Особенности работы в классе ансамбля духовых и ударных инструментов. Теоретические основы формирования навыков игры на духовых инструментах

23.02.2019

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Демократические преобразования в Казахстане обуславливают такое направление политической, экономической и культурной жизни страны, при котором идеи гуманизма и уважения личности становятся руководящими в вопросах образования. На сегодняшний день принципы развивающего обучения позволяют выходить на более высокий уровень подготовки специалистов. Идеалом является личность, обладающая богатым духовным потенциалом, знаниями, умениями и навыками не только в узкоспециализированной сфере, но и в различных областях науки и культуры.

Особая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит начальному музыкальному образованию, поскольку приобщение детей к музыкальному искусству способствует решению проблем нравственного и, в целом, художественного воспитания. Музыкальные школы и школы искусств, помимо осуществления просветительной функции, становятся для некоторых учащихся основой подготовки к профессиональной деятельности. Поэтому от качества начального музыкального образования зависит успешность в становлении будущего исполнителя. Среди инструментальных классов одними из хорошо востребованных являются классы духовых инструментов.

Формирование навыков игры на духовых инструментах является фундаментальной частью в исполнительском мастерстве музыканта духовика. Правильно заложенные начальные навыки исполнения на духовых инструментах позволят ученику музыкальной школы с минимальными затратами и с большей эффективностью освоить духовой инструмент. В современное время школа игры на духовых инструментах не перестает получать обновления. Поэтому педагогу важно чётко определить методическое направление работы с учеником и тем самым оптимизировать процесс обучения.

Объект исследования музыкальное обучение и воспитание учащихся в классе кларнета ДМШ.

Предметом исследования - процесс формирования исполнительских умений и навыков учащихся ДМШ в классе кларнета.

Цель исследования состоит в разработке теоретических и методических основ формирования исполнительских умений и навыков учащихся кларнетистов в детской музыкальной школе.

Гипотеза исследования

Эффективность обучения игре на кларнете может быть достигнута, если:

1) Теория и методика обучения игре на кларнете взаимодействует с общей педагогикой в теории обучения и воспитания;

2) Педагогическое творчество казахстанских педагогов-кларнетистов отражает и частично предвосхищает актуальные проблемы современной музыкальной педагогики;

3) Обобщение, структурирование и систематизация педагогического опыта крупнейших современных кларнетистов, а также разработка на этой конкретной основе дидактических принципов служит базой для построения модели организации учебного процесса в классе кларнета.

Задачи исследования

1. Обратиться к проблеме становления школы игры на кларнете

2. Раскрыть место кларнетовой музыки в истории отечественной и зарубежной культуры

3.Обозначить ключевые вопросы методики обучения игре на кларнете

4.Провести экспериментальную работу по формированию исполнительских навыков игры на кларнете у учащихся ДМШ г. Усть-Каменогорска

Теоретико-методологической основой исследования явились:

Работы по философии образования, эстетике и культурологии

В.С.Библер, Ю.Б. Бореев, М.С.Каган, Н.И.Киященко, О.П.Козьменко,

Д.С.Лихачев, Г.С.Померанц, В.А.Разумный, Л.А.Рапацкая и др.);

Психолого-педагогические исследования по проблемам формирования способностей, оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский,

А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.А.Мелик-Пашаева, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплова и др.);

Труды по музыкознанию (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, Б.Л.Яворский и др.);

Работы по методологии, теории и методике музыкального образования (Э.Б.Абдулин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова; Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин, В.Н.Шацкая и др.);

Теория и практика музыкального исполнительства: (А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, М.М.Берлянчик, Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, А.И.Николаева и др.);

Опыт концертной и педагогической деятельности известных российских ученых, исполнителей и педагогов в области духовых инструментов (В.Н.Апатский, С.В.Болотин, Н.В.Волков, Б.А.Диков, Т.А.Докшицер, Ю.Н.Должиков, В.Б.Кричевский, Р.А.Маслов, И.П.Мозговенко, К.Э.Мюльберг, В.В.Петров, Н.И.Платонов, И.Ф.Пушечников, С.В.Розанов, В.А.Соколов, Ю.А.Усов, Е.Е.Федоров, А.А.Федотов и др.);

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов научного исследования, среди которых теоретические методы (анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и методической литературы по теме исследования," действующих учебных планов и программ по музыкально-исполнительским, дисциплинам), эмпирические методы (обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебной деятельностью учащихся). Основные этапы исследования:

На первом этапе исследования (2012-2013г.г.) происходило накопление и осмысление теоретического материала по проблеме исследования, определение степени ее разработанности; осуществлялся анализ учебных планов, программ и учебно-методической литературы по музыкально-исполнительским дисциплинам, наблюдение за учебной деятельностью учащихся и студентов, определялись цели и задачи исследования.

Второй этап (2013- февраль 2014г.г.) включал: занятия по педагогической практике, собственную педагогическую деятельность с учащимися музыкальных школ, изучение опыта работы педагогов-музыкантов в области обучения игре на кларнете (И.Е.Бутырского, В.Н.Ворониной, И.П.Мозговенко, В.В.Петрова, Е.А.Петрова, А.А.Федотова и др.), посещения занятий педагогов-кларнетистов в республиканских, городских ДМШ.

Обучающий эксперимент проводился в условиях учебно-воспитательного процесса в ДМШ №1 акимата г.Усть-Каменогорска, где автор работает преподавателем по классу кларнета.

На третьем этапе (март – апрель 2014 г.г.) происходило обобщение результатов исследования, делались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Базой исследования явилась Детская музыкальная школа №1 акимата г.Усть-Каменогорска

Научная новизна исследования:

Осуществлена систематизация исполнительских умений и навыков в структурные компоненты исполнительского комплекса.

Разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методика формирования исполнительских умений и навыков кларнетистов, эффективность которой обеспечивается использованием активных творческих методов обучения, сочетанием индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы.

Теоретическая значимость исследования.

В диссертационном исследовании определены основные направления оптимизации процесса обучения кларнетистов в начальном музыкальном образовании. Предпринято обобщение исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов в исполнительский комплекс. Теоретически доказана и практически проверена не только правомерность, но и эффективность предложенных методических рекомендаций.

Практическая значимость исследования.

Исследование содержит методические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения кларнетистов в музыкальной школе. Разработанная методика, основу которой составило формирование исполнительских умений и навыков, внедрена в учебный процесс ДМШ №1 акимата г.Усть-Каменогорска. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по инструмен-товедению, истории, теории и методике духового исполнительства в училищах и вузах музыкального профиля.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются опорой на научно-методические положения, применением различных методов исследования, адекватных поставленным задачам, а также положительными результатами проведённого эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение теории и практики духового исполнительства приводит к выводу о необходимости совершенствования методики обучения духовиков-кларнетистов в начальном музыкальном образовании Республики Казахстан.

2. Систематизация исполнительских умений и навыков и объединение их в компоненты исполнительского комплекса позволит успешно решать задачи подготовки кларнетистов. Исполнительский комплекс представляет единство и взаимозависимость составляющих его компонентов:

Звукодвигательного;

Нотно-ориентированного;

Инструментально-ориентированного;

Темпо-метро-ритмического;

Художественно-выразительного;

Эмоционально-волевого.

3. Эффективность процесса обучения кларнетистов в начальном музыкальном образовании обеспечивается при условии, если:

Задача формирования исполнительских умений и навыков будет рассматриваться преподавателями детских музыкальных школ как важный элемент подготовки учащихся;

Формирование исполнительских умений и навыков будет осуществляться с учётом индивидуальных особенностей учащихся (возраста, темперамента, моторного профиля и др.), активными методами обучения на целесообразно и методически правильно подобранном репертуаре в сочетании индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы.

4. Основными критериями, позволяющими определить уровни сформированное исполнительских умений и навыков, являются: понятийный (информированность и осознанность относительно применения умений и навыков); операционный (владение исполнительскими умениями и навыками); креативный (проявление творческого начала в демонстрации знаний, умений и навыков в исполнительской практике).

Апробация результатов исследования осуществлялась:

В ходе проведения педагогического эксперимента в Детской музыкальной школе №1 Акимата г.Усть-Каменогорск

Достоверность результатов исследования обеспечена:

Органичной связью теоретических положений с практикой;

Соответствием методологических подходов специфике исследуемых явлений;

Изучением практического педагогического опыта выдающихся представителей кларнетного искусства XX- начала XXI века.

Кларнет в Казахстане

В Республике Казахстан школа игры на духовых инструментах получила развитие с середины XX века. Подготовка профессиональных музыкантов началась с открытием Консерватории им.Курмангазы в городе Алматы. Консерватория была открыта 30 апреля 1944 .В 1945 г. консерватории присвоено имя выдающегося казахского народного композитора ХIX века Курмангазы Сагырбаева. На кафедре духовых и ударных инструментов в наши дни работают такие преподаватели как: Ерманов Ж.Р. - заведующий кафедрой,Айгалкаев Н,Абдрашев Б.Т, Бисенгалиев М.К, Глебов В.А, Карибаев Б, Клушкин Ю.С, Мухамбетжанов Ж.С, Нестерова О.В, Нуралы Т.К, Федянин А.А, Шубин И.Ю, Утеуов М. Ж. Из стен Консерватории им.Курмангазы выпустилось множество известных исполнителей кларнетистов.

Одним из не менее значимых высших музыкальных учебных заведений Республики Казахстан, которое подготовило плеяду исполнителей высокого уровня подготовки является Казахский Национальный Университет Искусств.

В университете активно работает кафедра духовых и ударных инструментов. В настоящее время заведующей кафедрой является дипломант Всесоюзного конкурса, обладатель медали «Ерен еңбегі үшін» доцент Сапарова Нургуль Мухаметжановна.

Преподаватели кафедры являются выпускниками Алматинской Государственной консерватории им. Курмангазы, Казахской национальной академии музыки, Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, Высших школ музыки г. Цюрих (Швейцария), г. Детмольд (Германия), что говорит об их высоком профессионализме. Каждый член кафедры отмечен как дипломант или лауреат республиканских и международных конкурсов, многие преподаватели награждены медалями «Ерен еңбегі үшін», нагрудным знаком «Мәдениет қайраткері», юбилейными медалями.

За 15 лет кафедрой было подготовлено более 150 выпускников, которые успешно работают в музыкальных учебных заведениях и оркестровых коллективах всех регионов республики.

Овладение мастерством исполнительского искусства на основе произведений классиков, современников, композиторов Казахстана, изучение произведений высшей сложности, разнообразных по стилю и жанровым особенностям, освоение искусства исполнительской интерпретации, раскрытие артистического дарования в органичной связи с общим процессом воспитания музыканта-профессионала – вот что является первостепенной задачей кафедры.

Уровень профессионализма преподавателей наглядно виден в количестве лауреатов республиканских и международных конкурсов, а их можно насчитать сотни! Около 400 лауреатов и дипломантов в разные годы покоряли жюри и слушателей конкурсных площадок городов Казахстана, России, Молдовы, Италии, Польши, Индии, Сербии, Израиля, О.А.Э.

Педагоги кафедры, разносторонне развивая творческий потенциал своих учеников, добиваются больших успехов не только в сольном, но и в ансамблевом исполнительстве. Ансамбль блок-флейтистов «Волшебная флейта», квартет флейт «Flutesleggieres» (класс доцента Н.М.Григорьевой), квинтет деревянных духовых инструментов (класс доцента Д.А.Махпировой), ансамбль кларнетистов (класс старшего преподавателя Г.И.Исмаилова), квартет тубистов (класс старшего преподавателя А.В.Малиновского), ансамбль ударных инструментов (класс доцента Р.Г.Байжигитова) являются постоянными участниками концертных мероприятий университета.

В научной и учебно-методической работе уделяется большое внимание развитию национальной музыки, пропаганде творчества современных композиторов Казахстана. Преподавателями сделано большое количество переложений для духовых инструментов, изданы сборники, включающие произведения композиторов Казахстана, написан ряд научных статей по проблемам современного образования с учетом национальной специфики. Например: Г.И.Исмайлов «Оркестровые трудности для кларнета из произведений казахстанских композиторов»; С.Т.Уразалиев «Хрестоматия педагогического репертуара для фагота. Произведения композиторов Казахстана» вып.1; Н.М.Григорьева «Педагогический репертуар блокфлейтиста. 1-3 классы ДМШ», «Педагогический репертуар флейтиста. Пьесы. Старшие классы ДМШ», «Әшекей». Сборник произведений современных композиторов Казахстана для флейты и фортепиано», «Транскрипции произведений композиторов Казахстана как составная часть педагогического репертуара флейтиста»; Д.М.Махпирова «Концерт для гобоя с оркестром Мансура Сагатова: особенности содержания. Методические рекомендации по исполнению»; А.В.Малиновский «Комплекс ежедневных упражнений для тубы»; С.В.Жоров «Ансамбли для медных духовых инструментов: трио, квартеты, квинтеты», «Выписки из оркестровых партий»; Р.С.Оразалы «Хрестоматия педагогического репертуара. Пьесы казахстанских композиторов для кларнета. Выпуск 1».

Большое значение отводится лекционным занятиям на государственном языке. На современном этапе развития профессиональной мобильности в сфере исполнительского искусства коллектив кафедры активно вовлечен в процесс, направленный на установление двустороннего взаимовыгодного сотрудничества с коллегами и деятелями искусства Казахстана и стран зарубежья. Только за последние годы были проведены встречи, лекции и мастер-классы с выдающимися исполнителями-музыкантами: флейта – Тригви Петерсон (США), Ясуо Ямамото (Япония), Хельга Кастер (США), Льюис Мейреллес (Португалия), Массимо Мерчелли (Италия), Александр Корнеев (Россия), Джузеппе Нова (Италия); гобой – Николай Неретин (Россия), Танатар Нуралы (Казахстан), Тимур Ткишев (Казахстан); кларнет – Мишель Летьек (Франция), Сюзанна Тирк (США), Евгений Варавко (Россия), Олег Лапидус (Англия); фагот – Николас Кастер (США), Валерий Попов (Россия); саксофон – Маргарита Шапошникова (Россия); валторна – Дариуш Микульский (Польша); труба – Рем Гехт (Россия), Юрий Клушкин (Казахстан), тромбон – Анатолий Скобелев (Россия), Анатолий Федянин (Казахстан), ударные инструменты – Станислав Скачинский (Польша); дирижер Роберт Гуттер (США).

Преподаватели кафедры проводят концерты, открытые уроки в музыкальных учебных заведениях Астаны, Алматы, Караганды, Павлодара, Усть-Каменогорска, Новосибирска. Таким образом ведется и профориентационная работа.

В настоящее время в составе кафедры работают доценты Б. Д. Далишева, Р. Г. Байжигитов, Е. К. Нургалиев, Н. М. Сапарова, Д. А. Махпирова, Н. М. Григорьева, старшие преподаватели Г. И. Исмаилов, С. В. Жоров, А. В. Малиновский, Е. А. Жакенов, преподаватели Е. Н. Мамырбаев, И. А. Григорьев, А. В. Тараскин, А. С. Токпанов, П. А. Серебряников, М. М. Сулейменов, А. Т. Нельдыбаев, А. Б. Шакенова, М. Л. Цветцих, Д. Орынгалиұлы, Е. И. Вербич, С. К. Умаров, С.А.Далишев, Н. В. Бейсенова, М.Б.Конусбаев, В.С.Бондарчук, Т.В.Рользинг, Ю.Ю.Шевченко, Ж.Е.Жакенова, Ж.А.Желтыргузова.

Так же в каждой области Республики Казахстан

Каньшин Анатолий Степанович (1940-) В 1961 окончил Душанбинское музыкальное училище (класс А.Хасанова), в 1969 - Алма-Атинскую консерваторию (класс А.Мовши, Б.Аспандиарова), в 1961-1969 артист оркестра Казахского театра оперы и балета, в 1969-1972 артист, с 1972-1995 солист ЗКР симфонического оркестра Казахской ССР.

Квардицкий Владимир Васильевич (1923-) Заслуженный артист Казахской ССР (1984), окончил Алма-Атинское музыкальное училище (класс А.Васильева), в 1955 - Алма-Атинскую консерваторию (класс П.Филатова), в 1952-1987 солист оркестра Казахского театра оперы и балета, в 1953-1963 также солист симфонического оркестра Казахской ССР.

Олейников Юрий Владимирович (1935-) Заслуженный артист РСФСР (1986), Лауреат Межреспубликанского конкурса Средней Азии и Казахстана (Алма-Ата,1969,1 премия). В 1955 окончил Ашхабадское музыкальное училище (класс Ф.Карвиго), в 1971 - Алма-Атинскую консерваторию (класс Р.Сабирова), в 1957-1978 солист оркестра Туркменского театра оперы и балета, с 1978 – Государственного духового оркестра РСФСР, преподаватель Московского музыкального кадетского корпуса.

Оноприенко Анатолий Алексеевич (1947-) В 1969 окончил Фрунзенское музыкальное училище (класс В.Рахимова), в 1975 - Алма-Атинскую консерваторию (класс Р.Сабирова), в 1969-1977 артист, с 1977 солист оркестра Киргизского театра оперы и балета.

Роор Константин Владимирович (1958-) Заслуженный артист Республики Киргизия (1995), Лауреат Республиканского конкурса (Фрунзе,1980,2 премия), в 1979 окончил Киргизское музыкальное училище (класс В.Рахимова), в 1984 – Алма-Атинскую консерваторию (класс Я.Ткаченко), в 1980-2000 солист симфонического оркестра Кигизского радио и телевидения, с 2000 в Нидерландах.

Сабиров Рустам Насырович (1932-) В 1951 окончил Алма-Атинское музыкальное училище (класс С.Лебедева), в 1958 - Алма-Атинскую консерваторию (класс П.Филатова), в 1958-1975 солист симфонического оркестра Казахской ССР, с 1976 преподаватель Алма-Атинской консерватории и музыкальной школы.

Светлов Евгений Михайлович (1936-) В 1964 окончил Фрунзенское музыкальное училище (класс П.Бондаренко), в 1969 – Алма-Атинскую консерваторию (класс А.Мовша), в 1961-1970 артист оркестра Киргизского театра оперы и балета, с 1970 солист симфонического оркестра радио и телевидения Киргизской ССР, с 1981 преподаватель Киргизского института искусств.

Ткаченко Яков Михайлович (1927-) В 1951 окончил Львовское музыкальное училище (класс А.Васильева), в 1955 – Алма-Атинскую консерваторию (класс А.Мовша), в 1955-1958 артист ансамбля песни и пляски Казахской ССР, в 1958-1959 – оркестра Челябинского театра оперы и балета, с 1959 солист эстрадно-симфонического оркестра Казахского радио и телевидения, с 1979 преподаватель Алма-Атинской консерватории.

Чернов Вячеслав Петрович (1957-) Окончил музыкальное училище г. Темиртау Карагандинской обл., затем – Алма-Атинскую консерваторию, далее - аспирантуру Московской консерватории (рук. В.Петров), солист оркестра Казахского театра оперы и балета, затем – Кемеровского симфонического оркестра, в 1987-2003 солист Волгоградского симфонического оркестра, с 2003 - оркестра Якутского театра оперы и балета.

Геллер Григорий Михайлович (1945-) В 1970 окончил Алма-Атинскую консерваторию (класс А.Мовша), с 1970 преподаватель Алма-Атинского музыкального училища, с 1985 – Алма-Атинской консерватории, ныне живёт в Австралии.

Георгиев Александр Егорович (1941-) Лауреат Межреспубликанского конкурса Средней Азии и Казахстана (Алма-Ата,1969). В 1964 окончил Ленинабадское музыкальное училище (класс В.Семёнова), в 1969 - Алма-Атинскую консерваторию (класс А.Мовша), в 1975 – аспирантуру Московской консерватории (рук. В.Петров), с 1969 солист симфонического оркестра Киргизского радио и телевидения.

Глухов Александр Иванович (1947-) Заслуженный работник культуры РФ (2004), Заслуженный работник культуры Республики Хакасия (1997), в 1959-1965 воспитанник полкового военного оркестра (г. Самарканд), в 1967 окончил Семипалатинское музыкальное училище, в 1972 – Алма-Атинскую консерваторию (класс Р.Сабирова), в 1969-1972 артист оркестра Казахского театра оперы и балета, с 1972 преподаватель Абаканского музыкального училища, с 1990 солист Абаканского духового оркестра, с 2000 солист симфонического оркестра Хакасской филармонии (г. Абакан), в 1999 художник Кобыльцов написал «Портрет кларнетиста А.И.Глухова».

Жаксыбергенов Арман (1972-) В 1991 окончил Алма-Атинское музыкальное училище (класс Г.Геллера, Г.Юсупова), в 1996 – Алма-Атинскую консерваторию (класс Р.Сабирова), с 1991 артист Казахского духового оркестра, с 1996 солист Казахского симфонического оркестра (Алма-Ата).

Исенов Тасмухан Жаксыгалиевич (1954-) В 1972 окончил музыкальную школу при Алма-Атинской консерватории (класс Б.Аспандиарова), в 1977 - Алма-Атинскую консерваторию (класс Б.Аспандиарова), с 1976 солист ЗКР симфонического оркестра Казахской ССР, с 1981 преподаватель Алма-Атинской консерватории.

Токпанов Алмас Серикович. В 1995г. поступил в Республиканскую музыкальную школу им. А. Жубанова в класс педагога Исенова Т.Ж. 1999-2003г.г. обучался в Казахской национальной академии музыки в классе доцента Исмайлова Г.И.

Окончил Санкт-Петербургскую Государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (2003-2006), класс Заслуженного артиста России, Заслуженного деятеля искусств России, профессора В.П.Безрученко.

2006-2008гг. обучался в магистратуре Высшей школы музыки г.Детмольд (Германия), класс профессоров Х.-Д.Клауса и Томаса Линдхорста. Является лауреатом Республиканских и Международных конкурсов

Исмайлов Гани Искакович. Окончил Алматинскую Государственную консерваторию им.Курмангазы (1977-1982), класс профессора Р.Н.Сабирова. Лауреат I премии конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах Республик Средней Азии и Казахстана (1990). Концертирует в качестве солиста и в составе квинтета деревянных духовых инструментов. Являлся членом жюри Международных и Республиканских конкурсов исполнителей на духовых и ударных инструментах. Постоянно работает над расширением учебного и концертного репертуара для кларнета. Издано 6 учебных пособий.За плодотворную педагогическую и исполнительскую деятельность имеет ряд поощрительных наград от Министерства Образования и науки РК, Министерства культуры РК, губернатора Кемеровской области А.Тулеева и др.

Ерманов Жанат Рахметуллинович. Окончил Казахскую Национальную консерваторию им. Курмангазы и аспирантуру при КНК им. Курмангазы, у заслуженного деятеля РК Сабирова Р.Н.

В 1997 году закончил Европейскую академию музыки им. Моцарта (Польша). В академии обучался сольному и камерному исполнительству у профессоров; Мишель Летьег, Матт Силиван, Аруель Николе, Пнина Зальцман, Ева Блахова, Александр Сац, Лора Камински.

В 2000 году закончил Международную летнюю академию музыки в городе Ницца (Франция) у профессоров: Поль Меер, Ришар Вияй, Гюй Дефлюз, Мишель Летьек.

В 2001 году закончил Международную летнюю академию музыки в городе Прадо (Франция) у профессоров: Франсуа Леле, Яна Томсон, Андре Казалет, Ив Дидиер, Арманд Ангстер, Мишель Летьег.

В 2002 году закончил КНК им. Курмангазы по специальности оперно-симфоническое дирижирование. У профессора; Абдрашева Т.А.

Имеет ряд научно-методических работ.

Многие его выпускники являются лауреатами международных конкурсов и работают в различных музыкальных коллективах Республика Казахстан и за ее пределами.

Тесно сотрудничает с посольством Франции в РК. Периодически выступает совместно с музыкантами приглашенными посольством Франции в РК.

В связи с 60-летием КНК им.Курмангазы за выдающиеся достижения в деле воспитания творческой молодежи и концертную деятельность Ерманов Ж.Р., Был удостоен почетного звания «Мәдениет қайраткері».

В данное время является художественным руководителем Государственного квинтета деревянных духовых инструментов. Доцент КНК им.Курмангазы.

Заключение.

Современное кларнетное исполнительство предъявляет к играющему широкие и разнообразные требования: уверенно владеть всеми видами музыкальной техники, уметь эстетически осмысливать игру, обладать активным мышлением, богатой и разнообразной эмоциональной сферой. Все это призвано служить единой цели - достижению максимальной выразительности и убедительности музыкального исполнения, осуществляемому с помощью комплекса различных выразительных исполнительских средств.

В российском кларнетовом исполнительстве наряду с несомненными успехами и достижениями есть и нерешенные проблемы:

1. Плохое качество отечественного инструментария.

2. Низкий уровень организации начального обучения (преподавание не специалистами, скудный библиотечный фонд, нехватка инструментов).

Каждая из этих проблем имеет свои особенности связанные либо с материально- технической базой, либо с методикой преподавания. Особенно остро стоит вопрос об освоении нашей промышленностью производства качественных кларнетов французской системы из ценных пород дерева.

Нелишне отметить скудность инструментария. Ведь известно, что освоить кларнет ребенку восьми - десяти лет легче на малом кларнете in Es или in С, поскольку они в большей степени отвечают задачам и особенностям этого периода обучения.

Занятия на духовых и ударных инструментах в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств проводятся в соответствии с действующими учебными планами, утвержденными приказом Министерства культуры СССР от 28.05.87 г.

Специфика духовых инструментов определяет различные сроки обучения игре на этих инструментах. Большую роль при установлении сроков обучения играют также возраст, общая подготовка учащихся, их физические и музыкальные данные.

Рекомендуются следующие оптимальные сроки обучения игре на этих инструментах: на фаготе, саксофоне-5 (6) лет; на флейте, гобое, кларнете - 7 (8) лет. Различное продвижение учеников, обучающихся 7(8) или 5(6) лет, отражено в примерных экзаменационных программах соответствующих классов.

Начальную подготовку учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста могут получить, обучаясь на блокфлейте или специальных детских музыкальных инструментах; для дошкольников рекомендуется создавать подготовительные группы.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской музыкальной школы. На занятиях по музыкальному инструменту ученик овладевает также навыками чтения с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых партий, игры в различных ансамблях.

Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.

В первые годы обучения (в подготовительной группе, 1, 2 классах) наряду с традиционной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используются для работы с двумя-тремя учениками одновременно. Это дает педагогу возможность работать эффективнее и больше внимание уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Обучение игре на деревянных духовых инструментах требует от учащихся, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки. При игре на духовых инструментах активно работают легкие, губной аппарат, напрягаются определенные мышцы тела. Важно, чтобы пальцы, губы, зубы отвечали установленным требованиям для обучающихся на духовых инструментах. Правильная постановка губного аппарата и исполнительского дыхания являются одним из необходимых условий успешного обучения.

Постоянное внимание следует уделять также точной интонации - важнейшему средству музыкальной выразительности.

Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух ученика, а также чувство самоконтроля.

Ученика следует также познакомить с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним.

Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Исполнение с аккомпанементом укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

В программе по классу духовых и ударных инструментов предусматриваются также требования к исполнению ансамблей для духовых инструментов. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к замятиям в оркестровом классе.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения подготавливаются для публичного исполнения, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Программа предлагает различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений для исполнения на академических концертах в течение учебного года, а также на экзаменах. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню, общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

Предлагаемые репертуарные списки по классам являются примерными, они содержат произведения различной степени трудности и дают большой простор для проявления педагогом инициативы.1

1 Примерные

Занятия в классах духовых и ударных инструментов проводятся в соответствии с «Методическими указаниями по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)», изданными Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры (Москва, 1988 г.).

Дополнительные сведения о формах и методах работы с учащимися в классах духовых и ударных инструментов педагоги могут получить в специальной методической литературе.

Блок 1

Проверяется умение учащихся правильно и рационально пользоваться дыханием и диафрагмой как при исполнении пьес, так и без инструмента. Показателем обученности является владение исполнительским дыханием и правильное выполнение упражнений для развития дыхательного аппарата, правильной постановки опоры, быстрого и глубокого вдоха, плавного и длительного выдоха. Исполнение отрывка музыкальной пьесы с использованием рационального исполнительского дыхания.

Работа считается выполненной, если ученик выполнил поставленные задачи правильно.

Блок 2

Выявление основных ошибок, их классификация.

Констатирующий этап показал, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при исполнении длинных музыкальных фраз (т.е. при исполнении длинных отрывков ученик забывает о правильно поставленном исполнительском дыхании отвлекается на музыкальный текст, из-за нерегулярного выполнения дыхательных упражнений и малого их количества исполнительское дыхание не доведено до машинального использования)

Таблица 1

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента

Умения и навыки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Анализ работ учащихся показал, что при исполнении пьес и выполнении дыхательных упражнений они допускали следующие ошибки: при исполнении пьес, протяжных нот и гамм учащиеся забывали об игре на «опоре», не рационально использовали выдыхаемую струю воздуха, струя выдыхаемого воздуха должна выходить, плавно, равномерно, единой линией, без колебаний, у учащихся струя воздуха была не стабильна и не протяжительна, что говорит о малом уделении времени на дыхательные упражнения данные педагогом.

Это и много другое учитывалось при составлении упражнений для формирующей части эксперимента.

Формирующий этап эксперимента проводился в детской музыкальной школе у учащихся по классу кларнета и занимал на уроках специальности около 5 минут. Целью этого этапа было внедрить систему упражнений, направленных на коррекцию техники исполнительского дыхания, т.е. проверить ее эффективность. За основу была принята система дыхания йогов, описанная в статье В.Иванова, доктора искусствоведения, профессора Московского государственного университета культуры и искусств «Секреты вдоха и выдоха »

Материал был распределен следующим образом.

Целью данного блока было развитие мускульной памяти у учащихся первого класса. Здесь нами были использованы упражнения, развивающие дыхание по системе йогов. Работа состояла из нескольких этапов.

1 этап: Ученик должен принять исходное положение стоя. Корпус прямой, плечи развёрнуты, руки не напряжены. Сначала следует положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой - на живот. Затем через рот сделать глубокий, небыстрый вдох так, чтобы передние и боковые стенки живота выпятились вперёд и в стороны, поднимая одновременно вашу ладонь. После этого начинает наполнять воздухом среднюю и верхнюю часть лёгких, расширяя верхнюю часть груди, поднимая соответственно этому положенную на неё ладонь. Далее, удерживая брюшной пресс и грудную клетку в положении глубокого вдоха, задерживает дыхание на некоторое время (считая, например, мысленно и не быстро до трёх), затем начинает делать медленный, желательно по возможности продолжительный выдох через узкую щель губ. Можно представить, что вы как бы дуете на горящую свечу, пытаясь погасить огонь. При выдохе нужно стараться как можно дольше не опускать грудь, то есть удерживать её во вдыхательном положении. Упражнение повторять без перерыва 5-8 раз.

2 этап : На следующий урок была проверено усвоилось ли проделываемое упражнение и правильность его вып

Работа с ансамблем духовых и ударных– это увлекательный творческий процесс, который при грамотной постановке, приносит чувство глубокого удовлетворения всем его участникам: руководителю, оркестрантам и, конечно же, публике. Ведь только слушатели могут по достоинству оценить качество проделанной работы коллектива и дирижёра. Музыка формирует человека - его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его духовный мир. Гармония ума и сердца - вот конечная цель воспитания современного человека. Достижению этой великой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания учащихся в центрах дополнительного образования, в которых имеется музыкальное направление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

« Десногорская детская музыкальная школа им.М.И.Глинки »

Муниципального образования « город Десногорск » Смоленской области

«Особенности работы в классе ансамбля духовых и ударных инструментов»

преподаватель

духовых и ударных

инструментов

Семенков А.И.

2017г.

Введение……………………………………………………………………..3

Задачи руководителя детского духового ансамбля…………………….....3

Методика репетиционной работы с ансамблем…………………………...4

Использование информационно-компьютерных технологий…………….7

Заключение…………………………………………………………………....9

Список литературы……………………………………………………………11

Введение

Ансамбль – слово, знакомое всем и каждому. В переводе с французского языка, «ансамбль» означает: слаженность и согласованность. Именно это, и есть его самая важная составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно. В синхронности и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля. Ансамбли бывают разные, и в зависимости от количества музыкантов имеют свои названия. Такие слова, как дуэт, трио, квартет известны даже далеким от музыки людям. Для музыканта нет большего счастья, чем совместное музицирование. он может быть прекрасным солистом, слушать которого – одно удовольствие, но окончательно оценить его, как музыканта, можно лишь, послушав, как он играет в коллективе.

Музыка духового ансамбля - самый завораживающий и любимый вид искусства. В исполнении духового ансамбля великолеп​но звучат танцы: полька, мазурка, народные танцы. Концертная духовая музыка развива​ется главным образом в жанрах, связанных с принципами программной музыки: сюиты, рапсодии, фантазии, увертюры.

Задачи руководителя детского духового ансамбля

Одной из основных задач преподавателя является воспитание сознательного, творческого коллектива, дисциплины, без которой невозможно достичь успеха в работе и высокого уровня художественного исполнения.

На уроках ансамбля основное внимание должно быть сосредоточено в работе над чистотой интонации оркестрового звучания. Преподаватель должен добиваться выполнения единого ритма в оркестре, воспроизведение учащимися одинаковых штрихов и динамических оттенков, стремиться к использованию единой аппликатуры и позиций, работа над техникой должна быть подчинена достижению выразительности передачи музыкальных произведений. Руководитель детского духового ансамбля должен лаконично рассказать детям о композиторе, ознакомить их с темой, идеей, формой и стилем пьесы, которую предлагает изучить, выполнять не только педагогическую функцию, которая включает в себя образовательный процесс и воспитательный. Он обязан быть примером для своих воспитанников, как в профессиональном, так и в личном плане. Создавать комфортную атмосферу вокруг себя. Конечно надо подбирать такие произведения, партии которых не заключают в себе слишком больших тесситурных трудностей, помня о напряжённости высокого регистра и глухом звучании низкого, который бывает у медных инструментов часто неточен. Необходимо тщательно определять технические трудности, идущие как со стороны амбушюрной, так и «пальцевой» техники. Необходимо иметь в виду и трудности ансамблевые. Вначале обращаться к произведениям с максимально простым строением оркестровой ткани: наличие всякого рода второстепенных самостоятельных голосов (контрапунктов, фигурации) придаёт произведению ритмическую сложность. Такие произведения далеко не всегда бывают по силам исполнителям детских коллективов. В дальнейшем надо подбирать пьесы с возрастанием технических и ансамблевых трудностей.
В течение срока обучения педагог должен держать тесный контакт с родителями, организовывать родительские собрания, общаться после ежегодных отчетных концертов, совместно решать проблемы, возникающие в процессе обучения, непременно сообщать семьям учеников об их успехах и достижениях, мелкие недоразумения преодолевать, если это возможно, с помощью самих учеников и коллег-педагогов. В глазах учащихся такой подход к делу только усилит авторитет руководителя ансамбля, и непременно положительно отразится на работе коллектива

Методика репетиционной работы с ансамблем

Важнейшей его задачей педагога является воспитание сознательной, творческой дисциплины в коллективе, без которой невозможно достичь успеха в работе и высокого уровня художественного исполнения. Преподаватель должен предельно внимательно относиться к звуковедению ансамбля, интонированию, ритмическим, штриховым рисункам, динамическим оттенкам и агогике. Каждый руководитель обязан знать специфику, строй, диапазон духовых инструментов. А так же выразительные возможности и способы звукоизвлечения. Урок ансамбля начинается с общей настройки инструментов. Для этого используется инструмент, настроенный под камертон, обычно - это рояль или тюнер.

Духовые инструменты настраиваются под ноту «си-бемоль» натурального звукоряда. В духовом оркестре инструменты в основном транспонирующие. Это означает, что при настройке кларнеты, трубы, баритоны, саксофоны-тенора, тенора будут играть ноту «до»; альты, саксофоны-альты – ноту «соль»; валторны – ноту «фа»; флейты, тромбоны и басы – ноту «си-бемоль». После настройки обязательное разыгрывание - это гамма. Сначала целыми нотами, половинными, четвертными в разных штриховых комбинациях, восьмыми и шестнадцатыми так же в разных штриховых и ритмических комбинациях, затем арпеджио в таком же порядке. В настоящее время очень часто можно встретить произведения на основе гамм, такие как: «Гамма-джаз», «Гамма-вальс» и т. д. Это не большие легкие в исполнении произведения, помогающие ребятам отрабатывать интонацию и ровность звучания. После этого упражнения на разные динамические оттенки, работаем по школе оркестровой игры В. М. Блажевича. Ребятам очень нравятся эти упражнения, так как в основу их взяты произведения классических и джазовых композиторов разных времён. Есть любимые упражнения, которые они играют с наибольшим удовольствием.

После разыгрывания переходим к основной части репетиции. Ещё в начале учебного года определяются основные произведения репертуара, над которым предстоит работать ансамблю. К началу непосредственной работы над пьесой педагог знакомит учащихся с краткой биографией композитора, который ее создал, характером его творчества. Более подробно нужно остановиться на художественном материале, который должен быть выполнен. Такая вводная беседа систематизирует эстетические представление детей, расширяет их кругозор. Руководитель оркестра должен раскрыть содержание музыкального произведения и характер его основных тем, обратить внимание на форму, предупредить о возможных трудностях, наметить пути их преодоления.

Работа происходит поэтапно:

Разбор произведения;

работа с отдельными группами;

Работа по цифрам;

работа над штрихами и нюансами.

Это основные этапы работы. Помимо этого работа над интонацией, над синхронностью исполняемых штрихов, звукоизвлечением, дыханием и звуковедением. Когда отрабатываются произведения, которые находятся в стадии завершения работы над ними, переходим к читке с листа. Это позволяет отрабатывать навыки читки, улучшает внимание, реакцию ребёнка. И завершающий этап – это повтор произведений из репертуара, которые больше всего нравятся ребятам.

Огромную роль в работе оркестровых музыкантов имеют самостоятельные занятия, разучивание партий. Работа над оркестровыми трудностями носит индивидуальный характер, и проводится самостоятельно, либо с помощью педагога по специальности. Эти занятия имеют неоценимую роль в процессе подготовки музыканта духовика.

Сыгранность, т. е. слаженность групп первых и вторых голосов, стройность ее звучания, чувство ансамбля (умение слышать друг друга в совместном исполнении) и, наконец, умение «понимать руку» дирижера и правильно реагировать на его указания - все это предопределяет полноценную работу коллектива в целом.

Концерт - это логическое завершение учебного процесса, подведение итогов проделанной работы. Праздник для всего коллектива, и вместе с тем экзамен на творческую зрелость. Успех которого зависит от каждого члена коллектива и также совместное взаимодействие дирижёра со своим оркестром. Концертные выступления помогают сблизить коллектив, обострить чувство внимания, взаимопонимания, помогают ребятам сдружится.

Использование информационно-компьютерных технологий

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает педагогу в процессах самообучения и самоорганизации, в планировании учебного процесса. Также информационно-коммуникационные технологии могут применяться педагогом для автоматизации документов (отчеты, справки, положения, программы, планы), для хранения различной информации (программы концертов, сценарии праздников, каталоги CD и DVD дисков), для создания базы по учащимся. Таким образом, применение и использование компьютера и информационно-коммуникационных технологий возможны и необходимы в деятельности педагога-музыканта. Повышается результативность обучения и, главное, повышается интерес учащихся к музыкальным занятиям. Наличие информационно-компьютерных технологий и определенных навыков у преподавателя детского духового ансамбля поможет работать гораздо эффективнее. И это далеко не полный перечень возможностей, потребностей и задач, удовлетворить и воплотить в жизнь которые помогают прогрессивному педагогу-музыканту информационно-компьютерные технологии.

Реальную помощь в работе руководителя детского духового ансамбля могут оказать профессиональные нотные редакторы для набора нотного текста. Из всего их многообразия первенство сегодня удерживают две программы: Sibelius и Finale. Первая из них, по мнению большинства специалистов, несколько проще в освоении; вторая - не такая привлекательная на начальных стадиях работы, однако открывает значительно большие возможности в работе с нотной графикой.

Программы Finale американской фирмы музыкального программирования Coda Music рассчитаны на использование в операционных системах Windows, Linux, Macintosh. Нотный редактор Finale позволяет набирать текст (как нотами, так и буквами), изменять его, копировать, перемещать части, форматировать и выдавать в печать (на принтер или типографскую машину), воспроизводить набранный нотный текст любого уровня сложности. Каждый музыкальный инструмент электронной партитуры прозвучит тембром, более или менее похожим в инструмент-оригинал. Тембр, тональность и темп выполнения пользователь может свободно менять. В Finale заложены возможности альтернативной нотации гитарной, цифровой и другой, так называемой, tabulature. Текст, набранный в Finale, можно использовать как иллюстративный материал в других текстовых и графических редакторах.

Сегодня значительное количество нотного материала для оркестра духовых и ударных инструментов попадает в интернет, также набрана в Finale что позволяет, используя программу, корректировать текст, автоматически распечатывать партии, если это партитура, даже делать клавир (хотя по мнению подавляющего большинства специалистов, создание клавира должно быть процессом творческим, а не техническим).

Такие программы компьютерной нотации крайне необходимы аранжировщику, дирижеру, руководителю оркестра, ансамбля, в конце концов - любому музыканту, привыкших выражать и воспринимать музыкальные сообщение с помощью нотной записи. Овладев ими, преподаватель сможет качественно и гораздо эффективнее делать аранжировки, оркестровки, переводы и транскрипции для своего ансамбля.

В целом, говоря о пользе и важности информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, необходимо отметить решение проблем мотивации и личностно-ориентированного подхода к обучению, рациональной организации учебного времени и более глубокому освоению изучаемых предметов.

Заключение

Работа с ансамблем духовых и ударных– это увлекательный творческий процесс, который при грамотной постановке, приносит чувство глубокого удовлетворения всем его участникам: руководителю, оркестрантам и, конечно же, публике. Ведь только слушатели могут по достоинству оценить качество проделанной работы коллектива и дирижёра. Музыка формирует человека - его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его духовный мир. Гармония ума и сердца - вот конечная цель воспитания современного человека. Достижению этой великой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания учащихся в центрах дополнительного образования, в которых имеется музыкальное направление. Немалое значение для раскрытия данной проблемы имели работы В. Н. Шацкой, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, которые определяли цели и задачи, формы и методы как эстетического, так и музыкально-эстетического воспитания детей. Развивая их идеи, учёные Т. И. Бакланова, В. М. Чижиков, Г. М. Цыпин и другие раскрыли современные подходы к эффективному музыкально-эстетическому воспитанию личности в России. Ими разработаны совершенные технологии, определены новые оптимальные подходы к методике работы с детскими коллективами.

Коллективная деятельность, коллективный труд - основа нашей жизнедеятельности. Умение трудиться - верный залог того, что дети найдут свой путь в жизни. Поэтому важной задачей хорошего педагога является предоставить возможность ребёнку приложить свои силы, умения и знания для развития его способностей, таланта. Только в коллективе достигается единство «хочу» и «надо». Поэтому детей надо включать в общественно-полезный труд, организовывать среду обитания единомышленников: объединять детей в большую дружную семью, называемую коллективом. Следует строить свою работу так, чтобы занятия в коллективе ребята воспринимали как часть и продолжение своей жизни. Цель, которая ставится перед любым ансамблем,оркестром - не столько научить играть на инструменте или вырастить будущую знаменитость, сколько создать такую среду, где бы ребёнок развивался как личность, развивались его способности и дарования. Засевая ум наших детей семенами мудрости и добродетелей, мы воспитываем, прежде всего, добрых и порядочных людей.

Список используемой литературы:

1. Блажевич В. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра. - М.: Музгиз, 2013.

2. Петров Р. Школа коллективной игры для духового оркестра. – Ташкент,2000.

3. Васильев Э. Зирянов Я. Курс начальной игры в духовом оркестре. - Киев: Музична Украiна.

4.Терлецкий М. Методика работы с духовым оркестром.- Ровно:2000.

5. Волков Н. В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М., 2002.

6. Нежинский О. Детский духовой оркестр.-1989.М,2009.

7. Белунцов В. Компьютер для музыканта / В. Белунцов, Самоучитель – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.: ил.

8. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия ПК / В. П. Леонтьев 2002 – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 920 с.: ил.

9. Сушкевич Н. С. Информационные технологии в системе музы​кального образования: проблемы методического и программно-техни​ческого обеспечения: Монография. – Мн., 2002.

10. Мельник В. А., Мельник Н. П., «Игра в ансамбле духовых и ударных инструментов» - СПб-223., 2015г.


Иванов В.А.

«Специфика работы с ансамблем духовых инструментов»

2015 год

Коллективное музицирование связано с очень сложной исполнительской технологией. В стремлении достичь ансамблевого единства во всех отношениях исполнители встречаются с такими трудностями, которые им не знакомы (или мало знакомы) по сольному музицированию.

В ансамбле все решается сообща и во взаимосвязи всех участков. Из этого и рождаются слаженность и совместность исполнительства.

Нужно учесть, что музыканты группового исполнительства играют разные партии. Эти партии, в основном, одноголосны. По выполняемым функциям они весьма различны. В каждой партии могут быть и мелодический (в том числе и сольный) отрывок, и полифонический подголосок, и какой-либо гармонический, аккомпанирующий голос, мелодическая или гармоническая фигурация и т.д. Различаются партии и по степени сложности. В отличие от концертных сольных пьес и этюдов в них всегда могут встречаться неполные фразы (либо нет начала, либо нет конца), отдельные несамостоятельные гармонические голоса, большое количество пауз.

Оркестровые (также ансамблевые) партии не бывают слишком виртуозными. Проигрывая их отдельно, музыкант, как правило, особых затруднений не испытывает. Но в общем музицировании, когда в силу вступили законы ансамбля, все меняется: легкое становится трудным. Музыкант стал частью целого. Это большое целое создается на основе безукоризненного подчинения всего частного, принадлежащего разным исполнителям, единому началу с обязательным выполнением всех ансамблевых требований.

Вот главное из этих требований:

    Чистое интонирование и правильное выполнение динамических оттенков, исходя из потребностей общего звучания в данный момент.

    Точное выполнение темпо-ритмики с соблюдением синхронности тождественных голосов с обеспечением координации голосов с различными ритмами, слышание того, что нужно играть.

    Соблюдение единообразия в штриховке (там, где это необходимо), в характере ведения звука и манере игры.

    Неукоснительное следование за рукой дирижера (если он есть).

    Проявление эмоционально-художественной устремленности в соответствии с требованиями всего коллектива (дирижера).

    Интеллект должен быть впереди технических навыков.

Для успешного выполнения всех этих требований музыкант должен обладать целым комплексом ансамблевых навыков. У него должны быть хорошо развиты слух и чутье на интонирование, на темпоритмику, на динамические нюансы и штриховку, и, конечно, на само произведение, фразирование. Музыкант, работающий в ансамбле (оркестре), должен обладать хорошей реакцией и обостренным вниманием и еще какой-то особой,музыкальной находчивостью и, даже, ловкостью. Все это говорит за то, что профессия оркестранта-ансамблиста (пианиста или баяниста-ансамблиста) очень сложна и многогранна.

Многогранность ассамблиста обусловлена тем, что ему приходится играть музыку всякую, а не только ту, которая приходится по вкусу, как у солистов-концентрантов. Кроме того, ассамблист часто выступает как бы в роли аккомпаниатора, играя различные голоса сопровождения, а не какое-то время может оказаться и солистом.

Обычно считают, что для овладения всеми ансамблевыми навыками необходима многолетняя работа в оркестре-ансамбле. Такой взгляд вполне закономерен. Опыт убеждает нас в том, что практика коллективного музицирования в пределах учебного заведения (оркестровый и ансамблевый классы) пока еще не может дать учащимся всей суммы ансамблевых навыков (тому есть свои причины, о которых будет сказано ниже). Со специальной подготовкой дело обстоит заметно лучше. Специфика индивидуального обучения, предполагающая большую домашнюю работу, позволяет ученику более тщательно отрабатывать свое исполнительское мастерство, доводя его до артистизма еще в годы обучения. Большую пользу в классах спецподготовки приносит работа не только над художественными произведениями, но и над тренировочным материалом (этюды, гаммы и т.д.) Конечно, в ассамблевом (камерный ансамбль) и тем более оркестровом музицировании, все это отсутствует. Ввиду коллективной формы занятий здесь нет нужных условий для тщательной отработки многих ансамблевых «мелочей», нет и ежедневной тренировочной многочасовой работы и тренировочного материала.

Представляется, что в обучении коллективному исполнительскому мастерству с успехом могут применяться наряду с художественными произведениями и своеобразные упражнения - этюды. Для этого не нужно многоголосных изложений их. Во многом достаточно и двухголосных. Эти два голоса в различных сочетаниях могут представить практику двум исполнителям почти по всем моментам коллективного исполнительства. Главное преимущество в дуэтном музицировании в том, что два исполнителя всегда легко могут обнаружить и изжить те недочеты, которые всплывают в процессе игры. Если же этим дуэтом будут еще и дирижировать, например педагог, то условия во многом приближаются к оркестровой форме занятий.

По соображениям чисто организационного порядка целесообразно применение тренировочных этюдов для однородных инструментов. Это дает возможность исполнять их в классах спецподготовки. Тем самым педагоги окажут большую помощь в деле привития ансамблевых навыков будущим музыкантам.

Приступим теперь к более детальному рассмотрению вышеперечисленных ансамблевых требований.

1.Ничто так не снижает качество исполнительства, как фальшивая игра (это касается оркестрантов). Она ничем не может быть оправдана. Однако, чистое интонирование, обусловленное музыкально-эстетическими требованиями, не всегда совпадает со звуком, полученным акустико-математическим путем.

Высота отдельных нот, в зависимости от ладово-гармонических ситуаций, может меняться, поэтому чистое интонирование достигается в живом отношении к музыкальному материалу. В виду сказанного, даже так называемый «чистый инструмент» не всегда может удовлетворять требованию чистой игры. Высоту отдельных нот сплошь и рядом приходится несколько изменять то в ту, то в другую сторону.

Чрезвычайно важным обстоятельством является постоянный самоконтроль во время ансамблевого или оркестрового исполнения. Постоянный самоконтроль позволит каждому из исполнителей следить за своим интонированием, исходя из общего звучания. Кроме того, такое такое внимательное слушание поможет соизмерить силу звучания своего инструмента по отношению ко всему ансамблю.

2.Другое требование ансамблевой игры - это техника вдоха. Много забот музыкантам-духовикам доставляет проблема вдоха. Это главным образом относиться к сплошным (беспаузным) и длительным последовательностям, особенно при сильном звучании. Вся трудность здесь заключается в том, что исполнителю приходится очень быстро (порой молниеносно) вдыхать воздух. Только при таком вдохе разрыв во фразе может оказаться незамеченным. И еще одна сложность! При одиночной игре «духовики» обычно имеют привычку расширять паузы для вдоха за счет «подторапливания» допаузной музыки или за счет задержки послепаузной музыки и такое нарушение остается почти незамеченным. Но в ансамбле, если один исполнитель играет ровно, а другой подторапливает свою партию, чтобы сделать возможным взять дыхание более спокойно, возникает очень заметный ритмический конфликт. В данном случае необходимо всегда внимательно слушать партнера и как бы дублировать его ритм. Дыхания же надо научиться брать столько, сколько необходимо для того или иного отрезка звучания, дабы не вызвать одышку или вынужденное вдыхание лишнего воздуха. Если же в звучании нет пауз для воздуха, то в определенных местах необходимо несколько сокращать длительность нот, предшествующих вдоху, но делать это нужно так, чтобы оставалось впечатление непрерывного и ровного звучания.

3.Очень часто ансамблевое единство не достигается из-за разногласия или разнобоя в штриховке или из-за того и другого вместе. Это относится к сочетаниям гармонического склада (нота против ноты). Что здесь необходимо знать.

Всякий музыкальный звук оценивается (в пределах данного тембра и данной плотности, это в большинстве случаев зависит от природных данных исполнителя) характером начального момента (атаки), характером ведения его и характером окончания. Все это почти целиком обуславливается исполнительским мастерством музыканта. Чем более у него развито дыхание во всех его проявлениях, а также губы и язык, тем легче ему будет выполнять все требования нюансировки и штриховки.

Поскольку нюансировка сводится к тому, чтобы играть громче или тише, то выполнение ее не связано с особыми трудностями. Здесь если и бывают ошибки, то исправить их не так трудно. В оркестре (в ансамбле) например на достижение нужной динамики уходит не много времени. Достаточно дирижеру настоятельно потребовать необходимую нюансировку и вопрос будет решен.

Но он будет решен успешно только тогда, когда будет соблюдаться ансамблевая дисциплина. Умение соизмерять силу звучания инструментов и зависит от общего музыкального развития исполнителей, их понимания стиля и характера произведения.

Вообще говоря о динамике, надо иметь в виду, что понятия об абсолютной их силе все же условны и они зависят от характера произведения и инструментовки.

Другое дело - штрихи. Ведь у исполнителей на духовых (особенно медных) инструментах при материализации штриха возникает много неясностей и споров. И все это потому, что сама технология выполнения штриха связана с такими компонентами, как язык, губы, диафрагма и гортань, работа которых во многом скрыта от глаза играющих. Кроме того, и техника этих компонентов не всегда оказывается на высоте исполнительских требований (то язык «не туда пошел», то губы не в том положении, то диафрагма или гортань не успели среагировать и т.п.). Чтобы яснее стала работа языка (и губ) при игре, иногда полезно сравнивать ее с работой языка (губ) при выговоре различных букв и слогов.

Для достижения хорошего АНСАМБЛЯ большое значение имеет единство понимания и выполнения штрихов. Поэтому важное место в работе с ансамблем - ЭТО постоянное внимание к овладению различными штрихами каждым исполнителем в отдельности и их коллективным исполнением.



Похожие статьи
 
Категории