Как вы понимаете название горе от ума. Смысл названия комедии А

06.04.2019

Я странен, а не странен кто ж? —
Тот, кто на всех глупцов похож...
А. С. Грибоедов

В грибоедовское время «ум» понимался широко — как интеллигентность, просвещенность. Понятия «ум», «умник», «умный» употреблялись в значении «вольнодумство», «вольнодумец», человек передовых убеждений, носитель новых идей, независимых свободолюбивых взглядов. Противоположный смысл придавался словам «глупец», «глупость», то есть отсталый, консервативный, реакционный.

Первоначально Грибоедов назвал свою комедию «Горе уму» — этим он хотел подчеркнуть драматическое положение ума в обществе мракобесия и косности. Высказывание самого Грибоедова о замысле и основном конфликте произведения помогает понять смысл заглавия пьесы: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

Уже в первом действии комедии определена та политическая обстановка, при которой в обществе нет и не может быть места думающим: «Ведь нынче любят бессловесных». В эпоху Александра I в России усилилась реакция, установился аракчеевский режим, когда нужны были не деятельные умы, а бессловесные, молчаливые исполнители, служащие «не делу, а лицам». Все оригинальное, самобытное, смелое душилось, все, кто осмеливались иметь собственное независимое суждение, казались властям просто сумасшедшими, их уделом было горе от ума.

Именно ум Чацкого — первопричина его столкновения с фамусовским обществом и его личной драмы. Лучшие человеческие качества Чацкого делают его в представлении окружающих сначала «чудаком», «странным человеком», а потом безумцем. Главный герой понимает «предназначенье века» и, будучи гражданином, патриотом, не может «в постыдной праздности влачить свой век младой». Он борется с обществом обличающим словом. Чацкий бросает в лицо фамусовскому обществу гневные, обличительные слова о бездумном подражании иностранцам, в презрении к родному языку, к народу, национальной культуре. Убеждения Чацкого глубоко выстраданы. Образ жизни московской столичной знати для него неприемлем. Чацкий прекрасно знает, что ждать перемен в высшем свете не приходится:

Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.

Прошедший век, которым так восхищался Фамусов, Чацкий называет «веком покорности и страха». В монологе «А судьи кто?..» он обрушивается на тех «негодяев знатных», которые меняют слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке». Все выпады Чацкого против великосветской знати согреты горячей любовью к отчизне и к ее «умному и доброму» народу.

Среди гостей Фамусова Чацкий совершенно одинок. Для них, привыкших жить по заветам, оставленным им в наследство «веком минувшим», он чужой, мало того — «карбонарий». Чацкому в комедии противостоят Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Каждый из них по-своему умен.

Грибоедов в образах комедии воплотил свое представление о двух типах «ума». Чацкий — носитель настоящего ума — светлого, пытливого, ищущего истину. Ум фа-мусовцев — житейский, практический, пошлый, служит средством для личного преуспевания. Для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познаний». Он превыше всего ставит в людях ум и оценивает их по уму. Такие же люди, как Молчалин и Фамусов, понимают «ум», как уменье жить, то есть приспосабливаться к жизни, тратить все свои интеллектуальные силы на то, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».

У людей фамусовского круга свои понятия о ценностях жизни, свои представления о том, как преуспеть в обществе, как продвинуться по службе.

Фамусов:

Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених.

Молчалин:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь... Ведь надобно ж зависеть от других.

Репетилов убежден: «умный человек не может быть не плутом». Софья не раз высказывает сомнение в достоинствах и роли ума. «Зачем ума искать и ездить так далеко?» — спрашивает она, имея в виду Чацкого. Софья использует свой острый ум для откровенной лжи и распускания слухов. Именно ей Чацкий обязан сплетней о своем сумасшествии.

Все гости фамусовского дома с презрением относятся к наукам, просвещению. Недаром образованность и свободомыслие Чацкого принимается ими за сумасшествие. Источником всякого зла Фамусов считает просвещение: Материал с сайта

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

У него даже есть рецепт того, как избавиться от этой «чумы»: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь». Ему вторит Хлестова, проклиная все очаги просвещения — «пансионы, школы, лицеи, Петербургский институт». Скалозуб мечтает о том, чтобы в «лицеях и гимназиях» обучали «по-нашему: раз, два!..»

Необразованность, пренебрежение всяческими нравственными принципами, зависимость от мнений высшего света, общественная бесполезность — черты, которые объединяют в комедии всех членов фамусовского общества.

Создав образ Чацкого, Грибоедов показал, что ум — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. Именно такой ум расценивался в фамусовском обществе как безумие, сумасшествие. Грибоедов рассказал о горе вольнодумца, противостоящего косному обществу крепостников. Заглавие комедии указывает на неизбежность трагедии умного передового человека в обществе Фамусовых. Трагедия Чацкого — это трагедия лучших людей эпохи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • смысл названия комедии горе от ума сочинение
  • почему комедию горе от ума назвали именно так?
  • понятно ли вам название комедии горе от ума
  • смысл заглавия горе от ума
  • смысл названия горе от ума маленькое сочинение

До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.

Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.

Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.

При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой - Митрофанушка - и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.

Митрофан много есть - всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей... он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: "Матушка, защити!" (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот - дрянь. Никакого уважения!

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Серова Мика Морозов 4 класс описание

    Знаменитый художник Валентин Александрович Серов написал много замечательных картин. Особое место в творчестве Валентина Александровича занимают портреты детей. Серов признан мастером детского портрета. Художник с доскональной точностью передавал

  • Сочинение по картине Н. Рериха Заморские гости 4 класс (описание)

    Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться

  • Сочинение Что я люблю делать и почему 5 класс

    Я еще учусь в школе, и у меня много разных интересов. Одно дело я люблю особенно, мне нравится вышивать. Я умею вышивать крестиком, гладью и другими способами.

  • Смысл, суть и идея рассказа Горького Старуха Изергиль

    Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа Старуха Изергиль. Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.

  • Анализ главы Тамань из романа Герой нашего времени 9 класс

    «Тамань» - это первая глава, с которой начинается повествование в дневнике Печорина. Так он старается передать внутреннее состояние мужчины. Повествование достаточно просто, по работе

«Горе от ума» - первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Название первой редакции комедии было другое - «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий - романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку.

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? - пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. - Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой - никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, - тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни - медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья - еще одна возможность для осуществления его замыслов.

Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал - «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья - из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

А. С. Грибоедов, дипломат, талантливый поэт, композитор, вошел в историю русской литературы как автор единственной, блистательной комедии «Горе от ума».

Человек с прекрасным образованием и гениальным складом ума, Грибоедов посвятил свою жизнь служению родине, полагая: «Чем человек просвещённее, тем полезнее своему отечеству». Близкое знакомство с декабристами и разделение их идей и ненависти по отношению к самодержавно-крепостническому строю многое дали поэту. Однако в революционный способ изменения российской действительности и в счастливый исход декабристского заговора он не верил. Раннее малоизвестное творчество Грибоедова тесно было связано с драматургией. Писатель соавторствовал с П. А. Катениным («Студент»), А. А. Шаховским и Б. М. Хмельницким («Своя семья, или замужняя невеста»), Жандром («Притворная неверность», блистательный перевод комедии Г. Барта). Первое самостоятельное произведением» писателя - комедия «Молодые супруги» - вольное переложение известного сюжета французского драматурга К. де Лессера.

Основная тема произведения - изображение действительности в таком виде, как она есть: развратность нравов и жизненных устоев загнивающего дворянства и печальное во многом несправедливое положение передового человека, оказавшегося в подобном окружении. Проблемы, которые ставит в произведении автор, действительно серьезны. Они касаются положения русского народа, принципов воспитания и образования, изживших себя и устаревших, самодержавия и самобытности России. Многие их них были подняты и ранее в произведениях других авторов этого времени, но большинство из них так и не получили своего логического разрешения.

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно - категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом

был важен и актуален для предшествовавших А. С. Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В «Горе от ума» этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И. А. Гончарова и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что «умное действующее лицо» в комедии - Грибоедов, а Чацкий - это только «пылкий, благородный и добрый малый, "проведший несколько времени с очень умным человеком {именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями» Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком? Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, - резонер в «Мизантропе» Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдин в «Недоросле» Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например). Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а «речь его кипит умом, остроумием», как говорит И. А. Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «Мильон терзаний». Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А. С. Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» - комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.

Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. В своем произведении А. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов:

«Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме»; Софья: «Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко» и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя. «Комедия дает Чацкому только « Мильон терзаний» и оставляет, по- видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы». Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее («чувствителен, и весел, и остер», как говорит Лиза). Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу»; описывая Молчалина, он снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, / Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?..» Чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!», т. е. он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству). Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя. «Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме». «Горе от ума» Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством («У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен»), как говорит И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний», он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.

Название пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» содержит в себе необычайно важный вопрос: а что такое ум для самого Грибоедова. Ответа прямого на этот вопрос писатель не дает, и уже в этом обнаруживается переосмысление традиций классицизма. Назвав «умным» Чацкого, А. Грибоедов перевернул все с ног на голову, осмеяв старое понимание такого качества в человеке, как ум. А. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, постоянно наталкивающегося на нежелание понимать его, что проистекало именно из-за традиционного понятия «благоразумия», которое в «Горе от

ума» связывается с определенной социальной и политической программой. Комедия А. Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким - смешным и одиноким («один умный человек на 25 глупцов»), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир. А. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и привнес в текст новые, непривычные для комедии классицизма проблемы. Однако хотя его метод близок к реалистическому, но писатель все же не достигает реализма во всей его полноте при показе характеров, быта, социальной среды и всех глубинных проблем, сокрытых в обществе того времени.

Яркий, образный, афористичный язык комедии по-прежнему делает произведение интересным для современного читателя. Нет такого произведения ни в русской, ни в зарубежной литературе, которое бы искрилось таким обилием крылатых слов и выражений. А. С. Пушкин говорил о мастерстве Грибоедова так: «О стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу». Крылатые фразы не только украсили текст произведения, органично вплетаясь в него и из него же вытекая, но и стали богатством языка русского, пошли «в народ».

Злободневность комедии по-прежнему неоспорима. Молчалины блаженствуют на свете. Типичные люди встречаются и сейчас только в масках приличия, с поведением, делающим их менее заметными в толпе, и с новым «лоском», на который падки современные же Софьи.

Каждый персонаж комедии стал нарицательным. О существовании подобных образов в реальной жизни, к сожалению, не приходится сомневаться. Взять хотя бы Репетилова - бесполезнейший, ненужнейший для общества человек, который, однако, принят в него благодаря своим блестящим способностям - умению «прилепиться» к более умному человеку и питаться его мыслями и идеями, извращая их и присуждая себе их авторство. Недаром в его уста вложена фраза, ставшая крылатой:

«Да, умный человек не может быть не плутом».

«Горе от ума» явилось величайшим произведением подобного толка для своих современников. До сих пор его образы живы, герои и темы существуют бок о бок с реальностью. Порой страшно становится заглядывать в будущее

- проходят века, сменяются поколения, но грибоедовская комедия продолжает оставаться, ведь мысль человеческая и человеческие суждения во многом консервативны. А судьи кто? Бессменные Фамусовы и Молчалины. Чацкие? Их предостаточно, но они занимают все то же место, что и несколько столетий назад. Они могут критиковать, вполне верно и обоснованно, могут ругать закостенелые и обветшалые, но без того не менее пошлые общественные условия. Но дальше критики дело обычно не продвигается, и выход остается только один: подобно главному персонажу комедии бежать.

Вон из Москвы!

Сюда Я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь,

Пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок».

Вневременное произведение Грибоедова останется таковым не только в силу его особенной остроты и актуальности, но и благодаря блестящему образному ряду, прекрасно налагаемому на современное общество:

Ну бал! Ну Фамусов!

Умел гостей назвать!

Какие-то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Комедией Грибоедова «Горе от ума» восхищались, восторгались, ее хвалили, переписывали от руки. И с не меньшей энергией - бранили и ругали.

А более всего спорили о Чацком, что вполне понятно: он - главный герой. Непонятно было другое: умен ли он? Или, говоря иначе, от ума ли горе?

В январе 1825 года, отвечая на критику Павла Александровича Катенина, Грибоедов писал ему: «Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению- девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет! И в моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека)- и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».
Так смотрел на своего героя Грибоедов. А вот Александр Сергеевич Пушкин, гениальный поэт и гениальный читатель, ситуацию оценил иначе. В январе того же 1825 года он поделился с князем Петром Андреевичем Вяземским: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен». В другом письме, к Александру Александровичу Бестужеву, уточнил: «А знаешь ли, кто такой Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским девушкам? Мол-чалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать бисер перед Репетиловым и тому подобным».

Более резко высказался рассердившийся на Грибоедова за его комедию «Московский старожил» Михаил Александрович Дмитриев: «Господин Грибоедов хотел представить умного и образованного человека. Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову. Чацкий есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее. Чацкий, который должен быть

умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным» С Дмитриевым не согласился Орест Михайлович Сомов, ибо считал, что Грибоедов «представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не совсем свободного от слабостей: в нем их две - заносчивость и нетерпеливость». Белинский разругал и Грибоедова, и его героя - Чацкого: «Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами значит быть глубоким человеком? Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади». Глубоко оценил эту комедию кто-то (здесь должно сказать о совпадении взглядов Белинского и Михаила Дмитриева), сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья. Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком глубокое противоречие человека с обществом, и вышло Бог знает что?» Позже взгляды Белинского стали меняться - «от порицания к восхищению».

С восхищением или, точнее, с явной симпатией писал о Чацком Аполлон Александрович Григорьев. Он впервые в русской литературе сблизил героя комедии с декабристами. Декабристом считал Чацкого и Федор Михайлович Достоевский, правда, в отличие от Герцена, выводы из этого делал другие: «Чацкий - декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же», - отметил Достоевский, размышляя об оторванности Чацкого от основ русской жизни.

Трудно сказать, в какой мере соответствуют взглядам Достоевского слова героя «Весов» Шатова, но в подготовительных материалах к роману в его уста вложена оценка в своем роде единственная: «Чацкий не понимал, как ограниченный дурак, до какой степени он сам глуп». Эти суждения долгое время хранились в бумагах Достоевского и, естественно, долгое время не были известны. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.

Давайте попытаемся объяснить смысл названия Горе от ума, ведь если следовать логике, то от ума горя никак не может быть. Какой же тогда смысл в название комедии заложил писатель? Чтобы получить ответ на этот вопрос, достаточно познакомиться с произведением, где столкнулись два полюса и две эпохи, люди века прошлого и представитель века нынешнего. И здесь сразу становится все на свои места, и мы начинаем понимать в чем смысл названия комедии .

Горе от ума может быть в том случае, когда нормальный человек попадает в общество деградировавших людей, что погрязли в своих предрассудках. Их невозможно переубедить, они живут старыми устоями, не стремятся к познаниям, как в комедии. Там чины и награды легко получают без особых проблем. Для этого ум и знания совсем не нужны, ведь достаточно бить в пол челом, и награда не заставит себя ждать. И вот , представитель нового времени как раз и попадает в такое общество. Он умный, воспитанный, начитанный, приехал из-за границы, чтобы помочь людям чему-то научиться, помочь изменить свою жизнь к лучшему. Но, его не поняли, ум и знания не оценили. Мало того, начитанность и образованность Чацкого сочли опасными. В фамусовском обществе Чацкого называют сумасшедшим, и говорят что он за границей сошел с ума.

Чем раскрывается смысл названия комедии?

В этом и раскрывается смысл названия комедии Горе от ума. Ведь Чацкий в действительности из-за непонимания окружающими, при этом лучшим для себя решением он выбрал отъезд из столицы, от погрязшего в своих предрассудках общества. Он уезжает туда, где его оценят, где к нему могут прислушаться, а его мысли окажутся полезными.

Раскрывая нашу тему о смысле названия Горе от ума, стоит отметить, что автор раскрыл такие проблемы как ум и глупость, ум и безумие, стремление к лучшему и грустные реалии жизни.



Похожие статьи
 
Категории