Как провести урок рисования в детском саду. Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками

18.02.2019

Предварительный просмотр:

Конспект занятия « Рисование яблока ватными палочками».

Назначение: подарок, украшение интерьера
Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками.
Задачи:
- овладеть техникой рисования ватными палочками;
- развить мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию, эстетический вкус;
- воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы.
Оборудование: лист бумаги, краски, ватные палочки, емкость с водой, рисунки художников.

Ход занятия.
1. Вступление.
Техника рисования ватными палочками имеет глубокие корни. Наши предки рисовали картины тиской - размочаленной палочкой, выдернутой из обычного веника. В живописи существует такое стилистическое направление - пуантилизм. В его основе лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.

2. Подготовка детей к практическому занятию.
Высоко на дереве яблоки созрели,
Солнышком напитаны спелые бока;
Мы такие яблочки никогда не ели
И никто не пробовал, уж наверняка.
Сладкие и вкусные, золотисто-красные,
Запах – удивительный, теплые в руке.
Уродила яблонька яблочки прекрасные,
Нет вкуснее яблок на нашем хуторке!

Ребята, сегодня мы будем рисовать яблоко при помощи ватных палочек. Принцип очень простой: макаете ватную палочку в краску и наносите точки на рисунок. Для разного цвета нужна своя ватная палочка. И если располагать точки чаще, то цвет получится более насыщенным.

3. Практическое занятие.
Ребята, мы приступаем к рисованию ватными палочками. Берем лист бумаги с контурной заготовкой.

Прорисовываем контур яблока. Берем ватную палочку, обмакиваем ее в красную краску и ставим точки по контуру рисунка.

Чтобы отпечатки получились ровными и круглыми, ватную палочку необходимо держать строго вертикально и прижимать к листу с достаточным нажимом.
Аналогично прорисовываем плодоножку коричневой краской, листок - зеленой.

Внутри яблоко заполняем точками красного цвета. Детям по-старше можно предложить использовать для заполнения 2-3 цвета.

Листок заполняем точками зеленого цвета. Наше яблоко готово.

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе: (кляксография-экспериментирование)

"Весеннее дерево"

Цель : Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.

Художественное творчество:

  • Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования « кляксография».
  • Познакомить с методом рисования при помощи трубочки и методом дорисовывания при помощи салфеток.
  • Формировать умение передавать цветовую гамму.
  • Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
  • Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изо- деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.

Познание:

  • Развивать познавательную и исследовательскую деятельность.
  • Развивать воображение, внимание, память и мышление.
  • Развивать дыхательную систему.

Коммуникация:

  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Совершенствовать умение точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Активизация словаря : трубочка для коктейля.

Обогащение словаря: кляксография.

Предварительная работа:

  • Экскурсия по весеннему парку.
  • Рассматривание иллюстраций на тему « Весна пришла».
  • Игры с водой и трубочкой для коктейля « морской бой»
  • Выдувание воздуха через трубочку.
  • Изготовление фона в технике «По мокрому».

Оборудование:

  • Затонированные листы
  • Разведенная гуашь
  • Акварель, кисть для рисования (белка)
  • Трубочки для коктейля.
  • Вода в баночках
  • Речной песок на тарелочках.
  • Бумажные салфетки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети вы верите в волшебство?

(Ответы детей)

Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете?

(ответы детей)

Где водятся волшебники?

В фантазиях твоих!

С кем водятся волшебники

А с тем, кто верит в них!

Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.

  1. Экспериментирование:

Мы палочкой волшебной

Тихонечко взмахнем

И чудеса в тарелочке

Мы из песка найдем.

Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите? (песок раздувается). Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко, (дети рисуют). А теперь попробуйте это в тарелочке с водой (дети делают). Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок, но вначале мы с вами побеседуем.

  1. Беседа:

Давайте все вместе вспомним и перечислим времена года.

А какое сейчас время года?

Что нравится или не нравится весной?

Что можно сказать про деревья?

(ответы детей)

Чтение стихотворения Т.Дмитриева

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки

Посмотри на ветки клена-

Сколько носиков зеленых.

Ребята, я вас приглашаю на прогулку по весенней тропинке. Пойдем?

Посмотрите, здесь чьи- то следы. Как вы думаете чьи? (на полу лежат нарисованные следы зайца). Наверно зайчата играли на этой полянке и оставили много следов.

А давайте и мы с вами поиграем как зайчата.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Прыг – скок, прыг – скок-

Встал зайчонок на пенек

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Славно мы прогулялись, наигрались, а теперь можно и делом заняться.

Посмотрите, что у нас лежит на столе.

(альбомные листы с подготовленным фоном, акварель, кисточки, разведенная гуашь, ложечки, баночки с водой, бумажные салфетки)

Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки- трубочки. Сначала мы возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать создавая ствол. Далее рисуем крону дерева с помощью салфетки (берем салфетку, сминаем ее и обмакнув в краску рисуем крону дерева (примакиваем) или кистью методом примакивания рисуем листочки, но прежде рисунок должен просохнуть. А пока мы с вами немножко отдохнем. Полежим на ковре с закрытыми глазами и представим себе красоту весеннего леса.

(звучит запись музыки- релакс «Звуки весеннего леса)

  1. Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?

Нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Дети рисуют. Самостоятельная деятельность.

Итог занятия:

Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные!

В заключении физкультминутка:

Мы сегодня рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут

Снова рисовать начнут

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем (кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвозди (дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Снова рисовать начнем.

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали.

А теперь мы отдохнем –

Снова рисовать начнем

(Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя за педагогом.)

Если кто-то из детей не успел дорисовать, дорисовывают. По окончании занятия – выставка получившихся работ. Просмотр детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных образов: самое необычное, яркое, нарядное, веселое дерево. Отмечается реалистичность изображения. У каждого ребенка выясняется, какие материалы и техники он применял.

Предварительный просмотр:

Тема: «Подводный мир».

Цель:

Задачи:

Виды детской деятельности:

Материалы и оборудование:

Ход занятия.

Загадка-для ума зарядка.

1.В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. (Море)

2.У родителей и деток

3.В море вырос лес,

Он зеленый весь. (Водоросли)

Пальчиковая гимнастика.

Две сестрицы-две руки (Дети показываю руки)

Рубят, строят, роют, (Имитируют действия)

Дружно полют сорняки (Наклоняются вниз)

И друг дружку моют (Ладонью моют кулак)

Месят тесто две руки- (Имитируют действия)

Воду моря и реки

Загребают, плавая (Иметируют действия)

Этапы работы:

3.Анализ работ.

Итог занятия.

молодцы!

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема: «Подводный мир».

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация».

Цель: развивать у детей познавательный интерес, творческие способности.

Задачи:

Систематизировать и расширять знания детей об обитателях подводного мира;

Развивать речевую активность, обогащать словарь (морская звезда, осьминог, медуза);

Совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики;

Осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-музыкальная, продуктивная, игровая.

Материалы и оборудование: фото с изображением обитателей подводного мира, картинка «Недовольные рыбки», аудиозапись «Шум моря», листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Посмотрите внимательно на фотографию. Что на ней изображено? (Ответы детей). Предлагаю превратиться в рыбок и очутиться на дне морском. (Воспитатель включает аудиозапись «Шум моря»).

Вам понравилось быть рыбками? Какие вам представились рыбки, веселые или грустные? (Высказывания детей)

Сейчас посмотрите внимательно на картинку. Какое настроение у рыбок? Что могло их расстроить? (Высказывания детей)

Давайте вместе вспомним правила поведения у водоема. (Дети рассказывают, как нужно вести себя вблизи водоема)

Кроме рыбок, в море мы можем встретить морскую звезду, медузу, осьминога.

(Воспитатель показывает фото с их изображением)

Посмотрите, ребята, какие они красивые! Таких интересных жителей мы на суше не встретим. Это обитатели морских глубин.

Загадка-для ума зарядка.

Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны отгадки найти на нашей морской картинке.

1.В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. (Море)

2.У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)

3.В море вырос лес,

Он зеленый весь. (Водоросли)

Ребята, мир морских глубин богат, красив и разнообразен. Сегодня я предлагаю изобразить с помощью восковых мелков и акварельных красок свой подводный мир.

Пальчиковая гимнастика.

Две сестрицы-две руки (Дети показываю руки)

Рубят, строят, роют, (Имитируют действия)

Дружно полют сорняки (Наклоняются вниз)

И друг дружку моют (Ладонью моют кулак)

Месят тесто две руки- (Имитируют действия)

Левая и правая, (Показывают одну, потом другую руку)

Воду моря и реки (Делают волнообразные движения кистями рук)

Загребают, плавая (Иметируют действия)

Самостоятельная деятельность детей.

Этапы работы:

1.Нарисовать восковыми мелками рыбок, камушки, водоросли…

2.Раскрасить весь лист бумаги голубой краской.

3.Анализ работ.

Итог занятия.

Ребята, давайте покажем друг другу, какие замечательные рисунки у нас получились. У каждого из вас свой неповторимый подводный мир. Все ребята старались, проявили фантазию и показали свои знания о морских обитателях. Все сегодня молодцы!

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной форме «Картинки из песка» в старшей группе

Цель : познакомить детей с нетрадиционной формой рисования песком;

Развивать художественные способности к изобразительной деятельности, умение принимать и самостоятельно реализовать творческую задачу, творческое воображение.

Предварительная работа : рисование палочками на песке. Игры в песочнице. Беседа о летнем отдыхе.

Оборудование : листы бумаги желтого, оранжевого, бежевого цвета разного размера, фломастеры. Коробки с песком, листы бумаги белого цвета, клеящие карандаши, клеенка.

Ход НОД

Воспитатель : ребята, послушайте стихотворение В. Шипуновой «Ладошки» :

Я глажу ладошками

Теплый песок.

Рисую кораблик,

А рядом цветок

И мамина кошка,

И деда гармошка,

Летящий журавлик

И буква - Антошка.

струятя песчинки…

сижу - не дышу,

ведь мира картинки

В ладошках держу.

Ребята, какое сейчас у нас время года?

Правильно - лето. А в какие игры можно играть на площадке?

Помимо перечисленных вами игр можно не только играть с песком, но и рисовать на нем, чем можно рисовать на песке? (Палочками, или пальчиками)

Воспитатель : Ребята, у нас есть бумага желтого, оранжевого, бежевого цвета, давайте представим, что это песок, а карандаши – полочки.

Представьте, что мы с вами сидим на берегу моря или реки, гладим ладошками желтый песок и рисуем самые красивые на свете картинки. Выберите бумагу песчаного цвета. Это может быть один большой лист - на нем поместятся много картинок. Или же несколько маленьких листочков – по одному на каждую картинку.

Располагайтесь как вам удобно, ведь мы с вами на пляже и рисуйте любую картинку. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать и обязательно придумайте название своей картинке.

Воспитатель спрашивает кто, что будет рисовать и записывает название картинки у каждого на листочке.

Физкультминутка :

Как на море на нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами.

Дети изображают резвящихся рыбок.

Воспитатель : Ребята, а сейчас мы превратим ваши картинки в необычные «песчаные» . У меня есть волшебная коробка как вы думаете, что в ней находится? (песок)

Есть один необычный способ создания «песчаных» картин -

С помощью бумаги и клея. Необходимо провести клеящим карандашом по всем линиям картинки и быстро плашмя положить картинку в ящик с песком изображением вниз, слегка похлопываем и поднимаем картинку.

Дети осваивают новый способ, расположившись возле коробок с песком.

По завершению работы воспитатель с детьми оформляет выставку детских работ «Песочные картинки» .

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

на тему: «Чудесные превращения кляксы»

(кляксография )

Задачи. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс).

Развивать творческое воображение.

Предварительная работа.

Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи?

Воспитатель читает детям отрывок из «Истории про Мальчика, который хотел стать художником» (книга И.А.Лыковой «Цветные ладошки»).

Материалы.

Краски – акварельные, гуашевые; цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, старые зубные щетки, срезы овощей (картофель, свёкла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Ход занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы».

Вчера принесла мне в подарок сестра

Бутылочку чёрных – чёрных чернил.

Я стал рисовать, но сразу с пера

Кляксу огромную уронил.

И расплылось на листе пятно,

Стало помалу расти оно:

Слева – хобот, а справа – хвост,

Ноги – как тумбы, высокий рост…

Я немедленно к чёрной туши

Пририсовал огромные уши,

И получился, конечно, он, -

Вы угадали – индийский слон.

Ребята, а что такое клякса?

Да, клякса – это пятно неопределённой формы, которое получается, если нечаянно разлить цветную жидкость – краску или тушь. Из – за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить во что угодно или в кого угодно.

Давайте и мы сегодня сначала нарисуем кляксы, а потом превратим их в кого захотим или в того, на кого они будут похожи.

Как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу?

Верно: можно ставить отпечаток губкой, тряпочкой, комком бумаги.

Штамповать срезом свёклы, которая оставляет следы своего сока.

Рисовать лужицу мягкой кисточкой, зубной щёткой.

Нанести на лист бумаги немного туши и раздуть её из трубочки или соломинки в разные стороны.

Давайте мы с вами изобразим разные кляксы на отдельных листочках разными способами. Дети экспериментируют. Воспитатель напоминает, что главное в кляксе – неопределенность, неожиданность, необычность формы.

Физкультминутка

После того, как дети освоят несколько способов и создадут по нескольку клякс, предлагаю оживить кляксы – превратить их в живых существ или в предметы.

Дети, внимательно рассмотрите свои кляксы, поворачивайте листы бумаги в разные стороны. Вот, например, моя клякса: если неё посмотреть так, она похожа на человечка, только нужно дорисовать глазки и ротик; а если кляксу перевернуть, она напоминает цветочек, только пририсую стебель и листочки.

А в кого превратятся ваши кляксы? (Тихо спрашиваю у каждого ребенка о его ассоциациях, замыслах, помогаю нерешительным детям)

Дети выполняют работы. Устраивается общая выставка «живых» клякс.

Предварительный просмотр:

Тема: «Предметная монотипия «Бабочка».
Возрастная группа: старшая группа.

Цель: развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Приобщать детей к миру искусства через познание окружающего мира, его художественного смысла.Программные задачи образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие: познакомить детей с изобразительной техникой «монотипия», активизировать проявление эстетического отношения к миру природы, развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Развивать воображение.
Познавательное развитие: закрепить знания детей о бабочках, как о представителях класса насекомых, продолжать формировать у детей знания о трёх фазах развития бабочек, воспитывать бережное отношение к миру насекомых.
Физическое развитие: развивать мелкую моторику рук, развивать координационные способности.
Предварительная работа: просмотр презентации «Насекомые». Лексико-грамматические упражнения на тему «Бабочки», «Насекомые». Беседа «Как появляется бабочка». Настольно-печатные игры: лото «Насекомые», «Вред и польза», «Кто, где живёт», «Собери из частей». Обсуждение рассказов В. С. Гребенникова «Тайны мира насекомых».
Методы и приёмы:
Наглядные: показ схемы превращения гусеницы в бабочку, показ приёмов изображения бабочки в технике «монотипия».
Словесные: беседа, вопросы к детям, проговаривание слов физкультминутки, инструкция, пояснение, словесное описание процесса превращения гусеницы в бабочку.
Практические: продуктивная деятельность, физкультминутка.
Оборудование: акварельные краски, кисти разной толщины, салфетки, ёмкости для воды, листы белой бумаги формата А4, карточки с изображением стадий развития бабочки, картинный материал на тему «Бабочки», мольберт.
Воспитатель предлагает детям пожелать гостям доброго утра:
Воспитатель: Ребята встаем все в круг и пожелаем друг другу доброго утра. Все вместе: Собрались все дети в круг Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Здравствуйте, милые дети Вы прекрасней всех на свете! Деятельность воспитанников.
Приветствие, дети здороваются, дарят гостям улыбки, выполняют движения в соответствии со словами текста.
Методы, формы, приемы,
возможные виды
деятельности. Результат.
У детей формируется психологическая готовность к образовательной деятельности.
Воспитатель загадывает загадку о гусенице, вносит сказочный персонаж и обыгрывает его, предлагает детям познакомиться с гусеницей. Дети внимательно слушают, отгадывают загадку, соглашаются познакомиться, знакомятся со сказочным персонажем- гусеницей. Сосредоточивают внимание, эмоционально выражают своё отношение к деятельности.
Сюрпризный момент – появление героя гусеницы. Взаимное приветствие.
Дети готовы к предстоящей деятельности.
-Нам всем весело, а гусеница печальна,
(просит детей ответить почему? Потому что все считают гусеницу некрасивой, неуклюжей, некоторые хотят её раздавить). - Подумайте, пожалуйста, как мы можем помочь гусенице? Развеселить её. Хотите ли вы помочь гусенице? С уважением относится к детским высказываниям, помогает детям делать выводы. Дети замечают печальную гусеницу, называют возможные причины грустного настроения гусеницы. Высказывают суждения о том, как можно помочь гусенице, выражают собственные мысли, делают умозаключения, опираясь на собственный опыт. Постановка проблемы: помочь гусенице обрести хорошее настроение.
Постановка проблемных вопросов: что можно сделать, как можно помочь гусенице. Обсуждение.
У детей возникает внутренняя мотивация на деятельность, сформировано желания помочь гусенице – рассказать ей о том, что гусеница может превратиться в прекрасную бабочку.
Я убедилась, в том, что вы действительно готовы помочь гусенице превратиться в бабочку, но для этого нам необходимо вспомнить стадии превращения гусеницы в бабочку (предложить детям игровое задание « Назови этап превращения гусеницы в бабочку», с опорой на наглядный материал).
Систематизирует ответы детей, обобщает, задаёт детям вопросы, стимулирующие процесс мышления. Дети участвуют в диалоге,
высказывают свое мнение,
основываясь на имеющихся
представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают
и отвечают на вопросы:
Из чего появляется гусеница? Куда бабочки откладывают яйца? Что происходит с гусеницей, в кого она превращается? Когда куколка превращается в бабочку?, выполняют игровое задание: называют этапы превращения гусеницы в бабочку. Беседа сопровождается показом на мольберте
картинок с изображением этапов превращения гусеницы в бабочку. Дети воспроизводят информацию,
необходимую
для успешного
усвоения нового, правильные ответы показывают, что у детей есть знания по теме «Размножение и развитие насекомых».

Воспитатель проговаривает и показывает движения физкультминутки «Спал цветок и,вдруг, проснулся»
вместе с детьми выполняет движения, в соответствии со словами текста. Дети выполняют движения физкультминутки, в соответствии со словами текста, физкультминутка детям понравилась, они внимательно следят за воспитателем, слушают текст, повторяют движения. Показ движений физкультминутки «Спал цветок и,вдруг, проснулся».
Выполнение движений, в соответствии со словами текста. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Овладение способами действия, применение знаний, навыков и
умений. Воспитатель рассказывает,
показывает детям последовательность,
приёмы выполнения нетрадиционной техники
рисования «предметная монотипия», проговаривает название нетрадиционной техники вместе с детьми. Предлагает тонкой кистью прорисовать мелкие детали: узор на крыльях, усики, конечности. Оказывает необходимую помощь и эмоциональную поддержку.
Дети внимательно слушают воспитателя, проговаривают этапы и последовательность выполнения работы, выполняют самостоятельно практическую работу -рисуют бабочку в технике «предметная монотипия», прорисовывают мелкие детали тонкой кистью.

Воспитатель организует анализ практических работ, обсуждение наиболее удачных и интересных, отмечает каждого ребёнка, что он нарисовал интересное, выслушивает мнение детей в обсуждении своих работ и работ сверстников. Предлагает детям создать альбом с рисунками и подарить его гусенице. Дети рассказывают о своих выполненных работах, что, по их мнению, наиболее удачно получилось у них, и какая была задумка. Готовят рисунки для альбома в подарок гусенице. Анализ, активное обсуждение. Дети осознают себя, как участники творческого процесса. У детей формируются элементарные навыки самооценки и умение оценивать работы сверстников. Дети видят результат своей деятельности.
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
-Сложно было выполнять работу? Что понравилось больше всего? В какой из нетрадиционных техник вам нравится работать больше всего? Помогли ли мы гусенице? Воспитатель предлагает нарисовать гусенице улыбку, привлекает детей к подведению итогов. Дети эмоционально реагируют на проделанную работу. Отвечают на вопросы воспитателя. Оценка, похвала, одобрение. Дети умеют анализировать свою работу, дети получили удовлетворение от совместной деятельности с воспитателем и довольны результатом своей деятельности.

Рисование в старшей группе, в зависимости от программы направления детского сада, может идти по стандартному и нестандартному пути. То есть традиционно ребенок учится рисовать карандашами (простыми, восковыми), красками

А в творческих кружках дети используют разные техники (набрызг, кляксографию нитками и трубочками, рисование мыльными пузырями, тычками, пальчиками, ладошкой, свечами, листьями, «мокрое» рисование, аэрографию, граттаж, монотипию, оттиск) и смешивают материалы (например, мелки с акварелью). Ныне многие современные педагоги государственных детских садов стараются разнообразить занятия по

Предварительная работа по изобразительной деятельности

Рисование в старшей группе направлено на закрепление и детализацию полученных ранее знаний. Дети умеют рисовать формы геометрических фигур (круг, цилиндр, треугольник, квадрат, прямоугольник) и передавать их через изображение овощей, животных, людей, птиц. В старшем дошкольном возрасте необходимо больше детализировать передаваемый образ, акцентируя внимание на его признаках.

Например, ребенок свободно изображает свою семью. Тогда нужно подсказать, что папа выше мамы, которая выше детей, а самый маленький у них - дошколенок. Кроме того, нужно помочь с пропорциями тела: туловище делится на две части, локти должны заканчиваться там, где находится «ремень». Лицо должно быть также гармоничным и правильным.

Чтобы дети лучше поняли признаки, пропорции, свойства изображаемых предметов, воспитатель каждый день проводит работу по развитию восприятия ими окружающего мира. Без этого не проходит ни одно рисование (старшая группа). Детский сад предоставляет необходимый материал для занятий, а педагоги с родителями должны расширить кругозор у детей.

Изобразительные умения старшего дошкольника

Воспитатели вместе с ребятами на улице изучают явления погоды, рассматривают предметы, в группе закрепляют полученные знания через лепку, аппликацию, вырезание форм и фигур, обведение шаблонов. Как только дети запомнили все признаки, то пробуют рисовать сами.

Затем проводится анализ ошибок полученных рисунков. Исходя из этого и подбирается та или иная техника рисования. Например, нужно обвести по точкам, цифрам или дорисовать симметрично изображенный рисунок по клеткам. Дети должны научиться располагать все предметы гармонично в пространстве, передавать на листе реалистичные образы.

Кроме того, рисование в старшей группе должно развивать чувство цвета, эстетический вкус. Этому помогают разнообразные техники. Например, дети делают из брызг, передают через отпечатки листьев, следы кисточки. Могут рисовать мыльными пузырями (смешивается шампунь с красками), свечой, а затем закрашивать фон акварелью. Все это способствует развитию творческих способностей, фантазии, расширению кругозора у старших дошкольников.

Рисуем овощи

Ребенку легче освоить рисование овощей. В старшей группе занятие выстраивается по нарастающей сложности:

  • дети изучают форму и внешний вид овоща на картинках, наглядных пособиях, реальных предметах (ощупывают, проговаривают);
  • дошкольники рисуют геометрическую форму;
  • корректируют внешний вид овоща;
  • намечают карандашом основные линии, выпуклости и прочие мелкие элементы;
  • раскрашивают красками, карандашами, фломастерами, маркером.

Например, огурец напоминает по форме овал. Далее один конец овала удлиняют, сужают. Затем с другого конца рисуют хвостик овоща, намечают на теле «пупырышки» и линии-бороздки. Затем раскрашивают огурец, показывая темные и светлые оттенки кожуры.

Или возьмем, например, морковь. Рисуется треугольник. Затем одну его сторону округляют, границы овоща делают более плавными. Далее изображаются листья и корни. Затем раскрашивается морковь красками.

Как только освоено рисование овощей в старшей группе, дети переходят к изображению натюрмортов. Сначала это рисование линейных наглядных предметов, затем овощей на тарелке или иной посуде. Самым сложным уровнем является изображение предметов по памяти. Для этого перед занятием проговаривают особенности внешнего вида овоща/овощей, после чего дети приступают к выполнению задания (сразу красками).

Рисуем животных

Старшие дошкольники уже умеют изображать животных, но чаще они у них сказочные, одушевленные (в платьях и костюмах, ходят на двух ногах, кушают при помощи лап). Задача воспитателя - добиться реалистичной передачи образа. Для этого изобразительная деятельность проходит параллельно с аппликациями, лепкой, чтением, знакомством с окружающим миром.

Для начала дети изучают особенности строения тела, потом пытаются найти общие свойства с уже знакомыми формами (например, голова круглая, туловище овальное, уши треугольные). Кроме сходства, акцентируется внимание на имеющихся расхождениях, наклоне предметов, их пространственном положении.

Рассмотрим рисование животных в старшей группе на примере ежа, овцы и щенка. Чтобы нарисовать ежа на поляне, нужно сделать следующее:

  • находите центр листа, где будет располагаться животное;
  • рисуете овал (тело);
  • с одного края намечаете нос в виде морковки;
  • рисуете круглый глаз, нос, овальные ножки, палочками рот, иголки;
  • намечаете траву, солнце, тучки;
  • далее раскрашиваете красками, учитывая цветовые переходы.

Изображение овечки, щенка

  • рисуете круг (туловище);
  • определяете наклон головы;
  • намечаете овал (голову);
  • туловище обрисовываете зигзагом, создавая кудри;
  • на голове рисуете глаза;
  • намечаете палочками четыре ноги;
  • прорисовываете «ступни» лап, нос точками, зрачки глаз, уши;
  • разукрашиваете.

Самым сложным этапом считается детализированное рисование в старшей группе. Вот :

  • изобразите овальное туловище, круглую голову, учитывая наклон;
  • начертите посреди круг (морду), линиями отметьте шею, лапы прямоугольными штрихами и овалами (стопы);
  • схематично определите симметрию морды, намечая положение глаз, носа, нарисуйте уши;
  • изобразите глаза, рот;
  • вместо кругов на лапах начертите пальцы, дорисуйте хвост;
  • сотрите лишние линии, наметьте направление шерсти.

Такие сложные занятия проводят с детьми индивидуально, на занятиях в кружках по рисованию.

Рисование «Грибы» в старшей группе

Дети часто изображают грибы вертикальным и горизонтальным овалом. Особенно им нравится разукрашивать мухомор. Его можно изобразить с выпуклой овальной или треугольной шляпкой. Чтобы нарисовать мухомор с овальной шляпой, нужно на листе определить его расположение, отметить эллипсоидный овал с вертикальной палочкой. Далее прорисовываете ножку мухомора.

Эллипс делите по диагонали: сверху на шляпе рисуете кружочки, а внизу, на ножке, белый воротничок. Таким образом можете нарисовать большие и маленькие грибы на поляне. Чтобы получить шляпу треугольной формы, верхушку мухомора делаете холмиком. Под шляпой изображаете овальное очертание внутренних слоев. У такого «фигурного» гриба ножку нарисуйте внизу с утолщением. Это простое рисование.

Грибы в старшей группе можно изобразить более натурально. Для этого сделайте следующее:

Чаще грибы вырастают под дождем. Как его нарисовать реалистично, без «палок», рассмотрим далее.

Рисование «Идет дождь»

Старшая группа уже определяет особенности дождя (грибной, слепой, проливной, осенний, летний). Педагогу лишь нужно акцентировать внимание на том, что капли изображают в одном направлении. Сначала дети рисуют тучи с каплями дождя, затем изображают людей с зонтиком, на последнем этапе дошкольники изображают дождь «по ту сторону окна».

На что обратить внимание при изображении дождевых туч.

  • Если тучи вблизи, то дождь изображаете продолговатыми каплями разных размеров, но в одном направлении. Начинаются капли с середины тучи, а не от края. Низ и вверх облака - более темные по цвету, чем передний план.
  • Если тучи далеко, то под ними растушуйте фон карандашом, формируя сплошной ливневый поток. Потом на нем штрихами определите отдельные капли дождя.

Это простое рисование («Идет дождь»). Старшая группа вполне может изобразить «натуральные» погодные явления. Этому помогут следующие правила.

  1. Дождь всегда изображаете на темном фоне, независимо от того, рисуете ли красками, карандашами, пастелью, маслом.
  2. Линии дождя изображаете параллельно друг другу.
  3. Яркие капли передаете через нажим ластика, свечу, разную цветовую гамму или специальной щетинистой веерной кистью.

Если нужно изобразить дождь как природное явление, то рисуете пейзаж, а поверх него через какое-то время наносите светлой краской капли сплошными наклоненными штрихами. Если капли делаете ластиком, то сначала широкой стороной проводите направления, а потом острым уголком при помощи сильного нажатия создаете блик капель.

Людей под проливным дождем изображаете аналогично. Но внимание уделяется не только направлению дождя, форме капель, но и лужам, силе брызг. Этому обучают дошкольников на индивидуальных занятиях по рисованию.

Рисуем осень

Октябрь - это месяц осенних конкурсов. Педагогу необходимо с детьми закрепить погодные свойства через рисование («Осень»). Старшая группа сравнивает все осенние месяцы, находит сходства и различия, запоминает цветовые переходы. Самое простое задание - когда дети изображают одинокое дерево. Для этого сначала определяется его место, отмечается ствол и ветки «рогаткой».

Затем на ответвлениях так же схематично наносятся мелкие галочки. При помощи краски толщина ствола и веток «наращивается». Поверх веток изображается листва разными красками (красной, оранжевой, желтой). Теперь остается нарисовать лужайку, небо, облака, солнце и тень от дерева.

Осень можно изобразить, нарисовав листопад. Здесь дети закрепляют знания о деревьях. Самый простой вариант - изобразить осень отпечатками (этот способ больше всего предпочитает старшая группа).

Рисование: тема «Осень»

  • Соберите разные листы с деревьев.
  • Распределите их на листе бумаге.
  • Далее берете листок, намазываете обильно его с изнаночной стороны красной, желтой, оранжевой краской (особенно тщательно промазывайте прожилки).
  • Положите листок крашеной изнанкой на альбомный лист, прижмите ладошкой.
  • Проделайте эту работу с другими листами, выбирая другой цвет.
  • Теперь листья больше не нужны. Отпечатки прорисовываете кистью, красками. Обратите внимание, что прожилки листа выполняют роль ствола и веток дерева.

Можно нарисовать стволы деревьев с ветками, а пальчиками ставить точки-листочки. Это тоже нравится дошкольникам любого возраста. Для конкурса многие дети, проявляя фантазию, рисуют образ осени с женским лицом и листьями вместо волос. Так закрепляются знания о пропорциях человеческого лица, листьях, деревьях и цветовой гаммы осени.

Рисуем пернатых

Рисование птицы в старшей группе происходит по тому же плану, что и занятие по изображению животных. Сначала все детали сравниваются с геометрическими формами, акцентируется внимание на движении, наклоне головы, расположении на альбомном листе. Вот пример (рисование павлина):

  • нарисуйте овальное туловище;
  • сверху круглую голову;
  • шея идет от головы по овалу;
  • на туловище прорисовываете треугольные крылья;
  • к овалу добавляете лапы с тремя пальцами;
  • на голове прорисовываете круглые глаза, треугольный клюв;
  • от одного крыла до другого намечаете распущенный хвост, похожий на лепестки ромашки;
  • раскрасьте

Рисование в старшей группе позволяет изобразить птиц с разной стороны, в действии. Вот как выглядит профиль петуха. Начинаете работу с головы. Чертите круг, отмечаете глаз, треугольный клюв с поперечной линией, овальной бородкой и гребешком из трех лепестков.

От головы рисуете шею с воротником, похожим на форму расклешенной юбки. От него продолжаете вогнутое туловище, напоминающее вместе с шеей полумесяц. Далее рисуете хвост из восьми перьев: первые длинные, поднятые вверх, четыре пера начинаются с конца туловища, последние короткие, заходят на треть туловища и свисают вниз.

На туловище прорисовывается линией крыло, ноги с четырьмя пальцами и шпорами. На крыле обрывистыми горизонтальными дугами обозначаются перышки, а вертикальными линиями - длинные перья. На пальцах прорисовываются когти маленькими дугами.

Как писать конспект по изобразительной деятельности

Конспект рисования в старшей группе пишется по следующему плану.

  • Тема занятия. Обычно берется из программы.
  • Цель . Прописываются три-пять задач данного занятия, подразумевающие получение новых знаний и закрепление имеющихся навыков.
  • Материал . Указывается инструментарий, вплоть до последней кисточки. Какие приемы будут применены, какое оборудование понадобится.
  • Ход занятия. Теоретическая часть начинается с предварительной работы по теме. Так, может прийти в гости сказочный персонаж, которого надо нарисовать или которому нужно помочь изобразить что-то. При помощи стихотворений, рассказов, рассматривания картин, наглядного материала выявляются нужные свойства предмета, который нужно нарисовать. Далее на практике дети выполняют задание, а в конце урока делаются выводы о полученных знаниях.

Ныне в детских садах занятия называются термином «непосредственная образовательная деятельность» (НОД). Рисование в старшей группе от этого не изменило своей сути. Также применяются дидактические игры, игровые приемы, разные техники для того, чтобы вызвать у детей желание нарисовать нужный предмет или явление.

В формировании личности малыша очень большое значение имеет рисование. Оно приносит неоценимую пользу и развивает как интеллектуальные способности у детей, так и их мышление. Ведь в то время, когда дети рисуют, включёнными в работу оказываются не только зрительные, но и двигательные анализаторы, что великолепно развивает мелкую моторику и память.

Кроме того, при занятии рисованием ребёнок учится воображать и сочинять, думать и сравнивать. При этом запас знаний у него развивается постепенно, что очень хорошо в детском возрасте.

Рисование развивает творчество

Занятия рисования в детском саду любимы всеми детьми. Малыши неуклюже пытаются изобразить увиденное с самого раннего возраста. Чтобы развивать это желание, можно уже до года давать ребёнку мягкую губку, которой он сначала будет играть, а затем при помощи взрослых опускать её в блюдце с краской и водить по бумаге, наблюдая за результатом. Через какое-то время эту операцию малыш станет проделывать самостоятельно.

В то время, когда ребёнок пойдёт в садик, рисунки у него уже не будут представлять собой сплошные кляксы. К ясельному возрасту дети умеют держать карандаш и кисточку. Про сам процесс рисования говорить ещё рано, но, манипулируя этими предметами, малыш оставляет случайные штрихи, точки и линии на бумаге. Это его очень привлекает.

В этом же возрасте можно начинать применять простейшие техники нетрадиционного рисования, например сжатую в кулачок руку обмакнуть в блюдце с краской и оставить след на бумаге. Получится гусеница, которую детишки видели на прогулке.

Что дают занятия по рисованию в дошкольных учреждениях

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию.

Листочки, опавшие с деревьев осенью, помогут изобразить двор, засыпанный листвой. Нужно их только опустить в блюдце с краской и приложить к бумаге. А отпечаток ладошки можно сравнить со следами зверьков, оставленными на снегу.

Занятия по рисованию хорошо развивают фантазию детей и дают возможность для проявления творчества и вдохновения, а также чувства красоты. При этом личность ребёнка получает гармоничное развитие.

Нетрадиционное рисование. Зачем оно нужно?

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами.

И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.

Художественное мышление отлично развивается, когда дети красками и подручными средствами изображают на листах бумаги сказку. Такая форма занятий может быть не только индивидуальной, но и групповой. Для этого каждому малышу стоит предложить изобразить своё понимание сюжета на определённом участке общего ватмана. После того как всё будет готово, дети с удовольствием вносят дополнения в рисунок, придумывая этим продолжение сказки.

Нетрадиционные техники, используемые для рисования с детьми

В таком интересном и сложном процессе, каким для детей является рисование, самым лучшим будет использовать различные техники. Все они прививают любовь к изобразительному искусству. Большого внимания заслуживают нетрадиционные техники рисования в детском саду, которые дают детям простор для фантазии.

Их вводят с самого раннего возраста, но на первых порах, пока ребёнок учится образно мыслить и правильно действовать своими ручками, взрослый должен принимать непосредственное участие в этом процессе. Привлекательны они для малышей возможностью достичь желаемого результата очень быстро.

Хороша эта форма развития тем, что она очень интересна для любого ребёнка. Детей всегда привлекает рисование пальчиками и всей ладошкой, а также превращение обычной кляксы в презабавные фигурки.

Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.

Выполняя такую работу, дети учатся также фантазировать и через различные цветовые гаммы выкладывать свои ощущения на бумагу.

Пальцевая живопись как один из вариантов нетрадиционного изображения предметов

Когда используются нетрадиционные техники рисования в детском саду или дома, наилучшим вариантом может стать рисование при помощи пальчиков или всей ладошки.

Такая техника может применяться даже в то время, пока малыш ещё маленький. Пальцевая живопись очень хорошо себя зарекомендовала. Для этого метода не нужна кисточка, достаточно только гуашевых красок, налитых в небольшие ёмкости, и мисочки с водой для мытья рук.

При использовании этого метода очень хорошо развивается фантазия ребёнка. Ведь подушечками пальцев, обмакнутыми в краски, можно изобразить и цветы в подарок для мамы, и новогодние конфетти, и различные узоры на платье. А проводя пальчиками линии на бумаге, можно получить и более сложные предметы.

Прежде чем начинать с малышом фантазировать, стоит на отдельном листе попробовать отпечатки различных частей ладошки, чтобы посмотреть, на что они будут похожи. При смене рук все отпечатки будут изгибаться в разные стороны. Такой вид живописи даёт детям возможность придумать и изобразить на бумаге целый сюжет, заставляет их мыслить образно.

Средняя группа детского сада. Рисование и его особенности

В детском коллективе популярны различные занятия. Нетрадиционные техники рисования в детском саду интересны не только малышам, но и детям как средней группы, так и старшей. У них имеются уже приобретённые навыки, поэтому воспитатели могут начинать применять обрисовывающие жесты. Малыш слушает рассказ взрослого, смотрит, как он жестами показывает сказанное, и стремится воспроизвести на листе сложившийся у него образ.

Но всё-таки без наглядной натуры в этом возрасте ещё не обойтись. Одних слов и жестов может быть недостаточно, чтобы сложился определённый образ. Поэтому самым лучшим будет, когда перед глазами ребёнка находится натура, помогающая созданию правильного восприятия описываемого предмета или сюжета, оживлению детских представлений о нём. Это может быть игрушка, картинка или рисунок взрослого.

К тому же перед детьми нужно положить несколько разновидностей подручных предметов. Они могут потребоваться для создания изображения. Это даст возможность для выбора, а также умения сравнивать и фантазировать.

Как нарисовать при помощи нетрадиционных техник времена года

Любая прогулка с детьми даёт возможность воспроизвести увиденное нетрадиционным методом. Такое чудесное время года, как зима, позволяет проявить множество фантазии для того, чтобы изобразить желаемое на бумаге.

Когда применяются нетрадиционные техники рисования, зима может быть нарисована с помощью кусочков ваты или пенопласта, которые изображают снег, а также мелких блёсток, символизирующих его блеск.

Рисовать с помощью подручных средств намного интереснее, ведь нужно применять ассоциативное восприятие и учиться сравнивать. При такой технике процесс того, как падает снег, можно показать методом разбрызгивания краски, а также использовать всевозможные материалы, которые вызывают ассоциацию с заданным сюжетом. Нетрадиционные техники рисования с детьми дают очень большие возможности для развития их воображения.

Какие материалы используются при нетрадиционном рисовании

Занятия по нетрадиционной технике рисования проводятся с использованием подручных материалов. Также нужно обратить внимание на предпочтения ребёнка при выборе инструментов для выполнения рисунков. Цвета, их оттенки, способы нанесения на бумагу наполняются мироощущением малыша и могут много рассказать о нём.

Когда на занятиях применяется необычный материал, у детишек развиваются творческие способности и личностный настрой. Каждый малыш получает возможность ощутить незабываемые эмоции и отразить свои впечатления и настроение на бумаге.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду предполагают использование таких подручных материалов, как листва деревьев, манка и соль, пластилин, воск, песок, нитки. А инструментами, заменяющими кисти и карандаши, могут быть пальчики, зубные щётки и поролон. В качестве изобразительного материала могут применяться и бросовые вещи, например пробки, старые пуговицы, бусинки.

Существующие виды нетрадиционного изобразительного искусства

Методика рисования в детском саду нетрадиционными способами подразумевает использование различных техник. Самыми распространёнными из них являются линотерапия, выполняемая с помощью ниток, которые окрашены в разные цвета, разбрызгивание красок зубной щёткой и кляксография. Также детям очень нравится рисование по мокрой или мятой бумаге, на воздушных шариках и ткани.

Нарисованные детьми рисунки лучше всего вставлять в рамочки и вывешивать. Любому ребёнку будет приятно, что предметом его творчества любуются. Это поднимает самооценку малыша.

МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 Организация и методика изодеятельности (рисования) в детском саду

Шелудякова Наталия Дмитриевна

Воспитатель, руководитель студии «Мастерилка»


Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств , рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.


В процессе рисования совершенствуются: Наблюдательность, Эстетические эмоции Художественный вкус Творческие способности Творческая активность Творческое воображение Ориентировка в эстетической и художественной культуре своего народа Доброта сердца Чуткость души Действенная любовь ко всему прекрасному


Что же делает рисование столь желанным для детей?

  • Во-первых, оно доступно : рисовать можно чем угодно, на чём угодно и где угодно;
  • во-вторых, это деятельность, сопровождаемая активными чувственными переживаниями : волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;
  • в-третьих, оно познавательно , ибо помогает разглядеть, узнать, уточнить, понять многое, да и показать в рисунке свои знания;
  • в-четвертых, оно выразительно : в рисунке можно многое выразить, и порою с меньшими трудностями, чем в словах (свои душевные волнения, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения и др.);
  • в-пятых, рисование продуктивно : рисуешь, и обязательно

что-то получается. Рисунок - это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно повесить их на стенку,

подарить, отложить, вновь достать и рассматривать.


Основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида, рисование отдельных предметов: - сюжетное - декоративное. Так же имеет своё место - нетрадиционное рисование.


Рисование отдельных предметов Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов , для всех возрастных групп являются следующие: - научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; - научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; - передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; - развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.


Сюжетное рисование. Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие: - научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; - научить передавать взаимодействия между объектами; - научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве. Не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете , а все детали он выполняет по своему желанию . Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления.


Декоративное рисование. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Общими задачами декоративному рисованию , являются : - развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; - развивать чувство цвета; - развивать способности различать стили (дымковская, гжель, палех и т.д) в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве; - совершенствовать технические навыки кистью и карандашом.


Нетрадиционное рисование. Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов и необычным способом. Занятия данным видом рисования способствуют в большей мере развитию фантазии, логики, мышления. При данном способе ребенок учится мылить нестандартно. Нетрадиционное рисование дает возможность применения широкого круга возможностей для создания полноценных художественных сюжетов. Еще один огромный плюс нетрадиционного рисования – легкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми дошкольного возраста. Одновременно разнообразные способы можно сочетать, получая в итоге реалистичные эффекты.


В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе: 1 этап – возникновение замысла; 2 этап – процесс создания художественного образа 3 этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.


На 1 этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике. На 2 этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка. На 3 этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»


Творческие проявления детей

На 2 году жизни дети ещё не могут преднамеренно изображать какие –либо определённые предметы и явления. Интерес к изобразительной деятельности возникает в результате подражания взрослого. Этот период исследователи называют

«доизобразительным» .

Во второй половине 2-го года жизни всё чаще появляются следы от карандаша на бумаге. Вначале дети покрывают лист бумаги точками, штрихами, затем неотрывными дугообразными линиями, после этого линии закругляются, ломаются под углом, перекрещиваются, появляются зигзаги.

Затем дети овладевают вращательными движениями, в

результате чего получаются неотрывные

спирали, мотки.

Постепенно в рисунке исчезает

хаотическое

нагромождение линий, и всё чаще

возникают более

чёткие графические изображения.


Творческие проявления детей

Дети от 2 лет – 2 лет 6 месяцев с интересом рисуют, однако не все ещё могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего, так как в этом возрасте отсутствует преднамеренность в изображении. Рука ребёнка неуверенно держит карандаш. Иногда появляются изображения неопределённых форм, которым ребёнок даёт различные названия, ассоциации их по цвету или формам предметов.

Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет увереннее держат карандаш, кисть. Узнавание – новый этап в развитии изобразительной

деятельности. Штрихи, линии дети иногда называют

«дождики», «огоньки», «лепёшки».

Постепенно детей

привлекает не только процесс

закрашивания, но и

цветовые пятна. Дети ритмично наносят

всему листу бумаги или закрашивают

его полосками.

В изобразительной деятельности детей

возникают

первые творческие проявления.


Способы рисования в раннем возрасте

Знакомство с кисточкой как с художественным инструментом

Примакивание кисточкой

Рисование прямых, волнистых, пологих и запутанных линий (вести кисть по ворсу, а так же точек.

Рисование кисточкой круга

Рисование вертикальных линий разной длинны

Обыгрывание и дополнение контурного рисунка или аппликации

Раскрашивание объекта в раскраске состоящий из частей

Дорисовывание аппликации (ножки, крылышки, глазки, клювик)

Сочетание в одном образе разные линии: рисовать большой круг и несколько лучей – прямых и волнистых.

Нетрадиционное рисование

Рисование на песке пальчиками и палочками дорожек

(прямые и волнистые).

- «Принт» (печать листьями)

Рисование пальчиками.(оставлять на бумаге отпечатки одно-

и дву- цветные)


Дети младшего дошкольного возраста отличаются стремлением к активности, самостоятельности. Дети 3 лет могут создавать очертания определённой формы, с помощью которой передают различные образы. Передают детали одежды, черты лица и др. Изображения предметов, персонажей приобретают пространственное соотношение, не всегда понятное взрослым. Он легко ориентируется в лабиринте линий и форм. Линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления. Рисование красками в младшем дошкольном возрасте, как и в раннем, является приоритетным. Среди методов обучения младших дошкольников имеет место «сотворчество» воспитателя с детьми. Дети проявляют желание использовать различные цвета для украшения предметов, фигур в рисунке.


Дети 3 – 4 лет знакомятся с некоторыми предметами декоративно прикладного искусства: узнают яркие цветы в узоре.

В созданном ребёнком образе находит отражение наиболее существенное, характерное для данного персонажа (у мишки круглые уши, у девочки на голове бантик).

У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления.

Рисование красками в младшем дошкольном возрасте,

как и в раннем, является приоритетным, так как яркие

цвета воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка.

При этом быстрее возникают ассоциативные образы.


К 4 годам наступает вторая ступень изобразительной стадии : ребенок делает важное мировоззренческое открытие - окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними - линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал - "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам – выше всех членов семьи.


Способы рисования в младшей группе

Рисование крупных двуцветных предметов

Рисование овальных предметов.

Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы

Знакомство с явлением контраста «светлый – тёмный»

Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий

Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы

Рисование декоративное

– филимоновская роспись.

  • волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание
  • Нетрадиционное рисование

Рисование на песке пальчиками и палочками дорожек

(прямые и волнистые).

«Принт» (печать листьями)

Рисование пальчиками.(оставлять на бумаге отпечатки

одно- и дву- цветные)

Рисование ватными палочками

Рисование хаотичных узоров в технике по мокрому

Рисование с приёмом «приманивания» кисточкой


Творческие проявления детей

Для детей 5-го года жизни характерны активность, самостоятельность, любознательность, наглядно-образное мышление, развитая речь.

В этот период происходит усложнение структуры изобразительной деятельности, проявляются новые её подвиды: декоративное рисование на основе восприятия детьми изделий декоративно-прикладного искусства.

Предметное рисование в средней группе способствует развитию сюжета. Украшение изображённого в рисунке персонажа вносит элементы декоративности. Процесс рисования приобретает сюжетный характер.

Дети изображают предметы и явления окружающей

действительности. Усложняя процесс создания

графического и живописного изображения,

поэтому средства выразительности в рисунке

(цвет, линию, форму, композицию) дети

используют в разных сочетаниях.


В рисунках появляются фигуры животных, человека, которые ребёнок располагает ритмично в ряд, внизу листа (фризовая композиция).

Дети проявляют стремление к украшению изображений домов, машин, фигуры человека, его одежды и т.д. Происходит перенос элементов декоративного узора в сюжетное рисование.

Эстетические оценки детей очень элементарны: «красиво - некрасиво», «нравится - не нравится» . Однако некоторые омечают сочетание красок, линий, форм, выделяют рисунки в которых их привлекают сюжет, изображение природы, мир животных, сказочные образы.


Способы рисования в средней группе

Рисование предметное по замыслу

Сюжетное (передача особенностей внешнего вида)

Рисование по представлению (передача в рисунке характера и настроения героев)

Рисование красками по мотивам литературного произведения (простые графические сюжеты)

Рисование декоративное

Точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия)

Обведение кисти руки и создание узора

Рисование на аппликационной основе

Рисование контрастных по размеру образов

Рисование дидактическое (цветоведение)

Нетрадиционное рисование

Рисование модульное пальчиками и ватными палочками

Рисование – фантазирование (фантазийные образы):

  • с рисованием пальцами, ладошками, отпечатками
  • разными предметами.

Творческие проявления детей

Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста (6 год жизни )значительно богаче по средствам изображения и содержанию, чем в предшествующих возрастах. В этом возрасте у детей особенно ярко появляется тенденция к самовыражению, самоутверждению. Стремление к созданию новых композиций является основой изобразительного творчества старших дошкольников.

Дети стали наблюдательнее, замечают и выделяют красоту цветовой гаммы, пропорций, многообразие форм предметов, выразительность характерных черт персонажа.

Благодаря координированным, плавным движениям рук,

зрительному контролю улучшается качественное

выполнение рисунка.

В собственном творчестве дети используют

то или иное

средство для передачи художественного

образа, чётко

мотивируя свой выбор.

Дети свободнее владеют пространственным


Способы рисования в старшей группе

Рисование простых сюжетов

(передача движений человека, взаимодействий и отношений между персонажами)

Рисование декоративное (беспредметные –абстрактные композиции)-безотрывное рисование карандашом, фломастером, кистью по бумаге.

Декоративное рисование

По мотивам хохломской росписи

- Дымковская роспись

По замыслу, заполняя всё пространство на листе бумаги (растительные, зооморфные, геометрические)

На объёмной фигуре (на вылепленной игрушке) – украшение кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами

  • построение кругового узора из центра, симметрично располагая

элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам

По народным потешкам и песенкам

Рисование по представлению

Рисование по описанию (загадок и стихов)

Рисование с натуры


Рисование цветовых композиций (смешивание разных красок для получения «зимних», «весенних», «летних», «осенних» композиций). Рисование – экспериментирование - палитра – тёплые оттенки - с различными художественными материалами и инструментами Сюжетное рисование -по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений -передавая движения, взаимодействия и отношения детей Рисование предметное - рисование широкой линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом - рисование – дидактическое (цветоведение) Рисование по замыслу - выразительная фигура человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики - улыбка, смех Рисование с опорой на фотографию (портрет) Нетрадиционное рисование Рисование – фантазирование Рисование экспериментирование с различными материалами и кляксография Рисование в технике «по мокрому»(цветовая растяжка, лессировка) Рисование на камешках по замыслу


Творческие проявления детей

К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире.

Дети свободно передают многообразие окружающей действительности: картины природы, сцены из жизни и сюжеты сказок, литературных произведений (живописные и графические образы). Многие предметы, образ человека, сказочных персонажей они изображают в рисунке, в сюжетной композиции, используя различные выразительные средства.

Определяют тёплые и холодные тона.


Способы рисования в подготовительной группе

Рисование декоративное

  • модульное
  • с элементами письма
  • по мотивам кружевоплетения (точка, круг, завиток, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля)
  • оформление лепных поделок по мотивам « Дымковской» (Вятской) игрушки
  • По мотивам «Гжели» двухчастные контрастные композиции
  • по мотивам « Городецкой» росписи

Рисование сюжетное

  • передача движения и эмоциональное состояние объектов,

изображение позы

  • по замыслу
  • пейзажное

Рисование по замыслу - несложные сюжеты и пейзажи - ассиметрия, передающая движение Рисование по представлению - парный портрет (в профиль, в анфас) Рисование с натуры - цветы - игрушки Нетрадиционное рисование - «Монотипия» (по мокрому)-пейзаж - рисование по мокрому листу.


  • Т.Г. Казакова. Детское изобразительное творчество. Изд.: ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»; Москва, 2006г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2011г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2011г

С п а с и б о з а в н и м а н и е !

Мастер-класс по рисованию. Нетрадиционное рисование кусочком текстиля

Тема: «Пейзаж кусочком текстиля - за 3 минутки»

Мастер - класс рассчитан : на детей старшего дошкольного возраста, педагогов дошкольного образования, родителей.

Назначение : данный рисунок, выполненный своими руками в нетрадиционной техники, является отличным подарком родным и близким, может использоваться для оформления интерьера комнаты, выставок детского творчества.

Цели и задачи : развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений. Повышения уровня педагогического мастерства педагогов и родителей.

Материалы : бумага белая формата А - 4 , гуашь черная, палитра, кусочек текстиля размером 10 х5 см, клей белый ПВА, лист цветного картона.

Описание Мастер - класса:

Мы открыли мастерскую.

Полюбуйтесь - вот какую!

Приглашаем всех учиться

Вместе весело трудиться!

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро.

Я предлагаю вам сегодня на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер класса.

И хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования - рисование текстилем, то есть (тканью). И предлагаю вам сегодня написать пейзажи, без помощи кисточки - простым кусочком ткани.

Как мы знаем, пейзаж - это рисунок изображающий природу, то есть леса, реки, поля, луга, озера, горы.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется …пейзаж .

Ведь как гласит китайская мудрость.

Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.

Поэтому предлагаю преступить.

Для работы нам понадобится: черная гуашь, так как рисовать мы будем в черном тоне, кусочки хлопчатобумажной ткани, лист белой бумаги формата А - 4, клей белый ПВА, лист цветного картона (для оформления работы).

Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона.

Обмакиваем тампон из ткани в черную гуашевую краску и проводим на листе линию горизонта.

Горизонтом мы называем линию границы неба и земли. Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.

Нарисовали линию горизонта способом протяжки.

Теперь нам нужно нарисовать вдали лес, для этого мы примакивающими движениями печатаем хаотично деревья и кустарники, при этом мы получаем фактурные отпечатки.

Лес и кустарники на линии горизонта готовы.

Важно помнить, что на дальнем плане предметы кажутся маленькими, а на ближнем переднем плане более крупными, отчетливыми. Теперь на переднем плане рисуем тампоном способом протяжки линию берега.

Берег готов.

Приступаем к печатанию кустов.

Кусты готовы.

Рисуем способом протяжки, хаотичным размазыванием кусочком ткани на небе тучи или облака.

Тучи нарисовали.

Приступаем к рисованию ряби на озере.

Рябь готова.

Теперь рисуем солнце и его отражение в воде.



Похожие статьи
 
Категории