регионах Европы века до 17-го - обмазывание тела маслом со специальными добавками и последующее счищание этой массы скребком. Такой древний аналог современных спа-процедур:)

вообще, изображений мытья и купания в миниатюрах, картинах и гравюрах того времени, а так же упоминаний о них в балладах и прочем фольклоре столько, что думать, что это было чем-то исключительным и "люди мылись раз в жизни" можно только по полному невежеству.

Теперь про «мракобесных церковников». Одним из самых расхожих мифов является рассказ, что-де по инициативе церкви закрывались общественные бани в городах, и поэтому все ходили грязными. Рассказывающие это не учитывают, что оные бани действительно были э-мм.. рассадником порока, и ходили туда вовсе не для помыться. Ну, примерно как сейчас «сауна с девочками» - отнюдь не гигиеническое мероприятие. И вряд ли человека, который не ходит регулярно в сауну, сейчас будут считать «грязнулей».

Общественная баня. Немецкая гравюра 16-го века

Но есть и еще один аспект, гораздо менее очевидный незнакомым с историей людям. Дело касается вопросов противостояния христианства и иудаизма. В Европе жило изрядное количество евреев и многие из них, чтобы избежать гонений и ущемлений в правах, формально принимали крещение, но продолжали втайне практиковать религию своих предков. С точки зрения христианских богословов такое поведение классифицировалось как ересь и всячески не одобрялось и преследовалось. Одним из ритуалов иудаизма является ритуальное омовение через погружение в воду для очищения от ритуальной нечистоты. - миква. Понятно, что шифрующиеся иудеи пытались замаскировать этот обряд под бытовые гигиенические процедуры. И именно поэтому омовение погружением, особенно нескольких человек в одной и той же воде, вызывало очень сильные подозрения по поводу возможного ритуального характера этих действий, и ревнители христианского благочестия считали нужным на всякий случай перестраховаться.
Именно с этим связаны часто цитируемые, (без указания источника и без понимания сути), отказы испанских королей и королев от мытья в ванне/бассейне. Это не ненависть к гигиене, а отказ от совершения одного конкретного действия - полного погружения в воду.
Тем не менее, общественные купальни благополучно существовали на протяжении всей истории Европы.

Еще один миф касается ужасающей антисанитарии средневековых городов. Типа, улицы по колено в нечистотах, ночные горшки выливаются прямо из окна на головы похожих и т.п.
Это тоже сильное преувеличение. Действительно в средневековых городах дренажная система была открытой - по краям улиц шли сточные канавы, предназначенные для оттока дождевой воды. Часто в них плавал и всякий мусор. Ну и понятно, что отдельные граждане в них иногда мочились.

Собственно туалеты были устроены по принципу деревенского сортира. Выгребные ямы очищались ассенизаторами, вывозившими по ночам из города это самое. Занятие, конечно не вполне почетное, но нужное, и в средневековых городах представители этой профессии объединялись в гильдии, по тому же принципу, что представители других профессий. В некоторых регионах ассенизаторы назывались весьма поэтично «ночной мастер».

Ночные горшки прямо из окна выливались на головы прохожим как правило только тогда, когда эти прохожие доставали жителей дома шумом под окнами. В прочих случаях за такие штуки можно было получить неприятностей от городских властей и штраф. Вообще, во многих городах домовладелец нес ответственность за чистоту улицы перед своим домом.

Что до цитируемых описаний несусветной грязи и вони, относятся они в основном к Парижу 15-16 веков. Тогда это действительно был огромный (по тогдашним меркам) перенаселенный мегаполис, и обычные меры наведения порядка и чистоты там, видимо, были недостаточны. Но уже одно то, что в описаниях тогдашнего Парижа современниками эта деталь встречается настолько часто, позволяет прийти к выводу, что Париж был исключением, и в других городах было намного чище - иначе эта деталь не заслуживала бы особого упоминания.

Так что рассказы о заросших грязью европейцах, живущих посреди моря нечистот все же мифы. Интересно, почему эти мифы так популярны.

PS: Большинство иллюстраций позаимствовано из дневника



Похожие статьи
 
Категории