Картина И. Шишкина "Рожь": мои впечатления

10.04.2019

На уроках русского языка школьники часто пишут творческие работы, изложения, диктанты. В 4 классе - сочинение по картине Шишкина «Рожь», одной из известнейших работ этого неповторимого художника. Давайте посмотрим, на какие детали обратить внимание и что вы должны продемонстрировать преподавателю, чтобы получить отличную оценку.

Общие вопросы

Прежде чем начать писать, ознакомьтесь с самой работой. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» вы сможете написать только в том случае, если внимательно её изучили.

Чего хочет от вас учитель? Что вы должны ему предоставить, чтобы получить хорошую оценку? Здесь есть три составляющих: ваши собственные мысли, умение облечь их в красивую форму и следование правилам написания творческой работы. Рассмотрим каждую составляющую отдельно, чтобы вы смогли поэтапно написать в 4 классе сочинение по картине «Рожь», а в последующем - любое другое сочинение.

План

Первым делом вам необходимо продемонстрировать свою осведомленность о существовании понятия структуры работы. Если вы начнете словами «На картине изображено…» вам немедленно снизят оценку на балл. Потому что читатель ещё даже не знает, о чем идет речь!

В Шишкина «Рожь» в 4 классе вы должны сперва упомянуть название полотна и его автора. Вслед за этим расскажите некоторые факты о художнике. Затем перейдите к описанию, разбавляя его собственными рассуждениями. Наконец, красиво завершите текст, не забыв отметить важность творчества Шишкина для отечественной культуры.

Об авторе

Что вы знаете о художнике? Чем примечательна данная работа? Когда она была написана - в каком веке, в каком году? Может быть, вы даже сможете указать местность, изображенную на полотне. Помните: в сочинении по картине Шишкина «Рожь» вы можете проявить эрудицию, заработав дополнительный «плюсик» в глазах преподавателя.

Каковы любимые сюжеты в его произведениях? Знаете ли вы другие его работы? Далеко не каждый ученик может похвастаться знаниями биографии великого художника - будьте умнее, почитайте о нем заранее. Тем более, что данный представитель русской школы живописи является поистине выдающимся автором.

Основная часть

Приглядитесь к полотну. Благодаря фотографической точности художника вы можете различить самые мелкие детали: колосья гнутся, но ветра нет: деревья спокойны. Значит, уже поспел урожай, и вы можете безошибочно определить время года. В траве вы можете увидеть множество васильков - их синие лепестки четко выделяются на фоне, если присмотреться повнимательнее.

В сочинении на тему "Картина Шишкина «Рожь»" каждая деталь стоит упоминания. Куда летят птицы? Как вы думаете, какова их «порода»? Посмотрите, откуда на деревья падает свет: какое время дня изображено на картине? Расскажите, как вы считаете, умело ли автор передал настроение пейзажа и почему.

Художественная речь

Учитель всегда хочет увидеть прогресс у своего ученика. Используйте красивые слова, не ленитесь посмотреть их в словаре. Сформулируйте основную мысль устно, а затем приукрасьте её: подберите синонимы, эпитеты, метафоры. Постарайтесь в сочинении по картине Шишкина «Рожь» в 4 классе использовать хотя бы несколько слов, которые не использовали в предыдущих творческих работах. Это обязательно отметит преподаватель при выставлении оценки.

Грамотность

Какими бы красивыми словами вы ни говорили, за грамматические ошибки и косноязычность балл вам непременно снизят. Если вы забыли какие-то правила: путаете «-тся» и «-ться», «в течение» и «в течении», это поправимо - интернет сегодня позволяет проверить себя в реальном времени. Главное - не лениться. Кроме того, в сочинении по картине «Рожь» вам следует использовать сложные предложения, не ограниченные подлежащим, сказуемым и парой второстепенных членов.

Ошибки

Вы можете обратиться к родителям за помощью, если возникают определенные проблемы, но не просите их делать какие бы то ни было домашние задания вместо вас! В этом случае вы ничему не научитесь, а в будущем количество сложных и непонятных работ только увеличится. Напишите в 4 классе сочинение по картине Шишкина «Рожь» самостоятельно и отдайте взрослым на проверку, чтобы они отметили ошибки, которые следует исправить. Так вы и попрактикуетесь, и получите хорошую оценку.

Использование интернета

Ни в коем случае не списывайте готовую работу из интернета! Безусловно, там вы сможете найти их, но какой в этом смысл? Самые важные в вашей школьной жизни творческие работы вы списать уже не сможете, поскольку они выдаются индивидуально, а своих ошибок вы знать не будете. Отсутствие опыта и умения рано или поздно сделает своё дело, поэтому расценивайте данное сочинение по картине «Рожь» как способ попрактиковаться. Успешное его написание станет маленьким достижением на пути к большой цели.

Заключение

Чтобы текст выглядел единым художественным произведением, необходимо его завершить на наивысшей эмоциональной точке. Если в середине сочинения по картине «Рожь» вы занимаетесь анализом полотна, отмечаете какие-либо эстетические тонкости, то в финале необходимо перейти на больший уровень обобщения.

Отметьте красоту русской природы, её просторы, леса и поля; редкий талант художника и мастерство его владения кистью. Нескольких предложений будет вполне достаточно.

Таким образом, сочинение по картине «Рожь» состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения. Вся работа займет у вас не больше часа, даже с учетом того, что вы будете писать её от руки. Вложите немного сил и вдохновения в данный текст, и преподаватель обязательно оценит его по достоинству.

С.Н.КРУПИНА,
средняя школа N 76,
г.Ярославль

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
ПО КАРТИНЕ И.И.ШИШКИНА "РОЖЬ"

5 класс

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.

Н.А. Некрасов

Цель: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе.

Оборудование: 1) репродукции картин Шишкина «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали» и др.;
2) запись части I Первой симфонии В.Калинникова.

I. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике И.И. Шишкине (1832–1898).

Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.
– Что означает слово пейзаж ?
Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств.
В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
Шишкин прославился как пейзажист. Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера – «Рожь». Перед вами репродукция картины.
– Что означает слово репродукция ?
– Кто знает, где хранится подлинник? (Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)
Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина: «Корабельная роща», «Лесные дали».
В.Стасов называл пейзажи Шишкина «пейзажами для богатырей».
– Вы согласны с мнением известного русского критика? Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?
Именно к этой картине такие слова относятся больше, чем к любому другому произведению мастера.

II. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

– Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.)
– Какое время дня написал художник? (Полдень.)
Вспомните стихи о ржаном поле. (Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...». См. приложение.)
– Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)
– Что можно сказать о колосьях? (Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)
– Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)
– Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)
– Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.
(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)
– Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.
– Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж? (Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)
– Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».
– О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Прочитаем слова поэта Н.А. Некрасова, которые мы поставили эпиграфом к нашему уроку. Почему Некрасов выбрал определение врачующий к существительному простор?

Прослушаем фрагмент из Первой симфонии русского композитора XIX века Василия Сергеевича Калинникова. Эта мелодия созвучна картине Шишкина, также воспевает широту, простор родной природы.

IV. Заключительное слово учителя

Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу.
Закончить беседу по картине можно стихотворением И.Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».

1. О художнике-пейзажисте И.Шишкине.
2. Описание картины И.Шишкина «Рожь».

1) Желтеющее море ржи.
2) Огромные сосны среди ржи.
3) Как хорошо в поле!

(Использованы материалы книг: Порудоминский В. «Первая Третьяковка»; Осокин В. «Рассказы о русском пейзаже»; и др.)
Во время беседы учитель выписывает ключевые слова (и их синонимы), которые дети могут использовать в своем сочинении-описании.

Золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, скользят по голубому небу, раздолье, широкий простор, русское богатство.

Приложение

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

урок призван обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им представление о роли пейзажа в повествовании: о том, как он связан с событиями, состоянием героев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

Коновалова Л.А.

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Цель: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им представление о роли пейзажа в повествовании: о том, как он связан с событиями, состоянием героев

Оборудование: 1) репродукции картин Шишкина «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали»

2) запись части Первой симфонии В. Калинникова.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- «Красота чувствуется, а не меряется аршином», - писал русский публицист Д.И. Писарев

- «Красота – всё красивое, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» - это определение красоты, данное в словаре С.Ожегова

- «Совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к красоте, силе и благородству собственных помыслов», по словам К. Паустовского, отражены в полотнах великих русских мастеров прошлого. Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая «спасет мир»

Мы сегодня поговорим о красоте, мы будем искать красоту, а вот где и в чем мы будем искать красоту, узнаем лишь тогда, когда разгадаем нашу мозаику

ВО КЗАЛ О ГАДКА

К СТРЮЛЯ Ж ВОПИСЬ

КО ИДОР УТРЕ ИЙ

Вы совершенно правы, мы будем искать красоту в картинах. А вот в чьих картинах, мы узнаем, прослушав фрагмент радиопрограммы «Хочу все знать»

Радиоведущая: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! В эфире радиопередача «Хочу все знать», и я, ее ведущая Ахатова Гуля. Новость сезона: 30 августа 2007 года наш город отметил свой тысячелетний юбилей. Вот и сегодня мы поговорим о людях, прославивших наш любимый город. Елабуга… Удивительное слово. Елабуга… только здесь мог родиться Иван Иванович Шишкин - один из выдающихся художников мира. Здесь, посреди России. Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. В 1910 году И.Э. Грабарь писал: «Недавно еще его картины казались современному поколению только скучными и лишенными достоинств, кроме похвальной усидчивости. Но теперь, когда прошла острота борьбы двух мировоззрений, надо признать, что заслуги Шишкина в истории русского пейзажа огромны»

Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств. В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
Шишкин прославился как пейзажист.

Ученик: Алло! Это радиопередача «Хочу все знать»? Вам звонит Илькин Радик. Дело в том, что моя сестра Лилия вышила крестиком картину Ивана Ивановича Шишкина «Рожь», о которой я бы хотел рассказать в вашей программе. Можно?

«Рожь» (1878) – одно из классических созданий Шишкина. Торжественные силуэты сосен, возвышающихся над разливом золотых колосьев, да голубизна обесцвеченного жарой неба еще не исчерпывают этой картины. С мудрой простотой воплощено в ней высокое чувство любви к родине, к народу, к его труду; ясно и сильно Шишкин передает бескрайность простора, масштабы полей, красоту стелющихся или возвышающихся масс, ритм уходящих к горизонту деревьев. Это – широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в ее могучие силы.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера «Рожь». Россия – страна пейзажа. Что означают слова пейзаж, пейзажист ?

Ученик : В словаре С .И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующие определения:

Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

Учитель: Перед вами репродукция картины. Что означает слово репродукция ?

Ученик : Репродукция – 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише.

2. Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом

Учитель: Кто знает, где хранится подлинник?

(Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)

Учитель: Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина: «Корабельная роща», «Лесные дали».В.Стасов называл пейзажи Шишкина «пейзажами для богатырей».– Вы согласны с мнением известного русского критика?

Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?

Ученик : Именно к этой картине такие слова относятся больше, чем к любому другому произведению

  1. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

Учитель : Что изображено на картине?

Ученик : На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.

– Какое время дня написал художник? (Полдень.) Вспомните стихи о ржаном поле.

(Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...».)

– Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)

– Что можно сказать о колосьях?

(Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)

– Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)

– Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)

– Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.

(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)

– Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.

– Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж?

(Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)

– Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».

– О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?

Учитель: Дима подобрал стихотворение, которое зеркально отражает настроение автора картины.

Ученик читает стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав

Учитель: Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Где бы ни был живописец, чтобы ни писал – остров ли Валаам, Крым или Германию, - он писал свою малую Родину, «ее степей холодное молчанье. Ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям…». Здесь он с утра обыкновенно забирался куда-нибудь за город и целые дни бродил по замечательно красивым окрестностям Елабуги, зачеркивая и, главное, наблюдая, усваивая себе природу, которой он оставался верен всю жизнь и к которой постоянно до последнего времени возвращался в своих картинах.

Учитель: Заполните таблицу «Лексика к картине И.И. Шишкина «Рожь»

Слова для справок : золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, легкое дуновение ветерка.

Учитель: Мы учимся писать сочинение. Нам нужно соблюдать определенные правила написания сочинения – это композиционная схема. Обратите внимание на таблицу

«Композиционная схема сочинения – описания»

Учитель: Ребята, скажите, с чего или как вы начнете свое сочинение?

Ученики:

- Великий русский художник Иван Иванович Шишкин написал много замечательных картин о родной природе: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Лесные дали» и другие. Мне больше всего нравится картина «Рожь», о которой я хочу рассказать.

- В историю русской живописи И.И.Шишкин вошел прежде всего как пейзажист. Шишкин – создатель так называемого «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

Учитель: Что можно написать в конце сочинения?

Ученик: можно описать свое мироощущение. Например, глядя на картину «Рожь» зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Учитель: Игра слова – магниты. Верните слова на свои места.

Словарная работа. Обогащение словарного запаса:

Вошел в историю русского искусства как …………….мастер пейзажной живописи.

Воспел русскую природу в ярких картинах, полных ……………….

С пейзажами Шишкина в изобразительное искусство вошли мотивы………………………..

Художник раскрыл историко-национальное своеобразие быта и пейзажа провинции в ………… Тишиной, спокойствием веет от полотен Ивана Ивановича Шишкина, русского художника, которого называют …………….

Художник сумел передать в картине «Рожь» то…………..настроение

Слова для справок: сочной яркой манере живописи; непревзойденный; русской провинции; поэзии, свежести, воздуха; восторженное; поэтом русской природы

(Как вы думаете, в какой части вашего сочинения можно использовать данные лексические средства)

Также необходимо обратить внимание на синонимы, чтобы избежать неоправданных лексических повторов в сочинении, заполните таблицу:

Слова для справок:

  1. Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской

Природы.

  1. Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, сумел передать, воспел, добивается передачи, вложил в картину.
  2. Картина, полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.
  3. Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, дает возможность узнать, вызывает впечатление, передает ощущение приближающейся осени

Когда будете писать сочинение, то обязательно воспользуйтесь памяткой

Вопросы, на которые необходимо дать ответ в сочинении

  1. Кто написал картину «Рожь»?
  2. Какие еще картины этого художника вы знаете?
  3. Что изображено на этой картине?
  4. Какими красками изображен осенний пейзаж?
  5. Чем написана картина: маслом или акварелью?
  6. Какие чувства будит в вас эта картина?

Меня всегда удивляло неповторимое мастерство художников, которым чудесно удается передавать не только различные явления, но и ту атмосферу, которая их окружает. И больше всего, по моему мнению, это относится к изображению природы. Один из таких великолепных пейзажей сейчас перед нами -- это картина великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

И. И. Шишкин -- один из выдающихся мастеров пейзажной живописи. Горячо любящий родную природу, он большинство своих картин посвящал именно этой теме. В них художник стремился как можно более объективно, точно и полно передать бесконечное разнообразие растительного мира.

Он создавал прекрасные, одухотворенные образы русской природы, стараясь всеми возможными способами раскрыть своеобразие и величие родной земли, передать неповторимую красоту ее лесов и полей. На его полотнах мы можем встретить бесконечные дали Русской земли с ее лесами, полями и озерами («Лесные дали»); маленький уголок утреннего леса («Утро в сосновом лесу»). Мы видим одинокую северную сосну («На севере диком…»), тихую речушку после дождя («На реке после дождя»), лесную пасеку («Пасека») и много других прекрасных зарисовок российской природы.

Но самое большое впечатление на меня неизменно производит его картина «Рожь».

На картине изображен один из дней ранней осени или позднего лета. Над бескрайними просторами русского поля едва начинают сгущаться облака, создавая неуловимое ощущение приближающегося дождя. И вся природа находится в тревожном, но в то же время каком-то радостном предчувствии. Редкие высокие красавицы-сосны вдалеке -- любимые образы картин Шишкина. Они уже видят серые тучи за горизонтом, но им совсем не страшна непогода. Живительная влага дождя только наполнит соком их пушистые вечнозеленые кроны. А одинокое высохшее деревце между ними, возможно, надеется снова пробудиться к жизни. Нет, чуда, конечно же, не произойдет, но его сухие веточки первыми встретят приближающиеся капли дождя.

Свежесть осеннего воздуха чувствует на поле рожь. Словно волшебное желтое море катит свои мягкие волны -- это колышет и волнует все усиливающийся ветер густые колосья. И нет конца и края этим чудесным просторам! Прольется дождь, но не согнет, не повредит крепкие стебли. Золотистая рожь только пышнее заколосится, Впитывая в себя драгоценную влагу.

Бежит вдаль тропинка, разделяющая это широкое поле. И глядя на картину художника, я ощущаю себя случайным путником, оказавшимся посреди этих бескрайних просторов, окруженным густыми золотыми колосьями, вдыхающим полной грудью свежий воздух. Хочется увидеть и ощутить всю красоту нетронутой, чистой русской природы.

И. И. Шишкин создавал прекрасные картины родной природы, воспевая ее силу, раскрывая перед нами ее красоту и неповторимость. Он довел до совершенства светотеневое решение своих картин, добившись живописно-тонального единства. Каким разнообразием и насыщенностью красок играют его произведения, подчеркивая и усиливая ощущение богатства и изменчивого состояния природы! Как выразительно и поэтично раскрывает художник черты русского ландшафта!

Шишкин писал природу, отражал все ее великолепие и многообразие. Мне кажется, он хотел проникнуть в души людей, пробудить в них лучшие человеческие чувства, вызвать гордость от сознания того, что вся эта красота -- самое большое богатство нашей родины, и нужно во что бы то ни стало сохранить ее такой на долгие годы.

шишкин живопись рожь пейзаж

Великий художник Иван Иванович Шишкин вошел в историю русской живописи как создатель «пейзажа настроения». Он очень умело передавал через свои полотна состояние природы и окружающего мира. Основным персонажем в картинах мастера кисти И. И. Шишкина являются пейзажи с изображением леса, преимущественно соснового. В его картинах воспета природа родного края, богатство и достояние живущих на ней людей. Пейзаж-картина «Рожь», созданная певцом русской природы в 1878 году, проникнута чувством покоя и выполнена в яркой манере живописи.

На главном плане картины открывается золотое поле со спелой рожью. Тучные колосья уже готовые к сбору урожая, колышутся под легким дуновением ветерка. А в некоторых местах, особенно по обочине, много золотых колосьев под своей тяжестью наклонилось к земле. Легкое колыхание колосьев, как бы передает аромат созревшего урожая. Там в глубине поля виднеются голубыми точками васильки, которые необыкновенно украшают собою весь пейзаж. На переднем плане картины берет свое начало извилистая полевая дорога. По ней не очень часто ездят, большая ее часть заросла полевой травой, ее украшают белые ромашки. Она, извиваясь, уходит вдаль вглубь поля.

На богатом ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны-сторожа. Мохнатая ветвь старой сосны справа очень низко нависает над рожью. С одной стороны она совершенно без веток, видимо многие годы испытывала на себе влияние холодного северного ветра. А деревья слева передают в полноте разнообразие своих одежд: от самой пышной формы, полностью одетой ветками до совершенно голой сосны, от которой остался только ствол. В небе, над соснами-богатырями танцуют свой прекрасный танец, полевые птицы, наслаждаясь чудесным теплым днем. Над ними скользят по небу легкие воздушные облака. И там, в глубине картины, на ее самом дальнем плане виднеются тучки, возможно, собирается гроза и скоро прольется теплый летний дождик.

Картина наполнена высоким чувством любви к родному краю и его природе. Она передает зрителю это чувство и дарит наслаждение прекрасным творением великого мастера кисти.



Похожие статьи
 
Категории